Статистика здравоохранения Российской Федерации

Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения является состояние его здоровья. Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующий общий уровень услуг здравоохранения и их доступность, уровень и причины заболеваемости, состояние среды обитания.

Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой и неотложной медицинской помощи, санатории для больных туберкулёзом, санитарно-эпидемиологические дезинфекционные станции и тому подобное.

Уровень медицинской помощи и доступность её для населения в значительной мере зависят непосредственно от деятельности учреждений здравоохранения.

Целью курсовой работы

Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретический аспект вопроса;

2. Проанализировать состояние здравоохранения по ряду лет;

3. На основе проведенного анализа предложить направления оптимизации здравоохранения.

Работа будет состоять из трех глав.

Первая глава, Вторая глава, Третья глава

В ходе выполнения курсовой работы будет использован ряд источников: учебно-методическая литература, формы отчетности и другая внутренняя документация, источники Интернет.

1. Теоритические аспекты статистики здравоохранения

1.1 Понятие и сущность статистики здравоохранения

Статистика здравоохранения — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и медицины.

Основными задачами статистики здравоохранения, являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

63 стр., 31287 слов

Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации

... Комитета Государственной статистики РФ. Глава 1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения 1.1 Уровень и качество жизни населения, индикаторы и их сущность История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с ... спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей. Поэтому выбранная тема квалификационной дипломной работы имеет ...

Основой статистики здравоохранения являются общая теория статистики и математическая статистика. Важная роль в развитии теории и практики статистики здравоохранения принадлежит математике, кибернетике, информатике, вычислительной технике, автоматизированным системам обработки информации .

Практика статистики здравоохранения основывается на общегосударственной системе учета и отчетности, принятых в СССР . Важнейшими техническими средствами статистики здравоохранения являются современные вычислительная техника, средства связи, передачи, хранения и отображения информации.

Статистика здравоохранения включает в себя:

1. Общая теория и методы.

2. Статистика здоровья населения

3. Статистика медицины.

4. Применение методов статистики здравоохранения в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях.

Статистика здравоохранения является одним их основных разделов медицинской статистики. Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения и медико-санитарного имущества.

Для статистической науки, разрабатывающей методологию статистических исследований, весьма актуальным является совершенствование системы статистических показателей, приемов и методов сбора, обработки, накопления и анализа статистической информации в условиях современных технических возможностей. Это имеет большое значение для развития и повышение эффективности всей системы жизнеобеспечения в стране, развития систем управления здравоохранения в социальной сфере.

Совершенствование информационных систем выдвигает необходимость новых подходов к показателям, используемым в учреждениях здравоохранения. Они должны быть простыми, конкретными, универсальными и отражать изменения в области здравоохранения. Широкое использование комплексных измерителей здоровья населения и других статистических показателей модифицирует набор, объем и характер признаков, подлежащих регистрации в медицинской документации, которая должна совершенствоваться.

В настоящее время статистические данные о заболеваемости достаточно широко используются, и требуется объективная оценка этих данных.

Основными причинами, ограничивающими использование традиционных данных о заболеваемости населения, является сбор сведений о выявленных и зарегистрированных заболеваний врачами только в медицинских учреждениях, подчиненных Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

При сборе данных зачастую происходит дублирование информации, кроме того, не все медицинские учреждения, участвующие в сборе данных, достаточно укомплектованы, в соответствии с действующими рекомендациями не учитываются диагнозы, установленными фельдшерами, обслуживающим в ряде регионов значительную часть населения, что сказывается на величине обобщающих показателей.

12 стр., 5568 слов

Финансирование учреждений здравоохранения на основе развития ...

... социально-экономических, политических условиях. Цель дипломной работы: Определение путей совершенствования финансирования учреждений здравоохранения за счет улучшения качества и расширения инфраструктуры платных медицинских услуг населению. Задачи дипломной работы: рассмотреть современные модели, основные ...

При выявлении заболевания у лиц, получивших медицинское обслуживание в стационаре не по месту жительства, заполнялся соответствующий статистический документ и направлялся в медицинское учреждение по месту жительства пациента.

Новый взгляд на статистику заболеваемости в стране необходим в связи с коренными изменениями в системе медицинского обеспечения населения в последние годы, развитие многоукладности здравоохранения, появление новых форм организации.

Сегодня гражданину России предоставлено право свободного выбора медицинского учреждения не зависимо от его места проживания и работы, а также формы собственности учреждения, оказывающего медицинские услуги.

Дальнейшего объединения содержания этих документов не происходит, и для характеристики заболеваемости населения как страны в целом в большинстве случаев используются данные Минздравсоцразвития России[6].

Общая теория и методы статистики здравоохранения включают методологию медико-статистического исследования, т. е. совокупность специфических научных методов и приемов сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации.

Основными методами статистических исследований являются:

1.Статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации).

2.Группировка и сводка материалов наблюдения.

3.Методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин — средних и относительных, критериев их достоверности).

4.Метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных.

5.Методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др.

Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов:

1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования);

2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки);

3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения;

4) первичная статистическая обработка данных;

5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования. Несмотря на наличие этапов, медико-статистическое исследование представляет собой единое, органически связанное целое, в основе которого лежит целостный, системный подход к изучаемому объекту.

Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, анализ которых позволяет вскрыть и охарактеризовать количественно закономерности и особенности здоровья населения в целом и составляющих его групп, развитие и течение болезней среди различных групп населения, деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Статистика здоровья населения разрабатывает специфические методы и приемы сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации обо всех процессах и явлениях, характеризующих состояние и динамику здоровья населения, его однородных групп в связи с конкретными социальными, экономическими и природными условиями (демографические процессы, физическое развитие, заболеваемость населения, временная нетрудоспособность, инвалидность и др).

23 стр., 11155 слов

Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

... являются гарантией улучшения уровня здоровья населения [5]. Им должны сопутствовать деятельность органов здравоохранения и социальных учреждений по форми­рованию и поддержанию здорового образа жизни у населения, по охране окружающей среды и созданию здоровых условий ...

Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения, медико-санитарного имущества и др.

Важное место в статистике здравоохранения нанимают фактические медико-статистические данные, регулярно собираемые, обрабатываемые, анализируемые и используемые в повседневной оперативной работе учреждениями и органами здравоохранения, а также направляемые в строго установленном порядке по подчиненности в виде специальных документов государственной медицинской отчетности. С этой целью в системе здравоохранения создана медико-статистическая служба, низовым звеном которой являются кабинеты медицинского учета и статистики медицинских учреждений. Главной задачей этой службы является обеспечение учреждений и органов здравоохранения достоверной, полной и своевременной информацией.

Одним из важных направлений статистики здравоохранения служит разработка научно обоснованных критериев (показателей), состояния здоровья населения и деятельности учреждений и органов здравоохранения, а также систем таких критериев (показателей), которые могут быть использованы в процессе управленческой работы с целью объективной оценки, складывающихся конкретных ситуаций (врачебной деятельности, деятельности конкретных учреждений, их групп и т.д.), их планирования и прогнозирования.

Важными медико-статистическими показателями являются показатели здоровья населения (смертность, заболеваемость и др.), показатели, характеризующие работу лечебно-профилактических учреждений (городской поликлиники, детской поликлиники, женской консультации, стоматологической поликлиники, больницы, родильного дома, скорой медицинской помощи и др.), санитарно-профилактических, аптечных и других медицинских учреждений (подразделений).

Медико-статистические показатели периодически пересматриваются в соответствии с новыми задачами здравоохранения, развитием медицинской науки и практики, технической оснащенности служб здравоохранения.

1.2 Социально-экономическое значение статистики здравоохранения

Задачи статистического наблюдения в здравоохранении заключаются в описании происходящих в этой отрасли процессов, статистическом анализе влияния реформирования на уровень медицинской помощи и состояние здоровья населения.

Для статистической разработки данных о заболеваемости населения применяется Международная классификация болезней Всемирной организации здравоохранения Х пересмотра, обеспечивающая сопоставимость данных при межстрановых сравнениях. Данные статистической отчетности служат основой для анализа уровня и структуры заболеваемости по основным группам болезней, их динамики, что позволяет делать выводы о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения.

Дополнительной информацией о состоянии здоровья населения могут служить данные о временной нетрудоспособности работников, которая измеряется числом дней нетрудоспособности, подтвержденной больничными листками нетрудоспособности или другими документами[1].

Кроме показателей статистической отчетности в отечественной практике используются выборочные тематические обследования здоровья населения, доступности медицинских услуг и оценки их качества населением. При этом наилучшие результаты достигаются в том случае, если наряду с опросом населения одновременно обследуется состояние медицинского обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях, куда обращалось обследуемое население.

Для изучения деятельности лечебно-профилактического учреждения по приведенным выше показателям проводится анкетирование населения, обращающегося за медицинской помощью в обследуемое медицинское учреждение.

Значимость полученных от населения сведений о состоянии здоровья повышается в связи с тем, что они могут быть проанализированы в сочетании с важнейшими показателями материальных условий жизни обследуемых лиц, именно во взаимосвязи с доходами, видом занятий, составом домохозяйства, наличием и возрастом детей, уровнем и структурой потребления продуктов питания. Сведения по перечисленным показателям собираются одновременно с информацией населения о здоровье[8,5].

1.3 Проблемы здравоохранения в России

Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения все большее внимание. В последнее время система здравоохранения претерпела много изменений. Возник кризис здравоохранения, появившийся в результате долгого преобладания остаточного принципа финансирования, и в связи с этим нехватки финансовых ресурсов. В последние годы на здравоохранение направляется около 3% ВВП. В стране до сих пор отсутствуют квалифицированные экономисты в медицинских учреждениях, поэтому имеющиеся ресурсы используются неэффективно, это приводит к недостаточной обеспеченности материальными ресурсами, техникой и приборами. Наблюдается нехватка квалифицированного медицинского персонала, поскольку заработная плата в отрасли низкая и у людей отсутствует мотивация идти работать в учреждения, финансируемые из средств обязательного медицинского страховании. Как видно, назрела необходимость анализа методов управления учреждениями здравоохранения, выявления основных проблем в этой сфере и предложения возможных путей их решения[2,7].

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного духовного, физического и социального благополучия».

Традиционно выделяют три основных модели финансирования деятельности учреждений здравоохранения:

1. Бюджетное финансирование.

2. Финансирование из средств социального страхования.

3. Финансирование с помощью частного страхования.

На практике можно наблюдать смешанные модели финансирования. В России наибольшая доля у финансирования за счет средств социального страхования. Ресурсы системы социального страхования складываются из обязательных налоговых или страховых взносов работодателей, отчислений независимых предпринимателей и перечисления части иных средств налогообложения из пенсионных программ, пособий по безработице и прочего. Также развивается и частное страхование, в основном либо за счет работодателя, либо индивидуальное страхование, как правило, граждан, не имеющих права на использование обязательного медицинского страхования.

В последнее время начинают использоваться новые системы оплаты медицинских услуг такие, как:

1.Оплата случая

2.Среднесуточная оплата

3.Единообразная оплата-бонус

4.Подушевое финансирование

Быстрыми темпами растет спрос на платные медицинские услуги. Следует совместить систему платных медицинских услуг с системой обязательного медицинского страхования, чтобы «переливать» деньги из одной системы в другую и тем самым решать проблемы недофинансирования и необеспеченности медицинских учреждений необходимой техникой.

На данный момент Министерством социального развития и здравоохранения разработан ряд законопроектов, предполагающих реформирование системы здравоохранения в стране. Среди них:

1.Проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании»;

2.Проект федерального закона «О государственных гарантиях медицинской помощи»;

3.Проект федерального закона «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях»;

4.Проект федерального закона «Об автономных учреждениях».

Данные проекты разработаны в целях улучшения функционирования системы здравоохранения и решения проблем финансирования больниц и поликлиник[9].

статистика здравоохранение разработка мероприятие

2. Статистический анализ состояния здравоохранения в России

Расчет показателей динамики изменения численности лиц, признанных инвалидами за период 2008-2011 гг.

Произведем статистический анализ данных (табл. 1)

Таблица 1 Распределение численности лиц, признанных инвалидами в 2008-2011г.

Год

2008

2009

2010

2011

Число инвалидов (тыс)

966

934

893

872

Произведем расчет показателей динамического ряда (табл.2)

Таблица 2 Расчет показателей динамического ряда

2008

2009

2010

2011

Д б

-32

-73

-94

Д ц

-32

-41

-21

i б

0,96

0,92

0,9

i ц

0,96

0,95

0,97

Тр б

96%

92%

90%

Тр ц

96%

95%

97%

Тпр б

-4%

-8%

-10%

Тпр ц

-4%

-5%

-3%

A б

9,66

9,66

9,66

A ц

9,66

9,34

8,93

Выводы:

1. По сравнению с базовым, 2008 годом число лиц, признанных инвалидами:

  • в 2009 г. v на 32 тысячи человек или на 4%;
  • в 2010 г. v на 73 тысячи человек или на 8%;
  • в 2011 г. v на 94 тысячи человек или на 10%.

2. По сравнению с предыдущим годом, число лиц, признанных инвалидами:

  • в 2009 г. v на 32 тысячи человек или на 4%;
  • в 2010 г. v на 41 тысячу человек или на 5%;
  • в 2011 г. v на 21 тысячу человек или на 3%.

Рассчитаем систему средних показателей:

1) У ср = (966+934+893+872)/4= 916,25

2) Д ср = (-32-41-21)/(4-1)= -31,3

3) I ср == 0,965

4) Тр ср = 0,965*100%= 96,5%

5) Тпр ср = 96,5% — 100%= -3,5%

Выводы: Среднее число лиц, признанных инвалидами в период 2008-2011 года составило 916,25 тысяч человек. В среднем ежегодно число лиц, признанных инвалидами уменьшалось на 3,5%.

Полные данные по отдельным видам заболеваний у людей-инвалидов отражены в Приложении 5.

Произведем статистический анализ данных (табл.3)

Таблица 3 Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет в 2008-2011г.

Год

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Число детей-инвалидов(тыс)

515

519

541

573

Произведем расчет показателей динамического ряда (табл.4)

Таблица 4 Расчет показателей динамического ряда

2008

2009

2010

2011

Д б

4

26

58

Д ц

4

22

32

i б

1,008

1,05

1,11

i ц

1,008

1,04

1,06

Тр б

100,8%

105%

111%

Тр ц

100,8%

104%

106%

Тпр б

0,8%

5%

11%

Тпр ц

0,8%

4%

6%

A б

5,15

5,15

5,15

A ц

5,15

5,19

5,41

Выводы:

1. По сравнению с базовым 2008 годом число детей-инвалидов:

  • в 2009 г. на 4 тысячи человек или на 0,8%;
  • в 2010 г. на 26 тысяч человек или на 5%;
  • в 2011 г. на 58 тысяч человек или на 11%.

2. По сравнению с предыдущим годом число детей-инвалидов:

  • в 2009г. на 4 тысячи человек или на 0,8%;
  • в 2010 г. на 22 тысячи человек или на 4%;
  • в 2011 г. на 32 тысячи человек или на 6%.

Рассчитаем систему средних показателей:

1) У ср = (515+519+541+573)/4= 537

2) Д ср = (4+22+32)/(4-1)= 19,3

3) I ср == 1,04

4) Тр ср = 1,04*100%= 104%

5) Тпр ср = 104% — 100%= 4%

Вывод: Среднее число детей-инвалидов с 2008 по 2011 год составило537 тысяч человек. В среднем ежегодно число детей-инвалидов увеличивалось на 4%.

Полные данные отражены в Приложении 4.

3. Разработка мероприятий по оптимизации здравоохранения

Здравоохранение до сих пор остается самой не реформированной отраслью. Следует выделить несколько задач реформы здравоохранения, которые в свою очередь улучшат его состояние. Во-первых, это придание здравоохранению статуса важнейшего фактора и элемента системы безопасности страны. Во-вторых, демонополизация государственного здравоохранения. В-третьих, поиск и реализация альтернативных источников финансирования, развитие дополнительных платных услуг, адекватных материальным возможностям каждого гражданина. В-четвертых, это структурная перестройка системы здравоохранения и приоритетное развитие первичной медико-социальной помощи на принципах общей врачебной и семейной практики.

Безусловно, что структурная реформа здравоохранения, упорядочение оказания медицинской помощи должны осуществляться с учетом медико-демографической ситуации в стране и основываться на определении основных приоритетов в охране здоровья населения:

1) снижение распространенности курения и употребления табака;

2) улучшение структуры и качества питания;

3) увеличение физической активности людей;

4) ослабление влияния психосоциальных факторов и, при возможности, их предупреждение;

5) снижение потребления алкоголя;

6) профилактику употребления наркотиков;

7) профилактику ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем;

8) профилактику и коррекцию повреждающего действия антропогенных факторов, улучшение качества окружающей среды;

9) обеспечение широкого охвата населения иммунизацией.

Корректировка воздействия указанных факторов, особенно связанных с образом жизни, должна привести к снижению смертности, прежде всего от сердечнососудистых заболеваний и внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы).

Расчеты, проведенные на базе многофакторных моделей ожидаемых показателей смертности в зависимости от воздействия ряда основных факторов риска, свидетельствуют о том, что при условии снижения влияния на трудоспособное население хотя бы двух факторов и только на 15% следует ожидать снижения общей смертности примерно на 10%.

Исходя из этого, необходимо формирование научно-обоснованной концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в условиях социально-экономических реформ, основной целью которой стало бы формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья населения.

В связи с этим уже сейчас следует:

  • формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни;
  • улучшать социальную и окружающую среду;
  • обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья;
  • усиливать профилактическую направленность в деятельности всех служб, связанных с охраной здоровья населения[4].

Заключение

В данной работе изучены теоретические основы и современное состояние статистики здравоохранения в России, сущность статистики здравоохранения, методы исследования, а так же социально-экономическое значение статистики здравоохранения, проблемы и перспективы ее развития.

На данный момент, для правильного функционирования статистики здравоохранения необходимо собрать достоверную и полную информацию о здоровье населения, произвести анализ данных и обеспечить хорошее финансирование отрасли.л

Статистика здравоохранения — это раздел медико-статистической информации о сети и деятельности учреждений здравоохранения, объеме и качестве их работы. Она чрезвычайно важна для принятия правильных управленческих решений, оптимизации организации работы, более точного планирования и прогнозирования деятельности учреждений и служб здравоохранения.

В настоящее время необходимо получение достоверной информации, чтобы предотвратить возможные искажения, которые могут быть связаны с особенностью механизмов оплаты медицинской помощи, что требует регулярного контроля статистической деятельности на местах. Для характеристики заболеваемости населения как страны в целом, так и разны регионов и территорий в разных моделях в большинстве случаев используются только данные Минздравсоцразвития России, то есть заведомо неполные. Статистические данные о заболеваемости достаточно широко используются, и требуется объективная оценка этих данных.

Получение полной и достоверной статистической картины о стояния здоровья населения России — дело будущего, которое будет единой , методически обоснованной информационно — технологической системы на базе реализации соответствующих правовых нормативных актов.

1. http://www.aif.ru/onlineconf/5250 — Газета «Аргументы и факты»

2. http://www.centrzdrav.com/ — Центр изучение проблем здравоохранения.

3. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/healthcare/ — Федеральная служба государственной статистики.

4. http://www.liberal.ru/articles/5146 — Портал научных семинаров.

5. http://www.ng.ru/economics/2011-08-01/4_stats.html — Независимая газета.

6. http://ru.wikipedia.org — Свободная энциклопедия.

7. http://statistika.ru/zdr/ — Портал статистических данных.

8. http://www.valeologija.ru/ — Медицинский портал про здоровье.

9. http://www.who.int/whosis/whostat/2010/ru/ — Всемирная организация здравоохранения.

Приложение 1. Численность лиц, признанных инвалидами

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего:

тыс. человек

346

426

765

1347

1109

1799

1474

1109

966

934

893

на 10 000 человек населения 2)

26,6

30,8

51,7

91,5

98,5

157,0

128,1

96,1

83,5

80,6

77,0

В процентах от общей численности инвалидов:

инвалиды I группы

  • ..
  • ..
  • ..

11,3

12,6

10,7

9,4

9,6

10,5

11,7

15,3

инвалиды II группы

  • ..
  • ..
  • ..

74,2

63,3

59,9

54,7

53,5

52,2

49,8

43,9

инвалиды III группы

  • ..
  • ..
  • ..

14,5

24,0

29,4

35,9

36,8

37,4

38,5

40,8

Из общей численности инвалидов — инвалиды в трудоспособном возрасте:

всего, тыс. человек

  • ..
  • ..
  • ..

507,0

552,7

565,9

544,8

454,3

431,8

436,6

441,0

в процентах от общей

численности инвалидов

  • ..
  • ..
  • ..

37,7

49,8

31,5

37,0

41,0

44,7

46,7

49,4

На 1 января 2011 г. общая численность инвалидов составила 13209 человек.

1)До 2000 г. — в возрасте 16 лет и старше, с 2000 г. — в возрасте 18 лет и старше.

2) За 2005-2009 гг. показатель рассчитан с использованием численности населения без учета ВПН-2010, за 2010 г. — с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Российский статистический ежегодник — 2011г.

Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Приложение 2. Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (на конец года)

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов-взрослых

693

713

726

871

1132

1390

1507

1542

1530

1512

1475

В них:

мест, тыс.

155

202

225

221

232

242

248

248

251

250

249

проживающих, тыс.человек

  • ..

201

213

202

212

235

239

241

245

244

247

Число учреждений для инвалидов-детей

168

156

160

159

156

153

157

151

146

148

143

В них:

мест, тыс.

27

34

38

35

33

31

30

29

29

28

27

проживающих, тыс.человек

  • ..

34

36

31

29

29

27

25

23

22

24

На 1 января 2011 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 19,2 тыс.человек, в учреждения для детей — 0,5 тыс. детей.

Работали 9 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали

2,2 тыс. человек, 28 домов милосердия (1,9 тыс. человек), 32 геронтологических центра (7,9 тыс.человек).

Из общего числа зданий учреждений для престарелых и инвалидов 1,0% находилось в аварийном состоянии, 2,6% — в ветхом, 5,5% требовали реконструкции.

Российский статистический ежегодник — 2011г.

Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Приложение 3. Число мест в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (на конец года)

Годы

Число мест в учреждениях

Из общего числа — места, тыс.

Годы

Число мест в учреждениях

Из общего числа — места, тыс.

всего, тыс.

на 10 000 человек населения 1)

для граждан пожилого возраста инвалидов-взрослых

для инвалидов-детей

всего, тыс.

на 10 000 человек населения 1)

для граждан пожилого возраста инвалидов-взрослых

для инвалидов-детей

1945

52

47

5

2000

265

18,1

232

33

1950

60

5,9

54

6

2005

273

19,1

242

31

1960

112

9,2

101

11

2006

278

19,5

248

30

1970

182

13,9

155

27

2007

277

19,5

248

29

1980

236

17,0

202

34

2008

280

19,7

251

29

1990

263

17,7

225

38

2009

278

19,6

250

28

1995

256

17,4

221

35

2010

276

19,3

249

27

1) За 2005-2009 гг. показатель рассчитан с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. — с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Российский статистический ежегодник — 2011г.

Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Приложение 4. Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии1) (на конец года; 2007, 2008, 2010 гг. — на 1 января года, следующего за отчетным)

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего, тыс. человек

53

155

454

675

573

554

529

515

519

541

1) С 2000 г. — учет детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Численность детей-инвалидов на 1 января 2011 года составила 573 тысячи человек.

Российский статистический ежегодник — 2011г.

Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Приложение 5. Распределение численности лиц, признанных инвалидами, в 2000 — 2010 гг.

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010 1)

Всего, тыс. человек

Все болезни

1109

1799

1474

1109

966

934

893

из них:

туберкулез

41

36

35

30

28

29

26

злокачественные новообразования

142

200

191

172

170

182

182

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

35

63

50

33

28

27

26

психические расстройства и расстройства поведения

49

55

48

37

34

36

37

болезни нервной системы

35

46

41

32

30

31

31

болезни глаза и его придаточного аппарата

40

67

47

34

28

28

26

болезни уха и сосцевидного отростка

6

12

14

11

10

11

11

болезни системы кровообращения

511

984

755

533

431

386

350

болезни органов дыхания

40

59

45

31

25

24

22

болезни органов пищеварения

20

24

23

18

17

17

17

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

75

132

118

90

81

82

84

последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин

71

77

69

56

53

51

71

последствия производственных травм

11

8

7

6

6

5

11

профессиональные болезни

4

4

3

3

3

3

4

На 10 000 человек населения2)

Все болезни

98,5

157,0

128,1

96,1

83,5

80,6

77,0

из них:

туберкулез

3,7

3,2

3,0

2,6

2,4

2,5

2,2

злокачественные новообразования

12,7

17,5

16,6

14,9

14,7

15,7

15,7

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

3,1

5,5

4,3

2,8

2,4

2,3

2,3

психические расстройства и расстройства поведения

4,3

4,8

4,2

3,2

3,0

3,1

3,2

болезни нервной системы

3,1

4,0

3,5

2,7

2,5

2,7

2,7

болезни глаза и его придаточного аппарата

3,6

5,8

4,1

2,9

2,5

2,4

2,2

болезни уха и сосцевидного отростка

0,5

1,0

1,2

1,0

0,9

0,9

0,9

болезни системы кровообращения

45,7

85,9

65,6

46,2

37,2

33,3

30,2

болезни органов дыхания

3,6

5,2

3,9

2,7

2,2

2,1

1,9

болезни органов пищеварения

1,8

2,1

2,0

1,6

1,5

1,5

1,4

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

6,7

11,5

10,3

7,8

7,0

7,1

7,2

последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин

6,4

6,7

6,0

4,9

4,6

4,4

6,2

последствия производственных травм

1,0

0,7

0,6

0,5

0,5

0,4

0,9

профессиональные болезни

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,4

1) Включая данные Главного бюро медико-социальной экспертизы по отдельным видам экономической деятельности с особо опасными условиями труда.

2) За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. — с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Численность лиц, признанных инвалидами на 1 января 2011 года составила 872 тыс человек.

Российский статистический ежегодник — 2011г.

Copyright © Федеральная служба государственной статистики