Особенности инвестиционной политики Российской Федерации

Современное развитие экономической системы невозможно представить без инвестиций. В экономическом развитии страны инвестиции выполняют ведущую роль по достижению экономического роста, изменении структуры капитала, что существенно влияет на уровень жизни, стабильности и повышению конкурентоспособности.

В современных экономических условиях все большее внимание уделяется проблемам инвестиционной политики. Отталкиваясь от того, что в России в настоящее время осуществляется развитие рыночной экономики, весьма значимым является исследование вопросов, которые связаны с ее инвестиционной политикой. Поэтому можно с уверенностью сказать, что тема исследования актуальна.

Целью курсовой работы является исследование инвестиционной политики Российской Федерации, ее современного состояния, опыта, полученного за рубежом, а также перспективы ее формирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить, что такое инвестиции, их сущность и основные характеристики;
  • охарактеризовать инвестиционную политику государства и определить ее сущность;
  • рассмотреть особенности инвестиционной политики Российской Федерации;
  • оценить состояние инвестиционной политики России на данный момент;
  • систематизировать основные проблемы инвестиционной политики Российской Федерации;
  • проанализировать статистические данные, связанные с инвестиционной политикой Российской Федерации;
  • охарактеризовать инвестиционную политику Российской Федерации на мировом рынке;
  • выявить перспективы развития инвестиционной политики России.

Объектом исследования в курсовой работе является государство, его инвестиционная деятельность и процессы отсюда вытекающие.

Предметом исследования курсовой работы является современное состояние, зарубежный опыт и перспективы формирования инвестиционной политики Российской Федерации.

Данная проблема рассматривалась (анализировалась) в работах Б.В. Салихова, А.Ю. Семенихина, С.Н. Лобанова, С.В. Устинкина, С.А. Сокурова, Е.Д. Рубинштейна и многих других на протяжении не одного десятилетия.

При написании курсовой работы нами были использованы данные периодической печати, научной литературы, статистические сборники, ресурсы сети Интернет.

1. Основные положения об инвестициях и инвестиционной политике

1.1 Понятие инвестиций и их краткая характеристика

Инвестиционные расходы — это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров, т.е. товаров, которые увеличивают запас капитала в обществе (расходы на покупку оборудования, строительство зданий и сооружений) [1, с. 279]:

15 стр., 7039 слов

Инвестиционная политика Российской Федерации

... ориентированность инвестиционной политики государства на долгосрочную перспективу, направленную на инновационный путь развития экономики, на формирование институциональной среды инновационного развития и венчурного инвестирования. 1 Задачи и цели государственной инвестиционной политики РФ ...

(1)

инвестиционный экономический капитал

Инвестиции являются самым компонентом совокупных расходов.

Инвестиции — это поток определенных экономических благ, используемых для восполнения и увеличения созидательного капитала в экономике. Возрастание созидательного капитала увеличивает потенциальный выпуск и обеспечивает устойчивую положительную динамику хозяйственного развития. Кроме того, колебания инвестиционной активности нации обусловливают циклических характер экономической динамики, играют важную роль в определении уровня производства и занятости. В современных условиях следует прежде всего различать инвестиции в поддержание и развитие человеческого и вещественного капитала [2, с. 516].

Инвестиции в человеческий капитал — это поток жизненных благ, обеспечивающих рост активности и повышение качества творчески-деловой деятельности собственников данного капитала. Инвестиции в вещественный капитал — это поток благ, обеспечивающих качественно-количественный рост средств и предметов творчества и труда. Среди инвестиций в вещественный капитал важнейшее место занимают затраты фирм на информацию и новейшие информационные технологии, на внедрение и созидательное освоение достижений прогресса науки и техники. Инвестиции в вещественный капитал включают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и др. [2, с. 516].

Отметим, что инвестиции осуществляются только тогда, когда создается реальный капитал. Так, если собственники человеческого капитала меняют место работы в поисках, например, более высокого уровня доходов и если люди покупают друг у друга земельные участки, ранее построенные дома, облигации и т.п., то инвестиции в данном случае не имеют места. Такие сделки в современной экономической теории определяются лишь как финансовые, поскольку в целом запас созидательного капитала остается прежним, происходит лишь изменение сферы его применения и смена собственников [2, с. 517].

Количественный анализ объема и динамики инвестиционных расходов предполагает выявление различий между валовыми и чистыми инвестициями. Валовые инвестиции превышают чистые на величину амортизации созидательного капитала, т.е. на величину стоимости его износа. Чистые инвестиции — это часть их общего объема, которая увеличивает данный капитал общества. В итоге уместна следующая зависимость:

(2)

где, TI — валовые инвестиции; NI — чистые инвестиции; d — коэффициент амортизации; dC — объем амортизации капитала за текущий период [2, с. 517].

Приращение (сокращение) чистых инвестиций равно изменению запаса наличного капитала общества:

(3)

где С и Со — запасы капитала соответственно в текущем и базовом периодах [2, с. 517].

Рассмотрев понятие и основные характеристики инвестиций, необходимо перейти к ее особенностям. Особенности инвестиций дают нам более яркую картину представления об инвестициях. Итак, рассмотрим более точно особенности инвестиций.

1.2 Особенности инвестиций

Различают несколько форм инвестиционных процессов, которые классифицируют следующим образом:

1. По объекту вложения инвестиции делятся на:

Рисунок 1 — Классификация инвестиционных процессов по объекту вложения

3 стр., 1044 слов

Что такое инвестиции и инвестиционный цикл

... и выгод - доходов). На второй стадии инвестиционного цикла осуществляется выбор проектной организации и изготовление детальной проектно ... финансовые (они же портфельные)., Реальные инвестиции реальные инвестиции Финансовые инвестиции, Инвестиции можно разделить на следующие категории: 1. ... работ и затрат по объектам капитальных вложений считалось завершение строительно- монтажных работ, ввод ...

Потребительские — вложения в товары длительного пользования (это фактические накопления, а не инвестиции, но их порой выделяют).

Экономические инвестиции осуществляют ради прибыли. [3, с. 250]

Их подразделяют на финансовые (ценные бумаги и т.п.) и физические. Среди последних выделяют:

  • Непроизводственные (нематериальные, незримые) — вложение фирмы в человеческий капитал (персонал): повышение квалификации, разработка торговых знаков, приобретение лицензий, патентов;

— Производственные (материальные, реальные) — вложения в фонды: оборотные и основные, которые называют капиталовложениями. Целями вложения в основные фонды являются восстановление изношенного капитала, расширение объема применяемого капитала, обеспечение непрерывного и эффективного производства [3, с. 250].

Финансовые инвестиции подразделяются на вложение депозитов в банки и покупку ценных бумаг, которые в свою очередь бывают прямые и портфельные.

Рисунок 2 — Классификация финансовых инвестиций

Финансовые инвестиции являются средством будущих инвестиций в реальный капитал. Это кредиты, покупка ценных бумаг (облигаций, акций).

Они обычно (но не всегда) превращаются в реальный капитал [3, с. 250].

Прямые инвестиции — приобретение контрольных пакетов акций, достаточных для управления фирмой [3, с. 250].

Портфельные инвестиции состоят в приобретении акций, не обеспечивающих права собственности или контроля над фирмами [3, с. 250].

Они ориентированы на:

a) Процентный доход (дивиденды).

b) Прирост цены портфеля акций (получение разницы курсовой стоимости ценных бумаг).

Рисунок 3 — Классификация инвестиционных процессов по источникам

  • Внутренние (собственные) средства (амортизация, прибыль, накопления).

    В них выделяют две формы:

  • Ш Валовые частые внутренние инвестиции — сумма чистых инвестиций и амортизации. Это затраты на замещение старого оборудования (его модернизацию) и прирост;
  • Ш Чистые частные внутренние инвестиции — не включают амортизацию. Чистые инвестиции — превышение валовых по сравнению с амортизационными отчислениями;
  • Внешние (привлеченные) средства: кредиты, средства от продажи акций, субсидии.

3. По периоду инвестиции можно разделить на краткосрочные и долгосрочные:

Рисунок 4 — Классификация инвестиционных процессов по периоду

Краткосрочные инвестиции характеризуются вложениями средств сроком до одного года, а долгосрочные инвестиции обычно вкладывают на три года и более.

4. По региональному признаку инвестиции также делятся на внутренние и внешние:

Рисунок 5 — Классификация инвестиционных процессов по региональному признаку

Внутренние (или национальные) инвестиции включают вложения непосредственно внутри страны.

Внешние инвестиции же понимаются как вложения средств за рубежом как юридическими, так и физическими лицами в инфраструктуру другого государства. Также такие инвестиции называют зарубежными.

5. Если определять классификацию инвестиций по собственности, то можно выделить государственные, частные и иностранные инвестиции:

4 стр., 1689 слов

Инвестиционный портфель: сущность, классификация, доходность и риск

... между доходностью и риском, в том числе путем диверсификации портфеля. Классификация инвестиционных портфелей Инвестиционные портфели бывают различных видов. Критерием классификации может служить источник дохода и степень риска. В зависимости от источника доходов портфели подразделяются на портфели роста и портфели дохода. Портфели ...

Рисунок 6 — Классификация инвестиционных процессов по собственности

Частные инвестиции — вложение средств частными предприятиями или определенных граждан.

Государственные инвестиции — вложения, осуществляемые государственными органами власти, а также государственными предприятиями.

Иностранные инвестиции — средства, вкладываемые иностранными гражданами, фирмами, организациями и пр.

6. По взаимовлиянию доходов и инвестиций можно выделить индуцированные и автономные инвестиции:

Рисунок 7 — Классификация инвестиционных процессов по взаимовлиянию доходов и инвестиций

Производные (индуцированные) — возникают ввиду роста склонности к инвестированию по мере роста дохода. Они порождают устойчивое увеличение спроса на товары и услуги, что показано на рисунке 8 [3, с. 251].

Рисунок 8 — Устойчивое увеличение спроса на товары и услуги, порождаемое ростом склонности к инвестированию по мере роста дохода

Автономные инвестиции — не зависят от уровня дохода, они составляют некоторую постоянную величину (инвестиции при нулевом доходе) [3, с. 252].

Рисунок 9 — Автономные инвестиции

Особенности инвестиций относятся также к инвестиционной политике, которую проводит государство. Так как инвестиционная политика государства является важным аспектом в изучении инвестиционной политики Российской Федерации, определим ее сущность.

1.3 Инвестиционная политика государства и ее сущность.

Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства [4].

Главной задачей инвестиционной политики государства является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов для развития экономики и социальной среды [4].

Инвестиционная политика государства ориентирована на:

  • Определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, производственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
  • Выбор приоритетов;
  • Повышение эффективности инвестиций [4].

Инвестиционная политика государства имеет сложную многоплановую структуру, ее содержание принято подразделять по следующим основаниям:

1. По характеру проблем и основательности их решения политику государства, направленную на инвестиции, делят на стратегию и тактику.

Рисунок 10 — Классификация инвестиционной политики государства по характеру проблем и основательности их решения

Инвестиционная стратегия — совокупность целей инвестиционной деятельности организации, которые определяются определенными задачами и наиболее эффективными путями их достижения.

Инвестиционная тактика — совокупность средств и методов для реализации инвестиционной стратегии.

2. По направлениям деятельности государства инвестиционную политику государства можно разделить на прогнозирование, программирование, нормотворческую деятельность и государственные заказы и закупки инвестиционных товаров:

5 стр., 2415 слов

Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001-2007 гг

... называется «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации» (раньше подобные статистические сводки назывались «Баланс международной задолженности страны»). Ниже представляем укрупненную картину международной инвестиционной позиции России на начало 2001 и начало 2012 гг. Табл.1. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации ...

Рисунок 11 — Классификация инвестиционной политики государства по направлениям деятельности государства

3. По источнику и характеру властных полномочий инвестиционная политика может быть федеральной, региональной и местной:

Рисунок 12 — Классификация инвестиционной политики государства по источнику и характеру властных полномочий

4. По секторам, сферам и отраслям экономики в инвестиционной политике государства можно выделить следующие отрасли: политика в государственном и частном секторах, политика в материальном производстве и непроизводственной сфере, политика в промышленности и политика в сельском хозяйстве, что показано на рисунке 13:

Рисунок 13 — Классификация инвестиционной политики государства по секторам, сферам и отраслям экономики

5. Кроме того, в инвестиционной политике государства выделяют следующие методы регулирования: прямые и косвенные, административные и рыночные:

Рисунок 14 — Классификация инвестиционной политики государства по методам регулирования

6. Также в политике государства, направленной на инвестиции и инвестиционную деятельность выделяют инструменты воздействия такие как, нормативные, бюджетные и внебюджетные:

Рисунок 15 — Классификация инвестиционной политики государства по инструментам воздействия

Функции государства в реализации инвестиционной политики:

  • Установочная (целеполагающая)
  • Мобилизующая
  • Стимулирующая
  • Контролирующая

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению. [5]

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов. [5]

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты. [5]

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня. [5]

В научной статье «Инвестиционные процессы и их регулирование» описывается суть государственного регулирования инвестиционных процессов.

Так, авторы данной статьи отмечают, что государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильном оживлении экономики. Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственное власти Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционная деятельность в государстве зависит от государственного регулирования политики.

2. Инвестиционная политика Российской Федерации

Исходя из вышесказанных теоретических данных, можно сформулировать некоторые представления об инвестиционной политике Российской Федерации. Как и в любой другой стране, в России существуют общепринятые положения об инвестиционной политике, а так же некоторые основные принципы и методы ведения инвестиционной политики.

Рассмотрим инвестиционную политику Российской Федерации более подробно.

2.1 Особенности инвестиционной политики Российской Федерации

В программных документах Правительства Российской Федерации сформулированы следующие основополагающие принципы инвестиционной политики на обозримую перспективу:

1. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

2. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками финансирования;

3. Размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов строго в соответствии с федеральными целевыми программами исключительно на конкурсной основе при предварительной экспертизе каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия приоритетам социально-экономической политики и безусловной окупаемости;

4. Усиление государственного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

5. Значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капитала из стран СНГ и независимого бизнеса для восполнения нехватки централизованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;

6. Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств для реализации особо эффективных быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технической перестройки производства;

7. Совершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций [5].

В своей научной статье Семенихин А.Ю пишет, что активная инвестиционная деятельность является основой успешного развития экономики и базой для проведения модернизации и диверсификации экономики в целом. Одним из важнейших методов повышения инвестиционного потенциала Российской Федерации является проведение целенаправленной государственной политики по регулированию инвестиционной деятельности. Так, в государственной экономической политике, начиная с 2000 года, просматривается идея о повышении роли государства и строительство государственного капитализма с учетом социальной направленности экономического развития.

В данной статье Семенихин акцентирует внимание на особенностях государственной инвестиционной политики Российской Федерации в современных условиях.

Кроме того, он отмечает, что в настоящее время в условиях финансового кризиса государство и другие государственно-правовые образования выступают в роли основных инвесторов на внутреннем рынке посредством предоставления бюджетных средств, т.е. происходит повышение инвестиционной составляющей современной бюджетной системы. Государственное инвестирование в настоящее время проводится путем прямого финансирования инвестиционных проектов, а также путем предоставления льготных инвестиционных государственных кредитов. Однако основной задачей Правительства в настоящее время является смещение центра тяжести с государственного финансирования на частный капитал посредством формирования благоприятной инвестиционной среды. Так, в настоящее время принимаются меры к совершенствованию денежно-кредитной и налоговой политики государства, поддержке основных отраслей производственной сферы.

Рассмотрение инвестиционной политики России будет не таким подробным без оценки ее состояния на современном этапе развития.

2.2 Инвестиционная политика России на современном этапе развития

В современных экономических условиях все большее внимание уделяется проблемам инвестиционной политики.

Формирование государственной инвестиционной политики Российской Федерации осуществляется при воздействии множества факторов. Достаточно большую роль в регулировании экономической системы исполняет государство. Собственно оно и было инициатором того, чтобы реализовать радикальные экономические преобразования. Призвание рыночной экономической системы обеспечивать существенную эффективность от той деятельности, которая осуществляется объектами инвестиционной деятельности, что имеют достаточно продолжительные сроки [11, с. 136].

В современных экономических условиях, когда инвестиционные потоки не имеют существенной интенсивности, основную роль в обеспечении стабильности и восстановлении рынка инвестиционных вложений выполняет государство. [11, с.139]

В качестве формы государственного регулирования инвестиционной деятельности можно рассматривать бюджетную новацию — Инвестиционных Фонд Российской Федерации.

Механизм Инвестиционного фонда включает в себя совокупность финансовых отношений между участниками проекта и уполномоченными государственными органами. При этом финансовые отношения в рамках использования средств Инвестиционного фонда можно разделить на две группы:

  • Отношения, возникающие на этапе принятия решения о включении инвестиционного проекта в государственный реестр инвестиционных проектов, в отношении которых принято решение о предоставлении государственной поддержки;
  • Отношения, возникающие после принятия положительного решения об оказании государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов (разработки проектной документации).

[14, с. 1].

В одной из своих статей Штрикунова М.М. отмечает, что экономика нашего государства, к сожалению, не может обеспечить надлежащего уровня инвестиционной активности. Инвестиции внутри страны замедляются за счет таких факторов, как: недостающая развитость национального фондового рынка, недоверие со стороны отечественных инвесторов, расслоение доходов населения страны. Поэтому часто высказывается мнение о том, что иностранные инвестиции являются единственным спасением для экономики России. Хотя во многом это не совсем так. Для этого достаточно внимательно следует посмотреть на официальный платежный баланс России.

2.3 Проблемы формирования экономической политики России в области инвестиционной безопасности государства

В любой деятельности существуют свои проблемы, и инвестиционная деятельность не является исключением. Для каждой проблемы обязательно существует свое решение, если же такового нет, то его находят разными методами. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают при инвестиционной деятельности, а так же методы их решения.

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, в том числе инвестиционные, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов. [15, с. 2]

«Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации государственных программ подтверждают, что используемые при государственных финансовых ресурсах подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики. Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования государственных инвестиционных программ.» — пишет в своей статье Джарим Р.А.

Сокуров Сергей Альбертович в свою очередь выявил несколько проблем законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России.

Одна из очень больших проблем, по его мнению, — определение понятийного состава законов. Эта проблема исходит еще от федерального законодательства.

Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, это несоответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам.

Третья проблема, с которой сталкиваешься при анализе регионального инвестиционного законодательства, является отсутствие ссылки в законах субъектов Российской Федерации на действие федеральных законом при определении правовой основы регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации или постановка на первое место своих собственных законов.

Неразвитость фондового рынка, что в некоторой степени преуменьшает инвестиционный потенциал экономики страны в целом. Эту проблему справедливо можно выделить в качестве четвертой.

К пятой проблеме, если рассматривать российскую инвестиционную модель в разрезе отраслей экономики, на сегодняшний день следует отвести инвестирование в реальный сектор.

Вот основные проблемы, отмеченные автором в статье [19, с. 102].

Чтобы разобраться в инвестиционной политике России как можно лучше, нужно знать точные данные. К таким данным относится статистика. Проанализируем статистические данные к 2015 году.

2.4 Инвестиционная политика России к 2015 году, выраженная в статистических данных

Проанализировав вышесказанное, можно смело переходить к точным статистическим данным. Статистика позволяет нам более точно оценить ситуацию в стране на определенный период времени, в нашем случае на 2015 год.

Рассмотрим статистические данные в более подробном виде.

За 2015 год Правительство Российской Федерации провело немало мероприятий, связанных с инвестиционной политикой.

Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) показаны в таблице 1.

Таблица 1 — Инвестиции в нефинансовые активы (в процентах к итогу)

Годы

Инвестиции в нефинансовые активы — всего

в том числе

инвестиции в основной капитал

инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы

2013

100

98,7

1,3

2014

100

98,5

1,5

2015

100

98,6

1,4

В таблице показано, как изменяются инвестиции в основной капитал и инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы в процентном соотношении. Если известные данные представить в виде графика, то будет видно, что инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы достигли наибольшего значения в 2014 году, когда же инвестиции в основной капитал достигли пика в 2013 году.

Инвестиции в основной капитал к 2015 году отражены в таблице 2.

Таблица 2 — Инвестиции в основной капитал

1992

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

2,7

1165,2

3611,1

9152,1

11035,7

12586,1

13450,2

13902,6

14555,9

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах):

в процентах к предыдущему году

60,3

117,4

110,2

106,3

110,8

106,8

100,8

98,51)

91,6

в процентах к 1990 г.

51,3

26,1

43,5

63,9

70,8

75,6

76,2

75,1

68,8

В таблице отчетливо видно, что инвестиции в основной капитал растут с каждым годом все больше. Но если анализировать рост инвестиций в процентном соотношении, то рост инвестиционных вложений был выше в 2000 году, чем в 2015. Отсюда следует, что рост инвестиций с каждым годом снижается.

Инвестиции в основной капитал делятся на несколько видов:

Инвестиции в основной капитал по формам собственности в процентах к итогу показаны в таблице 3.

Таблица 3 — Инвестиции в основной капитал по формам собственности (в процентах к итогу)

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал — всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности инвесторов (заказчиков):

российская

86,3

80,6

86,2

87,8

84,5

85,8

86,1

86,3

государственная

23,9

18,8

17,2

16,9

16,8

17,2

14,9

13,7

муниципальная

4,5

3,8

3,2

3,1

3,2

3,4

3,4

2,6

частная

29,9

44,9

57,0

54,2

50,7

53,9

56,3

59,5

общественных и религиозных организаций (объединений)

0,1

0,1

0,04

0,03

0,04

0,04

0,1

0,1

потребительской кооперации

0,1

0,1

0,03

0,02

0,02

0,02

0,03

0,01

смешанная российская

27,8

12,9

7,5

11,9

12,1

9,5

9,7

9,1

государственных корпораций

1,2

1,6

1,7

1,7

1,7

1,3

Иностранная

1,5

8,2

5,9

6,0

9,1

7,7

7,0

7,3

совместная российская и иностранная

12,2

11,2

7,9

6,2

6,4

6,5

6,9

6,4

Анализируя таблицу 3, можно сделать следующие выводы. Во-первых, за последние пять лет размер инвестиций по формам собственности инвесторов (заказчиков) колебался наименьшим образом, следовательно, находился примерно на одном уровне. Во-вторых, российские инвестиции имеют наибольшее значение. В-третьих, наименьший процент инвестиций распределился между общественными и религиозными организациями (объединениями) и потребительской кооперацией.

Рассмотрим инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, представленные в таблице 4.

Таблица 4 — Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал — всего

1053,7

2893,2

6625,0

8445,2

9595,7

10065,7

10379,6

10277,1

в том числе по источникам финансирования:

собственные средства

500,6

1287,2

2715,0

3539,5

4274,6

4549,9

4742,3

5256,5

привлеченные средства

553,1

1606,0

3910,0

4905,7

5321,1

5515,8

5637,3

5020,6

из них:

кредиты банков

30,6

235,6

595,8

725,7

806,3

1003,6

1098,7

805,3

в том числе иностранных банков

6,2

27,9

150,0

149,4

113,7

107,7

265,2

197,5

заемные средства других организаций

75,6

171,1

404,7

485,8

588,2

626,1

660,1

585,4

инвестиции из-за рубежа

76,4

88,8

95,5

бюджетные средства (средства консолидированного бюджета)

232,1

589,2

1294,9

1622,0

1712,9

1916,3

1761,3

1699,4

В данной таблице видно, что инвестиции по источникам финансирования сильно возросли по сравнению с 2000 годом.

Также инвестиции в основной капитал можно рассматривать с помощью делению их по видам экономической деятельности, данные по которым представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал — всего

1165,2

3611,1

9152,1

11035,7

12586,1

13450,2

13902,6

14555,9

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

34,8

142,3

303,8

446,9

476,4

516,6

510,3

538,1

рыболовство, рыбоводство

2,2

3,1

5,4

8,5

12,2

14,3

15,2

12,0

добыча полезных ископаемых

211,4

501,9

1264,0

1534,3

1858,4

2004,0

2144,8

2694,4

финансовая деятельность

9,4

49,4

119,7

159,2

204,2

186,7

170,5

168,2

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

17,5

57,0

125,9

211,6

214,5

228,5

241,0

240,1

образование

15,6

68,8

163,7

198,3

213,3

228,9

242,7

239,8

здравоохранение и предоставление социальных услуг

29,7

94,8

196,2

216,3

255,8

222,5

197,8

188,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

45,4

92,0

246,3

307,6

348,2

386,2

297,6

289,4

Анализируя данную таблицу, можно сделать выводы о том, что инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в последние 15 лет стремительно растут. С 2000 по 2015 года из значение увеличилось в несколько раз.

В таблице 6 показаны данные по инвестициям в основной капитал по видам основных фондов в млрд. рублей и в процентах к итогу.

Таблица 6 — Инвестиции в основной капитал по видам основных фондов

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Миллиардов рублей

Инвестиции в основной капитал -всего

1165,2

3611,1

9152,1

11035,7

12586,1

13450,2

13902,6

14555,9

в том числе:

в жилища

132,0

434,2

1111,7

1395,6

1533,7

1681,5

2014,4

2188,8

в здания (кроме жилых) и сооружения

502,2

1460,2

3962,8

4776,8

5560,2

5582,7

5665,3

6027,8

в машины, оборудование, транспортные средства

426,6

1484,0

3472,7

4185,6

4731,6

5212,8

5052,0

5051,5

прочие

104,4

232,7

604,9

677,7

760,6

973,2

1170,9

1287,8

В процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал — всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

в жилища

11,3

12,0

12,2

12,7

12,2

12,5

14,5

15,0

в здания (кроме жилых) и сооружения

43,1

40,4

43,3

43,3

44,2

41,5

40,8

41,4

в машины, оборудование, транспортные средства

36,6

41,1

37,9

37,9

37,6

38,8

36,3

34,7

прочие

9,0

6,5

6,6

6,1

6,0

7,2

8,4

8,9

В данных таблицах отчетливо видно, как изменяются инвестиции в ту или иную отрасль в зависимости от года или же формы инвестиционных вложений.

3. Перспективы развития инвестиционной политики России, а также ее положение на мировом рынке

3.1 Инвестиционная политика Российской Федерации на мировом рынке

Россия потенциально является одной из ведущих стран по привлечению иностранных инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие инфраструктуры, хотя и не сильно развитой, существенная ресурсная база, прежде всего это: земельные, лесные и водные ресурсы, богатые недра и почвы, благоприятные природно-климатические условия, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность практически в любой отрасли экономики. [10]

Особое место в мировой практике занимает создание специальных механизмов аккумулирования денежных средств и вложения их в наиболее перспективные отрасли. Комплексные механизмы, сочетающие в себе несколько форм инвестиционного регулирования, позволяют достигать целей эффективной интеграции в мировое хозяйство, развития отдельных отраслей и регионов страны. [20, с. 37]

В своей научной статье Валерия Владимировна Родина пишет: «Состояние современной мировой экономики формирует новые глобальные тренды, связанные с повсеместным охлаждением к постиндустриальному мифу. Несмотря на то, что на протяжении многих десятилетий наблюдалась деиндустриализация крупнейших западно-европейских экономик, выраженная в устойчивом снижении доли промышленности в ВВП и уровня занятности в ней, начался обратный процесс, а именно: реиндустриализация, направленная на стимулирование процесса возврата промышленных производств из-за рубежа и дестимулирование их выхода в другие страны. Кроме того, процесс решоринга сопровождается увеличением доли именно наукоемких производств. Это явление связано, прежде всего, с тем, что промышленная политика вынуждена отвечать требованиям безопасностям, экологии, а также высокому уровню общественных потребностей. Она призвана сформировать на территории страны более сложное экономическое производство, которое отличается высокой долей новых технологий, ростом внедренных результатов интеллектуальной деятельности, квалифицированной рабочей силы. Кроме того, как показывает анализ глобального финансово-экономического кризиса, государства, ориентированные на инновации, имеют больше возможностей выйти из кризиса с наименьшими потерями».

Анализируя данную вырезку из статьи, можно смело заявить, что на экономику страны влияют не только ее внутренние процессы, в частности инвестиции внутри страны, но и международное сотрудничество, а именно иностранные инвестиции в производство.

Исследуя мировой опыт, можно с уверенностью сказать, что активное привлечение и рациональное использование инвестиций — самый быстрый путь к подъему экономического развития государства на новый уровень, в частности инновационный. Продуманная инвестиционная политика обеспечивает ее участников благоприятными нормативно-правовыми и экономическими условиями для вложения капитала в экономику государства, сосредоточивая их инновационную направленность. [12, с. 4]

3.2 Перспективы развития инвестиционной политики Российской Федерации

В любой сфере деятельности должны существовать свои перспективы развития, в противном случае данная деятельность может быть бесполезна. Инвестиционная деятельность не является исключением, как и в любой другой, в ней существуют свои перспективы дальнейшего развития.

Российское государство на многих этапах своего развития нуждалось в свободных капиталах для становления национальной экономики. Непродуманное, неэффективное использование весьма богатых внутренних ресурсов приводило к тому, что внутренние финансовые источники быстро иссякали, в результате чего возникала необходимость привлечения иностранных инвестиций. [22]

Успешная инвестиционная деятельность в регионе с достаточной степени зависит от его администрации и, следовательно, должна отслеживаться, оцениваться и анализироваться с целью более эффективного управления ее конечного результатами. [23, с. 76]

Иностранные инвесторы указывают на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, социально-экономической и правовой сферах. Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления в инвестиционной сфере. Негативными моментами иностранными инвесторами указываются жесткая налоговая политика, постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, слабость и несовершенство российского законодательства об иностранных инвестициях. [22, с. 146]

Сегодня российскому руководству чрезвычайно важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера, направленные на развитие инвестиционной сферы в России. [22, с. 146]

Предоставление оценки эффективности инвестиционной политики регионов Российской Федерации существенно зависят от объективности и корректности оценок. Тем не менее, они позволяют сделать достаточно определенные выводы о наличии в целом ряде регионов России реальных резервов повышения инвестиционной активности и темпов экономического роста, связанных с совершенствованием инвестиционной политики, и о возможности использования позитивного опыта администраций регионов, получивших высокие оценки инвестиционной политики, в других, отстающих по этому по этому показателю регионах, обладающих сопоставимым инвестиционным потенциалом. [23, с. 79]

Вовлечение России в сферу мирового производства и мировой торговли отличается одноцелевой направленностью. Россия рассматривается лишь как сырьевая база промышленного производства развитых стран и потребитель не всегда качественного потока товарной массы. К сожалению, до сих пор Россия не рассматривается как стабильный и равноправный деловой партнер. Многие крупные компании России включили принцип ответственности в свои инвестиционные стратегии. Однако, на сегодняшний день, принятые инвестиционные стратегии не отвечают современным требованиям. Поэтому необходим пересмотр стратегии управления инвестициями в экономике России с целью повышения ее конкурентного потенциала как на внутренних, так и на внешних рынках. [22, с. 149]

Заключение

Инвестиционная политика государства составляет одну из основных частей деятельности государства, связанной с государственным бюджетом.

В современны экономических условиях все большее внимание уделяется проблемам инвестиционной политики.

Главной задачей инвестиционной политики государства является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективного использования инвестиционных ресурсов для развития экономики страны.

Инвестиции играют огромную роль как для частного предпринимательства и производства, так и для государства, выполняя существенные функции по регулированию экономического состояния государства и отдельных его субъектов.

В современных экономических условиях основную роль в обеспечении стабильности и восстановлении рынка инвестиционных вложений выполняет государство.

Очень важно вмешательство государства в инвестиционную политику, так как оно может обеспечить регулирование инвестиционной деятельности, направляя ее в нужное русло.

Инвестиционная политика Российской Федерации направлена на то, чтобы производство возрастало, а его качество улучшалось. Без инвестиционной деятельности производство начнет стремительно разоряться и постепенно исчезнет. Поэтому инвестиционная деятельность необходима для любого государства.

Но главное проблемой Росси является то, что Российской государства на многих этапах своего развития нуждалось в свободных капиталах для становления национальной экономики. Непродуманное использование весьма богатых внутренних ресурсов приводило к тому, что внутренние финансовые источники быстро иссякали, в результате чего возникала необходимость привлечения иностранных инвестиций.

На данный момент инвестиционная политика России находится на тяжелой стадии, потому что Россию мало кто воспринимает как равноправного партнера, что является весомым фактором для того, чтобы иностранные инвесторы не торопились инвестировать российское производство.

Правительству Российской Федерации стоит поменять некоторые положения в политике для того, чтобы привлечь иностранных партнеров, в частности инвесторов. Например, изменить положения в налоговой политике. Изменения, так или иначе, отразятся на инвестиционной деятельности государства, а положительный или отрицательный исход будет зависеть уже от действий Правительства РФ.

Литература

1. Эриашвили Н.Д. Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Н.Д. Эриашвили. — Юнити-Дана, 2014 г. — 527с.

2. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Б.В. Салихова — Дашков и К, 2014 г. — 723с.

3. Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Войтова — Дашков и К, 2012 г. — 391с.

4. Лекция 1. Инвестиции. Инвестиционная политика. Инвестиционная политика в Российской Федерации в условиях экономического кризиса.

5. ГРЕ. Глава 8. Инвестиционная политика государства.

6. БГД. Россия в цифрах — 2015 год.

7. Федеральная служба государственной статистики.

8. Аксенова Р.Н. Инвестиционные процессы и их регулирование / Р.Н. Аксенова, А.А. Бессонова, Ж.И. Лялина, Е.Д. Рубинштейн // Проблемы современной экономики. — 2012 г. — № 10. — С. 69-73.

9. Семенихин А.Ю. Особенности государственной инвестиционной политики в современных условиях / А.Ю. Семенихин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2009 г. — № 11. — С. 1-3.

10. Лобанов С.Н. Российская инвестиционная политика на современном этапе развития / С.Н. Лобанов, М.М. Штрикунова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014 г. — № 36-1. — С. 1-8

11. Веретенникова О.Б. Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической теории / О.Б. Веретенникова, Е.С. Рыбина // Вестник Омского университета. — 2013 г. — № 1. — С. 136-140

12. Штрикунова М.М. Современная Российская политика в области инвестирования / М.М. Штрикунова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014 г. — № 3-1. — С. 1-4.

13. Етирмишли К.Э. Инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе / К.Э. Етирмишли // Проблемы экономики и менеджмента. — 2015 г. — № 12 (52).

14. Устинкин С.В. Инвестиционная политика в Российской Федерации / С.В. Устинкин, К.М. Самсонов // Власть. — 2010 г. — № 2. — С. 8-10.

15. Джарим Р.А. Основные направления инвестиционной политики в России на современном этапе / Р.А. Джарим // Новые технологии. — 2007 г. — № 4. — С.1-4.

16. Меньшенина А.В. Инвестиционный фонд Российской Федерации как форма государственного регулирования инвестиционной деятельности / А.В. Меньшенина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2007 г. — № 3. — С. 55-57.

17. Симаева Е.П. Проблемы правового обеспечения инвестиционной безопасности в условиях финансовой нестабильности / Е.П. Симаева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. — 2012 г. — № 2. — С. 144-147.

18. Джарим Р.А. Инвестиционная политика, проблемы и методы их решения / Р.А. Джарим // Новые технологии. — 2007 г. — № 4. — С. 1-4.

19. Сокуров С.А. Проблемы и перспективы законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России / С.А. Сокуров // Общество и право. — 2012 г. — № 1 (38).

— С. 101-104.

20. Руйга И.Р. Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности в зарубежной и отечественной практике / И.Р. Руйга // Актуальные вопросы экономических наук. — 2008 г. — № 1. — С. 36-40

21. Родина В.В. Сравнительный анализ механизмов финансирования НИОКР на примере России и США / В.В. Родина // Мониторинг правоприменения. — 2014 г. — № 4. — С. 65-73.

22. Пасько С.Н. Перспективы формирования и реализации эффективных инвестиционных стратегий в экономике Российской Федерации / С.Н. Пасько // Система ценностей современного общества. — 2011 г. — № 18. — С. 146-149.

23. Рубинштейн Е.Д. Оценка эффективности инвестиционной деятельности / Е.Д. Рубинштейн, Р.Н. Аксенова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2013 г. — № 4-2. — С. 76-79.

24. Борщ Л.М. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности / Л.М. Борщ // Актуальные проблему гуманитарных и естественных наук. — 2015 г. — № 5-1. — С. 1-5.