Рынок труда и социальная политика государства

Темпы и качество экономического роста, социальная и политическая ситуация в Украине и других странах с переходными экономиками в значительной степени формируется под воздействием процессов на рынке труда. Переход к рыночной экономике заострил социально-экономические проблемы занятости и безработицы, добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой социально-экономической системы и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. С возникновением рынка труда кардинально изменился подход к трудовой деятельности людей. Формирование экономической системы, основанной на рыночных отношениях, неизбежно сопровождается появлением различных форм собственности, реструктуризацией занятости, образованием новых сфер приложения труда, высвобождением избыточной рабочей силы, обострением проблемы использования трудовых ресурсов, проблемы занятости. На динамику занятости населения существенное влияние оказывают рыночные преобразования: активная трансформация форм собственности, формирование взаимосвязи между рынками труда и капитала. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование закономерностей формирования и функционирования рынка труда в переходной экономике.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что формирование и функционирование рынка труда как научная проблема созрела не сегодня. Она имела место в экономических исследованиях классической школы политэкономии в прошлые века, активно разрабатывалась неоклассиками и кейнсианцами в нашем веке. Рынок труда является важнейшим фактором трансформационных преобразований в Украине, сущностной чертой рыночной экономики. На его основе организуется эффективное использование человеческих ресурсов общества, создаются конкурентные условия в сфере социально-трудовых отношений, которые, с одной стороны, ведут к совершенствованию качественных характеристик рабочей силы, а с другой, обеспечивают эффективную занятость населения в общественном хозяйстве, повышение благосостояния всех членов общества. Происходящие в нашей стране преобразования, сопровождающиеся усложнением системы рыночных отношений, требуют переосмысления установленных в экономической науке подходов к рынку труда, его сущностных черт и тенденций развития. Возникает объективная необходимость поиска эффективных механизмов функционирования рынка труда, путей его развития, которые способствовали бы снижению социальной напряженности в обществе, создавали условия для продвижения нашего государства к демократии и гуманизму. Все это определило актуальность исследования данной проблемы.

4 стр., 1614 слов

Научные основы экономического анализа. Место его в системе экономической науки

... определённые условия для его функционирования. В связи с вышеперечисленным экономический анализ является и обеспечивающей базой маркетинга. Поскольку в начале повествования о месте экономического анализа в системе экономической науки мы упоминали бухгалтерский учёт, нельзя ...

ГЛАВА 1. Рынок труда: сущность, структура и формы

1.1. Рынок труда в системе рыночных отношений

В экономической структуре рыночного хозяйства рынок труда занимает особое место благодаря обращению на нем специфического товара — рабочей силы, который не имеет аналогов в многообразном мире товаров, а само движение этого товара на рынке труда сопряжено с рядом социально-экономических особенностей. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.

Рынок труда – наиболее сложный элемент рыночной экономики. На рынке труда определяются условия найма рабочей силы, труда, гарантии занятости, отражаются основные тенденции в динамике занятости и получает оценку стоимость рабочей силы. «Рынок труда можно определить как систему социально – экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, владельцами средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения». [ 5,с.131].

Таким образом, рынок труда выполняет следующие основные функции:

  • соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;
  • обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за наем рабочей силы;
  • установление равновесной (доминирующей) цены;
  • содействие полной экономически эффективной занятости.

    1.2.

Структура рынка труда

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном пункте мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий).

Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено государственными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

  • социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
  • законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
  • регулирование рынка труда косвенными методами;
  • защита прав всех субъектов рынка труда;
  • многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

  1   2  3

Наемные работники Работодатели

  4   5

  6

Государство

  7
  8

  9   10

Профсоюзы Организации работодателей

Схема №1: Взаимодействие субъектов рынка труда

Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.[9]

Второй компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Украины, в законе Украины «О занятости населения» ( от 01.03.1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными согласно с Законом от 21.12.2000), других законах. Они конкретизируются в указах Президента Украины, решениях правительства. Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Последний иногда выдают за сам рынок труда, что далеко не точно, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы).

Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция. На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени. Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом Украины «О занятости населения» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., а социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.   11

Анализ данных по безработице экономически активного населения Украины показывает, что, начиная с 2000 года, уровень безработицы плавно снижался вплоть до 2008 года, когда, в связи с финансовым кризисом, он резко вырос. Согласно официальным статистическим данным, в 2010 году наблюдалось плавное снижение уровня безработицы экономически активного населения страны. [11] Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в Украине еще не сформировался, но все его основные компоненты имеются. И поэтому можно сказать, что рынок труда, хотя и несовершенный, в Украине есть.

1.3. Конкуренция на рынке труда

В силу сложности структурно-функциональной организации труда всегда

существует определенное несоответствие между рабочими местами и трудовыми ресурсами. Часть рабочих мест, требующих для своего обеспечения очень высокой квалификации, остается незанятой, а часть лиц, не имеющих

специальной подготовки, не могут найти работу. В такой ситуации возникает

конкуренция не только между безработными за то, чтобы получить хоть

какую-нибудь работу, но и конкуренция между высококвалифицированными

работниками и специалистами за более выгодное предложение своего труда,

поскольку работа на новом, временно свободном рабочем месте, требует не

только высокой квалификации, но и оплачивается по более высоким тарифам. В этих условиях возрастает самоценность рабочего места и ожесточается конкуренция за предпочтительные рабочие места. Этому способствует повышение требований к качественным характеристикам работников, к умению работника включать в производственный процесс не только профессионализм, но и всю гамму свойств и качеств, присущих человеческой личности, которые функционируют и высоко ценятся в современной экономике (активность, творчество, инициативность, мобильность и т. п.) . В зависимости от сочетания форм рынка (свободной конкуренции или монополии и олигополии и др.) и денежных систем (в большей или меньшей степени это связано с развитием кредитования) различаются следующие основные модели конкуренции на рынке рабочей силы:

1) предоставление рынкам рабочей силы возможности формирования заработной платы. В результате возникали различные формы рынка: монополии покупателей, монополии продавцов и т.д. Монополия работодателей на рынке рабочей силы позволяла работодателям снижать заработную плату, а рабочим получать лишь такую часть продукта, которая намного меньше, чем это было бы, если бы конкуренция на стороне работодателей привела заработки в состояние равновесия;

2) группы работодателей и рабочих определяют заработную плату в ходе переговоров под руководством государственных органов. Распределение осуществляется органами самоуправления или профессионально-сословными группами;

3) распределение доходов складывается в условиях полной конкуренции через механизм свободных цен, выполняющих следующие функции: передачи достоверной информации о спросе и предложении товаров и услуг; служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства; определяют, кто получает и какую долю произведенного продукта, т.е. устанавливают правила распределения доходов. Распределение в условиях полной конкуренции связано с возникновением существенных различий в покупательной способности доходов. На практике выработаны способы корректировки распределения для рынка свободной конкуренции. Это налоговая политика — установление прогрессивного подоходного налога[1, c.235].

Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:

1) предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;

2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т.е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга;

3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);

4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.

На украинском рынке труда, претерпевающем пока процесс сложного становления, есть некоторые сегменты, в рамках которых преобладают черты совершенной конкуренции. С известной долей условности к ним сегодня можно отнести рынки продавцов, строителей, шоферов, уборщиков, рабочих — ремонтников разного профиля, специализирующихся на ремонте жилья, офисов, бытовой техники, мебели и обуви, подсобных рабочих. Спрос здесь представлен множеством мелких и мельчайших фирм, а предложение — неорганизованной массой рабочих, владеющих этими сравнительно простыми профессиями. Другими словами, как и положено при совершенной конкуренции, и спрос, и предложения атомистичны (многочисленны и малы по размерам).

И все же для современного рынка труда, существующего в условиях как высокоразвитой рыночной, так и переходной экономики, более характерна несовершенная конкуренция, включая такие ее полярно противоположные формы, как монопсония и монополия, где сама конкуренция почти исчезает.

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.

К основным признакам монопсонии следует отнести:

1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме;

2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;

3) установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.

Для формирующегося российского рынка труда проблема монопсонии имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Монопсония (пусть и в очень специфической форме) уходит своими корнями в нашу прежнюю централизованно плановую экономику, при которой главным (и почти единственным) работодателем выступало государство. Социалистическая монопсония имела свои особенности. В отличие от чисто рыночного монопсониста государство не сокращало занятость населения. Напротив, полная ликвидация безработицы считалась одним из главных преимуществ социализма перед капитализмом. Однако, пользуясь своим моно-псоническим положением, оно твердо удерживало заработную плату на низком уровне. Видимо, не случайно в те времена возникла ехидная поговорка: «Государство делает вид, что оно нам платит, а мы делаем вид, что работаем». В ходе реформ государство перестало быть единственным работодателем. Однако и сегодня на украинском рынке труда можно встретить мо-нопсоническую ситуацию, которая возникает в результате переплетения остаточных элементов государственной монопсонии с действующими рыночными механизмами хозяйствования.

ГЛАВА 2. Рынок труда в системе макроэкономических показателей национальной экономики

2.1. Национальный рынок труда и факторы его формирующие

Рынок труда можно классифицировать исходя из различных критериев. По территориальному признаку различают рынки труда: местный, региональный, национальный, международный (транснациональный) и мировой. Национальный рынок труда охватывает все общественное производство — через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на формирование украинского национального рынка труда.

Сфера трудовых отношений находится под воздействием государства. Практика проводимых экономических преобразований сопровождается обострением социальной напряженности. Разрабатываемые и предлагаемые правительством и органами законодательной власти меры по решению социальных проблем имеют низкую эффективность. Реализация социальных программ усиливает финансовую несостоятельность государства, служит поводом для очередного ужесточения налогообложения, в результате чего проблемы жизненного уровня населения обостряются еще больше. В связи с этим неизбежно снижается эффективность политики занятости, несмотря на попытки институциональной организации рынка труда по лучшим зарубежным образцам.

Второй силой, влияющей на сферу труда, стала либерализация отношений собственности, обусловившая формирование частного сектора. Развитие предпринимательства, малого бизнеса и их влияние на занятость важны не только с позиции снижения уровня безработицы. Формируются новые типы работодателя и работника, трансформируются трудовые ценности, меняется значимость места работы в жизни работника, усиливается роль его индивидуальных конкурентноспособных качеств.

В соответствии с этим возрастает значение третьей силы, оказывающей воздействие на состояние сферы труда, – экономической активности населения, базирующейся на жизненных ориентациях граждан и отражающей уровень и характер их социально-экономической адаптации.

Исследуя экономическую активность и занятость населения Украины, можно отметить их медленный рост, вплоть до 2008 года, а затем резкий спад, вызванный мировым экономическим кризисом.[11]

Глава рынок труда в системе макроэкономических показателей национальной экономики 1

Также нельзя не отметить высокую степень влияния национального фактора на формирование украинского рынка труда. Исторически сложившийся украинский менталитет, ориентированный на государственный патернализм в условиях широко распространенного администрирования и регламентирования, деформации в оплате труда работников привели к утрате стимулов трудовой активности и инициативы, одновременно снизив адаптационные способности работников. Безработица в Украине сопряжена с болезненной ломкой стереотипов, нередко приводящих индивида к жизненной драме. [8, c.102-113]

2.2. Современные тенденции на рынке труда

Одной из принципиальных особенностей современного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек. Увеличивается количество предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что на таких предприятиях выше показатели качества продукции и производительности труда, они успешнее в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов.[6] Для современного рынка труда не характерно авантюрно – эксплуатационное, сиюминутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет разветвлённую инфраструктуру. Он опирается на организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи и т.д.

В будущем изменение экономической обстановки во всём мире качественно изменит рынок труда. К такому выводу пришли эксперты аналитического бюро The Economist Intelligence Unit, опросившие 1650 гендиректоров крупных международных компаний. В 2020 году компании будут, как никогда, ценить в работниках интеллект, способность творить и уживаться в коллективе, пишет газета «Ведомости»[7].

В докладе «Тенденции в экономике, индустрии и корпоративной жизни. Прогноз на 2020 год» описано пять экономических тенденций, которые, по мнению мирового топ-менеджмента, будет определять работу компаний, а значит, и влиять на спрос на трудовые ресурсы. Итак, до 2020 года на рынок труда будут влиять следующие факторы.

Первое — глобализация и перераспределение экономической мощи в сторону азиатских стран, прежде всего Индии и Китая.

Второе — демографические сдвиги всего мирового населения и качественное изменение трудовых ресурсов. Средний возраст работников станет больше, а женщины смогут играть в экономической жизни большую роль.

Третье — рост и атомизация подразделений компаний. В условиях, когда подразделения в рамках одной компании приобретают больше независимости, для налаживания эффективного взаимодействия необходимы будут умение договариваться, готовность к компромиссам.

Четвертое — товары и услуги станут более персонализированными. Значит, при работе с клиентами и разработке новых товаров компании должны будут проявлять известную гибкость и готовность постоянно совершенствоваться.

Пятое — наибольшая добавленная стоимость будет достигаться за счет интеллектуальной, а не материальной составляющей. Значит, любая работа потребует больших затрат творческих сил. Креативность станет более важной, чем умение следовать установленным правилам.

В соответствии с этими тенденциями и будут в ближайшее время преобразовываться компании. Как прогнозируют эксперты, выжить в конкурентной борьбе смогут только те компании, персонал которых будет адаптирован к новым условиям. Украинские эксперты готовы согласиться с мировыми оценками. По мнению специалистов, в украинских компаниях, которые в девяностые годы прошли этап завоевания рынков и активной экспансии, ценились агрессивность, амбициозность и инициатива менеджеров. Сейчас же компании стремятся упорядочить свою структуру, повысить эффективность работы, поэтому от менеджеров требуется умение ставить цели и постепенно идти к их достижению.

Психологический портрет кандидата уже сегодня для многих компаний не менее важен, чем профессиональные навыки. Не менее важным в будущем будет образовательный и интеллектуальный уровень работников. Если сейчас сотрудники на низовых должностях или производстве не обязаны понимать процессы, протекающие в компании, то, по мнению экспертов, в будущем это будет обязательным условием.

 современные тенденции на рынке труда 1

2.3. Свобода перемещения рабочей силы и ее влияние на формирование мирового и регионального рынка труда

Американский писатель Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол» высказал выстраданную им мысль: смерть каждого человека — это потеря для всего человечества. Действительно, в современном мире все взаимосвязано. На пороге ХХI века люди подошли к знаменательному историческому рубежу — на новых основах создается всемирное хозяйство. Коммунистическая цивилизация покинула историческую арену. Экономической основой современного всемирного хозяйства служит интернационализация производства — развитие таких организационно-экономических связей, которые соединяют производство одних стран с потреблением его результатов в других странах.

ГЛАВА 3. Рынок труда в Украине

3.1. Особенности формирования рынка труда в странах с переходной экономикой

Процесс глобализации вносит в сферу труда и занятости свои коррективы: в рамках открытой глобальной экономики оказывается всё большее давление на традиционные отрасли, заставляющее их сокращать экономическую активность и высвобождать рабочую силу. Структура экономик стран с переходной в недалеком прошлом имела известные недостатки: крен в сторону производства средств производства, поглощающая огромные ресурсы (в том числе и людские) военная промышленность, недоразвитость многих отраслей народного хозяйства: сельского хозяйства, лёгкой промышленности. Именно поэтому в странах с переходной экономикой без инвестиций в новые виды деятельности будет и дальше увеличиваться безработица, что в свою очередь, будет являться примером пассивных или негативных структурных изменений. Можно выделить следующие основные особенности формирования рынка труда в странах с переходной экономикой: 1. Формирование рынка труда в европейских странах с переходной экономикой в изучаемом периоде (1989-2000 гг.) протекало в сложной обстановке, обусловленной комплексом внутренних и внешних факторов политического, экономического, финансового, технологического и социального характера связанных с трудностями становления экономики рыночного типа. 2. Этот процесс проходит на фоне глобализации мировой экономики, быстрого прогресса в информационной технологии и технологии связи, изменения на финансовых рынках, использования принципиально новых стратегий бизнеса и методов управления, а также новых форм организации труда. 3. Одновременно с этим в мире ускоряется процесс дифференциации стран по уровню и типу социально-экономического развития. Причем в развитых странах мира современные тенденции в области занятости и безработицы говорят о том, что там преобладает интенсивный тип развития и социально-ориентированная рыночная экономика, а европейские страны переходного типа находятся в основном пока на разных стадиях экстенсивного типа развития. 4. Рынок труда стран с переходной экономикой находится сейчас в кризисном состоянии, что подтверждается широкими масштабами безработицы и нерациональной структурой занятости населения. Необходимо также подчеркнуть, что похвалиться эффективной занятостью и низкой безработицей на современном этапе развития не может ни одна страна мира. 5. На фоне неблагополучной ситуации в сфере занятости в мире, страны с переходной экономикой отличаются ещё и падением занятости в наукоёмких, высокотехнологичных отраслях промышленности и всё растущей дифференциацией в заработной плате у высоко- и низкоквалифицированных работников. 6. В исследуемом регионе мира происходит и резкое снижение размера доходов, ухудшение условий и качества жизни, растет бедность населения. 7. Можно выделить положительные аспекты формирования рынка труда в странах с переходной экономикой — это качественные характеристики рабочей силы, высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки по ряду специальностей, а также такие личностные качества, как умение держать удар перед экономическими трудностями, выносливость и выдержка перед лицом испытаний бедностью и неопределённостью в будущем. 8. Учитывая уникальность ситуации, а именно то, что переход от «плана» к «рынку» совершается в мировой истории впервые, надо отдать должное и правительствам этих стран, разумным образом сочетающих и самобытность своей страны, и мировой опыт политики на рынке труда. 9. Решение политических, экономических и социальных проблем, стоящих перед странами с переходной экономикой, возможно только при эффективном развитии экономики в целом. Необходимо учитывать также, что рынок труда находится в постоянном и разнонаправленном движении и что в сфере трудовых отношений не может быть перестройки раз и навсегда, так как субъектом и объектом рынка труда является человек со всем комплексом своих профессиональных, физических, психологических и личностных качеств.

3.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда Украины

Спрос и предложение на рынке труда находятся в зависимости от многих факторов. Отметим наиболее важные из них. Все факторы оказывающие влияние на рынок труда можно разделить на две группы: факторы, влияющие на спрос на рынке труда и факторы, влияющие на предложение. При этом на цену рабочей силы оказывают влияния обе данной группы, т.к. цена формируется под воздействием спроса и предложения, поэтому факторы, влияющие на цену, не выделяют в отдельную группу факторов.

На макроуровне на спрос (совокупный спрос) труда влияют:

— Экономическая конъюнктура, характеризующая состояние экономики. Если экономика находится на подъеме, то спрос на труд растет, достигая высокого уровня. Если экономика в кризисном состоянии, то спрос на труд низкий. Подобная зависимость спроса во многом обусловлена спросом на товары, производимые с помощью труда. Благоприятная экономическая конъюнктура характеризуется ростом доходов субъектов экономики и соответствующим ростом спроса на разные товары, требуя увеличения их производства. При неблагоприятной экономической конъюнктуре картина совершенно противоположная доходы падают, спрос на товары сокращается, соответственно, сокращается спрос на труд, растет безработица, сокращается рабочее время занятой части населения. На совокупный спрос.

— Возможность замещения труда капиталом. Высокая техническая оснащенность производства, его механизация и автоматизация ведут к сокращению спроса на труд. Преобладание в различных отраслях хозяйства ручного и не механизированного труда обусловливает высокий спрос на труд. Но влияние технического прогресса на спрос на рынке труда неоднозначно. Он может вести к сокращению спроса на труд в отраслях, где происходит механизация и автоматизация производства, но одновременно увеличивать спрос на труд в отраслях, производящих новую технику, где происходит ее обслуживание.

  • Политика государства. Если эта политика поощряет экономический рост, то спрос на труд растет. Дефляционная политика, наоборот, сжимает спрос на труд.

— Социальное законодательство. Законы, направленные на сокращение рабочего дня, ограничение увольнений, способствуют поддержанию высокого спроса на труд. Поскольку спрос находится в зависимости от уровня заработной платы, то законы, ограничивающие заработную плату определенным минимумом, ведут к сокращению спроса на труд, хотя это сокращение может быть компенсировано повышенным спросом со стороны рабочего населения на товары, удовлетворение спроса на которые требует поддержания высокой занятости того же рабочего населения. На макроуровне на предложение (совокупное предложение) труда влияют:

— Социальная структура населения, точнее, доля в нем лиц, лишенных собственных средств производства и существования. Поскольку социальная структура населения подвижна, то изменчивым является и совокупное предложение труда. Например, разорение мелких товаропроизводителей увеличивает долю лиц, обеспечивающих предложение на рынках труда.

— Демографическая структура населения, прежде всего та, что определяет удельный вес лиц в трудоспособном возрасте и состоянии. Но здесь значительную роль играет социальное законодательство и состояние системы здравоохранения. Так, запрет труда детей, подростков, пенсионеров, женщин в некоторых отраслях ограничивает совокупное предложение труда. Подобным образом влияет и выплата пособий некоторым категориям неработающих. Развитая система здравоохранения способствует сохранению трудоспособности населения, в том числе в зрелом возрасте, и обеспечивает повышенное предложение совокупного труда.

— Соотношение между уровнем заработной платы и доходами от самостоятельного занятия бизнесом. Высокий уровень заработной платы способствует росту предложения. Более высокие доходы от индивидуальной трудовой деятельности и занятия мелким бизнесом ограничивают совокупное предложение труда.

3.3 Социальная политика Украины на современном этапе

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Говоря осоциальной политике государства, мы подра­зумеваем действия правительства, направленные на распределение и пе­рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс­ле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г., провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной системы социальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного и всестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации, сохраняя тем самым стабильность в обществе. Современная социальная стратегия включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическим и иными системными кризисами. Признавая приоритетную значимость этих стратегических проблем, важно найти подходы к тактике их решения по основным направлениям получения доходов. В Украине осуществляются меры по улучшению материального положения населения за счет повышения мотивации к работе как основного источника доходов; проведение активной политики занятости; создание благоприятных условий для демографического воспроизведения населения, реформирование пенсионного обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые потерпели вследствие Чернобыльской катастрофы. Можно выделить основные направления социальной политики в Украине:

1) повышение благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;

2) предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;  социальная политика украины на современном этапе 1

3) проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных выплат с учетом трудового вклада лица;

4) предоставление адресной помощи нуждающимся в денежной и натуральной формах; содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению;

5) предотвращение коммерциализации, обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры; широкая поддержка семьи, материнства и детства;

6)проведение активной экологической политики.

Для реального воплощения в жизнь этих составных социальной политики Украины реализуются такие задачи:

  • образование необходимых условий для улучшения каждым тружеником своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;
  • мероприятия по наращиванию фонда потребления, стимулирование эффективного платежеспособного спроса;
  • переход от действующей модели организации заработной платы, которая сориентирована на низкую цену рабочей силы и высокую часть бесплатных социальных услуг к новой модели, которая предусматривает высокую цену рабочей силы и платное удовлетворение соответствующих услуг. Это дает возможность существенно увеличить частицу заработной платы в структуре общественного дохода, уравнять ее объемы с реальным масштабом цен, существенным образом уменьшить давление социальных затрат на бюджет государства;
  • существенный рост цены рабочей силы будет иметь важное значение с точки зрения ее защиты в процессе вхождения страны в мировое экономическое пространство;

— восстановление регулирующей функции минимальной заработной платы, которая не может быть низшая за официально установленную границу малообеспеченности, с постепенным повышением минимальной заработной платы до 60% от средней заработной платы в народном хозяйстве.

  • накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления соответствующей помощи по безработице, для сохранности рабочих мест в процессе разгосударствления и приватизации, стимулирование развития малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности, внедрение системы общественных работ, профессиональной переподготовки лиц, которые потеряли работу, для выполнения программы защиты малообеспеченных многодетных и неполных семей, неработающих пенсионеров, инвалидов, с ежемесячным индексированием денежных выплат указанным категориям населения соответственно фактическим темпам инфляции;
  • возмещение затрат на оплату жилья с учетом материального расслоения населения в связи с либерализацией квартирной платы и коммунальных платежей;
  • обеспечение справедливой системы пенсионных выплат с учетом трудового вклада каждого отдельного лица;
  • внедрение моральных и фискальных стимулов относительно образования и расширение сферы деятельности территориальных фондов социальной поддержки населения, развития благотворительных организаций;
  • защита интеллектуального потенциала общества, его эффективное использование и приумножения, содействие неуклонному росту роли, престижа и оплаты труда инженерно-технических кадров, менеджеров, научной и творческой интеллигенции — ученых, деятелей литературы и искусства, медиков, учителей, работников закладов культуры;
  • поддержка развития духовной сферы, образования, науки и культуры;
  • стимулирование создания негосударственных закладов науки, культуры, образования, становление страховой медицины, осуществление партнерства государства с частными учреждениями в решении вопросов социальной политики;
  • осуществление мероприятий из социальной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики, предоставление юношам и девушкам гарантированных возможностей относительно получения образования, профессиональной подготовки и трудоустройства;
  • сохранение в процессе приватизации профиля учреждений социального назначения, которые находятся на балансе государственных предприятий и организаций, и их передача местным органам власти.

Стимулирование средствами фискальной политики социальных инвестиций предприятий и организаций негосударственного сектора. Содействие строительству объектов социальной сферы, которые предусмотрены национальными программами;

— проведение активной экономической политики. Разработка программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Приоритетность развития социальной сферы Украины впервые определялась на государственном уровне соответственно Указу Президента Украины от 24 мая 2000 г., № 717/2000 «Об основных направлениях социальной политики на период до 2004 года». Основной целью этого Указа было создания условий для функционирования социальной политики согласно стратегии экономического развития и финансовой стабилизации. Конечным результатом этого процесса должно было быть обеспечение достаточного жизненного уровня населения, улучшение демографических показателей, развитие трудовых ресурсов, пенсионная реформа и восстановления образовательного и научного потенциала Акцент переносится на усиление социальной защиты, реформирование системы социального обеспечения — страхование, пенсионных выплат, развития адресной помощи и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ры́нок труда́ — совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности , неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.[2, c.632] Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы , знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов , призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда . [10] Основными компонентами рынка труда являются:

  • спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
  • стоимость рабочей силы;
  • цена рабочей силы;
  • конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками. Субъектами рынка труда выступают:
  • работодатели и их представители (союзы);
  • работники и их представители (профсоюзы);
  • государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции ( при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ( при прочих равных условиях предложение труда сокращается ); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства. Как показал анализ, формирующийся в Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся.

Формирование рынка труда в Украине, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и другие.

Список использованной литературы:

1.Буланова В.С., Волгина Н.А.. Рынок труда/- М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 480 с.

2. Варламова Т. П., Васильева Н. А., Неганова Л. М. и др. Большая экономическая энциклопедия/ -.М:Эксмо, 2007-816c.

3. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества/ – М.: Экзамен, 2002. – 378 с.

4. Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-экономические отношения. /- М.: Издательство МГУ, 2002. – 534 с.

5. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник – 3-е изд. доп. / – М.: Инфра-М, 2000 — 716с.

6. Панкратов А.С.Трансформация собственности Россия и социальные изменения в современном мире. Сборник статей преподавателей Россия. Том№1.Ломоносовские чтения.М.:МАКС-Пресс.2004.

7. Подцероб М..Какие умения и навыки нужны будут в 2020г. Ведомости, №68 (1595),18.04.2006

8. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.,

9. http://www.ukrstat.gov.ua/