Курсовая Государственное регулирование цен и доходов

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.

Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.

Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучение сущности государственного регулирования цен и доходов;
  • определение основных причин государственного регулирования экономики;
  • рассмотрение методов государственного регулирования в экономике России;
  • исследование стратегии развития государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Таким образом, воздействие государства на цены, оказывая тем самым влияние на покупательскую способность общества, включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке. А также установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

4 стр., 1761 слов

Реферат по экономике рынок капитала

... государственным регулированием экономического процесса. Свободного рынка как такового сейчас нет ни в одной стране. Рынок везде регламентируемый. Рыночная экономика ... выгодные условия; рынок капитал спрос цена ... рынок субъекты рынка независимы. Государство не вмешивается в дела собственника. По характеру поведения участников рынка он близок к нелегальному рынку. Нелегальный рынок включает черный рынок ...

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов

1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма – первой экономической школы – стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода – физиократы – не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, – защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:

  • ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
  • ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
  • создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

16 стр., 7625 слов

Саморегулирования и государственное регулирования в рыночной экономике

... саморегулирования и государственного регулирования в рыночной экономике 1.1 Экономическая сущность саморегулирования в рыночной экономике Саморегулирование – это как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, ... обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономическая роль государства в той или ...

Однако экономические сдвиги конца ХIХ начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные «сбои рынка», с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим «сбои рынка», относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики [14].

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е – начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории «экономики предложения».

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис «конкуренция везде, где возможно, государство – где необходимо», они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л. Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М. Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни – централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов – метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег – первый приоритет нынешней экономической политики государства [14].

18 стр., 8993 слов

Государственное регулирование рыночной экономики

... влияния государства на экономику. Цель данной работы – изучить вопрос государственного регулирование рыночной экономики. Для достижения поставленной цели выделим ряд задач. 1. изучить роль государства в экономике страны, функции государства. 2. рассмотреть государственное регулирование рыночной экономики. 3. рассмотреть вмешательство государства в экономику и ...

Сторонники теории «экономики предложения» считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микропропорций, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

1.2. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны – практическую и научную. Практический опыт – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления [20].

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

  • экономический рост;
  • полная занятость;
  • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
  • внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

15 стр., 7053 слов

Государственные управления экономикой

... В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические вопросы государственного регулирования экономики, изучены основные цели, методы и инструменты управления экономикой государством. А также выявлены проблемы государственного регулирования. Во второй главе рассматривается государственное управление в различных секторах экономики в современной ...

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель – удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решения трех перечисленных целевых задач означают достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия, и создают более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема – создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимной противоречивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Антимонопольная политика – это политика государства, направленная на ограничение и регулирование монополий, слияний и поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий [24].

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

  • Стимулирование предпринимательства;
  • Развитие конкурентных начал;
  • Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

5 стр., 2306 слов

Государственное управление экономикой

Для нормального функционирования государства необходима современная отлаженная государственная машина, способная управлять экономикой в масштабах всей страны. Органы государственного управления (регулирования) участвуют в прямом и косвенном управлении, регулировании экономики в той мере, в которой они ...

Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

  • ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
  • принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
  • принудительную привязку покупателей к продавцам;
  • сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
  • отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
  • различного рода бойкоты.

    1.3.

Причины государственного регулирования экономики

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, которые не конкурентные и не исключаемые. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

Например, знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе [14].

10 стр., 4966 слов

Правовое регулирование государственных доходов

Основой правового регулирования государственных доходов является часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Государственной Думой ... правовое регулирование Налог - установленный законом, обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный платеж юридических и физических лиц в пользу государства (публичной власти) или муниципального образования, обеспечиваемый государственным ...

Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП).

Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка.

Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Государственное регулирование развивается под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический «фон», который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

23 стр., 11159 слов

Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам ...

... и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом критерием законности акта Президента РФ и соответственно ... бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Такие послания в присутствии Президента не обсуждаются. Послание Президента ...

Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде» не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования – активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов – итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

Генеральной целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Наряду с генеральной целью существует большое количество более конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.

Все эти цели в совокупности с генеральной целью образуют дерево целей (рисунок 1).

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.

Рисунок 1 — Дерево целей

Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

14 стр., 6769 слов

Государственное регулирование цен, тарифов и доходов

... для страны. 2. Выявить влияние цен и тарифов на экономику Российской Федерации, методы государственного регулирования цен и тарифов. 3. Определить государственное регулирование доходов в России в рамках социальной политики. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, ...

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России

2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и расходов

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой политики определяются другими законодательствами и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.

Одним из основных нормативных актов, закрепляющих возможность государственного регулирования цен, является Указ президента «О мерах по упорядочению регулирования цен».

В данном указе, например, сказано, что осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном предполагается только на продукцию естественных монополий. Правительству Российской Федерации следует определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически-влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену [14].

Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается [26]:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

2.2. Система государственных органов

Как было отмечено, установление основ ценовой политики находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, основная задача законодательной власти в рассматриваемой сфере заключается в принятии соответствующего закона.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» содержит ст. 15, раскрывающую полномочия Правительства РФ в сфере финансовой, кредитной и денежной политики. В этой статье, в частности, к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.

Министерство экономического развития и торговли РФ, как орган межотраслевой компетенции, занимает центральное место в системе федеральных органов исполнительной власти, проводящих в жизнь государственную ценовую политику. В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000г. №990, к его функциям (пп.13 п.7) относятся [14]:

  • разработка предложений по совершенствованию ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов),
  • прогноз динамики цен и индекса-дефлятора,
  • участие в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов).

В Министерстве экономического развития и торговли создан Департамент цен и закупок. Положение о нем утверждено Приказом Минэкономразвития РФ от 9 сентября 2002г. №287.

К исполнительным органам межотраслевой компетенции, реализующим государственную ценовую политику, относится Министерство антимонопольной политики РФ (МАП РФ).

МАП России применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Федеральным органом исполнительной власти, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, является Федеральная энергетическая комиссия. К основным задачам и целям Комиссии относится государственное регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте. Соответственно, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, ценовое регулирование в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, тарифов на перевозки, осуществляемые федеральным железнодорожным транспортом, отнесено к функциям данного органа. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) осуществляет ценовое регулирование в порядке, определяемом Правительством РФ.

ФЭК России предоставлено также право рассматривать разногласия, возникающие между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, энергоснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принимать соответствующие решения с установлением обязательных для применения предельных величин тарифов.

Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Такими функциями наделены органы, в ведении которых находится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом , осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе , а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ.

Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, министерство осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия [19]:

  • разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;
  • совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем;
  • систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен;
  • совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;
  • регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике.

Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию:

  • осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ;
  • обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию;
  • устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
  • осуществляют контроль за ценами.

Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Нарушение порядка применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций [14]:

  • они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;
  • принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере;
  • в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;
  • привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.

Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции. Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.

Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов

3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами

В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Система ценообразования, создаваемая в России в ходе реформы, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной стороны единой и реализовывать ведущую роль принципов конкуренции и свободы рыночных колебаний цен, а с другой – иметь регулируемый, разно режимный характер. Для решения главной задачи – предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления, необходимо государственное установление и регулирование цен не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве.

За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах [28]:

  • выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».
  • установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
  • установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
  • установление твердых фиксированных цен.
  • установление для предприятий-монополистов предельных цен.
  • ограничение уровня рентабельности предприятий монополистов.
  • установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
  • установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
  • установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
  • рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.

Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.

Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Система органов, осуществляющих государственное регулирование

С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные и капиталоемкие добывающие и перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства.

Для того чтобы реформы в России оказались результативными и ее экономика вышла из затяжного кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований больше внимания уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает «упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем».

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

К административным методам регулирования относятся разнообразные меры контроля за доходами, ценами, учетным процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных).

Сюда же относятся льготные кредиты.

Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.

На стыке административных и прямых экономических методов регулирования находятся такие адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование. Реализация общих и специальных целевых программ и проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.

К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

По настоянию премьер-министра в среднесрочную программу социально-экономического развития страны было включено положение о снижении НДС с 18% до 13%. Минфин согласился снизить НДС с 2009 г. до 15% при условии ликвидации льготной 10%-ной ставки. Однако было решено отказаться от реализации этого предложения из-за возможных социальных последствий.

Дискуссия о замене налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) не затихает. Центр исследования проблем налогообложения при Финансовой академии по заказу администрации Президента РФ подготовил доклад, в котором обосновывается возможность подобной замены. Доклад был презентован руководителем экспертного управления администрации Президента РФ Аркадием Дворковичем, который высказывал эту идею еще в 2004г. Минфин продолжает выступать категорически против замены НДС налогом с продаж.

Экспертное управление Президента утверждает, что в результате реформы выпадающие доходы госбюджета составят 250 млрд. руб. Аналитики называют и более высокие цифры – до 800 млрд. руб. (в 2005 г. профицит бюджета составил 1,6 трлн. руб.).

Опыт развитых стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.

Регулирующую деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.

Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).

И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Таким образом, в целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики в условиях современного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр.

Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

3.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг.

Основы ценовой политики согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (часть десятая статьи 15) относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. №649 Правительство Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), образованной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №332 (с изменениями от 24 февраля, 22 апреля 2009г.) утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, которым определены полномочия ФСТ России как федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования и контроля применения цен (тарифов), в том числе цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Миссия ФСТ России – это осуществление правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также осуществление функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Цель ФСТ России – это обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах на всех уровнях государственного ценового регулирования.

Задачи ФСТ России:

1. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.

2. Повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов.

Показатели достижения цели и решения тактических задач:

Показатели для задачи 1.

1.1. Соответствие темпов роста регулируемых тарифов и цен, установленных ФСТ России, прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, одобренному Правительством Российской Федерации.

1.2. Доля долгосрочных тарифов, установленных в соответствующей сфере регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

1.3. Доля видов тарифов и иных регулируемых ценовых ставок (цен, плат, сборов), регулируемых Службой в соответствии с Положением о ФСТ России, которые устанавливаются с применением ЕИАС.

1.4. Доля тарифных решений ФСТ России, отмененных в судебном порядке.

Показатели для задачи 2.

2.1. Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений в сфере тарифного регулирования.

2.2. Доля проверенных регулируемых организаций по вопросам государственного тарифного регулирования.