Эстония в системе международных экономических отношений

Теперь рассмотрим уровень безработицы в Эстонии по сравнению с некоторыми странами ЕС, данные приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Уровень безработицы (в %) в странах ЕС с 2005 по 2013 гг.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Австрия

5,1

5,1

4,5

4,1

4,5

4,9

4,4

4,3

4,4

Голландия

4,9

4,0

3,4

2,8

2,8

4,1

4,2

4,0

3,3

Чехия

8,0

7,7

5,6

4,4

5,5

7,9

6,9

6,5

7,0

Латвия

9,1

7,6

6,4

6,1

16,1

22,3

16,2

16,7

17,2

Литва

9,2

6,4

4,6

4,3

15,5

15,8

16,3

16,1

16,4

Эстония

8,8

5,3

4,9

4,0

11,1

15,5

14,3

14,6

17,0

Испания

9,9

8,7

8,1

9,5

17,4

19,1

20,7

18,8

18,1

Финляндия

8,5

7,9

7,0

6,3

7,4

9,0

8,0

8,2

8,0

Источник: Кушнир И.В. Мировая экономика в таблицах и графиках: Справ. пособие. М.: Экономика, 2012. 215-224 с.

Из табл. 2.7 видно, что безработица в Эстонии в 2013г. достигла 17%, что является одним из наиболее худших показателей в Евросоюзе. Эстония входит по этому показателю в тройку стран ЕС с самым высоким уровнем безработицы. Выше безработица только в Испании и Латвии. Самая низкая безработица зафиксирована в Голландии и Австрии. По сравнению с предыдущим годом безработица увеличилась во всех странах ЕС.

По прогнозам Банка Эстонии, к концу 2014 г. число официально зарегистрированных безработных достигнет 98 тысяч человек, что составит 14% всего трудоспособного населения страны.

2.4 Участие Эстонии в международном разделении труда

Под международным разделением труда подразумевается Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002. 704 с. специализация различных стран на производстве своей определенной продукции. Вид этой продукции напрямую зависит от различий между странами в природных и климатических условиях, географическом положении, сырьевых ресурсов и источниках энергии.

На специализацию и развитие хозяйства Эстонии влияет её приморское положение. Эстония — один из тех районов, где условия позволяют развивать такие отрасли, как судоходство, рыбная промышленность, внешнеторговые морские перевозки и туризм.

В Эстонии развиваются отрасли промышленности, базирующиеся на своем и импортном сырье. Эстония богата природными ресурсами, что способствует развитию промышленности. Полезные ископаемые в Эстонии более значительны, чем в других странах Прибалтики. Она располагает такими полезными ископаемыми, как сланцы, торф, фосфориты. Бунакова Т.М. Экономическая география СНГ и стран Балтии: учебное пособие. М.: РОССПЭН, 2006. 162 с. Добыча и переработка этих ископаемых привели к появлению комплекса взаимосвязанных отраслей обрабатывающей промышленности.

Горючие сланцы стали основой электроэнергетической промышленности, помимо которой развита так же сланцеперерабатывающая, сланцехимическая, химическая промышленность. Эстония занимает первое место среди стран Прибалтики по выработке электроэнергии на душу населения. Имеется сырье для промышленности строительных материалов — пески, гравий, глины, известняки, доломиты.

Есть месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Отрасли, базирующиеся на использование местных природных ископаемых, дают примерно 25% валовой продукции промышленности Эстонии, а отрасли, перерабатывающие импортное сырье — около 50%.

Эстония импортирует в другие страны продукцию этих отраслей, а также рыбную продукцию, ткани, одежду, а экспортирует автомобили, сельскохозяйственную технику, оборудование, продукты нефтепереработки, природный газ и продукты питания. Карнитис Э. Стратегия развития народного хозяйства Эстонии // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 4. — С. 17.

Кроме промышленности в Эстонии развито и сельское хозяйство. Страна главным образом специализируется на мясомолочной продукции, птицеводстве, овцеводстве, пчеловодстве и пушном звероводстве.

Продукция животноводства составляет около 70% всей сельскохозяйственной продукции. Ведущими отраслями растениеводства являются выращивание зерновых культур, картофеля, овощей и садовой продукции.

Благодаря использованию выгод географического положения, вовлечению в хозяйственный оборот местных природных ресурсов, значительным капиталовложениям в народное хозяйство, в Эстонии был достигнут сравнительно высокий уровень экономического развития.

2.5 Свободные экономические зоны в Эстонии

В настоящее время на территории Эстонии действуют четыре свободных экономических зоны (СЭЗ) — порт Мууга, Силамяя, Валга и Палдиски.

Многими странами мира для повышения уровня открытости экономики, привлечения иностранных инвестиций и ускоренного развития используется практика создания свободных экономических зон (СЭЗ) на основе селективного подхода к экономике отдельных территорий.

Целью создания СЭЗ является обеспечение условий, необходимых для развитой рыночной экономики, в частности, формирование современной производственной и рыночной инфраструктуры и достижение максимально возможной либерализации экономической, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

Глобализация мировой экономики выдвигает новые организационные формы международного экономического сотрудничества. К их числу относятся Свободные экономические зоны, создаваемые в различных регионах земного шара. Поскольку общим при их создании является предоставление льготных условий деятельности инвесторов на национальной территории, более льготных, чем это принято в государстве, на территории которого создается СЭЗ, иностранные предприниматели получают дополнительный стимул для вложения капитала.

Понятие «свободная экономическая зона» в Эстонии было зафиксировано в 1997 году в Законе о таможне. Налоговый и таможенный департамент Эстонии — http://www.emta.ee/ Последние дополнения в него были внесены в 1999 году. Они касаются сроков и компетенций их определения правительством. Заместитель руководителя отдела налоговой политики при Министерстве финансов Марек Уускюла, сказал: «Закон с самого начала разрабатывался на основе европейского опыта», таким образом, в отличие от СЭЗ, действующих в других странах Балтии, при вступлении в ЕС Эстонии практически ничего не пришлось менять.

СЭЗ в Эстонии, предоставляет всего два вида льгот. Первая — не нужно платить экспортные и импортные пошлины, НДС, налог с оборота, акцизы и некоторые таможенные пошлины на пищевые продукты. Вторая — когда груз поступает и покидает зону, не требуется оформлять таможенную декларацию. Энциклопедия об Эстонии — http://www.estonica.org/

Самый положительный эффект обеспечивается контейнерным грузам. Для таких грузов, как, например, нефть и удобрения, он не столь значителен, так как они перевозятся большими объемами, и бумажной документации требуется меньше.

Что касается производства на территории СЭЗ, то НДС в этом случае облагается только в качестве услуги. К находящемуся на складах товару относятся так, как будто его не существует, — НДС, акциз и т. д. взимаются лишь тогда, когда товар покидает зону.

Частично принципы СЭЗ были в Эстонии разработаны еще в 1993 году, но заинтересованные в ее создании лица появились лишь в 1997-м. Было принято решение создать свободную таможенную зону в порту Мууга. Принципы работы порта в новых условиях поручили определить специалистам Министерства путей сообщения и связи, которые взяли за основу опыт голландского свободного порта.

Поначалу планировалось, что весь крупнейший грузовой порт Мууга станет работать как свободный порт. Проект сорвался. Это объяснялось тем, что ни государство, ни большинство портовых операторов не посчитали нужным вкладывать деньги в ограждения и прочие охранные системы.

В результате появилась первая в Эстонии СЭЗ в порту Мууга, где стали работать несколько операторов. Мууга является крупнейшим в Эстонии морским торговым портом международного значения. Деловая Эстония — http://estonia.polpred.com/ Находится в 16-ти километрах от центра Таллинна. Условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять круглогодичную эксплуатацию порта. Также это один из современнейших портов на восточном побережье Балтийского моря, инфраструктура которого, постоянно модернизируется и расширяется. В последние три года в развитее порта было инвестировано 220 млн. евро.

Еще одна зона находится в промышленном регионе Силламяэ, она была создана 1 ноября 1998 года. С инициативой ее создания выступил бывший премьер-министр Эстонии и директор действующего и крупнейшего в этом регионе производителя нерудных материалов Silmet Тийт Вяхи. Министерство экономики и коммуникаций Эстонии — http://www.mkm.ee/ Эта зона, была создана с целью, помочь развитию депрессивного региона.

Особое значение СЭЗ в Силламяэ может иметь для нарвских электростанций: резерв мощности у них очень велик, а производство редкоземельных элементов в Силламяэ , на развитие которого и планируется делать основной упор, крайне энергоемко. Кроме того, если зона заработает на полную мощность, вполне возможно строительство порта, через который будут проходить основные грузопотоки, ориентированные на СЭЗ. А это дополнительные, и весьма значительные, капиталовложения и рабочие места.

В 1999 году правительство дало разрешение на создание небольшой свободной таможенной зоны в городе Валга, находящемся на юге Эстонии. Ведь зоной можно сделать обычное шоссе, объявив для пользующихся им какие-то льготы. Рост проезжающего по дороге транспорта позволит создать дополнительные рабочие места на расположенных рядом бензозаправочных станциях, в магазинах и гостиницах.

Самая молодая СЭЗ Эстонии, ставшая таковой в 2010г располагается в порту Палдиски. Григорьев Л., Агибалов С. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики. — 2010. — № 4. — С. 27. Любая СЭЗ должна быть привязана к какой-либо транспортной артерии, будь то железная дорога или шоссе, а в идеале — к транспортному узлу. И Палдиски в этом смысле — вариант идеальный, поскольку имеет порты, железнодорожную линию, шоссе, а в удаленном всего на несколько километров Эмари — аэродром.

Следует заметить, что само существование СЭЗ напрямую зависит от государственной поддержки. О создании СЭЗ может заявить любое учреждение, Ассоциация крупных предпринимателей Эстонии — http://www.eas.ee/ от гигантского производственного объединения до детского сада. Это не имеет значения, если государство не поддержит концерн.

Резиденты СЭЗ в Эстонии не платят таможенные сборы и акцизы. От 18-процентного НДС освобождены товары, ввозимые в зону для обработки и последующего вывоза в рамках глобальной международной индустриальной кооперации.

Помимо льгот есть здесь и другие привлекательные для предпринимателей, да и для политиков, моменты, на которые указывают специалисты.

После вступления Эстонии в Евросоюз, её СЭЗ оказались уже в двадцати километрах не просто от эстонско-российской границы, а от границы ЕС и СНГ. Зайцев Б. Исследование на тему последствий расширения ЕС в Балтийском регионе // Балтийский регион. — 2004. — № 12. — С. 53. Помимо этого в Силламяэ сходятся четыре транспортные магистрали: автомобильная, железнодорожная, трубопроводная (газ) и морская.

Нигде больше в такой близости от границ ЕС и СНГ нет такого уникального сочетания. Силламяэ обладает неплохо развитой инфраструктурой и населением, которое, во-первых, проживает компактно; во-вторых, владеет эстонским и русским, а теперь еще и английским или немецким языками; в-третьих, в его среде имеется немало высококвалифицированных специалистов.

Силламяэская свободная зона оказалась самой эффективной из всех. Собственно, и сравнивать-то практически не с чем. В СЭЗ Валга пока только создаются бизнес инкубаторы для технологических spin-off проектов, иначе говоря, для ускоренной «раскрутки» самых передовых идей в наукоемком и экологически чистом производстве.

К примеру, танталовые порошки для высокоемких конденсаторов (для использования, например, в мобильных телефонах); новейшие автомобильные катализаторы, другие промышленные новинки. А в Мууге — фактически лишь свободный порт.

По словам Тийта Вяхи, Эстонский государственный деятель, премьер-министр Эстонии в 1992 и 1995-1997 от Коалиционной партии Эстонии. Силламяэская зона — только в самом начале своего пути к созданию индустриально-финансово-торгового центра по примеру того же Сингапура. По мнению известного эксперта доктора экономических наук профессора Ханона Барабанера, свободная зона в Силламяэ, помимо прочего, может стать для эстонских и российских предпринимателей зоной совместных действий, Восточная Европа и Россия. Экономические связи в 2013 году: Ежегодный справочник / Под ред. Г.Д. Вачнадзе. М.: Бизнес-Пресс, 2014. 604 с. открывающей возможность для обходного маневра политическому противостоянию.

2.6 Эстония в процессах международной экономической интеграции

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.

С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Подробнее разобраться в формах международной экономической интеграции нам поможет табл. 2.8, в которой кратко описано участие Эстонии на каждом уровне экономической интеграции.

Таблица 2.8

Формы экономической интеграции

Форма интеграции

Описание

Участие Эстонии

Зона свободной торговли

Снятие таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам — у каждого своя политика.

С 1993 по 2004 гг. — Балтийская зона свободной торговли (БАЗСТ).

Таможенный

союз

Единая таможенная политика по отношению к третьим странам.

С 1 мая 2004 года, после вступления в ЕС свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза.

Общий рынок

Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами.

В рамках ЕС Эстония обладает общим рынком со всеми остальными странами-участницами ЕС.

Экономический

союз

Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий.

Сейчас на территории ЕС сформирована Единая зона платежно-расчетных отношений в евро.

Валютный

союз

Форма экономического союза. Характерными чертами:

— установление по соглашению;

— создание единой региональной валюты;

— формирование единого регионального банка.

С 2004 г. Эстония имеет Европейскую систему центральных банков.

С 2011 г. в Эстонии введена единая европейская валюта — евро.

Полная экономическая интеграция

Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы

Эстония, объединившись с остальными странами Европы, достигла высшей формы экономической интеграции, в форме ЕС.

Источник: составлена автором, на основании следующего источника: Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002. 697 — 784 с.

На территории Эстонии в период с 1993 по 2004 гг. действовала Балтийская зона свободной торговли (БАЗСТ), Энциклопедия об Эстонии — http://www.estonica.org/ в которой принимали участие три страны: Эстония, Латвия и Литва. БАЗСТ была создана для подготовки стран-участниц к вступлению в Евросоюз, путем доступа к западноевропейским рынкам. И с 1 мая 2004 года, после вступления в ЕС БАЗСТ прекратила свое существование, потому что свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза. Зайцев Б. Исследование на тему последствий расширения ЕС в Балтийском регионе // Балтийский регион. — 2004. — № 12. — С. 52.

Эстония как часть ЕС автоматически стала участницей Европейского таможенного союза. На территории действия таможенного союза действует ряд правил. Вот основные из них: таможенные пошлины на импорт и экспорт между странами-участницами запрещены; страны используют общие внешние тарифы на все товары, ввозимые в страну; в международных торговых сделках ЕС должен вести переговоры как единое целое, а не по каждой стране отдельно; страны-участницы должны перестраивать свои национальные монополии так, чтобы избежать дискриминации между государствами в отношении условий поставок и сбыта товаров.

Так как Эстония является частью ЕС, то об участии страны в процессах международной интеграции мы будем судить исходя из участия в ней ЕС. На данный момент, на территории Европейского союза создан единый внутренний рынок (общий рынок), Банк Эстонии — http://www.eestipank.ee/ сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система. И чтобы убедиться в этом, обратимся к теории, и рассмотрим, какие составляющие включает в себя общий рынок: 1. Четыре экономические свободы (передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов); 2. Общие политики и направления деятельности, обеспечивающие функционирование четырех свобод (антимонопольная, транспортная, аграрная, социальная и т.д.); 3. наличие достижений двух предшествующих стадий экономической интеграции — зоны свободной торговли и таможенного союза (общий таможенный тариф, общую торговую политику по отношению к третьим странам).

Как мы убедились, все условия соблюдены, и можно сказать, Что Эстония, обладает общим рынком с остальными странами участницами ЕС.

Экономический и валютный союз имеет институциональную структуру, называемую Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ).

Она включает два уровня. Высший уровень Европейский центральный банк (ЕЦБ).

Банк Эстонии — http://www.eestipank.ee/ Он проводит эмиссию единой валюты, единую валютно-финансовую и денежно-кредитную политику, распоряжается официальными валютными резервами зоны «евро», определяет процентные ставки по кредитам зоны «евро». Сейчас на территории ЕС сформирована Единая зона платежно-расчетных отношений в евро.

Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Европы объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества — интеграцию своих экономик и рыночной инфраструктуры в форме западноевропейского регионального Европейского Союза, регулируемого и контролируемого как государственными органами власти каждого из субъектов этого сообщества, так и межгосударственными (наднациональными) органами управления на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества. Таким образом, можно сделать вывод, что Эстония, в составе Евросоюза принимает участие на каждом уровне международной экономической интеграции.

2.7 Экономическое сотрудничество Эстонии с РФ

Эстония и Россия всегда были и продолжают оставаться экономическими партнерами. Впервые два государства обоюдно признали независимость друг друга 2 февраля 1920 г., подписав Тартуский мирный договор. В настоящее время цель Эстонии в двусторонних отношениях с Россией — это развитие отношений, основанных на общих интересах и ценностях, и следование принятым обязательствам и принципам. Эстония как в двусторонних отношениях, на региональном уровне, так и рамках международных организаций (таких как ЕС и НАТО), находится в поиске возможностей развития сотрудничества с практической пользой для граждан обоих государств. Между Эстонией и Россией действуют около 30 двусторонних соглашений. Симонян Р.Х. Сравнительный анализ экономических реформ в России и странах Балтии // Мир России. — 2011. — № 3. — С. 19. За последнее десятилетие были заключены следующие договоры:

Договор об эстонско-российской государственной границе (подписан 18.05.2005)

Договор о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах (подписан 18.05.2005)

Договор между Министерством культуры Эстонской Республики и Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры и массовых коммуникаций (вступил в силу 10.02.2008)

Договор о сотрудничестве между Департаментом конкуренции Эстонской Республики и Антимонопольной Федеральной службой Российской Федерации (вступил в силу 02.09.2009)

Соглашение между Министерством внутренних дел Эстонской Республики и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств о сотрудничестве по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов (вступило в силу 04.04.2006)

Дополнительный протокол между Министерством внутренних дел Эстонской Республики и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств о сотрудничестве в области усиления борьбы с наркопреступностью (подписан 25.11.2009)

Соглашение между Министерством финансов Эстонской Республики и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов (вступило в силу 26.11.2009).

Исполнительный протокол соглашения о реадмиссии между Эстонией и Россией (вступил в силу 28.11.2011).

Договор между Эстонией и Россией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (обмен ратификационными грамотами состоялся 02.03.2012).

Членство Эстонии в Европейском Союзе служит предпосылкой для более быстрого развития торгово-экономических отношений между Эстонией и Россией. С 1 мая 2004 г. на Эстонию распространилось Соглашение между ЕС и Россией о партнерстве и сотрудничестве (PСA- Partnership and Co-operation Agreement), Посольство Эстонии в Москве — http://www.estemb.ru/ которое вдобавок к внешней торговле регулирует торговлю услугами, транзит, защиту интеллектуальной собственности и унификацию законодательства. РСА создает надежную базу для эстонско-российских экономических отношений. Эстония стала неотъемлемой частью экономического сотрудничества между ЕС и Россией, участвуя в работе различных рабочих групп и советов по разработке направлений сотрудничества. Новую основу для развития экономических отношений в российском направлении дает реализация принципов первого экономического пространства в рамках Соглашения о четырех общих пространствах между ЕС и Россией, подписанного 10 мая 2005 г. в Москве.

Ускорению эстонско-российского товарообмена способствовало заключение в 2004 г. РСА, в результате которого Россия отменила двойные тарифы таможенных пошлин для Эстонии. Будучи страной-членом ЕС, Эстония многие возникающие вопросы по торговле с Россией решает через Еврокомиссию.

Россия по объему товарообмена, как и прежде, входит в первую пятерку торговых партнеров Эстонии. Однако в условиях экономического кризиса объем товарообмена уменьшился, если в 2008 г. оборот составил 1 712,82 млн. евро, то в 2009 г. 1 198,56 млн. евро. В 2010 г. товарообмен вырос немного более чем на четверть (25,5%) — если в 2009 г. весь оборот двустороннего товарообмена составил 1 198,56 млн. евро, то в 2010 г. этот показатель был 1 609,62 млн. евро, составивший 8,9% от всего оборота товарообмена. По этим показателям Россия заняла 4-ое место среди торговых партнеров после Финляндии, Швеции и Латвии. В 2010 г. Россия стала по величине 3-ьим партнером Эстонии по экспорту (846,79 млн. евро) и 5-ым состоянию на 2012 год в плане экспорта и общего объёма товарообмена Россия стала третьим по величине торговым партнёром Эстонии. В 2012 году доля России в общем товарообмене Эстонии составила 9,3% и в экспорте 12,1%. Более подробно товарообмен между Эстонией и Россией можно увидеть, а табл. 2.9.

Таблица 2.9

Товарообмен между Эстонией и Россией в 2002-2012 гг. (в млн. евро)

Год

Экспорт

Импорт

2002

120,00

380,00

2003

150,00

490,00

2004

267,05

617,31

2005

401,62

754,79

2006

605,27

1389,43

2007

709,63

1157,34

2008

880,39

832,43

2009

601,13

597,43

2010

846,79

762,84

2011

1312,5

1044,2

2012

1518,7

933,2

Источник: Посольство Эстонии в Москве, официальный сайт — http://www.estemb.ru/

С основными статьями экспорта и импорта в Россию, можно ознакомиться в табл. 2.10 и табл. 2.11 соответственно.

Таблица 2.10

Основные статьи экспорта в Россию, в % за 2013 г.

Статья

% от всего экспорта

Машины, механическое оборудование, электрооборудование

39

Продукция химического производства

16,5

Готовые продовольственные товары

10

Металлы и изделия из металлов

5,6

Транспортные средства

5

Источник: Посольство Эстонии в Москве, официальный сайт — http://www.estemb.ru/

Таблица 2.11

Основные статьи импорта в Россию, в % за 2013 г.

Статья

% от всего импорта

Минеральные продукты

56,5

Продукция химического производства

13,3

Древесина и изделия из древесины

11,3

Металлы и изделия из металлов

6,8

Источник: Посольство Эстонии в Москве, официальный сайт — http://www.estemb.ru/

По состоянию на 2013 г. Россия с объёмом инвестиций 658 млн. евро являлась пятым иностранным инвестором в Эстонии (4,6%) и четвёртой страной получения прямых инвестиций из Эстонии с объёмом 255 млн. евро (5,8%).

Посольство Эстонии в Москве — http://www.estemb.ru/

Экономическая ситуация внутри страны неразрывно связана с тем положением, которое она занимает в системе международных экономических отношений. Эстония — это уже добившаяся определенных успехов страна. Уровни её экономических показателей неуклонно растут, налажены очень тесные торговые связи с такими странами, как Финляндия, Латвия, Россия. Главными внешнеторговыми партнерами страны являются: Финляндия, Швеция, Германия, Россия, Латвия, Литва.

В Эстонии развиваются отрасли промышленности, базирующиеся на своем и импортном сырье. Эстония богата природными ресурсами, что способствует развитию промышленности. Полезные ископаемые в Эстонии более значительны, чем в других странах Прибалтики. Она располагает такими полезными ископаемыми, как сланцы, торф, фосфориты. Добыча и переработка этих ископаемых привели к появлению комплекса взаимосвязанных отраслей обрабатывающей промышленности.

В настоящее время на территории Эстонии действуют четыре свободных экономических зоны — порт Мууга, Силамяя, Валга и Палдиски. СЭЗ хорошо функционируют и полностью справляются со своей задачей — предоставлением льготных условий для иностранных и национальных предпринимателей

Негативным чертой эстонской экономики оказался только уровень безработицы за последние годы её показатели являются одними из наиболее худших в Евросоюзе. Эстония входит по этому показателю в тройку стран ЕС с самым высоким уровнем безработицы.

Эстония лидирует среди государств Центральной и Восточной Европы по размерам накопленных в России прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и даже входит в число двадцати основных стран-инвесторов. Кроме того, Эстония является привлекательной для инвесторов страной, и объем, ПИИ инвестиций постоянно увеличивается.

Эстония и Россия всегда были и продолжают оставаться экономическими партнерами. Россия по объему товарообмена входит в первую пятерку торговых партнеров Эстонии. В настоящее время цель Эстонии в двусторонних отношениях с Россией — это развитие отношений, основанных на общих интересах и ценностях, и следование принятым обязательствам и принципам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Эстония, как часть Евросоюза, в настоящее время представляет собой перспективную, развивающуюся страну, причем развивающуюся быстрыми темпами. После вступления в Евросоюз её положение на мировой арене изменилось в лучшую сторону.

В работе была поставлена цель — определить место Эстонии в системе международных экономических отношений. А именно определить место и участие Эстонии во внешней торговле, в международном движение капитала и рабочей силы, в международном обмене технологиями и, конечно, рассмотреть отношения Эстонии с Россией.

Для достижения поставленных целей было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи между географическим, демографическим, экономическим и политическим состоянием страны и её местом в различных экономических процессах и явлениях. Так же, были приведены и сопоставлены основные макроэкономические показатели за последние двадцать лет.

В результате выполненных в первой главе исследований можно сделать выводы, что природные условия Эстонии способствуют не только развитию туризма, но и ведению бизнеса, наблюдается большой приток иностранных инвестиций, и миграцию рабочей силы, и иммиграцию населения в целом.

Из второй главы, можно заметить, что Эстония, привлекает не только иностранных инвесторов, но и иммигрантов из соседних стран, в том числе из России, желающих вести свой бизнес на более выгодных условиях в этой стране. Вступление в Евросоюз способствовало расширению возможностей внешней торговли и международному движению капитала, а так же привело к росту экономических показателей.

На основании исследования, проведенного в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

  • Благодаря использованию выгод географического положения, вовлечению в хозяйственный оборот местных природных ресурсов, значительным капиталовложениям в народное хозяйство, в Эстонии был достигнут сравнительно высокий уровень экономического развития;
  • Численность народонаселения Эстонии, с учетом миграции 1320976 человек;
  • Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Финляндия, Швеция, Германия, Россия, Латвия, Литва;
  • Эстония специализируется на производстве строительных материалов и химической промышленности;
  • Эстония занимает третье место среди стран Евросоюза с высокими уровнями безработицы;
  • После вступления в 2011 г. в зону евро, привлекательность Эстонии для инвесторов возросла еще больше;
  • На территории Эстонии действуют четыре свободных экономических зоны — порт Мууга, Силамяя, Валга и Палдиски;
  • После вступления Эстонии в Евросоюз, её СЭЗ оказались уже в двадцати километрах не просто от эстонско-российской границы, а от границы ЕС и СНГ.

На территории Эстонии в период с 1993 по 2004 гг. действовала Балтийская зона свободной торговли (БАЗСТ), которая прекратила свое существование после вступления в ЕС;

  • Эстония лидирует среди государств Центральной и Восточной Европы по размерам накопленных в России прямых иностранных инвестиций;
  • Около 30% населения Эстонии составляют русские;
  • Россия по объему товарообмена входит в первую пятерку торговых партнеров Эстонии;
  • Между Эстонией и Россией действуют около 30 двусторонних соглашений.

Современное экономическое развитие Эстонии очень позитивно. И если в стране и дальше будут придерживаться такого курса в развитие экономики и внешнеэкономической политики, то страна сможет еще больше улучшить свое положение в системе международных экономических отношений.

Практическая значимость выполненной работы определяется возможностью применения полученных результатов при преподавании курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международная торговля», «Внешнеэкономическая деятельность» студентам специальности «Мировая экономика». Аналитический материал может использоваться предпринимателями при входе на эстонский рынок и принятии решений в сфере внешнеэкономической деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Книги

Анализ экономики: Учебник / Под ред. В. Е. Рыбалкина. — 2-е изд. — М.: Международные отношения, 2005. — 207 с.

Балтийский регион: Социально-экономическая география Балтийского региона: Учебное пособие. M.: ЮНИТИ ДАНА, 2011, 544 с.

Бунакова Т.М. Экономическая география СНГ и стран Балтии: учебное пособие. М.: РОССПЭН, 2006. 156-201 с.

Восточная Европа и Россия. Экономические связи в 2013 году: Ежегодный справочник / Под ред. Г.Д. Вачнадзе. М.: Бизнес-Пресс, 2014. 604 с.

Захарова Н. В. Страны Европы: Справочное пособие — М: «Магистр: Инфра-М», 2010 — 270 с.

Кушнир И.В. Мировая экономика в таблицах и графиках: Справ. пособие. М.: Экономика, 2012. 215-224 с.

Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002. 697 — 784 с.

Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю. А. Щербанина — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 211 с.

Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика: учебник — М.: Юристъ, 1999. — 334 с.

Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса // РГИУ 2012. 137-142 с.

Статьи

Григорьев Л., Агибалов С. Страны Балтии в поисках выхода из кризиса // Вопросы экономики. — 2010. — № 4. — С. 25-32.

Григорьев Л. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы // Вопросы экономики. — 2011. — № 3. — С. 15-26.

Зайцев Б. Исследование на тему последствий расширения ЕС в Балтийском регионе // Балтийский регион. — 2004. — № 12. — С. 52-55.

Кочегарова Т.М. Финансовый кризис в странах Балтии: некоторые социальные и политические уроки // Балтийский регион. — 2011. — № 2. — С. 31-41.

Карнитис Э. Стратегия развития народного хозяйства Эстонии // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 4. — С. 13-19.

Муляр В.Ю. Зарубежный опыт управления иностранными инвестициями, аспекты улучшения инвестиционного климата России // Экономические науки. — 2014. — № 3. — С. 27-40.

Симонян Р.Х. Сравнительный анализ экономических реформ в России и странах Балтии // Мир России. — 2011. — № 3. — С. 19-29.

Тамкиви С. Эстония: уроки самого продвинутого в сфере современных технологий правительства // Балтийский регион. — 2014. — № 2. — С. 18-24.

Электронные ресурсы

Ассоциация крупных предпринимателей Эстонии — http://www.eas.ee/

Банк Эстонии — http://www.eestipank.ee/

Всемирный банк — http://www.worldbank.org/

Всемирная торговая организация — http://www.wto.org/

Деловая Эстония — http://estonia.polpred.com/

Департамент статистики Эстонии — http://www.stat.ee/

Министерство финансов Эстонии: http://www.fin.ee/

Министерство экономики и коммуникаций Эстонии — http://www.mkm.ee/

Налоговый и таможенный департамент Эстонии — http://www.emta.ee/

Организация объединенных наций — http://www.un.org/

Посольство Эстонии в Москве — http://www.estemb.ru/

Таллиннская биржа — http://www.nasdaqomxbaltic.com/

Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS) — http://www.eas.ee/ru/

Эстонская Торгово-промышленная палата — http://www.koda.ee/

Энциклопедия об Эстонии — http://www.estonica.org/

Источники на иностранных языках

Business Server — http://www.burmaster.ee/

Emigration by ec. Sector 2007 // www.stat.ee

Estonian Investment and Trade Agency — http://www.investinestonia.com/

Estonian business assotiation — http://www.esea.ee/

Humen Development Report 2013 The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World (2013)

Jarv K. Migration intentions of working-age population in Estonia // Policy Analysis, Series of Ministry of Social Affairs № 8. 2007. — С. 11-26.

Labour Policy Information and Analysis // Department of the Ministry of Social Affairs of Estonia 2007.

Ravenstein E.G. The Laws of Migration: Journal of the Royal Statistical Society. 1885. № 48. — С. 20-41.

Resourcees for Economists on the Internet — http://www.rfe.org/

Randver M. Room T. The Structure of Migration in Estonia: Survey-Based Evidence // Working Paper Series 1.2009 // Bank of Estonia. — http://www.eestipank.ee/

The World Factbook — https://www.cia.gov/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. П.1.1. Карта Эстонии

Источник: Энциклопедия об Эстонии — http://www.estonica.org/

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис. П.2.1. Флаг Эстонии.

Источник: Энциклопедия об Эстонии — http://www.estonica.org/

Рис. П.2.2. Герб Эстонии

Источник: Энциклопедия об Эстонии — http://www.estonica.org/

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица П.3.1

Структура внешней торговли по отраслям на 2013 г.

Отрасль

Экспорт(%)

Импорт(%)

Продовольствие и живые животные

7,0

7,9

Напитки и табачные изделия

1,7

2,5

Непродовольственное сырьё, за исключением топлива

9,1

3,1

Минеральное топливо и горюче-смазочные материалы

15,4

17,1

Животное и растительное масла, жиры и воск

0,5

0,2

Химические вещества и сопутствующие товары

5,4

11,0

Промышленные товары, классифицируемые по материалам

15,6

17,0

Машины и транспортное оборудование

29,0

30,3

Разные готовые изделия

16,6

10,4

Источник: Эстонская Торгово-промышленная палата, официальный сайт — http://www.koda.ee/

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕЗИСЫ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

Эстония в системе международных экономических отношений

Череп В. С. Научный руководитель

БЭБ-202-О Ультан С. И.

Эстония расположена в северо-восточной части Европы. Омывается с севера водами Финского залива, с запада — Балтийским морем и Рижским заливом, граничит с Латвией на юге и с Россией — на востоке. С Латвией Эстонская Республика имеет сухопутную границу; граница с Российской Федерацией проходит по реке Нарва, по Чудскому и Псковскому озёрам и по сухопутному участку с Псковской области. Длина береговой линии 3 794 км. В состав Эстонии входит 1521 островов в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. км. Самые крупные из них — Сааремаа и Хийумаа, а также Муху, Вормси, Кихну и др. Несмотря на значительную площадь, на островах проживает менее 5 % населения страны. Реки Эстонии невелики, но достаточно полноводны. Площадь Эстонии 45 226 км. Столица Эстонии — Таллин.

По форме государственно-территориального устройства Эстония является унитарной республикой. Действует Конституция, разработанная учредительным собранием и принятая на референдуме 28 июня 1992 г. Политический режим — национал-демократический. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Государственному собранию, который является фактически высшим органом Республики. В 2004 г. присоединилась к Евросоюзу.

Экономика страны имеет устойчивую тенденцию к росту основных макроэкономических показателей. Показатель ВВП растет, из-за увеличения объемов производства, а уровень ВВП на душу населения возрастает, так как численность населения остается приблизительно на одном уровне, а уровень ВВП стабильно увеличивается.

На протяжении 1990-2012 гг. импорт Эстонии увеличился на 17.4 млрд. долл. или в 7.2 раза до 20.2 млрд.долл.; изменение произошло на -0.5 млрд.долл. из-за уменьшения населения Эстонии на 0.3 млн. человек, а также на 17.9 млрд.долл. за счет увеличения показателя импорта на душу населения в Эстонии на 13892.2 долларов. Среднегодовой при-рост импорта Эстонии составил 0.79 млрд.долл. или 28.2%. Доля в мире увеличилась на 0.029%. Доля в Европе выросла на 0.13%. Доля в Северной Европе увеличилась на 0,64% минимальный импорт Эстонии был в 1991 году (1.4 млрд. долл.).

Максимальный импорт Эстонии был в 2012 году (20.2 млрд. долл.).

Объем экспорта Эстонии превышает 70% от ВВП, почти треть от общего объема экспорта составляют услуги. Для зарубежных предпринимателей и граждан оказываются всевозможные транспортные услуги (свыше 40% от общего объема услуг), а так же туристические и бизнес услуги (в общей сложности свыше 20%).

Помимо этого, экспортируются компьютерные, коммуникационные услуги, услуги связи (10%), строительные услуги и прочее.

Главными внешнеторговыми партнерами страны являются: Финляндия, Швеция, Германия, Россия, Латвия, Литва. В настоящее время на территории Эстонии действуют четыре свободных экономических зоны — порт Мууга, Силамяя, Валга и Палдиски.

Эстония лидирует среди государств Центральной и Восточной Европы по размерам накопленных в России прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и даже входит в число двадцати основных стран-инвесторов.

Уровень безработица в Эстонии в 2013г. достиг 17%, что является одним из наиболее худших показателей в Евросоюзе. Эстония входит по этому показателю в тройку стран ЕС с самым высоким уровнем безработицы.