В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Актуальность темы заключается в том что, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства вечно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозяйственные расчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
Цель курсовой работы — раскрыть сущность налогов, рассмотреть их виды и принципы налогообложение.
Рыночная экономическая система – господствующая форма экономической ...
... государства в ее регулировании и функции, которые она выполняет. А также условия развития современной экономики в условиях современного общества. Рыночная модель Украины. Предметом исследования является рыночная экономическая система, ... как господствующая форма экономической ... своих денежных доходов, покупать товары ...
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Рассмотреть понятие налогов и их виды.
б)Изучить принципы налогообложения.
в)Проанализировать налогообложение в России и США.
г)
1.Сущность, функции и виды налогов
1.1 Сущность, виды налогов
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Признаки налога:
а)императивность;
б)индивидуальная безвозмездность;
в)смены формы собственности;
г)законность.
Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — платить налог в бюджет государства.
Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие.
В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника — определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним.
Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.
Земельный налог, особенности и порядок исчисления налоговой базы, ...
... порядка исчисления и уплаты земельного налога в бюджет на СХПК «Меркушевский»; Изучить основные проблемы земельного налогообложения и определить возможные пути их решения. Объектом исследования курсовой работы ... пространственный предел действия политической власти государства (территория государства); как средство производства; как объект собственности и недвижимость; Соответственно в зависимости от ...
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Классификацией налогов называют их группировку по какому — либо признаку. Например, по механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам отнесены налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, социальный налог (действовал ранее, утратил силу с 1 января 2010 года).
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К косвенным налогам отнесены налоги на товары и услуги и операция с ними: налог на добавленную стоимость, акцизы.
По порядку установления выделяют налоги:
а)федеральные;
б)региональные;
в)местные налоги.
Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате.
Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам относятся:
а)налог на добавленную стоимость;
б)акцизы;
в)налог на доходы физических лиц;
г)налог на прибыль организаций;
д)налог на добычу полезных ископаемых;
Общая характеристика налогов взимаемых на территории сша
... е годы и их результатов; изучение системы контроля за уплатой налогов, органов, входящих в нее, и основных методов и приемов работы с налогоплательщиками. Федеральные налоги В США налоги с ... является изучение основных видов налогов, взимаемых на территории США. Исходя из данной целевой установки, в курсовой работе решаются следующие задачи: рассмотрение видов налогов, взимаемых на федеральном, ...
е)водный налог;
ж)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
з)государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
а)налог на имущество организаций;
б)налог на игорный бизнес;
в)транспортный налог.
К местным налогам относятся:
а)земельный налог;
б)налог на имущество физических лиц.
Следует отметить, что с 1 января 2014 г. декларации по НДС нужно сдавать исключительно в электронном виде. Такое требование введено Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Согласно новому законодательству, декларации по НДС в электронном виде будут обязаны представлять не только плательщики НДС, но и налоговые агенты. Это же требование будет касаться налогоплательщиков, которые не являясь плательщиками НДС, выставили счета-фактуры с выделенной суммой налога.
а)организации;
б)индивидуальные предприниматели;
в)лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года.
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации и индивидуальные предприниматели.
Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию.
Налог на транспортные средства в РК
... связанных с данным видом налога и рассмотрение зарубежного опыта налогообложения владельцев автотранспортных средств. Предметом исследования выступает налог на транспорт. Актуальность темы заключается в том, что платить налог на транспортные средства должны владельцы практически всех ...
Налог на прибыль организаций является федеральным налогом. Базовая ставка составляет 20 процентов. При этом 2 процента перечисляют в федеральный бюджет, а 18 — в региональный. В течение года компании платят авансовые платежи и сдают декларации по этому налогу.
С 2012 года действует льгота по налогу на имущество, установленная п.21 ст. 381 НК РФ. В частности, это касается:
а)вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным постановлением правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 308;
б)вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Организации вправе применять льготу в отношении объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2012 года и в течение трех лет со дня постановки их на учет.
Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:
а)платежи за пользование лесным фондом;
б)платежи за пользование водными объектами;
в)платежи за право пользования объектами животного мира;
г)налог на добычу полезных ископаемых;
Новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, а также новые ставки пошлины, взимаемой с юридических и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Ставки государственной пошлины определены в твердых суммах (или используются процентные ставки) вместо сумм, определяемых кратно минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
До 23 августа 2013 года в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества признавалось для транспортных средств (автомобилей) место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества.
С 23 августа 2013 года местом нахождения транспортных средств признавалось только место нахождения (жительства) собственника транспортных средств.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ.
Налог как экономическая, финансовая и правовая категория
... раскрыть сущность налога как экономической, финансовой и правовой категории. Поставленная цель обуславливает решение следующих задач: выявить теоретические аспекты налогообложения; изучить экономическое, правое и финансовое содержание категории «налог». 1. Теоретические аспекты налогообложения 1.1 Сущность налога В ...
Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.
1.2 Функции налогов
Налоги используются всеми государствами рыночной экономики как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного воздействия (через систему льгот и санкций) на производителей товаров, работ и услуг. Налоги призваны обеспечивать:
а)относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;
б)рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных санкций за распространение вредных производств.
С помощью налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.
Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.
Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.
Регулирующая функция посредством налогов государство может влиять на:
а)производственные и инвестиционные процессы;
б)динамику потребления и сбережения;
в)уровень доходов физических и юридических лиц.
С регулирующей функцией тесно связаны социальная и контрольная функции.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
а)неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения);
б)применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
Налогообложение. Налоги предприятия
... данной курсовой работы. Целью курсовой работы Для достижения поставленной цели были поставлены и решены ü изучить сущность налогообложения, налогов и налоговой системы; ü охарактеризовать виды и функции налогов; ü рассмотреть системы налогообложения в современных условиях; ü проанализировать систему налогообложения в ...
в)введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).
Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.
Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и, таким образом, влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.
Таким образом, в условиях рыночной экономики налогообложение выполняет две противоположные функции: фискальную и регулирующую. Первая из них определяет тяжесть налогового бремени в стране, а вторая образует противовесы излишнему фискальному гнету.
Умелое сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.
2. Принципы налогообложения
.1 Классификация принципов налогообложения
Потребность в выработке определенных правил налогообложения появилась с возникновением налогов, и фактически с этого момента данная проблема стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. И это не случайно, поскольку без соблюдения общих, единых для всех фундаментальных требований, сформированных на основе положений теории, невозможно построение оптимальной, справедливой и эффективной системы налогообложения. Несмотря на воздействие различных экономических, политических и социальных условий при формировании налоговых систем различных стран, они построены с соблюдением таких правил и положений. Эти системы объединяет совокупность основополагающих принципов налогообложения.
Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения.
а)принцип равенства и справедливости, согласно которому влияние налогового бремени должно быть равномерным и соответственно каждый налогоплательщик должен вносить справедливую часть налоговых платежей в государственный бюджет. Справедливое налогообложение способно в значительной степени приумножить благосостояние населения посредством обеспечения условий балансового равновесия за счет оптимизации соотношения «сверхдоходов» и отсутствием доходов вовсе.
В мировой практике налогообложения применяются два основных подхода к реализации принципа равенства и справедливости:
1.обеспечение выгоды налогоплательщика;
2.платежеспособность налогоплательщика.
б)принцип эффективности. Он содержит следующие особенности, которые невозможно игнорировать при построении налоговой системы любого государства:
1.налоги не должны оказывать существенного влияния на принятие экономических решений. Основная идея эффективности налоговой системы состоит не в отрицании возможности обложения производительного имущества, а в том, что налог не должен превышать величины, приводящей к его сокращению.
Сущность налогообложения, его принципы и функции
... важнейших принципа: справедливость, определенность, удобство и экономия. справедливости Принцип определенности, Принцип удобства, Принцип экономии В России действует следующая система принципов налогообложения: 1) принцип всеобщности - это когда публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги распространяется ...
2.Эффективность каждого конкретного налога выражается в низких издержках на содержание и поддержание в актуальном состоянии системы налогового администрирования.
в)принцип соразмерности налогов. Его экономическая суть заключается в соотношении бюджетных поступлений и последствий налогообложения для налогоплательщиков. При установлении налогов и определении их основных параметров должны учитываться экономические последствия как для бюджета и перспективного развития национальной экономики, так и их воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
г)принцип множественности налогов. Он включает в себя следующие аспекты:
.налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения, то есть это должна быть такая система, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов;
.недопустимо создание системы налогообложения, базирующейся на одном налоге или на одном главенствующем налоге, поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходной части бюджета может не быть.
Из практической реализации принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная минимизация по одному налогу практически всегда влечет рост платежей по другому.
д)принцип всеобщности. Согласно ему каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя, таким образом, в финансировании общегосударственных расходов.
Вместе с тем, указанный принцип распространяется не на всех без исключения лиц, а только на тех, кто попадает под понятие налогоплательщика. Реализация данного принципа означает, что налоговое законодательство не вправе делать исключения для отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от их национальности, гражданства, служебного положения и т.д.
Далее в классификации принципов налогообложения рассматриваются организационные принципы:
а)принцип универсализации. Его экономическую суть можно выразить следующим образом. Вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, отраслевой или иной принадлежности государственная налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика.
б)принцип удобства и времени взимания налога. Это очень важно для субъектов хозяйствования: любой налог должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.
Налоги и налоговая система России
... законодательными актами. налоговую систему Налоговом кодексе РФ., Объектами Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Субъект налога – это ...
в)принципы распределения налогов по уровням власти. В условиях формирования федеративного государства этот принцип имеет особое значение и в обязательном порядке должен быть закреплен в налоговом законе.
г)принцип единства налоговой системы. Он является весьма существенным, поскольку логически вытекает из единства государственной финансовой политики, составной частью которой является налоговая политика, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства.
д)принцип эффективности. Его экономическая суть заключается в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными. При этом налоги должны оказывать такое влияние на развитие национальной экономики, чтобы формировать интенсивное возрастание хозяйственной активности как у юридических, так и у физических лиц.
ж)принцип определенности. Суть его состоит в том, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа, были ясно определены и доведены до плательщиков, т.е. налогоплательщик должен четко знать, сколько и когда ему надо заплатить. «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица».
з)принцип одновременности обложения. Он означает, что в функционирующей системе налогообложения не допускается установление двойного обложения одного и того же источника или объекта.
Юридические принципы налогообложения проявляются в следующем:
а)принцип равенства и справедливости. Данный принцип лежит в основе любой правовой системы. Дискуссии вокруг справедливости в праве существуют на протяжении всей истории правовой науки. Современное российское налоговое право не исключение. В процессе исторического развития налоги из всех источников государственных доходов сделались основным из них для покрытия бюджетных расходов современного российского государства.
б)принцип законодательной формы установления налога. Он предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не должны быть произвольными, так же как и невозможно для государственной системы допущение установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
в)принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что нормативно-законодательные акты, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.
Необходимо отметить, что содержание всей системы принципов в целом и каждого направления в отдельности является вариативным в мировой теории и практике налогообложения. При этом существуют принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.
2.2 Налогообложение в России и США
Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Рассмотрим подробнее системы налогообложения таких стран, как Россия и США.
Принципы построения системы налогообложения в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерацией и Налоговым кодексом РФ.
Действие законодательства РФ о налогах и сборах распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Он состоит их двух частей. В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах и последовательно установлены:
а)виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
б)основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
в)принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
г)права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
д)формы и методы налогового контроля;
е)ответственность за совершение налоговых правонарушений;
ж)порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть посвящена конкретным налогам и сборам.
В соответствии с НК РФ налоги и сборы РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. При установлении региональных и местных налогов на региональном и муниципальном уровне соответственно определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К федеральным налогам и сборам в РФ относятся:
а)налог на добавленную стоимость;
б)акцизы;
в)налог на доходы физических лиц, который поступает в территориальные бюджеты, выполняющие основные социальные функции государства, занимает в их структуре значительное место, особенно на местном уровне;
г)налог на прибыль организаций;
д)налог на добычу полезных ископаемых;
е)водный налог;
ж)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
з)государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
а)налог на имущество организаций;
б)налог на игорный бизнес;
в)транспортный налог.
К местным налогам относятся:
а)земельный налог;
б)налог на имущество физических лиц.
Перечень налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.
По объектам налогообложения перечисленные выше налоги и сборы классифицируются следующим образом:
а)Налоги на выплаты физическим лицам и на доходы:
1.налог на доходы физических лиц;
.налог на прибыль организаций;
б)Налоги на товары, работы и услуги (операции с ними):
1.налог на добавленную стоимость;
.акцизы;
в)Налоги на имущество и землю:
1.налог на имущество организаций;
.налог на имущество физических лиц;
.земельный налог;
.транспортный налог;
г)Налоги на природные ресурсы и экологические платежи:
1.налог на добычу полезных ископаемых;
.водный налог;
.сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
д)Прочие налоги и сборы:
1.государственная пошлина;
.налог на игорный бизнес.
Кроме перечисленных выше налогов, Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Специальных режимов четыре:
а)упрощенная система налогообложения (УСН);
б)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, или единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
в)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
г)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
д)патентная система налогообложения.
В 2000-е годы был установлен ряд законов, которые внесли поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15).
Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.
США — федеративное государство, его конституция разделяет функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов.
В связи с этим исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы, которые адекватны уровням финансово-хозяйственной структуры государства: федеральный уровень, уровень штатов, местный уровень.
Для современной американской налоговой системы характерно:
а)преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;
б)параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы);
в)взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления.
а)налоги взимаются исключительно в публичных целях. Статья 1 раздела 8 федеральной Конституции гласит: «Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединенных Штатов…».
б)принцип справедливого налогообложения. Этот принцип означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика и, следовательно, единые требования к налоговым законам.
в)налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе, как законом.
г)принцип должной правовой процедуры. Правило должной правовой процедуры закрепляется в двух поправках к Конституции США:
.в поправке V: «Ни одно лицо не должно … лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры…»;
.в поправке XVI: «… не может какой-либо штат лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры…».
д)принцип налогового иммунитета. Принцип был сформулирован в судебной практике в результате толкования «торговой оговорки», основанной на положениях ст. 1 и 9 федеральной конституции, закрепляющих право Конгресса регулировать торговые отношения между штатами и запрещающих установление налогов «на предметы, ввозимые из какого-либо штата».
е)принцип верховенства федерального закона.
ж)принцип равенства привилегий и иммунитетов. Применительно налоговому праву этот принцип означает, что вне зависимости от гражданства штата все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата.
Закон в налоговой системе Соединенных Штатов является еще одним важнейшим источником налогового права.
Основными нормативными правовыми актами в области налогообложения в США являются:
а)Кодекс внутренних доходов 1986 года;
б)Законодательство о государственном бюджете на предстоящий год;
в)Закон о стимулировании экономического развития и установлении налоговых льгот.
Подзаконные акты в США являются еще одним немаловажным источником налогового права, среди которых выделяются следующие основные виды:
а)правила (инструкции) Казначейства:
1.нормативные инструкции;
.методические инструкции.
б)правила, разъясняющие порядок применения налоговых законов применительно к конкретным налоговым правоотношениям, издаваемые налоговой службой.
в)письма — разъяснения. Любой налогоплательщик имеет право обратиться в письменной форме к Уполномоченному по внутренним доходам с просьбой дать разъяснения по конкретному вопросу уплаты налогов.
Проведенный выше краткий анализ системы налогов в США позволяет сделать вывод о ее комплексном и многоуровневом характере. Данная система обладает большим количеством специфических особенностей, вызванных как многовековой историей развития этого государства, так и тем фактом, что США являются носителем англосаксонской системы права. Отдельно следует отметить ярко выраженную социальную направленность системы налогов США. Подобная проверенная временем система налогов позволила Соединенным Штатам вывести свою экономику на лидирующее положение в мире и довести уровень жизни населения до одного из самых высоких показателей по всему миру.
пошлина налог сбор обязанность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Следует всегда помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в казну. Еще в 1920-е годы профессор П. П. Гензель писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания стихийной самоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективным условиям рыночной конъюнктуры. Налогообложение эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности.
В результате налоговых подвижек фискальные наслоения пол-ностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально воз-лагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты. Следует отметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов имеются недостатки. Большинство таких недостатков связаны с нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенов С. Л. Налоги и налогообложение. — Курск, 2011 г. — С. 216
2.Вылкова Е. С. и др. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. — СПб.: Питер, 2012 — С. 80
.Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения. // Журнал российского права, 2011. — № 4. — С. 16-18
.Еременко Е.А. Сущность принципа справедливости в налогообложении Налоги и налогообложение, 2013 г. — №9 — С. 15
.Захарьин В. Р. Бухгалтерский учет и налоги. Новое в законодательстве: государственная пошлина, 2013. — №2 — С. 18.
.Иванов М. Б. Российский налоговый курьер // Как без проблем в 2014 году отчитаться по НДС в электронном виде, 2014. — № 1-2 — С. 18
.Колесник М. А. Российский налоговый курьер.// Налог на добычу полезных ископаемых: порядок исчисления и уплаты, 2012. — № 29 — С. 21
.Колоколова Л. И. АМБ-Экспресс// Транспортный налог. Правила уплаты с 3 декабря 2013 года, 2013. — №4 — С. 24
.Майбуров И. А., Ушак Н. В., Косов М. Е. Теория и история налогообложения. — М.: ЮНИТИ, 2011 — С. 558
.Марчева И. А. Налоги и налогообложение. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород, 2012 г. — С. 122.
.Мулюкова Р. Р., Тюрина Ю. Г. Проблемы и перспективы развития социального налогообложения в России // Российское предпринимательство, 2013. — № 10 (232).
— С. 15-21
.Налоговый Кодекс Российской Федерации
.Орлова Е. А. Налоговый консультант.// Льгота по налогу на имущество, 2013. — №7 — С. 9
.Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Учебник для бакалавриата. — 2-е издание.- М.:Юрайт, 2011. — С. 680
.Паскачев А. Б. Принципы налогообложения // Российское предпринимательство, 2012. — № 2 (26).
— С. 64-68
.Романова И. Б. Налоги и налогообложение: теория и практика. — Ульяновск: УлГУ, 2010. — С. 91
.Солдатова О. Н. Главбух.//Налог на прибыль новые правила учета, 2012. №12 — С. 5
.Соломатина И. Е. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.// Налоги и платежи за пользование природными ресурсами, 2012. — № 3-4. — С. 13
.Фокин А. В. Каскадные роялти: понятие и проблемы налогообложения (на примере США) // Налоги, 2011. — № 13 — С. 23
.Шайхутдинова Д. Р. Управление экономическими системами: электронный научный журнал // Справедливость как основной принцип налогообложения, 2012 г. — №6. — С. 28-31
.Шувалова Е. Б., Климовицкий В. В., Пузин А. М. / Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие. — М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011 г. — С. 234