Становление и развитие России как федеративного государства выявило наличие серьёзных организационных проблем бюджетной системы Российской Федерации, подавляющая часть которых связана с необходимостью укрепления системы государственного бюджетного контроля и организации её всестороннего законодательного регулирования. Изменение принципов государственного управления в начале 1990-х годов настоятельно потребовало изменения системы финансового контроля, что являлось началом современного периода его развития в России. Симонова Л. Характер и функции государственного финансового контроля современной России//Федерализм. с. 73
В современных условиях эта тема стала ещё более актуальной — «В условиях финансового кризиса лучшая помощь экономике — это максимальное сокращение числа проверяющих, направляемых различными контрольными органами в реальный сектор и снижение ненужного административного давления на бизнес», — об этом заявил Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, выступая 11 декабря по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации. http://www.ach.gov.ru/news/show/?2786
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая, таким образом, свою прибыль).
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности Счётной палаты как органа государственного финансового контроля.
Перед написанием данной курсовой работы были поставлены такие задачи, как:
- рассмотреть цели и функции работы Счётной палаты;
- изучить полномочия и задачи, поставленные перед Счётной палатой;
- проанализировать результаты деятельности Счётной палаты за последние три года.
При написании данной курсовой работы использованы различные нормативно-правовые акты, статьи из средств массовой информации и литература, посвящённой данному вопросу, а также ресурсы интернета, особенно официальный сайт Счётной палаты РФ.
1. Счётная палата как высший орган государственного финансового контроля
1.1 Задачи и функции счетной палаты
В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-Ф3 “О Счетной палате Российской Федерации”. Тем самым провозглашается создание специального органа государственной власти, предназначением которого является осуществление внешнего финансового контроля.
Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации
... Глава 1. Счетная палата Российской Федерации - как субъект государственного финансового контроля 1.1 Полномочия Счетной палаты РФ В целях осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, согласно ч.5 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав, полномочия ...
Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Кошлина М. Органы финансового контроля: история создания и перспективы развития // «История государства и права», 2007, № 18.
Задачи и функции Счетной палаты определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации образует Счетную палату для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета.
Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, задачами которого являются:
- Ш организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- Ш определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- Ш оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Ш финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Ш анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- Ш контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- Ш регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
http://www.ach.gov.ru/about/history/sprf.php
Федеральный бюджет России
... государственными внебюджетными фондами, главные распорядители средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, главные администраторы доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. ...
В процессе реализации задач, определенных указанным Федеральным законом, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Счетная палата является участником процесса, обладающим бюджетными полномочиями. Счетная палата как контрольный орган законодательной власти осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Она проводит проверку формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля над исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях — стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
Казначейский контроль за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации
... введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство. Это и обуславливает актуальность данной темы. Целью данной работы является: исследовать систему казначейского контроля, ...
В 2010 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов (на стадии формирования), на 2010 год (текущее исполнение) и за 2009 год (исполнение за отчетный финансовый год).
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Он существенно дополняется тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. http://www.ach.gov.ru/about/history/sprf.php
1.2 Аппарат Счетной палаты
Основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Согласно Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации”:
- Ш инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законом… (статья 26);
— Ш инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 28).
Ш Сегодня в аппарате работает чуть более тысячи сотрудников, из них 134 — со дня образования Счетной палаты, половина — свыше пяти лет. Средний возраст сотрудников аппарата — 45,2 года.
Формирование коллектива осуществляется под непосредственным руководством Председателя Счетной палаты по представлениям аудиторов, а также руководителей соответствующих подразделений аппарата. Основными критериями подбора кадров служат профильное образование и опыт контрольно-ревизионной работы.
Высшее образование имеют 97 процентов сотрудников. В Счетной палате работают 541 экономист и финансист, 134 юриста, 59 управленцев. Два и более высших образования имеют 214 сотрудников, ученую степень — 124 сотрудника (в том числе 27 докторов и 97 кандидатов наук).
Повышенные требования к квалификации сотрудников предопределили необходимость эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки, которая охватывает все категории сотрудников и осуществляется как непосредственно на рабочих местах, так и в учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Московской государственной юридической академии и др. Только за последние четыре года через систему переподготовки и повышения квалификации прошло свыше 500 человек. В настоящее время 420 сотрудников получают экономическое и финансовое образование, юридическое — 70, управленческое — 32. Сегодня 930 человек имеют квалификационные разряды.
Финансовый контроль деятельности страховой компании
... г. Публикуется в соответствии с текстом, размещенным на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации // URL: http://www.ach.gov.ru/agencies/priloj/010704_1.shtml. указано: "Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет ...
Государственными наградами Российской Федерации, почетными званиями и ведомственными знаками отличия отмечены 111 сотрудников. Нагрудным знаком “Почетный работник Счетной палаты Российской Федерации” (учрежден в январе 2002 года) и Почетной грамотой Счетной палаты Российской Федерации (учреждена в январе 2001 года) награждены, соответственно, 112 и 178 человек.
Общая сумма бюджетных средств, направляемых ежегодно на содержание Счетной палаты, составляет около двух процентов от суммы выявленного в течение года нецелевого расходования бюджетных средств. http://www.ach.gov.ru/about/vizn.php
1.3 Взаимодействие Счетной палаты с органами государственной власти
Счетная палата поддерживает активное взаимодействие с Президентом Российской Федерации. Председатель Счетной палаты регулярно встречается с Президентом, направляет главе государства аналитические записки и информационные материалы, предложения для включения в Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. По аналитическим и информационным материалам Счетной палаты, в том числе по вопросам реформирования естественных монополий, развития инвестиционных процессов, реформирования пенсионной системы страны, Президентом даются соответствующие поручения Правительству Российской Федерации для принятия мер по устранению нарушений.
Счетная палата взаимодействует также с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Советом Безопасности.
Расширяется взаимодействие Счетной палаты с такими федеральными органами государственной власти как Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности в части проведения контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес. http://www.ach.gov.ru/about/vizn.php
2. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты
Хотя Счётная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Согласно закону «О Счётной палате РФ» она осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Тем не менее, основным видом деятельности Счётной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность. Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты РФ//»Финансовое право» 2007 № 5
Она реализуется в следующих сферах контроля:
- Ш контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
- Ш контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- Ш определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль над поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
- Ш контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
- Ш контроль над банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.
Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, предполагающий принятие решений о проведении и утверждение результатов контрольных мероприятий Коллегией Счетной палаты.
2.1 Методы проведения контрольно-ревизионной деятельности, основные
Важным является и следующий вопрос, какие именно методы контроля могут использовать сотрудники Счётной палаты РФ при осуществлении ими контрольно-ревизионной деятельности?
Под методами финансового контроля понимаются приёмы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля выделяют наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Однако в Федеральном законе «О Счётной палате РФ» подобный метод контрольной деятельности напрямую не предусматривается. Можно лишь предположить, что поскольку проведение любой проверки и тем более ревизии непременно предполагает «ознакомление с финансовой деятельностью объекта контроля», то законодатель счёл излишним отдельно предусматривать в Федеральном законе «О Счётной палате РФ» такой метод контроля как наблюдение.
Что касается анализа и обследования, то эти методы финансового контроля связаны скорее с экспертно-аналитической деятельностью Счётной палаты РФ.
Непосредственными методами осуществления контрольно-ревизионной деятельности Счётной палаты РФ являются ревизии и проверки. Что же такое ревизия и чем она отличается от проверки?
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности, и проводиться на месте с использованием балансовых, отчётных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершённых средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчётного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере.Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2003. С.66
Таким образом, ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершённых проверяемой организацией за определённый период.
Суть отличия ревизии от проверки состоит в том, что при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей, проверкой соответствия документального учёта фактическому. Это даёт практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения. Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование контрольного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка, в том числе и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска, исключения по определённым причинам из поля зрения проверяющих каких либо обстоятельств, могущих повлиять (и существенно) на результат, как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта. Данилевский Ю.А. Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле//Бухгалтерский учёт. 2005. №13
Счётной палаты РФ при проведении контрольных мероприятий может осуществлять практически все известные виды ревизий, что соответствует её статусу высшего специализированного органа государственного финансового контроля. Исключения составляют только внеплановые ревизии, так как в соответствии с Регламентом Счётной палаты РФ «контрольные и экспертно аналитические мероприятия проводятся Счётной палатой с утверждёнными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включённые в план, не проводятся». Статья 5.1.1 Регламента Счётной палаты РФ, утверждённого Постановлением Коллегии Счётной палаты РФ от 4 марта 2007 г. № 7
2.2 Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата в процессе реализации возложенных на нее задач осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.
В 2010 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Приоритетами в деятельности Счетной палаты являлись обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и устранение системных причин коррупции при одновременном сокращении административного давления на экономику.
Впервые проведен анализ сбалансированности ресурсного обеспечения основных направлений социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения стратегического планирования.
Основное внимание уделялось анализу результативности и эффективности приоритетных национальных проектов, крупнейших инвестиционных проектов и программ, реализуемых с привлечением бюджетных средств, эффективности налогового, таможенного и бюджетного законодательства. В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций, изложенных в постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена в:
- Ш повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;
- Ш предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;
- Ш дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.
Важнейшими в 2010 году стали мероприятия, проводимые в целях пресечения финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения действенного контроля над использованием средств государственной поддержки экономики в период финансово-экономического кризиса. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность. Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер.
Комплекс антикризисных мероприятий тесно увязан с мероприятиями
антикоррупционной направленности. В 2010 году Счетной палатой осуществлялся мониторинг и анализ законодательных и иных нормативных актов на предмет выявления в них коррупциогенных положений. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.
Счетная палата активно выстраивает механизмы обеспечения контроля над реализацией программ, ориентированных на инновационное развитие российской экономики, эффективностью и результативностью использования
бюджетных средств на создание инфраструктуры нано индустрии, особых экономических зон технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» и «Томск», а также за развитием кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки.
Эти вопросы выделены отдельным блоком в Плане работы Счетной палаты на 2010 год. Особое внимание уделялось:
- Ш совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в рамках обеспечения единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, концентрации специалистов Счетной палаты на наиболее масштабных проблемах и проектах общегосударственной значимости;
- Ш контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», демографической политики в стране и выполнению социальных обязательств государства в регионах, в том числе по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны к 65-летию Победы, а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы;
- Ш контролю за целевым и эффективным расходованием государственных средств и ресурсов, направляемых на структурную перестройку российской экономики, создание современной инфраструктуры и накопление человеческого капитала;
- Ш контролю за ситуацией в электроэнергетике, проверке целевого и эффективного использования инвестиционных средств на техническое перевооружение и модернизацию производственных фондов, а также на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС;
- Ш контролю над использованием бюджетных средств, выделяемых на строительство и содержание автомобильных дорог и т.д.
http://www.ach.gov.ru/about/vizn.php
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2010 году, приведены в следующей таблице
Показатель |
2010 г. |
2009 г. |
2008 г. |
|
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
501 |
502 |
501 |
|
Проведено экспертно-аналитических мероприятий |
130 |
127 |
181 |
|
Проведено контрольных мероприятий: |
371 |
375 |
320 |
|
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: |
13 |
18 |
11 |
|
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы |
20 |
21 |
20 |
|
Количество актов по результатам контрольных мероприятий |
1154 |
1150 |
1147 |
|
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. рублей) |
483,9 |
238,3 |
96,6 |
|
Выявлено нецелевое использование средств (млрд. рублей) |
3,67 |
3,8 |
1,7 |
|
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млн. рублей) |
1,58 |
1,9 |
1,8 |
|
Количество направленных представлений и предписаний |
350 |
320 |
267 |
|
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы |
217 |
215 |
121 |
|
Количество возбужденных уголовных дел |
41 |
41 |
25 |
|
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты |
59 |
65 |
60 |
|
Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты, |
813 |
921 |
825 |
|
Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации |
83 |
83 |
84 |
|
Количество соглашений с зарубежными ВОФК |
59 |
59 |
59 |
|
Информационное присутствие Счетной палаты: количество публикаций количество пользователей WEB-сайта (тыс. чел.) количество теле- и радиосюжетов |
2004 |
2100 |
2190 |
|
400 |
432 |
366,5 |
||
1070 |
905 |
720 |
||
Состав сотрудников Счетной палаты по образованию (чел./%): высшее профессиональное среднее профессиональное |
1191/98,1 |
1173/97,4 |
1198/97 |
|
16/1,4 |
15/1,3 |
17/1,4 |
||
Профессиональное образование сотрудников Счетной палаты (чел./%): |
||||
Финансово-экономическое |
570/47 |
608/49,1 |
606/49,1 |
|
юридическое |
238/19,6 |
239/19,3 |
222/18 |
|
управление |
105/8,7 |
103/8,3 |
94/,76 |
|
В 2010 году Счетной палатой проведено 501 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 371 контрольных мероприятий.
Количество проведенных в 2010 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по сравнению с 2009 годом сократилось более чем на 17,3 %.
Это вызвано увеличением количества крупных и трудоемких контрольных мероприятий с использованием аудита эффективности. В 2010 году с использованием этого метода проведено 20 контрольное мероприятие, что в 1,4 раза больше, чем в 2009 году.
В 2010 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 13 контрольных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Проведено 64 заседания Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрен 891 вопрос.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.
Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты С.В.Степашиным. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 31 вопросу, в том числе:
- Ш о результатах проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке;
- Ш о результатах проверки эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, направленных на подготовку и проведение XXI Олимпийских зимних игр и Х Параолимпийских зимних игр 2010 года в г. Ванкувере (Канада);
- Ш о результатах анализа эффективности реализации крупномасштабных проектов и программ в субъектах Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства;
- http://www.ach.gov.ru/
По итогам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 333 представления Счетной палаты и 371 информационное письмо. Президенту Российской Федерации направлено 19 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 100 информационных писем.
В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 217 материалов проверок Счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий Счетной палаты в 2010 году возбуждено 41 уголовное дело.
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 483,9 млрд. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 37,5 млрд. рублей.
В 2010 году объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,58 млн. рублей, блокировано и возмещено средств на сумму 588,5 млн. рублей.
2.3 Перспективы деятельности Счетной палаты
Начиная с 2008 года Счетная палата перешла на трехлетний цикл планирования своей деятельности. В целях организации разработки перспективного плана деятельности в Счетной палате разработан и утвержден Коллегией Стандарт финансового контроля 4005 «Порядок планирования работы Счетной палаты Российской Федерации».
Приоритетными направлениями деятельности Счетной палаты на 2008 — 2010 годы, утвержденными Коллегией Счетной палаты, предусмотрено осуществление комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих не только реализацию задач и функций, возложенных на Счетную палату Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О соглашении о разделе продукции», но и контроль использования государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании.
В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по обеспечению повышения качества жизни запланировано проведение проверок использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, на социальное обеспечение населения, решение проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по обеспечению экономического роста будут проведены проверки использования государственных ресурсов, направляемых на реализацию проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства, на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, на обеспечение повышения устойчивости снабжения населения и экономики электроэнергией.
Будет осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации в области обороноспособности и безопасности государства.
В составе комплексов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по обеспечению потенциала развития предусмотрены проверки использования государственных ресурсов на финансирование науки, расходов на охрану окружающей среды, на обеспечение реализации стратегии развития наноиндустрии, развитие культурного потенциала.
В 2008 году Счетной палатой был продолжен контроль за использованием государственных средств, направляемых на реализацию национальных проектов «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование», а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008 — 2012 годы, в рамках которой с текущего года будет реализовываться нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса».
Особое внимание в 2010 году было уделено контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям по обеспечению контроля использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование обеспечения проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Председатель Счетной палаты С.В.Степашин в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 сентября 2007 г. № 1308 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи» входит в состав Президиума указанного Совета.
Заместитель Председателя Счетной палаты А.Н.Семиколенных назначен председателем ревизионной комиссии наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».
Аудитор Счетной палаты М. И. Бесхмельницын включен в состав Координационного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации по организации мероприятий по подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.
Счетная палата Российской Федерации и Счетная палата Республики Татарстан провели совместную проверку использования бюджетных средств и средств из иных источников финансирования, направленных на организацию и подготовку проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани (далее — Универсиада).
Общий объем капитальных вложений, предусмотренный графиком, на строительство и реконструкцию 65 объектов составлял 36 637,9 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан — 6 099,0 млн. рублей, внебюджетных источников — 2 802,0 млн. рублей, федерального бюджета — 27 736,9 млн. рублей. Уровень софинансирования расходов на строительство и реконструкцию объектов Универсиады составлял 16,7 %, 7,6 % и 75,7 % соответственно. График предусматривал 100-процентное финансирование за счет средств федерального бюджета строительства 30 новых объектов Универсиады. Таким образом, изначально оргкомитетом Универсиады рассматривался вопрос о строительстве и реконструкции 65 спортивных объектов с соответствующим распределением нагрузки в финансировании.
Подготовка к проведению Универсиады ведется в соответствии с Планом основных мероприятий и графиком строительства спортивных объектов, утвержденными оргкомитетом. Ответственные исполнители по подготовке спортивных объектов: оргкомитет Универсиады, Кабинет Министров Республики Татарстан и муниципальное образование города Казани — справляются с поставленной задачей.
В целях сокращения сроков строительства спортивных объектов и их
досрочного ввода в эксплуатацию Кабинетом Министров Республики Татарстан были привлечены альтернативные источники финансирования на условиях беспроцентных займов, определены подрядчики для проведения проектных и строительных работ до оформления нормативных документов на предоставление субсидий из федерального бюджета.
Фактический объем строительной готовности значительно опережал объемы строительной готовности, оформленные документально, и соответственно объемы использованных на эти цели средств субсидий.
Остаток полученных и неиспользованных средств федерального бюджета на 1 сентября 2010 года составил 9 509,43 млн. рублей из полученных в 2010 году 9 941,43 млн. рублей.
В отчете об инспекционном визите технической комиссии Международной федерации студенческого спорта (FISU) была дана положительная оценка (без каких-либо замечаний) ведения строительства спортивных объектов Универсиады.
Характерной особенностью работы Счетной палаты в 2010 году явилось то, что ее контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность стала осуществляться в условиях действия новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса.
С введением с 1 января 2008 года в действие отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата должна готовить заключения по отчетам каждого из 114 главных администраторов средств федерального бюджета и заключение на отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Данная работа осложняется еще и тем, что в те же сроки необходимо подготовить заключение на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2009 — 2011 годы.
Кроме того, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата впервые должна будет подготовить заключение на отчет Министерства финансов Российской Федерации, являющегося не только федеральным органом исполнительной власти, ответственным за организацию и исполнение федерального бюджета, но и участником бюджетного процесса, субъектом ведомственной структуры расходов бюджета — главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим более 40 % расходов федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета и администратором источников покрытия дефицита федерального бюджета.
Осуществление предварительного контроля в условиях перехода к организации бюджетного процесса на основе расходных обязательств и предусматриваемых на их исполнение бюджетных ассигнований разных видов потребует проведения анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность главных распорядителей бюджетных средств, на соответствие их полномочий по осуществлению расходных обязательств.
Оперативный контроль будет осуществляться в условиях изменения нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы исполнения федерального бюджета (порядок кассового плана, порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и другие документы).
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены проверки Счетной палатой бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года отдельных статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) особо актуальным становится оказание Счетной палатой методологической и консультационной помощи контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию нормативно-правовой базы их деятельности. http://www.ach.gov.ru/
Изменение бюджетного законодательства требует существенных усилий для формирования адекватной методологической базы. Отсутствует достаточно ясная и четкая терминология финансового контроля. Поэтому одной из важных задач на ближайшую перспективу является формирование единой системы взаимоувязанных между собой стандартов внешнего государственного финансового контроля на основе разработанных стандартов.
Разработки новых методологических подходов потребует и необходимость осуществления контроля над деятельностью активно создаваемых в настоящий момент государственных корпораций, которые призваны мобилизовать механизмы частно-государственного партнерства на реализацию крупнейших инвестиционных и инновационных проектов. При создании этих корпораций финансовые ресурсы государства фактически выводятся за пределы бюджетной системы, а юридические отношения между основными объектами экономический процесс переходит из пространства публичного права в пространство договорных отношений власти и бизнеса. При этом статус и особенности деятельности каждой из этих корпораций определяются отдельным федеральным законом, где в том числе регулируются вопросы осуществления контроля над их деятельностью. Компетенция Счетной палаты в этих законах не определена.
Осуществление указанных работ потребует серьезных изменений организации работы аппарата Счетной палаты с целью обеспечения высокого качества ее контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги лет деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.
Всего за 2000-2010 годы Счетная палата провела 5528 контрольных мероприятия (в 2000 году — 390, в 2010 году -371).
В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 1850,5 млрд. рублей, (в 2000 году — 63,2 млрд. рублей, в 2010 году — 483,9 млрд. рублей).
Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы).
Установлено нарушение законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 37,5 млрд. рублей. Нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества составили 8,6 млрд. рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности — 10,7 млрд. рублей и другие. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,58 млрд. рублей.
По результатам контрольных мероприятий в 2000-2010 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям 4498 представление и предписание. По выявленным фактам нарушения законодательства 1214 материал был направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 1170 уголовных дел.
В 2000-2010 годах было проведено 571 заседание Коллегии Счетной палаты (в 2000 году — 44, в 2010 — 64).
Рассмотрено 7926 вопросов (в 2000 году -638, в 2010-891), в том числе 3451 — по результатам контрольных мероприятий (в 2000 году — 1147, в 2010 -1154).
Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ
2. Данилевский Ю.А. Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле//Бухгалтерский учёт. 2001. № 16
3. Конституция Российской Федерации
4. Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты РФ//»Финансовое право», 2009, № 5.
5. Кошлина М. Органы финансового контроля: история создания и перспективы развития // «История государства и права», 2009, № 18.
6. Регламент Счётной палаты РФ, утверждённый Постановлением Коллегии Счётной палаты РФ от 4 марта 2003 г. № 8
7. Симонова Л. Характер и функции государственного финансового контроля современной России//Федерализм
8. Федеральный закон «О счётной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ (с изменениями от 29 марта 2008 года)
9. Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2001.
10. http://www.ach.gov.ru/