Роль государства в экономике России

За исключением, пожалуй, анархистов, представители любого философского течения справедливо наделяют современное государство ведущей ролью в регулировании любых общественно-экономических отношений. И это не случайно, поскольку государство обладает обширным аппаратом государственного принуждения, солидной финансовой базой, мощным аппаратом управления. Распространяя свой суверенитет на всю территорию, государство может и должно активно влиять на все происходящие процессы и явления.

Актуальность темы исследования заключается в изучении той роли государства, которую оно должно играть в регулировании и развитии экономики с позиций теории экономики общественного сектора. Речь идет, прежде всего, о рассмотрении пределов вмешательства государства в экономику, — теоретической модели, разработка которой длится на протяжении столетий, а единая позиция у исследователей по вопросу границ вмешательства в экономику отсутствует.

Еще один актуальный, с позиции теории экономики общественного сектора, вопрос, — проблема вмешательства государства в перераспределение общественных благ, которою следует решать, учитывая как ресурсные ограничения, так и подход к пониманию социальных функций современного государства.

На сегодняшний день сложилось множество теорий и концепций в связи с участием государства, в том числе, социального, в регулировании экономических процессов, и выбор той парадигмы, на основе которой правительство будет осуществлять вмешательство в экономические процессы, безусловно, предопределит направленность экономической политики конкретного государства, степень учета общественных интересов и, в конечном счете, уровень благосостояния каждого члена общества.

В целом же, в современной экономической литературе проблемы государственного регулирования экономики трактуются неоднозначно, что и обуславливает актуальность избранной темы исследования.

Объектом настоящего исследования выступает экономика и ее ключевой субъект — государство, предметом — теоретические аспекты роли государства в рыночной экономике и их проявления в практическом аспекте.

Целью исследования выступает рассмотрение роли и функций государства в экономике.

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:

  • рассмотреть понятие государственного регулирования рыночной экономики;
  • изучить подходы к объяснению роли государства в рыночной экономике в рамках экономической теории;
  • охарактеризовать функции государства в рыночной экономике, формы и методы государственного регулирования;
  • провести анализ эффективности государственного регулирования экономики в России;
  • определить пути оптимизации влияния России на экономику страны в условиях кризиса .

Методы исследования выступили анализ, включая методы экономического и стратегического анализа, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, диалектика.

11 стр., 5459 слов

Государственное финансовое регулирование экономики

... время. 1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики 1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование экономики, которое представляет собой процесс ...

Источники исследования — статистические данные Росстата, материалы периодики и сведения, приведенные в монографиях.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.

Практическая значимость исследования состоит в уточнении особенностей и перспектив вмешательства государства в экономику с учетом актуальных кризисных явлений в российской экономике и в контексте потребностей развития общественного сектора.

1.1 Понятие государственного регулирования рыночной экономики

государство рыночный экономика кризис

В экономике, как правило, принято выделять две основные модели: командную (плановую) и рыночную. Плановая экономика характеризуется непосредственным вмешательством государства во все экономические процессы, а в рыночной наоборот — доля государственного регулирования экономической деятельности минимальна.

В настоящее время в мире нет государств с действенной социально-ориентированной рыночной экономикой, которая функционирует без вмешательства государства.

В критериях рыночной экономики государственная регулировка представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые исполняются муниципальными учреждениями и социальными организациями с целью стабилизации имеющейся социально-экономической системы. И тут абсолютно уместным станет отождествление понятий государственного вмешательства и государственного регулирования экономики с практической точки зрения.

Это объясняется тем, что каждое вмешательство государства в экономику оказывает регулирующее влияние. Еще как часть регулирующей системы можно рассматривать контроль. Об этом свидетельствует тот факт, что наличие контроля подразумевает установление государством тех или же иных притязаний к разным сторонам работы субъектов экономики, проверка соблюдения которых и считается содержанием контроля со стороны государственных органов. Но, ведущей регулирующей силой считается рынок, основой которого служит «невидимая рука», выступающая в качестве побудительной силы финансового становления. Рынок по собственной природе не имеет возможность добиться такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы совершенную занятость населения, становление образования и здравоохранения, защиту окружающей среды и многое другое. В следствии этого роль страны в решении задач, порождаемых рынком, абсолютно высока и необходима. Данная потребность вызвана многими беспристрастными основаниями, связанными с несовершенством рынка, противоречиями, образующимися на нем.

Воздействие страны на экономику исполняется через систему мер регулировки, которые включают в себя (рис. 1.1):

4 стр., 1899 слов

Сравнительный анализ рыночной и командной экономики

... моей работы – анализ структуры, достоинств и недостатков рыночной и командной экономических систем, выявление оптимальных методов ведения хозяйства. Моя курсовая работа имеет ряд задач: - раскрыть сложную структуру рыночной системы и ее функции. - показать условия формирования рыночной экономики. ...

  • цели регулирования;
  • способы регулирования;
  • формы реализации;
  • субъекты регулирования;
  • объекты регулирования.

 понятие государственного регулирования рыночной экономики 1

Рис. 1.1. Система мер регулирования государством рыночной экономики

Правительство в рыночно экономике осуществляет те же функции, что и в всякой иной экономической системе:

  • воплощает в жизнь создание социальных благ, занимается охраной окружающей среды;
  • регулирует натуральные монополии, сглаживает неравенство в доходах, поддерживает экономику в стабильном состоянии.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что государство играет первостепенную роль в рыночной экономике. Оно регулирует процессы перераспределения ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.

В этих условиях и с учетом сказанного, крайне важно уточнить пределы государственного регулирования экономики в условиях рынка.

1.2 Функции государства в рыночной экономике. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить следующие основные общие функции государства:

Государство как активатор и гарант прогрессивного устойчивого развития и творческого перехода во всех сферах деятельности общества должно сформировать и обеспечить надежное функционирование интеллектуальной инфраструктуры на основе выверенной государственной политики. Все это реализуется за счет качественно отлаженной системы гармоничного воспитания личности, непрерывного процесса образования граждан страны, развития перспективных направлений научных исследований, информационных сетей, высоких технологий и др.

Государство как производитель общественных качественных благ, которые другие хозяйственные субъекты либо не производят, либо производят в недостаточных количествах — услуги здравоохранения, образования, культуры, строительство, ремонт дорог и различных коммуникаций и др. Реализация данной функции предопределяет состав и масштабы государственного сектора в экономике страны как хозяйствующего субъекта.

Государство как инвестор. Аккумулируя значительные общенародные средства, государство финансирует (традиционно и обоснованно) находящиеся под его опекой сферы — такие, как наука, образование, культура, оборона, хранение и распространение знаний, роль которых в современных условиях резко возрастает. При этом государство создает условия для активного привлечения к финансированию этих сфер других источников, как внутренних, так и внешних.

Государство как защитник и гарант жизни, безопасности, прав и свобод граждан, предпринимательства и собственности различных форм, существования страны в целом, охраны окружающей среды, защиты национальных богатств и соблюдения общественных интересов. Это достигается хорошо зарекомендовавшей себя прогрессивной законодательной базой, справедливым и совершенным правосудием и качественной работой системы правоохранительных и силовых органов, рациональным распределением полномочий и ответственности между органами государственного управления различных уровней — центральных, региональных и местных.

22 стр., 10798 слов

Правовое регулирование деятельности ТНК

... государственную принадлежность. На лицо, несовпадение их экономической и правовой природы. Без надлежащего правового регулирования их деятельности, ... прогрессу и экономическому развитию государства. Анализирую инвестиционную и иную деятельность транснациональных корпораций в ... или многонациональную по капиталу и многонациональную по сфере деятельности. Исследуя современные ТНК, представляется довольно ...

Важной частью данной деятельности государства является социальная защита отдельных слоев общества — детей, семьи, престарелых, малоимущих, безработных, людей с ограниченными возможностями, освободившихся из мест заключения и др.

Государство как разработчик и проводник соответствующей идеологии в обществе. Эта функция должна проявляться не только в действиях государства, но и в достаточном качестве специальных институтов, включая и гражданские, формирующих соответствующую мораль, которая наряду с другими формами работы помогала бы объединять многочисленные субъекты, территории, нации и народности.

Государство как институт, содействующий рациональному решению глобальных проблем освоения космоса, мирового океана, охраны окружающей среды, интеграции экономик и др. Данные проблемы государство решает в рамках широкой международной кооперации и во взаимодействии с многочисленными правительственными и неправительственными интернациональными организациями.

проведение реалистичной экономической политики, направленной на рациональное функционирование всех отраслей народного хозяйства, на сглаживание степени влияния и последствий циклических колебаний (кризисов, дефолтов, денежных реформ), на обеспечение условий для устойчивого экономического развития (активизация инвестиционной деятельности, введение различных налоговых льгот, расширение и совершенствование системы заказов, в том числе, и со стороны государства, необходимая степень защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов и др.), на обеспечение справедливого распределения природной ренты, на эффективную и полную занятость населения, на снижение уровня безработицы и др.;

  • эмиссия денег и валютное регулирование в стране;
  • содействие повышению уровня производительности труда и эффективности экономики, обеспечение устойчивого социально-экономического развития за счет ускорения научно-технического прогресса, совершенствования образования, роста квалификации работников и других факторов, повышающих уровень жизни людей;
  • производство общественных благ, включая качественное образование;
  • здравоохранение;
  • фундаментальную науку;
  • культуру;
  • реализацию задач безопасности и территориальной целостности страны;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • объекты общественного пользования (дороги, дамбы, различные коммуникации, чего не обеспечивают или обеспечивают в недостаточной степени рыночные хозяйствующие субъекты);
  • минимизация негативных побочных эффектов от деятельности хозяйствующих субъектов, в частности, охрана окружающей среды, увеличение и рациональное использование национальных богатств и др.;
  • поддержка социально уязвимых групп населения и уменьшение чрезмерной социальной дифференциации в обществе, реализация различных социальных программ;
  • достижение приемлемого соотношения между данными функциями и полномочиями власти на различных уровнях управления — местном, региональном и федеральном;

— организация внешнеэкономической деятельности, реализация позитивного эффекта и снижение потерь от процессов глобализации экономики, оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальной валюты. Разработка и реализация реалистичной торгово-договорной политики.

15 стр., 7392 слов

Соотношения государства, права и экономики

... рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики. И даже проблема юридической защиты интересов законопослушных граждан в экономической сфере в своей основе имеет более глубокую проблему взаимосвязи экономики и права и влияния ее составляющей на содержание и ...

С целью выполнения своих функций государство использует многообразные формы и методы воздействия на экономические процессы. К основным формам относятся: индикативное планирование (программирование), бюджетно-налоговая и денежно-кредитная системы, цены и заработная плата. Необходимость и границы использования отдельных форм, а также методы, посредством которых они реализуются в хозяйственной практике, определяются принятой концепцией государственного вмешательства в экономику, индивидуальными условиями и целями социально-экономического развития каждой страны.

 функции государства в рыночной экономике формы и методы государственного регулирования рыночной экономики 1

Рис. 1.2. Основные функции современного государства в экономике

Так, в странах, придерживающихся концепции экономического либерализма (США, Англия, Канада и др.) государство в основном опирается на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную формы. При этом наиболее активную роль выполняет денежно-кредитный механизм, что соответствует теории монетаризма. В рамках бюджетно-налоговой формы применяются традиционные методы с ограниченным вмешательством в рыночную среду. В этих странах в особенно ограниченных масштабах используется ценовое регулирование экономики. Так, в США государственное регулирование цен ограничивается, главным образом, применением залоговых и целевых цен на продукцию, производимую в фермерских хозяйствах.

Наиболее широко формы государственного регулирования экономики применяются в странах, придерживающихся концепции экономического дирижизма. Здесь бюджетно-налоговый механизм и цены используются государством более активно, но, наряду с этим, важную роль выполняет индикативное планирование, посредством которого государство воздействует на экономику не в форме директивных заданий, а посредством координации хозяйственной деятельности всех ее субъектов и обеспечения их информацией о целях и приоритетах социально-экономического развития страны. В некоторых странах, кроме информационного воздействия, практикуется и прямое вмешательство государства в экономику через механизм индикативных планов. Так, во Франции с целью удовлетворения общегосударственных потребностей в рамках госсектора экономики применяется плановый контракт, а в частном секторе — госзаказ.

Государственное регулирование экономики с помощью механизма заработной платы в той или иной мере практикуется во многих странах. В его основе лежит закон о труде, регламентирующий определенный уровень социальных гарантий трудящихся: минимальный размер заработной платы, условия назначения пособий по безработицу, размер пенсий и трудовой стаж, необходимый для ее получения, продолжительность оплачиваемого отпуска и др.

1.3 Необходимость и пределы вмешательства государства в экономику с позиций обеспечения социальной справедливости

Вмешательство современного государства в экономику, по нашему мнению, в обязательном порядке должно учитывать социальные цели и задачи.

7 стр., 3140 слов

Экономике » Роль государства в экономике»

... государственное регулирование экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, ... на должном уровне. Роль государства в экономике представлена на схеме №1. Схема №1 Роль государства в экономике. Государство может влиять разными ...

Государство должно стремиться обеспечивать баланс интересов участников экономических отношений, при этом, активно поддерживать слои населения, нуждающиеся в перераспределении части благ в свою пользу для выживания и развития — именно государство может и должно поддерживать данную группу участников общественных отношений, в целях эффективной реализации своей социальной функции.

Применительно вмешательства государства в экономику, речь идет об изъятии части ренты у экономических субъектов и перераспределении ее путем направления в социальную сферу, в рамках создания и поддержки социальных служб, здравоохранения, социального страхования; для производства социальных благ, при оказании материальной помощи и решении прочих задач социальной политики.

Рента изымается государством, как правило, в виде налогов, которые уплачивают все участники экономических отношений, и иных платежей. Кроме того, государство также имеет возможность аккумулировать собственные финансовые ресурсы за счет самостоятельного участия в экономической деятельности — как внутри самого государства, так и во внешнеэкономических отношениях.

Еще один источник изъятия и перераспределения ренты — установление государственных монополий и национализация предприятий и отраслей. В таком случае, государство само становится получателем ренты (прибыли), которая и перераспределяется в интересах наименее защищенных слоев общества.

Вопрос о том, в каком объеме и в каких границах, какими способами должно осуществляться изъятие ренты в целях дальнейшего перераспределения, на протяжении столетий занимал умы философов и экономистов. На современном этапе наиболее данного вопроса дают теории общественной справедливости.

Категория «социальной справедливости» встречается в исследованиях со средины 19 века, но наибольшую разработку получила в социальных и экономических исследованиях второй половины 20 века.

Всего в рамках теории справедливого распределения выделяется три теории. Исторически первая из них — теория воздаяния, при которой справедливость воспринимается как субъективная мера воздаяния за вклад индивида, в частности, в экономику. Справедливость, при этом, уточняется не в сравнении каждого с каждым, а в сопоставлении не неким эталоном, стандартом распределения.

Основу теории справедливости (в рамках которой распределение должно основываться на сравнении каждого с каждым) составляет идея «справедливого распределения» (распределительная парадигма).

Философы Нового времени (Дж. Ст. Милль и другие) видели в обеспечении справедливого распределения социальных благ ключ к достижению общественного согласия и счастья. Аналогичного подхода придерживались и мыслители — социалисты (К.Маркс и др.).

Наконец, также выделяется и меновая парадигма, основной смысл заключается в том, что общественная справедливость — это свободный обмен на основе взаимной выгоды и добровольности, общество есть механизм универсального обмена, а государственное вмешательство допустимо исключительно для противодействия обману и насилию. Данные установки характерны для классического либерализма, либертаризма и анархизма.

Спектр современных либеральных концепций справедливости довольно широк. Данная проблематика разрабатывается, в частности, в рамках утилитарного либерализма (Р.Брандт, Р.Хэар и др.), скептического либерализма (теория договорной справедливости Д.Готиера), либерализма естественных прав (теория либертарной справедливости Р.Нозика), конституционная политическая экономия Джеймса Бьюкенена.

Одной из наиболее перспективных (и востребованных) на сегодняшний день представляется деонтологическая концепция Дж.Роулса.

В своей концепции Роулс успешно соединил формальную теорию справедливости с субстантивной, призванной установить содержательные принципы общей справедливости с тем, чтобы, по существу определив требования участников общественного договора, регулировать социальные интересы на основе распределения прав и обязанностей, выгод и издержек социальной кооперации. Проанализировав гипотетический общественный договор, в ходе которого люди уславливаются о принципах справедливости, философ приходит к заключению, что в содержательном плане справедливость базируется на двух принципах: все участники договора имеют одинаковое право на максимальную свободу, совместимую со свободой других; социальное и экономическое неравенство, связанное с позициями и должностями, открытыми для всех на условиях честного равенства шансов, должно быть рационально ожидаемым преимуществом каждого.

Джеймса Бьюкенена (1919-2013) можно отнести к той редкой категории экономистов, имя которых (задолго до их кончины) прочно ассоциируется с целыми направлениями в экономической науке. В данном случае это теория общественного выбора (в интерпретации виргинской школы политической экономии) и тесно связанная с ней конституционная политическая экономия (КПЭ).

Конституционную политическую экономию, начиная с вышедшей в 1962 г. работы «Расчет согласия», в большинстве ключевых работ Бьюкенена можно считать главной, доминирующей темой.

Бьюкенен писал, что «конституционная экономика направляет аналитическое внимание к выбору между ограничениями». Из его изложения содержания КПЭ следует, что в качестве этих ограничений выступают правила — институциональные, конституционные и прочие. При этом важно подчеркнуть не только известное разделение на выбор правил (который и описывает изучаемую КПЭ область) и выбор в процессе игры по правилам (относящийся к традиционной экономике), но и тот факт, что сами эти правила, ограничивающие поведение людей, возникают как результат добровольного обмена между индивидами.

Для Бьюкенена характерен акцент на обмене, а не на выборе. Ему чуждо представление об экономике как науке, в которой исследуется выбор наилучшего варианта, обеспечивающего максимизацию какой-либо экзогенно заданной и заранее известной целевой функции. И поэтому выбор конституционных правил как институциональных ограничений он также представляет как обмен. «Формирование институциональных ограничений основано на расчете индивидуальных интересов, который, в свою очередь, требует введения и использования парадигмы обмена в противоположность идеалистическому поиску единственного блага». Таким образом, для бьюкененовской КПЭ органична не парадигма максимизации, а парадигма обмена.

Что означает обмен при выборе правил? Каждый, кто принимает на себя ограничения в обмен на ограничения для другой стороны, в итоге имеет чистый выигрыш. «Необходимым условием сотрудничества в общественном взаимодействии является перспектива положительных ожидаемых выгод всеми сторонами или, в терминологии «выгравший-проигравший», перспектива того, что не будет тех, кто окажется в чистом проигрыше». Следовательно, правила появляются в результате стремления к выигрышу от взаимовыгодного обмена.

Сравнительное преимущество договорного подхода, или контракционизма (contractarianism), как замечает сам Бьюкенен, лежит в этической области. Ибо, по его мнению, никакая альтернативная трактовка не дает объяснения, почему индивид не является постоянно потенциальным революционером. И, кроме того, не предлагает убедительной логики приверженности политическим обязательствам и лояльности сообществу.

Общественный договор рассматривается как складывающийся из двух взаимосвязанных, но не тождественных сделок. В первой выигрывают все, она теоретически не требует никакого насилия, общая выгода обеспечивает добровольность участия в общем деле. Вторая требует соглашения о принуждении к соблюдению условий первой. Ее можно сравнить с бурлаками, тянущими баржу по каналу: каждый из них лично заинтересован в продвижении баржи, но одновременно налицо и условия для отлынивания. Понимая это, бурлаки соглашаются выделить одного, вручить ему кнут, чтобы он выполнял полицейские функции для противодействия отлыниванию.

Контракционизм в форме конституционного договора (конституционализма) сочетается с требованием о наличии прочной клетки (границ) для государства-Левиафана. «Конституционализм основан на идее, что взятые на себя государством политические полномочия считаются легитимными, только если эта власть остается в положенных ей (явно или неявно) пределах, заключающихся в наборе правил, составляющих непрерывно существующий договор». Однако государство постоянно хочет выйти и выходит за эти пределы. Революционный сдвиг, совершенный теорией общественного выбора, заключался в том, что вместо концепции «провалов рынка» на авансцену вышла концепция «провалов государства», в которой описывается оппортунистическое поведение государства.

Таким образом, значительная часть современных теорий социальной справедливости следует отнести к меновым, которые воспринимают государство как важного арбитра в процессе справедливого общественного обмена, основанного на общественном договоре, гарантируемым государством, механизмом государственного принуждения и изъятия части экономической ренты для дальнейшего перераспределения.

В целом же, степень реализации социальной задачи предопределяет социальную направленность государства, и позволяет выделять государства с социалистической моделью вмешательства в экономику, с государством, обеспечивающим паритет публичных и частных интересов при экономическом регулировании, и государства, развивающие социальный сектор путем создания условий для частного сектора по самостоятельному развитию и поддержке социальной сферы.

Каждая из применяемых моделей государственной социальной политики характеризуется рядом преимуществ и недостатков, и в конкретных социально-экономических, политических и исторических условиях доказывала свою состоятельность (или несостоятельность).

Например, модель социалистического государства, реализованная, в частности, в Советском союзе, безусловно, считается одной из самых социально-ориентированных моделей государственного управления на всем историческом этапе. Безусловно, в СССР социальные услуги были бесплатны и доступны всем, по крайней мере, как было задекларировано. Однако, более глубокий анализ показывает, что уровень и качество этих услуг, особенно, в последние годы существования Советского Союза был крайне низок. Многие социальные услуги, например, качественное здравоохранение, не были доступны (по крайней мере, в полном объеме) жителям отдаленных территорий, и т.д. Уровень между качеством социального обслуживания в республиканских центрах и малых городах существенно отличался. Наконец, данная социальная модель основывалась на тотальном вмешательстве государства в экономику, бесспорном и принудительном изъятии ренты, установлении государственной монополии в значительном числе отраслей и сфер деятельности. Эти обстоятельства едва ли позволяют говорить о том, что модель государственного вмешательства советского государства в экономику была справедливой.

С другой стороны, современные социалистические модели (например, в Швеции), основанные на безусловном участии всех граждан и институтов в реализации социальных задач государства, посредством, прежде всего, изъятии значительной части ренты (уровень налогообложения в Швеции — один их самых высоких в мире), доказывают состоятельность и по критерию доступности, и по критерию качества социальных услуг и работы социального сектора, что, опять же, не устраняет критику обоснованности такого подхода.

Большинство современных социальных государств активно делит бремя по реализации социальных и прочих функций с частным сектором. Примеры механизмов солидаризации подобного рода — гибридные системы социального страхования (например, существование обязательных и добровольных пенсионных отчислений; франшиза при оплате страховых медицинских услуг), государственно-частное партнерство при финансировании и развитии общественного сектора. Подобную модель участия государства в развитии общественного сектора, с той или иной степенью успешности, реализует и российское государство на современном этапе.

В некоторых государствах правительство стремится существенно дистанцироваться от частного сектора, вмешиваясь в экономические процессы в достаточно исключительных случаях, причем, как правило, на условиях самоограничения вмешательства через развитую систему судебного и общественного контроля (пример — США).

Часть ренты государство продолжает изымать, в целях финансирования государственного механизма, обороны и т.п., но нередко развитие общественного сектора в таких случаях передается в частные руки. Общая идея подобного взаимодействия такова: государство представляет всем заинтересованным субъектам (стейкхолдерам) — населению, предпринимателям, корпорациям — максимальную степень экономической свободы, но возлагает на них обязательства по поддержке и развитию социального сектора.

Безотносительно избранной модели, государство должно следить, чтобы интересы всех стейкхолдеров были учтены, а интересы наименее защищенных слоев населения — защищены.

Выше шла речь о социальном, или социально ориентированном государстве. Кроме того, с сожалением приходится констатировать, что ряд государств в современном мире не выполняет социальную функцию в должной мере, часть ренты у субъектов экономики изымается в произвольном порядке и используется для обогащения чиновников, общественные интересы, при этом, игнорируются. Как показывает практика, подобные модели остаются жизнеспособными только при установлении тотальной диктатуры и государственного контроля, репрессий со стороны государственной машины, и разрушаются при консолидации сил общества, направленных против недемократических режимов.

Таким образом, в зависимости от ряда уникальных для каждой страны внутренних и внешних факторов, от этапа и уровня социально-экономического развития страны изменяется роль государства в экономике.

Главными целевыми ориентирами государственного регулирования экономики являются обеспечение экономической и социальной устойчивости страны, укрепление ее экономического базиса, адаптация национальной экономики к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Вмешательство современного государства в экономику, по нашему мнению, в обязательном порядке должно учитывать социальные цели и задачи. Государство должно стремиться обеспечивать баланс интересов участников экономических отношений, при этом, активно поддерживать слои населения, нуждающиеся в перераспределении части благ в свою пользу для выживания и развития — именно государство может и должно поддерживать данную группу участников общественных отношений, в целях эффективной реализации своей социальной функции.

Анализ эффективности и направлений государственного вмешательства в экономику в российских условиях, прежде всего, с позиций достижения баланса интересов основных стейкхолдеров государственной экономической политики и обеспечения социальной справедливости, будет произведен во второй главе работы.

2.1 Анализ эффективности государственного регулирования экономики в России

Итак, механизмы государственного регулирования экономики постоянно совершенствуются, независимо от того, ориентируются ли правительства на монетаристские принципы экономической политики или на использование более жестких бюджетных инструментов. С точки зрения экономики социального сектора, речь идет об изъятии и перераспределении части ренты в целях выравнивания уровня доходов населения, поддержки и развития социального сектора.

С этой позиции можно отметить, что в современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, она не допускает или значительно снижает степень ущерба от всеобщих кризисов, опасных в социальном плане масштабов безработицы и других нежелательных явлений.

Эффективность российской модели государственного регулирования экономики в настоящее время проходит проверку кризисом.

При этом, ключевой характеристикой социально-экономического и политического развития 2014 г. стало совмещение, взаимное наложение нескольких кризисов.

Можно выделить следующие кризисы и проблемы, которые сконцентрировались в настоящее время в России:

  • €’ продолжается глобальный структурный РєСЂРёР·РёСЃ, ведущий Рє глубоким сдвигам РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Рё политике ведущих стран РјРёСЂР°, Рє возникновению новых геоэкономических Рё геополитических балансов, причем РІ Р РѕСЃСЃРёРё этот РєСЂРёР·РёСЃ РЅРѕСЃРёС‚ запаздывающий характер;
  • €’ РєСЂРёР·РёСЃ модели экономического роста Р РѕСЃСЃРёРё 2000-С… РіРѕРґРѕРІ, РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ которой лежало повышение СЃРїСЂРѕСЃР° (РІ том числе потребления) РїСЂРё наличии незадействованных производственных мощностей Рё длительном росте цен РЅР° продукты СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ экспорта;
  • €’ обострилась геополитическая обстановка, что отчасти связано СЃ заметно возросшей внешнеполитической активностью Р РѕСЃСЃРёРё, хотя Рё РЅРµ сводится Рє ней, — сама эта активность является следствием СЃРґРІРёРіРѕРІ, происходящих РІ результате глобального РєСЂРёР·РёСЃР°;
  • внешнеэкономический шок, идущий от предпринятых против России отраслевых санкций, прежде всего в финансовой сфере;
  • €’ внешнеэкономический шок РІ результате падения цен РЅР° нефть — важнейшего источника РґРѕС…РѕРґРѕРІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ бюджета;
  • €’ валютный РєСЂРёР·РёСЃ как результат РґРІРѕР№РЅРѕРіРѕ внешнего шока (прежде всего падения цен РЅР° нефть, РЅРѕ отчасти Рё финансовых санкций);
  • €’ циклический РєСЂРёР·РёСЃ, связанный СЃРѕ снижением инвестиционной активности (впрочем, циклический лишь отчасти, поскольку Сѓ снижения инвестиционной активности есть Рё очевидные политические предпосылки);
  • €’ демографический РєСЂРёР·РёСЃ как сокращение численности населения РІ трудоспособном возрасте.

Каждая из этих проблем достаточно понятна и вполне управляема в рамках ответственной экономической политики. Однако наложение их друг на друга создает серьезные трудности, поскольку для их преодоления требуется принятие не просто различных, но подчас диаметрально противоположных мер.

Наложение нескольких кризисов создает серьезные осложнения для экономического развития России в настоящее время и предъявляет особые требования к ее экономической политике. Основные характеристики экономики России в 2008-2014 гг., по данным Росстата, приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели РФ в 2008-2014 гг.

Показатели

2008г

2009г

2010г

2012г

2013г

2014г

ВВП, прирост в % к аналогичному периоду предыдущего года

5,2

-7,8

4,5

4,3

3,4

1,3

0,6

Конечное потребление домашних хозяйств, прирост в % к аналогичному периоду предыдущего года

10,6

-5,1

5,5

6,8

7,8

5

1,9

Инвестиции в основной капитал, прирост в % к аналогичному периоду предыдущего года

9,5

-13,5

6,3

10,8

6,8

-0,2

-2,5

Профицит («+») дефицит («-») бюджета расширенного правительства, % ВВП

4,9

-6,3

-3,4

1,5

0,4

-1,3

-1,2

Резервный фонд (2007 г. — Стабилизационный фонд), на конец года, млрд долл.

137,09

60,52

25,44

25,21

62,08

87,38

87,91

Фонд национального благосостояния. на конец года, млрд долл.

87,97

91,56

88,44

86,79

88,59

88,63

78

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю

13,3

8,8

8,8

6,1

6,6

6,5

11,4

Индекс цен производителей, декабрь к декабрю

-7

13,9

16,7

12

5,1

3,7

5,9

Ключевая ставка Банка России, в среднем за год, % годовых

6,9

8,3

5,3

5,3

5,5

7,9

Средняя процентная ставка по кредитам предприятиям в рублях, в среднем за год, % годовых

12,2

15,3

10,8

8,5

9,1

9,5

11,1

Средняя процентная ставка по депозитам физических лиц (кроме депозитов до востребования)

7,6

10,4

6,8

5,4

6,5

6,6

6,7

Общий уровень безработицы (методология МОТ), в среднем за год

6,2

8,3

7,3

6,5

5,5

5,5

5,2

Среди негативных показателей отметим, прежде всего, торможение экономического роста, которое началось еще в 2012 г., а в 2015 г. рост может стать отрицательным (рис. 2.1).

 анализ эффективности государственного <a href=регулирования экономики в россии 1">

Рис. 2.1. Динамика ВВП России, прирост в % к аналогичному периоду предыдущего года

Опасна длительная рецессия, которая стала бы результатом неадекватной антикризисной экономической политики. Примером этого может быть известная политика ускорения образца 1986-1989 гг., как раз обернувшаяся длительным кризисом.

2.2 Государственное вмешательство в экономику России и уровень доходов населения

Важным аспектом роли государства в условиях экономической нестабильности стала дестабилизация уровня доходов населения. Эффективное вмешательство государства в экономику, как было показано выше, призвано обеспечивать справедливое перераспределение доходов, с учетом интересов всех стейкхолдеров. С этой позиции считаем целесообразным проанализировать и сравнить уровень конечного потребления домашних хозяйств и динамику ВВП (рис. 2.2).

 государственное вмешательство в экономику россии и уровень доходов населения 1

Рис. 2.2. Конечное потребление домашних хозяйств и динамика ВВП России, прирост в % к аналогичному периоду предыдущего года

Мы видим, что данные показатели имеют одинаковые тренды, — уровень конечного потребления домашних хозяйств следует за уровнем ВВП без временного лага. В то же время, прирост потребления домашних хозяйств всегда опережал прирост ВВП, а в кризисный период (в 2009 году) снижение ВВП было выше снижения потребления домашних хозяйств. Кроме того, в период выхода российской экономики из рецессии (2011-2013гг.) наблюдается отрыв динамики потребления домашних хозяйств от динамики прироста ВВП, что свидетельствует о том, что с позиций благосостояния домашних хозяйств, вмешательство российского государства в экономику в анализируемый период было эффективным.

2.3 Роль государства в преодолении инфляции и недопущении роста безработицы

Инфляция и безработица, их показатели и динамика, как известно, существенно влияют на перераспределение доходов внутри общества, а эффективное перераспределение доходов является важной функцией социального государства.

В кризисных условиях актуальной задачей государственного вмешательства в экономику стало преодоление инфляции и недопущение роста безработицы.

Так, в России ускорился рост цен, что явилось естественным следствием девальвации рубля (рис. 2.3).

 роль государства в преодолении инфляции и недопущении роста безработицы 1

Рис. 2.3. Динамика индекса потребительских цен, %

Инфляция вновь вышла в двузначную область, что существенно обостряет экономические (через процентные ставки) и социальные проблемы. Подавление инфляции — одна из главных задач, снова стоящих перед экономической политикой России.

Серьезной проблемой становится закрытие доступа российских компаний к мировому финансовому рынку. Это сказалось на возможности как привлечения кредитов (в том числе и для рефинансирования накопленных долгов), так и размещения акций российских компаний за рубежом.

При всех перечисленных проблемах важно видеть сохранение ряда положительных элементов макроэкономической ситуации в стране, которые могут стать опорными рычагами для преодоления наступающего кризиса. К ним относятся:

  • €’ сбалансированный бюджет, который удалось удержать РїРѕРґ контролем благодаря наличию «бюджетного правила»;

− низкий государственный долг, и особенно долг, номинированный в

− сохранение значительных валютных резервов у Банка России и правительства РФ;

  • €’ низкая безработица как фактор обеспечения социальной стабильности (СЂРёСЃ. 2.4).

 роль государства в преодолении инфляции и недопущении роста безработицы 2

Рис.2.4. Динамика уровня безработицы в РФ, по методологии МОТ, %

К этим показателям можно было бы добавить существенное улучшение позиций России в рейтинге Всемирного Банка Doing Business, по которому Россия неуклонно продвигается в соответствии с задачей, поставленной в майском 2012 г. Указе президента России. Однако на данный момент это продвижение выглядит парадоксальным, поскольку улучшение позиций в рейтинге коррелирует с замедлением темпов роста, тогда как в предшествующее десятилетие экономика росла высокими темпами на фоне последовательного снижения позиций в рейтинге. Впрочем, это не означает, что впредь нужно игнорировать этот показатель. Но очевидно, что экономический рост — это результат взаимодействия разнообразных и разнонаправленных факторов.

Таким образом, следует выделить ряд ключевых черт ситуации в России, которые будут определяющими для дальнейшего развития событий:

  • €’ политическая консолидация общества;
  • €’ стагфляция как ключевая проблема макроэкономики — это следует признать, несмотря РЅР° отсутствие РїРѕРєР° роста безработицы (достаточно резкого торможения РїСЂРё скачке инфляции);
  • €’ потребность проведения последовательных институциональных реформ, способных обеспечить конкурентоспособность национальной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё отдельных фирм.
  • 3.1 Проблемы экономической политики России

Таким образом, анализ экономической политики за последние годы показывает, что Российское государство активно вмешивается в процессы управления социальным сектором, поддерживает малый и средний бизнес, и само (в лице правительства или государственных компаний) является активным участником крупнейших рынков — от сырьевых до финансовых.

Главными задачами экономической политики последних лет стали:

  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • достижение полной занятости и повышение уровня жизни населения;
  • завершение структурных реформ.

Многие социальные задачи экономической политики России были достигнуты, однако стечение ряда обстоятельств привели к новому витку кризиса в 2014 — 2015 годах, которые отрицательно сказались на ключевых мароэкономических показателях и их динамике. Структурные реформы в экономике России далеки от завершения, а государство все еще не реализовало в полной мере потенциал регулирования экономики в тех аспектах, в которых экономика и общество нуждаются более всего:

  • не обеспечена высокая степень экономической свободы и не формируется благоприятный инвестиционный климат;
  • не сформированы окончательно «правила игры» для экономических субъектов.

Как показывает обзор литературы, эти вопросы требуют оперативного и системного решения, включая:

  • достижение стабильности законодательной базы;
  • существенный контроль коррупции, особенно в лицензионно-разрешительных, контрольных органах, от деятельности которых зависит эффективность экономики в целом;
  • обеспечение реальной независимости судов;
  • более активная, целевая поддержка частной предпринимательской инициативы;
  • реализация комплекса мер по устранению структурных диспропорций между региональными экономиками;
  • приватизация крупнейших государственных мегахолдингов в сырьевом и транспортном секторе с передачей активов более эффективным частным собственникам и фокусированием внимания государства на общее регулирование экономики, формирование благоприятных институциональных основ для экономического развития и положительного инвестиционного климата;

— Эффективное решение указанных задач, как думается, обеспечит более рациональное вмешательство российского государства в экономику в целях надлежащего перераспределения доходов.

3.2 Ключевые функции Российского государства в экономике в условиях кризиса

В условиях кризиса, одной из важнейших функций государства вновь становится антикризисная поддержка бизнеса.

Для этого активно должна реализовываться еще одна ключевая функция государства в экономике — антикризисная координация действий в виде комплекса последовательных мер в сфере компетенции законодательных и исполнительных органов различного уровня, выполняющих протекционные функции, направленные на минимизацию разрушительных последствий рыночной экономики для ряда хозяйствующих субъектов.

Для результативного антикризисного управления, как правило, требуется надежная база данных, проведение ряда специфических исследований, привлечение к процессу специалистов с высоким уровнем квалификации, а также проведение разработки и внедрения комплекса мер и мероприятий по стабилизации работы ряда предприятий и экономического сектора в целом. В данной ситуации рыночная экономика играет роль не более чем средства. В результате чего усилия государства сводятся к поиску схем, направленных на достижение оптимального уровня использования производственного и научно-технического потенциала, сохранение и приумножение человеческих ресурсов, а также обеспечение максимально возможной по широте политики прогрессивных реформ. Ввиду вышесказанного потребуется тщательная разработка определенных методов, позволяющих проводить интенсивную социальную и промышленную политику с фокусировкой главных усилий на формировании ряда институтов, без полноценного функционирования которых не представляется возможным действие гигантского механизма под названием рыночная экономика. Выполнение последнего условия играет для России определяющее значение. Поскольку даже при допущении факта саморегулирующейся природы рынка, которая может считаться таковой лишь отчасти и становится реальностью только при более чем жестких условиях, назвать этот гигантский финансово-экономический организм саморегулирующейся системой не представляется возможным.

Следовательно, в условиях рыночной экономики важное значение должно уделяться антикризисному менеджменту, который является многогранной функцией управления, в основу которой положено использование всех доступных государству возможностей и которая направлена на достижение единственной цели — стабилизации экономических процессов.

Важное значение должно также уделяться финансовому регулированию, которое представляет собой управление потоками денежных средств на любом уровне от домохозяйства до государства и правильный порядок их использования. На уровне государства данная функция возложена на бюджетную систему.

Механизм корректировки денежных процессов не представляется простым. В реалиях современности ключевой акцент должен быть направлен на изменение предложения денег, т.е. на минимизацию и сокращение темпов проведения денежных эмиссий любого уровня.

Из любой, даже самой неблагоприятной, кризисной ситуации можно выйти несколькими более чем достойными способами:

  • постепенное восстановление утраченных сбережений;
  • стимулирование притока в финансовый сектор накоплений населения;
  • внешние заимствования и привлечение иностранного капитала;
  • учет и переучет векселей.

Каждый из вышеперечисленных способов имеет как плюсы, так и минусы. Первый не приведет к инфляции, но увеличит государственный долг. Второй также не станет причиной инфляции, но замедлит рост финансового капитала. Третий смягчит последствия кризиса, но государство впадет в зависимость от мировой рыночной конъюнктуры. Четвертый способ не применим к реалиям современной российской экономики. В процессе преодоления финансового кризиса государство играет решающую роль, благодаря силе воздействия доступных к применению регулирующих методов.

В основе всего стоят инвестиции в человеческий капитал. Они поднимают историко-культурный и образовательный уровень, который в свою очередь двигает НТП. Благодаря инновациям активно развивается производство, создавая крепкую материальную основу для высокого уровня жизни внутри страны.

Никто кроме государства не в силах справиться с задачей столь высокого уровня сложности. Регулирование рыночных сил решает ключевые проблемы, среди которых несостоятельность субъектов рыночной экономики и процесса распределения доходов как такового.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что роль российского государства в экономике, в целом, в достаточно полной мере определяется спецификой трансформационной экономики. При этом, отдельные направления экономической политики должны получить развитие — для обеспечения стабильности российской экономики и скорейшего выходы из кризиса, поддержки общественного благосостояния и справедливого перераспределения ренты, на наш взгляд, нужны достижение стабильности законодательной базы; существенный контроль коррупции, обеспечение реальной независимости судов; более активная, целевая поддержка частной предпринимательской инициативы; реализация комплекса мер по устранению структурных диспропорций между региональными экономиками и скорейшее разрешение внешнеполитических конфликтов.

В условиях рыночной экономики важное значение должно уделяться антикризисному менеджменту, который должен сочетаться с поддержкой человеческого капитала и активизацией инновационного развития.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Многие проблемы социально-экономического развития общества решаются при активной роли государства, так как оно позволяет мобилизовать общенациональные ресурсы для их успешного решения.

Возрастание роли государства является глобальной тенденцией, начавшей ярко проявляться в XX в. в различных странах на фоне снижающегося воздействия рыночных регуляторов.

Именно государство выступает гарантом управляемости разнообразных процессов в обществе и несет ответственность за эффективное функционирование национальной экономики. Расширение функций государства оправдано, если оно продиктовано следующими факторами и обстоятельствами:

  • адекватной реакцией на вызовы внешней среды (военные угрозы, терроризм, глобализация и др.);
  • сменой общественно-экономических формаций (кардинальными трансформационными процессами);
  • необходимостью производства и распределения общественных благ, которые не предоставляет рынок;
  • выходом из социально-экономического кризиса. Расширение роли государства нежелательно и вредно в тех случаях, когда:
  • деформируются способности общества к нововведениям и экономическому росту;
  • нарастают демократические требования различных слоев населения;
  • патронируются отдельные представители экономической, политической или военной элиты в ущерб обществу;
  • власть функционирует в большей степени в собственных интересах (чиновничества), нежели в интересах народа.

Вмешательство современного государства в экономику, по нашему мнению, в обязательном порядке должно учитывать социальные цели и задачи. Государство должно стремиться обеспечивать баланс интересов участников экономических отношений, при этом, активно поддерживать слои населения, нуждающиеся в перераспределении части благ в свою пользу для выживания и развития — именно государство может и должно поддерживать данную группу участников общественных отношений, в целях эффективной реализации своей социальной функции. Применительно вмешательства государства в экономику, речь идет об изъятии части ренты у экономических субъектов и перераспределении ее путем направления в социальную сферу, в рамках создания и поддержки социальных служб, здравоохранения, социального страхования; для производства социальных благ, при оказании материальной помощи и решении прочих задач социальной политики.

Значительную часть современных теорий социальной справедливости следует отнести к меновым, которые воспринимают государство как важного арбитра в процессе справедливого общественного обмена, основанного на общественном договоре, гарантируемым государством, механизмом государственного принуждения и изъятия части экономической ренты для дальнейшего перераспределения.

Степень реализации данной задачи предопределяет социальную направленность государства, и позволяет выделять государства в социально-ориентированной моделью вмешательства в экономику, с государством, обеспечивающим паритет публичных и частных интересов при экономическом регулировании, и государства, развивающие социальный сектор путем создания условий для частного сектора по самостоятельному развитию и поддержке социальной сферы. Безотносительно избранной модели, государство должно следить, чтобы интересы всех стейкхолдеров были учтены, а интересы наименее защищенных слоев населения — защищены.

Анализ экономической политики за последние годы показал, что Российское государство активно вмешивается в процессы управления социальным сектором, поддерживает малый и средний бизнес, и само (в лице правительства или государственных компаний) является активным участником крупнейших рынков — от сырьевых до финансовых.

Главными задачами экономической политики последних лет стали: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение полной занятости и повышение уровня жизни населения; завершение структурных реформ.

Структурные реформы в экономике России далеки от завершения, а государство все еще не реализовало в полной мере потенциал регулирования экономики в тех аспектах, в которых экономика и общество нуждаются более всего:

  • не обеспечена высокая степень экономической свободы и не формируется благоприятный инвестиционный климат;
  • не сформированы окончательно «правила игры» для экономических субъектов.

Как показывает обзор литературы, эти вопросы требуют оперативного и системного решения

Российское государство в предыдущие годы, как показал анализ, достаточно успешно решало задачу перераспределения доходов и развития общественного сектора.

В условиях нового витка кризиса основными вызовами в анализируемом аспекте становятся угроза роста безработицы и двузначные показатели инфляции, а также риск существенного снижения потребления домохозяйств, которые должны быть преодолены с использованием взвешенной системы экономических и политических мер

1. Аганаева Н. Ю. Кейнсианские теории экономической динамики: историко-экономический анализ: монография/ Н. Ю. Аганаева, Е. Д. Цыренова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Вост.-Сиб. гос. ун-т технологий и упр.. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014.-151 c.

2. Андрощук В.А. Социальная справедливость как одна из важнейших проблем современности//Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2015. — № 5 (18).

— С. 156-157.

  • Бадова Л.К., Зангиев А.Э. Системный кризис в российской экономике: причины и пути выхода//Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. — С. 332-336.

— Блинов А.О. Российская экономика — есть ли свет в конце туннеля: взгляд аналитика//Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2014. — № 3. — С. 1-10.

  • Бьюкенен Дж. Конституциональная экономическая теория // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла и др. — М.: Инфра-М, 2004. — С. 167-178.
  • Бьюкенен Дж., Ванберг В.

Рынок как созидательный процесс // Философия экономики. Антология / Под ред. Д. Хаусмана. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. — C. 355-380.

  • Винокуров М. А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России/ М. А. Винокуров. -СПб.: Питер: Прогресс кн., 2014.-191 c.
  • Государственное регулирование экономики: учеб.

пособие/ [Ю. И. Трещевский, И. Е. Рисин, В. П. Бочаров и др.]; под ред. И. Е. Рисина. -М.: КноРус, 2014.-238 c.

  • Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. проф. Н.Н. Любимова;
  • под ред. Л.П. Куракова. — М.: Гелиос АРВ, 2012. — 440с.
  • Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики : учебник/ В. И. Кушлин. -2-е изд.. -М.: Экономика, 2014.-494 c.
  • Макроэкономические показатели: официальная статистика [Электронный документ]: Сайт Росстата.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ (Проверено 30.10.2015).

  • Мальцев А. А. Экономические идеи и мирохозяйственная среда: ретроспектива взаимодействия: монография/ А. Мальцев;
  • М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2014.-286 c.
  • Мау В. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году //Вопросы экономики. — 2014. — № 2. — С. 22-24.
  • Мельников В.

В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие для магистров: [по направлению экономика и экономическим специальностям]/ В. В. Мельников. -3-е изд., испр. и доп.. -М.: Омега-Л, 2015.-337 c.

  • Петросян Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход : учеб. пособие/ Д. С. Петросян. -М.: ИНФРА-М, 2014.-298 c.
  • Прокин В.В.

Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики//Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки.- 2015. — № 1. — С. 58-63.

  • Розмаинский И. К формированию посткейнсианской теории государства//Terra Economicus. — 2010. — Т. 8. — № 1. — С. 13-26.
  • Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д.

Экономика. 19-е изд. — М.: Вильямс, 2012. — 1068с.

  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — 468с.
  • Сухарев О.

С. Теория эффективности экономики: монография/ О. С. Сухарев. -2-е изд., испр.. -М.: Курс: ИНФРА-М, 2014.-367 c.

  • Теория экономики и экономическая политика: новые вызовы: монография/ [Д. В. Бураков, С. К. Демченко, П. П. Жуликов и др.];
  • под общ. ред. С. С. Чернова;
  • Центр развития науч. сотрудничества. -Новосибирск, 2014.-289 c.
  • Федоров В.А. Текущие тенденции в экономической политике Российской Федерации//European research. — 2015. — № 1 (2).

    — С. 41-43.

  • Хиллман А.

Л. Государство и экономическая политика возможности и ограничения управления/Переводчик: Н. В. Шилова. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. — 480с.

  • Шамилева Р.К. Модели справедливости в современной либеральной теории запада. — М.: МАКС Пресс, 2004. — 260с.
  • Швецова Н.К.

Риски и перспективы российского бизнеса//Фундаментальные исследования. — 2014. -№ 9. — С. 2057-2062.

  • Яковлев И. Социальная справедливость в гуманитарной сфере//Социальная политика и социальное партнерство.- 2015. — № 1. — С. 32-37.