- Библиографический список
Совсем недавно наша страна перешла на новый путь развития, который обусловил новый скачок к переменам в общественном сознании, но и преобразовании самого общественного строя. Прежде всего, это очень сильно сказалось на экономических процессах в России. Появилось очень много частных организаций, которые имею в своей основе различные правовые формы. Причем организации, как частные, так и государственные и кооперативные стали представлять собой очень сложную структуру, которую все труднее контролировать. Об этом говорит появление аудиторских компаний, деятельность которых направлена на независимую проверку эффективности работы в организации. Однако контроль должен осуществляться, прежде всего, внутри организации.
Вместе с тем возникали новые проблемы, связанные с достоверностью сведений о деятельности той или иной организации, а также о защите интересов ее собственников. В данных условиях внутренний контроль становится одной из жизненных функций управления в целом.
Контрольная деятельность внутри организации имеет свои особенности, поскольку внутренний контроль обусловлен спецификой самой организации, заключающейся в особенностях сервисного обслуживания организации, в его направленности производства, в его организационно-правовой форме, порядке выпуска продуктов и оказания услуг, организационно-управленческой структуре предприятия, в особенностях экономических связей с партнерами предприятия, в инструментах обеспечения финансовой стабильности и т.д. Однако нормативно-правовыми актами установлен и порядок внешнего контроля за деятельностью организации. Данные проверки проводятся с целью подтверждения достоверности информации внутреннего контроля. Цель внешнего и внутреннего контроля заключается в проверке соответствия деятельности той или иной организации российскому законодательству.
Вследствие возникновения рыночной конкуренции актуальной проблемой для коммерческих организаций России является совершенствование структуры предприятия, обеспечения ее эффективной деятельности и функционирования в условиях быстрой и непредсказуемой смены экономических условий в стране. Поэтому одним из важнейших элементов в управленческой структуре организации является ее система внутреннего контроля. Правильно построенная система внутреннего контроля сопровождает всю деятельность организации, обеспечивая оптимальный ход управления производственными процессами внутри нее. Поэтому данный вопрос является весьма актуальным для российских организаций, которые, по сути, только начали свое существование.
Особенности и характер экономической деятельности Организации ...
... неотъемлемым элементом системы ООН является Европейская экономическая комиссия, которая была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). Данная региональная комиссия создана с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри ...
Итак, объектом исследования является управленческая деятельность в организации, а предметом — система внутреннего контроля в ней. В соответствии с особенностями объекта и предмета организации автор ставит перед собой следующую цель — общая характеристика контрольной деятельности внутри организации как неотъемлемой части управленческой деятельности. Чтобы достигнуть данную цель, необходимо решить следующие задачи:
1) Дать понятие системы внутреннего контроля в организации;
2) Обозначить главные цели, задачи и принципы внутреннего контроля в организации;
3) Выделить функциональные области внутреннего контроля;
4) Рассмотреть процесс создания системы внутреннего контроля;
5) Рассмотреть порядок работы и проверки эффективности системы внутреннего контроля.
При исследовании поставленного в курсовой работе вопроса использовались следующие методы: аналитический метод; метод сравнения; диалектический метод; метод причинно-следственного анализа; изучение учебной и научной литературы; изучение положений нормативно-правовых актов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1.1 Понятие и главные элементы системы внутреннего контроля в организации. Цели и задачи внутреннего контроля
Понятие контроля появилось несколько столетий назад. Оно происходит от французского слова «contrerole», которое означает выражение «список, ведущийся в двух экземплярах». От этого слова произошло и другое французское слово «controle», под которым понимают проверку, а также наблюдение с целью проверки.
Контроль — это неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности любой организации при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, то есть на уровне управления отдельным элементов экономической деятельности, различаются как внешний контроль, который осуществляется внешними агентами по отношению к проверяемой организации, так и внутренний, осуществляемый соответствующими отделами самой организации. Внешний контроль ведут не только органы государственной власти, но и частные организации на основе договоренности.
Для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность современной организации, необходимо осуществлять контроль на всех ее уровнях и подразделениях. Поэтому руководство как функциональный субъект внутреннего контроля должен быть заинтересован в контрольной деятельности.
Внутренний контроль представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижения рисков его деятельности и управлению ими.
Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как:
1) определение фактического состояния организации (объекта контроля);
2) сравнение фактических данных с планируемыми;
3) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
4) выявление причин зафиксированных отклонений. Никитина, Е.С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организации // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2009. — №9.
Теоретические основы организации коммерческой деятельности
... работы является коммерческие деятельность ОАО «Изумруд», а предметом - организация сбытовой деятельности предприятия, закупочная деятельность. Изучить проблемы коммерческой деятельности – цель данной курсовой работы. ... Закупочная работа – основа коммерческой деятельности Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё, по существу, начинается коммерческая работа. По ...
Внутренний контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта внутри предприятия по решению руководства для повышения эффективности управления. Для того, чтобы глубже понять сущность системы контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности ее составляющих, необходимо классифицировать ее в соответствии с различными признаками. Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля — формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от:
1) сложности организационной структуры;
2) правовой формы;
3) видов и масштабов деятельности;
4) целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
5) отношения руководства организации к контролю. Книзберг, Ю.Н. Проверка изнутри. Место внутреннего контроля в системе управления // Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы. — 2008. — №3. — С. 115-119
Главная функция системы внутреннего контроля заключается не только в выявлении ошибок при принятии управленческих решениях и ликвидации их последствий, но и в предложениях по усовершенствованию текущей управленческой деятельности.
Для того, чтобы лучше обозначить сущность понятия системы внутреннего контроля, необходимо учитывать следующие ее элементы:
1) Вход. Это информационное обеспечение контрольных функций в организации, которое заключается в размещении информации о деятельности предприятия для осуществления внутреннего контроля;
2) Выход. Это продукт системы внутренней организации, которым является информации о той или иной степени управляемости организации. Данный элемент необходим для принятия более содержательных и конкретных управленческих решений внутри организации.
3) Механизм осуществления внутреннего контроля в рамках организации. Это совокупность органически связанны элементов, основной задачей которых является обеспечение бесперебойного круговорота информации о деятельности предприятия путем использования информационно-вычислительной техники и технологий. Данный механизм является связующим звеном между процессами входа и выхода внутреннего контроля организации. Главными единицами механизма осуществления внутреннего контроля являются центры ответственности.
4) Центр ответственности. Это единица или совокупность единиц организационной структуры предприятия, которая исполняет контрольные функции в пределах вверенной ей ответственности и осуществляет программы контроля. Единица организационной структуры — это подразделение, группа подразделений или должностное лицо, которое наделено определенными полномочиями в сфере контрольной деятельности. Под программой внутреннего контроля понимается определенный план, зафиксированный в документе, который содержит в себе цели, порядок, сроки осуществления контрольной деятельности, а также исполнителей. Инструменты внутреннего контроля: Монография / В.Я. Вилисов, И.Е. Суков — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 262 с.
Работа механизма контрольной деятельности заключается в обеспечении формального порядка реализации контроля и функционирования системы бухгалтерского учета. Формально установленная процедура должна включать в себя:
Организация внутреннего аудита в коммерческих организациях
... к малым предприятиям, в крупных и средних организациях все чаще служба внутреннего контроля представлена отдельной штатной единицей. Внутренний аудит является важным инструментом руководства компании для мониторинга эффективности и надежности систем корпоративного ...
1) Формально определенный и документально закрепленный порядок деятельности и взаимоотношений работников предприятия по поводу организации контроля, учета и анализа конкретных экономических операций, а также оценки количества и качества имеющихся в предприятии ресурсов;
2) Наличие определенного круга документов и других информационных носителей, в которых отражаются данные об исполнении сотрудниками своих функции и об обеспечении реализации этапов экономических операций, а также определение документооборота в организации;
3) Определение «точек контроля» в целях установления оценки различных аспектов реализации конкретных экономических операций и состояния количества и качества ресурсов той или иной организации; определение конкретных параметров контроля за объектом; определение «точек контроля», в которых вероятность возникновения ошибок и недочетов очень велик;
4) Определение методологии проведения контрольной деятельности.
Система внутреннего контроля в организации включает в себя следующие условия:
1) Философия управления предприятием, стиль работы его менеджеров по отношению к коммерческим рискам, к системе внутреннего контроля, их конкретные действия в плане организации внутреннего контроля и т.д.
2) Положение и значение органа внутреннего контроля во всей системе организации;
3) Цели, задачи, стратегии и тактика предприятия;
4) Виды и масштаб деятельности предприятия;
5) Соотношение организационной структуры размерам и степени сложности предприятия;
6) Уровень формализации отношений между элементами организации, наличие определенного свода правил поведения;
7) Документальное закрепление контрольных функций в рамках предприятия;
8) Документальное закрепление полномочий и компетенции сотрудников предприятия и наделение их определенной долей ответственности;
9) Уровень изученности менеджером проблемных точек организации и степень эффективности управленческих решений;
10) Уровень трудовой мотивации работников, наличие определенной системы профессиональных и личных качеств у работника;
11) Влияние внешних факторов;
12) Соблюдение федерально и регионального законодательства, местных нормативно-правовых актов, а также работа с внешними органами контроля и т. д. Система внутреннего финансового контроля в корпорациях: содержание и инструменты моделирования: монография / В.Н. Жуков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 212 с.
Таким образом, система внутреннего контроля организации — это система, состоящая из элементов информационного обеспечения о деятельности предприятия, и элементов, основных субъектов контрольной деятельности организации.
В современных условиях, как внутренних, так и внешних, организации формируются как наиболее сложные экономические структуры, что требует выработки новых подходов к организации управления в них и нового инструментария для решения проблем. Это обуславливается необходимостью эффективного функционирования организации не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Поэтому возникает потребность в обновлении всей системы управления, что ставит вопрос о пересмотре роли контрольной деятельности как одной из функций управленческой деятельности на уровне предприятия.
Организация финансирования деятельности предприятия
... курсовой работы: 1 принципы организации финансов предприятия, их развитие в рыночных условиях; 2структуру финансовых ресурсов коммерческих предприятий, их источники формирования и распределение; 3 организацию финансовой работы и задачи финансовых служб предприятия. Практическая значимость курсовой работы ...
Целью системы внутреннего контроля является обеспечение сохранения и эффективного использования различных ресурсов и потенциальных возможностей предприятия, ее успешного функционирования и дальнейшего совершенствования в условиях конкуренции.
О достижении целей и решении задач предприятия при помощи системы внутреннего контроля могут свидетельствовать следующие показатели:
1) Соответствие целей и задач достигнутому на данный момент положению организации или, другими словами;
2) Стабильность и устойчивость предприятия с хозяйственной, рыночной и правовой точек зрения;
3) Правильность порядка и эффективность экономической деятельность организации;
4) Сохранность оборотных и внеоборотных средств предприятия;
5) Конкретность и полноты документов, находящихся в наличии организации, качество поступающей информации для принятия эффективных управленческих решений;
6) Успешность функционирования бухгалтерского учета;
7) Степень роста производительности труда, снижение затрат на производство и обращение, улучшение результатов хозяйственной деятельности предприятия;
8) Рационализм в использовании ресурсов и потенциалов предприятия;
9) Следование должностными лицам и другими работниками предприятия всех административных требований в рамках этого предприятия, а также правил, установленных в нормативных документах, должностных инструкциях, этических правил поведения, стратегии и тактики предприятия и т.д.;
10) Соблюдение требований федерального и регионального законодательства, а также нормативно-правовых актов в рамках органов местного самоуправления;
— Таким образом, чем выше уровень вышеприведенных показателей, тем выше уровень самой эффективности организации и системы внутреннего контроля. Второстепенной задачей внутреннего контроля может выступать снижение издержек на контроль со стороны внешних органов.
При осуществлении контрольной деятельности субъектам контроля внутри организации должны придерживаться определенных принципов. Первым принципом выступает принцип ответственности, когда каждый работник должен вести экономическую, дисциплинарную и административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих контрольных функций, которые им были вверены. Ответственность должна быть установлена в нормативно-формальной форме в полном объеме.
Принцип сбалансированности неразрывно связан с предыдущим, так как он заключается в наделении контролирующего субъекта правами и обязанностями в рамках его компетенции. К тому же, он должен получать те средства, которые предусмотрены специально для него. Контролирующему субъекту нельзя предписывать те функции, которые не обеспечены соответствующими средствами и методами. Концепция внутреннего контроля эффективности организации: Монография / Н.А. Казакова, Е.И. Ефремова — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 234 с.
В организации должен предусматриваться принцип подконтрольности субъекта системы внутреннего контроля. Данный принцип означает, что даже главные субъекты должны быть подконтрольны в своей деятельности, чтобы удостовериться в качестве предоставляемой информации. Заинтересован в этом, прежде всего, собственник организации, который может использовать дополнительные источники контроля. Таковыми может быть внешний контроль организации (независимые аудиторы).
Роль финансов в деятельности организации
... финансовой независимости организации от внешних источников финансирования. Финансы организаций являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, ... имущества, различные целевые поступления, оплата содержания детей в дошкольных учреждениях, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др. Значительные финансовые средства, особенно ...
В соответствии с принципом сообщения об отклонениях при контрольной деятельности, информация об отклонениях должна быть передана лицам, уполномоченным решать связанные с данным явлением проблемы в максимально короткие сроки. Если же такие сообщения не приходят вовремя, то смысл контроля теряется.
Каждый элемент управленческой деятельности должен существовать в органическом соединении с другими элементами, так как контролирующие функции могут обеспечиваться в полной мере только тогда, когда данные элементы рассматриваются в интегрированном состоянии. При решении главных целей и задач внутреннего контроля должны создаваться соответствующие условия взаимодействия всех составляющих управленческого процесса. Поэтому и существует принцип интеграции.
Руководство всегда должны быть заинтересовано не только в управлении в целом, но и в самом контроле, иначе существует риск, что контроль не будет осуществляться надлежащим образом, что может породить недобросовестность и несправедливость при распределении прав и обязанностей между участниками организации. Данным фактом обусловлено существование принципа заинтересованности администрации.
В соответствии с принципом компетентности, добросовестности и честности субъект может исполнять свои контрольные функции наиболее эффективно. Отсутствие данного принципа нивелирует систему внутреннего контроля в целом.
Принцип соответствия обозначает, что сложность системы внутреннего контроля были соразмерны по сложности их объектам. Соблюдение принципа позволит быстрее реагировать на проблемы организации.
Принцип приемлемости заключается в рациональном распределении полномочий в сфере контрольной деятельности с целью соблюдения целесообразности в программах внутреннего контроля.
Для организации самым важным принципом является принцип непрерывности развития, так как даже самые старые методы управления рано или поздно устаревают. Поэтому и сама система внутреннего контроля также должна быть устроена так, чтобы она могла эффективной и своевременно реагировать на внутренние и внешние условия, которые отличаются своей интенсивной динамикой.
Любой контроль в организации имеет свои приоритеты. Если контролирующее руководство будет уделять внимание малозначительным деталям управления, то это будет не только отрицательно влиять на контроль как функцию организацию, но и отвлекать от более важных задач. Поэтому менеджеры должны контролировать стратегически важные точки управления, даже если ее очень трудно контролировать.
Система внутреннего контроля зависит от уровня оптимальности централизации, так как устойчивость, динамичность и устойчивость контроля определяет скорость и эффективность контроля в организации. Поэтому организационная структура должна быть централизована в разумных пределах. Система внутреннего контроля должна отвечать требования принципа адекватности организационной структуры.
В соответствии с принципом субъективной ответственности, одна контролирующая функция не должна распыляться на несколько контролирующих субъектов. За каждым из них должна быть закреплена одна функция, что повышает чувство личной ответственности контролирующего субъекта. При этом стоит отметить, что за одним и тем же субъектом может быть закреплены несколько функций. Теория и методология сквозного внутреннего контроля: Монография / Серебрякова Т.Ю. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 328 с.
Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования
... налогового контроля в системе финансового контроля государства; изучение видов, форм и методов налогового контроля; рассмотрение основ организации контрольной работы налоговых органов РФ; оценка эффективности контрольной работы ... сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное ...
В соответствии с принципом потенциальных функциональных имитаций временное отсутствие отдельных субъектов системы внутреннего контроля не должно мешать контрольному процессу в целом. Для того, чтобы соблюсти данный принцип каждый контролирующий работник должен уметь выполнять работу вышестоящего, нижестоящего или любых других работников в целях избегания прерывания контрольного процесса. Объект не должен оставаться без внимания контролирующих его органов.
Эффективность системы внутреннего контроля зависит от того, насколько соблюдается принцип соблюдения регламента, которому должна быть подчинена вся контрольная деятельность. Причем стоит отметить, что данный принцип распространяет свое действие и на всю управленческую деятельность в организации в целом. При отсутствии определенного регламента руководителям приходится импровизировать, что требует весьма больших затрат.
Исходя из принципа разделения обязанностей, функции между сотрудниками должны быть распределены таким образом, чтобы за одним человеком не было закреплены сразу несколько функций. Не может одно лицо выполнять следующие функции:
1) Санкционирование операции с активами;
2) Регистрация операций на документном уровне;
3) Обеспечение сохранного состояния операций;
4) Инвентаризация операций.
Если данные функции будут принадлежать одному лицу, возникнет риск злоупотребления контролирующим лицом своими полномочиями.
Контролирующие работники организации должны получать определенные полномочия в сфере самостоятельного совершения операций, так как существуют рамки свободы принятия ими решений. Поэтому должен соблюдать принцип формального разрешения, тез которого контрольная деятельность не будет эффективной.
Таким образом, если организация будет соблюдать вышеуказанные принципы, то она будет конкурировать на рынке эффективно. Причем стоит отметить, что получение достоверных и качественных сведений об управленческой деятельности во время контроля не зависит от организационно-правовой формы, размера организации, видов и масштаба ее деятельности, от сложности ее организационной структуры.
внутренний функциональный контроль ресурс
1.2 Функциональные области внутреннего контроля
Функциональные области внутреннего контроля определяются тем, какое значение они имеют для эффективного ведения экономической деятельности. Они определяются нормативно-правовой базой. Функциональными областями являются:
1) Выявление отклонений. Данная область включает в себя большой масштаб деятельности, которая направлена на поиск и установление ошибок в управленческой деятельности по осуществлению, финансово-экономических операций.
2) Анализ причин отклонений. Данная функциональная область отвечает за исследование тех фактов и событий, которые спровоцировали ошибку в том или ином управленческом решении. Она также включает в себя установление личности работника, допустивших отклонение.
3) Коррекция. Эта функция направлена на выработку предложений по устранению возникших проблем в процессе совершения экономических операций.
Внутренний контроль и аудит в системе управления организацией
... поддержания эффективности внутреннего аудита необходимы обсуждения результатов. Объекты и цели проверки. Объекты внутреннего контроля должны быть определены для каждого вида деятельности организации. Они ... входят контролирующие и другие функции, но контрольная функция является основной. Субъекты контроля, которые выполняют только функцию контроля Важнейшей функцией внутреннего контроля является ...
4) Превенция. Именно эта функциональная область закладывает основу развития и совершенствование эффективности контрольной деятельности. Превенция осуществляется путем профилактических работ по предупреждению правонарушений со стороны работников. Целью профилактики является определение причин, предпосылок и условий совершения правонарушений, а также их последовательное устранение и недопущение новых правонарушений. Таким образом, превенция отвечает за уровень правонарушений внутри организации. Не смотря на существующее в организации многообразие субъектов контрольной деятельности, они все проводят профилактические мероприятия в той или иной степени. Сметанко, А.В. Классификация и характеристика принципов внутреннего аудита // Вестник Финансового университета. — 2014. — №2. — С. 49-59 Цель превенции достигается при следующих условиях:
1. осуществление субъектами контрольной деятельности, установление правонарушений и ответственных за них лиц;
2. реализация положение нормативно-правовых актов, которые были приняты в результате контрольной деятельности и в которых сформированы предложения по устранению причин правонарушений в управленческой деятельности в организации.
3. Проведение контрольными органами профилактических операций по устранению и предотвращению правонарушений.
5) Правоохранительная функция. Деятельность в данной функциональной области направлена на обеспечение законности всего управления в организации. Правовая охрана обеспечивает пресечение неправомерных деяний лиц, которые виновны в недостатках и нарушениях работы по управлению, привлечение их к юридической ответственности и мер общественного и государственного воздействия.
Под документальным контролем понимается такой вид контрольной деятельности, который осуществляется организационно и функционально независимыми от объекта контрольной деятельности субъектами, устанавливающими достоверность экономических операций по информационным данным в документации, учетных регистрах, отчетностях. Под методами документального контроля понимаются те способы, приемы и методы, которые направлены на установление достоверности экономических операций и их сущностных характеристик по информационным данным, содержащихся в документах, регистрах и отчетностях.
Существуют следующие виды документального контроля:
1) Информационное моделирование — это такой способ, при помощи которого предметом контрольной деятельности выступает его информационная модель. При создании информационной модели необходимо обеспечить максимальную полноту характеристик предмета контрольной деятельности, отбор важнейших переменных и представление их в определенной форме, подходящих для удобного восприятия и анализа. Цель информационного моделирования в контрольной деятельности — получение необходимой информации о предмете контроля для изучения состояния его важнейших характеристик, участия в процессах производства, установления отклонений, разработки предложений по решению вопросов регулирования в рамках плановых параметров. При информационном моделировании субъекты контрольной деятельности используют нормативно-правовую, договорную, отчетную, учетную и иную информационную базу о предмете контрольной деятельности. Новосельцев, А.А. Функции внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — №4(050).
Изучение и оценка системы внутреннего контроля (аудита)
... применении в своей деятельности большего числа градаций при оценках эффективности и надежности, чем три упомянутые выше. Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе ...
— С. 121-125
2) Инспектирование — это совокупность приемов, методов и способов проверки документов, записей, материальных активов с целью получения доказательной базы по уровню надежности, их характеру, источнику, по степени эффективности средств системы внутреннего контроля за процессом их обработки.
3) Нормативно-правовое регулирование — это совокупность приемов, методов и способов, которые используются контролирующим органом для установления тех или иных нарушений положений нормативно-правовых актов в процессе воспроизводства.
4) Запрос — это такой способ поиска достоверных сведений об управленческой деятельности у осведомленных лиц как в пределах объекта контрольной деятельности, так и за его пределами. Запрос может выражаться в различных формах: письменная форма используется для запроса информаций у третьих лиц, устная форма запроса адресуется непосредственным работникам объекта контрольной деятельности.
5) Подтверждение — это совокупность приемов методов и способов контроля, которые заключаются в выдаче субъектом контрольной деятельности ответа на запрос о тех или иных сведения об объекте контроля.
Под фактически контролем понимают такой вид контрольной деятельности, который осуществляется независимыми в своей деятельности от объекта контроля в организационном и функциональном плане субъектами, которые определяют реальное нынешнее состояние объекта проверки путем обмера, взвешивания, лабораторного анализа, перерасчета и других способов проверки. Методы фактического контроля — это те способы, с помощью которого субъекты контрольной деятельности определяют реальное состояние объекта проверки.
Существуют следующие виды фактического контроля:
1) Инвентаризация — это совокупность приемов, методов и способов исследования предмета контрольной деятельности, при котором его реальное состояние оценивается при помощи органов чувств (органолептика).
Сущность инвентаризации заключается в том, что при осуществлении контрольной деятельности субъекта применяется пересчет, осмотр, обмер, взвешивание и т.д.
2) Контрольные замеры — это такой прием фактического контроля, который применяется в процессе проверочной деятельности выполненных строительных и монтажных работ, а также объема производства работ и различных услуг.
3) Выборочное наблюдение — это такой прием, при котором проводится статистическое исследование качественных характеристик экономического процесса. Данный способ может использоваться в финансовом контроле тогда, когда осуществление сплошного контроля физически невозможно.
4) Сплошное наблюдение — это такой прием, при котором проводится статистическое исследование фактического, реального состояния объектов контрольной деятельности путем проведения хронометражных наблюдений, использования рабочего времени работников за тот или иной отчетный период.
5) Контрольный запуск сырья в производство — это совокупность приемов, методов и способов проверки технологий производства, объективной обоснованности норм расходования ресурсов на производство и сбыт продукции.
6) Проведение экспертизы — это такой примем, сущность которого заключается в использовании экспертных оценок, как правило, проводятся технологическая, бухгалтерская, криминалистическая и другие виды экспертиз в целях исследования вопросов, связанных с финансовой деятельность организации.
7) Служебное расследование — это совокупность приемов, методов и способов, сущность которых заключается в проверке соблюдения работниками, должностными лицами и руководителями организации положений нормативно-правовых актов, регулирующих различные отрасли производства и сбыта продукции. Данный метод применяется тогда, когда возникают определенные нарушения в законодательстве или материальный ущерб.
8) Эксперимент — это такой способ, при котором с целью осуществление финансового контроля производятся необходимые проверки результатов выполненных работ организации. Эксперимент проводится в тех условиях, которые позволяют внимательно следить за четким ходом текущего процесса.
Под средствами контроля понимаются составные части системы внутреннего контроля, которые установлены на конкретных направлениях экономической деятельности предприятия с целью обеспечения его эффективности и надежности управления.
К основным средствам контрольной деятельности относятся:
1) Осуществление регулярных проверок хозяйственной деятельности предприятия;
2) Математическая проверка правильности отчетов системы бухгалтерского учета;
3) Осуществление сверок отчетов за тот или иной период;
4) Проверка эффективности и правильности соблюдения правил документации и документооборота, а также проверка наличия руководящих записей менеджера;
5) Проведение регулярной и внезапной проверки на предмет соответствия кассовой наличности, бланков отчетности, ценных бумаг, данных бухгалтерского отчета фактическому их наличию. При этом стоит отметить, что такие проверки проводятся в соответствии с установленным организацией, а также законодательством порядком;
6) Использование источников информации вне объекта контрольной деятельности как дополнительного источника для осуществления такой деятельности;
7) Принятие мер по ограничению доступа лиц к активам и документам, на которые они не имеют каких-либо полномочий;
2.1 Создание службы внутреннего контроля
Внутренний контроль, как правило, организовывается в следующих формах:
1) Постоянно действующая ревизионная комиссия, которая избирается и принимается на общем собрании акционеров через определенный период времени в целях сбора и анализа годовой отчетности;
2) Отдел внутреннего контроля организаций, который, по сути, и образует систему внутреннего контроля, подотчетную руководителю организации;
3) Группа контроля;
4) Инвентаризационное бюро;
5) Договор с аудиторской компанией, которая исходя из вверенных ей обязательств, должна осуществлять контрольную деятельность с организацией.
Система внутреннего контроля принимает различные организационно-управленческие формы:
1) Он организовывается в средних и крупных предприятиях как самостоятельное подразделение во всей управленческой системе предприятия, которое подотчетно руководителю предприятия;
2) Он организовывается как самостоятельное подразделение во всей управленческой системе предприятия, которое осуществляет контроль за зависимыми и дочерними предприятиями.
Общий состав и система внутреннего контроля в организации:
1. Руководитель службы. Данная должность должна быть занята высококвалифицированным и профессиональным специалистом с высшим юридическим и экономическим образованием, который имеет опыт руководящей, экономической и юридической деятельности. Лицо, претендующее на должность руководящего аудитора должно пройти аттестацию на квалификацию руководящего аудитора.
2. Специалист по расчетам с головной организацией.
3. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов.
4. Два методиста-бухгалтера от регионов.
5. Специалист по налоговому учету.
6. Специалист по правовым вопросам.
7. Специалист по финансовому анализу.
Стоит отметить, что все сотрудники контрольной, или аудиторской деятельности, должны иметь соответствующее образование.
Система внутреннего контроля в организации имеет следующую нормативно-правовую базу:
1) Федеральные законы Российской Федерации;
2) Указы Президента Российской Федерации;
3) Постановления Правительства Российской Федерации;
4) Инструкции;
5) Приказы министерств и ведомств Российской Федерации;
6) Учредительные документы и другие внутриаппаратные документы организации;
7) Положение о соответствующем подразделении;
8) Должностные инструкции;
9) Контракты между организацией и аудиторской конторой.
Многие предприятия предпочитают систему внутреннего аудита, так как она, в отличие от внешнего контроля, обладает большим преимуществом в сфере возможностей получения информации об организации. Поэтому для нее весьма важным представляется наличие внутренних аудиторов, работающих в специальном отделе управления, а не приглашенных извне. Тем более, штатные работники более ответственно подходят к делу. При этом в любом случае организация должна иметь свой единоличный или коллегиальный контролирующий орган. Ветрова, И.Ф. Профессиональные стандарты по внутреннему контролю и аудиту // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — №5. — С. 74-87
Главным внутренним аудитором является квалифицированным специалистом, который обладает различными и многообразными знаниями и навыками и который способен обозначить высшему руководящему органу компетентные рекомендации в области проведения финансово-экономических предприятий в организации. Лицо, претендующее на должность главного аудитора должно обладать определенными навыками и познаниями в области права, экономики, менеджмента, маркетинга, теории и практики управления, управления кадрами, а также иметь собственные знания в области аудиторской деятельности. При этом главный внутренний аудитор должен знать, какие задачи ставит пред собой руководство организации, потенциальные возможности и потребности рабочего коллектива, партнеров, с которыми организация имеет отношения. В современных условиях развития общества назрела и необходимость в осведомленности главного внутреннего аудитора о пользовании компьютерной информационно-вычислительной техникой. Лицо, занимающее данную должность, организует, регулирует и контролирует управленческую деятельность иных сотрудников отдела внутреннего аудита, тем самым проверяя качество работы своих подчиненных.
Формирование отдела системы внутреннего контроля на предприятии является весьма сложным процессом, который требует разрешения многих задач методологического и организационного характера. Организация отдела внутреннего контроля в предприятия имеет следующие этапы:
1) Установление и конкретное определение ряда задач, решение которых способствует формированию системы внутреннего контроля в организации, а также такому его построению, при котором он будет соответствовать стратегии и тактики предприятия;
2) Выделение ряда функций, которые необходимы для достижения целей, поставленных предприятием;
3) Консолидация однородных функций в отдельные группы, называемых отделами;
4) Определение системы внутриорганизационных отношений, наделение правами, обязанностями и ответственностью каждого работника аудиторского отдела, документальная форма закрепления в должностных инструкциях и положении о данном отделе;
5) Объединение структурных единиц в единый отдел внутреннего контроля, определение его организационной структуры, а также документальная фиксация положения об отделе внутреннего аудита;
6) Установление взаимосвязей отдела внутреннего контроля с другими структурными подразделениями управленческой деятельности на предприятии;
7) Проработка внутрифирменных стандартов внутреннего контроля и этического кодекса.
Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией).
Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. Гринавцева, Е.В. Особенности организации внутреннего контроля на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — №9(055).
— С. 32-35
Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.
Сегодня среди профессионалов широко обсуждается вопрос, насколько корректно участие внутренних аудиторов в разработке и внедрении систем внутреннего контроля, так как в вопросе оценки и анализа аудиторского риска систем контроля проверяемого объекта аудиторы должны быть объективными. Пока аудиторское сообщество не пришло к единому мнению, в Положении об отделе внутреннего аудита может быть зафиксировано, что аудитор, принимавший участие в разработке системы внутреннего контроля, не включается в группу по ее проверке. Но это условие выполнимо только при достаточно большом штате внутренних аудиторов.
Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита еще на этапе его создания должны быть оформлены в виде письменного документа, утвержденного руководством компании и одобренного Советом директоров. Этот документ позволит обеспечить особый организационный статус, независимость и обособленность отдела, что, в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастность суждений его сотрудников. Начальник отдела внутреннего аудита должен подчиняться непосредственно руководителю предприятия или другому должностному лицу, наделенному полномочиями, достаточными для обеспечения независимости действий аудиторов и для принятия адекватные меры по выявленным недостаткам. В средних и мелких компаниях отдел состоит из Начальника отдела внутреннего аудита и подчиненных ему специалистов.
Зачастую руководство российских акционерных обществ отождествляет отдел внутреннего аудита и аудиторский комитет (ревизионную комиссию).
Это означает формальное отношение руководства к организации функции внутреннего аудита, так как, кроме вопросов внутреннего аудита, уровня квалификации и количества внутренних аудиторов, в круг обязанностей Аудиторского комитета входят:
- составление рекомендаций для Совета по назначению внешнего аудитора,
- проверка годовой отчетности компании, координация работы внешних аудиторов в ходе проверок,
- анализ отчетов о системах внутреннего контроля и работа по фактам серьезных нарушений, выявленных в ходе внутренних расследований.
2.2 Рассмотрение работы Системы внутреннего контроля
Аудиторская организация должна сформировать мнение о деятельности внутреннего аудита, необходимое для планирования предстоящей проверки. Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократить объем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации, хотя и не может исключить необходимость проведения таких процедур полностью. Аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудитора, которая была протестирована, изучена и оценена.
При формировании оценки внутреннего аудита на стадии планирования следует учитывать его:
- а) организационный статус: положение службы внутреннего аудита в системе аудита управления экономического субъекта, ее возможности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством, собственниками экономического субъекта на внутренний аудит (в идеальной ситуации служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству/собственникам);
- б) компетентность: профессиональное образование и опыт работы аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих проблем и задач;
- в) профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;
- г) функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
- д) уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполнению руководством и (или) собственниками экономического субъекта рекомендации внутреннего аудита.
После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии планирования аудиторская организация должна решить: может или не может быть использована работа внутреннего аудита для целей внутреннего аудита.
Если аудиторская организация решит использовать работу внутреннего аудита, она должна продолжить ее изучение, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что:
- а) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора;
- б) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
- в) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
- г) зоны повышенных рисков, известные специалистам предприятия, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитом;
д) отношение руководства и собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное
Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы внутреннего аудита зависят от оценки внешним аудитором аудиторского риска, существенности объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, проверку других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.
При получении знания и осуществлении оценки функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:
- организационный статус, то есть конкретный статус СВК на предприятии и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной. В идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством и независима от другой оперативной ответственности. Любые ограничения, налагаемые руководством на внутренний аудит, должны быть тщательно изучены. В частности, внутренние аудиторы должны иметь возможность свободного общения с внешним аудитором;
- объем функций (характер и объем поручений, выполняемых внутренним аудитом).
Внешний аудитор также должен определить, следует ли руководство рекомендациям внутреннего аудита, и как это подтверждается;
- техническая компетентность: выполняется ли внутренний аудит лицами, имеющими адекватные технические навыки и опытность, достаточные для работы в качестве внутренних аудиторов. Например, внешний аудитор может проверить политику найма и обучения внутренних аудиторов, их опыт и профессиональную квалификацию;
- Оценка конкретной работы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ внутреннего аудита. Такая оценка конкретной работы может включать рассмотрение следующих вопросов:
- выполняется ли работа лицами, имеющими адекватное образование и опытность для работы в качестве внутренних аудиторов;
- получены ли достаточные надлежащие аудиторские доказательства;
- являются ли сделанные выводы надлежащими в данных обстоятельствах, и соответствуют ли подготовленные отчеты результатам выполненной работы;
- соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных аспектах, выявленных при внутреннем аудите.
Оценку эффективности системы внутреннего контроля следует организовать по направлениям, соответствующим циклам бизнеса: снабжение и учет производственных запасов и оказанных услуг; производство; сбыт продукции; оплата труда; финансы.
Усложнение хозяйственных процессов требует особенно тщательного проведения аудита системы внутреннего контроля.
При оценке эффективности системы внутреннего контроля может использоваться так называемый кумулятивный эффект сильных и слабых сторон контроля. Например, даже если система внутреннего контроля или ее часть оценивается в целом как эффективная, аудитор может отметить возможность риска злоупотреблений процедурами контроля на конкретном участке проверки.
В процессе проверки аудитору необходимо ознакомиться со структурой среды СВК. Контрольная среда может быть структурирована следующим образом:
- философия менеджмента и стиль руководства;
- организационная структура управления компании, структура вертикального и функционального подчинения;
- методы изложения прав и обязанностей служащих (инструкции, свод правил проведения и т.д.) и доведение их до тех, кому они предназначены;
- методы контроля, используемые руководством, в том числе система внутреннего планирования.
Необходимо понимать, что система контроля может не с абсолютной уверенностью, но лишь с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты. Причиной этого являются следующие неизбежные ограничения системы контроля:
- затраты на осуществление контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий;
- большинство средств контроля имеют своей целью выявление нежелательных операций, а не тех, которые являются необычными;
- умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников объекта контроля, как с другими сотрудниками данного объекта, так и с третьими лицами;
Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:
- обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;
- сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;
- своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;
— сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
1. Инструменты внутреннего контроля: Монография / В.Я. Вилисов, И.Е. Суков — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 262 с.
2. Система внутреннего финансового контроля в корпорациях: содержание и инструменты моделирования: монография / В.Н. Жуков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 212 с.
3. Проблемы и перспективы функционирования системы внутр. контроля налогообложения в управл. инфраструктуре совр. хозяйств. субъекта: Монография / Под общ. ред. Л.И. Ерохиной — М.: Форум, 2012 — 384 с.
4. Концепция внутреннего контроля эффективности организации: Монография / Н.А. Казакова, Е.И. Ефремова — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 234 с.
5. Теория и методология сквозного внутреннего контроля: Монография / Серебрякова Т.Ю. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 328 с.
6. Система управления охраной труда в организации: учебно-методическое пособие по дисциплине: «Управление техносферной безопасностью», для бакалавров, обучающихся по направлению: 200301 — «Техносферная безопасность» / Мартынов И., Гузенко Е.Ю., Курганский Ю.Л. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. — 80 с.
7. Ветрова, И.Ф. Профессиональные стандарты по внутреннему контролю и аудиту // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — №5. — С. 74-87
8. Гринавцева, Е.В. Особенности организации внутреннего контроля на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — №9(055).
— С. 32-35
9. Книзберг, Ю.Н. Проверка изнутри. Место внутреннего контроля в системе управления // Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы. — 2008. — №3. — С. 115-119
10. Никитина, Е.С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организации // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2009. — №9
11. Новосельцев, А.А. Функции внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — №4(050).
— С. 121-125
12. Сметанко, А.В. Классификация и характеристика принципов внутреннего аудита // Вестник Финансового университета. — 2014. — №2. — С. 49-59
13. Чхутиашвили, Л.В. Роль внутреннего контроля организации в эффективном ведении финансово-хозяйственной деятельности // Международный бухгалтерский учет. — 2016. — С. 23-33