Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом

Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики.

1. Социально-экономическая сущность заработной платы

Заработная плата как социально-экономическая категория, с одной стороны, является основным источником денежных доходов работников, потому ее величина в значительной мере характеризует уровень благосостояния всех членов общества. С другой стороны, ее правильная организация заинтересовывает работников повышать эффективность производства, а, следовательно, непосредственно влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Заработная плата как элемент рынка труда является ценой рабочей силы, а также статьей расходов, на производство, которое включается в себестоимость продукции, работ (услуг), на отдельном предприятии. Во время определения заработной платы как цены рабочей силы необходимо учитывать единственную меру оплаты труда, критерием которой является реальная стоимость жизни работника и ее семьи. Как цена рабочей силы заработная плата формируется на рынке труда и является внешней относительно предприятия. Как элемент цены производства заработная плата должна определяться частицей в созданной предприятием стоимости. Во время формирования частицы заработной платы необходимо не допускать возмещения избыточных затрат труда и обеспечивать ее повышение только в связи с увеличением количества выпущенной продукции, более эффективным использованием ресурсов, ростом производительности труда. Заработная плата является наиболее действенным инструментом активизации человеческого фактора и использования трудового потенциала. При этом использование существующего квалификационного и творческого потенциала работников должно полностью зависеть от научной обоснованности и выбора методов увязки заработной платы с квалификацией, содержанием выполняемой работы, результатами труда и условиями, в которых она осуществляется.[1]

1.1 Понятие и виды заработной платы.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)[2] заработный плата труд

5 стр., 2304 слов

Состав фонда заработной платы и выплат социального характера

... состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, ...

Существуют два вида заработной платы: основная и дополнительная.

К основной относятся:

1. оплата, начисляемая работникам за отработанное время;

2. количество и качество выполненных работ;

  • оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии;
  • доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, оплата простоев не по вине рабочих.

К дополнительной заработной плате относятся:

1. выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду;

2. оплата очередных отпусков, перерывов на работе кормящих матерей;

  • льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей;
  • выходного пособия при увольнении.[3]

1.2 Формы оплаты труда

Расходы на оплату труда во многом зависят от применяемой на предприятии формы оплаты труда. Расходы на оплату труда можно сократить, выбрав оптимальную форму оплаты труда. Для этого проведем анализ труда и его оплаты. Рассмотрим две основные формы оплаты труда: повременная оплата труда и сдельная оплата труда. Все остальные формы оплаты труда — комбинация этих двух форм. [4]

Повременная оплата труда отличается тем, что сотруднику оплачивается то время, которое он фактически отработал. Сдельная оплата труда учитывает то количество продукции, которое работник изготовил.

При повременной оплате труда труд может оплачиваться исходя из часовой тарифной ставки, из дневной тарифной ставки либо из месячного оклада. Формы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов устанавливает фирма в Положении об оплате труда.

При повременной оплате труда сотрудники бухгалтерии должны знать, сколько времени было отработано сотрудником, чтобы начислить ему зарплату. Для этого ведется табель учета рабочего времени. В этом документе отражается, сколько часов и в какой день сотрудник трудился. .[5]

Работа с почасовой оплатой означает, что сумма заработка определяется исходя из количества часов, которое отработано сотрудником. Работа с почасовой оплатой предполагает применение следующей формулы для расчета зарплаты: Количество фактически отработанных часов * Часовая ставка = Сумма зарплаты.

Работа с ежедневной оплатой оплачивается исходя из количества отработанных дней. Если на фирме практикуется работа с ежедневной оплатой, то зарплату можно посчитать так: Количество фактически отработанных дней * Дневная ставка. [6]

Сдельная оплата труда может быть следующих видов:

  • простая;
  • сдельно-премиальная;
  • сдельно-прогрессивная;
  • косвенно-сдельная.

Простая сдельная форма оплаты труда характеризуется тем, что заработную плату исчисляют исходя из сдельных расценок, установленных в фирме, и количества продукции, которую изготовил работник.

При сдельно-премиальной оплате труда работнику помимо заработной платы начисляют премии, например, за отсутствие брака.

6 стр., 2754 слов

Реферат по экономике труда оплата труда

... влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. Так же обратимся к рассмотрению основных форм заработной платы. Таких как повременная оплата труда и сдельная оплата труда. Рассмотрим ... воплощать в себе фактически 10 часов труда прежней интенсивности. Цена труда рабочего падает по мере повышения интенсивности труда. В нашем примере цена труда составит уже не 30 руб/час, а ...

Еще одна сдельная форма оплаты труда — сдельно-прогрессивная — ставит сдельные расценки в зависимость от количества произведенной продукции за тот или иной период времени. Чем больше сотрудник изготовил продукции, допустим, за месяц, тем больше сдельная расценка.

При косвенно-сдельной системе оплаты труда заработную плату работникам (как правило, сотрудникам обслуживающих производств) устанавливают в процентах от общей суммы заработка работников того производства, которое они обслуживают.

В случае производственной необходимости сотрудника можно привлечь к работе в ночное время. Перечень таких случаев законодательством не установлен. К ночному времени относят время с 22 до 6 часов. Как гласит статья 96 ТК РФ, для работы в ночное время нельзя привлекать беременных женщин, а также работников моложе 18 лет, за исключением работников, участвующих в создании или исполнении художественных произведений, других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Оплата труда в ночное время представляет собой доплату к основной зарплате сотрудника. Сумму доплаты за работу в ночное время прописывают в коллективном трудовом договоре. Оплата труда в ночное время не может быть ниже нормы, установленной постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время». Согласно этому документу минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Оплата труда работников образования регламентируется статьей 54 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1. Там сказано, что заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Не всех работодателей удовлетворяют известные формы оплаты труда. Многие разрабатывают новые формы оплаты труда. Например, система оплаты труда может предусматривать оплату не только фактических результатов, но и потенциальных способностей работника (стимулирование расширение набора специальностей, которыми тот владеет).

Форма оплаты труда может быть направленной на привлечение молодых специалистов или закрепление опытных кадров.

С 1 декабря 2008 года для работников федеральных бюджетных учреждений взамен 18-разрядной единой тарифной сетки (ЕТС) введена в действие новая форма оплаты труда. Новая форма оплаты труда предусматривает стимулирующие выплаты, а также доплату за дополнительную работу в бюджетном учреждении. Реформа направлена на более качественное выполнение работником бюджетных учреждений своих обязанностей: оплата труда складывается из индивидуального вклада работника.[7]

1.3 Меры государственного регулирования

Государственное регулирование заработной платы — это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

36 стр., 17954 слов

Изучение удовлетворенности трудом в отделении Контакт-центра

... ].Направлена на выявление уровня удовлетворенности трудом по следующим составляющим: интерес к выполняемой работе, достижения в профессиональной деятельности, взаимоотношения с коллегами и руководством, предпочтение выполняемой работы заработку, условия труда; определяется профессиональная ответственность работника и его ...

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача государства, при регулировании денежных доходов, заключается в обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума.

В связи с этим представляется правомерным рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения.

Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного (прямого) и индикативного (косвенного) регулирования заработной платы.

1. Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ);

  • Установление максимального и минимального размера надбавки к заработной плате;
  • Установление порядка индексации заработной плате;
  • Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

Индикативное воздействие государства включает:

1. Контроль инфляции, эмиссии денежных средств и валютного курса;

  • Установление ставок налогообложения для физических и юридических лиц;
  • Разработка тарифно-квалификационных справочников для конкретных видов деятельности.[8]

Государство имеет право прямо регулировать заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу.[9]

Минимальный размер оплаты труда

Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

Минимальный размер оплаты труда (МТРО) — устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях.

В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом (ФЗ).[10]

47 стр., 23118 слов

Учет и аудит заработной платы труда

... -правового регулирования учета и аудита заработной платы; 2) рассмотреть формы, системы и виды оплаты труда; 3) рассмотреть начисление выплат, а также порядок удержаний из начисленной заработной платы и отчислений с фонда заработной платы;4) исследовать вопросы организации бухгалтерского учета и аудита ...

2. Зарплата в России: Текущее состояние и перспективы развития

2.1 Зарплата в России: текущее состояние

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения

 зарплата в россии текущее состояние 1

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в октябре 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 2,4%, в январе-октябре 2012г. — на 3,5%.(приложение А)

Среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2012г., по оценке, составила 26256 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 12,1%, в январе-октябре 2012г. — на 14,0%.(приложение Б)

В январе-сентябре 2012г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования — 75% (в январе-сентябре 2011г. — соответственно 79% и 69%).(приложение В)[11]

2.2 Государственное регулирование заработной платы

Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателем и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом. Регулирование заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда.

Объективная необходимость регулирования заработной платы предопределяется следующими основными обстоятельствами:

  • изменением объема жизненных средств (предметов потребления и услуг) и их стоимостного (денежного) содержания, направляемых на оплату труда наемных работников, вызванного изменением результатов экономической деятельности;
  • необходимостью перераспределения средств, направляемых в обществе на оплату труда, в пользу тех или иных групп работающих;
  • приведением денежного выражения заработной платы в соответствие с ее реальной покупательной способностью, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
  • формированием более эффективного механизма связи заработной платы работников с фактическими результатами труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными);
  • необходимостью устранения недостатков, вызванных неполным отражением в условиях оплаты ее экономического содержания.[12]

Регулирование заработной платы непосредственно осуществляется соответствующими органами и представляющими их лицами, в компетенцию которых входит принятие нормативных актов по вопросам заработной платы.

В соответствии с природой (сущностью) экономических (и, соответственно, трудовых) отношений в тех или иных моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде, различаются два типа регулирования заработной платы:

  • централизованное (государственное);
  • децентрализованное (многосубъектное).
    6 стр., 2972 слов

    Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

    ... труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующего характера. заработной платы Закон "Об исполнительном производстве" расширил перечень оснований обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника ... производстве" взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные ...

Централизованное (государственное) регулирование заработной платы применялось в планово-регулируемых моделях экономики в СССР и некоторых других социалистических странах, основанных на монополии государственной собственности на средства производства.

Децентрализованное (многосубъектное) регулирование заработной платы с разной степенью ее либерализации применяется в странах с ограниченным влиянием государства на экономическую жизнь, с преобладанием в экономике негосударственных субъектов принятия решений.

В чистом виде ни один способ регулирования заработной платы в экономической действительности еще не существует

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.[13]

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, разделяют на прямые административные и косвенные экономические меры.

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи , которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

23 стр., 11303 слов

Регулирование заработной платы и политика доходов

... (или главный) источник дохода. В самом деле, около 75% национального дохода составляет заработная плата и жалованье. Так же как и политика доходов регулирование оплаты труда имеет свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к ...

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.[14]

Законодательное установление минимума заработной платы

Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.

Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, — установление минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, то необходимо двигаться в этом направлении, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отраслевых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров, позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.[15]

2.3 Проблемы в сфере оплаты труда в России и пути их преодоления

Период, который переживает Россия называют «переходным».

Переход от командно-административной экономики к рыночной, является далеко не простым и однозначным делом, и на этом пути возникает множество проблем и одна из них — проблема оплаты труда.

Специфика переходного периода состоит в том, что в условиях либерализации социально — трудовых отношении государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу. Это привело к тому, что процессы в этой области приобрели стихийный, бессистемный характер. В результате сложились непропорциональные, а порой и уродливые формы оплаты труда.

Заработная плата фактически перестала выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функцию.

Уровень оплаты труда, задержки выплаты зарплаты являются наиболее конфликтогенными факторами: согласно данным социологических исследовании в каждом третьем случае конфликты на предприятии возникают по причине несвоевременной выплаты зарплаты и в каждом пятом случае — по причине неудовлетворенности работников ее размерами.

4 стр., 1698 слов

Рынок труда и заработная плата

... труда, а для наемного работника количество труда определяет заработную плату. У В.С. Буланова встречается также такое понятие, как «рынок ресурсов труда». У Шпендлера П.Э. и Кокина Ю.П. в учебнике « Экономика труда» встречается трактовка рынка труда, ...

Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше среднего по стране уровень заработной платы в топливно-энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансово-кредитных учреждениях. В то же время в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в отраслях бюджетной сферы уровень заработной платы значительно ниже среднего по стране.[16]

Региональные различия в уровне заработной платы в значительной мере объясняются существующей схемой размещения производительных сил, сложившейся региональной экономической структурой. Так наиболее высокая плата в Москве и Санкт-Петербурге, а так же в Западно-Сибирском,

Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах. Низкий уровень заработной платы в Центрально-Черноземном, Волго-Вятском и Северо-Кавказском регионе, где преимущественно развит аграрный сектор экономики. труда разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную долю заработка работника.

Это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях. Тариф таким образом не выполняет функцию базовой оценки результатов труда.

Трудности российской экономики, усугубившиеся ухудшением финансового состояния предприятии и организации, недопоступлением налогов и других платежей в федеральный бюджет и бюджеты территории, негативно сказались на финансировании бюджетных организации. В настоящее время оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), утвержденной правительством РФ. Наиболее острый вопрос оплаты труда в бюджетной сфере — крайне невысокий уровень ставок и окладов.

Низкая заработная плата на основной работе, хронические задержки ее выплаты отрицательно сказываются и на отношении работников к своим функциональным обязанностям. Основное место работы, несмотря на то, что с ним пока еще связаны стратегические ориентации граждан, постепенно утрачивает свою значимость. Достаточно большая часть трудящихся имеет так же дополнительную работу, отдавая последней свыше 28 часов в неделю.

Становление системы социального партнерства, являющейся одним из основных механизмов регулирования рынка труда и установления цены рабочей силы, происходит медленно.

Действующий закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» не содержит конкретных механизмов регулирования оплаты труда, не предусматривает разделения функции между отдельными видами соглашении и не позволяет согласовывать их между собой [17]

Система районного регулирования оплаты труда сложилась в конце 50-х и в 60-х годах в условиях централизованной системы управления экономикой и в настоящее время не соответствует новым социально-экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различии в стоимости жизни по территориям. В законодательстве не закреплены четкие критерии определения районов Севера и отнесения к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регулирования оплаты труда.

Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот. В условиях, когда около 70% территории страны отнесены к районам, на которые распространяются указанные льготы, а различия в стоимости прожиточного минимума по субъектам федерации составляют 4-4,5 раза, государство не может нести бремя расходов по выравниванию уровня жизни населения. Эти расходы ложатся на предприятия. Но условия хозяйствования таковы, что предприятия попросту снижают тарифы на уровень районных и северных доплат, что бы общая сумма оплаты труда была приемлема для них. То есть соблюдение законов о районном регулировании чистая фикция, эти льготы только усложняют расчет заработной платы и подоходного налога.

29 стр., 14041 слов

Учет труда и заработной платы

... оплаты труда Повременная – форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. Для выполнения отдельных функций и объемов работ ...

Ослаблено внимание к нормированию труда. На многих предприятиях не проводится работа по пересмотру устаревших норм и по снижению трудоемкости продукции. Сокращается численность специалистов нормировщиков на предприятиях, упраздняются отделы по организации труда и заработной платы.

Все это обусловливает необходимость реформирования заработной платы в Российской федерации для создании условии для кардинального повышения реального размера оплаты труда, обеспечения реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функции заработной платы.Необходимость поиска новых подходов к системе организации оплаты труда на уровне предприятия с учетом не только отечественного, но и мирового опыта.[18]

Выделяют несколько путей решения проблем оплаты труда:

Необходимость совершенствования оплаты труда.

С переходом к рыночным отношениям требуется принципиально новая организация оплаты труда. И это не самоцель, а реальная необходимость замены устаревшей, низкоэффективной модели оплаты труда, которая в значительной мере сдерживает реализацию потенциала работников и их коллективов, тормозит развитие экономики. Организация заработной платы, основанная на использовании ее традиционных элементов в виде тарифных ставок и окладов, разного вида премии, доплат н надбавок, слабо восприимчива к научно-техническому прогрессу, повышению качества продукции, экономии ресурсов.

Всевозможные премии, доплаты и надбавки утратили стимулирующую роль и превратились по сути в механическую прибавку к тарифным ставкам и должностным окладам, как правило, не связанную с результатами труда. Более того, они настолько усложняют организацию заработной платы, что она становится недоступной для понимания. Можно было бы и дальше перечислять то, к чему существующая система оплаты труда не восприимчива, в чем она не заинтересовывает, к чему не побуждает.

Основанием для негативного отношения к ставкам и окладам послужило несколько аспектов.

Дело в том, что превышение меры труда, за которую выплачивается ставка или оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты, либо это увеличение незначительно и слабо ощутимо для трудящихся.

Поэтому тарифные ставки и должностные оклады работники традиционно связывают с тем предельным уровнем количества и качества труда, превышение которого материально не выгодно для них. При этом часто срабатывает принцип: зачем работать больше и лучше, если все равно получишь не больше установленной ставки или оклада.

Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов, при котором мера оплаты опережает меру труда, сначала устанавливаем гарантированный размер ставки или оклада, а уж затем «под него» ждем адекватного трудового вклада, допускает возможность их выплаты без достижения работниками соответствующих результатов. Здесь несколько иная логика: стоит ли достигать требуемых результатов, определенных тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную ставку или оклад.

Такой механизм организации выплаты ставок и окладов, естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает работников в высокопроизводительном труде. Более того, думается, что с учетом сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределения по труду в его классическом понимании и принципу социальной справедливости, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.

Именно в этом видится одна из основных причин сознательного недоиспользования трудящимися своих физических и интеллектуальных способностей. Достаточно большое количество работников не уверены, что если они будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.

Установление тарифных ставок и должностных окладов в большей мере соответствует не экономическим, а командно-административным методам хозяйствования, когда средства, предназначенные на оплату труда, централизованно выдаются «сверху» чаще без учета связи их размеров с конечными результатами работы предприятий и трудовым вкладом конкретных работников. Это не способствует углублению демократизации распределительных отношении, расширению прав и самостоятельности трудовых коллективов в решении экономических проблем.

Наконец, гарантированные ставки и оклады в большей степени отвечали лишь первой, «отмирающей» модели хозрасчета, поскольку только она предполагала гарантированный фонд заработной платы (ФЗП).

Другим, более прогрессивным моделям хозяйствования и, тем более рыночным отношениям они не только не соответствуют, но и противоречат, ибо в этих условиях размеры заработной платы работников полностью зависят от итогов хозяйственной деятельности предприятий, спроса потребителя на продукцию, размеров заработанных средств на оплату труда (ФОТ).

В данном случае уже нет экономической основы для того, чтобы заранее, до получения трудовым коллективом конкретных конечных результатов, устанавливать гарантированные тарифные ставки и оклады, которые затем могут быть не выплачены работникам из-за недостаточных размеров заработанного ФОТ.

Не логично распределять не гарантированный, динамичный ФОТ между работниками по гарантированным стабильным ставкам и окладам. Это равносильно попытке преждевременно точно распределить еще не созданный продукт. Приведенные аргументы убеждают в неэффективности тарифных ставок и должностных окладов, нецелесообразности их применения в условиях рыночных отношений.

Повышением оплаты труда.

Потенциальным источником средств, необходимых для повышения уровня оплаты труда, могло бы стать перераспределение ресурсов ВВП в пользу конечного потребления населения за счет валового накопления. Величина накопления уже упала до критического уровня и не обеспечивает достаточного объема инвестиций для развития отечественного производства товаров и услуг.

Повышению зарплаты в реальном секторе экономики могли бы способствовать изменения структуры зарплаты и издержек производства на основе снижения налогов и размеров страховых взносов, тарифов на продукцию и услуги естественных монополистов, высвобождение излишней численности работников и увеличение производительности труда за счёт совершенствования технологии, а также легализация теневых доходов, в том числе и путем законодательно установленного декларирования источников доходов при совершении дорогостоящих покупок [19]

Что касается изменения структуры издержек производства и сокращения материальных затрат, то этот путь действительно может стать источником роста ВВП и абсолютного увеличения оплаты труда. Однако для его реализации необходим комплекс соответствующих мер промышленной политики, который окончательно ещё не разработан.

В случае же реальной легализации скрытой оплаты труда потребительский спрос не изменится, поскольку и в настоящее время он формируется за счёт как легальной, так и скрытой зарплаты. Увеличение номинального объема ВВП может произойти только за счёт роста номинальных объемов отчислений во внебюджетные фонды, так как при легализации теневых доходов с них будут производиться соответствующие социальные отчисления.

Поскольку в краткосрочной перспективе возможности увеличения фонда заработной платы в экономике в целом ограничены, первоочередной задачей является повышение уровня средней заработной платы работников. Такой рост возможен за счет легализации зарплаты, получаемой в настоящее время в виде дополнительных выплат (например, депозиты, неучтенные наличные денежные суммы), роста эффективности труда, применения ресурсосберегающих технологий, оптимизации численности работников.

При нынешней напряженной ситуации на рынке труда, когда предложение превышает спрос на работников почти всех профессионально квалификационных групп, работодатели не заинтересованы в увеличении расходов на оплату труда.

Законодательным стимулом к росту заработной платы является повышение минимального размера оплаты труда. В условиях рыночной экономики это фактически единственный метод прямого воздействия государства на уровень заработной платы во внебюджетных организациях. При существующем минимальном размере оплаты труда величина минимальных тарифных ставок (окладов) в организациях реального сектора экономики, установленная отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами, составляет от 150 до 400 руб. и выше.

Таким образом, только значительное (в 3-5 раз) повышение минимального размера оплаты труда может побудить работодателей пойти на увеличение зарплаты. Учитывая ограничения по уровню реальных затрат на производство продукции (работ, услуг), работодателям, во-первых, придется изменить структуру суммарных расходов на рабочую силу в пользу выплат, непосредственно связанных с оплатой за выполненную работу. Во-вторых, для обеспечения роста заработной платы работодатели будут вынуждены официально начислять «теневую» часть заработной платы, в настоящее время скрытую от налогообложения.

В результате организации, имеющие законную выручку, не понесут убытки и дополнительные расходы, а государство получит выгоду от роста поступлений в бюджет и внебюджетные социальные фонды.

Текущие доходы работников могут несколько сократиться по сравнению с теми, которые получались «в конвертах», так как начисляемые официальные суммы должны быть уменьшены как минимум на величину уплачиваемых работодателем налогов и отчислений. Несмотря на это, повысится уровень социальной защищенности работников (оплата больничных листов, отпусков, исчисление пенсии).

Использование механизма повышения минимального размера оплаты труда для роста уровня заработной платы позволит также увеличить долю тарифа в заработной плате, что усилит права работников на получение гарантированного заработка, соответствующего их квалификации, повысит стимулирующую роль заработной платы и результативность труда.

В ближайшее время следовало бы принять меры по увеличению минимальной заработной платы на основе её поэтапного повышения до величины прожиточного минимума. Конкретные параметры этих соотношений должны фиксироваться в Генеральном соглашении между правительством, общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.

В первую очередь повышение минимального размера оплаты труда коснется 1,7% работающих (около миллиона человек), получающих заработную плату на уровне минимальной. Учитывая, что большинство из них находятся в отпусках по инициативе администрации, предприятия будут вынуждены принимать решения либо о сокращении списочной численности работников, либо о сохранении кадрового потенциала и вовлечении его в производственную деятельность при росте объёмов производства.

В реальном секторе экономики повышение минимального размера оплаты труда напрямую затронет отрасли, в которых в соответствии с заключенными отраслевыми тарифными соглашениями размер тарифных ставок 1-го разряда зависит от минимального размера оплаты труда либо незначительно превышает его.

Вместе с тем необходимо учитывать традиционные потребительские стереотипы, формирующие высокие инфляционные ожидания от повышения минимальных государственных гарантий. Резкое повышение минимального размера оплаты труда может спровоцировать рост цен даже при незначительном увеличении уровня средней заработной платы. Предотвратить такое развитие ситуации возможно на основе либо очень постепенного увеличения минимального размера оплаты труда, либо достижения договоренности профсоюзов и работодателей о сдерживании роста средней зарплаты по сравнению с увеличением минимальной, что, в свою очередь, позволит избежать усиления дифференциации заработной платы.

Необходимо разработать механизм увеличения зарплаты с учетом пересмотра тарифов, страховых взносов, что позволило бы сохранить реальный уровень получаемой работником зарплаты. Среди таких мер может быть сохранение для работодателей прежних размеров тарифов отчислений во внебюджетные социальные фонды в случае несоблюдения требований по повышению заработной платы, адекватном перераспределению тарифной нагрузки с работодателя на работника. [20]

Существенное повышение заработной платы даст очевидные положительные результаты:

  • усилится стимулирующая роль зарплаты и мотивация к высококвалифицированному труду;
  • увеличение покупательной способности зарплаты повысит платежеспособный спрос, что будет способствовать постепенной переориентации производства на потребительский сектор;
  • возрастет доля зарплаты в ВВП и денежных доходах населения;
  • увеличатся инвестиционные возможности населения, налоговые поступления, уменьшится нагрузка на бюджеты всех уровней, оптимизируется структура денежных расходов населения за счет покрытия стоимости жилищно-коммунальных услуг, расходов на образование и здравоохранение, расширения участия трудоспособного населения в системах социального страхования;
  • повысится уровень жизни трудоспособного населения.[21]

3. Заработная плата в России и за рубежом

 заработная плата в россии и за рубежом 1

Данный рейтинг составлен экспертами Центра экономического анализа «РИА-Аналитика», которые основывались на данных Евростата и различных органов власти европейских государств.

Лидерами рейтинга стали благополучный Люксембург, где минимальная заработная плата по итогам июля 2011 года в пересчете на российские рубли составляет 70.1 тыс. руб. в месяц ($2513 по среднему курсу ЦБ).

В первой тройке лидеров, однако, уже с большим отрывом от первого места, располагаются также Ирландия — 58.3 тыс. руб. ($2090) и Бельгия — 57.6 тыс. руб. или $2064. Достаточно высокие социальные гарантии в виде минимального уровня заработной платы и в таких государствах как Нидерланды (57.3 тыс. руб. или $2052) и Франция (54.5 тыс. руб. или $1952).

В целом все страны EC в рейтинге расположились в верхней его части, в то время как бывшие республики СССР дружно замыкают рейтинг.

На последнем месте рейтинга европейских стран находится Армения с показателем минимального уровня заработной платы в 2424 руб. или $86.8 в месяц. Далее с конца следуют Молдова (2663 российских рубля или $95.4) и Азербайджан (3017 руб. или $108.1).

Инфографика, созданная по результатам рейтинга РИА-Аналитика, опубликована в газете Московские новости №118 от 14 сентября 2011 года.

Россия, по оценка экспертов «РИА-Аналитика» с текущей величиной МРОТ в 4611 руб. (примерно $165) занимает в рейтинге европейских стран 23 место из 29, соседствуя с Болгарией, где минимальный уровень заработной платы (4897 руб. или $176) самый низкий из всех стран ЕС и Республикой Беларусь (3432 руб. или $123 по официальному курсу).

В силу нестабильности ситуации на валютном рынке Беларуси, следует оговориться, что при расчете МРОТ по курсу «черного рынка» эта страна занимала бы в рейтинге не 24, а 27 место с уровнем МРОТ около 2000 российских рублей или около $70.

В России, как и в большинстве стран бывшего СССР, МРОТ, к сожалению, не выполняет своей заявленной функции социальной гарантии работникам. То есть платить минимальную зарплату в размере 4611 рублей, конечно, можно, однако прожить на нее фактически нельзя. Текущий российский МРОТ составляет только 66% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в I квартале 2011 года и это без учета того, что у работающего могут быть иждивенцы. То есть эта величина не обеспечивает даже прожиточный минимум. Поэтому нынешний МРОТ нужно рассматривать скорее в качестве ориентира или базы для расчета пособий и пр., а не как реальную минимальную заработную плату. Впрочем, напомним, что еще десять лет назад МРОТ составлял вообще 300 руб. — цифру, которую применительно к термину заработная плата нельзя было рассматривать даже теоретически. Таким образом, повод для оптимизма все же есть и надежда на то, что МРОТ в ближайшем будущем станет реальной гарантией соцзащиты, остается.

В целом по темпам роста минимальных зарплат за последние 5 лет по расчетам экспертов «РИА-Аналитика», Россия занимает второе место в Европе, уступая только Республике Молдова. В Российской Федерации МРОТ за последнюю пятилетку увеличился в 4.2 раза, в Молдове — более чем в 6 раз. Третье место по темпам роста занимает Азербайджан — увеличение на 184%. В Западной Европе минимальные заработные платы за последние 5 лет также подросли, но гораздо медленнее. Самый низкий рост наблюдался в Великобритании — только 5%, за ней следует Франция 27% роста и Нидерланды (30%).

Еще одним достаточно интересным показателем является отношение годовой минимальной заработной платы в стране к объему ВВП с учетом паритета покупательной способности на душу населения (по данным МВФ в 2010 году).

Это относительно грубая, однако доступная характеристика того, как соотносятся социальные гарантии по минимальной заработной плате в стране и объемы производства этой страны на каждого ее жителя. То есть, сколько минимально платят работникам по сравнению с тем, сколько граждане страны для нее зарабатывают. Подобная характеристика не свидетельствует об уровне благосостояния граждан, однако позволяет в какой-то степени учесть и бедность стран и уровень цен. Во многом она отражает уровень социальной защищенности граждан страны с учетом уровня богатства самой страны. В небогатой стране, например, минимальные заработные платы могут быть высоки относительно того, что эта страна создает в виде ВВП, однако по абсолютным величинам она будет аутсайдером рейтинга. Наибольшее соотношение годовой минимальной заработной платы к ВВП на душу населения во Франции — 68.7%, далее следуют Бельгия и Ирландия (68.6% и 65.1%).

В тройке стран с самым низким показателем Казахстан (10.4%), Республика Беларусь (10.6%) и Россия (12.5%).[22]

Список использованной литературы

1. Социально-экономическая сущность заработной платы./ Рынок труда: анализ и статистика.2012.URL: #»665698.files/image003.gif»>

Приложение Б, Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы

Приложение б 1