Федеральные налоги и сборы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Цель работы состоит в изучении понятия и системы федеральных налогов и сборов. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

  • изучение сущности налогов и сборов;
  • рассмотрение всех федеральных налогов РФ. Предметом исследования являются налоги и сборы. Объектом исследования является налоговая система России.

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

1.1 Налог на добавленную стоимость

С 1992 г. в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируется гл. 21 НК РФ.

Плательщиками данного налога признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

65 стр., 32010 слов

Использование стоимости в использовании valueinuse для оценки активов

... примерная классификация существующих целей оценки стоимости компании. Таблица 1.1. Классификация целей оценки компании Субъект оценки Цели оценки Кредитные учреждения (оценка необходима в связи с тем, что величина стоимости активов компании согласно бухгалтерской отчетности ...

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в том случае, если в течение трех предшествующих последовательных налоговых периодов сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила 2 млн. руб. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам.

Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта.

Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или услуги) могут быть равны 0%, 10% или 18%.

По ставке 0% производится налогообложение при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; работ, непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита; услуг по перевозке пассажиров и багажа; работ, выполняемых непосредственно в космическом пространстве; драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома или отходов; товаров для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами; припасов, вывезенных с территории Российской Федерации; построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов; работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река — море) плавания на основании договоров.

По ставке 10% НДС уплачивается при реализации продовольственных товаров (мясо, молоко, сахар, соль, овощи и др.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а так же на лекарства и услуги медицинского назначения.

Во всех остальных случаях НДС уплачивается по ставке 18%.

Законодательством особо оговорены порядок и сроки уплаты в бюджет НДС. Налоговый период устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

31 стр., 15405 слов

Ценообразование на рынке закупок товаров, работ и услуг для государственных ...

... закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», методы ценообразования на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд, а также изучить тенденции совершенствования методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта в процессе закупки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. ...

Уплата налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога и налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации. В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

1.2 Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем).

Как правило, подакцизными товарами являются товары, монопольно производимые государством; товары, пользующиеся наибольшим спросом; дефицитные товары. Общие правила правового регулирования акцизов установлены гл 22 НК РФ.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин.

44 стр., 21547 слов

Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

... Российской Федерации и бюджетное устройство. Предметом исследования является совокупность теоретических и практических аспектов бюджетное устройство России и принципы организации бюджетной системы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ доход консолидированный бюджет дефицит 1.1 Бюджетная система РФ и принципы ее Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, ...

Объектом налогообложения является:

  • реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  • передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров налоговая база определятся в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.

15 стр., 7223 слов

Организация учета доходов и расходов бюджетного учреждения (на ...

... бухгалтерский учет и анализ в области учета доходов и расходов в бюджетном учреждении. Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации по бухгалтерскому и налоговому учёту, гражданскому праву, учётной политике организаций и другие. В работе использовались ...

Реализация, в том числе, товарообмен, безвозмездно, оплата труда в натуральной форме — налоговая база по товарам, на которые установлены твердые ставки, определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, на которые установлены смешанные ставки, налоговая база определяется как сумма объёма реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость табачных изделий.

Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией — налоговая база по товарам, на которые установлены твердые ставки, определяется как объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, на которые установлены смешанные ставки, налоговая база определяется как сумма объёма ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость табачных изделий.

Взимание акцизов производится по единым налоговым ставкам, установленным на всей территории РФ. Виды ставок: 1)твердые, 2)адвалорные, 3)смешанные. Начиная с 2008 года, ставки устанавливаются на 3 года вперед с поэтапным повышением на большинство подакцизных товаров. В 2012 году ставки устанавливаются с 1.01.2012 по 30.06.2012 , а затем с 01.07.2012 по 31.12.2012.

Налоговым кодексом устанавливаются и нулевые ставки акцизов по таким подакцизным товарам:

  • спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлическо-аэрозольной упаковке;
  • спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлическо-аэрозольной упаковке;
  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 90 лошадиных сил;
  • пиво, с объемной долей этилового спирта до 0,5% включительно.

Налоговым периодом является календарный месяц, по истечении которого определяется сумма акциза, применительно ко всем налогооблагаемым операциям, дата осуществления которых относится к текущему налоговому периоду.

Величина акциза определяется налогоплательщиком самостоятельно. Сумма акциза в регистрах бухгалтерского учета должна быть выделена отдельной строкой на основании первичных документов: накладных, приходно-кассовых ордеров, актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур.

Если реализуемый подакцизный товар освобожден от данного налога, то обязанностью продавца является внесение в платежные документы записи «без акциза». При реализации подакцизных товаров через розничную сеть сумма налога включается в цену товара, но отдельно на ярлыках (ценниках) не выделяется.

Следует учитывать, что перечень облагаемых акцизами товаров часто меняется. Подлежат пересмотру и ставки акцизов, поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения.

31 стр., 15455 слов

Налоги, сборы и пошлины

... первой части Налогового Кодекса [3] различий между налогами, сборами, пошлинами не признавало. Существовало следующее определение «Под налогом (сбором, пошлиной) и другими ... налоговая база определяется с учетом налога. Тогда налог следует выделить из налоговой базы расчетным путем. Так, если при реализации товара предусмотрена ставка 10%, а налоговая база определяется с учетом налога, то налоговая ...

Налог на доходы физических лиц — прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Существуют две категории налогоплательщиков НДФЛ. Налогоплательщиками признаются:

  • Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Этот статус имеют лица, проживающие на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев;
  • они уплачивают налог со всех полученных, где бы то ни было доходов, т.е. несут полную налоговую ответственность;
  • Физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Этот статус имеют лица, находящиеся на территории России меньше указанного выше срока;
  • они уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в РФ, то есть несут ограниченную налоговую ответственность.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками как от источников в России, так и от источников за ее пределами. В состав совокупного годового дохода включаются все выплаты в денежном или натуральном выражении, полученные гражданами на предприятии, в том числе суммы материальных и социальных благ, в частности, оплата предприятиями стоимости коммунально-бытовых услуг, питания, проезда, возмещения платы родителей за детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, товаров, реализованных гражданам по ценам ниже рыночных, путевок на лечение и отдых, кроме путевок в детские учреждения оздоровления и отдыха, лечения, кроме сумм полной или частичной оплаты предприятиями стоимости медицинского обслуживания своих работников.

Законодательно определены освобождения от уплаты налога: государственные пособия и пенсии, стипендии студентов и аспирантов, компенсационные выплаты в пределах норм, установленных законодательством; вознаграждения донорам, алименты; доходы от продажи выращенных в подсобных хозяйствах птицы, овощей; обязательное страхование и ряд других.

Кроме объектов, не подлежащих налогообложению, законодательством установлены налоговые вычеты — денежные суммы в твердо определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков.

Налоговые вычеты могут быть стандартными, социальными, имущественными и профессиональными. Стандартные налоговые вычеты устанавливаются в твердо выраженной сумме и применяются ежемесячно относительно какой-либо определенной группе налогоплательщиков и уменьшают налоговую базу ежемесячно на:

  • руб. (например, у лиц, получивших лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов Великой Отечественной войны);
  • руб. (Герои СССР и РФ, лица награжденные орденами Славы трех степеней, лица, перенесшие блокаду Ленинграда, граждане, выполнявшие интернациональный долг в других станах, инвалиды детства и др.);

В группу «Социальные налоговые вычеты» входят три вида произведенных налогоплательщиком расходов социального характера:

  • Суммы, перечисленные физическими лицами на благотворительные цели в виде денежной помощи бюджетным организациям науки, культуры, здравоохранения;
  • Суммы уплаченные за обучение в образовательных учреждениях за свое обучение и обучение детей до 24 лет на дневном отделении, но не более 38 000 руб., а с 1 января 20 а с 1 января 2007г. — 50 000 руб.;
  • Суммы, уплаченные на лечение (свое, супруга, родителей или детей), а так же на приобретение медикаментов, назначенных лечащим врачом.

Группа «Имущественные налоговые вычеты» предусматривает следующие вычеты:

22 стр., 10832 слов

Водного налога в налоговую систему рф основные положения водного налога

... значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу. Предметом данной работы является водный налог. Объектом является налоговая система Российской Федерации, субъектами - организации и физичес­кие лица, осуществляющие специальное и (или) ...

  • При продаже жилых домов, дач, квартир, комнат, садовых домиков или земельных участков;
  • При покупке (строительстве) жилого дома или квартиры или направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам.

Право на получение социальных и имущественных вычетов предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации. Согласно налоговому законодательству имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только один раз в жизни.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются: гражданам — предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой; лицам, получающим доход от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера; лицам, получающим авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства

Налоговая база включает в себя все полученные налогоплательщиком доходы за минусом, предусмотренных законом вычетов.

Налоговый период по данному виду налога — календарный год, а ставка на доходы физических лиц является единой и составляет 13%. Однако в отношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки:

  • % — в отношении следующих доходов: а) выигрыши и призы, полученные на конкурсах в целях рекламы;
  • б) страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения норматива;
  • в) доходы налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды

% — в отношении доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ;

  • % — в отношение доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
  • доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г, а также доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007г.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов. Налоговыми агентами по этому виду налогов являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Сумма налога определяется в рублях.

1.4 Налог на прибыль организаций

Налогоплательщиками признаются:

  • Российские организации;
  • Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы из источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль организации, полученная налогоплательщиком. Прибылью организации признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (обоснованные и документально подтвержденные затраты), для иностранных организаций — доход, полученный от российских источников.

4 стр., 1509 слов

Общая характеристика особых режимов налогообложения

... налогов и сборов, заменить которые единым налогом или нецелесообразно, или просто нереально. Особый налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно разглядывать в качестве особенного механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Анализируя особые режимы налогообложения ...

Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Предусмотрены два способа формирования налоговой базы:

  • По методу начисления (который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере отгрузки товаров);
  • По кассовому методу (который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере оплаты товаров).

Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдикции и налоговой базы. По общему правилу для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, ставка налога составляет 20%. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, полученные от российских источников, установлены в размере 10 или 20%.

Унифицированные ставки налога на прибыль, не зависящие от налоговой юрисдикции, установлены на доходы, полученные в качестве дивидендов или от операций с государственными и муниципальными ценными бумагами (15%); по ставке 9% — доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ. Прибыль, полученная Центральным банком РФ в результате осуществления функций, возложенных на него Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается по ставке 0%.

Ставки налога на доходы иностранных организаций, на связанных с деятельностью в России через постоянное представительство, установлены в размерах: 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок; 20% — по остальным доходам этих организаций.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются: в случае уплаты налога авансовыми платежами исходя из предполагаемой прибыли — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года; для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической полученной прибыли, — месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из облагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Все налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.

1.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Плательщиками сборов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ и объектами водных биологических ресурсов, как во внутренних водах, так и в территориальном море.

Объектами обложения признаются: объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания на основании лицензии (разрешения).

Ставки сбора устанавливаются в рублях за каждый объект животного мира и за каждый объект водных биологических ресурсов.

12 стр., 5648 слов

Водный налог и методы его взимания

... и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления учета и подачи отчетности по водному налогу. Предметом данной работы является водный налог. Объектом является налоговая система Российской ... с использованием технических средств (специальное водопользование), освобождаемых от уплаты водного налога при заборе воды в вышеуказанных целях и привлекаемых к его уплате при ...

Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование этими объектами. Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщики уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в некоторых случаях — единовременного взноса.

Уплата сборов производится: физическими лицами по месту нахождения органа, выдающего лицензию (разрешение), а организациями по месту своего учета.

Органы, выдающие в установленном порядке лицензию, должны не позднее 5-го числа каждого месяца представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях; размере суммы сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии; сроки уплаты сбора.

Лимиты использования этих объектов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

1.6 Водный налог

Водный налог введен в современную налоговую систему с 01.01.2007г., который заменил плату за пользование водными объектами. Является федеральным прямым налогом и в соответствии с бюджетным кодексом РФ поступает в федеральный бюджет.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование на основании лицензии на водопользование и договоров, выданных до 01.01.2007г.

Объекты налогообложения — различные виды пользования водными объектами, а именно: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Налоговым периодом признается квартал.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

1.7 Государственная пошлина

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение в их интересах юридически значимых действий и выдачу им документов (копий, дубликатов) уполномоченными органами и должностными лицами.

Налогоплательщики — организации и физические лица в случае, если они:

  • Обращаются за совершением юридически значимых действий;

  • Выступают ответчиками в судах, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:

) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;

) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);

) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;

) при обращении за совершением юридически значимых действий, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Размеры пошлины определены на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов.

Однако, прежде чем платить государственную пошлину, целесообразно поинтересоваться установленными законодательством льготами. Полное освобождение от уплаты пошлины распространяется на отдельные категории физических лиц (Герои СССР и РФ, участники и инвалиды войны и др.) и организации (бюджетные учреждения, суды, государственные органы и др.), установлены дополнительные основания неуплаты пошлины, например, регистрация арестов имущества.

При обращении в суды общей юрисдикции не уплачивают пошлину: истцы — по некоторым видам исков; стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; организации и физические лица — при подаче в суд некоторых видов заявлений и жалоб и др. При обращении за совершением нотариальных действий так же установлены льготы.

При государственной регистрации актов гражданского состояния освобождение от пошлины получают физические лица, а так же органы управления образованием, опеки и попечительства — за выдачу повторных свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.8 Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения — полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ или за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а так же полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Налоговая база за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.- стоимость добытых полезных ископаемых, исчисленная налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации или расчетной стоимости. Налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговый период — календарный месяц.

Ставки налога зависят от вида полезных ископаемых запасов и составляют от 0 до 8%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых: полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; газа горючего природного из нефтяных месторождений; минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без их непосредственной реализации. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Эта декларация передается в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

акциз доход налог сбор пошлина

Глава 2. Социально-экономическое значение федеральных налогов и сборов

2.1 Социальное значение федеральных налогов и сборов

В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия, играет особую роль в реализации социальной функции государства.

Налогообложение является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.

Продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.

Формирование социальной направленности налогообложения доходов посредством их объективной количественной и качественной оценки, является одним из важных условий реализации государством социальной функции.

Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики. Анализ научных исследований, опыта развитых стран, свидетельствует о возрастании связи социальной функции государства с социальной направленностью налогообложения. Вместе с тем, в науке и практике понимание роли и значения, специфики социальной направленности налогообложения сложилось не сразу. Во многом этому способствовало выделение из финансовой науки налогообложения как самостоятельной научной дисциплины, формулирование научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение, его природу и функции.

Социальная функция и направленность налогообложения характеризуется: размером налогового потенциала; уровнем налоговой нагрузки; удельной налоговой нагрузкой; степенью выравнивания дохода различных категорий налогоплательщиков на принципах социальной справедливости и равенства и др. Действующие классические схемы вертикального и горизонтального выравнивания налогового бремени направлены на обеспечение социальной функции налогообложения.

2.2Экономическе значение федеральных налогов и сборов

Налоги как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Налоги можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

Финансовый аспект — характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

Политический аспект — состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

Экономическая сущность налогов выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.

В разных странах существуют различные формы и виды налогов, но в основе их общие принципы налогообложения:

всеобщность охвата налогами;

применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога на доходы, что позволяет уплачивать лишь часть дохода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, Нормативно-правовые акты

1. Налоговый Кодекс РФ: часть вторая от 5 августа 2000г. № 117 — ФЗ — Владивосток: Издательство «ЛАИНС» 2011.

Статьи

2. Васильева, О.П. Обзор основных изменений налогового законодательства, вступивших в силу в 2012г// Налоги и налогообложение. — 2012. — №1 — С. 45

. Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры// Налоги и налогообложение. — 2011. — №11. — С. 59

. Леонова, Е.Д., Чухнина, Г.Я. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России// Налоги и налогообложение. — 2011. — №9. — С. 78

. Лозовский, М.О. Налоговый кодекс 2012: Оцените новшества!// Российский налоговый курьер. — 2011. — №12. — С. 94

. Левицк О.О.Налоговый кодекс в системе источников налогового права России// Ваш налоговый адвокат. — 2010. — №7. — С. 13

Учебники и учебные пособия

7. Зрелов А.П. Новое в налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2011г. М.: Деловой двор, 2011 — 148с.;

. Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. М.: Финансы, 2011 — 72с.;

. Крохина Ю.А. Налоги. М.: Юстицинформ, 2010 — 12с.;

. Черник Д.И. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы и статистика, 2011 — 90с.;

. Косолапов В.А. Налоги и налогообложение// учебное пособие М.-2010 — 211с.;

Электронные ресурсы

12. Интернет ресурс #»justify»>. Интернет ресурс http://www.nalog.ru/.