Конкуренция и монополия в экономике России

Проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок .

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики.

Цель курсовой работы: рассмотреть конкуренцию и монополию в экономике России.

В работе предполагается решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятия «конкуренция» и «монополия»;
  • выявить основные функции конкуренции;
  • рассмотреть основные методы конкурентной борьбы на рынке;
  • рассмотреть сущность и виды монополий;
  • рассмотреть методы антимонопольного регулирования в России.

    1.

Общетеоретические аспекты конкуренции

1.1 Сущность конкуренции

В экономической литературе существует множество определений понятию «конкуренция».

По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров [4, с.132].

Конкуренция — столкновение, состязание (лат.).

В переводе на экономический язык конкуренция — это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции — товар/услуга, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции — это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

2 стр., 686 слов

Алгоритм написания по обществознанию ( блок экономика). Конкуренция ...

... которая наблюдалась в период командной ( централизованной) экономики. Из курса истории России 20 века мы знаем , что все ресурсы производства в тот период находились в руках государства. Не о какой конкуренции не ... на уровень и качество жизни людей, и экономическое благосостояние государства. В качестве примера можно привести факт из истории нашей страны. Когда в начале XX века большевики ввели ...

1.2 Функции конкуренции

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию — она заставляет производителей учесть интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества продуктов отбирает лишь те, которые необходимы потребителям. Именно их производитель реализует. Остальные же остаются невостребованными, и создание их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? [1, с.184].

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она провоцирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к понижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению свойства продукции, развитию научно-технического прогресса.

Однако конкуренция имеет и обратную сторону. Она вызывает противоречия интересов экономических субъектов, вызывает расслоения и дифференциацию в общественных слоях, вызывает желание создать в экономике монополии, является источником появления непроизводительных затрат. В таком случае, без вмешательства со стороны государства, конкуренция является разрушающей силой.

В рыночной экономике можно выделить четыре основные функции конкуренции [4, с.134].

1. Регулирующая — конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе и обеспечивает тем самым максимальный уровень благосостояния;

2. Функция размещения ресурсов (аллокация) — в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей;

3. Инновационная — конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения;

4. Распределительная — конкуренция распределяет созданную собственность. Большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства (природные ресурсы, знания, умения, физический капитал и другое).

Вся совокупность перечисленных функций обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики.

1.3 Структура конкуренции

В условиях свободной рыночной экономики различают внутри- и межотраслевую конкуренцию [3, с.180].

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция в рамках одной отрасли, куда входят предприятия, которые выпускают однотипный продукт. Производители борются за лучшие условия производства, сбыта, качество материалов, получение дополнительной прибыли и т.д. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Стоимость продукта, устанавливающаяся в результате конкурентных отношений между производителями, называется рыночной стоимостью. Рыночная стоимость и рыночная цена не тождественные понятия. На цену влияют спрос и предложение: если спрос выше предложения, то цена выше стоимости и наоборот. Конкуренция в рамках отрасли призвана привести все индивидуальные стоимости к единой рыночной. Выступая с одной стороны в качестве стимулятора технического прогресса, роста производительности производства на фирмах, с другой стороны она является сдерживающим фактором развития, так как является источником коммерческой тайны, вызывает необходимость траты огромных финансовых средств на непроизводительные цели, рекламу, спекулятивные действия.

3 стр., 1089 слов

Сущность и роль конкуренции в рыночной экономике

... Целью курсовой работы является изучение сущности и роли конкуренции в рыночной экономике. Исходя из данной цели в курсовом проекте были поставлены следующие задачи: дать понятие конкуренции и определить условия ее возникновения; изучить роль конкуренции в развитии рыночной экономики; рассмотреть функции и виды конкуренции ...

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция производителей из разных отраслей производства за сферы деятельности, области приложения капитала, распределения прибыли. Она вызвана различной величиной нормой прибыли в отраслях. Но каждый производитель стремится попасть на тот рынок, где отдача капитала будет не ниже других, и в тоже время удовлетворять ожиданиям производителя. Это вызывает движение капитала не только внутри отрасли, но и между отраслями в сторону отраслей с более высокой нормой прибыли и отдачи капитала.

Существует 2 основных вида конкуренции [1, с.185]:

  • совершенная (свободная) конкуренция;
  • несовершенная конкуренция.

Совершенная (свободная) конкуренция — это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4.Продавцы действуют независимо друг от друга;

5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма определяет тот объем производства продукции, при котором она получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки в краткосрочном периоде. Существуют два подхода к определению такого объема производства [3, с.184]:

  • сравнение валового (общего) дохода и валовых (общих) издержек;
  • сравнение предельного дохода и предельных издержек.

При первом подходе, зная количество проданной продукции, легко подсчитать валовой доход для каждого объема производства. Для этого необходимо умножить цену на количество проданной продукции. Путем вычитания из валового дохода общих издержек можно получить размер прибыли для каждого объема производства. Если фирма при всех уровнях производства не может получить прибыль, перед ней встает задача минимизировать убытки.

При втором подходе фирма максимизирует общую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Ее исчисляют путем вычитания из цены продукции валовых средних издержек. Минимизация убытков имеет место, когда цена меньше, чем средние общие издержки. Прекращение производства целесообразно, когда цена меньше не только средних общих издержек, но и средних переменных издержек.

Совершенная, или свободная, конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она, в отличие от совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.

Несовершенная конкуренция — это конкуренция в условиях, когда производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Формами несовершенной конкуренции являются: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рынок и выхода из него (табл.1).

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия — реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

Таблица 1 Основные характеристики конкурентных ситуаций рынка [4, с.141]

Признаки

Конкурентная структура рынка

совершенная конкуренция

несовершенная конкуренция

монополия

монополистическая конкуренция

олигополия

Число производителей

Множество

Один

Много

Несколько

Тип продукции

Массовый (стандартиз.)

Как правило, уникальный

Дифференцированный

Стандартизованный или дифференцирован.

Контроль над ценой

Отсутствует

Значительный (вплоть до полного)

Некоторый (в довольно узких рамках)

Ограниченный (при тайном сговоре — значительный)

Условия вступления в отрасль

Свободные

Блокиров.

Сравнительно легко

Имеют существенные препятствия

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Почти нет

Применяется широко

Весьма типично

1.4 Способы ведения конкурентной борьбы

В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Используются также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Они подразделяются на две группы [3, с.184]:

  • конкуренция по продукту;
  • конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой затрудняется прежде всего тем, что в экономике преобладает государственная собственность, а экономика в целом либо высоко монополизирована или олигополизирована. Развитие конкурентных отношений зависит прежде всего от процессов разгосударствления, приватизации, принятия и внедрения пакета действующих антимонопольных законов и других мер государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

Конкурентный рынок означает, что ни один из многочисленных участников рыночного процесса не может влиять на уровень цены. Попытка повысить цену означает невозможность продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и не позволяет возмещать издержки.

На конкурентном рынке ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать большой доход. Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует.

Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами [3, с.185]:

  • наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;
  • применение более совершенных технологий;
  • улучшение качества работ, товаров и услуг;
  • конкурентоспособность товаров и услуг.

Конкурентный рынок является тем стержнем, без которого новые возможности экономики остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые способы производства товаров и пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства.

2. Общетеоретические аспекты монополии

2.1 Сущность монополии

Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Монополия — это состояние рынка, при котором на нем действует одна-единственная фирма-производитель, полностью контролирующая изготовление и продажу товара.

Суть монополии — экономический диктат путем установления монопольно высоких цен (или низких) для получения монопольно высокой прибыли [2, с.36].

Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов“ — в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.).

Носителями монопольной власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные, так и средние, мелкие фирмы, имеющие определенные преимущества по сравнению с конкурентами. В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.

Фирма имеет монопольную власть в случае, если она в состоянии управлять процессами ценообразования и производства.

Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства;

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции);

3. Патенты;

4. Государственные лицензии или привилегии.

Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются [8, с.55]:

  • экономический потенциал фирмы;
  • предполагаемая прибыль;
  • масштабы инноваций;
  • наличие производственных секретов
  • высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов;
  • наличие товаров-субститутов;
  • конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;
  • обладание рыночной информацией.

Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену.

Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти [3, с.186]:

  • технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
  • прямая или косвенная правительственная поддержка;
  • частный сговор между отдельными лицами.

Стремление к достижению монопольной власти обусловлено желанием обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Власть мощных хозяйственных единиц позволяет им произвольно изменять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Как заметил американский экономист А. Пигу, само ожидание выгод, связанных с монопольной властью, служит фактором, способствующим ее формированию.

2.2 Виды монополии

Существует много видов монополий, которые можно разделить на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия отражает такую ситуацию на рынке, когда спрос на товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Смысл такого вида монополии в эксклюзивности производства или обслуживания. Конкуренция в данном случае не желательна, например, в энергообеспечение. В этой отрасли есть несколько или один монополист.

Административная монополия возникает из-за действий государственных органов. Это может быть предоставление эксклюзивных прав на ту или иную деятельность. Или организационные структуры для государственных предприятий, которые подчиняются разным министерствам. В данном случае группируются предприятия одной отрасли.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

2.3 Последствия монополии

Важное экономическое последствие монополизма состоит в том, что монополист считает более выгодным продавать меньший объем продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.

Монополия — это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта).

Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.

Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а, следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику [8, с.69].

3. Роль монополии и конкуренции в экономике России

3.1 Конкурентоспособность и монополистические тенденции в экономике России

Тенденция к образованию монополий выступает закономерным следствием конкурентной борьбы в условиях рыночных отношений. На рубеже Х1Х-ХХ вв. впервые в наиболее острой форме обнаружились проблемы, связанные с процессом всеобщего перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической экономике.

На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма (П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм — объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции. Перед экономической наукой и практикой встает задача определения негативных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для развития конкуренции.

Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.

Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности [4, с.144].

Главным субъектом, формирующим конкурентную среду и обеспечивающим ее постоянное развитие в целях поддержания конкурентоспособности своих товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в условиях рыночных отношений вообще, а в переходной экономике в особенности, выступает государство.

В этих условиях государство призвано постоянно решать две сложнейшие задачи[4, с.150]:

1) развитие конкуренции, создание и поддержание равных конкурентных возможностей для всех товаропроизводителей на внутреннем рынке;

2) поддержка национальных производителей на внешнем рынке.

Для современной России практически важно определить оптимальную модель государственной конкурентной политики, которая исходила бы из национальных интересов и при этом учитывала бы мировые тенденции в развитии рыночного хозяйства.

Национальная конкурентоспособность — понятие многогранное, складывающееся из целого ряда составных частей, которые, дополняя друг друга, обеспечивают устойчивый экономический рост и повышение благосостояния населения страны в условиях глобализации, относительно свободной международной торговли, открытых финансовых рынков. Вместе с тем существует понимание того, что национальная конкурентоспособность напрямую зависит от конкурентоспособности отдельных секторов экономики, а та, в свою очередь, от конкурентоспособности предприятий, работающих в этих секторах, и, в конечном счете, от конкурентоспособности тех товаров и услуг, которые эти предприятия производят [5, с.58].

Под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.

С начала осуществления рыночных реформ можно выявить две взаимодействующие тенденции, определившие особенности формирования конкурентной среды в России.

Первая отражала усилия реформаторов по ускоренному разгосударствлению собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики [6, с.44].

Вторая тенденция была по существу реакцией на первую. Привязанная к реальной российской действительности эта тенденция вела к возникновению новых, непредвиденных реформаторами экономических и организационно-правовых форм крупного производства, новых монопольных объединений и своеобразных механизмов реализации их экономических интересов.

Произошла чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны, холдинги, при которой старая, организованная государством монополия, лишь «приспосабливается» к изменившимся условиям существования [6, с.45].

В условиях распада отечественной обрабатывающей промышленности возрастает значимость естественных монополий, успевших «попасть» в частные руки, «работающих» на повышение цен и способствующих росту издержек производства в экономике в целом. Весьма заметно усиливается тенденция к локализации рынков, распада национального рынка на множество локальных. Эта тенденция усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры. Можно сказать, что по истечении более 10 лет конкурентная политика в России переходит от этапа противоречивого становления к новому этапу — защиты конкуренции и развития конкурентной среды.

Эффективное формирование нового этапа в развитии конкурентных отношений в России во многом определяется возможностями выхода на конкретный рынок новых или потенциальных конкурентов. Эта возможность или ее отсутствие зависит от наличия и степени значимости различного рода препятствий входу на рынок, т.е. наличия определенных барьеров, в числе которых необходимо выделить ограничение спроса (емкость рынка); капитальные затраты или объемы первоначальных инвестиций, необходимые для входа на товарный рынок; эффект масштаба производства; абсолютное превосходство в уровне затрат; административные барьеры; экономические и организационные ограничения; вмешательства неправового характера в процессе производства и свободного перемещения товаров и др.

В России разработаны и приняты конкурентные законодательства, реализация которых позволяет не допускать неравенства в конкуренции. Установленные американскими экспертами проявления неравенства в конкуренции — типичная для России ситуация нарушения законов и безнаказанность за эти нарушения.

Наличие конкурентной среды — фактор, мешающий свободному действию отдельно взятой фирме, но чрезвычайно важный для нормального развития рынка в целом и в первую очередь совокупности продавцов. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом [4, с.147].

Неравенство в конкуренции на внутреннем рынке России препятствует повышению уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

С развитием рыночных отношений и формированием действительно рыночной экономики Россия все более вступает в жесткую конкурентную борьбу во всех сферах современного производства. После финансового кризиса августа 1998 г. и резкого подорожания доллара для российских товаропроизводителей сложились благоприятные условия в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками аналогичной продукции.

В целом, динамика российского делового климата представляется достаточно благоприятной. Российский бизнес становится более эффективным и активно выходит на мировую арену, занимая лидирующее положение в своих отраслях. Растет рынок слияний и поглощений, а значит, можно ожидать активизации процессов структурной перестройки экономики и прихода более эффективных собственников. Укрепляется банковский сектор, выполняющий значимую роль в финансировании проектов российского бизнеса.

Россия стала более привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции, российский бизнес начал активную зарубежную экспансию.

Ключевыми конкурентными преимуществами российской экономики остаются сохраняющийся производственный и научный потенциал; квалифицированные трудовые ресурсы; выгодные геоэкономическое и геополитическое положения (связь стран ЕС и АТЭС); наличие крупных источников природных ресурсов (энергоносителей, нефти, газа, металлов и т.п.) [5, с.61].

Необходимо учитывать и факторы, снижающие конкурентоспособность российской экономики: недостаточный внутренний совокупный спрос; экспорт сырья, энергоносителей, продукции с низкой степенью добавленной стоимости: низкий уровень инвестиций при «бегстве капитала»; выравнивание внутренних цен на ресурсы с мировыми ценами: рост капиталоемкости в промышленности, включая и сырьевые секторы; рост потребления многих видов ресурсов в промышленности; ухудшение ситуации с разведкой и разработкой качественных месторождений сырьевых ресурсов.

Одним из основных условий конкурентоспособности национальной экономики являются институциональные стимулы развития. Под этим понимаются формальные и неформальные законы и правила игры, отношения, которые устанавливаются в процессе определения и защиты прав собственности, государственного регулирования. Многие исследователи конкурентоспособности убеждены, что в современных условиях нации конкурируют в основном в выборе альтернативных институтов или стратегий для стимулирования более быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Основной вектор современной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на научно-технических достижениях и инновациях. Новые технологии и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков, при одновременном повышении реальных доходов населения.

Современный рынок России для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, нуждается в высокоразвитой и стабильной институциональной среде.

О конкурентоспособности российской экономики нельзя будет говорить до тех пор, пока в ней не будет представлен один из системообразующих рыночных институтов — конкуренция. Специфика этого института в том, что он весьма неустойчив и может легко смениться монополией или другой формой несовершенного рынка. Такое положение, в частности, характерно для тех секторов современной экономики, которые отличаются быстрой обновляемостью ассортимента продукции: новые изделия и услуги, как известно, в течение определенного времени занимают монопольное положение на рынке.

Неустойчивость конкуренции как института требует особого внимания к нему со стороны государства, иными словами, активной антимонопольной политики. Решение этой задачи предполагает гибкое сочетание открытости экономики с противодействием злоупотреблением монопольным положением, с ограничением монополистического завышения цен и с эффективным контролем за естественными монополиями.

Ключом к достижению национальной конкурентоспособности является развитие научно-технического потенциала страны, становление экономики, основанной на знаниях. Доминирующая институциональная система диктует выбор оптимальной формы деятельности каждой фирмы или предпринимателя и тем самым создает условия для массового спроса на те или иные виды знания.

3.2 Степень монополизации российского рынка

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке. Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.

При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков [2, с.32].

В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, получив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии. конкуренция монополия российский рынок

Немалую роль играет следующая причина, которая проявляется в установлении препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др. Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей. Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения [2, с.34].

Но с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям [2, с.34].

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.

Как мы уже знаем, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

Монополистическая деятельность в РФ — это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю [2, с.34].

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.

Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

  • первое — положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;

— второе — положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

3.3 Антимонопольная политика в России

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер, опирающихся на законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года [2, с.36].

Методы государственного регулирования деятельности монополий в России:

1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

2. Контроль за усилением экономической концентрации. Экономическая концентрация возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

— когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).

3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.

4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан [4, с.285].

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь) и др.

Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля.

Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры — скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».

Следует подчеркнуть, что эффективность проведения антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.

Заключение

Эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между монополией и конкуренцией, без обеспечения того или иного сочетания этих важнейших начал эффективности экономического развития.

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.