Бихевиоризм. Рассмотрение с точки зрения истории психологии

, основная часть работы, включающая в себя две главы, заключение и список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования. В первой главе работы раскрывается сущность бихевиоризма как направления в истории психологии, описываются его основные идеи и принципы. Вторая глава посвящена необихевиоризму, а также теории Б. Скиннера, которая рассматривается как новый импульс в развитии данного психологического направления. Заключение представляет собой основные выводы, сформулированные в результате проведенной работы.

ГЛАВА 1. БИХЕВИОРИЗМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, .1 Предпосылки возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — это крупное психологическое направление, началом которого считают статью американского психолога Д. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г.).

Однако предпосылки возникновения бихевиоризма складывались уже задолго до этого. В качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма выделяют следующие:

  • неспособность «академической», интроспективной «психологии сознания» удовлетворять требованиям практики;
  • философия позитивизма и прагматизма, которая нашла себе благодатную почву в США;
  • исследования поведения животных (Э. Торндайк и другие);
  • психологические и физиологические идеи ученых (И.П.

Павлов, В. М. Бехтерев).

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и быстрым развитием бихевиористического направления заключается в изменении понятия о психике.

Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк (1874-1949).

Он сам называл себя «коннексионистом» (от англ. «коннексия» — связь), а не бихевиористом. Однако об исследователях, а также об их концепциях судят по их роли в развитии познания, а не по тому, как они себя называют, а работы Торндайка открыли первую главу именно в развитии бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк описал в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». В собственных исследованиях он употреблял традиционные термины — «интеллект», «ассоциативные процессы», но наполнял их совершенно новым, отличающимся от предыдущих взглядов, содержанием. Именно эту работу И.П. Павлов счел пионерской в объективных исследованиях поведения.

37 стр., 18166 слов

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

... студента АННОТАЦИЯ к дипломной работе студент гр. ТМДк-411 Тоноян М.Э. на тему: «Источники возникновения логистических издержек и пути их снижения» В данной работе рассматриваются проблемы поиска ... и разработки мероприятий по снижению логистических издержек на предприятии. В ...

Тот факт, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно еще со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животных к окружающей среде, стало общепринятым после Спенсера. Но именно опыты Торндайка впервые показали, что природа интеллекта и его функция могут изучаться и оцениваться без обращения к идеям или каким-либо другим явлениям сознания. Ассоциация в данном случае означала уже не связь между идеями либо между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывается Торндайком в объективных терминах. Он использует идею о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения, что имеет глубокие методологические основания. Это означало переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Понятие «проб и ошибок» составляло одну из предпосылок эволюционного учения Ч. Дарвина. Поскольку возможные способы реагирования на постоянно меняющиеся условия внешней среды не могут быть предусмотрены в структуре и способах поведения живого организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

Э. Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха. В экспериментальных исследованиях с животными Торндайк использовал сконструированные им «проблемные ящики», которые представляли собой устройства различной сложности. Помещая в проблемный ящик животное (собаку, кошку), Э. Торндайк осуществлял наблюдение за их двигательными реакциями, связанными с выходом из ящика и получением подкрепления рефлекса (корма).

Он установил, что, добившись случайного успеха при эвакуации из неволи, в случае повторения опыта, животное уменьшает количество тех действий, которые не приводят к свободе.

Э. Торндайк сформулировал следующие законы научения:

  • закон упражнения, в соответствии с которым прочность связи между ситуацией и реакцией на нее обусловлена частотой повторения;
  • закон эффекта, смысл которого состоит в том, что прочность связи возрастает, если процесс ее установления связан с получением удовольствия;
  • закон готовности, который подразумевает, что скорость установления связи зависит от особенностей нервной системы субъекта.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха», согласно Торндайку, объясняет приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Этот принцип имеет очевидные преимущества, по сравнению с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его понимании до Сеченова) означал фиксированное действие, ход которого определялся так же строго фиксированными в нервной системе путями. Этим понятием не представлялось возможным объяснить адаптивность реакций организма и его обучаемость.

9 стр., 4184 слов

Связь психологии с другими научными дисциплинами

... и законами» (Фромм Э. Бегство от свободы). Применительно к человеку анализ истории есть источник понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм ... Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке ...

Э. Торндайк исходным моментом двигательного акта считал не внешний импульс, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден построить ее собственными усилиями. Связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса (в его механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками:

  • исходным пунктом является проблемная ситуация;
  • организм противостоит ей как целое;
  • он активно действует в поисках выбора;
  • организм выучивается путем упражнения.

Прогрессивность данного подхода является очевидной, так как Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что за пределами сознания психолога могут интересовать только бессознательные явления, которые скрываются в «тайниках души». Именно Торндайк значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. Торндайк называет связь между реакцией и ситуацией коннексией. Если говорить языком последующей психологии, коннексия — это элемент поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма.

1.2 Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона

Признанным лидером бихевиоризма является Д. Уотсон. В 1913 г. Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста», которая и положила начало данному направлению в психологии. Именно выход этой статьи принято считать датой возникновения бихевиоризма. В своей работе Д. Уотсон высказал идею о необходимости проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма на внешн