Основные тенденции в распределении доходов населения и эволюция социальной структуры общества

Список использованных источников и литературы

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.

Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов является важной частью политики любого государства.

Таким образом, цель данной курсовой работы — рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести исследование доходов населения России.

Для реализации данной цели были поставлены следующие зaдaчи:

1. рассмотреть сущность доходов населения и их виды;

2. охарактеризовать источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину;

3. изучить проблему перераспределения доходов и трансформацию социальной структуры общества;

4. проанализировать структуру и динамику доходов населения России за несколько лет;

5. рассмотреть дифференциацию доходов;

6. изучить государственную политику доходов.

Объектом исследования являются доходы населения.

Предмет исследования: динамика изменения доходов населения России.

Для написания работы основными источниками послужили учебные пособия различных авторов, статьи из журналов и интернет-источники, относящиеся к данной теме.

доходы население социальный трансформация

1.1 Доходы населения, их формы в рыночной экономике

Доходы населения представляют собой средства в денежной или натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами за определенный период времени. Денежные доходы населения включают: а) оплату по труду всех категорий населения: 1) пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; 2) доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; 3) кредиты, доходы от продажи иностранной валюты; 4) доходы от собственности (например, проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды и т.д.); 5) поступления от продажи продуктов сельского хозяйства и другие. Денежные доходы являются мобильной частью совокупного дохода.

23 стр., 11166 слов

Администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета

... бюджетов. В первой главе отражаются зачисление доходов в бюджет, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Также рассматриваются полномочия и перечень главных администраторов доходов бюджета, порядок осуществления полномочий, общий ...

Доходы, получаемые в виде бесплатных или частично оплачиваемых льгот, бесплатных услуг, потребляемые населением в виде целевых фондов, представляют иммобильную часть совокупного дохода. Они определяют уровень жизни, но являются строго целевыми.

В целях измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах.

В соответствии с концепцией Дж.Хикса в СНС исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения доходов: первичные доходы, располагаемые доходы, скорректированные располагаемые доходы.

Первичный доход на кормильца в текущих и неизменных ценах — это доход от прямого участия в производстве материальных благ. Данный показатель определяется только для работающих членов домохозяйств. Первичные доходы включают оплату труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, прибыль и приравненные к ней доходы, получаемые собственниками жилья.

Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходы домашних хозяйств:

РД-ПД + ?ТТ,

где РД — располагаемые доходы; ПД — первичные доходы; ?ТТ -сальдо текущих трансфертов домашних хозяйств [2, c. 126].

Национальный доход, рассчитанный с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый национальный доход — макроэкономический показатель, который может использоваться при проведении комплексного анализа уровня жизни населения и состояния экономики страны.

Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также с помощью перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуральной форме), и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая налоги на доходы и богатство).

За счет располагаемого дохода осуществляются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, а разница между ними образует сумму сбережений данного сектора.

Показатель скорректированного располагаемого дохода (РСД) образуется при суммировании социальных трансфертов в натуральной форме, получаемых домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства (СТ), и располагаемого дохода(РД):

СРД = РД + СТ.

Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств называется фактическим конечным потреблением домашних хозяйств. Он включает расход на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно (в виде трансфертов в натуре).

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также на потребление товаров и услуг в натуральной форме.

Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пособия, пенсии, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в видепроцентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

15 стр., 7423 слов

Статистика доходов населения

... курсовой работы рассмотрены следующие аспекты: источники данных и задачи социальной статистики; характеристика доходов населения, их виды; основные показатели и методы их расчета. В практической части рассмотрены объем и структура денежных доходов населения, ...

Среднедушевые денежные доходы определяются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.

Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в отраслях экономики исчисляется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.

Показатели доходов, исчисленные в ценах текущего периода, называются номинальными.

Реальные располагаемые денежные доходы (РРД) определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен. Между номинальными и реальными величинами доходов обычно существуют расхождения в связи с изменением уровня цен на товары и услуги.

Реальные располагаемые доходы (РРД) показывают, насколько изменились доходы с учетом обязательных платежей в отчетном периоде по сравнению с базисным. Они могут быть рассчитаны как:

Скорость изменения реальных доходов находится в зависимости от темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и индекса цен [2, c. 128].

Покупательная способность денежных доходов населения характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения.

Индекс потребительских цен характеризует изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, условно приобретаемого населением. Он показывает, насколько больше средств население стало бы тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (то есть на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не наблюдается существенных изменений в структуре потребительских расходов. Индекс потребительских цен называется дефлятором.

Величины доходов и расходов населения используются для построения балансов денежных доходов и расходов населения и определения показателей счетов сектора «Домашние хозяйства» в СНС [2, c. 129].

1.2 Баланс денежных доходов и расходов населения

Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из важнейших источников информации, характеризующий объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, отражающий ту часть ВНД, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, он характеризует уровень жизни населения. С его помощью исчисляются общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, определяются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, осуществляются другие расчеты. Он дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены с помощью финансовой и статистической отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения в депозитах и ценных бумагах.

Основным источником информации об объеме и структуре расходов домашних хозяйств при анализе уровня жизни является баланс денежных доходов и расходов населения.

В состав разных статей доходной части баланса включены отдельные показатели, сходные по своему экономическому содержанию. Так, в состав доходов от собственности включаются дивиденды, проценты по вкладам и ценным бумагам.

Анализ состава расходного раздела баланса подтверждает, что отражаемые в нем показатели по своему экономическому содержанию не тождественны аналогичным по названию показателям СНС [2, c. 129].

При превышении суммы доходов населения над его расходами образуется прирост активов в форме денежной наличности. Противоположная ситуация означает, что потребительские расходы населения финансировались вследствие сокращения накопленных активов домашних хозяйств.

2.1 Структура и динамика доходов населения

Целью современного социально ориентированного государства выступает обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В системе показателей уровня жизни одним из важных являются доходы населения. Доходы населения играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества и в жизни каждого человека, потому что они формируют потребительский спрос населения, определяют ёмкость рынка, влияют на уровень жизни людей. В 90-е годы прошлого столетия изменения в экономике страны, негативные сдвиги в распределении конечных доходов привели к дифференциации доходов по социальным группам и регионам, снижению уровня жизни большой части населения (75%), появлению маргинального слоя общества (почти 5% населения).

Повышение уровня жизни населения — цель социальной политики государства и критерий ее эффективности.

Неравномерность в распределении доходов проявляется в неравенстве населения по среднедушевым денежным доходам по регионам России (табл. 1).

Таблица 1 — Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации 2018 год

1-й кв.

2-й кв.

3-й кв.

Российская Федерация

15951

18541

18453

Центральный федеральный округ

21116

25221

23172

Северо-Западный федеральный округ

16980

20194

19853

Южный федеральный округ

12326

14254

16000

Северо — Кавказский федеральный округ

10388

12530

14465

Приволжский федеральный округ

12838

15204

15674

в том числе: Нижегородская область

13856

15984

16027

Уральский федеральный округ

18890

21320

20542

Сибирский федеральный округ

12364

14332

14346

Дальневосточный федеральный округ

16910

20607

20940

Все субъекты Российской Федерации можно разделить на две группы. Первая группа — с уровнем среднедушевых денежных доходов населения больше среднероссийского; к ней относятся Центральный, Северо-Западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Вторая группа — с уровнем среднедушевых денежных доходов населения меньше среднероссийского; к ней относятся Южный, Северо-Кавказский, Приволжский и Сибирский федеральные округа. В Приволжском федеральном округе уровень среднедушевых денежных доходов меньше, чем в целом по России на 24% в 1-м квартале, на 21% — во 2-м квартале, на 17% в 3-м квартале. Уровень показателя в Нижегородской области меньше среднероссийского на 15% во всех кварталах исследуемого года.

Наибольшую долю в доходах населения России занимают доходы от оплаты труда — 67%, они увеличились за последние шесть лет более, чем в два раза с 5 до 11 трлн рубл.

В состав социальных трансфертов включают пенсии, стипендии, пособия и социальную помощь, страховые возмещения. Доходы от социальных трансфертов составляют 15%, они увеличились в пять раз: с 1 до 5 трлн рубл. Значительный рост (наибольший из всех источников доходов населения) социальных трансфертов можно объяснить реализацией социальной политики государства: в условиях, когда в стране значительная часть населения не просто малообеспеченные, а бедные и нищие, важнейшим элементом политики в области распределения и доходов становится система социальных гарантий и минимальных социальных стандартов. Наибольшие доходы население получает от пенсий- 67% (30% населения страны является пенсионерами), значительную часть занимают пособия и социальная помощь — 27%. Незначительную долю составляют страховые возмещения и стипендии — 5% и 1% соответственно.

Доходы от предпринимательской деятельности составляют 10% денежных доходов населения, они увеличились в два раза: с 1,5 до 3 трлн руб.

Доходы от собственности включают в себя: дивиденды, проценты по депозитам, выплаты по государственным и ценным бумагам, компенсации по вкладам граждан. Доходы от собственности составляют 6,5%, они увеличились в меньшей степени — на 43% с 1,4 до 2 трлн руб. Доходы от дивидендов увеличились с 400 млрд до 1,5 трлн руб. Доходы по государственным и другим ценным бумагам уменьшились на 566 млрд руб. Выявлено, что растет доля всех доходов, кроме доходов по государственным и другим ценным бумагам, их доля снижается с каждым годом.

Чётко проявляется тенденция увеличения каждого вида дохода за анализируемый период.

Среднедушевые денежные доходы играют важную роль в определении уровня жизни людей, являются одним из критериев качества жизни.

Таблица 2 — Динамика среднедушевых денежных доходов населения в России

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Среднедушевые денежные доходы, руб.

2281

3062

3947

5170

6410

8112

10196

12603

14941

16857

18757

Расчет абсолютных, относительных и средних показателей динамики среднедушевых доходов показал, что за последние 11 лет ежегодно в среднем прирост среднедушевых доходов населения составляет 1498 руб. или 7%. Наибольший прирост отмечен в 2015 году: с 10196 до 12603 руб. или на 24%. За анализируемые 11 лет среднедушевые доходы увеличились на 16476 руб. или на 822%.26

Прослеживается явная тенденция увеличения среднедушевых доходов населения в целом и по каждому источнику поступления.

Таким образом, доходы населения медленно, но увеличиваются, и это позитивные сдвиги, так как приводят к повышению уровня жизни людей в условиях стабильной экономики.

2.2 Дифференциация доходов населения

Дифференциация доходов населения, как известно, оказывает неоднозначное воздействие на механизм экономического стимулирования: с одной стороны — оказывает положительное воздействие на достижительные мотивации индивидов, способствуя общему росту национальной экономики, с другой -вызывает нарастание отчуждения между крайними социальными группами, что при малочисленности среднего класса может привести не только к социальным конфликтам, но и к структурной деформации экономики.

Одним из наиболее тяжелых последствий экономических преобразований в России можно назвать глубокую поляризацию благосостояния населения и дезинтеграцию общества, что является естественным следствием активного роста ВВП и представляет собой типичный пример провала рынка. Несмотря на неуклонное сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (с 2000 г. более двух раз), значения коэффициента дифференциации доходов начиная с 2000 г. неуклонно увеличивались.

Усиливающаяся дифференциация доходов вызывает нарастание отчуждения между так называемой «элитой», состоящей из высших чиновников (гражданских и военных), собственников и менеджеров крупных компаний, банков и фирм, преуспевшей части представителей шоу-бизнеса, и всем остальным населением страны. Современная стратификационная структура российского общества во многом определяется двумя критериями: материальным благосостоянием и отношением к власти. Причем эти два компонента настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что практически образуют единую ось «власть — богатство», положение на которой и является мерилом успеха.27Названные группы граждан часто сравниваются с кастой неприкасаемых: ни для закона, ни для происходящих кризисных изменений. И именно они способствуют консервации отсталости российской экономики от ведущих мировых экономических держав.

По данным журнала «РБК», заработная плата российских топ-менеджеров в 2009 г. была сопоставима с аналогичными показателями компаний США и исчисляется сотнями миллионов рублей. Например, заработная плата О. Дерипаски, возглавившего десятку самых высокооплачиваемых топ-менеджеров, составил 885,26 млн руб., а А. Миллера, замыкающего этот список, — 111,3 млн руб28. , в то время как средняя заработная плата по стране в 2009 г. составила 18,8 тыс. руб. в месяц29, т. е. среднегодовая заработная плата в среднем равна 225,5 тыс. руб.

Поскольку доходы населения в значительной степени определяют размеры и структуру потребительских расходов, которые через мультипликационный механизм воздействуют на национальную экономику, целесообразно определить ту границу, ниже которой доходам опускаться не следует.

В соответствии с критериями экономической безопасности пороговым значением соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума считается три раза30. То есть если среднедушевые денежные доходы превышают прожиточный минимум на величину, не превышающую три раза, то они не только не могут стимулировать структурной перестройки национальной экономической системы, но и не выполняют таких функций заработной платы, как воспроизводственная и стимулирующая.

Однако размер среднедушевого дохода впервые за пореформенные годы превысил прожиточный минимум в три раза только в 2007 г.31 Но, учитывая высокие показатели дифференциации доходов, этот показатель нуждается в корректировке: исследование распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов показывает, что только 40% населения получают доходы, соответствующие критериям экономической безопасности, в то время как доходы оставшихся 60% им не соответствуют.32

Очевидно, что доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром, определяющим уровень и структуру конечного потребления.

2.3 Государственная политика доходов

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим.

Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов:

1. Решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения;

2. Создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы;

3. Способствует ослаблению социальной напряженности и т. д.

Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты руда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Изменения в системе налогообложения и процентной ставке — таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и, тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена — зарплата» Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения).

Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. (Более подробно это будет рассмотрено в следующей главе.)

Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения. Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

В России индексации подлежат денежные доходы граждан, не превышающие размера уровня мало обеспеченности. При этом денежный доход гражданина вместе с суммой индексации не должен превышать стоимостного уровня мало обеспеченности. Тем же постановлением к Порядку проведения индексации денежных доходов граждан от 7 мая 1998 года внесен ряд изменений, а именно: во-первых, сумма индексации денежных доходов граждан определяется как результат произведения подлежащего индексации дохода и величины прироста индекса потребительских цен, уменьшенного на величину порога индексации и поделенного на 100 процентов; во-вторых, для проведения индексации денежных доходов граждан применяется индекс потребительских цен, из которого вычтена величина порога индексации.

Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.

Доходы населения служат основным источником удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах, поэтому с них начинается система показателей уровня жизни. Источниками формирования доходов населения являются зарплата, прибыль, процент и рента.

Направления использования доходов населения выделяют следующие: используемые на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов, расходуемых на сбережения.

В статистическом изучении доходов населения важнейшее значение имеет социальный норматив — показатель минимального дохода, или прожиточного минимума.

За последние годы показатели уровня жизни в России реально возросли, о чем свидетельствует рост денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. Предприниматели ряда отраслей смогли улучшить ситуацию с оплатой труда, включая и рост номинальных заработных плат.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство «Дело и сервис», 2014. — 447 с.

2. Ананьев А.Н., Лыкова Л.Н., Ильин И.В. и др. Политика доходов и заработной платы.- М.:Экономистъ,2014.-525 с.

3. Бондарь А.В., Воробьев В.А., Новикова Л.Н. и др. Макроэкономика: Учеб.пособие. М.:БГЭУ,2017.-380с.

4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. — 544с.

5. Голенкова З.Т. Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества: [Монография]. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2014.-402с.

6. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебник. М.: ИНФPA-М,20161.-747 с.

7. Камаев. В.Д. Экономическая теория. Краткий курс:учебник.- М.: КНОРУС,2015. -384с.

8. Клюня В.Л. и др. Основы экономической теории:учебник. М.:Высш.шк.,2015. -484с.

9. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. — М.: Академический проект, Деловая книга, 2012.-550 с.

10. Куликов Л. М.Основы экономической теории: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2016. — 400с.

11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО «ФУАинформ», 2014 — 389 c.

12. Лутоухина Э.А. и др. Макроэкономика: социально-ориентированный подход.М.:ИВЦ Минфина,2015. -358 с.

13. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. М.: ИНФРА-М. Т.1.2013. -387 с.

14. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Макроэкономика: учеб.пособие. М.: Новое знание, 212.-480с.

15. Россия в цифрах. 2014 — M., 2014 — C. 125-126.

16. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2015.С.227

17. Шелехов А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России. М., 2012. С.148

18. Кормишкина Л. А. Социальная безопасность Российской Федерации в условиях глобального финансово-экономического кризиса: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 10. — С. 61-66.

19. Кормишкина Л. А., Земскова Е. С. Модификация потребления населения в условиях маргинализации общества // Вестник Мордов. ун-та. 2017. № 1. С. 31-36.

20. И.Н. Салмина, Г.М. Набоких. Структура и динамика доходов населения в России URL: www.hse.ru/data/…/И.Н.%20Салмина,%20Г.М.%20Набоких (дата обращения 08.04.2019)

21. Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Региональное развитие URL: http://www.komfed.ru/analaysis/section_134/827.html (дата обращения 28.02.2019)

22. Кошкина С.Г.Тенденции развития социальной структуры современного российского общества. //РГПУ им.Герцена. URL: http://herzenfsn.narod.ru/leksion/obshaya/soc4.htm (дата обращения 05.04.2019)

23. Российский рынок общественного питания. Текущая ситуация и прогноз.URL:http://data.cemi.rssi.ru/GRAF/center/methodology/econometrics/ (дата обращения 03.03.2012)