Организация работы фармацевтического предприятия

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2007 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Основную долю российского фарм. рынка занимают продажи через аптеки готовых лекарственных средств (ГЛС).

Благоприятная экономическая ситуация в стране (в 1-м полугодии 2008 г.), обеспечивающая быстрый рост платежеспособного спроса, а также качественное улучшение отношения россиян к своему здоровью – сказались на фарм. рынке страны.

По итогам 1-го полугодия 2008 г. объем коммерческого рынка ГЛС в потребительских ценах с НДС вырос на 21% к аналогичному периоду 2007 г.

В условиях мирового финансового кризиса отечественный фарм. рынок продолжает расти. Объем коммерческого рынка ГЛС в сентябре 2008 г. вырос на 19% по сравнению с августом 2008 г. Средняя стоимость упаковки ГЛС за последний месяц выросла на 4,9%. Фактор роста цен – один из основных факторов роста рынка в 2008 г.

На современном этапе рыночных отношений + кризис обостряется жесткая конкуренция между участниками фармацевтического рынка, что обуславливает поиск эффективных методов управления. Наблюдаются процессы разделения, объединения, укрупнения и ликвидации фарм. организаций.

Активный рост, предполагавший значительные финансовые вливания, стал затруднительным или невозможным в связи с кризисными явлениями на мировом финансовом рынке. В итоге ряд активно развивающихся компаний розничного сектора (в том числе фармацевтического) были вынуждены пересмотреть стратегию развития с экспансивного роста и наращивания инфраструктурного потенциала на качественное развитие, увеличение оборота существующих точек и конечно же увеличение прибыли, путем таких преимуществ как: широта ассортимента, повышение культуры обслуживания, низкие цены, дополнительные услуги, и т.п.

В связи с этим является очень актуальными изучение вопросов организации работы аптек и аптечных пунктов, изучение нормативно – правовой базы и особенностей подхода к управлению аптечным ассортиментом, что и послужило причиной выбора данной темы для моей курсовой работы.

1. Статус и номенклатура аптечных организаций

Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции. Поэтому возникает противоречие между государственными социальными гарантиями на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь и интересами производителей, поставщиков, промежуточных и конечных потребителей фармацевтической продукции. Кроме того, лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения в связи с тем, что:

28 стр., 13738 слов

Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли

... я половина 19 в. характеризуется в истории России кризисом феодально-крепостнического строя. Крепостное право мешало созданию рынка свободной рабочей силы, суживало внутреннюю торговлю, задерживало процесс ... стремилось к переходу в дворянское сословие. Во 2-й половине 18 в. в России отчётливо обозначились элементы капиталистического развития, выразившиеся в росте товарно-денежных отношений, ...

1) постоянно возрастает роль медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе;

2) увеличивается номенклатура лекарственных средств на фармацевтическом рынке России, в том числе появляется большое количество аналогичных по действию препаратов, значительно различающихся по стоимости;

3) появляются новые поставщики лекарственных средств, осуществляющие агрессивную стратегию продвижения своих товаров на фармацевтический рынок;

4) не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств, поступающих на российский фармацевтический рынок, кроме того, из года в год в стране растут объемы изготовления и реализации через аптечную сеть фальсифицированных лекарственных препаратов;

5) медицинские и фармацевтические работники на данном этапе не обладают возможностью получения полной и качественной информации обо всех новых лекарственных средствах ввиду большого количества новых торговых наименований предлагаемых лекарственных средств и рекламного характера представляемых сведений;

6) возрастает уровень коммерциализации системы лекарственного обращения и дорожают лекарственные средства, что обусловлено фактически возрастающим спросом на данную продукцию, вызванным ухудшающимся состоянием здоровья населения, распространением самолечения и объективной или субъективной безвыходностью ситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства;

7) сохраняется объективный дефицит финансовых средств, связанный в первую очередь с хроническим недофинансированием всей системы здравоохранения, в том числе на приобретение лекарственных средств;

8) сохраняется низкий уровень доходов населения, зачастую не позволяющий использовать в процессе лечения новые высокоэффективные, но, к сожалению, крайне дорогие препараты;

9) существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состоянии выполнять свои функции в полной мере из-за большого количества оптовых, мелкооптовых и розничных организаций, реализующих лекарственные средства.

Все вышеуказанные тенденции являются мотивами для разработки современной концепции лекарственного обеспечения населения. Концепция позволит определить роль и место фармацевтической службы, статус аптечных организаций, роль государственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным звеном для проведения национальной политики в области лекарственного обеспечения населения.

До сих пор существующие законодательные и нормативные документы не дают однозначного определения фармацевтической деятельности.

С точки зрения Гражданского Кодекса РФ, фармацевтическая организация – это самостоятельно хозяйствующий субъект, основная цель которого – получение прибыли.

Статус фармацевтической организации как организации здравоохранения закреплен в:

  • Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 №5487
  • Приказ МЗ и СР РФ №627 от 7.10.2005 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения»
  • ОКУН – общероссийский классификатор услуг – ОК 002 -93 от 28 июня 1993, №163.

Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» относит фармацевтические организации к учреждениям здравоохранения, основная цель которых – лекарственное обеспечение населения.

Приказом МЗ и СР РФ №627 от 07.10.2005. «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

К учреждениям здравоохранения отнесены четыре группы организаций:

1. Лечебно – профилактические:

2. Учреждения здравоохранения особого типа

3. Учреждения государственного санитарно – эпидемиологического надзора и гигиенического образования населения государственной санитарно – эпидемиологической службы:

4. Аптечные учреждения (аптека):

  • Аптека
  • Аптечный пункт
  • Аптечный киоск
  • Аптечный магазин

В общероссийском классификаторе услуг населению – ОК 002 – 93 «услуги аптечных подразделений» отнесены к медицинским услугам (раздел – прочие медицинские услуги):

081 000 медицинские услуги;

081 100 – услуги стационарных лечебных учреждений;

  • прочие медицинские услуги;

081 700 – прочие медицинские услуги;

081 706 – услуги аптечных подразделений.

В номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, утвержденную МЗ и СР РФ 12 июля 2004 г. №337, включены фармацевтические работы:

Раздел D . Манипуляции, исследования, процедуры и работы в здравоохранении

08

Фармацевтические работы

08.01

Фармацевтические работы в медицинских учреждениях

(организациях)

08.02

Работы клинического фармаколога

08.03

Работы по оптовой торговле

08.04

Работы, связанные с отпуском

(реализацией) ЛС в аптечных учреждениях

08.05

Организация тендера

Раздел F . Услуги медицинского сервиса

02

Услуги справочно-информационных служб с использованием современных компьютерных технологий

05

Услуги по транспортировке в здравоохранению

05.04

Организация доставки ЛС и средств лекарственного применения

Статус фармацевтических организаций как торговых организаций подтверждается отнесением их к торговым организациям классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) – ОК 029 -2001 и ФЗ «О лекарственных средствах» №86 от 22.06.1998 с изм. и доп.

Таким образом, в основных законодательных и нормативных документах противоречиво трактуется статус фармацевтических организаций.

Приказ МЗ и СР РФ от 3 мая 2005 №319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» утверждает следующие виды аптечных организаций:

1. аптека – организация, предназначенная для оказания фармацевтической помощи, осуществляющая изготовление, расфасовку, отпуск населению и учреждениям здравоохранения ЛС, реализацию прочей фармацевтической продукции и осуществление других фармацевтических услуг.

2. аптечный пункт:

1) с правом изготовления лекарственных средств;

2) без права изготовления лекарственных средств; предназначен для отпуска населению и учреждениям здравоохранения готовых лекарственных средств заводского и внутриаптечного изготовления, кроме наркотических средств и психотропных веществ, реализации товаров аптечного ассортимента и оказании фармацевтических услуг в рамках имеющейся лицензии.

3. аптечный киоск – подразделение аптеки, независимо от организационно – правовой формы собственности, предназначенное для отпуска лекарственных средств населению в пределах ассортимента, разрешенного в установленном порядке к отпуску без рецептов, а также реализации других товаров медицинского назначения и оказания фармацевтических услуг.

5. аптечный магазин – организация, предназначенная для реализации товаров медицинского назначения, средств декоративной и лечебной косметики и парфюмерии, другой продукции, предназначенной для поддержания и пропаганды здорового образа жизни, а также лекарственных средств, разрешенных к отпуску в установленном порядке к отпуску без рецептов.

2. Торговые функции аптечных организаций

Один из персонажей романа Владимира Орлова «Аптекарь» уговаривает своего бывшего однокурсника, а ныне провизора (называющего себя «человеком аптеки»), сменить место работы, приводя при этом следующую аргументацию:… я помню о твоих принципах, но что такое аптека в нашем веке и кто в ней аптекарь? Магазин! И ты в ней продавец! Ты, Миша, торговый работник. И все…».

Наверное, с подобной характеристикой собственной профессии не согласится ни один уважающий свое дело провизор. И не потому, что, согласно мнению некоторых, быть торговым работником не очень престижно. Просто в таком случае не совсем понятно, зачем будущему «продавцу» поступать в высшее учебное заведение, в течение пяти лет «грызть гранит» медицинских наук, постигать множество фармацевтических и химических дисциплин, получать массу других знаний, для продавца, может быть и не лишних, но совсем не обязательных.

Точку зрения персонажа романа можно назвать ошибочной или радикальной; однако она, к сожалению, высвечивает тот весьма распространенный взгляд на профессию аптечного работника, который является следствием упрощенного и однобокого понимания функций, возложенных на аптечные учреждения, и роли аптечных, а в более широком плане, фармацевтических работников в системе здравоохранения. Но одно дело, когда посетители аптек, говоря о работниках «первого стола» (или обращаясь к ним), употребляют слово «продавец», и другое, когда отношение к провизорам и фармацевтам как торговым работникам (или к аптекам как исключительно торговым учреждениям) проявляется в профессиональной среде и даже находит отражение в нормах законодательства.

С точки зрения законодательства.

Базовый для фармацевтической отрасли Федеральный Закон «О лекарственных средствах» дает следующее определение аптечного учреждения: «организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» – выделяя, таким образом, из всего спектра «аптечных» функций только две, торговую и производственную. Из этой формулировки, а также из других определений, приведенных в законе, вероятно, следует, что профессиональная деятельность аптечных работников – это в основном и в первую очередь торговля лекарственными препаратами. Мало того, из этих положений отнюдь не очевидно, что аптечные учреждения являются частью системы здравоохранения, а фармацевтическая деятельность – профессиональной деятельностью в рамках этой системы.

С ФЗ «О лекарственных средствах» созвучен и введенный в действие 1 января 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Деятельность аптечных организаций отражена ОКВЭД в разделе G под красноречивым названием «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и обозначена как «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами» (код 52.3).

В то же время в разделе N, где классифицирована деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, отсутствует даже упоминание о фармацевтической деятельности или деятельности аптечных организаций, фармацевтических и аптечных услугах.

По-видимому, иной точки зрения придерживаются разработчики Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), в котором аптечные услуги, обозначенные, правда, как «услуги аптечных подразделений» (код 081706 6) отнесены к подгруппе «Медицинские услуги». И в статьях 12, 13 и 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» однозначно определено, что аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организации разных форм собственности являются частью государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. ОСТ «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» характеризует деятельность аптечных учреждений следующим образом. В пункте 2.5 Отраслевого стандарта перечислены функции, которые могут осуществляться аптечными организациями.

Их можно условно разделить на несколько групп:

  • торговые функции

производственные функции

социальные функции

В определенной степени к социальным могут быть отнесены и производственные (так как внутриаптечное производство лекарств является, как правило, низкорентабельным либо убыточным), а также частично торговые функции аптечных предприятий (такие, например, как реализация лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛС в рамках обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства);

консультативно-информационные функции

сервисные функции

оказание первой медицинской помощи

Далеко не каждое аптечное учреждение обременено производственными функциями или имеет пункт проката, а оказание первой медицинской помощи является, безусловно, важной, но не основной функцией аптеки. Поэтому, для того чтобы расставить приоритеты в деятельности аптечных работников, понять роль и место профессии в обществе, системе здравоохранения, необходимо в первую очередь дать ответ на вопрос, кем является провизор (или фармацевт) – дипломированным продавцом лекарств и сопутствующей продукции или все же сертифицированным специалистом (лицензированного учреждения), оказывающим профессиональные консультации по применению лекарственных препаратов и других аптечных товаров, в том числе и при их отпуске (продаже, реализации).

Другими словами, важно понять, в какой степени работник аптеки консультант, и в какой степени продавец, и что стоит на первом месте с точки зрения профессиональных обязанностей и той общественной миссии, которая возложена на аптечные учреждения в современных условиях. Это поможет прояснить, каковым должно быть восприятие аптечных организаций – как торговых предприятий по продаже лекарственных препаратов, либо как учреждений системы здравоохранения, выполняющих наряду с другими и торговые функции в целях лекарственного обеспечения населения.

Роль аптечного работника как консультанта по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов и одного из участников процесса лечения (треугольник «врач – провизор / фармацевт – пациент»), к сожалению, также не в полной мере отражена в нормативных документах. В частности, в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) указано, что обязанности фармацевтов включают «консультирование пациентов по вопросам дозировки, порядка приема и совместимости отдельных лекарств», но такую формулировку, конечно, трудно назвать исчерпывающей и емкой. Действующая на сегодняшний день номенклатура фармацевтических должностей и специальностей «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР), «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (приложение 3 к приказу №377 МЗ РФ от 15.10.99 г.), «Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (приказ МЗ РФ №337 от 27.08.99 г.) также не отражает основное предназначение работников «первого стола» – профессиональное консультирование при отпуске лекарственных препаратов. Например, должность работника аптечного учреждения, специалиста с высшим фармацевтическим образованием, осуществляющего отпуск лекарственных препаратов и консультирующего по вопросам их применения, обозначается в действующей номенклатуре устаревшим определением «провизор-технолог», хотя, наверное, правильнее (и ближе к существу исполняемых функций) было бы назвать ее «провизор-консультант».

Что касается повседневной практики, то необходимость уделять особое внимание профессиональному консультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг) аптечного предприятия, осознается все большим количеством руководителей аптек и аптечных сетей. В рекламных текстах, на «аптечных» web-сайтах (в том числе, и интернет-аптек), на информационных стендах и табличках в самих аптеках, все чаще можно встретить словосочетания «провизор-консультант», «врач-консультант», «продавец-консультант». Конечно, подобная рекламная стратегия является, в первую очередь, маркетинговым ходом, позволяющим привлечь дополнительное количество посетителей за счет повышения качества консультационных услуг, придания им современной и более удобной для покупателей формы. Кроме того, многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме, и необходимость оперативно обслуживать покупателей нередко приводит к снижению качества консультационных услуг.

В условиях большого наплыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом («за первым столом») бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать с покупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его. Поэтому наличие в штате аптечного предприятия «освобожденного» провизора-консультанта позволяет оптимизировать работу с населением. В то время, как консультант, проводит конфиденциальную беседу с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его, задает необходимые вопросы, решает, не нужно ли порекомендовать человеку обратиться к врачу, помогает в случае необходимости осуществить выбор конкретных лекарственных препаратов, предоставляет необходимую информацию по их надлежащему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамках концепции ответственного самолечения) – другой провизор (или фармацевт) берет на себя выполнение торговых функций за кассовым аппаратом. Однако отдельные формы и методы оказания консультационных услуг, как это ни парадоксально, способствуют снижению профессионального статуса провизоров и фармацевтов, ограничению их деятельности рамками торговых функций. В этом плане стоит упомянуть появившуюся сравнительно недавно в некоторых аптечных предприятиях должность «врач-консультант».С одной стороны, грамотный и квалифицированный врач (терапевт, педиатр и т.д.), умеющий найти подход к посетителям и использующий в процессе консультирования накопленный багаж знаний и опыт медицинской практики, безусловно, является для аптеки ценным приобретением, и появление такого специалиста в аптечном коллективе можно приветствовать.

Известно, что многие покупатели с большим доверием относятся к советам врачей, чем рекомендациям аптечных работников. В то же время, по хорошо известным причинам, большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезной необходимости, в остальных случаях предпочитая решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно или при помощи рекомендаций аптечных работников. Придти в аптеку, как правило, легче (в том числе, и психологически), чем на прием в поликлинику. Поэтому многие предпочитают получить консультацию именно в аптеке (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государственном или частном лечебном учреждении. Так что появление в некоторых аптеках и аптечных сетях должности «врач-консультант» – процесс, в определенной степени, закономерный – врач приходит в аптеку и становится, в некотором роде, ближе к людям. В той его части, которая касается ответственного самолечения, плодотворное и эффективное взаимодействие в системе «врач – провизор / фармацевт – пациент» реализуется в пределах аптечного учреждения, что создает дополнительное поле возможностей для повышения качества консультационных услуг.

Однако проблема в том, что согласно действующему законодательству, врач, работающий в аптечной организации, имеет право консультировать посетителей только в тех пределах, в которых консультирует провизор (или провизор-консультант), и не более того.

Консультирование и информирование в аптечных учреждениях, кем бы оно ни исполнялось – провизором или врачом, осуществляется на основании одних и тех же нормативных документов, в частности, на основании пункта 2.5 вышеупомянутого Отраслевого стандарта, где в числе прочих определены следующие функции аптечных организаций:

  • оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения (аптеки, аптечные пункты);
  • предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины);

— – предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах (аптеки, аптечные пункты).

В то же время врач-консультант, работая с посетителями аптечного предприятия, не имеет право на профессиональные действия, которые могут квалифицироваться как «медицинская деятельность» (осмотр пациента, измерение давления, температуры, использование других диагностических приборов и т.д.), так как для этого требуется соответствующая лицензия. Получается, что приход в аптеку врача не приводит к реальному расширению спектра аптечных услуг, хотя и является удачным маркетинговым ходом и способствует привлечению дополнительного количества покупателей. Врач-консультант выполняет (или, по крайней мере, должен выполнять с точки зрения законодательства) в аптеке ту же работу, которую выполнял бы на его месте провизор-консультант, возможно, немного по-другому, учитывая его профессиональный опыт и знания. Выделение в штате аптечного учреждения отдельной должности «врач-консультант» с одной стороны помогает разгрузить провизоров и фармацевтов, но с другой – «освобождает» их от тех самых функций, которые «облагораживают» профессию и делают их не только продавцами лекарств и иной аптечной продукции, а специалистами по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов.

Что же касается самой возможности поступления врачей на работу в аптечные учреждения, то пункт 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII – «Требования к персоналу аптечных организаций») допускает привлечение лиц с высшим и средним медицинским образованием в качестве консультантов «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров»; поэтому на сегодняшний день врачей-консультантов чаще можно встретить в сетевых аптеках.

Исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать – повседневная аптечная практика в нашей стране складывается таким образом, что торговые функции аптечных учреждений зачастую выходят на первый план, и «продавец» в провизоре (фармацевте), к сожалению, нередко перевешивает «консультанта». Подобная тенденция находится в заметном противоречии с теми подходами к профессии аптечного работника, которые развивают и пропагандируют Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), международные фармацевтические организации, научные учреждения и т.д.

Роли фармацевта в системе здравоохранения, развитию концепции фармацевтических услуг было посвящено несколько совещаний консультативных групп специалистов, организованных ВОЗ в сотрудничестве с Международной фармацевтической федерацией – FIP. Результатом этих заседаний, а также других мероприятий, проведенных при участии ВОЗ, явилось принятие целого ряда документов. В частности, следует упомянуть доклад «Роль фармацевта в системе здравоохранения» (1994 г., WHO/PHARM/94.569), резолюцию Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA) «Роль фармацевта в поддержке обновленной лекарственной стратегии ВОЗ» (1994 г., WHA resolution 47.12), доклад «Роль фармацевта в процессе самолечения» (1998 г., WHO/DAP/98.13).В вышеуказанной резолюции признается «ключевая роль фармацевтов в системе здравоохранения и применении лекарственных средств». В документах ВОЗ отмечается, что значение профессии фармацевта за последние годы ощутимо выросло, что в немалой степени связано с «вызовами самолечения», которое является, по мнению этой всемирной организации, «первичным ресурсом любой системы здравоохранения».

Рост самолечения, как следствие самых различных факторов современной жизни (социоэкономических, демографических, экологических, изменений в образе и ритме жизни, расширения ассортимента и большей доступности аптечной продукции, увеличения потенциальной возможности справиться с определенными заболеваниями с помощью самолечения и т.д.) возлагает на аптечного работника ответственность качественного и надлежащего информирования и консультирования по всем вопросам, связанным с правильным выбором и рациональным применением лекарственных препаратов (в первую очередь, безрецептурных), требует от него активного участия (в рамках своей компетенции) в предупреждении и решении проблем, возникающих в ходе лечения.

Документы ВОЗ, касающиеся роли фармацевта в системе здравоохранения, однозначно исходят из того, что фармацевт, где бы он ни работал – в аптеке, больнице, лаборатории, на производстве или в академическом учреждении – является «членом команды по поддержанию здоровья населения» и что «забота о здоровье людей должна быть большим приоритетом для фармацевта, чем продажа лекарств».

В Хартии сотрудничества между Фармацевтической группой Евросоюза (PGEU) и организацией, представляющей интересы производителей безрецептурных лекарственных препаратов, Европейской ассоциацией индустрии самолечения (AESGP), две важнейшие составляющие профессии фармацевта совмещены следующим образом: «Фармацевт является помощником (советчиком, консультантом) людей в их каждодневной заботе о своем здоровье и ключевой фигурой в обеспечении потребителей лекарственными средствами». Хартия отмечает, что фармацевт обязан предоставлять компетентную и грамотную консультацию о лекарственных препаратах, которые он отпускает населению.

Повышению внимания к консультативным функциям аптечных работников способствовала и разработка, начиная с 90-х годах прошлого века, специалистами ВОЗ, FIP, PGEU стандартов надлежащей аптечной практики – GPP («Стандарты качества аптечных услуг», FIP, 1993 г.; «Надлежащая аптечная практика в аптечных учреждениях», ВОЗ, Женева, 1996 г.; «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU, 1998 г.; «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ, 2001).

Одной из важнейших целей GPP является обеспечение доступа к объективной информации о лекарственных средствах, информирование о правильном их применении; одним из основных элементов – «деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендации о лекарственном и ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечить самостоятельно».

Согласно требованиям GPP, аптека должна предоставлять консультации по просьбе пациентов (покупателей, посетителей) или в случае необходимости.

Разработчики стандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что для предоставления рекомендаций по самолечению могут быть выделены специально подготовленные сотрудники. В целях обеспечения высокого качества аптечных услуг и правильного выбора безрецептурных лекарственных препаратов для каждого покупателя и в каждом конкретном случае GPP предполагает наличие стандартов для:

  • проведения конфиденциальной беседы с посетителем;

— систематического выяснения его проблем (или оценки симптомов), например: у кого возникла проблема (возраст, пол, состояние (например, беременность), индивидуальные особенности), в чем она заключается, каковы симптомы, как долго продолжается недомогание, какие меры уже приняты и (или) какие лекарства уже принимались и т.д.

Индивидуальное консультирование в случаях самостоятельного выбора лекарственных препаратов включает в себя такие элементы, как:

  • консультирование в отношении выбора безрецептурных лекарственных препаратов.

Информационной основой для консультирования посетителей аптеки служит, в первую очередь, официальная информация, сопровождающая обращение лекарственного средства, в частности, инструкция по применению лекарственного препарата. В то же время при выборе безрецептурного лекарственного средства фармацевт использует свой профессиональный опыт, принимая во внимание эффективность, безопасность и рациональность применения препарата в каждом конкретном случае. Разработчики стандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что «для каждого симптома или недомогания, которое можно вылечить самостоятельно, в аптеке должен существовать протокол, которому должен следовать фармацевт»;

  • консультирование по применению безрецептурных лекарственных препаратов. Фармацевт должен сделать все от него зависящее, разумеется, в рамках своих возможностей и полномочий, чтобы у покупателя не было никаких неясностей и сомнений относительно свойств и надлежащего применения рекомендованных ему препаратов (действие, способ и продолжительность применения, противопоказания, возможные побочные эффекты, взаимодействие с другими лекарственными средствами, алкоголем, пищей и т.д.);
  • консультирование об условиях надлежащего хранения лекарственных препаратов;
  • предоставление рекомендаций по самолечению без применения медикаментов;
  • направление в случае необходимости к другим работникам здравоохранения (например, к лечащему врачу и т.д.).

В ходе беседы с посетителем и выяснения его проблем фармацевту надлежит определить, не связаны ли эти проблемы с таким расстройством здоровья, при котором больному следует рекомендовать обратиться к врачу. Конечно, широкое внедрение некоторых стандартов GPP, касающихся профессионального консультирования и информирования, требует заметного смещения приоритетов в повседневной аптечной практике, повышения уровня профессиональной подготовки в области медицинских знаний; и в этом смысле это скорее не сегодняшний, а завтрашний день нашей аптечной системы, один из следующих этапов ее развития. Тем не менее, это обстоятельство не должно умалять значимости консультационных услуг в деятельности аптечных предприятий, роли провизоров и фармацевтов как специалистов по вопросам лекарственной помощи.

Даже если в аптечном предприятии существует разделение торговых и консультативных функций между работниками, например, предусмотрена отдельная должность провизора-консультанта («освобожденного» от выполнения торговых операций), все равно эти функции в рамках аптечного учреждения представляются двумя составляющими единого целого. В то же время, консультативно-информационные функции могут осуществляться и отдельно от торговых. Миссия и сфера деятельности фармацевтического работника не ограничиваются пределами аптечных учреждений; его предназначение как специалиста по лекарственным средствам рассматривается в современном контексте более широко – оказывать консультативную помощь везде, где в целях предупреждения или лечения заболеваний, поддержания здоровья, требуются компетентное информирование о лекарственных препаратах и профессиональные рекомендации по их применению. Поэтому в сферу ответственности профессии в целом входит консультирование и информирование не только населения, но и различных учреждений и служб (в первую очередь, медицинских, а также просвещения, социального обеспечения и т.д.).

В современных условиях оптимальное и оперативное решение многих задач, стоящих перед лечебно-профилактическими учреждениями, требует профессионального участия фармацевтических работников. Активное сотрудничество врачей (как специалистов по профилактике и лечению заболеваний) и провизоров (как специалистов по лекарственным препаратам) необходимо для проведения рациональной и результативной лекарственной терапии. За последние десятилетия лечебные учреждения многих стран мира стали пользоваться консультационными услугами фармацевтов; как следствие, появились такие должности как «фармацевт-консультант», «клинический фармацевт», «госпитальный фармацевт», «провизор-информатор». Чтобы плодотворно работать в лечебном учреждении – консультировать врачей и больных по всем вопросам, касающимся применения лекарственных препаратов, помогать осуществлять выбор конкретного препарата в фармакологической группе, участвовать в оптимизации схем лекарственной терапии (как с точки зрения эффективности лечения, так и с точки зрения экономической целесообразности), информировать врачей о новых лекарственных средствах, решать вопросы рациональной замены при отсутствии препарата и т.д. – провизор должен обладать соответствующей квалификацией и опытом. Поэтому в большинстве стран мира фармацевты, желающие работать в лечебном учреждении в качестве консультантов, должны пройти специализацию; для них предусмотрены специальные образовательные программы и курсы повышения квалификации, сертификационные циклы и даже (в некоторых странах) лицензирование.

В Соединенных Штатах, в 50-х годах прошлого века, когда группа передовых американских фармацевтов занялась оптимизацией использования лекарственных препаратов в учреждениях по уходу за престарелыми, появилось определение, а спустя некоторое время и специальность – «фармацевт-консультант». Сам термин «consultant pharmacist» был предложен Джорджем Аршамбо (George F. Archambault), которого в США считают «отцом-основателем» фармацевтического консультирования. Спустя полвека, американские фармацевты-консультанты продолжают успешно оказывать свои профессиональные услуги широкому спектру лечебных учреждений, учреждений по уходу (за престарелыми, людьми с ограниченными возможностями и т.д.) и в самых различных форматах: они могут находиться в штате медицинского или социального учреждения, работать по контракту от аптеки, другой организации, предоставляющей фармацевтические услуги, или индивидуально. Большинство американских фармацевтов-консультантов (которых на сегодняшний день насчитывается более 10 тысяч) объединены в профессиональную ассоциацию – Американское общество фармацевтов-консультантов (American Society of Consultant Pharmacists, ASCP), имеют свой этический кодекс и периодическое издание («The Consultant Pharmacist»).

Чтобы стать сертифицированным фармацевтом-консультантом, необходимо пройти соответствующий образовательный курс и сдать сертификационный экзамен; на экзамене проверяется умение претендента решать профессиональные задачи, которые могут возникнуть в ходе его практики. Особое внимание при подготовке фармацевтов-консультантов уделяется гериатрической фармакотерапии. И это не только дань истории возникновения специальности «consultant pharmacist» и не только следствие того факта, что для США характерно широкое привлечение фармацевтов для консультирования в учреждениях по уходу за пожилыми людьми. Значительный процент пациентов большинства лечебных учреждений составляют люди старшего возраста. Им чаще требуется медикаментозное лечение, при этом зачастую назначается сразу несколько препаратов. При работе с людьми старшего возраста необходимо вдвойне подчеркнутое внимание к таким факторам, как сочетаемость (взаимодействие) лекарственных средств, способ и продолжительность их применения, побочные действия, наличие хронических заболеваний и др. Поэтому знание гериатрической фармакотерапии рассматривается как необходимое условие для успешной работы «фармацевтов-консультантов». Американские фармацевты имеют возможность сдать специальный экзамен по гериатрической фармакотерапии и стать сертифицированными гериатрическими фармацевтами (certified geriatric pharmacist), получив дополнительную профессиональную квалификацию. В нашей стране еще не так давно взаимодействие между врачами и фармацевтическими работниками осуществлялось посредством провизоров-информаторов, которые должны были стать для врачей основным источником информации о лекарственных средствах (в том числе и о новых препаратах).

В условиях дефицита лекарств провизоры-информаторы выполняли и справочные функции: предоставляли информацию о наличии тех или иных лекарств в аптеках, в случае отсутствия препарата помогали осуществить грамотную замену.

Сегодня врачи получают сведения о новых лекарственных препаратах, как правило, из других источников и в большинстве случаев обходятся без рекомендаций и помощи аптечных работников – консультационные и информационные услуги провизоров почти не востребованы лечебными учреждениями. Поэтому вряд ли можно говорить, применительно к нашей реальности, о «ключевой роли» провизоров в системе здравоохранения и применении лекарственных средств (о чем заявлено в вышеупомянутой резолюции WHA).

И в этом также в какой-то степени отражается отношение к провизорам как снабженцам и продавцам, а не как информаторам и консультантам. Счет разрешенных к применению в нашей стране лекарственных препаратов идет уже не на тысячи, а на десятки тысяч. Ориентироваться в этом море наименований и уметь предоставить по каждому из них исчерпывающие и компетентные рекомендации – это сфера деятельности и ответственности фармацевтических работников. Лекарства, как известно, товар особый. И отпускают их в аптечных учреждениях тоже люди особые. Такие же, как и все, но все же особые, облеченные особой ответственностью рекомендовать и отпускать людям лекарства, предоставлять консультации по их применению. И эту миссию, по большому счету, никто, кроме них, выполнить не может.

Товарная политика в сфере лекарственного обеспечения тесно связана с законодательством, которое регламентирует производство, распределение и потребление ЛС, о чем свидетельствуют ограничения в виде нормативных документов:

1. Государственный регистр ЛС, разрешенных к отпуску на территории РФ

2. Перечень наркотических средств и психотропных веществ, который строго регламентирует обращение этих ЛС на территории РФ – определяет ФЗ «О наркотических ЛС»

3. Списки сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, утвержденные постановлением ПККН от 15.06.05.

4. Перечни лекарственных средств списков А и Б – утверждены приказом МЗ РФ №472 от 31.12.1999

5. Перечень лекарственных средств, отпуск которых разрешен без рецепта врача – приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005

6. О минимальном ассортименте ЛС – приказ МЗ и СР РФ №312 от 29.04.2005

7. Перечень лекарственных средств, отпуск которых запрещен амбулаторным больным – Приказ №110 от 12.02.2007.

8. Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС – утвержден Постановлением Правительства РФ №2343-р от 29.12.2005

В связи с этим выделяют следующие факторы, которые влияют на формирование аптечного ассортимента:

o Местоположение аптеки

o Контингент жителей, которых обслуживает аптека

o Профиль ЛПУ, который обслуживается аптекой по договору

o Специализация аптеки

o Учитывается заболеваемость, сезонность

o Проведение маркетинговых исследований, АВС, ХУZ – анализа

o Есть или нет договор на обслуживание льготных категорий населения

o Какие виды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборот наркотических и психотропных веществ и т.д.

В настоящее время аптечные организации занимаются реализацией огромного ассортимента товаров, перечень которых определен ФЗ «О лекарственных средствах»:

  • лекарственные средства
  • изделия медицинского назначения
  • предметы личной гигиены
  • оптика
  • натуральные и искусственные минеральные воды
  • лечебное, детское и диетическое питание
  • парфюмерная и косметическая продукция
  • дезинфицирующие средства.

Формирование ассортимента косметических товаров требует не менее серьезного подхода, чем профильного. Сейчас же, зайдя даже в небольшую аптеку, можно увидеть довольно широкий выбор косметической продукции: как собственно дерматологическую и фармацевтическую косметику, так и недорогой «масс-маркет». Нередко косметику, которая представлена на аптечных прилавках, можно увидеть и в других местах продажи, даже весьма сомнительных. Такая ассортиментная стратегия связана как с разнородным потребительским контингентом аптек, так и с экспансией самого косметического рынка. Понятно, что для многих производителей сама возможность присутствия в аптечном ассортименте используется как своеобразное подтверждение «особых» лечебно-профилактических свойств. Но потребитель, который ориентирован на приобретение косметики в аптеке, независимо от своей покупательной способности, возлагает определенные надежды на ее потребительские свойства и пока, похоже, отдает предпочтение импортной продукции. По данным Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» за I полугодие 2005 г. структура аптечного рынка косметики (импортная / российская продукция) в натуральном выражении составила соответственно 15 и 85%. Но если мы обратим внимание на соотношение в стоимостном выражении, а это 63 и 37% соответственно, то представление о рынке значительно меняется. Такая метаморфоза обусловлена не только средней стоимостью, которая для импортной продукции составляет 15 долл., а для отечественной – 1,5 долл., но и потребительским спросом. В ТОП‑10 за тот же период фигурируют такие марки, как VICHY, LAKALUT, NIVEA, JOHNSON&JOHNSON, CLEARASIL, LIERAC, VITASKIN, GALENIC, AVENE, которые в денежном выражении обеспечивают почти половину всех аптечных продаж косметики. Заметим, что многие из этих марок либо представлены фарм. компаниями, либо ими разработаны. Приоритет потребительского спроса на импортные марки – далеко не объективная оценка возможностей отечественного косметического рынка. Линии косметических продуктов российских производителей, которые вполне могли бы конкурировать со многими импортными «аптечными» марками, пока редко рассматривают аптеку как место розничной торговли. Элитная марка бережет свой имидж и требует особого подхода в организации продажи. Сегодня многие фарм. дистрибьюторы и аптечные предприятия, понимая экономическую выгоду целенаправленного формирования косметического ассортимента, стремятся привлечь такого производителя. Хотелось бы, чтобы их общими усилиями у потребителя косметики сформировалась уверенность в том, что представленная в аптеке косметика – это то лучшее, что может предложить сегодня косметический рынок в различных ценовых нишах.

Вообще, продажа любых видов аптечных товаров регламентируется:

1. Гражданским Кодексом РФ

2. Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителей №2300–1 от 07.02.2004 с изм.

3. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров … Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998.

4. О лекарственных средствах /Федеральный закон от 22.06.1998. с изм.

5. Об утверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007. – 2003 «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения» /Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003.

По Закону «О защите прав потребителей», продавец – это организация, независимо от организационно – правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, которые реализуют свои товары потребителям по договору купли – продажи. Продавец должен донести информацию о себе – вывеска обязательна над входными дверями, где указывается наименование организации, режим её работы, место её нахождения. По ОСТу 80 от 2003 г. – на вывеске должны быть адреса и телефоны близлежащих аптек.

Продавец должен предоставить информацию о товаре – на русском языке, это требование обеспечивается поставщиком – импортером, если оно не выполняется, то аптека несёт административную ответственность.

По общим требованиям Закона «О защите прав потребителей» должна быть предоставлена следующая информация о товаре:

  • Наименование технического регламента или другого документа, подтверждающего соответствие товара;
  • Информация о правилах продажи;
  • Информация об основных потребительских свойствах;
  • Цена в рублях;
  • Сроки – гарантийный, срок годности, срок службы;
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • Местонахождения изготовителя и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий;
  • В обязательном порядке должен быть номер государственной регистрации и дата гос. регистрации для ЛС.

Информация обеспечивается в виде товарно-сопроводительных документов, инструкции по применению, маркировки или иным способом.

Согласно п. 12 Постановления Правительства №55 от 19.01.1998 г. при поставке товара поставщик обязан предоставить один из следующих документов:

  • Сертификат или декларацию соответствия;
  • Копию сертификата, заверенную печатью сертификатодержателя;

— Товарно-сопроводительные документы, оформленные поставщиком или изготовителем и содержащие по каждому наименованию сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям – номер сертификат соответствия, срок его действия, дата выдачи, орган его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию и зарегистрировавший её орган.

К вышеуказанным документам, Согласно Санитарным нормам и правилам на продукты питания должны предоставляться удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов.

До передачи товара в зал он обязательно проходит предпродажную подготовку, то есть на товаре проверяется наличие необходимой информации, внешний вид.

В торговом зале товары размещаются в соответствии с требованиями ОСТА №80 – отдельно внутренние и наружные, отдельно ЛС и БАД + по фармакотерапевтическим группам.

На этом стенде согласно ОСТу №80 от 04.03.2003 года должна быть предоставлена следующая информация:

  • Телефоны, адреса органов управления фарм. деятельностью, телефоны головного офиса;