Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения является состояние его здоровья. Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующий общий уровень услуг здравоохранения и их доступность, уровень и причины заболеваемости, состояние среды обитания.
Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой и неотложной медицинской помощи, санатории для больных туберкулёзом, санитарно-эпидемиологические дезинфекционные станции и тому подобное.
Уровень медицинской помощи и доступность её для населения в значительной мере зависят непосредственно от деятельности учреждений здравоохранения.
Целью курсовой работы
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект вопроса;
2. Проанализировать состояние здравоохранения по ряду лет;
3. На основе проведенного анализа предложить направления оптимизации здравоохранения.
Работа будет состоять из трех глав.
Первая глава, Вторая глава, Третья глава
В ходе выполнения курсовой работы будет использован ряд источников: учебно-методическая литература, формы отчетности и другая внутренняя документация, источники Интернет.
1. Теоритические аспекты статистики здравоохранения
1.1 Понятие и сущность статистики здравоохранения
Статистика здравоохранения — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и медицины.
Основными задачами статистики здравоохранения, являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.
Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации
... Комитета Государственной статистики РФ. Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения 1.1 Уровень и качество жизни населения, индикаторы и их сущность История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с ... спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей. Поэтому выбранная тема квалификационной дипломной работы имеет ...
Основой статистики здравоохранения являются общая теория статистики и математическая статистика. Важная роль в развитии теории и практики статистики здравоохранения принадлежит математике, кибернетике, информатике, вычислительной технике, автоматизированным системам обработки информации .
Практика статистики здравоохранения основывается на общегосударственной системе учета и отчетности, принятых в СССР . Важнейшими техническими средствами статистики здравоохранения являются современные вычислительная техника, средства связи, передачи, хранения и отображения информации.
Статистика здравоохранения включает в себя:
1. Общая теория и методы.
2. Статистика здоровья населения
3. Статистика медицины.
4. Применение методов статистики здравоохранения в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях.
Статистика здравоохранения является одним их основных разделов медицинской статистики. Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения и медико-санитарного имущества.
Для статистической науки, разрабатывающей методологию статистических исследований, весьма актуальным является совершенствование системы статистических показателей, приемов и методов сбора, обработки, накопления и анализа статистической информации в условиях современных технических возможностей. Это имеет большое значение для развития и повышение эффективности всей системы жизнеобеспечения в стране, развития систем управления здравоохранения в социальной сфере.
Совершенствование информационных систем выдвигает необходимость новых подходов к показателям, используемым в учреждениях здравоохранения. Они должны быть простыми, конкретными, универсальными и отражать изменения в области здравоохранения. Широкое использование комплексных измерителей здоровья населения и других статистических показателей модифицирует набор, объем и характер признаков, подлежащих регистрации в медицинской документации, которая должна совершенствоваться.
В настоящее время статистические данные о заболеваемости достаточно широко используются, и требуется объективная оценка этих данных.
Основными причинами, ограничивающими использование традиционных данных о заболеваемости населения, является сбор сведений о выявленных и зарегистрированных заболеваний врачами только в медицинских учреждениях, подчиненных Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
При сборе данных зачастую происходит дублирование информации, кроме того, не все медицинские учреждения, участвующие в сборе данных, достаточно укомплектованы, в соответствии с действующими рекомендациями не учитываются диагнозы, установленными фельдшерами, обслуживающим в ряде регионов значительную часть населения, что сказывается на величине обобщающих показателей.
Финансирование учреждений здравоохранения на основе развития ...
... социально-экономических, политических условиях. Цель дипломной работы: Определение путей совершенствования финансирования учреждений здравоохранения за счет улучшения качества и расширения инфраструктуры платных медицинских услуг населению. Задачи дипломной работы: рассмотреть современные модели, основные ...
При выявлении заболевания у лиц, получивших медицинское обслуживание в стационаре не по месту жительства, заполнялся соответствующий статистический документ и направлялся в медицинское учреждение по месту жительства пациента.
Новый взгляд на статистику заболеваемости в стране необходим в связи с коренными изменениями в системе медицинского обеспечения населения в последние годы, развитие многоукладности здравоохранения, появление новых форм организации.
Сегодня гражданину России предоставлено право свободного выбора медицинского учреждения не зависимо от его места проживания и работы, а также формы собственности учреждения, оказывающего медицинские услуги.
Дальнейшего объединения содержания этих документов не происходит, и для характеристики заболеваемости населения как страны в целом в большинстве случаев используются данные Минздравсоцразвития России[6].
Общая теория и методы статистики здравоохранения включают методологию медико-статистического исследования, т. е. совокупность специфических научных методов и приемов сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации.
Основными методами статистических исследований являются:
1.Статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации).
2.Группировка и сводка материалов наблюдения.
3.Методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин — средних и относительных, критериев их достоверности).
4.Метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных.
5.Методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др.
Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов:
1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования);
2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки);
3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения;
4) первичная статистическая обработка данных;
5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования. Несмотря на наличие этапов, медико-статистическое исследование представляет собой единое, органически связанное целое, в основе которого лежит целостный, системный подход к изучаемому объекту.
Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, анализ которых позволяет вскрыть и охарактеризовать количественно закономерности и особенности здоровья населения в целом и составляющих его групп, развитие и течение болезней среди различных групп населения, деятельность органов и учреждений здравоохранения.
Статистика здоровья населения разрабатывает специфические методы и приемы сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации обо всех процессах и явлениях, характеризующих состояние и динамику здоровья населения, его однородных групп в связи с конкретными социальными, экономическими и природными условиями (демографические процессы, физическое развитие, заболеваемость населения, временная нетрудоспособность, инвалидность и др).
Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы
... являются гарантией улучшения уровня здоровья населения [5]. Им должны сопутствовать деятельность органов здравоохранения и социальных учреждений по формированию и поддержанию здорового образа жизни у населения, по охране окружающей среды и созданию здоровых условий ...
Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения, медико-санитарного имущества и др.
Важное место в статистике здравоохранения нанимают фактические медико-статистические данные, регулярно собираемые, обрабатываемые, анализируемые и используемые в повседневной оперативной работе учреждениями и органами здравоохранения, а также направляемые в строго установленном порядке по подчиненности в виде специальных документов государственной медицинской отчетности. С этой целью в системе здравоохранения создана медико-статистическая служба, низовым звеном которой являются кабинеты медицинского учета и статистики медицинских учреждений. Главной задачей этой службы является обеспечение учреждений и органов здравоохранения достоверной, полной и своевременной информацией.
Одним из важных направлений статистики здравоохранения служит разработка научно обоснованных критериев (показателей), состояния здоровья населения и деятельности учреждений и органов здравоохранения, а также систем таких критериев (показателей), которые могут быть использованы в процессе управленческой работы с целью объективной оценки, складывающихся конкретных ситуаций (врачебной деятельности, деятельности конкретных учреждений, их групп и т.д.), их планирования и прогнозирования.
Важными медико-статистическими показателями являются показатели здоровья населения (смертность, заболеваемость и др.), показатели, характеризующие работу лечебно-профилактических учреждений (городской поликлиники, детской поликлиники, женской консультации, стоматологической поликлиники, больницы, родильного дома, скорой медицинской помощи и др.), санитарно-профилактических, аптечных и других медицинских учреждений (подразделений).
Медико-статистические показатели периодически пересматриваются в соответствии с новыми задачами здравоохранения, развитием медицинской науки и практики, технической оснащенности служб здравоохранения.
1.2 Социально-экономическое значение статистики здравоохранения
Задачи статистического наблюдения в здравоохранении заключаются в описании происходящих в этой отрасли процессов, статистическом анализе влияния реформирования на уровень медицинской помощи и состояние здоровья населения.
Для статистической разработки данных о заболеваемости населения применяется Международная классификация болезней Всемирной организации здравоохранения Х пересмотра, обеспечивающая сопоставимость данных при межстрановых сравнениях. Данные статистической отчетности служат основой для анализа уровня и структуры заболеваемости по основным группам болезней, их динамики, что позволяет делать выводы о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения.
Дополнительной информацией о состоянии здоровья населения могут служить данные о временной нетрудоспособности работников, которая измеряется числом дней нетрудоспособности, подтвержденной больничными листками нетрудоспособности или другими документами[1].
Кроме показателей статистической отчетности в отечественной практике используются выборочные тематические обследования здоровья населения, доступности медицинских услуг и оценки их качества населением. При этом наилучшие результаты достигаются в том случае, если наряду с опросом населения одновременно обследуется состояние медицинского обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях, куда обращалось обследуемое население.
Для изучения деятельности лечебно-профилактического учреждения по приведенным выше показателям проводится анкетирование населения, обращающегося за медицинской помощью в обследуемое медицинское учреждение.
Значимость полученных от населения сведений о состоянии здоровья повышается в связи с тем, что они могут быть проанализированы в сочетании с важнейшими показателями материальных условий жизни обследуемых лиц, именно во взаимосвязи с доходами, видом занятий, составом домохозяйства, наличием и возрастом детей, уровнем и структурой потребления продуктов питания. Сведения по перечисленным показателям собираются одновременно с информацией населения о здоровье[8,5].
1.3 Проблемы здравоохранения в России
Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения все большее внимание. В последнее время система здравоохранения претерпела много изменений. Возник кризис здравоохранения, появившийся в результате долгого преобладания остаточного принципа финансирования, и в связи с этим нехватки финансовых ресурсов. В последние годы на здравоохранение направляется около 3% ВВП. В стране до сих пор отсутствуют квалифицированные экономисты в медицинских учреждениях, поэтому имеющиеся ресурсы используются неэффективно, это приводит к недостаточной обеспеченности материальными ресурсами, техникой и приборами. Наблюдается нехватка квалифицированного медицинского персонала, поскольку заработная плата в отрасли низкая и у людей отсутствует мотивация идти работать в учреждения, финансируемые из средств обязательного медицинского страховании. Как видно, назрела необходимость анализа методов управления учреждениями здравоохранения, выявления основных проблем в этой сфере и предложения возможных путей их решения[2,7].
Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного духовного, физического и социального благополучия».
Традиционно выделяют три основных модели финансирования деятельности учреждений здравоохранения:
1. Бюджетное финансирование.
2. Финансирование из средств социального страхования.
3. Финансирование с помощью частного страхования.
На практике можно наблюдать смешанные модели финансирования. В России наибольшая доля у финансирования за счет средств социального страхования. Ресурсы системы социального страхования складываются из обязательных налоговых или страховых взносов работодателей, отчислений независимых предпринимателей и перечисления части иных средств налогообложения из пенсионных программ, пособий по безработице и прочего. Также развивается и частное страхование, в основном либо за счет работодателя, либо индивидуальное страхование, как правило, граждан, не имеющих права на использование обязательного медицинского страхования.
В последнее время начинают использоваться новые системы оплаты медицинских услуг такие, как:
1.Оплата случая
2.Среднесуточная оплата
3.Единообразная оплата-бонус
4.Подушевое финансирование
Быстрыми темпами растет спрос на платные медицинские услуги. Следует совместить систему платных медицинских услуг с системой обязательного медицинского страхования, чтобы «переливать» деньги из одной системы в другую и тем самым решать проблемы недофинансирования и необеспеченности медицинских учреждений необходимой техникой.
На данный момент Министерством социального развития и здравоохранения разработан ряд законопроектов, предполагающих реформирование системы здравоохранения в стране. Среди них:
1.Проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании»;
2.Проект федерального закона «О государственных гарантиях медицинской помощи»;
3.Проект федерального закона «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях»;
4.Проект федерального закона «Об автономных учреждениях».
Данные проекты разработаны в целях улучшения функционирования системы здравоохранения и решения проблем финансирования больниц и поликлиник[9].
статистика здравоохранение разработка мероприятие
2. Статистический анализ состояния здравоохранения в России
Расчет показателей динамики изменения численности лиц, признанных инвалидами за период 2008-2011 гг.
Произведем статистический анализ данных (табл. 1)
Таблица 1 Распределение численности лиц, признанных инвалидами в 2008-2011г.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Число инвалидов (тыс) |
966 |
934 |
893 |
872 |
|
Произведем расчет показателей динамического ряда (табл.2)
Таблица 2 Расчет показателей динамического ряда
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Д б |
— |
-32 |
-73 |
-94 |
|
Д ц |
— |
-32 |
-41 |
-21 |
|
i б |
— |
0,96 |
0,92 |
0,9 |
|
i ц |
— |
0,96 |
0,95 |
0,97 |
|
Тр б |
— |
96% |
92% |
90% |
|
Тр ц |
— |
96% |
95% |
97% |
|
Тпр б |
— |
-4% |
-8% |
-10% |
|
Тпр ц |
— |
-4% |
-5% |
-3% |
|
A б |
— |
9,66 |
9,66 |
9,66 |
|
A ц |
— |
9,66 |
9,34 |
8,93 |
|
Выводы:
1. По сравнению с базовым, 2008 годом число лиц, признанных инвалидами:
- в 2009 г. v на 32 тысячи человек или на 4%;
- в 2010 г. v на 73 тысячи человек или на 8%;
- в 2011 г. v на 94 тысячи человек или на 10%.
2. По сравнению с предыдущим годом, число лиц, признанных инвалидами:
- в 2009 г. v на 32 тысячи человек или на 4%;
- в 2010 г. v на 41 тысячу человек или на 5%;
- в 2011 г. v на 21 тысячу человек или на 3%.
Рассчитаем систему средних показателей:
1) У ср = (966+934+893+872)/4= 916,25
2) Д ср = (-32-41-21)/(4-1)= -31,3
3) I ср == 0,965
4) Тр ср = 0,965*100%= 96,5%
5) Тпр ср = 96,5% — 100%= -3,5%
Выводы: Среднее число лиц, признанных инвалидами в период 2008-2011 года составило 916,25 тысяч человек. В среднем ежегодно число лиц, признанных инвалидами уменьшалось на 3,5%.
Полные данные по отдельным видам заболеваний у людей-инвалидов отражены в Приложении 5.
Произведем статистический анализ данных (табл.3)
Таблица 3 Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет в 2008-2011г.
Год |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
|
Число детей-инвалидов(тыс) |
515 |
519 |
541 |
573 |
|
Произведем расчет показателей динамического ряда (табл.4)
Таблица 4 Расчет показателей динамического ряда
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
Д б |
— |
4 |
26 |
58 |
|
Д ц |
— |
4 |
22 |
32 |
|
i б |
— |
1,008 |
1,05 |
1,11 |
|
i ц |
— |
1,008 |
1,04 |
1,06 |
|
Тр б |
— |
100,8% |
105% |
111% |
|
Тр ц |
— |
100,8% |
104% |
106% |
|
Тпр б |
— |
0,8% |
5% |
11% |
|
Тпр ц |
— |
0,8% |
4% |
6% |
|
A б |
— |
5,15 |
5,15 |
5,15 |
|
A ц |
— |
5,15 |
5,19 |
5,41 |
|
Выводы:
1. По сравнению с базовым 2008 годом число детей-инвалидов:
- в 2009 г. на 4 тысячи человек или на 0,8%;
- в 2010 г. на 26 тысяч человек или на 5%;
- в 2011 г. на 58 тысяч человек или на 11%.
2. По сравнению с предыдущим годом число детей-инвалидов:
- в 2009г. на 4 тысячи человек или на 0,8%;
- в 2010 г. на 22 тысячи человек или на 4%;
- в 2011 г. на 32 тысячи человек или на 6%.
Рассчитаем систему средних показателей:
1) У ср = (515+519+541+573)/4= 537
2) Д ср = (4+22+32)/(4-1)= 19,3
3) I ср == 1,04
4) Тр ср = 1,04*100%= 104%
5) Тпр ср = 104% — 100%= 4%
Вывод: Среднее число детей-инвалидов с 2008 по 2011 год составило537 тысяч человек. В среднем ежегодно число детей-инвалидов увеличивалось на 4%.
Полные данные отражены в Приложении 4.
3. Разработка мероприятий по оптимизации здравоохранения
Здравоохранение до сих пор остается самой не реформированной отраслью. Следует выделить несколько задач реформы здравоохранения, которые в свою очередь улучшат его состояние. Во-первых, это придание здравоохранению статуса важнейшего фактора и элемента системы безопасности страны. Во-вторых, демонополизация государственного здравоохранения. В-третьих, поиск и реализация альтернативных источников финансирования, развитие дополнительных платных услуг, адекватных материальным возможностям каждого гражданина. В-четвертых, это структурная перестройка системы здравоохранения и приоритетное развитие первичной медико-социальной помощи на принципах общей врачебной и семейной практики.
Безусловно, что структурная реформа здравоохранения, упорядочение оказания медицинской помощи должны осуществляться с учетом медико-демографической ситуации в стране и основываться на определении основных приоритетов в охране здоровья населения:
1) снижение распространенности курения и употребления табака;
2) улучшение структуры и качества питания;
3) увеличение физической активности людей;
4) ослабление влияния психосоциальных факторов и, при возможности, их предупреждение;
5) снижение потребления алкоголя;
6) профилактику употребления наркотиков;
7) профилактику ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем;
8) профилактику и коррекцию повреждающего действия антропогенных факторов, улучшение качества окружающей среды;
9) обеспечение широкого охвата населения иммунизацией.
Корректировка воздействия указанных факторов, особенно связанных с образом жизни, должна привести к снижению смертности, прежде всего от сердечнососудистых заболеваний и внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы).
Расчеты, проведенные на базе многофакторных моделей ожидаемых показателей смертности в зависимости от воздействия ряда основных факторов риска, свидетельствуют о том, что при условии снижения влияния на трудоспособное население хотя бы двух факторов и только на 15% следует ожидать снижения общей смертности примерно на 10%.
Исходя из этого, необходимо формирование научно-обоснованной концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях социально-экономических реформ, основной целью которой стало бы формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья населения.
В связи с этим уже сейчас следует:
- формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни;
- улучшать социальную и окружающую среду;
- обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья;
- усиливать профилактическую направленность в деятельности всех служб, связанных с охраной здоровья населения[4].
Заключение
В данной работе изучены теоретические основы и современное состояние статистики здравоохранения в России, сущность статистики здравоохранения, методы исследования, а так же социально-экономическое значение статистики здравоохранения, проблемы и перспективы ее развития.
На данный момент, для правильного функционирования статистики здравоохранения необходимо собрать достоверную и полную информацию о здоровье населения, произвести анализ данных и обеспечить хорошее финансирование отрасли.л
Статистика здравоохранения — это раздел медико-статистической информации о сети и деятельности учреждений здравоохранения, объеме и качестве их работы. Она чрезвычайно важна для принятия правильных управленческих решений, оптимизации организации работы, более точного планирования и прогнозирования деятельности учреждений и служб здравоохранения.
В настоящее время необходимо получение достоверной информации, чтобы предотвратить возможные искажения, которые могут быть связаны с особенностью механизмов оплаты медицинской помощи, что требует регулярного контроля статистической деятельности на местах. Для характеристики заболеваемости населения как страны в целом, так и разны регионов и территорий в разных моделях в большинстве случаев используются только данные Минздравсоцразвития России, то есть заведомо неполные. Статистические данные о заболеваемости достаточно широко используются, и требуется объективная оценка этих данных.
Получение полной и достоверной статистической картины о стояния здоровья населения России — дело будущего, которое будет единой , методически обоснованной информационно — технологической системы на базе реализации соответствующих правовых нормативных актов.
1. http://www.aif.ru/onlineconf/5250 — Газета «Аргументы и факты»
2. http://www.centrzdrav.com/ — Центр изучение проблем здравоохранения.
3. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/healthcare/ — Федеральная служба государственной статистики.
4. http://www.liberal.ru/articles/5146 — Портал научных семинаров.
5. http://www.ng.ru/economics/2011-08-01/4_stats.html — Независимая газета.
6. http://ru.wikipedia.org — Свободная энциклопедия.
7. http://statistika.ru/zdr/ — Портал статистических данных.
8. http://www.valeologija.ru/ — Медицинский портал про здоровье.
9. http://www.who.int/whosis/whostat/2010/ru/ — Всемирная организация здравоохранения.
Приложение 1. Численность лиц, признанных инвалидами
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего: |
||||||||||||
тыс. человек |
346 |
426 |
765 |
1347 |
1109 |
1799 |
1474 |
1109 |
966 |
934 |
893 |
|
на 10 000 человек населения 2) |
26,6 |
30,8 |
51,7 |
91,5 |
98,5 |
157,0 |
128,1 |
96,1 |
83,5 |
80,6 |
77,0 |
|
В процентах от общей численности инвалидов: |
||||||||||||
инвалиды I группы |
|
|
|
11,3 |
12,6 |
10,7 |
9,4 |
9,6 |
10,5 |
11,7 |
15,3 |
|
инвалиды II группы |
|
|
|
74,2 |
63,3 |
59,9 |
54,7 |
53,5 |
52,2 |
49,8 |
43,9 |
|
инвалиды III группы |
|
|
|
14,5 |
24,0 |
29,4 |
35,9 |
36,8 |
37,4 |
38,5 |
40,8 |
|
Из общей численности инвалидов — инвалиды в трудоспособном возрасте: |
||||||||||||
всего, тыс. человек |
|
|
|
507,0 |
552,7 |
565,9 |
544,8 |
454,3 |
431,8 |
436,6 |
441,0 |
|
в процентах от общей численности инвалидов |
|
|
|
37,7 |
49,8 |
31,5 |
37,0 |
41,0 |
44,7 |
46,7 |
49,4 |
|
На 1 января 2011 г. общая численность инвалидов составила 13209 человек.
1)До 2000 г. — в возрасте 16 лет и старше, с 2000 г. — в возрасте 18 лет и старше.
2) За 2005-2009 гг. показатель рассчитан с использованием численности населения без учета ВПН-2010, за 2010 г. — с учетом предварительных итогов ВПН-2010.
Российский статистический ежегодник — 2011г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Приложение 2. Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (на конец года)
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов-взрослых |
693 |
713 |
726 |
871 |
1132 |
1390 |
1507 |
1542 |
1530 |
1512 |
1475 |
|
В них: |
||||||||||||
мест, тыс. |
155 |
202 |
225 |
221 |
232 |
242 |
248 |
248 |
251 |
250 |
249 |
|
проживающих, тыс.человек |
|
201 |
213 |
202 |
212 |
235 |
239 |
241 |
245 |
244 |
247 |
|
Число учреждений для инвалидов-детей |
168 |
156 |
160 |
159 |
156 |
153 |
157 |
151 |
146 |
148 |
143 |
|
В них: |
||||||||||||
мест, тыс. |
27 |
34 |
38 |
35 |
33 |
31 |
30 |
29 |
29 |
28 |
27 |
|
проживающих, тыс.человек |
|
34 |
36 |
31 |
29 |
29 |
27 |
25 |
23 |
22 |
24 |
|
На 1 января 2011 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 19,2 тыс.человек, в учреждения для детей — 0,5 тыс. детей.
Работали 9 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали
2,2 тыс. человек, 28 домов милосердия (1,9 тыс. человек), 32 геронтологических центра (7,9 тыс.человек).
Из общего числа зданий учреждений для престарелых и инвалидов 1,0% находилось в аварийном состоянии, 2,6% — в ветхом, 5,5% требовали реконструкции.
Российский статистический ежегодник — 2011г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Приложение 3. Число мест в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (на конец года)
Годы |
Число мест в учреждениях |
Из общего числа — места, тыс. |
Годы |
Число мест в учреждениях |
Из общего числа — места, тыс. |
|||||
всего, тыс. |
на 10 000 человек населения 1) |
для граждан пожилого возраста инвалидов-взрослых |
для инвалидов-детей |
всего, тыс. |
на 10 000 человек населения 1) |
для граждан пожилого возраста инвалидов-взрослых |
для инвалидов-детей |
|||
1945 |
52 |
— |
47 |
5 |
2000 |
265 |
18,1 |
232 |
33 |
|
1950 |
60 |
5,9 |
54 |
6 |
2005 |
273 |
19,1 |
242 |
31 |
|
1960 |
112 |
9,2 |
101 |
11 |
2006 |
278 |
19,5 |
248 |
30 |
|
1970 |
182 |
13,9 |
155 |
27 |
2007 |
277 |
19,5 |
248 |
29 |
|
1980 |
236 |
17,0 |
202 |
34 |
2008 |
280 |
19,7 |
251 |
29 |
|
1990 |
263 |
17,7 |
225 |
38 |
2009 |
278 |
19,6 |
250 |
28 |
|
1995 |
256 |
17,4 |
221 |
35 |
2010 |
276 |
19,3 |
249 |
27 |
|
1) За 2005-2009 гг. показатель рассчитан с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. — с учетом предварительных итогов ВПН-2010.
Российский статистический ежегодник — 2011г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Приложение 4. Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии1) (на конец года; 2007, 2008, 2010 гг. — на 1 января года, следующего за отчетным)
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего, тыс. человек |
53 |
155 |
454 |
675 |
573 |
554 |
529 |
515 |
519 |
541 |
|
1) С 2000 г. — учет детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Численность детей-инвалидов на 1 января 2011 года составила 573 тысячи человек.
Российский статистический ежегодник — 2011г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Приложение 5. Распределение численности лиц, признанных инвалидами, в 2000 — 2010 гг.
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 1) |
||
Всего, тыс. человек |
||||||||
Все болезни |
1109 |
1799 |
1474 |
1109 |
966 |
934 |
893 |
|
из них: |
||||||||
туберкулез |
41 |
36 |
35 |
30 |
28 |
29 |
26 |
|
злокачественные новообразования |
142 |
200 |
191 |
172 |
170 |
182 |
182 |
|
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
35 |
63 |
50 |
33 |
28 |
27 |
26 |
|
психические расстройства и расстройства поведения |
49 |
55 |
48 |
37 |
34 |
36 |
37 |
|
болезни нервной системы |
35 |
46 |
41 |
32 |
30 |
31 |
31 |
|
болезни глаза и его придаточного аппарата |
40 |
67 |
47 |
34 |
28 |
28 |
26 |
|
болезни уха и сосцевидного отростка |
6 |
12 |
14 |
11 |
10 |
11 |
11 |
|
болезни системы кровообращения |
511 |
984 |
755 |
533 |
431 |
386 |
350 |
|
болезни органов дыхания |
40 |
59 |
45 |
31 |
25 |
24 |
22 |
|
болезни органов пищеварения |
20 |
24 |
23 |
18 |
17 |
17 |
17 |
|
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
75 |
132 |
118 |
90 |
81 |
82 |
84 |
|
последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин |
71 |
77 |
69 |
56 |
53 |
51 |
71 |
|
последствия производственных травм |
11 |
8 |
7 |
6 |
6 |
5 |
11 |
|
профессиональные болезни |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
На 10 000 человек населения2) |
||||||||
Все болезни |
98,5 |
157,0 |
128,1 |
96,1 |
83,5 |
80,6 |
77,0 |
|
из них: |
||||||||
туберкулез |
3,7 |
3,2 |
3,0 |
2,6 |
2,4 |
2,5 |
2,2 |
|
злокачественные новообразования |
12,7 |
17,5 |
16,6 |
14,9 |
14,7 |
15,7 |
15,7 |
|
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
3,1 |
5,5 |
4,3 |
2,8 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
|
психические расстройства и расстройства поведения |
4,3 |
4,8 |
4,2 |
3,2 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
|
болезни нервной системы |
3,1 |
4,0 |
3,5 |
2,7 |
2,5 |
2,7 |
2,7 |
|
болезни глаза и его придаточного аппарата |
3,6 |
5,8 |
4,1 |
2,9 |
2,5 |
2,4 |
2,2 |
|
болезни уха и сосцевидного отростка |
0,5 |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|
болезни системы кровообращения |
45,7 |
85,9 |
65,6 |
46,2 |
37,2 |
33,3 |
30,2 |
|
болезни органов дыхания |
3,6 |
5,2 |
3,9 |
2,7 |
2,2 |
2,1 |
1,9 |
|
болезни органов пищеварения |
1,8 |
2,1 |
2,0 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
|
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
6,7 |
11,5 |
10,3 |
7,8 |
7,0 |
7,1 |
7,2 |
|
последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин |
6,4 |
6,7 |
6,0 |
4,9 |
4,6 |
4,4 |
6,2 |
|
последствия производственных травм |
1,0 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,9 |
|
профессиональные болезни |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
|
1) Включая данные Главного бюро медико-социальной экспертизы по отдельным видам экономической деятельности с особо опасными условиями труда.
2) За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. — с учетом предварительных итогов ВПН-2010.
Численность лиц, признанных инвалидами на 1 января 2011 года составила 872 тыс человек.
Российский статистический ежегодник — 2011г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики