Интернационализация и глобализация мировой экономики способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами. В конце XX столетия валютные отношения получают новый импульс развития. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам становятся важнейшими проблемами хозяйственного развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления хозяйственных связей становится центральной задачей валютной системы, ввиду нестабильности ситуации на валютном рынке. Каждый день изменяется валютный курс, изменяются условия кредитования и т.д.
Формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и межгосударственными соглашениями, является валютная система. Различают мировую, региональную и национальную валютные системы.
Региональная валютная система сформировалась с развитием внешнеэкономических связей как форма организации валютных отношений, регулируемых межгосударственными соглашениями. [ 3, с. 38]
Целью данной работы является исследование региональных валютных систем и возможностей их формирования.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:
- изучить содержание региональной валютной системы;
- охарактеризовать её основные элементы;
- рассмотреть искусственные валютные единицы;
- проанализировать Европейскую валютную систему;
- рассмотреть возможности формирования новых региональных валютных систем.
Предметом исследования является изучение теоретико-методологических и прикладных проблем функционирования региональных валютных систем.
Объектом исследования является Европейская валютная система.
Теоретической методологической основой работы являются основные положения и выводы, сформулированные в научных работах отечественных и зарубежных экономистов.
Информативной основой исследования являются работы российских специалистов в области финансов, материалы периодической печати.
В ходе исследования использовались общенаучные методы, методы сравнений, наблюдение, обследование, комплексной оценки, аналитические процедуры и др.
1 Общая характеристика региональных валютных систем
1.1 Содержание региональной валютной системы, её основные элементы
Реализация внешнеэкономических связей стран мирового сообщества невозможна без широкого использования валютных отношений, т.е. тех экономических отношений, которые возникают при функционировании денег в международном обороте. Форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная в международных договорных и национально-правовых нормах, выражается в валютной системе. Различают национальную, региональную и мировую валютные системы.
Рыночное и государственное регулирование валютных отношений
... к рыночным принципам регулирования валютных отношений. В данной курсовой работе рассматриваются сущность и содержание валютного регулирования, а также основные инструменты и механизмы рыночного и государственного регулирования валютных отношений. Целью исследования является анализ мировых валютных отношений, выявление отрицательных и положительных сторон административного и рыночного регулирования ...
Региональная валютная система — валютная система, регулирующая применение валют в определенном экономическом регионе. По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем сформировались механизмы межгосударственного регулирования международных валютных отношений. Их принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями. Важнейшими элементами региональных валютных систем являются:
- виды денег, выполняющих функции платежного и резервного средства;
- межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
- межгосударственная регламентация режимов валютного курса;
- межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;
- режим региональных рынков валюты и золота;
- международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Европейский валютный институт).
Именно эти элементы позволяют отличить региональную валютную систему от национальной (в таблице 1 представлены в сравнении основные элементы региональной и национальной валютных систем).
Таблица 1 — Основные элементы национальной и региональной валютных систем
Национальная валютная система |
Региональная валютная система |
|
Национальная валюта |
Резервные валюты; международные счетные денежные единицы (ЕВРО) |
|
Условия обратимости национальной валюты |
Условия взаимной обратимости валют |
|
Паритет национальной валюты |
Унифицированный режим валютных паритетов |
|
Режим курса национальной валюты |
Регламентация режимов курсов валют |
|
Национальное регулирование валютной ликвидности |
Межгосударственное регулирование валютной ликвидности |
|
Регламентация использования международных кредитных средств обращения |
Унификация правил использования кредитных средств обращения |
|
Регламентация основных форм международных расчетов |
Унификация основных форм межгосударственных расчетов |
|
Режим национального валютного рынка и рынка золота |
Режим региональных валютных рынков и рынков золота |
|
Национальные органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения страны |
Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование |
|
Охарактеризуем данные элементы:
1) Валюта — в региональной системе это денежная расчетная единица и платёжное средство, которое используется в рамках определенной интеграционной группировки (ЕВРО).
2) Условия обратимости валют — финансовый режим, позволяющий в ходе внешнеэкономических операций осуществлять более или менее свободный взаимный обмен национальных денежных единиц на иностранные валюты. Свободному обмену валют могут препятствовать валютные ограничения. Валютные ограничения это ограничение государством прав распоряжения валютой гражданами и организациями.
3) Регламентация валютного курса и режим валютного паритета — в настоящее время валютный курс устанавливается на основе валютного паритета — соотношения между двумя валютами, установленного в законодательном порядке. Различают два режима валютных курса фиксированный и плавающий.
4) Регулирование валютной ликвидности — под этим понимается способность стран или регионов своевременно отвечать по своим обязательствам. Валютные резервы, являющиеся собственностью страны, образуют абсолютную ликвидность. Валютные средства и золото, полученные страной в кредит образуют условную ликвидность (кредиты МВФ).
Показателем международной валютной ликвидности страны является отношение золотовалютных резервов страны к её внешнему долгу, отношение золотовалютных резервов страны к сумме годового товарного импорта и др.
5) Унификация правил использования кредитных средств обращения и унификация основных форм международных расчётов — для упорядочивания международной торговли и инвестиций между странами и достижения единообразия в толковании порядка осуществления международных платежей, было достигнуто ряд международных договорённостей. Одной из них является Женевская конференция 1930-1931гг., в результате, которой были разработаны «Унифицированные правила по документарному аккредитиву», «Унифицированные правила по документарному инкассо», «Единообразный закон о чеках», «Единообразный вексельный закон», «Закон о банковских гарантиях», Устав СВИФТ и др.
6) Режим валютных рынков и рынков золота — валютный рынок можно рассматривать двух точек зрения: с функциональной и институциональной.
С функциональной точки зрения — это совокупность национальных и региональных валютных рынков, образующих мировой, на которых осуществляются конверсионные и депозитно-кредитные операции. С институциональной точки зрения валютный рынок опосредует валютные отношения между участниками валютного рынка. Участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, компании осуществляющие зарубежные вложения, правительственные организации, экспортёры и импортёры, финансовые институты, брокерские конторы и частные инвесторы.
7) Организации осуществляющие валютное регулирование — основной задачей этих организаций является обеспечение финансовой и экономической стабильности.[5, с. 72]
Таким образом под региональной валютной системой понимают совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном экономическом регионе.
1.2 Характеристика искусственных валютных единиц
Искусственные валютные единицы (ACU) конструируются как корзинные, т.е. их стоимость определяется по принципу корзины (композиции).
Включение в корзину валют курсы которых имеют противоположные тенденции изменения делает их стоимость более стабильной нежели стоимость отдельных валют.
При формировании искусственной валютной единицы вес валюты устанавливается в зависимости от следующих факторов:
Выделяют следующие виды искусственных валютных единиц:
Special Drawing Rights
Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ.
Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Основная цель создания: преодоление парадокса Триффина в рамках Бреттон-Вудской валютной системы — противоречия между международным характером использования и национальной природой валют.
Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет. В таблице 2 представлена цена 1 СДР в разных валютах (в скобках указан вес валюты в корзине)
Таблица 2 — Цена 1 СДР в разных валютах |
||||||
Период |
USD |
?DEM |
?JPY |
?GBP |
?FRF |
|
1981 —1985 |
0.540 (42%) |
0.460 (19%) |
34.0 (13%) |
0.0710 (13%) |
0.740 (13%) |
|
1986 —1990 |
0.452 (42%) |
0.527 (19%) |
33.4 (15%) |
0.0893 (12%) |
1.020 (12%) |
|
1991 —1995 |
0.572 (40%) |
0.453 (21%) |
31.8 (17%) |
0.0812 (11%) |
0.800 (11%) |
|
1996 —1998 |
0.582 (39%) |
0.446 (21%) |
27.2 (18%) |
0.1050 (11%) |
0.813 (11%) |
|
Период |
?USD |
?EUR |
?JPY |
?GBP |
||
1999 —2000 |
0.5820 (39%) |
0.3519 (32%) |
27.2 (18%) |
0.1050 (11%) |
||
2001 —2005 |
0.5770 (45%) |
0.4260 (29%) |
21.0 (15%) |
0.0984 (11%) |
||
2006 —2010 |
0.6320 (44%) |
0.4100 (34%) |
18.4 (11%) |
0.0903 (11%) |
||
Процентная ставка SDR пересматривается еженедельно. Она базируется на средневзвешенной величине процентных ставок на краткосрочные займы на денежных рынках валютной корзины SDR.
Международный код согласно ISO 4217 — XDR.
В связи с развитием мирового экономического кризиса, в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Предполагается расширить базовую валютную корзину. В переспективе это может привести к появлению в наличном обороте новой мировой валюты, как в своё время из ЭКЮ появился евро.
2) Европейская валютная единица (?; ECU; ЭКЮ) — валютная единица, использовавшаяся в европейской валютной системе с 1979 по 1998. Название ЭКЮ происходит от англ. European Currency Unit.
Соотношение ЭКЮ с валютами других стран определяется исходя из того, что ЭКЮ служит представителем корзины валют стран, входящих в европейскую валютную систему. Экю была введена только в безналичный расчет.
ЭКЮ во многом имело характеристики настоящей валюты:
- явилось полноценным эталоном меры.
- являлось счетной единицей для всего, что касается ЕВС,а также для экономической и финансовой деятельности, и учета в Сообществе.
- являлось резервным стоимостным активом.
- выпускалось под обеспечение валютных резервов и являлось объектом выплаты процентов.
- являлось средством расчетов в операциях между центральными банками стран-членов ЕВС.
Так же как и СДР (специальные права заимствования), ЭКЮ не имеет материальной формы в виде банкнот и монет, т.е. является записанной валютой. Базируется на корзине (наборе) валют стран-членов Европейского Союза. Квоты национальных валют-компонентов ЭКЮ определяются экономическим потенциалом стран (их долями в совокупном ВНП и товарообороте сообщества) и подлежат пересмотру раз в 5 лет. При пересмотре состава корзины все активы и пассивы в ЭКЮ переоцениваются по новому курсу. Последний раз структура ЭКЮ была зафиксирована 21 сентября 1989 г. Один миллион ЭКЮ составляет: бельгийских франков — 3301000; голландских гульденов — 219800; греческих драхм — 1440000; датских крон — 197600; испанских песет — 6885000; люксембургских франков — 130000; немецких марок — 624200; португальских эскудо — 1393000; французских франков — 1332000; фунтов стерлингов — 87840, итальянских лир — 151800000. В отличие от количественного содержания, определенного на пять лет, удельный вес каждой валюты может постоянно колебаться в зависимости от курса на мировом валютном рынке. Если удельный вес какой-либо из валют корзины меняется более чем на 25 процентов, структура ЭКЮ может быть пересмотрена досрочно. Удельный вес валют на 21.09.89 г. (в %): немецкая марка — 30,1; французский франк — 19,0; фунт стерлингов — 13,0; итальянская лира — 10,5; голландский гульден — 9,4; бельгийский франк — 7,6; испанская песета — 5,3; прочие — 5,45.
Помимо своего официального содержания, ЭКЮ имеет рыночный курс, т.е. тот курс, по которому заключаются сделки на рынке. ЭКЮ выполняет расчетные и кредитные функции, используется как база выравнивания валютных паритетов стран-участниц, как регулятор отклонений рыночных валютных курсов. К частным владельцам ЭКЮ не попадает и, соответственно, не участвует в обычных коммерческих расчетах за товары и услуги.
Выделяют также частные искусственные валютные единицы. Они возникли в 70-х годах 20 века с целью защиты от роста торговых, валютных, кредитных и иных рисков и представляли из себя корзинные валютные единицы, предлагаемыми крупными банками своим клиентам:
1) Европейская композитная единица (EURCO) — создана в 1973 году банком Лондона «Ротшильд и сыновья» из 9 валют (марка; французский, бельгийский и люксембургский франки; британский и ирландский фунты; лира; гульден; крона).
Использование данной валюты не увенчалось успехом в ввиду слабости составляющих её валют.
2) Единица Барклейз — введена в 1974 году лондонским банком «Barclays Bank» и включала в себя фунт, марку, американский доллар, французский и швейцарский франки. Частично послужила прототипом SDR.
3) Единица арабских валют (ARCRU) — введена в 1974 году голландским банком «AMRO» . Первоначально была эквивалентна 1 доллару США и состояла из 12 арабских валют. Её использование оказалось неудачным в силу низкого качества составляющих её валют.
4) Международная финансовая единица (IFU) — была введена в 1975 году французским банком «Креди Леоне» для осуществления кредитных, депозитных операций, а также для оказания финансовых услуг. Состояла из 9 валют (доллар США и Канады, марка, фунт, йена, лира, гульден, бельгийский франк, шведская крона) с первоначальной стоимостью 1 доллар.
Таким образом, недостатки частных искусственных единиц были обусловлены влиянием следующих факторов:
- незначительный масштаб их распространения;
- несущественная поддержка на официальном уровне;
- юридическая неурегулированность статуса расчётных единиц;
- рост операционных расходов.
2 Анализ региональной валютной системы (на примере Европейской валютной системы)
2.1 Объективные предпосылки создания Европейской валютной системы
Сейчас уже очень редко вспоминают о том, почему же была создана единая Европейская валюта. И все-таки хочется понять, зачем европейские страны решили-таки променять дорогие им марки, франки и шиллинги с портретами великих людей отечества на общие для всех ЕВРО с безликими мостами и арками.
Первое объяснение, которое приводится чаще других и лежит на поверхности, выглядит так. Существование в Европе большого числа независимых государств с собственной валютой обходится слишком дорого. В первую очередь это касается издержек по конвертации. Еще в XIV веке купцы Северной Германии убедились, как накладно вести торговлю с многочисленными соседями — крохотными княжествами, герцогствами и королевствами. Из-за бесконечных обменов одних денег на другие часть выручки неминуемо оседала в сундуках у менял. Тогда практичные немцы заключили между собой валютный союз и начали чеканить монеты единого образца. [18, c. 69].
После того, как бумажные деньги перестали размениваться на золото и в 1971 г. рухнул золотодолларовый стандарт, к старым неприятностям добавилась еще одна, теперь гораздо более существенная. Если в Соединенных Штатах или Японии экономические агенты страхуются от колебаний курса одной валюты, то в Европе — сразу от нескольких. При этом страны ЕС активно вовлечены в мировую торговлю (например, в Германии и Франции доля экспорта в ВВП составляет около 20%, в Нидерландах — 47%, по сравнению с 8-9% в США и Японии), поэтому и масштаб потерь у них достаточно велик. В 1998 году из-за циркуляции множества различных валют страны Евросоюза потеряли 20-25 млрд. ЭКЮ: сюда вошли расходы по страхованию, обменным операциям, а также ведению бухгалтерского учета и коммерческой документации в разных денежных знаках[18, c. 72].
Вторая причина — совсем прозаичная, но она-то и является главной. Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствовала задачам, стоящим перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время не изменила бы методы управления хозяйством, то она сама лишила бы себя шансов выдержать мировую конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС уже в течение многих лет с трудом поспевала за своими ближайшими соперниками. На конкурентоспособность европейских товаров отрицательно влияет необоснованно щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных налогов и отчислений в социальные фонды уровень налогообложения ЕС примерно на треть больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюза стоимость рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах, хотя производительность труда составляет только 80% от американской.
Европейская система социального обеспечения складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся в государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту категорию подпадает, чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% — на безработных. В то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а пособия по безработице — более 40% среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16-20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки.
У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг превышает половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает 110-130% ВВП.
Крупная государственная задолженность «оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентные ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно, препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из замкнутого круга, западноевропейским странам не оставалось ничего другого, как «затянуть пояса». И сделать это им пришлось бы вне зависимости от того, был бы создан валютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряла бы свои позиции, но и столкнулся бы с бесконтрольным нарастанием социальной напряженности.
Если страны ЕС проведут все-таки необходимые экономические реформы не по отдельности, а вместе, и ЕВРО состоится, то это принесет им неизмеримо больше выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третий существенный аргумент в пользу валютного союза. Появление единой европейской валюты позволит превратить территорию ЕС в действительно однородное экономическое пространство, где операторы из разных стран будут иметь равные условия для деятельности. Уже сейчас внутри ЕС практически отменены все барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы, значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с США и Японией.
Существует еще четвертое мнение, достаточно распространенное. Считается, что ЕВРО должно стать альтернативой доллару, вытеснив его на мировых рынках. Действительно, из Таблицы 3 видно, что в конце 90-х годов в Европе сформировался финансовый рынок, по своему потенциалу обещающий стать крупнейшим в мире. Уже в конце 2000 г. рыночная стоимость облигаций, акций и банковских активов в странах-членах ЕС превысила 27 трлн. долл. В Северной Америке (США, Канаде и Мексике, вместе взятых), имеющей примерно такое же население и размер ВВП, этот показатель составил около 25 трлн. долл. (в том числе 23 трлн. долл. в Соединенных Штатах).
Регион |
Население (млн. чел.) |
ВВП |
Международные резервы (исключая золото) |
Капитализация фондового рынка |
Долговые обязательства |
Банковские активы |
Облигации, акции и банковские активы |
Облигации, акции и банковские активы (в % к ВВП) |
|
ЕС |
286,1 |
6803 |
284,5 |
2119,4 |
6993,2 |
11 971,6 |
21 084,2 |
309,89 |
|
Северная Америка |
387,7 |
8065 |
106,7 |
7314,7 |
11744,1 |
5652 |
24 711,1 |
306,38 |
|
Евро опирается на мощную диверсифицированную экономику стран ЕВС, по основным показателям сопоставимую с экономикой США, и на один из крупнейших в мире рынок. Экономика стран еврозоны, хотя и сталкивается со структурными трудностями, тем не менее, является более сбалансированной, чем экономика США или Японии. Государства-члены Таблица 3 — ЕС и Северная Америка: показатели развития экономики.
ЕВС имеют профицит текущего платежного баланса, более низкую, чем в США, инфляцию и хорошие перспективы экономического роста.
В одной из статей приводится даже сценарий развития событий сильно смахивающий на голливудский боевик: «Как только в Европе появится более устойчивая и привлекательная валюта, весь мир начнет отказываться от доллара в пользу ЕВРО. Переизбыток долларовой массы, которая со всех сторон повалит в Америку, приведет к его падению в 2-2,5 раза. Для американской экономики, ориентированной на экспорт своих капиталов, настанут черные времена. Как только позиции доллара начнут падать, от былого великолепия и величия Америки не останется и следа. Без традиционной денежной приманки добровольно покупать дорогие товары весьма посредственного качества никто не будет. В итоге большая часть того, что раньше благополучно уходило на экспорт, останется в стране. Америка захлебнется в своих собственных товарах. Наступит тотальный кризис перепроизводства. Но выдавать дотации на поддержку отечественных фирм, как это было прежде, государству будет уже нечем. Американские производители пойдут по миру. Но свято место пусто не бывает. Импортные товары, более дешевые по сравнению с американскими, хлынут в США. И американский рынок окончательно завоюют Европа, Япония, Китай. В такой ситуации Штаты уже не спасут никакие силовые методы вроде закрытия границ или эмбарго. Американцы окажутся в шкуре домашнего кота, забытого хозяевами в диком лесу. Птичек ловить не научен, а «Вискас» на блюдечке никто не подаст. Поэтому США будут бороться с ЕВРО до последнего Доллара.» Конечно, воспринимать всерьез этот сценарий не следует, тем более что объективно существует взаимная заинтересованность ЕС и США в создании устойчивого экономического и валютного союза в Европе и формировании симметричной международной валютно-финансовой системы.
Введение ЕВРО, вопреки расхожему мнению, являются не столько европейским вызовом доллару, сколько стремлением поддержать стабильность, избежать очередного кризиса международной валютно-финансовой системы, что, в конечном счете, отвечает интересам, как всего мирового сообщества, так и самих США. И это пятая причина создания ЕС и введения ЕВРО. ЕВС позволит обеспечить симметрию между ЕВРО и долларом в формируемой международной валютной системе, более равномерно и пропорционально распределить зоны ответственности за поддержание устойчивости мировых финансовых рынков. Стратегическая задача ЕВС и Европейского центрального банка в области денежно-кредитной и валютной политики состоит в достижении координации, прежде всего, с денежными властями США, с тем, чтобы не допустить резких расхождений в динамике курсов ЕВРО и доллара, способных нанести значительный ущерб международной торговле и мировой экономике в целом.
2.2 Анализ современного состояния Европейской валютной системы
Планы создания Единого валютного и экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. В результате проверки критериев (оценка всех показателей производилась с 1 декабря 1997 г. по 1 декабря 1998 г.) были определены первоначально 11 стран, которые вошли в основную зону единой валюты евро. Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Великобритания отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция.
Как и планировалось, до начала 2002 г. в зоне единой валюты использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые фактически стали наличными эквивалентами новой валюты. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют. В начале 2002 г. валюты 12 государств зоны евро были постепенно изъяты из обращения, так что теперь все расчеты внутри зоны ведутся в новой валюте. Остальные страны ЕС составили дополнительную зону, в которой действует валютный механизм, аналогичный существовавшему прежде во всем едином европейском валютном пространстве.
Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза.
Потенциал развития обусловлен тем, что в зону евро не входят Швейцария, Великобритания. Бельгия, Нидерланды и Люксембург сохранили существующий с 1944 г. таможенно-экономический союз (Бенилюкс).
В 2007 г. число стран — членов ЕС достигло 27. После распада СССР Россия стала самостоятельно строить отношения с Евросоюзом. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России, одобренной Европейским советом в июне 1999 г., говорится о необходимости интеграции России в общеевропейское и социальное пространство. Эта же идея содержится во встречном документе — Среднесрочной стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010 гг.).
Полагается, что в итоге будут достигнуты следующие цели: а) расширение экономического пространства ЕС; б) укрепление системы безопасности и сотрудничества в Европе; в) укрепление позиций объединенной Европы в мировой экономике и политике.
Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро с 1999 г. стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) — первый в истории наднациональный центральный банк. С переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств, входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.
Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также и методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не нее страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а некоторые из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.
Последние 5 лет доказали жизнеспособность европейской валютной интеграции и Европейского союза. В настоящее время экономика стран ЕС устойчиво развивается, а темпы ее роста составляют 2-3% в год. Курс евро за последние годы существенно укрепился по отношению к ведущим мировым валютам. Единая европейская валюта стала своеобразным противовесом американскому доллару.
Дальнейшие перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами: экономическими перспективами основных стран Европейского валютного союза и быстротой решения экономических проблем; присоединением к Европейскому валютному союзу государств Центральной и Восточной Европы, сценарием их экономического развития и успешностью решения проблемы отставания этих стран в экономическом плане от государств Западной Европы, которые определяют общий деловой климат в ЕС.
Вместе с тем, уже сегодня можно сказать, что многие идеи, заложенные при первоначальной разработке процесса европейской валютной интеграции были воплощены в жизнь, а Европейский союз показал себя экономически мощным субъектом мирового сообщества, способным объединять вокруг себя отдельно взятые страны и определять направление развития мировой экономики.
2.3 Направления развития Европейской валютной системы
Мировой финансовый кризис не обошёл стороной и зону Европейской валютной интеграции. Неудивительно, что ЕВС в 2009 — 2010 г с большой вероятностью ждет рецессия. Хотя прогнозы развития Европейской валютной системы неодинаковы у различных организаций, большая их часть сводится к тому, что зону евро ожидает системный экономический спад.
Так американская газета Wall Street Journal сообщает снижении курса единой европейской валюты в 2009 году. По данным экспертов издания, снижение курса евро может благотворно сказаться на экономической ситуации в условиях мирового экономического кризиса, в то время как рост евро делает последствия кризиса особенно тяжелыми и приводит к политическим разногласиям правительств стран валютного союза относительно мер борьбы с последствиями кризиса.
И все же даже на фоне этих разногласий доверие инвесторов к валюте будет падать, что, по мнению аналитиков, приведет к девальвацией единой европейской валюты.
Инвесторы в курсе разногласий стран, входящих в еврозону, относительно решения экономических проблем — об их осведомленности можно судить, прежде всего, по размеру премий, которые участники рынка требуют за приобретение долговых обязательств менее процветающих стран валютного союза 15 стран. Доходность долговых обязательства Италии, Португалии и Греции выше ставок по долговым обязательствам на 1%, что является самым высоким показателем с момента введения евро. По словам экономистов, этот факт говорит о том, что инвесторы верят в вероятность того, что члены еврозоны могут объявить о дефолте или даже выйти из состава валютного союза.
Такие перспективы, как отмечает издание, сейчас могут казаться нереальными, однако уже сейчас наблюдается большой разрыв между государственными финансами отдельных членов еврозоны.
К примеру, государственный долг правительства Германии составляет 65% ВВП, а дефицит бюджета в 2009 году, по прогнозам, составит примерно 0,5%. Если рассматривать Италию, то в этой европейской стране государственный долг составляет 104% ВВП, а прогнозируемый бюджетный дефицит превышает 3%, что нарушает правила Евросоюза, в которых предусмотрен максимальный государственный долг в размере 60% ВВП, а годовой дефицит бюджета, согласно этим правилам, должен быть ниже 3%.
Страны еврозоны с менее развитой экономикой могут занять еще более крупные суммы для того, чтобы избежать сильнейшего спада, который, отчасти, также вызван укреплением евро. Если рассматривать покупательную способность, то, по мнению экспертов, евро по меньшей мере на 20% переоценена в сравнении с долларом, что представляет сложности для таких стран, как Ирландия и Испания, которые стараются восстановить свою конкурентоспособность и «выздороветь» после крушения отраслей недвижимости и строительства в связи с кризисом.
По данным WSJ, эта проблема в другом месте могла бы быть решена с помощью крупных заимствований централизованного агентства — как это делает, к примеру, министерство финансов США, и с помощью перераспределения налогового бремени между регионами. Однако в еврозоне подобного механизма нет.
К примеру, правительство Германии с большой неохотой согласилось выделить средства на стимулирование своей собственной экономики. Кроме того, власти этой страны все еще не хотят финансировать массивный план восстановления всей экономики еврозоны. Следовательно, это может увеличить риск того, что другие страны будут беспорядочно совершать заимствования, пользуясь склонностью инвесторов к государственным долговым обязательствам.
Властям Германии такие последствия вряд ли понравятся — после десятилетий упорного труда, направленного на борьбу с инфляцией, они также опасаются, что им придется расплачиваться за ошибки других стран.
С другой стороны, по мнению аналитиков, план поддержки экономики еврозоны может остановить процесс постепенного развала валютного союза, и поспособствовать девальвации, которая так необходима сейчас еврозоне.
Таким образом, прогнозы о будущем 15 стран зоны евро в 2009 году расходятся. Наиболее оптимистический прогноз представила Еврокомиссия. Он свидетельствует, что зона евро удержится от рецессии, хотя и с минимальным экономическим ростом в 0,1 проц. Самый мрачный прогноз распространил Международный валютный фонд, который прогнозирует зоне евро по итогам года спад на уровне 0,5 проц.
3 Возможные сценарии формирования новых региональных валютных систем
Финансовый кризис стал серьёзным испытанием для мировой экономики. Некоторые экономисты утверждаёт, что одним из возможных инструментов по борьбе с кризисом, а также недопущению подобных явлений в будущем может быть создание новых региональных валютных систем.
Так в мире может появится новая валютная единица (ACU).
Такое решение принял Азиатский банк развития. ACU будет представлять собой «корзину» из 13 валют азиатских стран и использоваться в качестве «регионального индикатора» по отношению к доллару, евро и другим свободно конвертируемым денежным единицам.
Аналитики полагают, что появление ACU может стать первым шагом к созданию единой азиатской валюты, а в перспективе превратиться в азиатский аналог евро. Президент Азиатского банка развития не раз заявлял, что такая денежная единица могла бы с успехом «конкурировать с долларом и евро и даже заменять их». Если это произойдет, азиатская валюта станет «третьей силой», вслед за евро потеснившей доллар. И тогда влияние доллара упадет еще больше.
Планируется, что азиатский ACU будет учитывать стоимость валют основных стран региона — Китая, Южной Кореи, Японии, а доля каждой валюты в «общем котле» зависеть от целого ряда факторов: размера ВВП каждой страны, объема внешней торговли. Исходя из этих и других критериев, по мнению аналитиков, максимальный вес в корзине валют получат китайский юань и японская иена, причем ведущую роль будет играть юань. Обе страны начнут диверсифицировать сбережения в валютах друг друга, одновременно отказываясь от доллара. Сейчас основной азиатской валютой, торгующейся на мировом рынке, является японская иена.
Идея о создании «объединяющей» азиатской валюты витает еще с середины семидесятых годов прошлого века. Но только сегодня обретает реальные очертания. Спрос на азиатские валюты в мире стабильно растет. Ведущие азиатские экономики уже накопили свыше 3 триллионов долларов, их совокупные золотовалютные резервы равняются годовому бюджету США и почти в четыре раза превышают российский ВВП. Кроме того, Япония, Китай, Южная Корея, Гонконг являются рекордсменами по золотовалютным резервам в мире.
По мнению экспертов, до превращения ACU в полноценный аналог евро и отказа в её пользу стран региона от собственных валют потребуется как минимум 20 лет. А прежде необходимо будет создать единое экономическое пространство со свободным перемещением рабочей силы, товаров и услуг, что для Азии с колоссальной разницей уровня экономик стран пока проблематично. Впрочем, не исключено, что денежная «революция» может произойти гораздо внезапнее, если Китай после ввода ACU ускорит процессы, необходимые для интеграции стран-соседей. Тем более что Пекин уже предлагал в свое время ввести для материковой части Китая, а также Тайваня, Гонконга и Макао общую валюту — китайский доллар, дабы затем трансформировать его в «азиатский». Кроме того, для реализации глобального денежного замысла страны региона уже предприняли ряд шагов. В 2003 году подписали соглашение о создании зоны свободной торговли, в которую войдут семь государств Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии. 11 стран Азии объявили о создании совместного фонда валютных резервов.
Недавно в СМИ появились слухи о создании единой валюты Североамериканского континента. Североамериканская объединённая валюта, также часто упоминаемая как амеро (от англ. amero) — предполагаемая валюта Североамериканского Союза (США, Канада и Мексика), которая должна сменить доллар США, канадский доллар и мексиканский песо. Концепция Североамериканского Союза и амеро аналогична Европейскому Союзу и евро. Лидеры всех трёх наций заявили, что на данный момент не существует официальных планов подобного слияния. О необходимости формирования Североамериканского валютного союза говорил еще видный канадский экономист Герберт Г. Грубель из Университета Фрезера в 1999 году. Но до недавнего времени рассуждения о единой валюте и едином наднациональном североамериканском государстве были уделом академических исследователей. Политики регулярно заявляли: мы говорим лишь о потенциальных планах весьма отдаленного будущего, для беспокойства повода нет.
Но совсем недавно тема единой валюты вновь, и весьма неожиданно, всплыла на поверхность. 20 августа 2007 г. лидеры США, Канады и Мексики провели очередную встречу, на этот раз в канадском Квебеке. Обсуждали они, выражаясь языком политиков, идею «континентальной интеграции». В переводе на доступный язык лидеры трех держав договаривались о создании аналога Евросоюза уже к 2010 году, что, естественно, означает не только общие границы, но и общую валюту.
Примечательно, что общественность не принимает участия в обсуждении проекта, от которого зависит жизнь почти полумиллиарда жителей этих стран. Почему так происходит?
У ряда авторитетных специалистов есть конкретный ответ: речь идет о банкротстве «проекта Америка», в первую очередь — американского доллара и замене его новой валютой под названием амеро.
Подобное обвинение звучит более чем серьезно, ведь банкротство (особенно неожиданное) США — государства с внешним долгом в 9 триллионов долларов (69% ВВП) — способно нанести самый сокрушительный удар по экономике планеты за всю историю существования современной цивилизации. В результате скоротечного обмена доллара на амеро по жестким правилам, регламентирующим конкретные привилегии к обмену на территории США, Канады и Мексики, страны всего остального мира останутся с «экспортированной» инфляцией на руках.
В последние годы 8 из 16 стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) задались целью создания эффективной системы сотрудничества в сфере валютных отношений при помощи введения коллективной валюты — «афро». При этом сообщество также рассматривало возможность объединения отдельных национальных рынков товаров, капитала и труда, чтобы можно было гармонично продвигаться вперед как единый регион в поисках путей непрерывного экономического роста и развития.
Афро (англ. Afro) — по аналогии с евро и амеро планируемая валюта Африканского союза. Решение о введении «афро» было принято в Абудже столице Нигерии во время подписания договора о едином экономическом пространстве в Африке. На данный момент введение «афро» планируется на 2028 год, но перспективы данного плана довольно туманны, поскольку многие страны планируют присоединиться к другим валютным союзам, так например Кабо-Верде планирует войти в еврозону.
По мнению Международного валютного фонда, Африка еще не готова к введению в обращение единой валюты. Эксперты МВФ полагают, что создание «афро» приведет к ухудшению экономической ситуации в большинстве стран-участников нового валютного союза.
Россия также не остаётся в стороне от региональной валютной интеграции и не исключает возможность создания единой валюты с Белоруссией. Введение единой валюты России и Белоруссии в период кризиса нецелесообразно, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на встрече в Минске с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским. В то же время он допустил возможность проведения совместных валютных операций (свопов) для ускорения расчетов в национальных валютах.
С 1 января 2010 г. страны Боливарианской инициативы (ALBA) и Эквадор вводят условную денежную единицу сукре для расчетов в торговле и реализации совместных экономических проектов. С помощью этого группирующиеся вокруг Венесуэлы страны надеются выстоять в кризисе и бросить новый вызов американской гегемонии. Но на пути создания новой валюты имеются подводные камни.
Страны Латинской Америки хотят избавиться от долларовой зависимости. На 12-м саммите ALBA (Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Доминиканская республика, а также имеющий статус наблюдателя Эквадор), который прошел 16 апреля в Венесуэле, они договорились ввести с 1 января 2010 г. «Единую региональную систему взаиморасчетов» с переходом на валюту сукре. Не исключено, что в будущем в зону сукре войдут 18 стран Карибского бассейна, участников соглашения «Петрокарибе», которым Чавес, президент Венесуэлы, поставляет нефть по льготным ценам.
По словам министра экономики и финансов Венесуэлы Араке, «общая денежная единица позволит странам избежать угроз, вызванных кризисом, который затронул мировую финансовую систему и мировые экономики, в том числе и стран ALBA». По мнению кубинского лидера Р. Кастро, «объединение позволит странам бассейна обезопаситься от «финансовых спекуляций и нестабильных рынков».
Как считает Чавес, это поможет избежать последствий «кризиса капиталистической системы», ответственность за который несут США, «выпускавшие ничем не обеспеченные деньги» и усугубившие ситуацию «внешней агрессией» и внедрением по всему миру «общества потребления».
ALBA была создана в 2004 г. Кубой и Венесуэлой для стимулирования торговли и кооперации «между социалистическими странами» и противостояния продвигаемым Вашингтоном зонам свободной торговли.
Если конкретизировать, то участники ALBA рассчитывают использовать сукре и для реализации совместных экономических проектов. Подобная идея витала в воздухе уже давно. А в конце марта 2009 г. Каракас поддержал предложение России и КНР перейти на новую мировую резервную валюту, которая «не будет зависеть ни от одного из государств».
Но и до этого в Южной Америке очень хотели освободиться от доллара США. Еще 26 ноября 2008 г. эту идею обсудили участники 3-го внеочередного саммита ALBA в Каракасе. И создали для разработки новой валюты шесть комиссий: первая, возглавляемая Эквадором, занимается общими вопросами и конвертируемостью; вторая, находящаяся под контролем Боливии, разрабатывает центральную палату по выплате компенсаций, которые должны покрыть возможные издержки от перехода на новую денежную единицу. Самая ответственная часть принадлежит комиссии Венесуэлы — создание стабилизационного фонда. Комиссия из Гондураса руководит работой регионального денежного совета. Из Никарагуа — занимается разработкой законодательной базы, а шестая комиссия ведет координацию межрегиональной торговли. В том же году начал работу общий банк ALBA, начальный капитал которого составил 2 млрд долларов (85 процентов внесла Венесуэла, остальные 15 — Куба, Боливия и Никарагуа).
По мысли Уго Чавеса, сукре некоторое время «будет обращаться в виде виртуальной валюты, но в перспективе планируется переход к полноценной валюте, что позволит уйти от навязанной диктатуры доллара». Он заявляет, что «разработка пилотных проектов с помощью этой виртуальной валюты, которые затем будут эквивалентно компенсированы», может начаться уже в сентябре 2009 г.
Чавес напомнил, что Европейское экономическое сообщество в качестве денежной единицы ранее ввело экю, которое затем была преобразована в евро. Он полагает, что сукре ожидает такая же эволюция.
Дискуссии о возможном создании новых резервных валют усилились во время нынешнего финансового кризиса. Кроме того, экономисты не исключают, что внешний долг Вашингтона из-за кризиса вырастет. Если в 2008 г. он составлял 70 процентов от американского ВВП, то в 2019 г. может достигнуть 100 процентов и приблизить США к банкротству. Аналитики не исключают, что для того, чтобы избежать такого развития ситуации, Вашингтон включит «печатный станок» и девальвирует доллар.
Впрочем, относительно стабильности новой мировой валюты существуют большие сомнения. Так, неизвестно, смогут ли зависимые от сырьевого экспорта страны с односторонне развитой экономикой справиться с инфляцией и полностью отказаться от расчетов в долларах, имеющих в Южной Америке очень широкое применение.
Таким образом, в обозримом будущем мировая валютная система может состоять из совокупности нескольких региональных валют. В Европе — евро, в Азии — ACU, в Африке — афро, в Северной Америке — амеро, в Южной — сукре.
Заключение
Формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и межгосударственными соглашениями, является валютная система. Различают мировую, региональную и национальную валютные системы.
Региональная валютная система сформировалась с развитием внешнеэкономических связей как форма организации валютных отношений, регулируемых межгосударственными соглашениями.
Региональная валютная система оказывает существенное влияние на национальные экономики, поскольку является механизмом, который их связывает.
Региональная валютная система является частью мировой денежной системы, но при этом обладает относительной самостоятельностью и осуществляет связь экономик данных стран с мировым хозяйством.
Итак, региональная валютная система возникает и функционирует в процессе экономической интеграции. На данный момент существует лишь одна действующая региональная валютная система. Так, страны Западной Европы в марте 1979г. объявили о создании Европейской валютной системы (ЕВС), которая предусматривала собой скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их общей стабилизации.
- ЕВС включает в себя три основных элемента:
- поддержание изменений рыночных валютных курсов в определенных количественных пределах;
- механизм кредитной помощи правительствам, сталкивающимся с финансовыми затруднениями при поддержании рыночного валютного курса;
- специальная европейская расчетная единица — евро.
Неисключено, что в ближайшем будущем мировая валютная система будет состоять из нескольких (3-5) региональных валютных систем. Говорить об этом сейчас совершенно точно конечно невозможно, но одно очевидно изучение проблемы функционирования региональных валютных систем должно стать одной из приоритетных задач современной экономической теории.
Список использованных источников:
1. «European Integration. The origins and growth of the European Union» Dr Klaus-Dieter Borchardt. — Люксембург, 2005. — 250 с.
2. The economic situation of the European Union and the outlook for 2001-2002. Working paper. Economic Affairs Series. Econ 126 EN. — 128 с.
3. Волгина Н.А. Международная экономика». — М.: Эксмо, 2006. — 456 с.
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. К.: Маркетинг, 2003. — 587 с.
5. Алексеенко Л.В., Международные экономические отношения, М.: 2006. — 356 с.