Налоги в рыночной экономике

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Так же проанализировать функционирование налоговой системы на предприятии.

В работе использованы не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

1. Теоретические основы налогов и налоговой системы в рыночной экономике

1.1. Налоги: понятие, сущность, виды

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Налоги одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства».

4 стр., 1931 слов

Система налоговых органов Республики Беларусь

... и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. [3, с. ...

Налоги являются экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они меняются вместе с развитием государства.

В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных. [2 ст.13].Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога –доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог);
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Налоги в зависимости от порядка взимания подразделяются на:

  • прямые – налоги, которые взимаются непосредственно с прибыли или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, имущество, госпошлина, подоходный налог);
  • косвенные – налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов.

Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные – налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
  • личные – налоги на доход или прибыль плательщика (налог на прибыль, НДФЛ).

Косвенные налоги подразделяются на:

  • налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
  • фискальная монополия – (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.).

    Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;

  • таможенная пошлина – налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров;
  • акцизы – это косвенный налог на отдельные товары, устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Налоговому кодексу РФ (вступил в силу с 01.01.2005 г.) на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

По принадлежности к уровню власти и управления налоги подразделяются на:

  • федеральные, которые представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
  • налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право, устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

По полноте прав налоги подразделяются на:

13 стр., 6134 слов

Федеральный бюджет РФ

... федерального бюджета В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, ... государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием. Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Он ...

  • закрепленный налог, представляющий собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен;
  • регулирующий — это налог, используемый для регулирования поступлений в бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные;
  • линейные;
  • дифференциальные;
  • ступенчатые;
  • твердые.

В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.

По способу обложения налоги подразделяются на:

  • кадастровые;
  • декларационные;
  • налично-денежные;
  • безналичные.

В основе классификации заложен признак взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.

По назначению налоги подразделяются на:

  • общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования;
  • целевые налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группы. [1,ст. 3].

1.2. Принципы налогообложения и построение налоговой системы

В теоретическом плане принципам организации налогов уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А.Вагнер, М.Такер и др. Адам Смит сформировал четыре основополагающих принципа налогообложения: поданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно своему доходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

А.Вагнер считал, что налогообложение должно базироваться на принципах: достаточности и подвижности, учете финансово — технических и народно-хозяйственных условий, справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделял следующие из принципов:

10 стр., 4582 слов

Система, принципы и источники налогового права

... фундамент налоговой системы России. Данная работа состоит из введения, основной части, включающей три вопроса, и заключения. Целью данной работы является изучение понятия налога и налогового права. Для ... в Российской Федерации. Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ. Под налогом понимается обязательный, ...

  • М.Такер выделял принципы: уровня доходности;
  • однократности обложения;
  • обязательности уплаты;
  • простоты, понятности и удобства системы налогообложения;
  • гибкости системы;
  • возможности системы по перераспределению ВВП.

В настоящее время основные принципы российской налоговой системы, вобравшей в себя мировой опыт, закреплены в Конституции РФ и в ч. I НК РФ.

Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

Принципы, лежащие в основе налогообложения, можно разделить на две группы:

  • принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
  • принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:

  • однократность обложения объектов налоговыми платежами;
  • всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;
  • безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
  • добровольность уплаты и исчисления налога;
  • установление минимума, свободного от обложения налогом;
  • возвратность налога субъекту налога;
  • территориальность налогообложения;
  • умеренность распределения налогов;
  • равномерность распределения налогов;
  • справедливость налогообложения;
  • социальная справедливость налогообложения;
  • пропорциональность взимания налога;
  • прогрессивность взимания налога;
  • дифференцированность взимания налога;
  • регрессивность взимания налога;
  • самообложение налогом;
  • резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
  • сбалансировать финансовые интересы государства и налогоплательщика;
  • минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует.