ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ
М.3 «Основы научно-исследовательской работы»
Направление подготовки /специальность
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Психология образования
Москва
1.Паспорт фонда оценочных средств по модулю
Наименование трудового действия[1] | Виды учебной деятельности[2] | Оценочные средства |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | Основы математической обработки информации | Проектное задание (курсовая работа) |
Экспериментальная психология | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи | |
Учебно-исследовательская (рассредоточенная) практика | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи | |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | Введение в научно-исследовательскую деятельность | Проектное задание (курсовая работа) |
Основы научной коммуникации | Проектное задание (курсовая работа) | |
Иностранный язык в профессиональной деятельности | Имитационные задачи | |
Экспериментальная психология | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи | |
Учебно-исследовательская (рассредоточенная) практика | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи | |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Введение в научно-исследовательскую деятельность | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи |
Основы математической обработки информации | Проектное задание (курсовая работа) | |
Экспериментальная психология | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи | |
Учебно-исследовательская (рассредоточенная) практика | Проектное задание (курсовая работа) Имитационные задачи |
2.Методические указания для проведения промежуточной аттестации по модулю
Промежуточная аттестация по модулю осуществляется путем сдачи студентами модульного экзамена. Сдача экзамена состоит из 2 этапов:
1) публичная защита курсовой работы;
2) решение имитационных задач.
Содержание промежуточной аттестации по модулю носит междисциплинарный практико-ориентированный характер и соответствует дисциплинам модуля. Для успешной промежуточной аттестации по модулю студент должен освоить в рамках изучаемых курсов модуля ряд теоретических и практико-ориентированных научных проблем, отражающих современные потребности образования в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Практико-ориентированные и теоретические проблемы
№ п/п | Практико-ориентированные и теоретические проблемы |
Введение в научно-исследовательскую деятельность | |
Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Наука как система знаний. Наука как социальный институт, как результат; наука как процесс. Кумулятивный характер развития научного знания. Дифференциация и интеграция науки. Структура научного знания. Индивидуальная и коллективная научно-исследовательская деятельность. Коммуникация в науке. Внедрение результатов исследования. Теоретическое знание. Эмпирическое знание. Научный метод. Проблема парадигмы в научной психологии. Уровни научной теории. Структура теории. Принципы научного исследования. Принцип верифицируемости и фальсифицируемости. Типы научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Фундаментальные и прикладные исследования. Монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные исследования. Общие методологические принципы научного исследования: объективности, всесторонности и комплексности исследования, системный подход к проведению исследования, единство логического и исторического и др. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.Дать психологическую характеристику образовательной среды как условия познавательного и личностного развития обучающихся. Типы исследования: поисковые исследования, критические исследования, уточняющие исследования, воспроизводящие исследования. Структура и логика исследования. Вариативность построения научного исследования. Этапы психолого-педагогического исследования. Обоснование темы исследования, ее актуальность и методические основы. Понятие цели, виды целей и гипотез. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. Классификация методов исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности и ограничения различных методов. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).
Сравнительно-исторические методы исследований: генетический, исторический и сравнительный. Методы изучения научной и методической литературы, архивных материалов. Эмпирические методы исследования, методы обработки и формализации полученных данных. Методы интерпретации полученных данных. |
|
Основы математической обработки информации | |
Понятие научного исследования; структура; качественные и количественные методы; методы математической статистики; основные понятия математической статистики; шкалы измерений. Понятие статистической гипотезы; нулевая и альтернативная гипотезы; формулировка гипотезы; требования к формулировке гипотезы; примеры статистических гипотез и схема их проверки. Понятие статистического критерия, определение критерия, виды критериев; уровень статистической значимости; выбор статистического критерия. Понятие математического моделирования; наблюдение и эксперимент как основы математического моделирования. Хранение и обработка информации. | |
Основы научной коммуникации | |
Понятие о коммуникации. Суть научной коммуникации. Место научного мировоззрения среди других мировоззренческих систем. Модели коммуникации. Структура научной коммуникации. Традиционные академические требования к изложению и оформлению научной мысли. Средства и условия научной коммуникации. Технические средства. Понятие о языке и знаке. Языки науки и этические языки. Гибридные семиотические системы в научной коммуникации. Типы научной коммуникации по отношению к используемым средствам. Устная и письменная научная речь. Научный стиль как основное средство научной коммуникации. Разновидности научного стиля и критерии их выделения. Языковые средства научного стиля. Распространенные жанры научного стиля и требования к произведениям в данных жанрах. Требования с научному стилю студенческих научных работ. Субъекты научной коммуникации. Внутринаучная и междисциплинарная коммуникация. Собственно-научная коммуникация в сопоставлении с научно-организационной и научно-коммерческой коммуникацией. Авторское право и право авторства. Финансовый вопрос в научной коммуникации. Научная, паранаучная и лженаучная коммуникация. Научные конференции: очные и заочные. Научный популизм. Факторы научной коммуникации. Собственно научные: гносеологическая задача, стремление к объективации знания, использование терминологии и специальных кодов, критическое мышление. Социокультурные: традиции научного сообщества, влияние академической культуры, политическая конъюнктура, организация и администрирование научной деятельности, наднациональный или национальный характер науки. Индивидуально-психологичекие: познавательный интерес исследователя, субъективное мнение и кругозор ученого; научный авторитет, отношения ученых. Научная этика. Диалогичность научной коммуникации. Понятие о споре. Спор, дискуссия, полемика, дебаты и прения в научной коммуникации. Научная аргументация. Софистика и демагогия в научном споре. Процедура и защиты научных работ роли участников. Пути принятия коллегиального решения в результате научной дискуссии. Понятие о тексте. Научный текст. Структура научного текста. Порядок работы над созданием научного текста. Порядок работы над чтением научного текста. Научный аппарат текста. Разработка терминологической системы текста. Интертекстуальные связи научного текста. Правила оформления библиографических ссылок. Использованная литература, библиография. Научный гипертекст. Научная информация как предмет научной коммуникации. Субъективная и объективная ценность научной информации. Хранение научной информации. Традиционные и электронные библиотеки: институциональные и новаторские. Тематический каталог как прообраз поисковой системы. Привлечение внимания к научной информации. Средства облегчения восприятия научной информации. Стимулирование интереса к научной информации. Понятие о дискурсе. Научный дискурс как вид инстанционального дискурса. Взаимодействие научного дискурса с другими видами дискурса. Основные тенденции современного научного дискурса. Различные дискурсивные практики в научной коммуникации. Прецедентные тексты. | |
Иностранный язык в профессиональной деятельности | |
Основы использования иностранного языка в текстах по педагогике и психологии. Терминологический аппарат зарубежной педагогики и психологии Особенности фразеологизмов, используемых в научных текстах. Основы перевода профессиональных текстов по педагогике и психологии | |
Экспериментальная психология | |
Научное исследование: принципы и его структура. Методология науки. Понятие научной проблемы. Понятие гипотезы исследования. Классификации методов психологического исследования. Теория и эмпирия. Эмпирическое исследование: его специфика. Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, «архивный метод», метод анализа продуктов деятельности. Экспериментальное общение. Личность и деятельность экспериментатора. Испытуемый: его деятельность в эксперименте. Личности испытуемого в ситуации психологического эксперимента. Организация и проведение психологического эксперимента. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия». Экспериментальная выборка. Выборочное и генеральное исследования. Требования к формированию выборки. Виды выборок. Рекомендации к формированию экспериментальной выборки. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Независимая и зависимая переменные. Отношения между переменными. Контроль переменных. Определение внешней переменной. Экспериментальные и неэкспериментальные планы. Планы для одной независимой переменной. Планы для одной независимой переменной и нескольких групп. Факторные планы. Планы экспериментов для одного испытуемого. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Планы ex-post-facto. Корреляционное исследование. Планирование корреляционного исследования. Ограничения корреляционных исследований. Предметная специфика психологического эмпирического исследования. Логические предпосылки структурного описания психологических исследований. Умозрительные психологические предпосылки. Структура естественнонаучного психологического исследования. Виды естественнонаучного психологического исследования. Факт и артефакт в психологическом исследовании. Основные характеристики психологического эмпирического исследования. Субъектный подход к психологическому эмпирическому исследованию. Проблема объектной специфики психологического эмпирического исследования (эксперимента).
Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции. Субъект-объектная природа испытуемого и специфика эмпирического психологического метода. Принцип дополнительности в психологическом эмпирическом исследовании. Герменевтический подход в психологии. Отношение герменевтики и естественнонаучного подхода в психологическом эмпирическом исследовании. Трехмерная классификация психологических эмпирических методов. |
|
Учебно-исследовательская (рассредоточенная) практика | |
Применение норм и принципов научного подхода к исследованию наблюдаемых психолого-педагогических феноменов. Апробирование технологий планирования, организации и проведения научного исследования по психолого-педагогическому направлению Отработка навыков научной коммуникации и математической обработки информации Практическое экспериментирование в области педагогики и психологии Практика использования иностранного языка в профессиональной деятельности |
3.Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по модулю (комплекты заданий для оценки сформированности трудового действия и критерии оценивания сформированности трудового действия со шкалой оценивания) [4]
Оценочное средство 1. Проектное задание (курсовая работа)
Предполагается публичная защита студентами курсовой работы с комиссией из преподавателей курсов модуля. Защита курсовой работы является 1 этапом сдачи модульного экзамена. Баллы, полученные студентом по итогам защиты, суммируются с баллами, полученными по итогам сдачи 2 этапа модульного экзамена – решения имитационных задач.
Критерии оценки | Показатели | Количество баллов |
Качество выполненной курсовой работы | — оригинальность работы не менее 60%, — полнота и содержательность раскрытия темы, | |
— соответствие структуры работы требованиям, — адекватность выводов задачам, гипотезам и исследования, методов – целям и т.п. | ||
— корректное и адекватное использование методов математической обработки информации. | ||
— правильное оформление работы, включая библиографический список, — наличие в библиографическом списке не менее 35 источников, из них не менее 3 – на иностранном языке. | ||
Характер публичной защиты курсовой работы | — полнота и содержательность доклада, — соответствие доклада теме курсовой работы. | |
— соблюдение регламента выступления | ||
— владение навыками научной коммуникации (эмоциональность и плавность речи, научный стиль высказываний, правильное понимание вопросов и грамотные ответы на них и т.п.) | ||
Итого баллов |