Субъекты мирового хозяйства

Еще недавно считалось, что мировое хозяйство состоит из отдельных стран, сгруппированных по тому или иному признаку, т.е. государство считалось единственной единицей, способной проводить эффективную экономическую политику, быть эффективным субъектом всемирного хозяйства.

В настоящее время субъектами всемирного хозяйства выступают:

  • национальные хозяйства;
  • региональные (зональные) интеграционные группировки стран (ЕС, НАФТА и т.п.): принятие наиболее важных решений в мировой экономике постепенно переходит именно к ним;
  • транснациональные корпорации (ТНК);
  • международные организации (ООН и др.).

Для всех них характерно как взаимодействие, так и определенное противостояние.

В перспективе также возможно появление нового субъекта всемирного хозяйства, основанного на смешанной межгосударственной собственности.

Наиболее распространенный критерий классификации стран в мировом хозяйстве — это уровень экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения.

По абсолютному объему ВВП в 1997 г. наиболее крупные страны по группам распределились следующим образом:

  • первая — США, Китай и Япония;
  • вторая — Германия, Индия, Франция, Великобритания, Италия;
  • третья — Бразилия, Индонезия, Мексика, Канада, Южная Корея;
  • четвертая — Россия, Испания, Таиланд, Турция, Иран;
  • пятая — Австралия, Тайвань, Пакистан.

В международной экономике страны делятся на три группы: индустриальные, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. В каждой из этих групп можно выделить подгруппы. По уровню экономического развития страны делятся на богатые и бедные.

Деление стран на группы связано с особенностями их исторического, экономического, культурного и политического развития. Обычно эти страны имеют много общих черт как в плане экономического развития, так и в институциональном и структурном плане.

Среди исследователей, в чьи работы посвящены изучению субъектов мирового хозяйства, выделяются: Е. Ф. Авдокушин, Е.С. Акопова, М.И. Захмитов, И.Н. Герчикова и др.

Цель данной работы — исследование субъектов мирового хозяйства.

Задачи:

1) рассмотреть сущность и классификацию субъектов мирового хозяйства;

2)изучить взаимосвязь субъектов мирового хозяйства и международного разделения труда.

8 стр., 3588 слов

Роль доллара в развитии международных экономических отношений

... перспектив роли доллара в условиях посткризисного развития мировой валютной системы представляется актуальным и для российской экономики, стремящейся эффективно участвовать в процессах финансовой глобализации. Перспективы доллара на ... ниже, чем у стран еврозоны и Великобритании.6 В последние годы возросла роль Казначейских ценных бумаг в привлечении иностранного капитала, составивших в 2009 г. 21% ...

Глава 1. Сущность и классификация субъектов мирового хозяйства

.1 Сущность субъектов мирового хозяйства

Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты — это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты — хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

Все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, международной системой национальных счетов (СНС) квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.

Согласно системе СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:

) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) — включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка;

) домашние хозяйства (house holds) — представлены физическими лицами, занятыми экономической деятельностью, в том числе продажей на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;

) неприбыльные институты (nonprofit institution) — состоят из юридических лиц, занятых оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам и действующих на принципе добровольного участия в их деятельности физических лиц;

) правительственные учреждения (government agencies).

Выполняя свои прямые функции в области политики и регулирования экономики, эти институциональные единицы осуществляют также производство нерыночных продуктов, выносят решения и постановления в области экономики, а также оказывают услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя их в бюджетные организации: социального обеспечения, здравоохранения и образования;

) финансовые корпорации (Financial corporations) — фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниц международных экономических союзов.

27 стр., 13022 слов

Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности организации

... -Моторс» Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Глава Теоретические основы анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности организации . Сущность финансовых результатов деятельности организации Прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности организации и ...

Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких органов относятся консультативные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов. Кроме того, к такого рода международным экономическим субъектам относятся Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный фонд, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.

Особая роль среди подобных организаций сейчас стала принадлежать мировым финансовым центрам (МФЦ).

К ним принадлежат Нью-йоркская международная фондовая и валютная биржи, Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих международных центрах ежедневно через рыночную конъюнктуру определяется реальная котировка национальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые в глобальном пространстве.

Кроме организаций, имеющих мировую и региональную юрисдикцию, в рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления. Так, в Европейском союзе функционируют Совет министров, Европейский совет, Комиссия Европейских сообществ, Европейский парламент и Суд Европейских сообществ.

Главное место среди задач всех организаций такого рода занимают проблемы разработки «правил игры», т.е. правил и законов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового или союзного хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.

Одним из специфических проявлений интеграции в мировом масштабе является то, что современный процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств (макроуровень) и интеграции процессов конкретной экономической деятельности, на уровне предприятий организаций (микроуровень).

Основной организационной формой международного сообщества на микроуровне является международная корпорация.

Международная корпорация, или МК (international corporation), — это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существуют два вида МК:

) транснациональная корпорация (ТНК) — сообщество, головная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;

17 стр., 8222 слов

Правовое регулирование финансовой деятельности государства

... особенности правового регулирования финансовой деятельности государства. Цель работы определяет задачи работы: ? раскрыть понятия и сущность экономических категорий «финансы» и «финансовая система»; ? рассмотреть общие принципы финансовой деятельности государства; ? определить сущность и механизм правового регулирования финансовой деятельности государства; ? проанализировать организацию правового ...

) многонациональные корпорации (МНК) — сообщество, головная компания которого принадлежит капиталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах.

К концу XX в., по данным ЮНКТАД, в мире действуют свыше 39 тыс. международных корпораций, из которых 37 тыс. — ТНК, имеющие 270 тыс. филиалов по всему миру. Общая сумма их активов — 2,7 трлн долл., ежегодный объем продаж, осуществляемый ТНК, превышает 6 трлн долл., что составляет 60% мирового товарооборота.

Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются общей правовой основой для всех государств — участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.

Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений в Таможенном кодексе РФ; присоединение ее к МВФ вызвало необходимость принятия очередного Закона об иностранных инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации», «О разделе продукции» и др.

Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России это Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных институциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглашений, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в экономические союзы и мировое хозяйство в целом.

Государства — участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, главным из которых служит использование права любой страны-участницы той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной экономической «игры».

13 стр., 6405 слов

Рынки ценных бумаг стран Содружества Независимых Государств

... развитие рынка ценных бумаг; изучить правовое регулирование рынка ценных бумаг в России; проанализировать рынок ценных бумаг Казахстана; провести анализ рынка ценных бумаг Белоруссии; разработать мероприятия по развитию рынка ценных бумаг. Объектом данного исследования является рынок ценных бумаг в странах СНГ, а предметом - социально-экономические отношения, ...

Кроме того, государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, тем самым регулируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт своих высоких технологий и разрешают продавать их лишь странам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и многие другие страны, они сокращают и количество стран-импортеров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами тому могут служить существенное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и ограничение импорта японских автомобилей в страну.

Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и международные компании (МК).

Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских товаров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих корпораций приходится более половины мирового товарооборота.

Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей прежде всего в своих собственных интересах. Эти действия позволяют странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но и совершенствовать, а также поступательно развивать мировое хозяйство, международные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс.

.2 Классификация субъектов мирового хозяйства

Необходимо отметить, что единообразной классификации стран по уровню экономического развития не существует, а принятые классификации меняются из-за перемен в политических и экономических системах.

Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к «первому», «второму» или «третьему» миру. Страны «первого» мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам «второго» мира было принято относить государства с централизованной экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода. Многие из этой многочисленной группы стран в настоящее время находятся на разных ступенях перехода к рыночной экономике, и их принято относить к группе стран переходного периода, хотя МБРР принял решение называть их «традиционно плановыми экономиками» (ТПЭ).

5 стр., 2392 слов

Особенности корпоративной модели социального государства

... выявить основные особенности корпоративной модели и сравнить эту модель с другими моделями социального государства. Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства Консервативная модель имеет несколько ... Глава 2. Корпоративная модель социального государства в Германии Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, ...

Таким образом, наименование «второй мир» вышло из употребления, и многие страны попадают в категорию «третьего» мира.

Страны «третьего» мира, известные также как развивающиеся, располагают экономикой с низким и средним уровнями дохода. Страны с низким уровнем дохода находятся в основном в регионах Азии, Африки и Латинской Америки. Страны со средним уровнем дохода в географическом плане разбросаны очень широко.

Организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1961 году после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 году. Она стала преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 году в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи в восстановлении Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами — получателями этой помощи.

Среди 25 мировых экспортеров-лидеров 6 стран Азии: Китай, Сянган, Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Саудовская Аравия. Эти страны вывозят продукцию машиностроения, электроники, швейные изделия и др.

Однако по сравнению с развитыми странами экономические показатели развивающихся стран значительно ниже:

общий ВВП — менее 1/4 ВВП развитых стран (самый высокий ВВП в Индии — 1 420 млрд долл./год; Бразилии — 940 млрд долл./год; Индонезии — 800 млрд долл./год);

ВВП на душу населения в среднем в 15 раз меньше, чем в странах с развитой рыночной экономикой: самый высокий ВВП на душу населения в Сянгане (бывший Гонконг) — более $26 000/год — и Сингапуре — около $25/000/год.

В то же время развивающиеся страны весьма неоднородны по уровню своего экономического развития:

а) подгруппа наиболее богатых стран — экспортеров нефти: ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Иран: ВВП на душу населения в этих странах — около $7 000/год;

б) подгруппа НИС: НИС первой волны, или первого поколения — Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (Сянган), а также НИС Латинской Америки — Аргентина, Бразилия, Мексика. Вторая волна — Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третья волна — Кипр, Тунис, Турция, Индонезия; четвертое поколение — Филиппины, южные провинции Китая и др.

НИС — новые индустриальные страны: часть развивающихся государств, достигших в последние годы высоких темпов экономического роста и претендующих на место среди развитых стран. Они характеризуются:

высокими темпами экономического роста;

5 стр., 2117 слов

Экономика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)

... товарной продукции.Мировой финансово-экономический кризис повлиял на экономики всех стран без исключения. Страны СНГ подверглись влиянию этого ... стран мира самые негативные перемены в социально-экономической ситуации в ближайшей перспективе ожидаются в большинстве государств СНГ. ... власти в большей степени является элементом мировой финансовой системы, чем системы национальной экономики, ...

высокими темпами использования достижений НТП;

высокой долей экспорта наукоемкой продукции: около 12% мирового ВВП;

в) подгруппа экономически слаборазвитых стран (58-60 стран): ВВП на душу населения — $80-270 / год.

Страны с переходной экономикой — это группа стран, находящаяся в переходной стадии экономики от плановой централизованной системы управления к системе рыночных отношений.

Эта группа представлена странами Восточной Европы — бывшими членами СЭВ, Россией, субъектами бывшего СССР, а также Албанией, Югославией.

В отдельную группу стран традиционно относят так называемые социалистические страны, которые являются таковыми по статусу общественного устройства, укладу экономики: Вьетнам, Куба, Монголия, КНДР, Лаос, Китай. Следует отметить, что Китай по статусу остается страной социалистической, хотя по темпам экономического роста его относят к новым индустриальным странам.

Представим вариант классификации стран мира, используемый Всемирным Банком.

Таким образом, для выделения групп стран, их классификации во всемирном хозяйстве можно применить целый ряд критериев:

уровень экономического развития экономики страны;

социальная структура хозяйства (статус национальной экономики);

уровень развития и характер внешнеэкономических связей;

тип экономического роста.

Национальную экономику, интегрированную в мировое хозяйство, достаточно полно реализующую преимущества МРТ, активно использующую различные формы мирохозяйственных связей, называют открытой экономикой.

Открытая экономика — это экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и капитала.

Степень открытости экономики может быть определена, в частности, следующими показателями:

) экспортная квота — отношение стоимости экспорта страны (Эс) к ВВП или ВНП данной страны:

Экв = Эс / ВВПс

) объем экспорта на душу населения — отношение стоимости экспорта страны к численности населения:

Эдн = Эс / Чс;

) удельный вес в мировом экспорте — отношение стоимости экспорта страны (Эс) к стоимости мирового экспорта (Эм) / Уэ = Эс / Эм.

Для расчета показателя экономической свободы страны рассматривают десять ключевых аспектов:

) торговую политику, 2) налогообложение, 3) вмешательство правительства, 4) кредитно-денежную политику, 5) приток капитала и иностранных инвестиций, 6) банковскую политику, 7) контроль над зарплатой, 8) и ценами, 9) права собственности, 10) регулирование и деятельность «черного рынка». В каждой из этих десяти больших категорий используют более чем 50 критериев, чтобы дать представление об уровне экономической свободы в каждой стране.

4 стр., 1631 слов

Капитал как экономический ресурс

... и расширенно изучить тему капитал как экономический ресурс и выделяю следующие задачи: раскрыть сущность капитала как экономического ресурса: рассмотреть особенности рынка капитала; изучить особенности рынка капитала в Республике Беларусь. 1 понятие капитала как экономического ресурса. капитал как благо производственного значения ...

Рассчитанный таким образом индекс убедительно показывает, что страны с самым высоким уровнем экономической свободы имеют также и самый высокий уровень жизни. И точно так же страны с самым низким уровнем экономической свободы имеют и самый низкий уровень жизни. Хотя этот индекс не измеряет политическую свободу, тем не менее имеется определяющая связь между ней и экономической свободой. Не случайно самые серьезные нарушения прав человека в мире оказались почти в самом конце Индекса экономической свободы (например, Ирак, Северная Корея).

Опыт показывает, что богатые страны со временем стремятся вновь ввести ограничения экономической свободы. Богатея, страны начинают реализовывать значительные социальные программы и другие меры, которые они не могли позволить себе прежде. Защита людей, оставшихся позади в результате быстрого экономического роста, важна, но в Европе, в частности, она доведена до таких степеней, которые препятствуют росту и снижают уровень жизни.

Так, после того как некоторые страны стали экономически «свободными» (например, Германия и Франция), они имеют тенденцию спускаться ниже по шкале экономической свободы, получая более низкие оценки, чем вновь возникающие свободные экономики таких стран, как Сянган, Тайвань или Сингапур. Эти «азиатские тигры» все еще растут и развиваются и, возможно, только начинают ограничивать свою экономику постиндустриальной политикой социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Швейцария — самая экономически свободная страна в Европе. За ней следуют экономики Англии, Голландии, Чешской Республики и Дании. Бывшие социалистические страны продолжают продвигаться вперед по пути к максимальной экономической свободе. Лучшими примерами этого служат Чешская республика и Эстония.

Глава 2. Субъекты мирового хозяйства и международное разделение труда

.1 Государство в мировом хозяйстве

Как уже не раз отмечалось, основная пружина развития мировой экономики — это борьба двух величайших институтов, созданных человечеством: государства и рынка. Вернее сказать, это борьба сил, стоящих за этими институтами, борьба конкретных людей и групп, достигающих своей цели — расширения власти либо через государство, либо через рыночные механизмы и главным образом через власть денег.

В мегаэкономике существенно изменилась роль самих денег. Из курсов политэкономии известно, что деньги выполняют три основные функции: мера стоимости, средство обращения и средство накопления. В классической экономике деньги служат достижению цели, но сами целью не являются. Они используются для обмена и имеют меновую стоимость, но собственной стоимости не имеют. Так действительно было раньше. Деньги представлялись очень важным, но все же вспомогательным виртуальным инструментом, необходимым для получения истинных ценностей и достижения власти и влияния. В мегаэкономическом мире и информационном обществе все большее число ценностей становятся виртуальными, в условиях быстрых перемен традиции, вековые устои и казавшиеся ранее незыблемыми моральные ценности утрачивают свою былую власть, а виртуальные, меновые ценности постепенно заменяют подлинные. Деньги все чаще выступают единственным мерилом успеха. Они становятся основным источником власти, и поскольку власть является самоцелью, постольку самоцелью и самостоятельной ценностью становятся и деньги.

7 стр., 3447 слов

Мировой рынок капиталов

... степени регулируются со стороны государства На мировом рынке капитала складываются условия приложения разных форм капитала на базе конкуренции между странами, вывозящими капитал, и странами-реципиентами, принимающими капитал. Страны, заинтересованные в мобилизации капитала на мировом рынке, стремятся к созданию ...

Таким образом, при современном мироустройстве преобладающей ценностью стали деньги, а погоня за деньгами и прибылью стала целью жизни огромного числа экономически активных людей. Если еще 10-20 лет назад в Японии, Корее и других странах личным отношениям отдавалось предпочтение перед прибылью, а в странах социализма деньги и прибыль вообще считались второстепенными факторами, то теперь, после краха коммунизма и мирового финансового кризиса 90-х деньги и прибыль стали всеобщими самодовлеющими ценностями.

Если раньше частные владельцы предприятий нередко руководствовались другими целями, помимо прибыли, то крупные акционерные корпорации, их акционеры и менеджеры нацелены почти исключительно на прибыль. Если раньше многие предприниматели и менеджеры чувствовали себя настолько уверенно, что могли руководствоваться иными мотивами, кроме прибыли, например альтруистическими или националистическими, как в Германии, то теперь такие предприниматели становятся редким исключением из общего правила безоглядной погони за прибылью.

Акционеры заинтересованы в дивидендах и росте рыночной стоимости компании, а и то, и другое прямо связано с прибылью. Прибыль становится единственным мерилом успеха менеджера ТНК, универсальным измерителем его деятельности. Поэтому сейчас транснациональный капитал гораздо более чем его национальные предшественники, олицетворяет собой чистую власть денег, которые стали самоцелью его развития.

Даже национальные государства все больше связывают свою власть не с традиционными для них силовыми методами, а с финансовой мощью. Сила государства — это уже не «большие батальоны» времен Наполеона и танковые армии Советской «империи», а устойчивость национальной валюты и большой ВВП.

Власть капитала, может быть, менее романтична и даже, подчас, цинична, но зато она достигается и осуществляется почти всегда мирными и бескровными методами. Транснациональный капитал не склонен к войнам и открытым конфликтам, он захватывает нужные ему территории и ресурсы, поглощая предприятия, скупая акции, подкупая правительственных чиновников. Так что при всем цинизме его власть и методы борьбы за нее по форме более гуманны, чем многие государственные.

Таким образом, с возникновением мегаэкономики борьба за власть перемещается в основном в сферу финансов, и основными акторами, т.е. действующими лицами, борьбы становятся национальные государства и транснациональный капитал.

Государствам приходится теперь делить власть с транснациональным капиталом и другими акторами. При этом и государство, и транснациональный капитал пытаются заручиться поддержкой населения, что немаловажно при демократических режимах правления, установившихся в большинстве развитых стран. При этом население как потребитель склонно поддерживать транснациональный капитал, поскольку он предоставляет товары по более низким ценам и стремится либерализовать внешнеэкономические отношения, а как производитель он стоит на стороне национальных государств, защищающих внутренний рынок и принимающих протекционистские меры (тарифы, квоты) для поддержки своих предприятий.

Государства остаются основными игроками на «мировой шахматной доске» современной экономики. Они обладают всеми необходимыми компонентами борьбы за экономическую власть — от финансовых и информационных до силовых.

Конечно, государства существенно различаются своей экономической и военной мощью, ролью в мировой экономике, проводимой внешней политикой и моделями организации. Они пытаются влиять на свое внешнеэкономическое окружение и мировые рынки. В нашей стране у многих сложилось благоговейное отношение к мировым рынкам и ценам. Когда говорят: таковы мировые цены, в сознании обывателя возникает некий абсолют, неколебимый и не подверженный воздействиям. Мы часто ссылаемся на мировые цены как на некоторые четкие и неизменные рыночные ориентиры, установленные мировым рынком с большой буквы. На самом деле в экономической среде именно мировой рынок является наиболее быстропеременным, колеблемость цен на нем огромна и значительно превышает колебание цен на те же товары в развитых странах. Мировой рынок — вечный источник нестабильности, и государства хотят защитить внутренние рынки прежде всего от его резких колебаний. Современная экономика имеет дело с хорошо регулируемыми внутренними рынками развитых стран и свободным, никем не регулируемым, а потому и нестабильным мировым рынком.

Какие же экономические механизмы регулирования имеются в руках государств как акторов мегаэкономики?

Для воздействия на внешнюю экономическую среду и мировые рынки товаров и капиталов у государств имеются следующие основные инструменты:

. Импортные и экспортные таможенные пошлины. По уровню этих пошлин государства делятся на придерживающихся принципов свободной торговли — «фритрейдерские» и протекционистски настроенных.

. Методы нетарифного внешнеэкономического регулирования. Поскольку рост открытого протекционизма сейчас встречает сопротивление общественности, влиятельных стран и международных организаций и в первую очередь Всемирной торговой организации, многие страны переходят к разнообразным завуалированным мерам защиты внутреннего рынка. Например, ужесточаются санитарные и экологические требования на ввозимую продукцию, устанавливаются неявные квоты. Нет, к примеру, никаких международно признанных формальных оснований для ввода таможенного правила по ввозу, скажем, куриных окорочков в Россию только по пятницам с 3 до 5 утра через дальневосточный порт Находка. Конечно, это гротескный пример, но он показывает, как можно ограничивать ввоз продукции своих конкурентов, не прибегая к мерам тарифной защиты.

. Налоговая политика. Путем установления различных налоговых пошлин государство может активно влиять как на товарные потоки, так и на перемещение капитала. Например, в налоговой практике большинства государств присутствует освобождение экспорта от налога на добавленную стоимость (НДС).

Отказ от этого правила при экспорте российских товаров в страны СНГ уменьшает и без того оставляющее желать много лучшего присутствие России на рынках стран Содружества. Другой пример. Налоговые преференции для прямых инвестиций — классический пример привлечения транснационального капитала для решения национальных задач.

. Политика валютного курса. Государства имеют ряд действенных инструментов регулирования курса национальной валюты. В их руках, вернее, в руках центральных банков, часто сохраняющих относительную независимость, имеется такой мощный инструмент, как валютная эмиссия, в просторечье — печатание денег. Естественно, эмиссия может привести к инфляции и девальвации, т.е. к снижению курса национальной валюты. Опыт прошедшего финансового кризиса показал, что девальвация может защищать внутренний рынок лучше тарифных протекционистских мер.

. Валютное регулирование представляет собой набор правил и таможенных режимов, по которым капитал может ввозиться и вывозиться из страны как в денежной форме, так и в форме других активов. Бегство капитала является бичом большинства развивающихся стран, и они напридумывали множество способов уменьшения этого бегства, хотя достаточно эффективных среди них так и не нашлось. Как говорят бизнесмены, капитал подобен пугливой лани — он бежит при каждой опасности. Для того чтобы остановить его бегство, нужно прежде всего создать ему условия для спокойного развития и не пугать всевозможными запретительными и тем более конфискационными мерами.

. Ставки рефинансирования, ссудный процент или учетная ставка. Государство весьма действенно может влиять на рынок капиталов, повышая или понижая ставки, по которым оно дает кредиты или берет в долг (учетная ставка).

Все вышеназванные меры государство должно применять комплексно, поскольку они взаимосвязаны и могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

В руках мощных развитых стран и слабых развивающихся инструменты регулирования играют разную роль. Та же эмиссия, опираясь на экономическую мощь США и авторитет доллара, позволяет стране получать устойчивый эмиссионный доход и не приводит к инфляции даже при имеющемся отношении денежной массы (агрегат М2) к ВВП в 120%. В то же время, хотя для России этот показатель равен всего 15-20%, страна живет под постоянным страхом инфляции и боится упоминания об эмиссии, поскольку государство слабо и доверие к нему после памятного кризиса 1998 г. далеко не восстановлено.

При возникновении и развитии самостоятельного транснационального капитала и мегаэкономики стала заметна одна интересная, даже парадоксальная, тенденция. При почти всеобщем стремлении к объединению и организации страновых экономических блоков оказалось, что в мегаэко-номике, где силовые возможности крупных стран уравновешиваются властью транснационального капитала и покровительством международных организаций, малые страны могут чувствовать себя экономически прекрасно. Эффект масштабов производства в рамках одной страны теперь легко компенсируется возможностями транснационального производства, а транснациональная интеграция вполне заменяет внутринациональную. Поскольку в современных условиях проблемы национальной безопасности уже не стоят так остро, малые страны приобретают даже некоторые преимущества, имея возможность более гибко менять экономическую политику и играть на противоречиях крупных стран между собой и с транснациональными силами. Для многих стран стало более заманчивым быть маленькими независимыми и экономически обеспеченными, чем оставаться частью крупной, но бедной державы. Отсюда возникли заметные сепаратистские тенденции, особенно проявившиеся в Восточной Европе при распаде бывших социалистических стран. Примеры небольших, но богатых стран, таких, как Сингапур, Израиль, Гонконг и других, вдохновляют малые страны на самостоятельное развитие.

.2 Роль транснационального капитала в мировом хозяйстве

Другим важнейшим актором мегаэкономики является транснациональный капитал. К настоящему времени уже в основном сложилась довольно своеобразная система мироустройства, при которой транснациональные корпорации контролируют до половины мирового промышленного производства.

Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших практически неограниченную экономическую власть. Причем в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конкурирующих между собой на рынках всех стран.

По оценкам журнала «Экономист», пять крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Например, две-три компании практически контролируют международную сеть телекоммуникаций. На развивающемся рынке гражданских самолетов, объем которого оценивается приблизительно в 1 трлн долл., или 16 тыс. новых самолетов в год, господствуют в основном две компании: европейская «Эйрбас индастри» и американский «Боинг».

Экономическая мощь крупных транснационалов сравнима с ВВП средних государств, и они диктуют свою волю многим странам. Например, объемы продаж американской корпорации General Motors превышают ВВП таких стран, как Швейцария, Австрия и Швеция, вместе взятых.

Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 4 трлн долл. Совокупные же продажи зарубежных филиалов ТНК составляют 1,2 трлн долл. Причем продажи зарубежных структур увеличиваются на 20-30% быстрее, чем прямой экспорт ТНК.

В целом роль этих 60 тыс. ТНК (независимо от их масштабов) в развертывании узловых, определяющих тенденций в развитии современной мировой экономики трудно переоценить. Осуществляя свою транснациональную деятельность, они создают экономические предпосылки для формирования действительно международного производства с единым рыночным и информационным пространством и международного рынка капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг.

Борясь за рынки сбыта в глобальном масштабе, они устанавливают достаточный уровень конкуренции, обеспечивающий потребность в постоянных инновациях, смене технологий и научно-техническом прогрессе. ТНК создают скелет мировой экономики, кровь и плоть которой — средние и малые фирмы. Важно, что законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Если вспомнить о размерах ТНК, то окажется, что только половина мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а другая половина — в своеобразной «плановой» системе. Таким образом, наметился переход к конвергентной экономической системе, сочетающей в себе плановые и рыночные начала.

В настоящее время транснациональный капитал практически освободился из-под опеки и вышел из юрисдикции национальных государств. Он свободно перемещает по миру в поисках наиболее доходных рынков. В его распоряжении находится около 10 трлн долл. евроденег, свободных от государственного контроля и задействованных в различных глобальных операциях, большая часть которых носит спекулятивный характер. Если в 1990 г. в денежные спекуляции были вовлечены 600 млрд долл. ежедневно, то в 1999 г. — уже более 1,5 трлн долл., что в 29-30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг.

Если в условиях жесткого финансового контроля государство могло регулировать национальный валютный рынок, то в условиях либерализации финансовых рынков и смягчения валютного контроля транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовые рынки практически любого государства. В 90-е годы сложилась совершенно новая историческая ситуация, когда государства уже не имеют достаточной мощи для крупномасштабных финансовых интервенций, противодействующих движениям спекулятивного транснационального капитала.

В 1997 г. Базельский банк Международных Расчетов опубликовал ежегодный отчет, где констатировал реальный характер угрозы банковской системе, ее постепенный выход за пределы действенного контроля и возможности профессионального прогноза. Как известно, мировой финансовый кризис не заставил себя ждать. Владевшие огромными пакетами акций финансовые магнаты в октябре 1997 г. сумели обрушить даже нью-йоркский фондовый рынок, чтобы потом купить эти акции гораздо дешевле.

С начала 80-х годов наблюдается все более явственный переход от регулируемой государствами, начиная с Бреттон-Вудских соглашений 1944 года, экономической системы к системе, направляемой рынками капиталов, в которых главенствуют ТНК и ТНБ. Неудачи, которые последовательно потерпели неокейнсианцы в начале 80-х годов и монетаристы в начале 90-х, во многом объясняются недоучетом совершенно нового фактора мировой экономики — самостоятельного и самодеятельного транснационального капитала, своей мощью сводящего на нет попытки регулирования внутренних финансовых рынков.

Активнейшую политическую и экономическую роль начинают играть крупные мегаполисы, которые являются идеальной «средой обитания» для ТНК и важнейшими базами транснационального капитала. Жители крупных городов постепенно вырабатывают некую новую интернациональную субкультуру. Они смотрят одни и те же всемирные информационные программы, воспитаны на единых стандартах образования и поведения, живут в едином убыстренном ритме, гораздо чаще других участвуют во всевозможных международных контактах, в деятельности международных организаций, ТНК и ТНБ.

Создание союзов ТНК с мегаполисами, в которых размещается «ядро» корпорации, представляет собой новую тенденцию развития мировой экономики.

Важным актором мегаэкономики и незаменимым союзником транснационального капитала являются оффшоры. Практически любая транснациональная финансовая схема проходит через оффшор. Сейчас в мире существует более 100 оффшорных зон, среди которых крупнейшими являются Панама, где зарегистрированы 337 тыс. оффшорных компаний, британские Виргинские острова (208 тыс. компаний) и Ирландия (150 тыс. компаний).

Оффшоры позволяют транснациональному капиталу выводить средства из-под налогообложения как стран базирования, так и принимающих государств. Они служат важнейшим звеном во внутрикорпоративных расчетах ТНК, которые, манипулируя внутренними, нерыночными трансфертными ценами, переносят большую часть прибыли в те оффшоры, где налоги на эту прибыль минимальны.

Наконец, современное экономическое мироустройство уже имеет ряд важных надгосударственных политических институтов и международных организаций (Международный валютный фонд, Мировой банк, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация по развитию, Всемирная торговая организация и т.д.).

Сейчас эти организации далеки от регулирования деятельности транснационального капитала и скорее объективно стоят на его стороне, снижая роль национальных правительств. Государствам с еще недавно четко очерченными границами суверенитетов приходится постепенно сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с надгосударственными институтами и различными институтами транснационального капитала, объективно отражающими тенденцию интернационализации экономики. При этом влияние государств идет на убыль, и власть все более переходит в руки транснационального капитала и во многом контролируемых ими международных институтов. Между национальными элитами и транснациональной мировой олигархией идет сложная борьба за влияние в международных организациях. Итак.

Таковы основные акторы мегаэкономики. Попытаемся теперь ответить на вопрос: как все это работает? Для этого прежде всего рассмотрим центры и периферии.

Выделение центра и периферии характерно абсолютно для всех сложных систем — от живых организмов до кибернетических устройств. Одни органы — центральные — принимают сигналы, отдают приказы, обеспечивают кругооборот вещества и информации, другие — периферические — выполняют разнообразные функции, обеспечивающие существование сложной системы. У человека мозг отдает приказы и принимает сигналы, сердце, печень, селезенка и железы гонят по организму кровь и лимфу, обеспечивая периферические органы питательными веществами. У компьютерной системы центр — это процессор и оперативная память, а периферия — мониторы, принтеры, клавиатура и т.д.

На таких же принципах устроена и мегаэкономика. Ее центр составляют развитые страны и мегаполисы, где базируется транснациональный капитал, а периферию — остальной мир. В центре сосредоточены основные интеллектуальные, информационные и финансовые ресурсы человечества, а страны периферии специализируются в основном на массовом производстве стандартных товаров, аграрном производстве, добыче и переработке полезных ископаемых.

На первый взгляд такое устройство несправедливо. Однако оно выработалось в процессе эволюции, и происшедшее разделение функций закономерно. Бедность и специализация на низкоквалифицированных и дешевых работах стран периферии позволяют концентрировать в центре ресурсы для развития науки и новых технологий. Талантливые, предприимчивые люди и ученые со всего мира съезжаются в страны центра, где они находят возможности для творческого труда и достойной жизни. Наверно, найденное эволюцией мироустройство рационально в смысле использования ограниченных ресурсов человечества для технологического прогресса и экономического роста, хотя оно и жестоко к слабым. Что ж, на то она и эволюция!

Установление столь выгодного для развитых стран миропорядка не было бы возможно без практически полного контроля над финансовой системой. США и их союзникам удалось еще со времен Бреттон-Вудской конференции 1944 года добиться признания доллара и связанных с ним валют всеобщими платежными и резервными средствами. Безусловное доверие к доллару во всем мире дает колоссальные преимущества США, поскольку они могут эмитировать, или, как говорят, печатать доллары по своему усмотрению.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), осуществляемые ТНК во многом в форме поглощений, представляют собой еще один механизм в устройстве мегаэкономики. Вынося части производственного процесса в развивающиеся страны, ТНК используют местные условия, ресурсы и дешевую рабочую силу в основном для производства товаров массового потребления, в том числе и для развитых стран, включая страны базирования ТНК. Для многих развивающихся стран транснациональные корпорации остаются единственным способом перевода производства на новые технологии, и они их с благодарностью принимают.

Устройство современной мегаэкономики так рационально и в то же время так выгодно развитым странам, что многим, особенно политикам развивающихся стран, видится его рукотворный характер. Постоянно муссируется тема мирового заговора, подпольного мирового правительства, создавшего эти экономические механизмы и использующего их во благо себе и развитым странам.

Заключение

мировой хозяйство внешнеэкономический транснациональный

Итак, субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций. С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов. Государства — участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей прежде всего в своих собственных интересах.

Западные экономисты традиционно классифицировали страны по принадлежности к «первому», «второму» или «третьему» миру. Страны «первого» мира располагали высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам «второго» мира было принято относить государства с централизованной экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода.

При современном мироустройстве преобладающей ценностью стали деньги, а погоня за деньгами и прибылью стала целью жизни огромного числа экономически активных людей. Если еще 10-20 лет назад в Японии, Корее и других странах личным отношениям отдавалось предпочтение перед прибылью, а в странах социализма деньги и прибыль вообще считались второстепенными факторами, то теперь, после краха коммунизма и мирового финансового кризиса 90-х деньги и прибыль стали всеобщими самодовлеющими ценностями. Государствам приходится теперь делить власть с транснациональным капиталом и другими акторами. При этом и государство, и транснациональный капитал пытаются заручиться поддержкой населения, что немаловажно при демократических режимах правления, установившихся в большинстве развитых стран. Государства остаются основными игроками на «мировой шахматной доске» современной экономики. Они обладают всеми необходимыми компонентами борьбы за экономическую власть — от финансовых и информационных до силовых.

Другим важнейшим актором мегаэкономики является транснациональный капитал. К настоящему времени уже в основном сложилась довольно своеобразная система мироустройства, при которой транснациональные корпорации контролируют до половины мирового промышленного производства. Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших практически неограниченную экономическую власть. Причем в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конкурирующих между собой на рынках всех стран.

Устройство современной мегаэкономики так рационально и в то же время так выгодно развитым странам, что многим, особенно политикам развивающихся стран, видится его рукотворный характер. Постоянно муссируется тема мирового заговора, подпольного мирового правительства, создавшего эти экономические механизмы и использующего их во благо себе и развитым странам.

Список использованной литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юрить, 2014. — 368с.

2.Акопова Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов н./ Д.: Феникс, 2014. — 416с.

.Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2011. — 346с.

.Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ, 2014. — 448с.

.Захмитов М.И. Тенденции развития мирохозяйственных связей. // США: ЭПИ. 2014. №2. С.54-73.

.Кудров К.М. Мировая экономика. М: БЕК, 2013. — 680с.

.Мировая экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 575с.

.Мовсесян А.Г. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 2011. — 656с.

.Носкова И., Максимова Л. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2014. — 630с.

.Нукович Э. Современная мировая экономическая система. // РЭЖ. 2014. №7-9.

.Сергеев В.П. Мировая экономика. М.: Новый юрист, 2013. — 530с.