Введение
Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль
Целью курсовой работы является рассмотрение банковской системы Российской Федерации и особенностей развития банковского сектора.
Предметом изучения является банковская система Российской Федерации в целом, современные проблемы и перспективы её развития.
Объектом исследования является банковская деятельность в России, в общем, и тенденции к её усовершенствованию.
В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет много противоречий. Актуальность данной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.
Анализ работ отечественных ученых, политиков, и прочих авторов показал, что до настоящего времени продолжают быть дискуссионными вопросы о перспективах дальнейшего развития банковской системы страны. Вместе с тем научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение стабильности и устойчивости банковской системы на текущем этапе развития экономики явно недостаточно.
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной рои не звучит с должной убедительностью.
Становление и развитие финансовой системы России
... развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков. В ноябре 1864 г. впервые в истории России ... 50,8%. Экономический подъем способствовал процессу финансового оздоровления страны: восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита, финансовых средств, росту объемов доходов государственного ...
Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков — это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.
Банковская система — это система функционирования совокупности банков в стране, сложившаяся исторически, закрепленная национальными законами и основанная на единых правилах. Она действует на основании законов и соответствующих подзаконных актов, образующих в совокупности правовую инфраструктуру. Так же, как денежная и финансовая системы, банковская система имеет национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием комплекса факторов, характерных для данного региона.
Задачи курсовой работы:
- Раскрыть сущность банковской системы;
- Определить структуру банковской системы Российской Федерации;
- Показать эволюцию банковской системы России;
- Раскрыть проблемы, существующие на сегодняшний день у банков;
- Исследовать возможные пути их решения;
- Отразить мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы;
- Отразить количество существующих банков в РФ;
- Показать их группировку по размерам уставных фондов.
1. Банковская система Российской Федерации и её нормативная база
1.1 Понятие банковской системы, принципы её организации. Составные части банковской системы
Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В некоторых источниках отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system — целое, составленное из частей, соединение).
Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией профессора X.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль — роль банка банков.
Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:
Организация банковской деятельности
... банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России, согласно которым банковские операции могут осуществлять кредитные организации. 1. Виды банковских ... кредитов. Субъекты и объекты кредитных отношений Кредитные ...
- совокупность элементов,
- достаточность элементов, образующих определенную целостность,
- взаимодействие элементов.
Итак, банковская система — это совокупность профессиональных участников кредитного рынка, или просто совокупность кредитных организаций.
Возможны два подхода к определению банковской системы:
1) узкий — банковская система как совокупность только банковских организаций, т.е. таких организаций, которые юридически называются банками;
2) широкий — банковская система как совокупность всех кредитных организаций, т.е. как совокупность банковских и небанковских кредитных организаций.
В своей работе мы будем исходить из широкого понимания банковской системы как всех кредитных учреждений независимо от их юридического названия — банк или какая-то иная кредитная организация.
Понятие банковской системы следует отличать от понятия кредитной системы, которая объединяет всех участников рынка в той мере, в какой они участвуют в кредитных отношениях друг с другом. Можно сказать: кредитная система объединяет как профессиональных, так и непрофессиональных участников кредитного рынка, а банковская система — только профессиональных участников.
Банковская система в каждой стране складывается под влиянием общеэкономических принципов и специфических факторов, свойственных данной стране и истории ее развития.
К общеэкономическим принципам относятся:
- иерархичность — это деление банковской системы на уровни иерархии, или подчиненности;
- компетентность (профессиональность) — это функционирование кредитных организаций только на профессиональной основе;
- универсальность — это охват кредитными организациями абсолютно всех существующих (возможных, требуемых) видов деятельности на кредитном рынке.
К специфическим факторам, влияющим на организацию банковского дела в стране, обычно относятся:
- история страны;
- политическое устройство;
- менталитет (взгляды, привычки) населения;
- текущая конъюнктура;
- интересы правящих элит и др.
В нашей стране банковская система с точки зрения подчиненности, или иерархии, кредитных организаций имеет двухуровневый характер, т.е. разделяется на (рис.1):
Рис. 1. Банковская система России
* Центральный банк страны (Банк России) — это банк как руководитель, организатор и расчетный центр всей кредитной системы страны;
— * все остальные кредитные учреждения (организации) — это организации, которые могут функционировать в качестве кредитных организаций только на основе Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.11.2010., с изм. на 07.02.2011).
Кредитные организации подразделяются на две группы:
1) банки, или коммерческие банки, — это полноценные кредитные организации, т.е. кредитные организации, которые могут осуществлять любые операции на кредитном рынке;
2) небанковские кредитные организации — это кредитные организации, которые специализируются на выполнении лишь отдельных банковских операций, или могут осуществлять лишь часть операций из числа тех, что разрешены банкам. К ним относятся:
- расчетные организации — это небанковские кредитные организации, которые специализируются на предоставлении всевозможных расчетных услуг участникам организованных рынков: ценных бумаг, валют, производных финансовых инструментов и др.;
- депозитные организации — это небанковские кредитные организации, которые специализируются в привлечении денежных средств на срочные вклады и их размещении. Данные организации не могут осуществлять открытие и ведение текущих и расчетных банковских счетов и осуществлять расчеты по ним;
- организации инкассации — это небанковские кредитные организации, которые специализируются на инкассации (перевозке) наличных денег и иных платежно-расчетных документов и ценностей;
— * Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) — это небанковская кредитная организация, созданная с целью реструктуризации банковской системы или, проще говоря, для преодоления всевозможных кризисных явлений в банковской системе страны.
Всемирная торговая организация и Россия
... ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от ... повышению качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и обеспечивать проведение международной оценки того воздействия, которое эта политика оказывает на систему мировой торговли. Таким ...
Наша страна вливается в мировую экономику, что неизбежно приводит к расширению сектора иностранных кредитных организаций в банковской системе России.
Однако усиление влияния иностранного капитала на российском кредитном рынке должно сопровождаться и принятием адекватных мер по защите национальных интересов страны, а не только интересов российских банков.
Банковские объединения могут быть двух типов:
1) организационные объединения банков — это формальные объединения, добровольные объединения банков как самостоятельных и независимых юридических лиц в целях осуществления их общих интересов. Сюда относятся:
2) экономические объединения банков — это сосредоточение (концентрация) уставных капиталов разных банков в собственности одного участника рынка. В результате банки начинают действовать на рынке как единое целое при сохранении их юридической самостоятельности. В данном случае юридически независимые банки теряют свою самостоятельность в принятии каких-либо рыночных решений. Такими объединениями могут быть:
Организационные банковские объединения — это объединения банков как самостоятельных юридических лиц. Если участник такого объединения пожелает прекратить свое членство в нем, он свободно может это сделать.
Экономические банковские объединения представляют собой «объединение» их уставных капиталов, в силу чего отдельный банк, являясь самостоятельным юридическим лицом, не может уже выйти из такого «объединения», а точнее — из подчинения владельцу его уставного капитала.
1.2 Эволюция банковской системы России
Для понимания сущности и роли в рыночной экономике современных банков необходимо проследить их эволюцию. Исторически банки возникли как частные, коммерческие учреждения, представляющие внешнее обрамление рынка. Зачатки банковского дела появились еще в рабовладельческом обществе из практики хранения денег храмами и меняльного дела. В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции, подобные функциям банков: комиссионные операции по покупке и продаже, осуществление платежей за счет клиентов, выдачу кредитов, выполнение функций поручителя и доверенного лица при совершении различных актов и сделок. После открытия Америки и начала бурного расцвета торговли в Западной Европе в конце XVI начале XVII веков возникли могущественные торговые дома. Современные принципы банковского дела начали складываться в XVII веке в Англии, а затем и в других странах по мере развития капитализма. Банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых стран, а банковское дело особой сферой приложения капитала и предпринимательства.
Роль и место Центрального Банка России в системе банковских учреждений
... Центральным Банком России. Так сложилась современная двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Российской Федерации - это Центральный Банк России (Банк России). 1.1 Формы существования банковских организаций. Структура банковской системы России и место в ней Банка России История становления и развития банковского ...
В России первые банковские учреждения появились значительно позже — в середине XVIII века. До появления собственно банков, еще в 1733 г. монетная контора в Петербурге стала выдавать денежные ссуды и тем самым явилась предшественницей российских банков. В отличие от Европы, в которой первыми были организованы частные банки, в России вначале были образованы крупные государственные — Дворянский, имевший свои конторы в Москве и Петербурге. И Купеческий(1754 г.), а частные коммерческие появились только к концу XIX века. Главными операциями банков было предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог их имений, исходя из числа крепостных. Начав с кредитования дворянства, банки стали распространять свои операции на внешнюю торговлю, а позднее начинают и кредитование промышленности. Однако казенные банки за сто лет своего развития в 2 России крайне слабо способствовали развитию промышленности и торговли.
К 60-м годам XIX в. финансовая система России находилась в состоянии глубокого кризиса: растущий госдолг, инфляция, дефицит платежного баланса. Для решения этих проблем в 1860 г. создается действующий на коммерческих началах Государственный банк Российской империи, а затем в период 1863-1866 гг. при содействии государства создаются первые частные коммерческие банки. В 1864 г. открылся в Санкт-Петербурге первый акционерный коммерческий банк — «Петербургский частный», в правление которого вошел чиновник Минфина К.А. Гирс. За 10 лет с 1863 г. в стране было создано 42 банка. Подписка на акции банков достигла значительных размеров и вызывала ажиотажный спрос населения. Возросшая конкуренция толкала банки на рискованные операции. С целью предотвращения банкротства в 1872 г. был принят закон о банках, который в законодательном порядке закрепил общие правила создания и функционирования акционерных коммерческих банков. Но, несмотря на это, к 1878 г. обанкротилось или самоликвидировалось десять коммерческих банков.
Банковские крахи вскрыли недостатки всей системы частного коммерческого кредита. Поэтому в 1883 г. был принят новый закон о банках, обеспечивающий права кредиторов и усиливающий ответственность директоров банков. В последующие годы вплоть до 1917 г. благодаря контролю и поддержке государства система частных коммерческих банков крепла.
К концу XIX в. в России вводится золотой монометаллизм, и государственный банк становится эмиссионным банком со 100 филиалами. Кроме Государственного банка, кредитная система царской России до 1917 г. включала акционерные коммерческие банки, общество взаимного кредита, городские банки, ипотечные банки, кредитные кооперативы. Степень концентрации банков была в России самой высокой в мире. Банки активно привлекали иностранный капитал, в основном французский. К 1917 г. иностранный капитал превысил половину всего банковского капитала.
Важной особенностью банковской системы России было существование государственных сберегательных касс. Правительство использовало вклады в эти кассы как денежное обеспечение государственных облигаций и закладных листов государственных земельных банков. Заслуживает внимания и тесная связь банков с Минфином, чиновники которого становились руководителями крупнейших банков.
Система страхования банковских вкладов в России
... государства в обеспечении финансовой устойчивости системы страхования вкладов; Сформулировать возможные пути совершенствования системы страхования вкладов; Объект исследования данной выпускной квалификационной работы является система страхования банковских вкладов в России; Предмет исследования - финансово-экономические отношения и закономерности функционирования системы страхования вкладов как ...
Банковская система к 1914 г. смогла стать важнейшим фактором развития полноценной рыночной экономики.
В ходе Октябрьской революции 1917 г. Государственный банк был захвачен большевиками, причем это был один из самых первых их актов. Затем декретом ВЦИК были национализированы акционерные коммерческие банки. В январе 1918 г. взамен Государственного банка создается Народный банк РСФСР, в который постепенно входят национализированные коммерческие банки. Ликвидируются ипотечные банки, городские банки, общества взаимного кредита. Частично сохранилась лишь кредитная кооперация. Натурализация хозяйства и свертывание денежных отношений привели к прекращению деятельности Народного банка РСФСР. Он был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление Народного Комиссариата финансов. Лишь новая экономическая политика потребовала возродить заново в 1921 г. банковскую систему.
Отход от новой экономической политики к «командной экономике» завершился проведением кредитной реформы 1930-1932 гг., которая сформировала банковскую систему, просуществовавшую практически до 1991г. Ее главной характеристикой являлась полная государственная монополия на банковские денежные операции; частный финансово-коммерческий бизнес стал запретным и переместился в теневую сферу. Высший уровень монополизма государственного банка привел к тому, что республиканские и местные банки являлись отделениями центрального государственного банка страны.
Уже в первые годы «перестройки» обнаружилось, что огосударствленная и централизованная банковская система не позволяет проводить эффективную денежно-кредитную политику, стимулирующую развитие в стране денежно-товарных отношений. В итоге в 1987 г. наряду с Госбанком СССР были учреждены специализированные банки для обслуживания отдельных отраслей и сфер экономики. Но эта попытка спасти централизованную общегосударственную банковскую систему была безуспешной. В условиях, когда банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция заменяется принудительным распределением средств, зачастую не реальных, а фиктивных.
Сложившаяся в условиях советской административной экономической системы банковская система к началу 90-х гг. пришла в полное несоответствие с объективной потребностью перехода страны к нормальной рыночной экономике. В конце 1990 г. были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности». С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков. Перестройка банковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа «реформой банковской системы начала 90-х годов».
Современная банковская система России берет свое начало с конца 1980-х гг., когда в 1987 г. в рамках радикальной экономической реформы было принято решение о реформировании государственной банковской системы, состоявшей из трех банков-монополистов (Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Внешторгбанка СССР) и сберегательных касс, подчиненных Госбанку СССР.
Отраслевая структура экономики России: современные тенденции развития
... развития, который значительно увеличит значение России в мире. Степень знания проблемы. Исследования места и роли России в системе мирохозяйственных связей, интеграционных процессов страны в мировой экономике, стимулирование экспорта в России ...
Реорганизация банковской системы усилила связи банков с хозяйствующими субъектами, повысила роль кредита в развитии инноваций, улучшила структуру кредитных вложений. Вместе с тем не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, по-прежнему сохранялось централизованное распределение кредитных ресурсов между банками, сферы влияния между ними были распределены административным путем по отраслевому принципу. Все это исключало свободный перелив капиталов в экономике и соответственно формирование полноценного финансового рынка. Возникла потребность в углублении реформ в банковской сфере.
В 1988—1989 гг. начался второй этап банковской реформы, который сопровождался созданием первых коммерческих банков на паевой и акционерной основе, обслуживающих предприятия и организации различных отраслей экономики.
Таким образом, результатом проведения банковской реформы стало создание двухуровневой структуры банковской системы России. Она включает в себя верхний уровень — Центральный банк РФ (Банк России) и нижний (второй) уровень — кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому тот стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992—1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
Возникновение и развитие банков и банковской системы
... определении того, что же считать банком…» Изучение многовековой истории банковского дела, не только показывает пути развития и утверждения института банка в экономических системах разных стран, но и намечает ... и проводят расчетные операции. Выделяют четыре основных этапа развития банковской деятельности: I этап — от античности до возникновения Венецианского банка; II этап — с 1156 г. до учреждения ...
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК).
В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Законом «О банках и банковской деятельности» кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом о кредитной организации. Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
1) привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
2) размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
3) открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
2. Проблемы развития и совершенствования банковской системы России. Перспективы развития
2.1 Проблемы современного развития банковской системы России
Финансово-экономический кризис 2009 года постепенно становится достоянием истории. Эти события последних двух-трех лет во многом поучительны и заставляют серьезно задуматься о том, какие уроки мы должны извлечь, как сделать российскую банковскую систему и весь финансовый сектор более устойчивыми и лучше отвечающими потребностям развития общества и модернизации экономики, как подготовиться к возможным в будущем периодам финансовой нестабильности.
Последний кризис привел к осознанию пробелов, слабых мест как в функционировании финансовых институтов, включая банки, так и в регулировании их деятельности. Процесс осмысления полученных уроков и выработки механизмов, которые позволят избежать повторения глобальных кризисов, смягчения последствий кризиса, активно идет как в России, так и во всем мире. Развернулось беспрецедентное по своим масштабам международное сотрудничество на всех уровнях, включая президентов и глав правительств, министров финансов и руководителей центральных банков, банковских регуляторов и страховщиков депозитов из разных стран. Их усилия нацелены на то, чтобы сделать мировую финансовую систему менее подверженной кризисам, а национальные банковские системы эффективнее, устойчивее и прозрачнее.
Можно сформулировать несколько уроков последнего кризиса, наиболее наглядно проявившихся как в нашей стране, так и во многих зарубежных государствах.
Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства
... реферата нами будет рассмотрена ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства, а также подробно будут рассмотрены отдельные виды юридической ответственности, которые также распространяются на сферу банковских и кредитных правоотношений. 1. Ответственность кредитной организации за нарушение банковского законодательства Ответственность за нарушения законодательства ...
* Первое — финансовый кризис, как правило, являвшийся следствием экономического кризиса, в современном мире способен стать его первопричиной. Поэтому для поддержания устойчивого развития экономики (или предотвращения ее спада) чрезвычайно важно стабильное и эффективное функционирование банковской системы, финансовых рынков, обеспечение их ликвидности, а также бесперебойности выполнения ими своих функций.
* Второе — к системным банковским кризисам, так же, как и к возникновению проблем у отдельных банков (особенно системно значимых), необходимо готовиться заранее, наделяя надзорный орган и других участников системы поддержания финансовой стабильности необходимыми полномочиями. Широким инструментарием и достаточными ресурсами, включая механизм раннего выявления проблемных банков, немедленного надзорного воздействия, упорядоченной ликвидации системно значимых несостоятельных кредитных организаций. То, что мы наблюдали в первой фазе развития кризиса, — это были в большинстве случаев вынужденные действия, в условиях отсутствия заранее подготовленных инструментов урегулирования возникающих проблем. Так было и в США, и в Великобритании, и в России.
* Третье — необходима комплексная система регулирования и надзора, обеспечивающая своевременное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы, возникающие из-за появления финансовых инноваций, распространения новых финансовых продуктов, изменения бизнес-процессов и практики деятельности финансовых организаций. Результатом осознания этой необходимости стало, в частности, создание Совета по надзору за финансовой стабильностью в США, Европейского совета по системным рискам, Совета по финансовому регулированию и системным рискам во Франции.
* Четвертое — крупные, системно значимые банки и финансовые группы требуют особого режима пруденциального регулирования и надзора, а также урегулирования несостоятельности. При этом никакая финансовая организация не должна считаться «слишком большой и слишком сложной, чтобы обанкротиться». Недостаточная же эффективность консолидированного надзора в условиях непрозрачности структуры собственности и внутригрупповых взаимосвязей может увеличивать системные риски, подвергая угрозе устойчивость финансовой системы в целом.
О необходимости особого внимания к системно значимым финансовым институтам свидетельствует как работа, проводимая в данной области Советом финансовой стабильности, опубликовавшим в ноябре 2011 г. рекомендации по усилению надзора за такими институтами. Так и решения «большой двадцатки», которая на своем саммите в Сеуле одобрила эти рекомендации, отметив, что для уменьшения моральных рисков, создаваемых системно значимыми финансовыми институтами. И решения проблемы «слишком крупных, чтобы обанкротиться» требуется комплексная система, сочетающая:
- механизм процедуры банкротства и другие меры, обеспечивающие возможность быстрой и безопасной ликвидации всех финансовых институтов без дестабилизации финансовой системы, не подвергая налогоплательщиков риску убытков;
- требование о том, что системно значимые финансовые институты должны иметь более широкий ряд инструментов для покрытия убытков с тем, чтобы учесть больший риск, который банкротство этих фирм создает для глобальной финансовой системы;
- прочную базовую инфраструктуру финансового рынка для уменьшения риска цепной реакции, связанного с банкротством отдельных фирм;
— другие дополнительные пруденциальные и иные требования, устанавливаемые национальными органами, которые в некоторых ситуациях могут включать дополнительные отчисления ликвидных средств, более жесткие ограничения крупных открытых позиций, сборы и структурные меры.
Следует отметить, что нашей стране в этой сфере предстоит еще многое сделать. Было бы целесообразно определить понятие «системно значимого финансового института (группы)»; нуждается в более четкой проработке политика государства в отношении таких организаций. Действие Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (с изм. и доп. от 19.07.2009), наделившего Банк России и Агентство по страхованию вкладов (далее — Агентство) широкими полномочиями по санации банков, пока ограничивается 2011 годом. Кроме того, закон касается только банковских институтов, но не финансовых групп.
* Пятое — за видимыми проблемами с ликвидностью, которые обострились в период кризиса и сподвигли правительства и центральные банки к оказанию беспрецедентной поддержки большому числу банков, зачастую скрываются реальные внутренние проблемы, а именно чрезмерно рискованная политика банков. Свидетельством этого может служить ситуация в российском банковском секторе. Центральному банку и Правительству Российской Федерации удалось достаточно быстро и эффективно решить проблему с ликвидностью банковского сектора, но глубинные проблемы, связанные с низким качеством активов, во многом остаются не разрешенными. Так, удельный вес просроченной задолженности перед российскими банками составляет на 1 января 2011 г. 5,6 % по кредитам нефинансовому сектору и 7,3 % по кредитам физическим лицам. Практика работы Агентства по страхованию вкладов также свидетельствует о том, что реальность намного печальнее картины, которая у всех на виду. Типичный пример — банк «ВЕФК», входивший в число 50 крупнейших российских банков. Проведенный детальный анализ состояния активов этой кредитной организации, переданной Агентству для санации, выявил, что ее кредитный портфель состоял, в основном, из необеспеченных кредитов связанным лицам, что стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении, контролировавшего банк лица.
И, наконец, шестое — эффективное функционирование системы страхования вкладов способно оказывать значительное стабилизирующее влияние на банковскую систему и социальную стабильность в обществе. Это подтверждает и отечественный опыт, и мировая практика в целом. Не зря в числе основных документов, которые Форум финансовой стабильности (предшественник Совета финансовой стабильности) в апреле 2008 г. поручил подготовить Базельскому комитету по банковскому надзору и Международной ассоциации страховщиков депозитов, был комплекс международных принципов для эффективных систем страхования депозитов. Эти принципы, одобренные в июне 2009 г., теперь будут использоваться Международным валютным фондом и Всемирным банком для оценки национальных финансовых систем. Для нас они — ориентир в планах развития российской системы страхования вкладов.
Систематизируем основные проблемы, которые являются наиболее значимыми для успешного развития российской банковской системы на очередном этапе. Можно выделить следующие проблемы, требующие системного решения.
1. Устранение системной несовершенности РБС в части:
- консолидации (комплексное управление РБС, совершенствование требований к универсальным банкам, развитие специализированных КО (региональных, продуктовых));
- законодательного регулирования (внедрение отчетности по МСФО, комплексирование систем риск-менеджмента, совершенствование пруденциального надзора, в том числе за финансовым рынком в целом);
- технологического развития (модернизация платежных систем, развитие систем банковских и кредитных карт, внедрение новых продуктов и услуг, в том числе нетрадиционных).
2. Обеспечение пропорционального развития РБС в интересах кредитования реальной экономики и населения, в том числе модернизации. Решение ресурсной проблемы, в том числе за счет отечественных возможностей для смягчения зависимости от зарубежных заимствований. Стимулирование роста нормы сбережения.
3. Укрепление капитальной базы РБС. Формирование эффективных схем привлечения ресурсов в капитал банков, в том числе через механизмы публичных размещений. Регулирование доли иностранного капитала в РБС.
4. Решение проблемы эффективного регулирования финансовых институтов (включая банки и банковские холдинги) на национальном и наднациональном уровнях. Повышение информационной прозрачности для обеспечения устойчивого долговременного развития.
5. Развитие категории независимой оценки бизнеса в интересах принятия бизнес-решений и управления рисками, в том числе упорядочивание деятельности рейтинговых агентств.
6. Трансформация структуры продуктов и услуг, определяемых вызовами времени, прежде всего, развитие дистанционных услуг в связи с направленностью современного бизнеса на ускорение расчетов и переход на менее затратные технологии обслуживания клиентов.
Проблема формирования ресурсной базы является одной из ключевых для развития РБС. При этом для развития экономики крайне важно стимулирование формирования ресурсных фондов для ее модернизации. С этой целью можно рассматривать:
- привлечение ресурсов государственных фондов (золотовалютного, развития и др.) для стимулирования модернизации (в форме гарантий, софинансирования проектов, участия в создании целевых фондов и др.);
- развитие целевого внутреннего заимствования, для чего могут быть использованы механизмы облигационных займов и формирования фондов, причем основной является проблема доверия, меры, по формированию которого станут ключевыми (участие или гарантии государства, крупных компаний и др.);
- стимулирование сбережений населения за счет целевого их использования в виде первоначальных накоплений на решение жилищных и бытовых проблем, участия в фондах, стимулирующих процентов при безотзывном размещении средств на депозитах.
Выборочное повышение уровня страховых гарантий для отдельных видов вкладов, а также стимулирования сбережений организаций, может быть за счет страхования вложений и экономических факторов;
- упорядоченное и регулируемое привлечение иностранного капитала преимущественно на прямое финансирование инвестиционных проектов.
Следует также отметить, что назрела модернизация самой банковской системы в части структурной модернизации, регуляторных новаций, модернизации банковских технологий.
Отдельным вопросом, от которого во многом зависит не только устойчивость банковской системы, но и устойчивость всей финансовой системы, является проблема координации регулирования фондовых и валютных операций как фактора системного риска. В то же время накопились вопросы, требующие оперативного решения в условиях кризиса. Если проблемы ликвидности РБС в настоящее время достаточно успешно решаются, то проблема «плохих» долгов остается актуальной и требует своего решения. Эта проблема тесно связана с вопросом докапитализации, который может стоять крайне остро, прежде всего, для крупнейших банков.
2.2 Перспективы развития банковской системы России
Нельзя не согласиться с тем, что российская банковская система достаточно динамично преодолевает последствия кризиса, по многим параметрам выходя на предкризисные показатели. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, наращиваются, хотя и медленно, объемы кредитования, как граждан, так и бизнеса.
Если говорить о перспективных направлениях развития, то следует назвать наращивание капитала российских банков, продолжение консолидации банковского сектора, сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе. Повышение качества и эффективности бизнес-процессов, связанных с оказанием банковских услуг и управлением рисками, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование банковского регулирования и надзора.
Все эти вопросы тесно взаимосвязаны, их решение позволит добиться выхода российской банковской системы на качественно новый уровень.
Среди изменений, касающихся капитала кредитных организаций, прежде всего можно отметить такие факторы, как постепенное увеличение требований к минимальному капиталу банков: в соответствии с поправками к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 28.02.2009 с 1 января 2012 г. он не должен быть менее 180 млн. руб.
Второе: будут меняться требования к уровню достаточности и качеству капитала — это связано с внедрением принципов Базеля II, а в дальнейшем и Базеля III. И третье: для повышения конкурентоспособности и устойчивости банки будут сами стремиться к наращиванию своего капитала и повышению его качества, что будет стимулировать слияния и поглощения в банковском секторе, а также уход с рынка нежизнеспособных кредитных организаций.
Что касается доли в российском банковском секторе кредитных организаций с государственным участием, то кризис достаточно серьезно повлиял на намечавшуюся до этого тенденцию ее сокращения. Тем не менее, этот процесс будет развиваться, причем, на наш взгляд, в двух направлениях — сокращение самой доли участия государства в конкретных кредитных организациях, а также постепенное «наращивание мускулов» частными банками, включая дочерние банки зарубежных кредитных организаций. Потенциал для увеличения конкуренции в банковском секторе большой. Частные банки быстрее реагируют на ситуацию, внедряют инновации, ищут новые ниши, теснее взаимодействуют со своими клиентами. В этом их традиционные преимущества, которые можно наблюдать во многих других государствах. На уровень конкуренции может также повлиять и процесс распространения микрофинансовых организаций, которые будут создаваться в соответствии со вступившим в силу в январе 2011 г. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Повышению качества бизнес-процессов, связанных с предоставлением банковских услуг и управлением рисками, будут способствовать несколько факторов. Среди них — усиление конкуренции и надзорных требований, улучшение системы защиты потребителей финансовых услуг. Совершенствование надзорных требований к управлению рисками будет во многом базироваться на новых стандартах, разрабатываемых Базельским комитетом по банковскому надзору, который в последнее время опубликовал целый ряд документов (и проектов документов), касающихся требований к управлению операционными, кредитными рисками, риском ликвидности, а также на оценке финансовых инструментов, отражаемых в балансах банков.
Отдельного внимания заслуживает вопрос повышения дисциплины в банковском бизнесе. Основные ориентиры и задачи в области совершенствования банковского регулирования и надзора сформулированы в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. (далее — проект Стратегии).
Приоритетами в совершенствовании банковского регулирования и надзора в проекте Стратегии названы повышение уровня централизации и эффективности банковского регулирования и надзора. Приведение полномочий Банка России в соответствие с международными требованиями и стандартами, а также повышение роли содержательного подхода к оценке рисков кредитных организаций. Использование в этих целях мотивированного (профессионального) суждения, осуществление надзора на консолидированной основе, а также расширение перечня применяемых Банком России мер надзорного реагирования.
2.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы на период 2011-2013 годов
В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В связи с этим главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7 % в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
В 2011-2013 годах деятельность Банка России в сфере совершенствования банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации предусмотренных законодательством целей развития и поддержания стабильности банковского сектора Российской Федерации, зашиты интересов вкладчиков и кредиторов. Указанную деятельность Банк России будет вести с учетом уроков мирового финансового кризиса и опыта, извлеченного в ходе преодоления кризиса и его последствий в российском банковском секторе, а также с учетом разрабатываемых международными организациями подходов к усилению банковского регулирования.
По мере преодоления последствий финансового кризиса банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. В этой ситуации ожидается определенная активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур, контролирующих значительную долю рынка банковских услуг. Одновременно, в частности в связи с совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования, получат развитие тенденции к диверсификации банковского бизнеса. Включая как снижение концентрации рисков на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль, гак и расширение перечня предоставляемых банками банковских продуктов и услуг, базирующихся преимущественно на возможностях, предоставляемых информационными технологиями.
Банк России продолжит работу по совершенствованию процедур слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации. Данная работа направлена на улучшение правовой среды, а также повышение капитализации кредитных организаций.
Усиление конкуренции в банковском секторе и повышение требований к устойчивости потребует изменения модели развития банков: модель агрессивного и преимущественно экстенсивного развития, дающая проциклический эффект и продуцирующая дисбалансы. Должна уступить место модели более сбалансированного интенсивного развития, предполагающей, в том числе более широкое использование инноваций в банковской деятельности, в управлении банками и возникающими в их деятельности рисками. Фактором указанных процессов должна выступать и тенденция к консолидации банковского бизнеса.
Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться с учетом уроков финансового кризиса, а также в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений «Группы 20», направленных на укрепление устойчивости банковского сектора и снижение системных рисков. Предполагается также перевести в режим постоянного действия отдельные антикризисные меры, показавшие свою эффективность в плане укрепления стабильности банковской системы.
Целесообразно расширить, исходя из международно-признанных подходов, возможности использования мотивированного (содержательного) суждения в надзорном процессе, прежде всего при оценке устойчивости кредитных организаций, включая оценку уровня принятых рисков, а также качества систем управления и внутреннего контроля.
Будет уделено особое внимание организации надзора за деятельностью кредитных организаций, основанного на содержательных принципах (принцип «содержание выше формы»), с целью выявления проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения и своевременного и адекватного применения корректирующих мер.
В целях повышения оперативности и качества надзорного реагирования на уровень рисков кредитных организаций, на проведение ими операций, требующих повышенного внимания, будет обеспечено развитие «второго контура» надзора. То есть осуществление дополнительного контроля со стороны центрального аппарата Банка России за развитием ситуации в системно значимых кредитных организациях, а также развитие института кураторов банков. Указанные меры будут осуществляться в комплексе с иными мерами по всем направлениям надзорной деятельности (дистанционный надзор, инспектирование, лицензирование, работа с проблемными банками).
В целях получения дополнительной информации о деятельности системно значимых кредитных организаций и учитывая позитивный результат работы уполномоченных представителей в банках, получивших средства государственной поддержки, предлагается использовать данный подход для осуществления функций «стандартного» надзора, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Совершенствование риска ориентированного надзора, включая его составляющую, связанную с консолидированным надзором, предполагает развитие правовых условий осуществления банковского надзора. Предстоит внести следующие изменения с целью:
- определения полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях;
- обеспечения, с учетом законодательных возможностей, развития надзора на консолидированной основе, направленного на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, а также банковских групп и банковских холдингов.
При этом консолидированный надзор не заменяет, а существенно дополняет индивидуальный надзор за банками;
- усиления регулятивных требований по оценке рисков по банковским операциям, особенно по операциям (сделкам), наиболее уязвимым с точки зрения их подверженности риску.
В рамках надзора за деятельностью кредитных организаций предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование отчетности кредитных организаций, в том числе на консолидированной основе, в целях получения всей полноты информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, операционного, рыночного, ликвидности, странового и др.).
Кроме того, изменение законодательных условий банковского регулирования и банковского надзора предусматривает:
- создание механизма оценки деловой репутации руководи гелей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;
- упрощение эмиссии ценных бумаг;
- приведение в соответствие с международными подходами требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в части мер контроля над приобретателями акций (долей) кредитных организаций;
— установление единой системы требований к финансовой устойчивости банков (в целях текущего надзора и в целях признания финансовой устойчивости, достаточной для участия в системе страхования вкладов) и мер надзорного реагирования в связи с их несоблюдением.
Будет продолжена работа по реализации положений, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору (далее БКБН).
В частности:
- в рамках реализации положений Первого компонента Базеля II в области применения усовершенствованных подходов к оценке кредитного риска, основанного на внутрибанковских оценках, в 2011-2013 годах будет проводиться работа по формированию нормативной базы, регламентирующей методологию расчета достаточности собственных средств (капитала) с использованием IRB-подхода, а также требований к внутрибанковским рейтинговым системам;
— в рамках реализации положений Второго компонента «Надзорный процесс» Базеля II предстоит разработать нормативные акты Банка России, определяющие минимальные требования по организации внутренних процедур кредитных организаций но оценке достаточности собственных средств (капитала) с учетом всех существующих рисков. Необходимые правовые условия для решения данной задачи потребуют внесения изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Банк России уделит особое внимание изучению подходов к осуществлению макропруденциального надзора, ориентированного на обеспечение стабильности банковской системы. Будет продолжена работа по совершенствованию инструментов макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.
Учитывая позитивный опыт применения Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Банк России примет участие в подготовке законодательных решений, устанавливающих возможность осуществления государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ) функций финансового оздоровления кредитных организаций не только в период финансового кризиса, но и на постоянной основе как элемента поддержания устойчивости и доверия к банковской системе.
С учетом практики применения Банком России и АСВ мер по предупреждению банкротства целесообразно дальнейшее совершенствование указанного механизма с целью обеспечения применения наиболее эффективных инструментов и процедур предупреждения банкротства кредитных организаций. В качестве основных направлений совершенствования данною механизма наиболее актуальным является расширение стимулов участия в предупреждении банкротства банков частных инвесторов путем предоставления Банку России возможности устанавливать специальный режим применения мер воздействия к кредитным организациям. Реализующим планы мер по финансовому оздоровлению частными инвесторами без привлечения средств государства, а также уточнение правовой базы механизмов передачи имущества и обязательств банков. Кроме того, будут разработаны предложения по установлению ответственности лиц, контролирующих банк, в отношении которого АСВ осуществляет меры по предупреждению банкротства, если необходимость применения таких мер возникла в результате виновных действий (без действия) указанных лиц.