Упрощенная форма бухгалтерского учета

Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.

Особо отметим следующие социальные факторы этого сектора. Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует по степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Во-вторых, малый бизнес — не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности. В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предпринимательство — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со свои ми отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определен ном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Для законодательного обеспечения развития и эффективной деятельности малых предприятий на различных этапах социально-экономических реформ в России были приняты нормативные правовые акты (Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные правовые акты и другие), которые в совокупности об разуют законодательство о малых предприятиях. Под субъектами малого предпринимательства понимаются малые предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. Р 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)).

15 стр., 7259 слов

Учет на малых предприятиях

... производства и работ, имеющие имущество, а также малые предприятия непроизводственной сферы, совершающие незначительное количество хозяйственных операций и не имеющие имущества в собственности. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в ...

В России сегодня насчитывается более 1 млн. малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге — соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% — в строительстве , 15% — в промышленности. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства. Поэтому изучение упрощенной формы ведения бухгалтерского учета, как самой приемлемой для субъектов малого предпринимательства, представляется весьма актуальным.

Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение упрощенной формы бухгалтерского учета и сферы ее применения. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

При решении поставленных задач применялись различные научные методы исследования: диалектические законы философии; общенаучные методы – системного анализа, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, логический метод.

Объектом исследования при написании курсовой работы послужило ООО «Коммерстрой»., Предметом исследования — бухгалтерский учет в ООО «Коммерстрой».

Для субъектов малого предпринимательства Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливается возможность использования упрощенной системы бухгалтерского учета , которая должна предусматриваться нормативными актами, методическими указаниями и Планом счетов бухгалтерского учета (п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

«Субъекты малого предпринимательства на законных основаниях имеют право на облегченный вариант

Среди мер, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, используемых при реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, законодатель назвал и упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).2

Критерии отнесения юридических лиц к рассматриваемым предприятиям определены в ст. 4 упомянутого Закона N 209-ФЗ. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие определенным в законе условиям.

Однако Минфин представил новый документ – Информация № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». В нем обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Рекомендации, приведенные в Информации № ПЗ-3/2010, предназначены для субъектов малого бизнеса, критерии отнесения к которому определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».3

22 стр., 10596 слов

Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в ...

... малого предпринимательства, а так же определить его место в развитии рыночной экономики в России; ) исследовать специфику малого предпринимательства; ) рассмотреть основные проблемы и пути решения в развитии малого предпринимательства ) определить перспективы развития малого предпринимательства ) рассмотреть комплекс мер государственной поддержки малого предпринимательства. Курсовая работа ...

К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ и других указанных в законе лиц не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, – 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).4

Первое ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.5

При этом среди малых предприятий выделены микропредприятия, средняя численность работников в которых не превышает 14 человек.

Вновь созданные организации в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные установленные значения.6

В настоящее время предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 и составляют7 :

  • 60 млн. руб. — для микропредприятия;
  • 400 млн. руб. — для малых предприятий;
  • 1000 млн.

руб. — для средних предприятий. 8

15 стр., 7432 слов

Организация налогового учета на малом предприятии

... относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). налог учет бухгалтерский малое предприятие Малое предпринимательство имеет свои особенности в частности возможности гибкого ...

О предельных величинах остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов в указанном Постановлении ничего не сказано. Следовательно, по балансовой стоимости приведенных активов ограничения не существует.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению установленным условием. Изменение категории субъекта происходит в случае, если указанный показатель (указанные показатели) выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Субъекты малого предпринимательства самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета из существующих исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

Форма бухгалтерского учета представляет собой систему учетных регистров, предназначенных для группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета.9

Особенности ведения бухгалтерского учета вышеупомянутыми организациями регламентированы Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н).

Ими рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

— единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий (утв. Письмом Минфина СССР от 08.03.1960 N 63);

— журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утв. Письмом Минфина СССР от 06.06.1960 N 176);

  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малые предприятия могут самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

— сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности. 10

Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности11 .

Учетная политика должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
    5 стр., 2473 слов

    Формы малого инновационного предпринимательства

    ... эффективности функционирования малого инновационного предпринимательства свидетельствует активная деятельность отечественных инновационных фирм в различных отраслях экономики. Особое место среди малых инновационных предприятий ... проведение поисковых исследовании силами привлекаемых ученых. Эффективность малой формы предприятия, занимающегося научно-исследовательскими и опытно конструкторскими ...

    12