Налоговые доходы региональных бюджетов

Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов, так как налоговые доходы составляют 90% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Таким образом, налоговые доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной работы.

Так же актуальность исследования налоговых доходов регионального бюджета обусловлена тем, что современная региональная финансовая политика затрагивает только бюджетную сферу. Между тем экономической основой федеративных отношений должен быть финансовый механизм, позволяющий системно реагировать на весь комплекс проблем регионального развития. Решить эту задачу, опираясь только на бюджет, невозможно. Ведь в условиях резкого сужения сферы государственного хозяйства бюджет образует только часть финансовой системы. За его пределами остаются финансы предприятий, доходы и расходы населения, ресурсы кредитной системы и др. Обеспечить эффективное использование этих ресурсов можно только при условии перехода к более широкой концепции «финансового федерализма». Это модель, в которой регионы и города выступают как звенья, ответственные за воспроизводство, а денежная система – как инструмент обеспечения единства национальной экономики, управляемости и сбалансированности ее развития.

13 стр., 6452 слов

Сравнительный анализ налоговых систем России и стран СНГ

... прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов. Значительные изменения в налоговые системы стран внесены в период с середины 1990-х по 2001 г. Цель работы - характеристика налоговых систем стран СНГ. Исходя из ...

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
    1. Региональные бюджеты: понятие и сущность

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ делятся на:

20 стр., 9725 слов

Налоговые доходы бюджета субъекта Российской Федерации

... налоговых доходов бюджета РФ включены: а) федеральные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные в ст. 13 НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (налог ... -правовую основу данной работы составили Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о бюджете РФ и другие нормативно-правовые источники. Структура курсовой работы состоит из введения, ...

  1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов; перечень ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ;
  2. отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределённых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам определённым Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организации; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу; индивидуальные предприниматели.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., налоговый период составляет один квартал.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

  1. 0% — для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
  2. 10% — для продовольственных товаров, по перечню, установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров;
  3. 18% — для остальных товаров.

Акцизы, как и НДС — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.

14 стр., 6764 слов

НАЛОГОВЫЕ ПРАКТИКИ В РФ И ФРГ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

... по данной тематике можно выделить работы Рубцовой (Павенковой) М.В. (Налоговая система как институт социального управления, 2001), Асеева Д.В. (Отношение населения к налогам: социологический анализ, ... сомнение универсальность налоговой политики и усложняют ... по фискальной социологии / Под ред. В.В. Волкова, 2000; Радаев В.В. Новый институциональный ... -социологического анализа налоговых практик в ...

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочное изделие, коньяки, вино); пиво; табачная продукция; автомобили и мотоциклы; автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей; прямогонный бензин.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица — организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

  1. в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;
  2. в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

С 2002 года введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.