Анализ бюджетной политики Российской Федерации

бюджетная политика российская

оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;

  • выравнивание условий социально — экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;
  • стабилизация работы сектора экономики, как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;
  • централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;
  • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;
  • погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;
  • принятие мер по перечислению дивидендов по акциям находящимся в государственной собственности и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т.д.

Исходя из актуальных задач, можно сделать вывод, в современных условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической ситуации.

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы, всего

16 198,4

13 552,5

15 737,5

19 325,1

20 406,6

%% к ВВП

38,8

34,9

35,0

36,3

35,5

в том числе:

Федеральный бюджет

9 275,9

7 337,8

8 305,4

10 303,4

10 627,8

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 253,3

3 789,2

4 814,5

5 540,2

6 675,5

— в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

1 654,4

1 656,4

2 034,8

3 071,5

3 618,3

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 196,1

5 923,6

6 534,2

7 025,8

7 295,4

— в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

5 101,4

4 437,5

5 155,9

5 682,5

6 160,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

536,7

479,1

587,8

849,1

871,6

— в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

166,7

120,8

241,4

267,7

0,0

Расходы, всего

14 169,7

16 328,0

17 614,5

20 089,8

22 195,8

%% к ВВП

34,0

42,1

39,2

37,7

38,6

в том числе:

Федеральный бюджет

7 570,9

9 660,1

10 117,5

11 022,5

12 198,3

— в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

4 893,9

6 386,7

5 981,6

7 233,1

8 341,8

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

2 897,8

3 587,2

4 779,5

5 529,7

6 672,8

— в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

2 728,7

3 478,6

4 675,8

5 205,9

5 782,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 250,5

6 252,9

6 634,1

7 081,9

7 516,8

— в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

6 047,0

5 983,6

6 369,3

6 801,7

7 200,2

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

500,1

479,1

587,8

849,1

871,6

Дефицит (-), всего

2 028,7

-2 775,5

-1 877,0

-764,7

-1 789,2

%% к ВВП

4,8

-7,2

-4,2

-1,4

-3,1

Наблюдается рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократилась с 36,3% в 2011 году до 35,5% в 2012 году, доля расходов увеличилась — с 38,1% в 2011 году до 38,6% в 2012 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2):

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы (млрд. рублей)

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, всего

8 305,4

10 303,4

10 627,8

%% к ВВП

18,5

19,3

18,5

Расходы, всего

10 117,5

11 022,5

12 198,3

%% к ВВП

22,5

20,7

21,2

в том числе условно утверждаемые

%% к общему объему расходов

0,0

0,0

0,0

Дефицит

-1 812,1

-719,1

-1 570,5

%% к ВВП

-4,0

-1,3

-2,7

В 2012 годах наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета, при этом не нефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП (таблица 3):

Таблица 3

Динамика доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, всего

8 305,4

10 303,4

10 627,8

в %% к ВВП

18,5

19,3

18,5

в том числе:

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 228,2

4 942,2

в %% к ВВП

8,5

9,8

8,6

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 075,2

5 685,6

в %% к ВВП

10,0

9,5

9,9

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

в том числе:

Нефтегазовые доходы

46,1

50,7

46,5

Ненефтегазовые доходы

53,9

49,3

53,5

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 году по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

В 2012 году наблюдается рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 4):

Таблица 4

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

862,0

905,0

1 175,8

% (в номинальном выражении)

6,4

8,9

10,7

% (в реальном выражении)

1,4

2,3

4,4

Прирост к предыдущему году

(расходы без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов РФ):

млрд. рублей

1 137,6

905,0

939,4

% (в номинальном выражении)

8,6

8,9

8,5

% (в реальном выражении)

3,5

2,3

2,4

Виден переход к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем снизился (таблица 5):

Таблица 5

Объем Резервного фонда (млрд. рублей)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Объем Резервного фонда на начало года

1 618,9

775,2

1 408,1

%% к ВВП

2,3

1,5

2,4

Курсовая разница

5,5

-44,0

-3,9

Пополнение (использование) средств Резервного фонда

676,9

164,0

Объем Резервного фонда на конец года

1 624,4

1 408,1

1 568,2

%% к ВВП

2,3

2,6

2,7

Средства Фонда национального благосостояния использовались в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 6):

Таблица 6

Объема Фонда национального благосостояния (млрд. рублей)

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Объем Фонда национального благосостоянияна начало года

2 531,4

2 695,5

2 555,3

%% к ВВП

3,6

5,1

4,4

Поступления и курсовая разница

29,9

-135,2

-5,5

Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений)

-10,0

-5,0

-7,5

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 551,3

2 555,3

2 542,3

%% к ВВП

3,6

4,8

4,4

Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах

472,6

648,5

550,7

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах

2 078,7

1 906,8

1 991,6

Финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Таким образом, проанализировав бюджет РФ за 2010-2012 год можно сделать вывод о том, что бюджетную политику нужно совершенствовать и внедрять современные, более точные экономические прогнозы.

Наименование доходов

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма в тыс. руб.

Уд. вес в %

Сумма в тыс. руб.

Уд. вес в %

Сумма

в тыс. руб.

Уд. вес в %

Налоговые доходы всего

15991676

45,21

15402166

42,89

18750973

45,57

Налог на прибыль

4938165

14,00

6549401

18,24

1149449

27,85

НДФЛ

1790263

5,2

2312086

6,43

4739022

11,52

НДС

Акцизы

1370000

3,86

1780000

4,96

3150000

7,65

Лицензионные сборы

15917

0,04

Налог с продаж

300000

0,9

Налог на имущество предприятий

996653

2,9

1264995

3,53

1435004

3,48

Платежи за пользование природными ресурсами

3019857

8,6

3087937

8,59

2257643

5,48

Налоги на совокупный доход

141177

0,39

416877

1,01

Единый налог на вмененный доход

153300

0,43

Прочие налоги и сборы

104049

Неналоговые доходы всего в том числе:

551580

1,6

2487952

6,92

3345000

8,13

Всего доходов

35409904

100

35908707

100

41143889

100

Источник: отчетные данные Министерства финансов РТ за 2009-2011гг.

В 2011 г. структуре налоговых доходов наибольший объем занимают:

  • налог на прибыль организаций — 65,7 млрд. руб. или 34,49%. Основной объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили организации отраслей нефтегазового комплекса (44,4% от объема поступившего налога);

— налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) — 19,6 млрд. руб. или 11,07%. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан за 2011 год характеризуется высокой долей (97,1%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.

Из таблицы 7., видно, что в доходах бюджета РТ значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 67,0% в 2009 г. до 45,57% на 2011 г. В налоговых доходах по плану в 2011 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета РТ занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. [8, С.122].

Бюджет Республики Татарстан имеет ярко выраженную социальную направленность.

На уровне 2010 года сохраняются в 2011 году в республике компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы, на что в бюджете предусмотрены средства в сумме 1,2 млрд. рублей. Также сохранился порядок формирования фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях, который дополнительно предусматривает выплату премий работникам в размере двух окладов и материальной помощи в размере одного оклада. На эти цели из бюджета выделяются 2,2 млрд. рублей [13, С.21].

В 2011 году на содержание и развитие социально-культурной сферы направлено 28,1 млрд. рублей, что составляет 55% от общих расходов бюджета Республики Татарстан. По консолидированному бюджету в социальную сферу было направлено 34,9 млрд. рублей.

В бюджете Республики Татарстан самыми значительными по объему являются субвенции на выполнение государственного образовательного стандарта, на предоставление гражданам субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг, на содержание учреждений социального обслуживания.

Как показали расчеты, произведенные в процессе согласования параметров местных бюджетов, большинство поселений не имеет возможности за счет законодательно закрепленных по единым Федеральным нормативам местных налогов и сборов обеспечить в полной мере реализацию своих законодательно закрепленных расходных полномочий.

Доходы целевых бюджетных фондов снизились до 16,57% в 2010 г. и 16,12% в 2011 г. [13, С.127].

Более наглядно структуру бюджета РТ представим на рис.1 и рис.2.

Рис.1. Структура региональных налогов в доходной части бюджета РТ за 2009-2011 гг.

Рис.2. Структура основных доходов бюджета РТ за 2009-2011 гг.

Только около пяти процентов муниципальных образований республики оказались самодостаточными, у многих собственные доходы покрывают лишь незначительную часть объема расходов, определенных исходя из минимальных социальных стандартов и нормативов.

Из рис.2. видно, что региональные налоги в доходах бюджета РТ занимают незначительный удельный вес.

Транспортный налог в доходах целевых бюджетных фондах также занимает незначительный удельный вес (4,88% в 2010 г., а в доходах бюджета РТ 0,79%).

Налог на прибыль в бюджете республики в объеме 12,5 млрд. руб., в сравнении с планом 2010 года это больше 156 %.

При введении новой системы распределения акцизов на алкогольную продукцию замечается уменьшение поступлений в бюджет республики.

Налог на доходы физических лиц вконсолидированном бюджете в сумме 17,1 млрд. рублей, в сравнении с 2010 годом — больше на 121%.

Налог на 2011 год составил 2 млрд. руб., в сравнении с 2010 годом это больше на 165 %, Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2011 год занимают расходы по разделам «Национальная экономика» — 38,07% и «Межбюджетные трансферты» — 26,18%.

Исполнение бюджета республики по расходам за 2012 год составило 139 215, 4 млн. руб. при плановом объеме 180 860,9 млн. рублей.

Таблица 8

Сведения об исполнении бюджета РТ по расходам за 2011-2012 г.

Показатели

2011 год

2012 г. (11 месяцев)

Факт

Факт

Расходы, всего, млрд. руб.

139,7

100

139,2

100

Общегосударственные расходы

5,8

3,77

10,5

7,54

Национальная оборона

0,085

0,01

0,083

0,01

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4,4

3, 19

2,8

1,09

Национальная экономика

52,9

38,0

45,9

31,05

Жилищно-коммунальное хозяйство

5,5

3,13

5,4

3,12

Охрана окружающей среды

0,7

0,59

0,2

0,22

Образование

6,1

5,11

4,2

3,94

Культура, кинематография, средства массовой информации

2,9

2,43

1,7

1,88

Здравоохранение и спорт

15,9

12,46

21,8

17,72

Социальная политика

17,4

14,55

16,2

13,82

Межбюджетные трансферты

36,4

26,18

28,9

22,2

Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» за 2012 год составили 10 528,2 млн. рублей, против 11 363,1 млн. рублей годового плана.

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы бюджета Республики Татарстан составили 579тыс. рублей или 98,5 % к уточненным годовым назначениям.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы бюджета Республики Татарстан на поддержку жилищно-коммунального хозяйства составили в сумме 5 441,3 млн. руб. Кассовые расходы по разделу «Охрана окружающей среды» составили 175тыс. руб. или 49,9 процента к плановым назначениям.

В 2012 году за 11 месяцев межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены в сумме 28908,6 млн. руб. централизованных в бюджете Республики Татарстан средств.

За 11 месяцев 2012 г. наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан занимают расходы по разделам «Национальная экономика» — 45 986,9 млн. руб. — 45,9% и «Межбюджетные трансферты» — 28 908,6 млн. руб. или 22,2%.

Анализ структуры расходов бюджета РТ показал высокий удельный вес в расходах статьи «межбюджетные трансферты местным бюджетам». В этой связи большое значение имеет методика расчета и предоставления средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и в частности методика определения налогового потенциала, которая должна отражать степень прилагаемых фискальных усилий на местном уровне.

Итоги исполнения бюджета за одиннадцать месяцев 2012 года, а также ожидаемое исполнение до конца года говорят о том, что фактически поступающие доходы позволят частично покрыть дефицит бюджета, а вторая часть этого дефицита закроется бюджетными кредитами и дотацией на сбалансированность из федерального бюджета.

Исходя из вышеизложенного, бюджет по доходам заложен достаточно напряженный, но при достижении заложенных экономических показателей, при слаженной работе всех уровней органов власти это можно будет исправить.

Далее рассмотрим бюджетную политику города Набережные Челны.

Прошедшие года были результативными, с точки зрения динамики важнейших макроэкономических показателей. Улучшение экономической ситуации, оживление внешнего и внутреннего спроса, масштабные антикризисные меры в 2010-2011 годах позволили возобновить рост практически во всех секторах экономики, что непосредственно сказалось на результатах исполнения бюджета города.

Таблица 9

Структура доходной части бюджета города (в млн. рублей)

Доходы

2009г.

2010г.

2011г.

Абсолютное отклонение

Темп, %

Налоговые и неналоговые доходы:

2666

3489

3902

+413

111,9

налоговые доходы

2182

2999

3348

+349

111,7

неналоговые доходы

484

490

554

+64

113,1

Безвозмездные поступления:

2950

2486

1994

-492

80,2

межбюджетные трансферты без субсидий на капитальный ремонт жилого фонда

1375

1268

1555

+287

122,6

субсидии на капитальный ремонт жилого фонда

1575

1218

439

-779

36,0

Всего доходов

5666

5936

5884

-52

99,1

Общий объем доходов, поступивших в бюджет города за 2011 год по всем источникам доходов, составил 5 млрд.883 млн.825 тыс. рублей.

К аналогичному периоду 2010 года произошло снижение доходов на 52 млн.30 тыс. рублей или на 0,9% за счет уменьшения межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета на капитальный ремонт жилого фонда.

Налоговые и неналоговые доходы поступали в 2011 году достаточно стабильно, с опережением уровня прошлого года и мобилизованы в сумме 3 млрд.902 млн.183 тыс. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 413 млн.531 тыс. рублей или на 11,9 %. План исполнен на 101,6%.

Таблица 10

Структура налоговых и неналоговых доходов (тыс. рублей)

№ п/п

Наименование доходов

2009 год

2010 год

2011 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Налоговые доходы:

2 182 617

2 998 849

3 348 436

+349 587

111,7

1 Налог на доходы физ. лиц

1 145664

1 831 605

2 097 544

+265 939

114,5

2 Налоги на совокупный доход:

352065

386 858

432 540

+45 682

111,8

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

97487

104 503

126 405

+21 902

121,0

единый налог на вмененный доход

254568

282 268

305 999

+23 731

108,4

единый сельскохозяйственный налог

10

88

136

+48

155,0

3 Налог на имущество физ. лиц

35439

35 951

13 925

-22 026

38,7

4 Земельный налог

597346

582 808

634 192

+51 384

108,8

5 Госпошлина

57962

161 325

169 782

+8 457

105,2

Неналоговые доходы:

483 683

489 803

553 747

+63944

113,1

1 Арендная плата за землю

340502

352 075

386 345

+34 270

109,7

2 Доходы от сдачи в аренду имущества

21395

15 883

6 897

-8 986

43,4

3 Плата за негативное воздействие на окруж. среду

34143

32 171

33 361

+1 190

103,7

4 Доходы от реализации имущества

18466

11 756

17 188

+5 432

146,2

5 Доходы от продажи земельных участков

30841

35 504

63 917

+28 413

180,0

6 Штрафы

32886

33 368

42 392

+9 024

127,0

Итого налоговые и неналоговые доходы

2 666 300

3 488 652

3 902 183

+413 531

111,9

Приоритетное место в доходах бюджета занимают налоговые доходы, которые составляют 85,8% налоговых и неналоговых доходов или 3 млрд.348 млн.436 тыс. рублей. Уровень предыдущего года превышен на 11,7%, запланированные объемы — на 0,6%.

Объем неналоговых доходов вырос к уровню 2010 года на 13,1%, к плану на 1,4%.

Основной объем доходов бюджета сформировался за счет налога на доходы физических лиц (доля в налоговых и неналоговых доходах 53,8%), в бюджет мобилизовано 2 млрд.97 млн.544 тыс. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 265 млн.939 тыс. рублей или на 14,5%, несмотря на снижение в 2011 году норматива отчислений с 41% до 38,9%.

Положительная динамика сложилась благодаря увеличению перечислений НДФЛ (в доле поступления в местный бюджет):

по крупным предприятиям рост составил 18,5%, в том числе, по корпорации ОАО «КАМАЗ» на 135,6 млн. рублей, АОР «НП НЧ КБК» на 14,3 млн. рублей, группа организаций «Челны-хлеб» («ТД Челны-хлеб»+ЗАО «Челны-Хлеб») на 4,3 млн. рублей, ОАО «РИАТ» на 3,7 млн. рублей, ООО «Домостроительный комбинат» на 3,6 млн. рублей, ОАО «Соллерс-Набережные Челны» на 2,9 млн. рублей, филиал ОАО «Сетевая компания» на 2,8 млн. рублей, ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» на 1,7 млн. рублей, ЗАО «ТАТПРОФ» на 1,8 млн. рублей и др.,

по средним предприятиям, подпадающим под мониторинг, рост НДФЛ составил 11,5%,

по предприятиям малого бизнеса — 15,4%.

Вторым по значимости доходным источником являются земельные платежи — земельный налог и арендная плата за землю (доля земельного налога — 16,3%, доля арендной платы — 9,9%).

Объем земельного налога составил 634 млн. 192 тыс. рублей. План исполнен на 100,1%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налога возросло на 8,8% (на 01.01.2011г. — 582 млн.808 тыс. рублей), в том числе за счет увеличения налога от ряда крупных предприятий на 42 млн.377 тыс. рублей. Для обеспечения ритмичного поступления земельного налога с крупными плательщиками (324 ЮЛ и ИП, доля земельного налога которых составляет более 80%) были подписаны гарантийные письма о ежемесячной или ежеквартальной уплате налога, т.к. с 2011 года была отменена сдача квартальных налоговых деклараций.

Арендная плата за землю мобилизована в сумме 386 млн.345 тыс. рублей, с ростом к прошлому году на 34 млн.270 тыс. рублей (на 9,7 %).

11,1% собственных доходов приходится на налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый сельскохозяйственный налог), что составляет 432 млн.540 тыс. рублей. В течение 2011 года наблюдалась положительная динамика их поступления. Увеличение к уровню прошлого года составило 45 млн.682 тыс. рублей. Объективными причинами роста явились расширение возможностей для применения упрощенной системы налогообложения, предусмотренные законодательством, рост количества плательщиков и увеличение норматива зачисления в бюджет города единого налога на вмененный доход.

В целях осуществления мер по своевременности уплаты налогов управлением финансов ежемесячно осуществляется мониторинг уплаты основных налогов по плательщикам. По состоянию на 01.01.2012г. по НДФЛ охвачены 649 налогоплательщика (уд. вес в сумме налога — 73,5%), по земельному налогу — 533 (уд. вес — более 89,1%), по ЕНВД — 136 (уд. вес — 21,4%), по УСН — 406 (уд. вес — 35,1%).

Снижение налога на имущество физических лиц по сравнению с 2010 годом на 22 млн.26 тыс. рублей связано с переносом срока уплаты налога за 2011 год на 2012 год не позднее 1 ноября. В течение 2011 года поступала задолженность прошлых лет и перерасчеты по налогу, произведенные в 2011 году.

Наряду с налоговыми доходами источником пополнения бюджета являются неналоговые доходы. Неналоговые доходы составили в структуре собственных доходов бюджета 14,2% и мобилизованы в сумме 553 млн.747 тыс. рублей. По всем видам неналоговых доходов плановые показатели выполнены и достигнут рост к уровню прошлого года — 13,1%. Уменьшение поступлений к уровню 2010 года на 8 млн.986 тыс. рублей (на 56,6%) отмечается только по доходам от сдачи в аренду имущества в результате изменения федерального законодательства и сокращения в 3 раза количества договоров аренды.

Из вышестоящих бюджетов поступило 1 млрд.993 млн.844 тыс. рублей, в том числе:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности — 9,1 млн. рублей;
  • субсидии — 700,8 млн. рублей;
  • субвенции на реализацию переданных государственных полномочий — 1 055,5 млн. рублей;
  • иные межбюджетные трансферты — 228,4 млн. рублей.

Результаты исполнения доходной части бюджета повлияли на финансирование утвержденных расходов бюджета.

Структура расходов бюджета города Набережные Челны

Расходная часть бюджета города в 2011 году исполнена на 5 млрд.641 млн.908 тыс. рублей. Профицит составил 241 млн.917 тыс. рублей.

Основная доля расходов — 53,9% (3 млрд.041млн 758 тыс. рублей) — приходится на выплату заработной платы; 16,3 % (920 млн.949 тыс. рублей) — на ЖКХ; 6,8 % (384млн.881 тыс. рублей) — на оплату коммунальных услуг; 5,8% (328 млн. 205тыс. рублей) — перечисления в ФОМС; 5,2 % (290млн.828тыс. рублей) — на питание детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; 1,5% (84млн.719тыс. рублей) — на содержание имущества бюджетных учреждений; 10,5% (590 млн.566 тыс. рублей) — прочие расходы (услуги связи, охрана, метод. литература, налоги, выплата основного долга и процентов по кредитам и. т.д.).

Необходимо отметить, что социально значимые расходы составляют 71,7% всех расходов, что выше уровня 2010 года на 27%.

Анализируя финансирование социально-культурной сферы можно отметить что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года исполнение расходов бюджета по отрасли образование выше на 20,2%, по культуре — на 42,5 %, по здравоохранению — на 9,6 %.