Социальная политика государства: опыт развитых стран и российская практика

В последние годы в центре политических дискуссий практически во всех странах мира, в том числе России, вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования действий различных социально-экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная сфера деятельности в условиях современной рыночной экономики во многом контролируется государством и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Таким образом, социальная политика — одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемая как на внутригосударственном уровне, так и на международном.

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность основных направлений социальной политики развитых стран и России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
  • рассмотреть основные направления социальной политики в России;
  • выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Предметом исследования является социальная политика государства; объектом изучения — Российская Федерация, Германия.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, статистический метод и др.

4 стр., 1567 слов

Экономические условия переработки отходов

... условия: имеются предложения отходов; имеются технологии по переработке вторичного сырья; существуют заинтересованность общества в переработке отходов, как фактора улучшения экологии. Одним из главных условий создания указанных предприятий являются инвестиции. В реальных экономических условиях ...

Теоретической основой исследования послужили труды учёных-экономистов, а также практикующих специалистов в области социальной политики государства, таких как: И.П. Николаева, В.В. Виноградов, В.Д. Роик, А.А. Кочетков, Г.Г. Чибриков, М.А. Сажина и др.

Информационная база исследования: российское законодательство по вопросам социальной политики, содержание правительственных программ по развитию социальной сферы, статистические данные Госкомстата, материалы периодической печати и др.

1. Теоретические аспекты социальной политики государства

1.1 Обзор литературы

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Известно мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она есть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и т.д. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика социальной политики оформлялась в течение XIX-ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином «социальная политика» [9, с.112]

А.А. Кочетков считает, что социальная политика — это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т.д.) [5, с.472] Этой же точки зрения придерживаются М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков и многие другие ученые [8].

С точки зрения же И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами — с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. [7, с.483]

11 стр., 5432 слов

Социальная мобильность населения и факторы ее формирования в России

... социальной мобильности населения в городе, что поможет определить вектор их движения. Степень научной разработанности проблемы . Проблема социальной мобильности, впервые появилась в 1927 году с выходом в печать работы «Social Mobility» П.А. Сорокина. Работа ...

Однако чаще всего можно видеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства — политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов [6, с.76].

В своей статье В.В. Виноградов определяет важной задачей социальной политики адресную (т.е. предназначенную для конкретных групп населения) социальную поддержку со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев населения. Он считает. Что решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. [2, с.621]

А В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» говорит о том что, Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей — справедливо ли устроено общество, в котором мы живем. [15]

Таким образом, существует множество терминов, определяющих это явление, но одно остается неизменным — социальная политика является важной частью политики государства.

1.2 Сущность и основные задачи социальной политики

Далее следует пояснить ряд основных понятий, используемых при рассмотрении вопросов социальной политики.

Социальную политику делят на расширенную и ограничительную.

Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства.

Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.

Жизненный уровень населения — совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например, потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на сто семей, структура потребления.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является «потребительская корзина» — набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости потребительской корзины служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления.

Минимальный уровень потребления — такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий существования.

Рациональный уровень потребления — количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида.

Минимальный уровень потребления определяет так называемую «черту бедности». Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью — одна из главных задач социальной политики.

35 стр., 17133 слов

Доходы населения и социальная политика государства

... социальная политика государства 1.1 Доходы населения 1.1.1 Понятие доходов населения Размеры и состав доходов - одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной ...

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения — совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает нормальные условия труда и его безопасность, приемлемое экологическое состояние окружающей среды, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.д. [6, с.76-77]

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация уровня жизни население и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. [2, с.620-621]

1.3 Основные направления социальной политики

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

  • регулирование занятости населения;
  • политика государства в формировании доходов;
  • социальная защита граждан;
  • политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и искусства.

Необходимо заметить, что данный перечень, по сути, является отражением основных задач социальной политики государства, представленных в п. 1.1 курсовой работы.

Важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает, и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица — безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

Структурная безработица — безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица — одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

3 стр., 1453 слов

Роль финансов в решении социальных проблем

... в завтрашнем дне. Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и понятия социальных проблем, рассмотрению приоритетов социально-экономического развития государства, а также роли финансов в этом развитии. Задачей курсовой является раскрытие социальных проблем, и пути их решения, ...

В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

  • сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;
  • рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);
  • досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;
  • создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;
  • ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Все более важное значение приобретает:

  • создание бирж труда;
  • реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды, на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Наряду с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д. [6, с.83]

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов — различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Рисунок 1 — Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

2 стр., 777 слов

Социальная политика государства в условиях экономического кризиса

... национальной экономики и ее выхода на траекторию устойчивого развития. В целом, социальная политика - это политика, которая проводится государством, курс действий по осуществлению социальных программ, поддержки доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной ...

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. [2, с.610]

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:

где — коэффициент Джини,

  • кумулированная доля населения (население предварительно ранжировано по возрастанию доходов),
  • доля дохода, которую в совокупности получает ,
  • число домохозяйств,
  • доля дохода домохозяйства в общем доходе,
  • среднее арифметическое долей доходов домохозяйств. [3, с.554]

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов).

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен. [2, с.611]

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Трансфертные платежи — выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

2 стр., 868 слов

Социальные факторы здоровья населения

... и социальной политике и др. Основными механизмами формирования социального здоровья становятся воздействие института образования и культура здоровья, трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность. Мощным защитным фактором, помогающим поддерживать и ... здоровья ученые и специалисты называют перемены в образе жизни населения и изменения условий и норм жизни; ...

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы [2, с.611-612].

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация. [6, с.80-81]

Индексация — это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер [2, с.614].

Социальная защита — поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты:

  • социальная ответственность общества и государства;
  • социальная справедливость в области трудовых отношений,
  • всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;
  • государственные гарантии социальной защиты;
  • экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;
  • заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;
  • многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и, кроме государственной власти.

Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств, для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

  • предотвращение массовых эпидемий;
  • обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
  • пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).

2. Социальная политика развитых стран

Социальная политика в развитых странах реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Рассмотрим в данной курсовой работе, как проводится социальная политика в Германии и Великобритании.

2.1 Социальная политика Германии

Ведение адекватной социальной политики всегда было одной из ключевых задач внутренней политики государства и развития его политической стратегии. От того, насколько правильно будет проводиться социальная политика страны, воплощаясь в социальных программах и практике, регулируя социально-экономические отношения в обществе и отражая интересы основных социальных групп населения, будет зависеть и степень адаптации каждого государства не только к собственным внутренним запросам, но и к взаимодействию с другими странами и вытекающему отсюда улучшению положения данного государства на международной политической и экономической арене, а также прогрессу гражданского общества в целом.

Экономические успехи Германии внушительны и хорошо известны, поэтому очевиден интерес к опыту этой страны со стороны как экономистов, так и политологов. Эта страна стоит как бы особняком среди развитых стран ЕС в связи с тем, что социальное рыночное хозяйство Германии довольно часто подвергалось глубоким социально-экономическим спадам, но всегда страна очень быстро выходила из кризисов за счёт грамотных и эффективных реформ, проводимых, в первую очередь, в социальной сфере.

Анализ теоретической концепции и практического воплощения социальной политики Германии представляется не только актуальным, интересным, но и необходимым в связи с тем, что многие проблемы в области социально-экономической политики этой страны перекликаются и поразительно совпадают с сегодняшними проблемами других стран Евросоюза.

Социально-экономической и концептуально-политической основой социального рыночного хозяйства Германии стал ордолиберализм фрайбургской школы, который исходит из убеждения, что только хозяйственный порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами, по средствам. Для этого требуются институциональная политика, которая таким образом регулирует хозяйственную деятельность индивидуумов, реализующих свои интересы, чтобы все оставались в выигрыше. Однако в отличие от «государства всеобщего благосостояния», целью «социального государства» немецкого образца, провозглашённого в Конституции Германии, является не максимально возможное перераспределение доходов и имущества, а в первую очередь проведение такой социальной политики, которая обеспечила бы все необходимые условия для реализации личностью её способностей и формирование институтов, благоприятствующих такой реализации. А дополняющей целью «социального государства» является осуществление минимально необходимого перераспределения доходов и имущества для корректировки возникающих сбоев в работе рыночного механизма. На практике эта концепция реализовалась за счёт комплексной и многоплановой системы социальной защиты. Являясь результатом послевоенного развития и реализации традиционных ценностей немецкого общества, система солидарного страхования со временем стала давать сбои в связи с тем, что перестала отвечать требованиям современности.

Попытаемся разобраться, почему так произошло, что правильная экономически и политически верная установка стала давать сбои и приводить к кризисным ситуациям, а также какие реформы становятся необходимыми в современной ситуации, сложившейся в стране.

В Германии, так же как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования, которые, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское страхование, пенсионное страхование и страхование по инвалидности, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев. Организация системы социальной защиты в Германии строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако, говоря о месте и влиянии государства, стоит отметить, что финансовая и организационная независимость предусматривает необходимость определения со стороны государства правовых рамок, регулирующих создание и механизм деятельности страховых институтов.

Важнейшей чертой системы медицинского страхования Германии, которая является одной из лучших в мире, является принцип солидарности, заключающийся в том, что величина страховых взносов соответствует уровню доходов застрахованных. При этом медицинское обслуживание, стоимость которого может значительно варьировать, не зависит от объёма взносов каждого человека, что позволяет, производить солидарное выравнивание. Обеспеченные, несут расходы за малоимущих и здоровые за больных, и это даёт возможность обеспечивать социальную защищённость, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой — не вверяя заботу о собственном здоровье самим больным, заставляя их самих нести всё бремя расходов. Действующая в Германии система; частного медицинского страхования является как альтернативой обязательному медицинскому страхованию, так и существенным дополнением к нему. Имея различную организацию и принципы работы, системы обязательного и частного медицинского страхования направлены на решение одной задачи и могут стать примером реализации грамотной социальной политики и осуществления эффективной системы здравоохранения.

Наибольший удельный вес в структуре социального бюджета занимают расходы на пенсионное страхование. Пенсионное страхование в Германии включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование. Наиболее крупной частью системы пенсионного обеспечения Германии, охватывающей широкий круг застрахованных лиц, является обязательное пенсионное страхование, действующее по принципу солидарного перераспределения. Финансирование обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих производится за счёт взносов, поровну уплачиваемых работодателями и застрахованными; за счёт государственных дотаций, а также из средств Федерального ведомства по труду в виде выплаты пенсионных взносов за безработных.

Таким образом, базовый принцип, лежащий в основе определения пенсий, схож с основным подходом к формированию социальной политики страны в целом. Он не только позволяет поддерживать средний уровень, достигнутый работником в течение его трудовой деятельности, но и стимулирует работника к повышению производительности труда и увеличению собственных доходов.

В связи с рядом причин, коснувшихся не только Германии, но и ряда других стран Европы, основной из которых является меняющаяся демографическая ситуация, связанная со старением населения, с конца прошлого столетия в Германии предпринимался ряд мер, направленных на реформирование системы пенсионного страхования. Основой реформ прежнего и нынешнего правительства стал постепенный переход от существующей перераспределительной системы солидарного страхования к преимущественно накопительной системе. Наряду с недостатками накопительной системы — финансовыми рисками, конкуренцией финансовых инструментов, девальвацией национальной валюты — предлагаемая система снижает уровень налоговой нагрузки активного населения, стимулирует инвестиции и накопление капитала и является значительным стимулом экономического развития. Если ранее, государство выполняло только наблюдательно-контролирующие функции, что не могло не привести к перегрузке бюджета, то сегодня оно должно быть заинтересовано в развитии системы частного страхования как важного элемента, способствующего укреплению социального благосостояния в обществе, поощряя его посредством проведения льготной налоговой политики и других мер, направленных на содействие более эффективному развитию этой системы.

Несмотря на высокий уровень безработицы и именно в связи с тем, что эта проблема остается актуальной для Германии на протяжении многих лет, важной составляющей социальной политики Германии является проведение политики занятости, которая представляет собой один из основных инструментов поддержания социально-экономической стабильности в обществе. Ранее одним из основных элементов этой политики являлось страхование по безработице, направленное на «смягчение» последствий безработицы в виде финансовой поддержки потерявшим рабочее место, выделяемой на период поиска работы. Подобное страхование по безработице выступает в качестве инструмента антициклической политики, способного воздействовать на изменения совокупного спроса в моменты колебаний экономической конъюнктуры. Несмотря на то, что в основе перераспределительной системы страхования в Германии лежит принцип солидарности, согласно которому бремя страховых выплат за счёт налогов в большей степени ложится на работника и работодателя, в случае нехватки средств значительная часть берётся из федерального бюджета, что и заставляет раскручивать спираль увеличения налогов с целью сокращения бюджетных расходов.

Задача социальной помощи должна заключаться не только в обеспечении её получателю достойного уровня жизни, но и, в первую очередь, в создании необходимых предпосылок для того, чтобы её получатель мог полагаться на собственные силы.

Германия на рубеже столетий всё чаще стала подвергаться критике за проведение пассивной политики прежнего правительства Шредера с целью нормализации и роста положительной динамики на рынке труда, основным инструментами которой являлись компенсационные выплаты безработным и повышение налогов. Во-первых, выплаты налогов тесно связаны с количеством рабочих, что не сокращает безработицу, а наоборот, опосредованно стимулирует её, т.к. выплаты высоких налогов и трудности в трудоустройстве подталкивают граждан искать менее высокооплачиваемые должности или жить на достаточно высокие субсидии по безработице. Кроме того, сами мероприятия по проведению социальной политики, в частности речь идёт о пассивной социальной политике, финансируются из денег налогоплательщиков. Такая политика государства и такое экономическое воздействие на социальную и политическую систему, применяемые союзами работодателей и приверженцами неоклассического подхода, является саморазрушительной и объясняет кризисное состояние страны, в котором она оказалась на рубеже столетий. Более прогрессивной является активная социальная политика профсоюзов и приверженцев кейнсианской модели экономики, которая объясняет спираль дефляции и падения спроса в экономике страны в целом через высокий уровень безработицы. Наиболее актуальными в этой связи становятся инструменты активной политики на рынке труда, которые обеспечивают снижение уровня безработицы посредством максимального обеспечения занятости.

Успех Германии на протяжении многих лет заключался в постоянном соблюдении «принципа свободы рынка с социальной сбалансированностью и нравственной ответственностью каждого в отдельности за дело в целом». Однако постепенно рост бюджетных расходов достиг огромных размеров и система начала давать сбои. Всё это обусловило необходимость поиска новой стратегии развития социальной сферы в странах Евросоюза.

Важным аспектом становится то, что политика предприятий, подкреплённая соответствующей промышленной и социальной политикой государства, становится одним из существенных факторов в процессе трансформации и укрепления позиций общества в целом. Это является основной составляющей начатой в 80-90-е гг. трансформации социальной политики европейских стран и Германии в частности, которая состоит в формировании новой парадигмы развития и направлена на стратегическую реструктуризацию ответственности между государством, корпорациями и населением. Суть сложившейся ситуации такова: «государство обременено расходами и теряет прежнюю эффективность; корпорации располагают значительными ресурсами, чтобы активизировать внутрифирменную социальную политику; большая часть населения располагает соответствующими доходами, чтобы активно участвовать в факультативных (добровольных) социальных программах»

Борьба с безработицей становится первой необходимостью и приоритетнейшим направлением социальной политики Европы. Изменение места государства в системе социального рыночного хозяйства, направленное на снижение степени госрегулирования в трудовой и социальной сферах, несомненно, должно улучшить ситуацию на рынке труда. Новые правила взаимоотношений между работодателями и наемными работниками посредством, например, пересмотра механизма тарифной автономии, участия работников в управлении на предприятиях, снижения регулирующей роли государства для создания необходимых условий повышения гибкости рынка труда могут стать инструментами в борьбе с безработицей.

Роль государства должна состоять в способствовании социальному равновесию, которое поддерживается следующими методами: в социальной сфере — обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений и «провалов» рынка и в политической сфере — за счёт развития широком массовой демократии, системы институциональных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.

Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что германская модель социально-экономического развития, считаясь одной из лучших политик XX в., если говорить о феномене «экономического чуда», продолжает вызывать живой интерес и сегодня остается в центре внимания многих исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако современное состояние экономики страны показывает, что на практике произошёл значительный перегиб в сторону опекунского отношения государства к населению. В связи с чем, сутью современных реформ должно стать стремление правительства Германии к снижению уровня государственного финансирования экономики и пересмотр структуры расходов и налогов. Второй направляющей в социальной политике страны должны стать реформы рынка труда. Основной целью социальной политики в целом и в первую очередь на рынке труда должно стать создание таких условий, которые бы способствовали развитию «человеческого капитала» и мотивации гражданина на несение ответственности за собственное благосостояние. [4, с.123-126]

2.2 Социальная политика Великобритании

Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие «равные пособия за равные взносы» Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода.

В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу.

Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия — за счет страховых взносов наемных работников и работодателей Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.

Следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии — только низкооплачиваемым.

Обращают на себя внимание две специфические особенности британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков, — старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая роль в обеспечении социальными услугами государственных учреждений, а также — в силу исторического развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.

В системе социального страхования застрахованные делятся на четыре класса в зависимости от уровня доходов. Первый класс — наемные работники и предприниматели. Второй класс — самозанятые граждане. Взносы второго класса дают право на получение пособий по болезни, беременности и родам, пенсия по старости (но не пособия по безработице).Третий класс — лица, не работающие или не имеющие достаточного страхового стажа для получения права на соответствующее социальное обеспечение по первым двум категориям. Четвертый класс — самозанятые лица (актеры, музыканты и пр.), а также руководители предприятий и административно-управленческий персонал, с доходами выше уровня, необходимого для страхования по первому и второму классу.

Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование отдельных страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.д.).

Все расходы на финансирование этих программ покрываются за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды определенной отрасли социального страхования. [1, с.70-77]

3. Социальная политика России

3.1 Статистика основных социальных показателей

Динамика доходов. Существенным показателем благосостояния общества в целом является не только уровень доходов населения, но и степень различия (дифференциация) доходов между различными группами. Уровень доходов в целом — результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием социальных и экономических факторов. Для ее вычисления используются следующие показатели:

  • доход на душу населения в месяц, который исчисляется делением годового объема денежных доходов на 12 и на численность населения;
  • среднедушевой доход семьи, т.е.

месячный или годовой доход домохозяйства, деленный на число его членов. [6, с. 76-93]

Таблица 1 — Среднедушевые денежные доходы населения по Российской федерации

рублей/месяц

в % к

соответствующему периоду прошлого года

2010 год

I квартал

16 079,6

113,6

80,5

II квартал

18 656,1

109,3

116,0

III квартал

18 636,4

110,7

99,9

IY квартал

22 132,5

110,8

118,8

Год

18 881,3

110,2

2011 год

I квартал

17 667,1

109,9

79,8

II квартал

20 301,9

108,8

114,9

III квартал

20 557,1

110,3

101,3

I квартал

17 667,1

109,9

79,8

Распределение населения по величине среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню благосостояния. В таблице 2 показано, как сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности», а на рисунке 2, как выросли доходы населения. [11]

Таблица 2 — численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

Рисунок 2 — Реальные располагаемые денежные доходы населения в России в 2010-2012 г. [11]

В январе 2012г. объем денежных доходов населения сложился в размере 2322,5 млрд. рублей и увеличился на 7,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 2163,1 млрд.рублей, что на 8,2% больше, чем в январе 2011 года. Сбережения за этот период составили 160,7 млрд. рублей, что на 26,0% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

За последние годы данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4611 руб. в настоящее время. [11]

Численность экономически активного населения в январе 2012 г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,9 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн. человек, или 93,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,9 млн. человек (6,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда, они классифицируются как безработные).

В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн. человек.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю января 2012 г., в общей численности безработных 2661 тыс. человек, или 54,2% составляли мужчины и 2251 тыс. человек, или 45,8% — женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1941 тыс. человек, или 39,5%.

Уровень безработицы, показанный на рисунке 3, в январе 2012г. составил 6,6% (без исключения сезонного фактора).

Рисунок 3 — Уровень безработицы в России в 2010-2012гг. [11]

Средний возраст безработных в январе 2012г. составил 34,7 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,4%, лица в возрасте 50 лет и старше — 16,2%.

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения. К концу января 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,3 млн. человек имели статус безработного, в том числе 1,1 млн. человек получали пособие по безработице. Постановлением Правительства РФ № 888 от 03 ноября 2011 г. установлены минимальный и максимальный размер пособий по безработице на 2012 год — в 850 рублей и 4900 рублей соответственно. Как сообщили ИА «Пенза-Пресс» в департаменте по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области, пособие по безработице в России устанавливается в процентном отношении к среднему заработку. Который вычисляется за последние три месяца по последнему месту работы. В январе 2012 г. получили статус безработного 160,5 тыс. человек. Размеры трудоустройства безработных были на 6,2 тыс. человек, или на 8,6% меньше, чем в январе 2011 г., и составили 65,2 тыс. человек. На рисунке 4 показано, как изменяется численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Так же наблюдается тенденция снижения численности безработных на начало 2012 года.