1.1 Состав и структура налоговых органов в РФ
Исследование теоретических основ функционирования налоговых органов РФ невозможно без рассмотрения понятия «налоговые органы».
Заметим, что прямого определения о том, что понимается в Российской Федерации под налоговыми органами в нормативно-правовых документах, непосредственно регламентирующих их деятельность, не представлено.
В ст. 9 Налогового кодекса РФ (ч.1) представлено наполнение данного понятия, в результате чего можно сделать вывод, что налоговые органы представляют собой совокупность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, а также его территориальные подразделения. Следует отметить, что в предшествующем Налоговому кодексу РФ Закону Российской Федерации №2118-1 от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подобного понятия не содержится, Гражданский кодекс РФ также его не рассматривает.
Несколько уточняет понятие налоговых органов, представленное в Налоговом кодексе РФ, информация об их структуре и функциональном назначении, размещенная на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ, в результате чего можно определить их состав.
В настоящее время, налоговые органы РФ представляют собой единую централизованную систему контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.
В состав этой системы входят:
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- Его территориальные органы.
Исходя из того, что данная система является централизованной, ей присущ статус совокупности налоговых органов, позволяющий обеспечивать проведение единой общественной налоговой политики на территории Российской Федерации.
При осуществлении налогового администрирования налоговые органы руководствуются в первую очередь Конституцией РФ, НК РФ Федеральным законом от 31 июля 1998г. №146 — ФЗ с учетом последующих изменений и дополнений, в том числе изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования., федеральными конституционными законами, Законом РФ от 21марта 1991г. № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» В ред. Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 137 — ФЗ.. Помимо данных НПА, также применяются Постановления Президента РФ и Правительства РФ, международные договора РФ, нормативные правовые акты Минфина России, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах их полномочий, касающихся вопросов о налогах и сборах.
Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам ...
... Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в марте 1999 г.[11]Кроме того, ежегодное послание Президента ... бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Такие послания в присутствии Президента не обсуждаются. Послание Президента ... и функционировании органов государственной власти, ...
ФНС и территориальные налоговые органы вступают во взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Однако, не смотря на это, ФНС, при реализации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, выступает, как самостоятельная система, и является центральным звеном организации системы налоговых органов.
В соответствии с вышесказанным, определяем ФНС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, имеющий правовой статус, который зафиксирован в ст. 30 НК РФ. ФНС России находится в непосредственном ведении Минфина России, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских хозяйств), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Сегодня ФНС России — это мощная территориально разветвленная служба. В её состав помимо центрально аппарата входят 89 управлений и более 2500 налоговых инспекций.
Структура налоговой службы ориентирована на реализацию основной задачи — контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Данная структура установлена постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 « Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и утверждена приказом Минфина России от 9 августа 2005г. №104н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».
Персонал налоговых органов
Налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы, является основным должностным лицом.
Состав территориальных налоговых органов следующий:
- Управления Службы (УФНС России) по субъектам РФ;
- Межрегиональные инспекции Службы (МИ ФНС России);
- Инспекции Службы (ИФНС России) по районам, городам, городам без районного деления;
- Инспекции Службы межрайонного уровня.
Состав управлений по субъектам Российской Федерации составляют иные управления, которые являются вышестоящим территориальным налоговым органом, в соответствующем субъекте РФ. К ним относятся:
Правовое регулирование деятельности налоговых органов
... налогового права затруднительно. В данной работе предпринята попытка выделить изменения в правовом положении налоговых органов, как участников правоотношений, после придания им статуса Министерства РФ ... налоговых органов в России. Налоговые органы России ... налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. налоговой политики Тема данной дипломной работы ... доходов власти опять ...
- o Управления ФНС России по республикам;
- o Управления ФНС России по краям (областям);
- o Управления ФНС России по административным округам;
- o УФНС России по г.Москве и УФНС России по г.
Санкт — Петербургу.
Государственное и административно-территориальное устройство России составляет основу вышеуказанных налоговых органов.
Взаимоотношения, существующие между всеми налоговыми органами, основываются на принципе вертикальной подотчетности. Данный принцип заключается в следующем: центральному аппарату непосредственно подотчетны налоговые органы второго уровня: УФНС России по субъектам Российской Федерации межрегиональные инспекции. Исходя из этого, налоговым органам второго уровня подотчетны ИФНС России по городам, районам и городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня. Однако, между налоговыми органами обязательно должно существовать четкое распределение функций.
Следовательно, при осуществлении налогового администрирования вертикальная подотчетность обуславливает порядок обмена информацией, взаимодействие и применение единых стандартизованных требований. Указания ФНС России относительно применения налогового законодательства должны исполняться всеми территориальными налоговыми органами, так как ФНС является вышестоящим налоговым органом в данной системе.
Любой налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом и имеет право выступать в суде как истцом, так и ответчиком. Помимо этого, каждый налоговый орган имеет самостоятельную смету расходов и текущие счета в учреждениях банков.
Что касается структуры подчинения, в свою очередь, ФНС России входит в систему Министерства финансов Российской Федерации и подчиняется непосредственно ему.
В настоящее время, ФНС России активно внедряются новые формы взаимодействия с налогоплательщиками: в налоговых инспекциях созданы специальные подразделения; организованы телефонно-справочные службы, а также созданы специально оснащенные операционные залы. Службой осуществляется переход на бесконтактные формы сдачи налоговой отчетности, в том числе в электронном виде.
ФНС России совершенствует работу подразделений налогового аудита, деятельность которых направлена на досудебное урегулирование жалоб налогоплательщиков.
Служба активно взаимодействует с МВД России, Федеральной таможенной службой, Счетной палатой, Федеральной службой по финансовому мониторингу и другими государственными структурами. Целью данного сотрудничества является повышение налоговой дисциплины в сфере экономики, а также обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
К настоящему времени заключено около 60 межведомственных соглашений по информационному обмену и взаимодействию при проведении совместных мероприятий различного характера.
1.2 Задачи и функции налоговых органов в РФ
Главной задачей налоговых органов Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представленных органов муниципальных образований в пределах их компетенции.
Система налоговых органов России
... единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция ФНС по городу находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольна ФНС России и Управлению. Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю ...
Исходя из данного определения, отличие налоговых органов нашей страны от таможенных органов заключается в том, что они не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату, имея при этом широкие права и полномочия.
По мимо перечисленных выше задач, к основным задачам налоговых органов можно отнести валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.
Что касается функции налоговых органов, они несколько отличаются друг от друга, в зависимости от уровня управления — федерального, регионального или местного.
Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС охватывает следующие моменты:
- § Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- § Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков;
- § Проверку достоверности документов по бухгалтерскому и налоговому учету;
- § Передача документов, касающихся нарушения законодательства, в правоохранительные органы. За такие нарушения должна быть предусмотрена уголовная ответственность;
- § Направление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд исков.
Наряду с общими для всех звеньев налоговой системы Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам РФ осуществляют другие функции:
1. Контроль и координация деятельности нижестоящих инспекций и управления;
2. Обработка материалов: аналитическая и статистическая;
3. Разработка методических изданий по применению налогового законодательства;
4. Сотрудничество с зарубежными, международными налоговыми организациями.
Одной из ключевых задач в международной деятельности ФНС России является установление, поддержание и развитие международных контактов и практическое взаимодействие с налоговыми органами зарубежных стран с целью обмена опытом по налоговым вопросам. А также получения обмена информацией.
Наиболее тесное взаимодействие ФНС налажено с налоговыми ведомствами Германии, США, Франции, Великобритании, Польши и Финляндии. Используемая информация, взята на основании статистических данных, представленных на сайте www. gks. ru
Это свидетельствует об эффективной деятельности ФНС России, которая оценивается по определённым критериям и показателям. К таким показателям относятся: собираемость налогов и сборов, увеличение доли налогоплательщиков и плательщиков сборов, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов, а также снижение задолжности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ и др.
Данные критерии отражают приоритетные направления деятельности и развития ФНС России на ближайшие три года.
УФНС России по субъектам РФ занимает центральное место среди территориальных налоговых органов. Руководитель составляет структуру управления, которая в дальнейшем предоставляется им на утверждение в ФНС России.
Исходя из задач и функций, выполняемых УФНС России по субъектам РФ, устанавливается состав и внутренние подразделения (отделы) Такие задачи и функции заключаются в следующем:
Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: состав, ...
... 13 % [11]. 2.1. Стандартные налоговые вычеты Суть стандартного налогового вычета заключается в освобождении определенной суммы доходов от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговыми агентами, т.е. организациями и ...
- ь Государственная регистрация лиц, в отношении которых установленный специальный порядок регистрации;
- ь Ведение регионального раздела информационного ресурса. К таким ресурсам относятся: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН.
ь Учёт, отчётность и анализ поступлений налогов и сборов на территории данного субъекта РФ;
- ь Принятие решений об изменении срока уплаты налогов;
- ь Проведение выездных, а также повторных выездных, налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также налоговых агентов;
- ь Бесплатное информирование налогоплательщиков;
- ь Методическое обеспечение налогового администрирования, также юридическое сопровождение налогового администрирования управления и нижестоящих налоговых инспекций;
- ь Другие функции.
При формировании отделов, для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам, за основу берётся структура ФНС России.
Инспекции ФНС России межрайонного уровня подразделяются на два вида:
1) Территориальные налоговые органы, созданные на базе двух ( и более) инспекций по районам;
2) Специализированные налоговые органы по отраслям экономики и сферам деятельности.
Функции инспекций межрайонного уровня идентичны функциям обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления. Что касается функций специализированных инспекций межрайонного уровня — они идентичны тем, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России федерального уровня.
Исходя из особенностей каждого субъекта на территории РФ, количество инспекций отличается друг от друга с большим отклонением. Например, в городе Москве налоговое администрирование осуществляется в 36-ти территориальных инспекциях и 6-ти межрайонных специализированных.
К таким инспекциям относятся:
- „–45 — РїРѕ центральной обработке данных (ЦОД);
- „–46 — РїРѕ работе СЃ крупнейшими налогоплательщиками;
- „–47 — РїРѕ работе СЃ иностранными налогоплательщиками;
- „–49 — РїРѕ работе СЃ казино Рё рынками;
- „–50 — РїРѕ работе СЃ банками Рё инвестиционными фондами.
На создание вышеуказанных инспекций повлияла специфика данного региона. А фундаментом внутреннего устройства является типовая структура по городу или району.
Благодаря компьютеризации налоговых органов, а также применения других усовершенствованных средств информатизации стала возможна типовая структура налоговых инспекций, в которой внутренние подразделения создаются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, иными словами, на основе функционального принципа.
Таким образом, подводя итог рассмотрению функционального назначения налоговых органов, можно сделать следующие выводы:
— функции центрального, региональных и местных налоговых органов различны. Однако, так как основной задачей, присущей каждому звену, является контроль за соблюдением налогового законодательства, из это вытекает, что налоговые органы всех уровней выполняют следующие общие функции:
- Учет налогоплательщиков и плательщиков сборов;
- Осуществляют контроль за соблюдением законодательства участниками налоговых правоотношений;
- Определение сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
- Возврат излишне уплаченных/ излишне взысканных налогов, сборов, пеней;
- Применение ответсвенности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации;
- Сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями и другие.
- налоговые органы Российской Федерации наделены соответствующими правами, которые при выполнении функций, реализуются через права уполномоченных лиц.
— налоговым органам и их должностным лицам присущ принцип диспозитивности, который заключается в том, что « разрешено всё, что не запрещено законом». Однако, целесообразнее было бы руководствоваться императивным принципом, который позволяет выполнять только действия, разрешенные законом.
Глава значение ндфл в налоговой системе россии содержание налога ...
... под применение налогового вычета. Налоговому вычету подлежит не вся сумма расходов в пределах заявленного вычета, а только лишь соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога. Целью дипломной работы является изучение применения налоговых вычетов по налогу на ...
2.1 Взаимодействие налоговых органов в процессе своего функционирования
Процесс формирования структуры центрального аппарата ФНС России осуществлялся на протяжении нескольких лет. Но несмотря на его длительность, именно благодаря этому в настоящее время хорошо отслеживаются границы между подразделениями. С годами удалось чётко наладить взаимодействие структурных подразделений между собой, показать их цикличность, благодаря который налоговые органы смело можно назвать единой системой.
Данный процесс отслеживается исходя из самой структуры центрального аппарата ФНС России.
Для того, чтобы показать взаимодействие структурных подразделений (в данном случае — управлений) между самой, следует дать краткое описание каждому управлению.
Основываясь на структуре центрального аппарата ФНС России можно выделить 8 групп структурных подразделений.
К первой группе относится Контрольное управление. Основной задачей подразделения является контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также нормативно — правовых актов, принятых в соответствии с ним.
К второстепенным задачам данного управления относятся:
1) Методологическое обеспечение общих принципов контрольной работы, в том числе по крупнейшим налогоплательщикам;
2) Мониторинг, обобщение и анализ результатов контрольной работы налоговых органов, в том числе по крупнейшим налогоплательщикам, администрируемых на федеральном уровне;
3) Организация, координация и участие в проведении мероприятий налогового контроля;
4) Анализ и систематизация применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения;
5) Методологическое и организационное обеспечение взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и иными контролирующими органами в сфере деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений;
6) И другие.
На основании перечня данных задач прослеживается взаимосвязь Контрольного управления с Межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Оба звена системы налоговых органов имеют общие задача, и общие цели. Однако, в данном случаи присутствует принцип императивности: подчинения одного подразделения другому.
Что касается Правового управления, на него возложены задачи по координации и методическому руководству правовой работы в налоговых органах, обеспечению единой позиции налоговых органов в судах, проверке на соответствие законодательству Российской Федерации проектов нормативных правовых актов.
Анализ и совершенствование системы налогового контроля в России
... совершенствования налогового контроля также находится на начальном этапе. Несовершенство методов налогового администрирования приводит к возможности легально или полулегально не платить налоги, занижать официальный налоговый потенциал бизнеса. С другой стороны, существующие в России ...
В соответствии с возложенными на него задачами, управление выполняет функции контроля качества правовой работы в территориальных органах; представляет интересы ФНС России в судах; занимается юридическими вопросами в процессах вызмания, исчисления и уплаты налогов и сборов. Управление было создано для повышения эффективности представления интересов налоговых органов в судах, а также для повышения эффективности процесса осуществления операций, связанных с налогами и сборами.
Управление имущественных налогов осуществляет функции связанные с исчислением, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты имущественных налогов. На мой взгляд, основной задачей данного подразделения в настоящее время является информирование налогоплательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, так как статистика показывает, что в последние годы налоговое законодательство претерпевало наибольшие изменения в сфере имущественных налогов.
Управления налогообложения занимается вопросами, связанными с исчислением, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты таких налогов, как: