Введение
История фондового рынка новой России насчитывает более двенадцати лет. За этот период рынок ценных бумаг прошел путь от чековых аукционов до создания развитой и мощной биржевой инфраструктуры, в технологическом плане способной поспорить с торговыми площадками ведущих западных государств. Однако, несмотря на быстрое развитие институтов фондового рынка, отечественная промышленность в 90-е годы переживала период спада, что свидетельствует об относительно слабой взаимосвязи между финансовым и реальным секторами экономики страны. Эта ситуация сложилась прежде всего ввиду неразвитости, а порой практически полного отсутствия, рынка ценных бумаг на региональном уровне, хотя мировая практика свидетельствует о том, что региональный фондовый рынок несет в себе огромный потенциал в области перераспределения и регулирования финансовых потоков в экономике. Перспективы становления и развития фондового рынка в России в целом и регионах определяются естественной потребностью в создании благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и направления их в сферы необходимого приложения. Совершенствование рынка ценных бумаг на федеральном, межрегиональном и внутри региональном уровне призвано стать одним из эффективных инструментов реализации государственной политики, призванной поддерживать базовые промышленные предприятия и обеспечивать наиболее полное и рациональное использование природного, кадрового научно-технического и производственного потенциала страны.
Также инструменты фондового рынка используются правительственными и муниципальными органами власти для решения проблем в бюджетной сфере и для финансирования социально-экономически значимых государственных проектов. Однако, как свидетельствует практика, многие российские регионы до сих пор занимают позицию «пассивного потребителя» централизованных ресурсов и практически не используют богатый и разнообразный инструментарий фондового рынка. Такая ситуация складывается во многом благодаря таким внутрирегиональным факторам, как: отсутствие вторичного рынка, неразвитость инфраструктуры. Также во многих регионах нет информационной базы регионального рынка ценных бумаг, чтобы обеспечивать его прозрачность. Таким образом, все вышеизложенное еще раз подчеркивает не только актуальность, но и важное значение темы дипломной работы, а также позволяет определить ее цель. Целью данной работы является всесторонний анализ становления и развития инфраструктуры фондового рынка России в целом и на региональном уровне, на этапе формирования экономики переходного периода от плановой к рыночной. Предметом анализа является также инструментарий фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики России и ее структурных преобразований.
Эссе биржевой рынок акций в россии
... совершаемых через фондовую биржу. Проблемы и тенденции развития биржевого рынка ценных бумаг в России Характеристика организованного внебиржевого рынка ценных бумаг: Мировой и российский опыт Организованный внебиржевой и биржевой рынок ценных бумаг: сравнительная характеристика (набор услуг, требования к ценным бумагам, к ...
Особое внимание в работе уделено анализу рынка ценных бумаг России с разработкой рекомендаций по совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг и оптимизацией использования его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов. Цель работы определила следующие основные задачи, решение которых представлено в дипломной работе: 1. изучение сущности и структуры фондового рынка России; 2. изучение зарубежного опыта функционирования рынка ценных бумаг; 3. анализ закономерностей, выявление тенденций и проблем развития рынка ценных бумаг в России и ее регионах; 4. разработка путей и методов совершенствования функционирования рынка ценных бумаг на федеральном и региональном уровнях. Методологической основой данной дипломной работы являются:
- положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
- научные труды отечественных и зарубежных экономистов;
- публицистические материалы;
— статистические материалы. Первый раздел дипломной работы включает краткий анализ структурных деформаций в экономике России переходного периода. Делается вывод о возможности финансирования структурных преобразований, используя инструменты фондового рынка. Во втором разделе проводится комплексный анализ рынка ценных бумаг России: выявляются закономерности, тенденции и проблемы его развития, проводится анализ фондового рынка. В третьем разделе определяются перспективы развития фондового рынка России, пути и методы совершенствования функционирования рынка ценных бумаг в регионах России. Практическая значимость результатов данной дипломной работы заключается в том, чтобы основные выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования фондового рынка России были учтены при дальнейшем развитии инфраструктуры фондового рынка. Таким образом, проблема развития рынка ценных бумаг на федеральном и региональном уровне является очень актуальной, так как именно рынок ценных бумаг обладает огромным потенциалом в области перераспределения, регулирования и привлечения финансовых ресурсов в экономику страны.
Глава 1. Фондовый рынок в России
1.1 Регулирование фондового рынка России
Российский фондовый рынок представляет собой один из развивающихся рынков. Он характерен наличием значительного числа акционерных обществ, большинство из которых не состоят в листинге ни одной из торговых площадок, но, тем не менее, представляет интерес для прямых инвестиций.
Отсутствие достаточной ликвидности является основной проблемой при портфельном инвестировании на российском рынке. Хотя значительное число компаний являются прибыльными, финансово устойчивыми и демонстрируют рост от 20 до 30% в год, тем не менее, они торгуются на рынке со значительным дисконтом относительно подобных компаний даже в развивающихся странах, не говоря о развитых. Все это свидетельствует о том, что при налаживании инфраструктуры рынка, проведении определенной работы, направленной на повышение открытости компаний для инвестора, даже без кардинальных макроэкономических улучшений, акции могут значительно вырасти.
Рынок ценных бумаг России — становление, оценка эффективности ...
... России связан с серией экономических бурь и финансовых потрясений. В основном они были вызваны приватизацией и корпоративизацией предприятий, появлением российского рынка ценных бумаг. Следствием бурного развития фондового рынка стали и современная ...
За 1999 год наиболее сильно выросли в цене акции нефтегазовой отрасли. Причиной является то, что в настоящий момент основными отраслями экономики являются не наукоемкие производства, а сырьевые отрасли. Причем акции таких компаний продолжают оставаться недооцененными ввиду продолжающегося роста цен на энергоносители.
Из ценных бумаг на российских площадках обращаются в основном обыкновенные и привилегированные акции компаний. Зарождается сектор корпоративных долговых обязательств. Многие компании начинают видеть преимущества этого способа финансирования своей операционной деятельности. Кроме того, есть надежды на возрождение рынка производных ценных бумаг, которые бы дали возможность управлять валютными, процентными и портфельными рисками.
Российское законодательство определяет ценную бумагу как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Различными видами ценных бумаг являются государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Ценные бумаги существовали в России и в советский период, однако, внутреннего фондового рынка как такового не было. Эмитентом ценных бумаг, в конечном счете, выступало государство в лице государственных предприятий и организаций, оно же являлось одной из сторон в подавляющем большинстве сделок с ценными бумагами. С преобразованием экономики в рыночную началось использование государственных обязательств в качестве средства платежа, а затем и их спекулятивное обращение между различными субъектами хозяйственного оборота. Резкое увеличение числа фондовых операций началось в процессе акционирования и приватизации, и первыми широко продаваемыми и покупаемыми бумагами, в том числе при участии физических лиц, стали приватизационные чеки (ваучеры).
Далее, по мере прохождения различных этапов приватизации, на рынок выбрасывалось все большее количество акций различных эмитентов, и акции стали наиболее торгуемым видом ценных бумаг. В целях правового регулирования ценных бумаг и их обращения издавались сменяющие друг друга нормативные акты, число которых к настоящему времени перевалило за полторы тысячи, и они постепенно сформировали ту модель фондового рынка, которая существует на текущий момент.
Объектом сделок на фондовом рынке являются, главным образом, эмиссионные ценные бумаги.
Ряд документов закрепил правила деятельности различных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг, определенных законом «О рынке ценных бумаг». Это:
Постановление ФКЦБ от 11 октября 1999 г. № 9 «Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации»,
Постановление ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36 «Об утверждении положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения»,
Ценные бумаги и эмиссионная деятельность банка
... российского рынка ценных бумаг и его особенности, а также роль банков на рынке ценных бумаг. Второй раздел подробно раскрывает процесс выпуска эмиссионных ценных бумаг банками и его документарное оформление. Третий раздел посвящен анализу эмиссионной деятельности ...
Постановление ФКЦБ от 17 октября 1997 г. № 37 «Об утверждении положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги»,
Постановление ФКЦБ от 2 октября 1997 г. № 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг»,
Постановление ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. № 49 «Об утверждении положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».
Поскольку законом установлено обязательное лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке и обязательная аттестация специалистов, непосредственно осуществляющих такую деятельность, существуют документы, определяющие требования, предъявляемые к профессиональным участникам; к их сотрудникам, занимающим определенные должности; порядок лицензирования и аттестации, а также ограничения при осуществлении различных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, в частности:
Постановление ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50 «Об утверждении положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации»,
Постановление ФКЦБ от 20 января 1998 г. № 3 «Об утверждении совместного с Центральным Банком Российской Федерации положения об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию»,
Постановление ФКЦБ от 2 сентября 1999 г. № 6 «Об утверждении положения о системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям — профессиональным участникам рынка ценных бумаг»,
Приказ ФКЦБ от 10 января 1997 г. № 3 и Минфина от 9 января 1997 г. № 1 «Об утверждении программы аттестации специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг».
Значительный массив документов посвящен защите интересов инвесторов, организации контроля, отчетности и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Среди них можно выделить:
Постановление ФКЦБ от 15 июня 1998 г. № 23 «Об утверждении временного положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг»,
Федеральный закон от 12 февраля 1999 года «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,
Постановление ФКЦБ от 6 ноября 1998 г. № 45 «Об утверждении временного положения о представлении отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»,
Постановление ФКЦБ от 29 ноября 1999 г. № 10 «О некоторых вопросах раскрытия информации на рынке ценных бумаг»,
Постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. № 21 «Об утверждении временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг».
Регулирование фондового рынка России.
1. Законодательно:
- Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2 (1995 — 1996 гг.);
- Закон «О банках и банковской деятельности» (2003 г.);
- Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (2002 г.);
- Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.);
- Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.);
- Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.);
- указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
- постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).
15 стр., 7261 слов
Анализ основных характеристик и функций облигаций на российском рынке
... поставлены мною в процессе написания курсовой работы, сводятся к следующему: во-первых, это общая характеристика облигаций, как финансового инструмента на рынке ценных бумаг; во-вторых - рассмотрение ... и находитсяв прямой зависимости от результатов деятельности компанииэмитента, т.е. от того, получает компания прибыль или нет.Такие облигации называются доходными или реорганизационными,так как ...
2. С помощью некоммерческие организации — объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг:
* НАУФОР — Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка
* ПАРТАД — Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев.
3. Федеральный орган исполнительной власти ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам), который осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
ФСФР РФ находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации.
Благодаря этим организациям современный российский фондовый рынок постоянно развивается и приходит к цивилизованным формам взаимоотношений между его участниками.
Процесс регулирования на фондовой бирже включает:
- создание нормативной базы её функционирования;
- отбор профессиональных участников биржевого рынка;
- контроль над выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
- система санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже.
В соответствии с российским законодательством фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства. С точки зрения организационно-правовой формы биржи формируются преимущественным образом в виде акционерных обществ. В то же время это могут быть и товарищества, общества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и даже частные предприятия.
1.2 Задачи фондового рынка
Отсчитывая свою историю с середины 20 века, российский фондовый рынок относится к числу развивающих рынков. Анализ деятельности участников и средств правого регулирования позволяет выделить следующие наиболее типичные черты, присущие ему на текущем этапе функционирования:
- 1) резкие ценовые колебания, выражающиеся в высокой волатильности, как в историческом аспекте, так и при расчетах ожидания;
- 2) несбалансированность внутрикорпоративной политики компаний, осуществляющих эмиссии ценных бумаг, что является причиной относительно низкой капитализации рынка и недостаточного вовлечения в оборот всего объема зарегистрированных ценных бумаг;
- 3) малая активность инвесторов в сегменте производных инструментов финансирования;
- 4) ненадлежащая правовая регламентация деятельности на рынке ценных бумаг, отсутствие четких и исчерпывающих правовых правил ведения таковой деятельности;
- 6) высокий уровень политических рисков и информационная закрытость;
- 7) сильная прямая корреляция динамики рынка с колебаниями мировых цен на сырье и энергетические ресурсы;
- 8) высокая взаимосвязь котировок всех «голубых фишек»;
- 9) недостаточный уровень профессиональных знаний участников рынка, отсутствие опыта и деловых традиций решения текущих и стратегических задач;
- 10) недостаточный уровень открытости, в том числе правовой, для зарубежных инвесторов и интеграции во всемирную финансовую систему;
- 11) недостаточная развитость сегмента инструментов срочного рынка, их малое использование в построении сложных схем рискового хеджирования.
Вышеуказанные характеристики фондового рынка России напрямую воздействуют на процесс выработки инвесторами торговых стратегий. Так, в частности, исходя из сложности экономического прогнозирования и высокой волатильности корпоративных акций в данном сегменте большинство стратегий являются краткосрочными и рассчитывают не более, чем на полгода, с условием постоянного мониторинга и оперативного пересмотра портфеля. На рынке облигаций более широко применяется передача активов в доверительное управление со сроком инвестирования средств свыше одного года. Одной из текущих тенденций развития рынка является стабильное увеличение сектора не располагающих значительными средствами частных инвесторов, что делает более привлекательными брокерские услуги , предлагаемые профессиональными игроками, поскольку заключение такими инвесторами соглашений на брокерское обслуживание прямо предписано действующим законодательством. Также к числу тенденций следует отнести растущее распространение современных средств коммуникации, к числу которых относятся и технологии Интернет-трейдинга, что делает фондовый рынок более доступным и привлекательным для розничных клиентов. Анализ характерных черт и тенденций развития современного фондового рынка в России позволяет выделить наиболее важные задачи в краткосрочной перспективе:
Финансовые рынки: ценные бумаги и фондовые биржи
... ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной оборотный капитал, определяет предложение ценных бумаг на фондовом рынке. ... предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих ...
- 1) вовлечение на рынок широких инвестиционных слоев;
- 2) дальнейшее совершенствование правовой регламентации деятельности рынка и его участников и создание качественной юридической инфраструктуры;
- 3) повышение эффективности деятельности организаторов торгов путем ее коммерциализации;
- 4) расширение ассортимента инвестиционных инструментов, в том числе срочного рынка;
- 5) стандартизация базовых системных элементов, модернизация технической инфраструктуры и дальнейшая интеграция во всемирную финансовую систему;
- 6) снижение уровня политических рисков.
Глава 2. Перспективы развития фондового рынка в России
2.1 Виды фондового рынка
фондовый инвестор регулирование
Регулирование рынка ценных бумаг поощрило ориентацию основных его профессиональных участников на крупных клиентов в основном на западные фонды и банки. Это совпадало с экономической целесообразностью работать с несколькими крупными клиентами намного выгоднее и дешевле, чем с множеством мелких. В результате возникшие на волне приватизации формы работы, ориентированные на мелких держателей ценных бумаг, такие как фондовые магазины, не получили развития. Торговлю же в банках облигациями сберегательного займа нельзя признать успешной, в первую очередь потому, что котировки сильно отличались от биржевых и вместе с эмиссией банков делали эти бумаги не слишком привлекательными. Между тем, по разным оценкам, сбережения населения, хранящиеся дома (как правило, в долларах), составляют 40-60 млрд. долл. Понятно, что все их привлечь в реальный сектор невозможно, но 30-40% из этих средств, которые вполне могут быть мобилизованы, составляют от 15 до 25 млрд. долл. Они могли бы снять проблему дефицита оборотных средств и инвестиций в промышленности и в сельском хозяйстве. (11, 12) Задача превращения этих средств в инвестиции стоит давно и понятна многим, но пути ее решения остаются далеко не очевидными. Так, леворадикальной частью Думы был проведен закон № 116 ФЗ от 20.06.1998 г. «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление физическими лицами доходам», который по существу, прямо запрещает хранить дома денежные средства свыше некой минимальной суммы, а, значит, невольно (или сознательно) превращает если не всю, то большую часть населения в невольных преступников. Другой путь является более сложным и трудоемким, но более перспективным и единственно приемлемым. Это восстановление доверия к финансовым институтам и в первую очередь, к государству. На сегодняшний день, существующее регулирование деятельности, связанной с инвестированием подталкивает к концентрации сбережений через банки и инвестиционные фонды, но доверие к этим финансовым посредникам по сути утрачено, поэтому более реальным было бы узаконить прямые инвестиции, которые тем или иным путем осуществляются, но уже за рамками законодательства. Примером таких инвестиций может служить кредитование своих знакомых, занимающихся мелким бизнесом. Прямые инвестиции предполагают непосредственное, без посредников, финансирование предприятий инвестором. К примеру, в США до половины всех граждан являются акционерами тех или иных компаний, т.е. напрямую финансируют реальный сектор. Опыт привлечения таких инвестиций существует в Москве, где работает фондовый центр для населения и имеется программа расширения сети фондовых магазинов. К сожалению, этот опыт пока не получи должного распространения. Для того чтобы подобные структуры могли привлечь средства населения, необходимо создать соответствующие условия. Часть их них находится под непосредственным контролем властей это регулирование участников рынка, законодательная и нормативная база. Другая часть восстановление доверия может быть создана только как результат совместных, последовательных и достаточно долгосрочных усилий. Наконец, третья техническая база вполне может быть отдана на усмотрение профессиональных участников рынка ценных бумаг. Основными препятствиями на реализации этого пути стоят уже названый выше закон о госконтроле за расходами и налоговое законодательство. Последнее просто-напросто ставит запреты на получение доходов по ценным бумагам, вводя трехкратное налогообложение (первый налог уплачивает эмитент, который начисляет дивиденды из чистой прибыли, второй раз он собирается при начислении дивиденда, а третий после заполнения налоговой декларации физическим лицом).
Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
... фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, кроме депозитарной и клиринговой. Поэтому ее задачи и функции определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг ...
И это при условии прямого владения акциями! Вторым наиболее перспективным направлением является развитие систем электронной (в том числе через Интернет) торговли, которое становится все более популярным в развитых странах. Здесь важную роль играет юридическая поддержка таких инструментов, как электронный документ, электронная подпись, электронная система торговли и заключенная через нее сделка. Определенная нормотворческая работа в этом направлении уже ведется. Удешевление и повышение надежности этих систем способны радикально изменить ситуацию на рынке мелких сделок и привлечь много новых мелких инвесторов. Другим следствием явится демократизация размещения, которая позволит ослабить позиции монополистов — инвестиционных банков и снизить стоимость их услуг. Еще один резерв использования рынка развитие неэмиссионных ценных бумаг. Сегодня они представлены в основном векселями, которые зачастую используются в сомнительных финансовых схемах. В то же время потенциал этой группы ценных бумаг явно недооценен. Привлекательность их заключается в том, что они способны придать ликвидность нестандартным формам кредитных контрактов. Сегодня ввиду особенностей отечественного бизнеса формы отношений, выработанные в мировой, в первую очередь западной, практике, оказываются плохо приспособленными к отечественным реалиям. Неэмиссионные ценные бумаги, не ориентированные на массовые эмиссии, позволят привлечь средства для финансирования относительно небольших предприятий, стабилизировать товарные и финансовые потоки в экономике, разрешить проблемы государственных закупок и т.д. В России ведущая роль в регулировании рынка ценных бумаг принадлежит федеральному органу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая в свою очередь делегировала значительную часть своих полномочий Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).
Рынок ценных бумаг и фондовые биржи
... меньше надежность ценных бумаг, тем выше может быть при определенных условиях доход с них, но и тем выше вероятность остаться ни с чем. Это условие фондового рынка получило ... банкам свои ценные бумаги. бумаг представляет собой, прежде всего, его разделение на первичный (где эмитенты продают новые выпуски ценных бумаг) и вторичный рынки (где уже инвесторы перепродают через фондовые биржи или ...
В свете всего вышенаписанного, наиболее срочным стратегическим вопросом, стоящим перед органами регулирования, является создание и развитие государственной программы по «созданию» отечественных инвесторов. Достаточно много этими организациями было сделано для защиты прав инвесторов (стоит вспомнить появление системы раскрытия информации об эмитентах СКРИН «Эмитент», Программы по защите прав и законных интересов инвесторов), при этом не уделялось никакого внимания финансовой грамотности потенциальных инвесторов. Выходом из этой ситуации могла бы стать совместная государственная — ФКЦБ России на деньги международных институтов, выделяемых на развитие фондового рынка, и негосударственная НАУФОР, ПАРТАД — на взносы участников, программа по созданию и образованию отечественного инвестора базового участника любого фондового рынка.
Виды фондового рынка
Существует много разных критериев по которым можно поделить фондовые рынки. В этой статье представлены несколько категорий.
* вторичный — это рынок, где происходит обращение размещенных ранее ценных бумаг на первичном фондовом рынке.
Чтобы легче понять данное разделение, можно сравнить с рынком недвижимости.
Первичный рынком недвижимости — это само строительство новой недвижимости и её первичная продажа, вторичный — это рынок, где можно увидеть как происходят операции с недвижимостью, аренда, купля-продажа, залог.
Виды фондовых рынков по организации и сопровождению сделок:
* организованный — сделки на бирже по купле-продаже ценных бумаг, регулирует государство, а участники имеют лицензии на осуществление торговой деятельности,
* неорганизованный или свободный — когда сделки совершаются вне биржи и регулируются нормами гражданско-правового законодательства. В отличие от биржи, сделки могут совершаться долгое время. Ценные бумаги не могут размещаться на бирже.
Кроме того, существую так же другие классификации фондового рынка:
* по территориальному признаку: международные (к примеру, Нью-Йоркская фондовая биржа), региональные и национальные(ММВБ и РТС),
Анализ рынка ценных бумаг России на современном этапе
... развития фондового рынка в дореволюционной России пришелся на вторую половину прошлого века, что связано с большим экономическим подъемом, становлением товарного рынка и рынка капиталовложений. В этот период большое влияние на Российский рынок ценных бумаг ...
* в зависимости от вида сделок (кассовый рынок и форвардный рынок),
* по срокам времени наступления обязательств (кратко-, средне-, долгосрочных, бессрочных ценных бумаг),
* по размещающим эмитентам (рынок муниципальных и государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг предприятий).
2.2 Функции фондового рынка
Главные функции фондового рынка заключены именно в том, чтобы привлекать свободные накопления и сбережения из различных источников для их инвестирования в развитие экономики страны. Источником ресурсов для инвестирования выступают как средства частных инвесторов, так и ваши вклады в банках. Также используются свободные средства организаций, различные государственные фонды.
Вторая важная функция фондового рынка — это решение проблемы финансирования приоритетных направлений развития экономики. Для этого государство может избавится от бумаг менее важных отраслей продажей их акций. Свободные деньги, полученные от этой операции, можно инвестировать в другой сектор.
Третья функция фондового рынка — установление реалистичной и справедливой рыночной цены, которая для всех в полной мере должна отражать ситуацию, которая сложилась на фондовом рынке. Это свойство позволяет оценить настоящее состояние экономики государства и является своеобразным рыночным индикатором.
Каким же образом можно получить личную выгоду? Во-первых, размещая свои средства на фондовом рынке, вы можете получить доход выше, чем по банковским депозитам, но также не надо забывать, что подобные инвестиции могут принести пользу экономике государства, которые косвенно увеличивают общее благосостояние всех граждан. Во-вторых, зная курс государства по отношению к экономике, можно вкладывать свои сбережения в тот сектор, где существует потенциальный рост. Экономика это люди, а не деньги, и зная приоритеты, вы легко будете знать будущее ее развитие. В-третьих, если вы видите, что определённая компания недооценена и цена ее акций, то можно попробовать извлечь прибыль из этой разницы.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты развития современного российского фондового рынка, в частности, такие как влияние исторически сложившихся традиционных ценностей населения, политических факторов и сложившейся в мировой экономике макроэкономической ситуации. Также были рассмотрены наиболее перспективные направления развития фондового рынка России в ближайшем будущем.
На основании всего вышенаписанного можно сделать некоторые выводы. Так, несомненно, необходимы кардинальные перемены в ситуации, сложившейся в макроэкономике России. Пока не будет проведен хотя бы необходимый минимум экономических реформ, направленных на улучшение ситуации в этом направлении, на появление в России серьезных инвесторов вряд ли стоит рассчитывать. А самим внутренним инвесторам вряд ли по силам удержать российский рынок даже в данном более-менее стабильном состоянии, не говоря уже о подъеме. России необходим приток серьезных инвесторов, которые могли бы привести за собой в страну крупные потоки капитала и собирались бы оставаться на российском рынке надолго. Но таким инвестором, прежде всего, необходима гарантия хотя бы относительной стабильности, необходима большая прозрачность деятельности предприятий, в которые они собираются инвестировать деньги, потому что при существующем положении вещей западный инвестор, по сути, лишен должной информации о состоянии предприятия, о его деятельности, об уровне доверия к этому предприятию. Кроме того, западные инвесторы уже имеют негативный опыт работы на российском фондовом рынке, и после памятного кризиса 1998 года они уже не будут такими доверчивыми. Им нужны будут твердые гарантии в том, что в России можно вести бизнес на фондовом рынке.
Немаловажную роль играет также привлечении отечественного инвестора на фондовый рынок. Это потенциально перспективная группа участников рынка ценных бумаг. По сути, мелкий инвестор в большинстве развитых стран является базовым участником финансового рынка. Несомненно, в России у большинства граждан есть свои денежные «заначки», необходимо извлечь этот капитал и заставить его работать. Но только извлечение это должно происходить не методом «экспроприирования экспроприированного», а созданием благоприятного климата для инвестирования мелкими участниками своих капиталов в реальный сектор экономики на основе платности и возвратности. Важную роль также будет играть внедрение современных технологий в развитии фондового рынка, таких как организация торгов в Интернет, совершенствование путей удаленного доступа, электронных торговых систем и методов расчета.
Список литературы
1. Захаров А. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг России // Право и экономика. — 2009. — № 1. — с. 69-74.
2. Шадрин А. Перспективы трансформации российского финансового рынка // Рынок ценных бумаг. — 2008. — № 8. — с. 32-36.