Список литературы
Естественные монополии представляют собой одну из основных составляющих российской экономики. От функционирования естественных монополий, зависят многие процессы, происходящие в экономике государства. Естественные монополии оказывают значительное влияние на формирование российского внутреннего рынка. От деятельности естественных монополий непосредственно зависит пополнение бюджетной системы.
Актуальность исследования вопросов государственного регулирования естественных монополий обусловлена тем фактором, что естественные монополии, представляя собой крупнейшие предприятия, фактически всегда имеют возможность своими антирыночными действиями провоцировать экономические проблемы.
В странах с развитой рыночной экономикой действия естественных монополий подвергаются значительному регулирующему воздействию со стороны органов государственной власти. В данных странах органам государственной власти в отдельных случаях приходится непосредственно принуждать монополиста к принятию встречных условий для того, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
Объект исследования — общественные отношения, связанные с деятельностью естественных монополий.
Предмет исследования — методы, элементы, механизмы управления и регулирования деятельности естественных монополий.
Цель — исследовать деятельность естественных монополий и их государственное регулирование.
Задачи исследования:
- исследовать теоретические основы функционирования естественных монополий;
- исследовать деятельность естественных монополий, методы и принципы их государственного регулирования;
- предложить меры по совершенствованию государственного регулирования деятельности естественных монополий.
В первой главе курсовой работы дается понятие естественных монополий, представлена общая характеристика функционирования естественных монополий в мировой экономике, рассматриваются общие подходы к регулированию деятельности естественных монополий.
Во второй главе курсовой работы дается общая характеристика естественных монополий в России, раскрываются основные принципы и методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в РФ, предлагаются меры по совершенствованию государственного регулирования деятельности естественных монополий на примере УР.
Методологической основой курсовой работы служит комплекс методов, используемых в экономических науках. В работе использованы общенаучные методы, к которым относятся диалектический, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование; специально-научные методы — системный, сравнительный, функциональный, статистический, математический и т.д.
Естественные монополии модели регулирования тарифов и ценообразования ...
... модели естественной монополии на примере ОАО «Российские железные дороги» 2.1. Общая характеристика «РЖД» Российские железные дороги занимают ведущее место в мировой транспортной системе и доминируют в транспортной системе страны. По протяжённости железнодорожных ...
1.1 Понятие естественных монополий
Разнообразие школ и направлений, которые сформировали современную экономическую школу, предполагает присутствие различных подходов к вопросу формирования классифицирующих признаков естественной монополии, что позволяет сделать вывод об эволюции указанного явления, которая сопутствовала развитию взглядов на сущность и содержание национальной экономики в целом.
С целью наиболее полной характеристики естественной монополии, как экономической категории, следует рассмотреть ее основные черты:
- В первую очередь, компании, естественные монополисты, значительно эффективнее работают в том случае, если на рынке нет конкуренции. Причина — это дает возможность экономить на масштабах производства, так как издержки очень высоки, а стоимость единицы услуги такой компании является обратно пропорциональной числу ее потребителей;
- Во-вторых, имеются барьеры входа на рынок для других компаний. Издержки, которые связаны с деятельностью естественной монополии, так высоки, что деятельность конкурентов не окупится;
- В-третьих, для естественной монополии характерна крайне низкая эластичность спроса по цене. Товар, поставляемый на рынок фирмой — монополистом, уникален и не имеет товаров — заменителей. В связи с этим спрос потребителей на данный товар не изменяется в зависимости от колебаний цены. Эта продукция (услуга) удовлетворяет жизненно важные потребности, в связи с этим покупатели будут ее потреблять в любом случае;
— В-четвертых, деятельность компании-монополиста организована по сетевому принципу, в этом случае центральная организация обладает широкими географическими и экономическими связями с региональными подразделениями. За счет этого организация — монополист осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.
Естественная монополия — это такая разновидность монополии, наличие которой является выгодным с позиций общественных интересов, так как это позволяет удовлетворять значительный совокупный спрос при обеспечении минимальных затрат и в связи с этим ее деятельность легализована государством.
Под естественной монополией, как правило, понимается отрасль, в связи с тем, что она охватывает широкий ассортимент товаров и услуг.
Можно выделить два типа естественных монополий:
а) Природные монополии. Появление данных монополий происходит из-за наличия барьеров для конкуренции, возведенных естественным путем. Так, в частности, монополистом может быть фирма, геологи которой обнаружили уникальное месторождение и которая имеет права на земельный участок, где находится данное месторождение.
б) Технико-экономические монополии. Это условное наименование монополии, возникновение которой обусловлено либо технико — экономическими причинами, которые связаны с наличием эффекта масштаба.
Можно выделать следующие виды естественных монополий:
Исследование практики регулирования естественных монополий на ...
... регулирования естественных монополий приобретает в связи с проведением реформ в данной области (реструктуризация РАО «ЕЭС», реформа железнодорожной отрасли). Объектом исследования в дипломной работе являются хозяйствующие субъекты естественных монополий. ... рассмотрению и анализу практики регулирования естественных монополий на примере энергетической отрасли, использовались материалы сайтов ...
по (территориальному пространству:
федеральные монополии,
региональные,
муниципальные (локальные);
- Следует особо отметить локальные естественные монополии, ввиду того что они наиболее часто встречаемый вид естественной монополии.
С объективной точки зрения — ограничение конкурентной среды в этом случае обусловлено технологическими аспектами производства либо социально-экономическими условиями развитие территории, совпадающей с границами локального товарного рынка.
по наличию регулирования на уровне государства:
регулируемые,
нерегулируемые;
по форме собственности субъекта:
государственные,
муниципальные,
частные,
смешанные;
по специализации:
монополии в транспортной системе,
монополии в ЖКХ;
монополии в ТЭК,
монополии в коммуникациях,
по возможности вступления в отрасль:
открытые. Барьеры для вступления в отрасль для таких монополий незначительны,
закрытые Барьеры для вступления в отрасль настолько велики, что монополист не будет иметь конкурентов;
по длительности существования:
постоянные,
временные.
В целом естественные монополии являются структурообразующим элементом национальной экономики, которые обеспечивают ее стабильность, целостность и эффективность. Функционирование субъектов естественных монополий имеет огромное влияние на результатные макроэкономические показатели государства.
1.2 Естественные монополии в мировой экономике
Представленный выше анализ дал возможность представить естественные монополии как совокупность экономических отношений между экономическими субъектами, которые обусловлены спецификой производства, возникающих для обеспечения потребностей общества и безопасности государства.
Организации реализуют стратегию расширения производства за счет проникновения на внутренние рынки соседних государств. Это позволяет предприятиям сконцентрировать производственные мощности, уменьшить кредитный риск, а также рыночный риск. Данная экспансия становится на современном этапе развития экономики является ключевой стратегией развития предприятий в естественные монополии с целью быстрой адаптации к быстро изменяющимся условиям внешней среды.
В данной ситуации в мире большое распространение имеют трансграничные сделки слияний и поглощений. Все это приводит к созданию глобальных корпораций и обусловлено тем, что внутренние рынки имеют высокую степень. Так, например, в свое время концерн «Deutsche Bahn» через дочерние предприятия расширил бизнес путем приобретения «NS Cargo» (Нидерланды), «DSB Gods» (Дания), «Transfesa» (Испания), «SFM» (Италия), «EWS» (Великобритания) и «BLS» (Швейцария), «PCC Logistics» (Польша).
Применение законодательства, которое регламентирует слияния и поглощения (СиП), обусловлено расширяющимися тенденциями концентрации (слияний) в отраслях Евросоюза. В случае нарушении Постановления Европейского союза № 139/2004 Еврокомиссия может запретить планируемую сделку. Конечным итогом указанных процессов является использование стратегий для горизонтальной, так и вертикальной экспансии. Значительное развитие СиП получили в трансграничной сфере. Так, например, в Австрии коэффициент концентрации (CR3) и индекс Герфиндаля — Хиршмана (HHI) в 2014 г. составляли 88,8 и 0,740 % соответственно. В Бельгии CR3 и HHI в 2014 г. достигли 99,27 и 0,882 % соответственно. Все это говорит о наличии в Австрии и Бельгии высококонцентрированных национальных рынков (I тип рынка).
Государственное регулирование естественных монополий в современной ...
... Предметом изучения является государственное регулирование естественных монополий в РФ. В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования. Несмотря на очевидную зрелость, до ...
Создание глобальных компаний в среде естественных монополий — одна из основных тенденций в мировом развитии железнодорожного транспорта. Концентрация данных структур приводит к снижению уровня конкуренции в международной региональной интеграции и позволяет получить более сильные позиции на мировом рынке. Так, в частности, в Европейском союзе преобладают госкомпании «Deutsche Bahn» (Германия), «OBB» (Австрия), «Rail Cargo Ausria»
Предприятия при содействии органов государственной власти формируют легальные стратегические альянсы с целью осуществления расширения производства и обеспечения координации управления на уровне международной глобальной экономики.
Формирование стратегических альянсов и совместных предприятий позволяет повысить эффективность обслуживания и обеспечить сокращение эксплуатационных издержек. В частности, холдинг «Deutsche Bahn» образовал в совместное с Китаем предприятие и создал 18 интермодальных терминалов, в «Eurasian Land Bridge» (ELB) — по развитию грузовых железнодорожных перевозок, в СП «Railion Scandinavia» со шведским оператором «Green Cargo».
При этом на рынках Западной Европы и США возможности для дальнейшей консолидации постоянно уменьшаются, так как рынок контролируют несколько компаний. В развитых странах консолидация на рынке грузовых железнодорожных перевозок ограничивается национальными различиями и доминированием национальной компании, в связи с этим акцент в деятельности продолжает смещаться на растущие рынки Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, России и стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
В современных условиях развивается усиление взаимозависимости поставщиков и потребителей при сохранении разнонаправленности их интересов. Все это приводит к формированию новых взаимоотношений. В странах Центральной и Восточной Европы значительная доля грузовых железнодорожных перевозок принадлежит промышленным предприятиям, интегрированным в сферу транспортировки:
- в Румынии действуют предприятия, которые специализируются на видовых перевозках: «Rompetrol logistics» (перевозка нефтепродуктов), «Mittal Steel» (перевозка стали), «Lotos Kolej» (перевозка нефти);
— в Польше функционирует «Trans Orlen» (перевозка угля), «KolTrans» (перевозка дизельного топлива), «Transoda» (перевозка соды), «EuroNaft» (перевозка нефти).
В данной стране действуют организованные еще при социализме крупные региональные компании: «PTKiGK Rybnik» и «PTKiGK Zabrze», которые специализируются на перевозке угля, «PCC Szczakowa», «Kopalnia Piasku Кotlarnia» и «CTL Maezki Bar», которые специализируются на перевозке песка.
1.3 Регулирование деятельности естественных монополий
Используемые в мировой практике инструменты регулирования естественных монополий условно возможно разбить на три отдельные группы.
— Непосредственное формирование цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация тарифов и цен на услуги естественных монополистов основывается на множестве соображений. К ним относятся — забота об отдельных категориях потребителей, которые, как правило являются социально незащищенными и связанное с ней перекрестное субсидирование и т. п.
Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования
... литературу по теме: «естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования»; определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории; исследовать историческое развитие понятия естественных монополий; выявить роль естественных монополий в экономике России; изучить состояние естественных монополий на ...
Задачей ценообразования на продукцию естественных монополий является установка цен, которые гарантировали бы выпуск и реализацию продукции в экономически обоснованном объеме. То есть в том, который был бы возможен при существовании совершенной конкуренции; обеспечивали бы самофинансирование фирмы.
С точки зрения взаимной связи с объемом производства цены возможно подразделить на линейные (в этом случае обеспечивается одинаковый уровень цена на все единицы продукции, расходы потребителя возможно рассматривать как линейную функцию от цены и объема закупок) и нелинейные (предприятие взимает фиксированную плату, которая не зависит от объема покупки, в добавок единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы в данном случае становятся функцией вида F + P х Q).
Регулирующий государственный орган должен в представленных случаях сформировать цену на уровне предельных затрат. Это приведет к росту объема выпуска продукции до уровня, который имел бы место при существовании совершенной конкуренции. Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, фирма получает в этом случае только нормальную прибыль. По причине увеличения объемов производства до конкурентного уровня ликвидируется и ущерб от функционирования монополии.
- Косвенное регулирование цен возможно путем установления предельных величин прибыли.
Во многих странах (например, в США и Великобритании) получила широкое распространение методика косвенного регулирования цен монополий через определение нормы доходности капитала, который инвестирован в данное предприятие.
В этом случае: капитал, который инвестирован в предприятие, представляющее собой естественную монополию, должен приносить в крайнем случае такую же отдачу, как в среднем по экономике страны. Также, норма доходности должна иметь достаточное значение для привлечения новых инвестиций и развития фирмы. Кроме того, она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в предприятие.
Основную роль в процессе формирования цены играет значение уровня общих затрат. Добавление их в формулу приводит политику цен фирмы к методу «затраты плюс». В связи с этим предприятия будут стараться завысить свой уровень затрат. По причине действия государственной защиты от конкуренции у естественный монополий отсутствуют стимулы для увеличения эффективности функционирования фирмы.
В результате предприятию получает возможность добиться прибыли фактически при любом размере затрат. Для получения значительно более точных данных о затратах, которые необходимы для выпуска продукции или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам государственного регулирования необходимо самим проводить аудит предприятия.
- Применение конкурентных механизмов для передачи прав на выпуск продукции в условиях естественной монополии.
Как правило, в данном случае речь идет о проведения конкурса на продажу лицензий, дающих фирме право стать естественным монополистом. В качестве примера можно привести передачу отдельных железных дорог в концессию в Аргентине. Такая же практика в свое время имела место и в России.
В результате необходимо сделать вывод, что естественные монополии являются структурообразующим элементом национальной экономики, которые обеспечивают ее стабильность, целостность и результативность. Деятельность естественных монополий оказывает существенное влияние на результатные макроэкономические показатели национальной экономики. Естественные монополии являются базой всей экономики страны, так как они играют основную роль в формировании издержек производства всех остальных видов продукции, производимой предприятиями страны. Также товары либо услуги, которые производятся данными предприятиями, удовлетворяют основные и первостепенные потребности населения страны, и следовательно влияет на повышение благосостояния насесления.
2.1 Общая характеристика естественных монополий в России
По законодательству РФ функционирование субъектов естественных монополий на государственном уровне регулируется в следующих сферах:
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- эксплуатация главных сооружений по очистке воды, магистральных трубопроводов и системы водопроводов;
- захоронение радиоактивных отходов.
Важнейшее место в системе крупнейших предпринимательских структур в российской экономике принадлежит компаниям, которые функционируют в системе естественных монополий. К крупнейшим компаниям относятся: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», и бывшее РАО «ЕЭС». С учетом стратегического характера представленных отраслей, государство на данный момент не допускает возможности их реформирования. На данный момент только одна из названных компаний — РАО «ЕЭС» — претерпела глубокую реструктуризацию — был создан комплекс межрегиональных распределительных сетевых компаний; оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний.
Доли национального рынка, контролируемые крупнейшими естественными монополиями России по состоянию на 2014 год, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Доли национального рынка, контролируемые крупнейшими естественными монополиями России на 2014 год, %
— ОАО «Газпром» — представляет собой крупнейшую газовую компанию в мире. Основными направлениями деятельности компании являются — геологоразведка, добыча, транспортировка газа. Государство — собственник контрольного пакета акций Газпрома. Ему принадлежит 50,002%. Государство видит миссию ОАО «Газпром» в эффективном и сбалансированном газоснабжении российским потребителей и выполнении международных обязательств.
Ключевой целью является позиционирование ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, за счет освоения новых рынков, обеспечения диверсификации видов деятельности, надежности поставок газа.
Газпром имеет наиболее богатые в мире запасы природного газа. Доля ОАО «Газпром» в мировых запасах газа — 17%, в российских запасах газа — 60%.
По состоянию на конец 2014 года совокупные запасы газа Газпрома могут быть оценены в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость запасов — в 182,5 млрд. долларов. В 2014 году увеличение объема разведанных запасов газа существенно превысило объем его добычи и составило 590,9 млрд. куб. м. В 2015 году по предварительным данным увеличение запасов природного газа составило более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.
На монополиста по данным на 2014 год приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. ОАО «Газпром» является владельцем крупнейшей в мире системы передачи газа — Единой системы газоснабжения РФ.
Протяженность этой системы составляет 156,9 тыс. км. ОАО «Газпром» и дочерние предприятия обслуживают 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов России. В 2014 году обеспечена поставка 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов страны. ОАО «Газпром» осуществляет экспорт газа в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья.
ОАО «Газпром» реализуется поэтапная стратегия увеличения присутствия на международном рынке сжиженного природного газа (СПГ).
направлением деятельности ОАО «Газпром» является разработка газовых месторождения полуострова Арктического шельфа, а также Восточной Сибири и Дальнего Востока.
ОАО «Газпром» координатор деятельности по внедрению Программы образования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы газоснабжения с учетом перспективного экспорта газа в Китай. целью ОАО «Газпром» является создание на востоке России — газоперерабатывающей и газохимической промышленность. Развитие данной сферы даст возможность рационального использования значительных запасов ценных компонентов, которые содержатся в восточносибирском газе.
Расширение нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в сфере электроэнергетики — перспективные задачи Газпрома в процессе становления как глобальной энергетической компании.
Таким образом, электроэнергетика является одним из профильных направлений деятельности ОАО «Газпром». При соединении электроэнергетики и газовой сферы бизнеса может быть получен значительный синергетический эффект.
Реформа корпоративной системы управления ОАО «Газпром» направлена на обеспечение повышения эффективности работы монополиста как вертикально-интегрированной компании. В настоящее время ОАО «Газпром» образованы дочерние общества по отдельным видам деятельности. К ним относятся — подземное хранение газа, подземный ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.
ОАО «Газпром» входит в тройку крупнейших энергетических компаний мира по уровню рыночной капитализации. При этом Газпром уступает только китайской компании PetroChina и американской компании Exxon Mobil. Это является весомым шагом к улучшению позиций Газпрома на мировом энергетическом рынке, повышению авторитета и влияния компании в мире.
2. По данным за 2014 год межрегиональные распределительные сетевые компании, оптовые генерирующие компании и территориальные генерирующие компании, сформированные на базе РАО «ЕЭС России» обеспечивают 70% электроэнергии и около 1/3 производимой тепловой энергии в России, обеспечивают контроль 72% генерирующих мощностей и 96% общей длины магистральных ЛЭП страны. На указанных предприятиях создано свыше 400 тыс. рабочих мест. По данным за 2014 год межрегиональными распределительными сетевыми компаниями, оптовыми генерирующими компаниями и территориальными генерирующими компаниями, сформированными на базе РАО «ЕЭС России» перечислено за год в бюджеты разных уровней налогов на сумму свыше 100 млрд. руб.
3. ОАО «РЖД». Функционирование компании «Российские железные дороги» является жизненно важным для развития экономики России. Работа компании затрагивает жизнь фактически всего населения РФ. От качественной работы железной дороги напрямую зависит уровень развития не только РЖД, но и всего государства в целом. В связи с этим одной из ключевых задач ОАО «РЖД» является формирование эффективной системы организации и оплаты труда, системы эффективной социальной защиты работников компании.
Реализация стратегического плана развития ОАО «РЖД» в настоящий момент сведена к привлечению инвестиций для дальнейшего развития железнодорожного транспорта на территории РФ за счет реализации пакетов акций дочерних обществ компании.
Главные цели деятельности ОАО «РЖД» — обеспечение государственных потребностей в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также получение прибыли.
На конец 2014 года, занимая всего 4% рабочих и служащих, три монополии (газовая — ОАО «Газпром», железнодорожная — ОАО «РЖД» и комплекс энергопредприятий на базе реформированного РАО «ЕЭС России») дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.
2.2 Основные принципы и методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в РФ
естественный монополия государственный регулирование
Если рассматривать российскую естественную монополию как объект государственного регулирования, то монополию можно разделить на две части:
- первая часть: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка);
- вторая часть: смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка).
Кроме этого, следует рассмотреть типы границ естественных монополий с целью выяснения — каким образом государство определяет методы и способы регулирования (таблица 1).
Таблица 1
Типы границ естественных монополий в РФ
Сферы деятельности |
Тип границ |
Характеристика |
Естественно-монопольное ядро |
Экономические |
Конкуренция экономически неэффективна |
Технологические |
Конкуренция невозможна в силу технологии процесса |
|
Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна) |
Социальные |
Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности |
Стратегические |
Государственное регулирование используется в первую очередь в области общественного использования: в отраслях связи, газо-, электро-, водоснабжения. Регулирование применяется на объектах, в которых:
- Значительную часть бизнеса предприятий составляют услуги, целевая аудитория которых — широкий круг потребителей;
- Финансирование осуществляется с использованием значительных сумм денег;
- Развитие предприятия оказывает влияние на улучшение жизни населения и развития территории.
Представим методы государственного регулирования естественных монополий в экономике РФ:
Суть регулирования заключается в формировании и установлении фиксированных цен на продукцию предприятий, товары или услуги, либо их предельного уровня, либо же предельных коэффициентов изменения цены на товары / продукцию / услуги отраслей естественных монополий. Данный порядок закреплен специальными нормативно — правовыми актами.
В России используется несколько методов ценового регулирования:
Метод предельных издержек.
Органы государственной власти контролируют, чтобы определенная монополистом цена была равна предельным издержкам. Таким образом, обеспечивается эффективное производство и потребление продукции / товаров / услуг.
Метод средних издержек.
Цена в этом случае должна равняться средним издержкам. При данном методе товаров / продукции / услуг может производиться меньше, чем необходимо для эффективной экономики в целом. Но при этом монополист знает, что его расходы будут компенсированы. В этом случае монополисту не нужно минимизировать издержки.
Метод установления потолка цен.
Конкретизируются потребители, которые подлежат обязательному обслуживанию. При этом устанавливается минимальный уровень их обеспечения при невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре / работе / услуге, которые производятся субъектом естественной монополии. Данный метод как правило приводит к дефициту продукции.
Субсидирование естественных монополий.
Это метод ценовой дискриминации, в этом случае одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других потребителей, которые оплачивают больше.
Рассмотрим вопросы ценового регулирования на примере хода реализации государственной программы Удмуртской Республики «Государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и других регулируемых организаций (2013-2020 годы)» в 2014 году.
Реализация государственной программы в 2014 году РЭК УР осуществляется в рамках двух подпрограмм:
- «Реализация государственной тарифной политики»;
- «Создание условий для реализации государственной программы».
Подпрограмма «Реализация государственной тарифной политики». Мероприятия подпрограммы направлены на повышение эффективности государственного регулирования, надежности обеспечения потребителей, в том числе и населения, коммунальными услугами, стабильности работы организаций коммунального комплекса, других регулируемых организаций.
В 1 полугодии 2014 года проведено 9 заседаний Правления и Экспертного совета РЭК УР, было принято 121 постановление по установлению тарифов. Все тарифы были сформированы в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, а также с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2014 год и плановый 2015 и 2016 годы, а также в рамках утвержденных предельных индексов роста тарифов.
Тарифы на коммунальные ресурсы в первом полугодии 2014 года были установлены в УР на уровне, который не превышал тарифы второго полугодия 2013 года. Индексация тарифов на коммунальные ресурсы была проведена с 1 июля 2014 года, что в среднем составило 4,2%. В 2014 году перекрестное субсидирование в сфере теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения в УР было полностью ликвидировано. В электроэнергетике, начиная с 2014 года, осуществляется поэтапное сокращение размеров перекрестного субсидирования между категориями потребителей. По состоянию на начало второго полугодия 2014 года доля тарифа на электрическую энергию для населения городов от экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию для населения составляет 69%. Одним из ключевых показателей результативности государственного регулирования деятельности естественных монополий УР является по недопущению необоснованного роста тарифов (цен) на регулируемые виды деятельности.
При осуществлении экономической экспертизы представленных предприятиями документов по формированию тарифов на 2014 год из состава необходимой валовой выручки было исключено 6225 млн. руб., что позволило снизить динамику увеличения регулируемых государством цен (тарифов) и, соответственно, понизить тарифную нагрузку на пользователей услуг.
В процессе осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) РЭК УР в первом полугодии 2014 года было осуществлено 24 документарные проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при осуществлении регулируемых видов деятельности предприятиями естественных монополий УР, в результате чего было установлено 2 факта нарушения порядка ценообразования.
Также по результатам мониторинга текущей деятельности организаций выявлен ряд нарушений законодательства. Должностным лицам предприятий, допустившим нарушения, направлены предписания, которые исполнены.
В рамках осуществления полномочий по административно-надзорному производству РЭК УР в 1 полугодии 2014 года было возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, из них:
дел — по нарушению порядка ценообразования,
дело — по непредставлению сведений о регулируемых видах деятельности.
По данным рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесены постановления о мерах административно-профилактического характера, в том числе о взыскании штрафов на общую сумму 150 000 руб.
2.3 Совершенствование государственного регулирования деятельности естественных монополий на примере УР
Для улучшения системы государственного регулирования функционирования естественных монополий на территории УР возможно предложить систему показателей оценки эффективности деятельности.
Показатели эффективности деятельности естественной монополии должны быть объединены в три группы:
- Институциональные показатели деятельности естественной монополии, которые позволяют провести оценку качества институциональной среды:
- характеристика собственников в данной естественной монополии;
- уровень качества услуг данного субъекта естественной монополии;
- регламентация деятельности контрагентов;
- количество потребителей услуг данной естественной монополии как доля от населения региона;
- Показатели эффективности, которые демонстрируют уровень взаимодействия естественных монополий с региональным хозяйственным комплексом:
- доля продукции монополии в ВВП в постоянных и текущих ценах;
- темпы прироста доходов данной монополии в сравнении с темпами изменения доходов в промышленном секторе экономики;
- соотношение индексов тарифов предприятия с индексом потребительских цен, а также с индексом цен промышленных производителей;
- коэффициенты использования основных средств по сравнению со средним показателем по промышленности;
- сравнительные показатели отдачи инвестиций;
- сравнение основных экономических показателей с аналогичными показателями в целом в российской промышленности;
- уровень рентабельности работы предприятия;
- Показатели общего макроэкономического эффекта естественных монополий:
- экономический ущерб от аварий;
- данные о мощности эксплуатируемых сетей в результате внедрения инноваций;
- экономия, полученная за счет повышения надежности работы предприятия;
- информация по энергосбережению;
- Возможно осуществлять оценку проектов, реализуемых естественными монополиями.
Суть предлагаемого метода оценки успешности менеджмента проекта с использованием метода по освоенному объему на первом этапе заключается в оценке в оценке отклонения от графика. При этом из плановой стоимости освоенного объема работ (EV) вычитается плановый объем работ (PV).
Следует отметить, что все значения принимаются в стоимостном выражении.
Если предприятие, осуществляющее управление проектом, опережает график, то данный факт не всегда означает что проект идет успешно. Определить это возможно рассчитав разницу между стоимостью освоенного объема работ (EV) и фактическими затратами (AC).
В том случае если отклонение по затратам является отрицательной величиной, то данный факт свидетельствует о превышении бюджета проекта.
Более наглядными являются не абсолютные, а относительные показатели: индекс выполнения сроков и индекс выполнения стоимости.
Индекс выполнения сроков следует рассчитывать как отношение освоенного объема работ (EV) к плановому объему работ (PV), а индекс выполнения стоимости следует рассчитывать как отношение освоенного объема работ (EV) к фактическими затратами (AC).
Указанные показатели характеризуют проект независимо от его размера. Если значения индекса выполнения сроков и индекса выполнения стоимости превышает единицу, то можно сделать вывод об успехе менеджмента проекта.
Измерение (оценка) успеха объекта проектирования включает в себя успешную сдачу — приемку, а также рентабельность проекта. При этом методика расчета рентабельности проекта автором не приводится. Возможно рассчитывать индекс рентабельности (IR) и уровень рентабельности инвестиций (R).
Индекс рентабельности (IR) следует рассчитывать как отношение ожидаемой (фактической) суммы доходов от реализации проекта к ожидаемой (фактической) сумме инвестиций, уровень рентабельности инвестиций (R) следует рассчитывать как отношение ожидаемой суммы прибыли по проекту к ожидаемой (фактической) сумме инвестиций.
Следует отметить, что хотя тройственное ограничение при оценке успеха менеджмента проекта важно, необходимо уделять внимание другим важным факторам, которые приводят к успеху проекта. Базируясь на современной проектной среде, менеджеры проектов должны расширить свои перспективы на другие критерии для удовлетворения заинтересованных сторон и достижения бизнес-результатов.
Рассматривая возможность расширения критериев оценки успеха, который достигается самим объектом проектирования необходимо предложить добавить оценку «качества прибыли», получаемой организацией от реализации нового продукта или услуги. «Качество прибыли» характеризует зарабатывающую способность организации, возможность сохранения и повышения темпов роста прибыли за счет роста продаж и снижения затрат.
Отсюда вытекает, что высокое качество означает рост объема продаж и снижение затрат, а низкое качество — рост цен без увеличения продаж в натуральных показателях. Качество прибыли от реализации проекта показывает — насколько для рассматриваемого предприятия является характерным достигнутый уровень прибыли, а также степень использования хозяйственных резервов для его достижения.
В результате делаем вывод, что результатом реализации проекта является создание уникального продукта или услуги. При этом в процессе измерения (оценки) успеха проекта подлежит измерению успех непосредственно объекта проектирования (продукта или услуги), а также успех менеджмента проекта. По итогам проведенного анализа предложено — при измерении успеха менеджмента проекта в дополнение к оценке соответствия проекта тройственному ограничению необходимо оценивать выгоды, которые могут получить от проекта различные группы людей (непосредственно организация, клиенты).
Кроме этого, при измерении успеха объекта проектирования необходимо ввести такой показатель как качество прибыли.
Практическая ценность оценки качества прибыли по проекту определяется степенью адекватности определения тенденции изменения прибыли от проекта как показателя экономического эффекта для организации от его осуществления.
Это позволяет осуществить увязку уровня финансовых результатов, которые приносит реализация продукта или услуги с качеством управления проектом.
В качестве примера рассмотрим вариант оценки эффективности деятельности субъекта естественных монополий — МУП «Водоканал» г. Воткинска Удмуртской Республики.
Предлагается методика оценки эффективности деятельности предприятия на основе расчета комплексного показателя эффективности деятельности предприятия, используя формулу :
Э = (1)
где Эхд — комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности организации;
- Эфин — комплексный показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации;
- Этруд — комплексный показатель эффективности трудовой деятельности.
Для комплексной (интегральной) оценки эффективности хозяйственной деятельности предлагается использовать следующую формулу:
Эхд = О / (ОФ + ОС + ФОТ), (2)
О — объем деятельности организации;
- ОФ — среднегодовая величина основных средств;
- ОС — среднегодовая величина оборотных средств;
- ФОТ — расходы на оплату труда.
Показатель Эхд дает оценку эффективности использования экономического потенциала при осуществлении хозяйственной деятельности организации. Он показывает, сколько получено оборота с каждого рубля хозяйственного потенциала.
Чем выше его значение, тем лучше осуществляется хозяйственная деятельность и эффективнее используются ресурсы предприятия.
Аналогичный показатель может быть исчислен и изучен для комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации (Эфин).
Показатель Эфин. показывает, при каких ресурсах достигнут финансовый результат (прибыль) и насколько эффективно эти ресурсы используются и рассчитывается по формуле:
Эфин = П / (ОФ + ОС + ФОТ), (3)
где П — сумма прибыли по всем отраслям деятельности.
Для оценки эффективности трудовой деятельности необходимо определить уровень производительности труда на каждый рубль средней заработной платы (Этруд).
Расчет производится по формуле:
Этруд = ПТ / СЗ, (4)
где ПТ — производительность труда работников (объем деятельности на одного работника);
- СЗ — средняя заработная плата одного работника.
Исходные данные для оценки экономической эффективности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей экономической эффективности деятельности субъект естественных монополий — МУП «Водоканал» г. Воткинска Удмуртской Республики
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Изменение за 2012-2013 гг., абс. |
Изменение за 2013-2014 гг., абс. |
Изменение за 2012-2013 гг., в % |
Изменение за 2013-2014 гг., в % |
1. Выручка от выполнения работ, оказания услуг, тыс. руб. в год |
136476 |
161046 |
187588 |
24570 |
26542 |
18,00 |
16,48 |
2. Себестоимость выполнения работ, оказания услуг, тыс. руб. |
122037 |
144426 |
168923 |
22389 |
24497 |
18,35 |
16,96 |
3. Прибыль от выполнения работ, оказания услуг, тыс. руб. в год |
14439 |
16620 |
18665 |
2181 |
2045 |
15,10 |
12,30 |
4. Прочие доходы, тыс. руб. в год |
1520 |
1610 |
1780 |
90 |
170 |
5,92 |
10,56 |
5. Прочие расходы, тыс. руб. в год |
1480 |
1511 |
1650 |
31 |
139 |
2,09 |
9,20 |
6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. в год |
14479 |
16719 |
18795 |
2240 |
2076 |
12,42 |
|
7. Чистая прибыль, тыс. руб. |
11583 |
13375 |
15036 |
1792 |
1661 |
15,47 |
12,42 |
8. Среднегодовая величина основных средств, тыс. руб. |
88540 |
91450 |
106800 |
2910 |
15350 |
3,29 |
16,79 |
9. Среднегодовая величина оборотных средств, тыс. руб. |
56410 |
61300 |
75800 |
4890 |
14500 |
8,67 |
23,65 |
10. Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
51509 |
57792 |
65250 |
6283 |
7458 |
12,20 |
12,90 |
11. Среднесписочная численность работников, чел. |
438 |
448 |
450 |
10 |
2 |
2,28 |
0,45 |
12. Производительность труда работников, тыс. руб. на 1 чел. (стр. 1 / стр.11) |
311,59 |
359,48 |
416,86 |
47,89 |
57,38 |
15,37 |
15,96 |
13. Средняя заработная плата 1 работника, тыс. руб. в год (стр.10 / стр.11) |
117,6 |
129 |
145 |
11,40 |
16,00 |
9,69 |
12,40 |
14. Рентабельность реализации по прибыли от основной деятельности (стр. 3 / стр.1 х 100%), % |
10,58 |
10,32 |
9,95 |
-0,26 |
-0,37 |
— |
— |
15. Рентабельность реализации по прибыли до налогообложения (стр. 6 / стр.1 х 100%), % |
10,61 |
10,38 |
10,02 |
-0,23 |
— |
— |
|
16. Рентабельность реализации по чистой прибыли (стр. 7 / стр.1 х 100%), % |
8,49 |
8,31 |
8,02 |
-0,18 |
-0,29 |
— |
— |
17. Комплексный показатель эффективности хозяйственной деятельности (стр.1 / (стр. 8 + стр.9 + стр. 10)) |
0,695 |
0,765 |
0,757 |
0,070 |
-0,008 |
— |
— |
18. Комплексный показатель эффективности финансово — хозяйственной деятельности (стр.6 / (стр. 8 + стр.9 |
0,074 |
0,079 |
0,076 |
0,006 |
-0,004 |
— |
— |
19. Комплексный показатель эффективности трудовой деятельности (стр. 12 / стр.13) |
2,650 |
2,787 |
2,875 |
0,137 |
0,088 |
— |
— |
20. Комплексный показатель экономической эффективности деятельности предприятия (по формуле (1)) |
0,514 |
0,553 |
0,548 |
0,039 |
-0,005 |
— |
— |
Оценка может проводиться Министерством экономики УР. Как показывают результаты исследования — в 2012-2014 гг. отмечено снижение экономической эффективности работы МУП «Водоканал» г. Воткинска, о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности в 2013 и 2014 гг. и снижение комплексного показателя экономической эффективности деятельности предприятия в 2014 года. При снижении показателей эффективности — контролирующим органом в отношении руководства предприятия должны быть реализованы меры воздействия.
Особое место среди крупнейших интегрированных структур в экономике России принадлежит компаниям, работающим в сфере естественных монополий: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», и бывшее РАО «ЕЭС». Учитывая стратегический характер названных отраслей, законодатель воздержался от поспешности в деле их реформирования. В настоящее время только одна из названных компаний — РАО «ЕЭС» — подвергнута глубокой реструктуризации путем выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний.
Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Методы государственного регулирования естественных монополий в экономике РФ:
- Ценовое регулирование .
- Неценовое регулирование .
Для совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий УР может быть предложена система показателей оценки эффективности деятельности.
- Институциональные показатели деятельности естественной монополии, которые позволяют провести оценку качества институциональной среды.
- Показатели эффективности, которые демонстрируют уровень взаимодействия естественных монополий с региональным хозяйственным комплексом
- Показатели общего макроэкономического эффекта естественных монополий
- Показатели общего макроэкономического эффекта естественных монополий
В качестве примера рассмотрен вариант оценки эффективности деятельности субъекта естественных монополий — МУП «Водоканал» г. Воткинска Удмуртской Республики. Оценка может проводиться Министерством экономики УР.
Как показывают результаты исследования — в 2012-2014 гг. отмечено снижение экономической эффективности работы МУП «Водоканал» г. Воткинска, о чем свидетельствует снижение показателей рентабельности в 2013 и 2014 гг. и снижение комплексного показателя экономической эффективности деятельности предприятия в 2014 года. При снижении показателей эффективности — контролирующим органом в отношении руководства предприятия должны быть реализованы меры воздействия.
1. О естественных монополиях [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ: принят Гос. Думой 19 июня 1995 г. : одобр. Советом Федерации 25 июня 1995 г.: (ред. от 27.01.2013) // CПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
2. Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 13.10.1999 г. №1158 // СПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
— Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и других регулируемых организаций (2013-2020 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства УР от 05 августа 2013 года № 341 // СПС «Консультант Плюс» Версия Проф.
- Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2011. — 450 с.
- Абросимова О.Ю., Шмырова Н.В.
Естественные монополии: проблемы развития // Российское предпринимательство. − 2010. − № 3. − Выпуск 1 (154).
— С. 30-36.
- Абросимова О.Ю., Шмырова Н.В. Проблемы государственного регулирования естественных монополий // Российское предпринимательство. − 2012. − № 5 (203).
— С. 4-10.
- Борисов Е.Ф.
Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — 320 с.
- Гаврилов А.Л. Проблемы реформирования естественных монополий // Фундаментальные исследования. — 2012. — №4 — С. 41.
- Гальперин В.М.
Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин., С.М. Игнатьев., В.Л. Моргунов — СПб.: Экономическая школа, 2010. — 226 с.
- Городецкий А. Павленко Ю. Реформирование естественных монополии // Вопросы экономики. — 2010. — №1.- С137-138.
- Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации : сб.
науч. тр. : в 2 ч. / Рос. акад. наук, Ин-т систем. анализа ; редкол. : М.Г. Завельский (отв. ред.) [и др.]. — М. : УРСС, 2007. — Ч. 1. — 356 с.
- Доклад ГД ТРЭН о грузоориентированных сетях и осуществлении второго пакета мер в области железнодорожного транспорта. — Брюссель : ЕЭК, 2008. — 17 с.
- Ди Лоренцо Томас.
Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. — 2014. — № 5. — С. 100-114.
- Зотов А.П., Галлямова Д.Х. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий // Экономика и управление. — 2012. — №4. — С. 84.
— Иванькова Е.И., Матвеев Ю.В. Естественные монополии в условиях модернизации экономики России // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2013/196/2168.
- Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. — СПбУЭФ. — 2015. — № 4. — С.15-20.
- Сапир Ж.
Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. — 2014. — №6. — С. 46.