Ямайская валютная система

Мировая валютная система, являясь по существу основой функционирования международной экономики, опосредует практически все экономические отношения между странами.

Принимая во внимание то, что валютные отношения между странами связаны с обменными курсами валют, валютный фактор приобрел в последнее время столь большее значение и оказывает столь быстрое воздействие на национальные экономики отдельных государств и на положение в мире в целом. Поэтому его относят к разряду стратегических факторов, которые могут повлиять на существующее положение вещей в мире или дезорганизовать всю систему мирохозяйственных связей.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на то, что в настоящее время существует очень много публикаций в научной, учебной литературе, а также в периодических экономических изданиях, ученые и специалисты, занимающиеся данным вопросом, не пришли к единому мнению о путях наилучшего функционирования мировой валютной системы.

Масштабные трансформации, проходящие в современной экономике, в немалой степени связаны с изменениями мировой валютной системы. Анализ качественных рубежей ее развития позволяет поставить вопрос о возможной приближающейся замене ныне действующего ее механизма функционирования на новый.

Особую актуальность проблема функционирования мировой валютной системы приобрела в условиях мирового финансового кризиса 2008г.

Нынешний кризис вызван разрывом логической преемственности развития финансовых, демократических, институциональных основ глобальной экономической системы.

Несоответствие принципов мирового регулирования реалиям экономики нового качества привело к дестабилизации институтов инвестиционного банкинга; страновым дефолтам; беспрецедентному росту государственного регулирования рынков; снижению доверия к мировым экономическим регуляторам.

Несовершенство мировой валютно-финансовой системы и отставание процесса ее приспособления к условиям изменяющегося мира явились основными причинами происходящих катаклизмов на глобальных и региональных финансовых рынках.

Возникла необходимость в радикальном обновлении существующей системы мировой валюты посредством приведения ее в соответствие с основными критериями современной мировой экономической архитектуры, а именно демократичности, конкурентности, цивилизованности, легитимности и подотчетности мировому сообществом.

Наиболее сложным направлением антикризисной стратегии является подготовка реформирования современной мировой (ямайской) валютной системы с учетом длительности этого процесса, как показывает история реорганизации предыдущих трех мировых валютных систем — Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской.

8 стр., 3655 слов

Контрольная работа: Мировая валютная система

... условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие национальных и мировой валютной систем проявляются в их элементах: Основные элементы национальной и мировой валютных систем.[2,C.103] Национальная валютная система Мировая валютная система ...

Вопросам исследования проблемы функционирования мировой валютной системы посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы данной проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики выбранной темы.

Особая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы функционирования мировой валютной системы в условиях мирового финансового кризиса определяют несомненную новизну данного исследования.

Тема курсовой работы «Ямайская валютная система» очень интересна и актуальна, так как валютная система имеет важное значение в мирохозяйственных связях. Мировая валютная система — это совокупность кредитно-денежных отношений, сложившихся на основе интернационализации хозяйственной жизни, международного разделения труда и мирового рынка. Ямайская — это ныне действующая валютная система. Выявление недостатков которой может способствовать интенсивному экономическому развитию стран и укреплению экономических связей между ними.

Практической значимостью курсовой работы является умение и возможность проанализировать в сравнении переход от одной Мировой валютной системы к другой, причины перехода.

Целью является — анализ и теоретические основы функционирования Ямайской валютной системы. Для достижения определенной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • дать определение мировой валютной системы;
  • охарактеризовать этапы развития мировой валютной системы;
  • рассмотреть создание Ямайской валютной системы, ее функционирование;
  • проблемы Ямайской валютной системы и пути их решения;

предложить Пути модернизации Ямайской валютной системы

Структуру курсовой работы составляют: введение, 1 глава — где рассматриваются теоретические аспекты, 2-3 главы — раскрывают и теоретическую и практическую сторону Ямайской валютной системы, как предпосылки к созданию, так и на сегодняшний день многочисленные проблемы, заключение, список использованной литературы.

Теоретической основой исследования в курсовой работе послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых: Т.А. Агаповой, Л.Е. Басовского, Басовская Е.Н, Т.А. Борисовская, Р. А. Бурко, М. П. Емельяненко, М.З. Ильчикова, Г. М. Ибрагимова, В.Д. Камаева, О.В. Соколова, Н. Е. Тарасова А.М. Тавасиева, Г. А. Шаринова

Глава 1. Оценка различных точек зрения на трактовку валютной системы

1.1 Сущность валютной системы

Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями. Их объективной основой являются процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, — партнерства и противоречий. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях. Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей.

Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

Валютная система — форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством и межгосударственными соглашениями. Это политика и практика использования инструментов международных расчетов. Различают национальную, мировую, международную (региональную) валютные системы.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой — формой организации международных валютных отношений. Основные элементы национальной и мировой валютных систем показаны в таблице 1.

Таблица 1 — Основные элементы национальной и мировой валютных систем.

Национальная валютная система

Мировая валютная система

Национальная валюта

Резервные валюты, международные счетные валютные единицы

Условия конвертируемости национальной валюты

Условия взаимной конвертируемости валют

Паритет национальной валюты

Унифицированный режим валютных паритетов

Режим курса национальной валюты

Регламентация режимов валютных курсов

Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль

Межгосударственное регулирование валютных ограничений

Национальное регулирование международной валютной ликвидности

Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности

Регламентация использования международных кредитных средств обращения

Унификация правил использования международных кредитных средств обращения

Регламентация международных расчетов страны

Унификация основных форм международных расчетов

Режим национального валютного рынка и рынка золота

Режим мировых валютных рынков и рынков золота

Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны

Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

Главная задача, как национальной валютной системы, так и международной — эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капитала, услуг и других видов деятельности в отношениях между отдельными странами и создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда; обеспечение бесперебойного функционирования экономической (и политической) системы мировой зоны свободного предпринимательства. МВС является одним из мощных звеньев, которое в значительной мере может содействовать расширению или, наоборот, ограничению интенсивности международных экономический отношений.

Посредством МВС осуществляется перелив финансовых ресурсов из одной страны в другую или блокируется этот процесс, расширяется или ограничивается степень национальной экономической самостоятельности, «перемещаются» экономические трудности (безработица, инфляция и т.д.) из одних стран в другие. [18]

МВС может быть использована и используется как орудие экономического и политического нажима на отдельные страны, особенно слабые индустриальные или развивающиеся. Поэтому развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено характером этой валютной системы и действенностью функционирования её институтов.

Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно развивается, модернизируется.

Валютные процессы не отличаются (и никогда не отличались) плавностью и гармонией, они противоречивы, пробивают путь посредством постоянно возникающих единичных и общих валютных кризисов, ведущих к постепенной замене одной валютной системы другой, их эволюции, что отражается как на национальной, так и на международной сферах.

1.2 Этапы развития валютной системы

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, но относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Региональная и мировая валютные системы обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств и носят международный характер.

Региональная валютная система представляет собой форму организации валютных отношений государств определенного региона, закрепленную в межгосударственных соглашениях и в создании межгосударственных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример — европейская валютная система.

Мировая валютная система (МВС) — это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. Характер и стабильность ее функционирования зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы. [21]

В качестве основных функций мировой валютной системы можно выделить:

  • опосредование международных экономических связей;
  • обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;
  • обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;
  • регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;
  • унификацию принципов валютных отношений.

Составными элементами мировой валютной системы являются национальные и коллективные резервные валютные единицы; паритеты национальных валют и их курсы; формы международных расчетов; условия конвертируемости валют; валютные рынки; международные валютно-кредитные организации.

Важнейший элемент валютной системы — валюта. Под валютой в широком смысле слова понимают товар, способный выполнять функции денег в мировом хозяйстве. В узком смысле валюта — денежная единица государства. В зависимости от ее принадлежности валюта делится на национальную и иностранную. Национальная валюта является законным платежным средством на территории выпускающих ее стран, иностранная- законным платежным средством на территории других стран.

Способность обмена национальной валюты данной страны на валюту других стран характеризует конвертируемость (обратимость) валюты. Национальная валюта может быть неконвертируемой, частично конвертируемой и свободно конвертируемой.

Неконвертируемая валюта функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на другие валюты на мировом рынке. Частично конвертируемая — валюта, к которой применяются валютные ограничения, не позволяющие обменивать ее на все иностранные валюты. Если ограничены возможности конвертируемости для резидентов — это внешняя конвертируемость валюты, если для нерезидентов — внутренняя конвертируемость. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) неограниченно (полно) внешне и внутренне обратима и используется для оформления валютных резервов. СКВ — это денежные единицы очень немногих экономически развитых стран. Полностью конвертируема валюта примерно 20 стран. Большинство же экономически развитых государств имеют ограничения по валютным операциям, и, следовательно, их национальные денежные единицы являются лишь частично конвертируемыми. Это же касается новых индустриальных и развивающихся стран. [16]

В современных условиях мировая валютная система представляет собой достаточно сложную и разветвленную систему. Она состоит из множества взаимодействующих национальных валютных систем, а также международных валютных институтов.

Мировая валютная система складывалась в общем русле формирования мировой экономики и международных экономических отношений. Это формирование было завершено к концу XIX в. В течение XX в. происходило постепенное развитие мировой валютной системы. Данный процесс можно разделить на три основных этапа:

1) система золотого стандарта;

2) Бреттон-Вудская валютная система;

3) Ямайская валютная система.

Каждая из данных систем соответствовала определенным ступеням зрелости международных экономических отношений. По мере изменения экономических условий складывались предпосылки для перехода к новой мировой валютной системе.

Система золотого стандарта стихийно сложилась к концу XIX в. Система была основана на золоте в качестве основного денежного металла. Данная система предусматривала законодательное установление золотого содержания национальной денежной единицы, обращение на внутреннем рынке золотых монет, свободный обмен всех видов денег на золото, неограниченную чеканку золотых монет, свободный ввоз и вывоз золота. Золото выполняло функцию мировых денег, а следовательно, всеобщего платежного средства.

Выделяют следующие разновидности золотого стандарта:

  • золотомонетный стандарт-банками осуществлялась свободная чеканка золотых монет (он действовал до начала XX в.);
  • золотослитковый стандарт- золото применялось лишь в международных расчетах (начало XX в. — начало Первой мировой войны);
  • золотодевизный стандарт — наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему золотого стандарта (с 1922 г. до начала Второй мировой войны).

Преимуществами золотого стандарта являлись сохранение устойчивых валютных курсов, обеспечение стабильности внешней и внутренней экономической политики, благоприятные условия для развития международной торговли, стабильность внутренних цен. Недостатки заключались в зависимости денежной массы в обращении в мировой экономике от добычи и производства золота; невозможности проведения независимой денежно-кредитной политики, направленной на решение внутренних проблем страны.

Система золотого стандарта могла функционировать до тех пор, пока страны располагали достаточным золотым резервом для обеспечения фиксированных валютных курсов. Но бурное развитие производства требовало большого количества денежных знаков, золота не хватало, все возрастающую роль стали играть кредитно-бумажные деньги.

С развитием международных экономических отношений и ростом безналичных расчетов между странами возникли предпосылки замены системы золотого стандарта другой, более рациональной системой. Этот процесс ускорили Великая депрессия и Вторая мировая война. Данный период был нестабилен для мировой валютной системы: многие страны девальвировали свои валюты по отношению к золоту для стимулирования экспорта, занятости и сокращения импорта. Кризисные потрясения в валютной сфере наглядно показали, что мировая валютная система нуждается в реформировании.

Бреттон-Вудская система была принята международной конференцией, проведенной в 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США).

Ее основу составляли золото и две резервные валюты (доллар США и английский фунт стерлингов).

Последним отводилась основная роль, поэтому Бреттон-Вудскую систему также называют золотовалютной системой, так как она допускала обмен резервных валют на золото по относительно стабильному, но регулируемому валютному курсу.

На Бреттон-Вудской конференции также были основаны две организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванные обеспечить функционирование новой валютной системы.

Основные характеристики Бреттон-Вудской системы следующие:

  • золото продолжало выполнять функцию мировых денег;
  • одновременно использовались резервные валюты — доллар США и английский фунт стерлингов;
  • устанавливалось твердое соотношение доллара с золотом — 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г золота);
  • каждая национальная денежная единица имела валютный паритет в золоте и долларах;
  • регулирование валютных отношений осуществлялось международными валютно-кредитными организациями — Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития;
  • при нарушении платежных балансов разрешалось урегулировать их золотом.

В послевоенный период, когда формировались принципы Бреттон-Вудской валютной системы, Великобритания не имела достаточных золотых запасов, чтобы фунт стерлингов мог обмениваться на золото, и практически отказалась от его функции девизной валюты.

Таким образом, Бреттон-Вудская валютная система поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США. На практике доллар почти монопольно опосредовал внешнеторговые расчеты. США имели право погашать дефицит платежного баланса за счет собственной национальной валюты. В то же время любая другая страна при дефиците платежного баланса должна была расходовать золотые резервы, сокращать внутреннее потребление, увеличивать экспорт. [7]

В итоге национальная валюта США стала мировыми деньгами, поэтому Бреттон-Вудская система часто называется системой золото-долларового стандарта.

К концу 60-х гг. XX в. Бреттон-Вудская система пришла в противоречие с усиливающейся интернационализацией мирового хозяйства. Режим золото-долларового стандарта на практике постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта. Между тем позиции доллара к этому времени заметно пошатнулись. К началу 70-х гг. прошлого века произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появились и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика.

Золотые резервы США истощались. Запасы долларов в международных резервах в несколько раз превысили золотой запас США. Доверие к доллару как резервной валюте стало падать и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что привело к утрате США своего доминирующего положения в мире.

В 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото по официальной цене, и Бреттон-Вудская система фактически развалилась. Цена на золото на мировых рынках резко подскочила. Сохранять систему твердых валютных курсов стало невозможно.

Устройство современной мировой валютной системы было официально определено в 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) в виде Ямайской валютной системы.

Переход к новой валютной системе предполагал достижение трех основных целей: выравнивание темпов инфляции в разных странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными странами.

Ямайская валютная система базируется на следующих принципах:

  • демонетизации золота — утрате им денежных функций;
  • запрете золотых паритетов — привязке валют к золоту;
  • отмене официальной резервной валюты — эту роль могла выполнять любая валюта;
  • использовании в качестве резервных средств международных расчетных денежных единиц — «специальных прав заимствования» (СДР), выпускаемых МВФ;
  • самостоятельном выборе странами режима валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли к 1973 г.

МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-участниц, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире. [5]

Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттон-Вудская, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных с неэффективностью стандарта СДР, противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег, несовершенством режима плавающих валютных курсов и т. д. Продолжается поиск путей совершенствования Ямайской валютной системы для решения этих проблем, усиления координации валютно-экономической политики ведущих мировых центров и стабилизации мирового валютного механизма.

1.3 Факторы, влияющие на формирование валютной системы

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно представить в виде взаимообусловленных факторов.

Неустойчивость и противоречия в развитии экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста.

Нестабильность платёжных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Японии) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.

Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесцениванию национальных валют (доллара и отчасти фунта стерлингов) пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платёжных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

Принцип американоцентризма, на котором была построена Брегтон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трёх мировых центров: США — Западная Европа — Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усиливало межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.

Поскольку США покрывают дефицит своего платёжного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок евродолларов сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы.

Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей фандиозный размах. [8]

После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой характерны значительные колебания обменных курсов, получившая название «Ямайской»

Глава 2. Анализ валютной системы

2.1 Предпосылки создания Ямайской валютной системы.

Бреттон-Вудская валютная система была учреждена как система золото-девизного стандарта. В рамках этой системы все страны-члены получили возможность разменивать свои валюты на золото через обмен на доллары США. США взяли на себя обязательство обменивать доллары на золото для центральных банков других стран, исходя из золотого содержания доллара 0,888 г золота, или по курсу 35 долл. за унцию. Несмотря на то что во всех странах произошел переход к бумажно-денежному обращению, золото оставалось эталоном стабильности и единственными реальными деньгами.

Принципы устройства Бреттон-Вудской валютной системы были определены Уставом МВФ и сводились к следующему. В качестве международных платежных средств наряду с золотом было узаконено использование двух национальных валют — доллара США и фунта стерлинга Великобритании. Фактически это означало, что окончательные расчеты между странами могут осуществляться не только золотом, но и этими валютами.

Приравнивание валют друг к другу, их обмен осуществлялись на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах. Эти паритеты должны были быть стабильными, и их изменение могло производиться только при определенных условиях. Рыночные курсы валют не должны были отклоняться вверх и вниз от официальных паритетов более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к доллару и друг к другу. Были созданы механизмы, поддерживающие устойчивость доллара и курсов валют. В рамках «золотого пула» путем купли-продажи поддерживалась цена золота на уровне официальной — 35 долл. за унцию. Для поддержания фиксированных валютных курсов использовались валютные интервенции. Межгосударственное регулирование валютных связей, согласование валютной политики было возложено на МВФ, который должен был обеспечивать соблюдение странами-участницами согласованного кодекса норм поведения (соблюдение паритетов, курсов, обратимости) и в случае необходимости предоставлять кредиты для урегулирования платежных балансов. [12]

Хотя формально Бреттон-Вудская система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта, в силу особого статуса доллара в этой системе она являлась системой золотодолларового стандарта, так как обеспечивала доллару статус всеобщего платежного средства, резервной валюты и фактически приравнивала доллар к золоту. В условиях подавляющего экономического превосходства над другими государствами США обеспечили привилегированное положение доллара и получили возможность финансировать свои огромные заграничные расходы за счет накопления долларовой задолженности перед другими странами, иными словами, пользоваться беспроцентным кредитом остального мира, осуществлять его финансовую эксплуатацию.

Очевидно, что функционирование такой системы могло базироваться только на безусловном господстве США. Ослабление экономических позиций США, появление конкурент ов в лице Европейского экономического сообщества (предшественника Европейского Союза) и Японии, неспособность США выполнять взятые на себя обязательства по обмену долларов на золото обусловили кризис Бреттон-Вудской системы.

На смену ей пришла новая мировая валютная система — Ямайская, которую деловые круги охарактеризовали как «радикальный отход от Бреттон-Вудса» В соответствии с основными принципами этой системы, принятой соглашением стран — членов МВФ в 1976 г. на Ямайке в г. Кингстоне, была юридически оформлена демонетезация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов между МВФ и его членами, проведена частичная реализация золотого запаса МВФ. В то же время центральные банки получили возможность свободно покупать и продавать золото на частном рынке по рыночным ценам, т.е. золото было лишено возможности выполнять денежные функции в международном обороте. Вместе с тем Ямайским соглашением было предусмотрено превращение в главный резервный актив международной валютной системы СДР и создание в будущем такой валютной системы, которую можно было бы определить как стандарт СДР. Странам-членам было предоставлено право либо установить и поддерживать фиксированный курс своей валюты, либо придерживаться режима плавающего валютного курса. При этом паритеты валют могли быть выражены как в СДР или иной общей счетной единице, так и в любой национальной валюте или наборе нескольких валют, но только не в золоте. Отклонения рыночных курсов валют, для которых устанавливались паритеты, были расширены до 4,5%. Странам, установившим фиксированные курсы своих валют, разрешалось в любой момент вернуться к плавающим курсам.

Таким образом, Ямайская валютная система по существу явилась компромиссом между главными государствами-участниками. Она наметила очертания будущей валютной системы и юридически оформила те изменения, которые реально произошли в валютных отношениях. Под прикрытием СДР полностью сохранил свое значение неразменный на золото доллар как международное платежное средство, резервная валюта. СДР, выпущенные в 1970—1972 гг. в сумме 9,3 млрд, составляли лишь 7,8%’ совокупного объема международных ликвидных активов и уже в силу этого были не в состоянии потеснить доллар в качестве международного платежного средства, валюты определения паритетов. Вместе с тем свобода выбора режима валютных курсов, а также стоимостного эталона для установления валютного паритета фактически создали основу и узаконили валютную систему многовалютного стандарта, предусматривающего использование в качестве мировых денег наряду с долларом и фунтом марки, йены, франка, СДР.

2.2 Эффективность функционирования ЯВС

Если рассматривать мировую валютную систему с позиции ее предназначения, то она носит подчиненный характер по отношению к мировой торговле . Другими словами, мировая валютная система обеспечивает международное движение товаров, услуг и капиталов . Поэтому и эффективность функционирования мировой валютной системы следует оценивать исходя из позитивных или негативных процессов в мировой экономике .

Таким образом, отметим, что мировая валютная система последние десятилетия функционирует недостаточно эффективно. В первую очередь за счет своей нестабильности, следствием этого является нестабильность международных экономических отношений в целом, что и определяет необходимость ее реформирования.

Причиной недостаточной эффективности мировой валютной системы в ее нынешнем виде во многом стало реформирование Бреттон-Вудской валютной системы, закрепленное Ямайскими соглашениями. Основополагающими в Ямайских соглашениях являются два элемента:

право стран — членов МВФ выбирать режим валютного курса, что фактически узаконило плавающие валютные курсы. Соответственно произошел переход от золотодолларового стандарта к долларовому. Хорошо это или плохо?

Здесь необходимо отметить, что таким образом мировая валютная система была поставлена в зависимость от денежно-кредитной политики США. При этом отсутствуют какие-либо серьезные ограничители для финансовых институтов США при проведении ими внутренней денежной политики (например, проведение дополнительной денежной эмиссии).

Ранее твердые золотые паритеты служили одним из сдерживающих факторов роста денежной массы и темпов инфляции . В настоящее время использование плавающих курсов валют не дает автономии при проведении экономической политики в отдельных государствах и не устраняет перенос инфляции из одних стран в другие. Плавающие курсы реагируют на разницу в процентных ставках и другие факторы экономического и платежного характера. В условиях плавания курсов значительно возрос валютный риск и значительно возросла доля спекулятивных операций на валютном рынке.

Развивающиеся страны, будучи членами МВФ, участвуют в мировой валютной системе, с которой связаны их национальные валютные системы. Однако зависимый и во многом отсталый тип социально-экономического развития большинства этих стран определяет в целом их подчиненное место в Ямайской валютной системе. [15]

Ямайское валютное соглашение зафиксировало принцип демонетизации золота. Фонд возвратил своим членам около 25 млн унций золота и столько же распродал на золотых аукционах по рыночным ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены в доверительный фонд МВФ для предоставления льготных кредитов развивающимся странам. Всего из доверительного фонда было предоставлено кредитов на сумму около 3,0 млрд долл. (на срок от 5,5 до 10 лет по 0,5-1% годовых, в том числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру, Марокко, Шри Ланке, Бирме и др.).

После исчерпания средств доверительного фонда его операции в 1981 г. были приостановлены. Таким образом, в результате официальной демонетизации золота и перехода к рыночным ценам на желтый металл развивающиеся страны получили лишь незначительные выгоды.

За годы, прошедшие после Ямайского соглашения, международные валютные отношения претерпели большие изменения (табл. 17.2.1).

Во-первых, значительно вырос объем этих отношений, о чем свидетельствует многократный рост операций на мировом валютном рынке. Во-вторых, качественно изменился характер этих отношений. Если в середине 1970-х годов они в значительной степени были связаны с мировой торговлей, то в современных условиях главной формой связей между странами стало движение капиталов. Обгоняя рост международной торговли, рынок ссудных капиталов и его ядро — еврорынок превратились в основной фактор международных связей. Конвертируемость валют получила всеобщее распространение. Сегодня конвертируемыми по текущим операциям являются валюты 141 страны из 181 стран — членов МВФ. Либерализация движения капиталов создала основу для глобализации финансового рынка. Международные валютные рынки стали главным источником финансирования текущих дефицитов платежных балансов и государственных займов. Резко выросли размеры международных ликвидных активов и изменилась их структура.

Доля золота в структуре мировых резервов сократилась до 15%. Золото в результате демонетезации утратило свою резервную функцию, стало лишь страховым запасом. Ямайская валютная система предполагала заменить долларовый стандарт стандартом СДР. Однако только три страны — Латвия, Ливия и Мьянма — «привязали» свои валюты к СДР. В международных расчетах они вообще напрямую не используются.

Несмотря на значительное укрепление экономики Западной Европы и Японии, их валюты не стали достойными конкурентами доллара. В 1996 г. доля марки и йены в совокупных валютных резервах составила соответственно 12,8 и 5.6%1. Вместе с тем в результате демонетезации золота размеры международных активов, выполняющих резервную функцию, значительно уменьшились, понизился уровень обеспеченности внешней торговли ликвидными активами и их недостаток был восполнен долларами США. Фактически вместо золотодолларового стандарта, стандарта СДР сегодня в мире утвердился долларовый стандарт. Если в 1985 г. его доля в составе валютных резервов составляла 53%, то в 1999 г. — 70%. Спрос на доллары как наиболее стабильное валютное средство платежей со стороны мирового экономического сообщества непрерывно растет, доллару принадлежит бесспорный приоритет, в том числе и среди «свободно используемых валют», официально утвержденных МВФ в качестве резервных валют, или мировых денег.

В отличие от других стран США избавлены от необходимости зарабатывать средства для покрытия дефицита своего платежного баланса, так как могут расплачиваться с другими странами собственной валютой и таким образом эксплуатировать остальной мир. Парадокс заключается в том, что мир разрешает себя эксплуатировать. Валютная система функционирует нормально только при условии обеспечения ее достаточными ликвидными активами, и дефицит платежного баланса США является единственным каналом пополнения международной ликвидности. Во имя бесперебойного функционирования валютной системы невольные кредиторы США мирятся со сложившейся ситуацией, более того, они заинтересованы в ее сохранении. Однако проблема ждет своего решения. [11]

В таблице 2 показано, что состав корзины SDR постоянно меняется. Например, 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоящей из пяти валют: доллар США 42 %, немецкая марка 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена по 13 %

Таблица 2 — Цена 1 SDR в разных валютах

(в скобках вес валюты в корзине SDR в процентах, округленно )

2.3 Факторы, обусловливающие роль ЯВС

Главным отличием Ямайской валютной системы от Бреттонвудского механизма являлась замена единой системы жестких, официально устанавливаемых золотых и долларовых паритетов национальных денежных единиц и фиксированных обменных курсов набором многообразных валютных устройств. Отменив названные паритеты, ямайская серия поправок к уставу МВФ предоставила государствам — членам Фонда свободу выбора практически любого валютного режима (ст. IV, раздел 2/в).

Отсюда — большая пестрота существующих в современном мире национальных валютных механизмов. Проблема режима валютных курсов постоянно является предметом дискуссий в академическом мире и в политических кругах мирового сообщества. Приверженцы монетаристской школы, которую в США возглавил упоминавшийся ранее М. Фридмен, утверждали, что обеспечивать приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и поддерживать равновесие платежных балансов лучше всего можно было бы с помощью рыночного курсообразования — введения плавающих, т. е. свободно колеблющихся под воздействием текущего соотношения спроса на валюту и ее предложения, обменных курсов валют. По мнению Фридмена, «гибкие валютные курсы являются логическим продолжением в международной области денежной и финансовой структуры, обеспечивающей экономическую стабильность»

В итоге состоявшегося в январе 1998 г. обсуждения МВФ сделал вывод (и с ним трудно не согласиться), что «выбор режима валютного курса представляет собой сложную проблему и зависит от специфических обстоятельств отдельных стран». Тем не менее продиктованная монетаристскими воззрениями принципиальная ориентация на либерализацию международных валютных отношений, а также трактовка Фондом опыта, приобретенного в ходе валютных и финансовых кризисов 1997-1998 гг., побуждали его к формированию определенных предпочтений в отношении режимов валютных курсов, в первую очередь целевой установки на введение механизмов свободного рыночного курсообразования. При этом она относилась в основном к развитым государствам. Что касается развивающихся стран, в особенности сравнительно небольших и более бедных из их числа, то МВФ поощрял установление ими в том или ином виде системы «валютного управления» (currency board), которая на деле означает превращение национальных денежных систем соответствующих стран в продолжение, «филиал» денежной системы одного из ведущих государств Запада. [13]

Какова реальная картина распространения применяемых странами режимов валютных курсов? Согласно данным МВФ по состоянию на конец апреля 2012 г., в общей сложности в 124 странах (включая три несамоуправляемые территории), что составляет 65% общего числа стран, применялись механизмы, использовавшие в том или ином варианте фиксированные валютные курсы, т. е. валютные режимы, основанные на привязке денежных единиц к «якорным валютам» других стран или составным, включающим несколько валют, средневзвешенным валютным корзинам (в скобках здесь и далее приводятся для сравнения показатели на конец 1999 г.5

В данном случае это 108 стран и 58%).

МВФ разделяет указанные валютные режимы на «жесткие» и «мягкие». В числе стран, практикующих жесткую привязку (hard peg), — 13 стран, в которых в качестве законного платежного средства (legal tender) функционировали иностранные валюты (в полном объеме или наряду с национальными денежными единицами), и 12 стран, установивших у себя систему «валютного управления» (включая 6 государств — участников Восточнокарибского валютного союза).

Валютные режимы, характеризуемые в совокупности, по классификации МВФ, как мягкая привязка (soft peg), включают ряд разновидностей. Это: привязка, устанавливаемая посредством принятия соответствующего юридического или административного акта, а также межгосударственного соглашения (conventional pegged arrangements) — она применяется в 43 странах (в том числе в 6 государствах — участниках Центральноафриканского экономического и валютного сообщества и в 8 участниках Западноафриканского экономического и валютного союза; в обоих случаях используется жестко привязанная к евро общая денежная единица «франк КФА»);

  • поддержка валюты на установленном уровне не путем принятия какого-либо юридического акта, а по факту — с помощью систематически проводимых и целенаправленных рыночных интервенций (stabilized arrangement) — 16 стран;
  • «скользящая привязка» (crawling peg) — 3 страны;
  • устройство, подобное скользящей привязке (crawl-like arrangement), к примеру, «наклонный валютный коридор» (crawling band) — 12 стран;
  • привязка в рамках «горизонтального коридора» (pegged exchange rate within horisontal bands) — 1 страна;
  • управляемые властями валютные режимы, не имеющие четкого единообразного определения (other managed arrangements), — 24 страны. Общее

число стран, чьи валюты используются посредством механизма «мягкой привязки» (его можно расценить как промежуточный валютный режим), составляет 99, или 52% количества всех стран (в конце 1999 г., соответственно, 63 страны и 34%).[4]

Страны, принадлежащие в совокупности ко всем названным выше группам (кроме тех, чьи валютные режимы не поддаются устойчивой классификации), имеют то общее, что номинальной якорной переменной (целевым ориентиром) у них служит именно валютный курс: по словам МВФ, в такого рода странах «монетарные власти находятся в постоянной готовности покупать и продавать иностранную валюту по котируемым на рынке курсам, для того чтобы поддерживать валютный курс на заранее объявленном уровне или в установленных пределах».

Наконец, в 66 странах, образующих 35% членов МВФ, валютные курсы являются либо регулируемо плавающими (floating), но без обязательства поддерживать какие-либо заранее установленные уровни (35 стран), либо свободно (независимо) плавающими (free floating) — 31 страна, включая 17 стран, имеющих общую денежную единицу евро (по данным на 1999 г. — в общей сложности 77 стран, т. е. 42%).

При этом в числе находящихся в режиме свободного «плавания» по отношению друг к другу — валюты ведущих промышленно развитых государств и наиболее крупных развивающихся стран (в особенности стран с формирующимися рынками), а в той или иной мере привязаны к ним входящие в орбиты этих валют денежные единицы относительно небольших развивающихся стран. Вследствие существенных различий в критериях группировки валютных режимов сопоставления приведенных выше данных за 2012 г. с показателями, относящимися к 1999 г., нельзя, к сожалению, считать u1074 в достаточной мере корректными. Однако при всем этом напрашивается вывод, что тенденция поляризации валютных режимов посредством размывания промежуточных механизмов, которая прогнозировалась экспертами МВФ и некоторыми известными экономистами, не находит убедительного подтверждения. Напротив, количество стран, использующих те или иные версии «мягкой привязки» своих денежных единиц, возросло (как по числу стран, так и в процентном исчислении) в итоге указанного периода за счет в первую очередь уменьшения числа стран со свободно плавающими валютными курсами. Это обстоятельство свидетельствует о заметном увеличении степени государственного вмешательства в функционирование валютных рынков.

В нынешних же условиях наиболее приемлемое решение на переходный период состоит в том, чтобы небольшие страны устойчиво прикрепили свои валюты к доллару или евро, участвуя таким образом в обеспечении стабильности более крупных валютных зон. Несмотря на участившиеся критические суждения ряда ученых-экономистов, «Группа 20» и МВФ, следуя методологии теоретического «мейнстрима», продолжают придерживаться установки на использование плавающих валютных курсов. Причем соответствующие рекомендации теперь в основном относятся к быстроразвивающимся странам. Однако следует обратить внимание на то, что эти установки формулируются в итоговых документах саммитов G20 не столь категорично: целью называется не утверждение полномасштабной системы свободно плавающих валютных курсов, а лишь увеличение степени гибкости (exchange rate flexibility) этих курсов.

В данной связи декларируется необходимость дальнейшего продвижения в направлении к системе обменных курсов, которые в большей степени определяются состоянием рыночной конъюнктуры и, соответственно, точнее отражают глубинные фундаментальные экономические показатели. Участники «двадцатки» принимают на себя обязательство не прибегать к конкурентным девальвациям своих валют. Другой аспект трактовки «Группой 20» проблемы валютных курсов — это ориентация на дифференцированный подход к отдельным группам стран: страны с развитой экономикой, в том числе те из них, чьи валюты являются резервными, должны не допускать чрезмерной волатильности и беспорядочных колебаний своих валютных курсов; страны с формирующимся рынком, валюты которых оказываются в возрастающей степени переоцененными, а бремя автоматической подстройки внутренней экономики становится неприемлемо тяжелым, могут использовать тщательно разработанные макропруденциальные меры. [10]

В Финальной декларации, а также в «Плане действий по обеспечению роста и занятости», принятых на саммите в Каннах (ноябрь 2011 г.), наряду с подтверждением приверженности системе рыночных валютных курсов обозначены контуры некоего конкретизированного толкования назначения этой системы. Предполагается, что курсовая политика должна, во-первых, противодействовать волатильности международных потоков капитала, нарушающей функционирование финансовых рынков, и, во-вторых, учитывать колебания объемов глобальной ликвидности, с тем чтобы способствовать разрешению проблем, возникающих в результате чрезмерного возрастания у тех или иных стран уровня международных валютных резервов. Согласно Каннской декларации, предпринимаемые в этих направлениях действия будут способствовать дальнейшему прогрессу в осуществлении реформ системы валютных курсов (exchange rate reforms).

Напрашивается вывод, что достижение названных целей регулирования валютных курсов предполагает (явно или неявно) потребность в присутствии в том или ином объеме монетарных властей на валютном рынке.

Регулирование трансграничного движения капиталов. В связи с процессом глобализации финансовых рынков одной из ключевых задач МВФ стало устранение валютных ограничений на операции, связанные с трансграничными потоками капиталов (cross-border capital flows).

В 1997 г. руководство МВФ инициировало процесс разработки поправок к Статьям соглашения, которые должны были быть направлены на то, чтобы включить проблематику операций, связанных с трансграничным движением капиталов, в сферу компетенции Фонда, а либерализацию этих операций — в число главных его целей. Практически предполагалось распространить на данные операции требование устранения государствами — членами МВФ валютных ограничений, которое по действующему уставу (ст. VIII) относится только к текущим операциям. Временный комитет (ныне Международный валютно финансовый комитет) МВФ на сессии, которая проходила в сентябре 1997 г. в Гонконге, принял специальное заявление о либерализации движения капиталов. Однако мировые финансовые кризисы 1990-х гг. затормозили этот процесс.

В заявлениях МВФ по данному вопросу стали отчетливо звучать призывы к соблюдению осторожности. Участники организованного Фондом в марте 1998 г. семинара, посвященного проблемам либерализации движения капиталов, признали за ним «центральную роль» в содействии этой либерализации. Однако они разошлись во взглядах относительно того, каким способом МВФ следует добиваться достижения данной цели -путем «пропаганды» (advocacy) свободы рынков капитала или посредством установления его «юрисдикции» (jurisdiction) над операциями с капиталом государств-членов». Первый подход разделяли многие развивающиеся страны, приверженцами второго являлись ведущие государства Запада.

Глава 3. Пути дальнейшего совершенствования ЯВС

3.1 Задачи по дальнейшему развитию Международной валютной системы

ямайская валютная система

Возникший во второй половине 2000-х («нулевых») годов кризис, в свою очередь, содействовал замедлению движения в направлении снятия валютного контроля над движением капиталов. Позиция МВФ по этому вопросу была изложена в подготовленном в 2007 г. его исследовательским департаментом докладе. В этом документе, в частности, говорилось: «Либерализация счета капитальных операций должна осуществляться как часть более широкого пакета реформ, соответствующего требованиям макроэкономической политики страны, особенностям национальной финансовой системы и пруденциального регулирования»

В декабре 2010 г. МВФ обсудил роль Фонда в вопросах, касающихся международного перемещения капитала. Было отмечено, что хотя потоки капитала, способствуя эффективному распределению ресурсов между странами, обеспечивают существенные экономические выгоды, неустойчивость этих потоков увеличивает уязвимость, вызываемую перенесением шоков из одних стран в другие, и, тем самым, играет критически важную роль в развязывании кризисов. Отсюда вывод: роль Фонда в воздействии на международное движение капитала нуждается в усилении и требует выработки соответствующих мер политики.