Список использованной литературы
Введение
Экономическая наука в ходе интенсивного технического развития цивилизации на протяжении последних трех веков заняла одно из центральных мест в общественном сознании. Этим она обязана той регулирующей роли, которую она выполняет. Одной из основных отраслей экономической науки является макроэкономика, изучающая поведение экономики государства, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Важной темой её изучения является теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства. В разное время существовали и существуют различные экономические школы, развивающие собственные теории. Неоднозначной, но имеющей несколько положительных результатов применения, является школа экономической мысли, которая ставит деньги в центр макроэкономической политики. Эта теория основана на количественной теории денег и впервые сформулирована шотландским философом Дэвидом Хьюмом (1711-1776), который связал уровень цен с количеством денег в народном хозяйстве.
Основоположником современной теории количества денег является выдающийся ученый, создатель Чикагской экономической школы, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридмен. В 1957 году вышла книга М. Фридмена «Теория функции потребления», где он доказывает ошибочность концепции Кейнса, а в 1963 его фундаментальный труд «Становление денежной системы в США», где излагаются основные положения теории.
В современной истории эта теория получила название монетаризма. Термин «монетаризм» был введен в 1968 г. американским экономистом Карлом Брукнером, чтобы обозначить подход, выделяющий денежную массу в качестве ключевого фактора, определяющего экономическую политику. В соответствии с монетаристской концепцией современные рыночные отношения представляют собой устойчивую, саморегулирующуюся систему, обеспечивающую политическую свободу и экономическую эффективность. Важно также, что вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а путем создания условий для активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики.
Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х — начала 80-х гг., а также в начале 90-х гг. при переходе к рыночной экономике в России. Вершиной теоретических разработок монетаризма стали концепция стабилизации американской экономики и знаменитая «рейганомика», реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар. После кейнсианства, концепции Чикагской школы стали вторым примером эффективного использования экономической теории в экономической практике.
Экономическая теория происхождения государства
... Экономическая теория происхождения государства является основополагающей теорией происхождения государства в теории государства и права нашей страны. Именно об этой теории речь и пойдет далее. Глава 2. Экономическая теория происхождения государства 2.1 Причины и формы возникновения государства Экономическая теория ... Совершился переход от присваивающий экономики к производительной. Занятие ...
Радикальный экономический либерализм в форме именно монетаристских рецептов является одним из методов реформ в экономике России. Поэтому изучение данного вопроса и тема курсовой работы являются актуальными.
Цель данной работы заключается в изучении предпосылок возникновения, основ монетаризма, а также практических рекомендаций и результатов использования теории монетаризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторические предпосылки возникновения монетаризма.
2. Изучить экономические основы и понятия монетаризма.
3. Изучить эволюции монетаризма.
4. Изучить особенности современного монетаризма.
5. Изучить опыт использования монетаризма за рубежом.
6. Изучить опыт использования монетаризма в Российской Федерации.
7. Сделать выводы и рекомендации.
Объектом изучения курсовой работы является теория монетаризма. Предметом изучения являются этапы развития и результаты применения теории.
Курсовая работа состоит из введения, двух частей и заключения. Первая часть работы содержит в себе теоретические аспекты монетаризма: эволюция монетаризма и его основные положения. Вторая часть работы практическая. Она включает в характерные особенности современного монетаризма, практический опыт использования политики монетаризма в зарубежных странах и в Российской Федерации.
Для решения поставленных задач была изучена литература по макроэкономике, экономические журналы, энциклопедии, содержащие в себе статьи о монетаризме. Помимо этого, информационной базой для написания курсовой работы послужили научные труды и публикации, размещенные на интернет ресурсах.
1. Предпосылки, история возникновения монетаризма
1.1 Исторические предпосылки развития экономической теории монетаризма
Понимание того, что изменения цен зависят от объёма денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, ещё в III веке до нашей эры об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Намного позднее в 1752 году английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объёмом денежных средств и инфляцией. Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен до достижения ими первоначальной пропорции с объёмом денег на рынке. Эти взгляды разделяло и большинство представителей классической школы политэкономии. К моменту написания Дж. Миллем «Принципов политической экономии» в общем виде уже сложилась классическая количественная теория денег. К определению Д. Юма Дж. Милль добавил уточнение о необходимости постоянства структуры спроса, так как он понимал, что предложение денег может изменять относительные цены. При этом он утверждал, что увеличение денежной массы не ведет к автоматическому росту цен, потому что денежные резервы или товарное предложение также могут увеличиваться в сопоставимых объёмах. Идеи Д. Юма также были восприняты представителями классического направления в политической экономии, в частности А.Смитом, который рассматривал деньги исключительно как средство обращения, техническое орудие, облегчающее обмен и отказывал им в обладании внутренней стоимостью.
Теория экономического равновесия
... заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. 1. Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия На реальном рынке ... денег, находящихся в частном секторе, из одной страны в другую может изменить паритет национальных валют. Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы ...
В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 году придал количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена:
MV=QP,
Где — M — количество денег в обращении;
- V — скорость обращения денег;
- P — уровень цен;
- Q — реальный объём производства.
По своей сути это уравнение представляет собой тождество, поскольку оно верно по определению. При этом И. Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег меняется очень медленно и её можно принять за постоянную величину.
Модификация данной теории Кембриджской школой (А. Маршалл, А. Пигу) формально выглядит следующим образом:
Где — k- доля наличных денежных средств в обращении,
- Y — размер реального дохода.
Принципиально данные подходы отличаются тем, что М.Фишер придает большое значение технологическим факторам, а представители Кембриджской школы — выбору потребителей. При этом Фишер в отличие от Маршалла и Пигу исключает возможность влияния процентной ставки на спрос на деньги.
Количественная теория денег легла в основу политики, проводимой центральными банками стран Западной Европы в двадцатых годах двадцатого столетия. Данная политика не принесла желаемых результатов, этим в определенной степени и объясняется поворот от неоклассической теории денег к кейнсианской, в которой деньги влияют в первую очередь не на цены, а на занятость и объем производства.
Это было связано с тем, что до Кейнса (Джон Мемйнард Кейнс, 1-й барон Кейнс CB (англ. John Maynard Keynes, 1st Baron Keynes, 5 июня 1883(18830605), Кембридж — 21 апреля 1946, поместье Тилтон, графство Суссекс) — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Кавалер ордена Бани) полноценной макроэкономической теории ещё не существовало, и теория денег не могла получить практического применения. А после своего появления, кейнсианство сразу же заняло господствующее положение в макроэкономике того времени.
В середине 20 века количественную теорию денег развивало лишь небольшое число экономистов, но, несмотря на это, были получены интересные результаты. Так, К. Варбуртон в 1945-53 гг. обнаружил, что увеличение денежной массы приводит к росту цен, а краткосрочные колебания ВВП связаны с предложением денег. Его работы предвосхитили появление монетаризма, однако, научное сообщество не обратило на них особого внимания.
Поэтому с 30 по 70 годы двадцатого века в экономической теории и экономической политике господствовали экономические взгляды кейнсианства. Однако в семидесятые годы произошел поворот к неоклассической теории, связанный с определенной дискредитацией кейнсианства вследствие развития таких процессов как «стагфляция», то есть одновременного роста безработицы и уровня цен, что не могло быть объяснено в рамках экономической теории Кейнса.
1.2 Основные положения экономической теории монетаризма и её эволюция
Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению, утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения.
Эмиссия денег и денежная масса
... денежную массу в национальном хозяйстве. Банкнотная эмиссия осуществляется в процессе проведения центральным банком ряда своих операций. Эмиссия наличных денег — выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических ...
Сущ ественный вклад в развитие экономической теории монетаризма в 20 веке внес американец Милтон Фридман. Предложенный М. Фридменом денежный анализ и экономическая политика оценивается очень высоко, а по результатам научных исследований, широте кругозора его единственным соперником среди экономистов 20 века может быть только Кейнс.
Милтон Фридман (англ. Milton Friedman; 31 июля 1912(19120731), Бруклин, Нью-Йорк, США — 16 ноября 2006, Сан-Франциско, США) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации». Мировую известность ему принесли, прежде всего, труды по монетаристской тематике. В их числе изданный под его редакцией сборник статей «Исследования в области количественной теории денег» (1956) и книга, изданная в соавторстве с Анной Шварц «История денежной системы США, 1867—1960» (1963).
Фридменовская монетарная концепция привела к «повторному открытию денег» из-за почти повсеместно растущей, особенно в последний период, инфляции.
М. Фридмен определил новейшую количественную теорию как теорию спроса на деньги, а не теорию выпуска, номинальных доходов или цен.
Исследуя главным образом макроэкономические зависимости, и прежде всего зависимость массы денег от ряда важнейших экономических показателей, тем не менее, уделяли большое внимание микроэкономическим аспектам. Для них макроэкономическая функция спроса на деньги является результатом сложения индивидуальных функций и задается в форме, аналогичной кембриджскому уравнению. Не случайно М. Фридмен и его коллеги обсуждали не вопрос о постоянстве скорости обращения денег, а вопрос об устойчивости функции спроса на деньги, хотя агрегатную функцию спроса на деньги часто можно представить как скорость обращения денег.
М. Фридмен и его коллеги рассматривали следующие вопросы: об устойчивости функции спроса на деньги и как часть этого вопроса влияние процента на скорость обращения денег; о запаздываниях, т.е. о временных интервалах (лагах), через которые изменения в массе денег сказываются на тех или иных характеристиках экономической конъюнктуры; о статистических измерителях денежной массы, т.е. о том, какой из многочисленных статистических показателей денежной массы следует использовать, и т.д.
Что касается первого вопроса, то, рассматривая деньги как один из активов, монетаристы смогли придать количественной теории более общую форму и одновременно сделать шаг в сторону примирения количественной теории и кейнсианской теории предпочтения ликвидности. Если деньги,— один из активов, то наряду с переменной личного дохода (а лучше — перманентного дохода) в уравнение спроса на деньги следует ввести переменную, отражающую издержки их хранения. Процент как переменная, отражающая доходность альтернативных способов вложения средств, является наиболее адекватной характеристикой этих издержек.
Виды денег. Денежные единицы мира
... Экономическая природа бумажных денег такова, что исключает возможность устойчивого бумажно-денежного обращения. Во-первых, выпуск бумажных денег не регулируется потребностями товарооборота в деньгах; ... денежной массы обычно означает чрезмерный по сравнению с потребностями товарооборота выпуск бумажных денег. Бумажные деньги, ... – на векселе ... денег из обращения. В связи с тем, что бумажные деньги ...
Однако примирение с кейнсианцами не состоялось, так как в отличие от Кейнса М. Фридмен полагал, что процент воздействует на спрос на деньги лишь очень незначительно, т.е. изменение процентной ставки не способно существенно повлиять на процесс замещения денег не денежными активами.
Проблема лагов имеет, очевидно, не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку от того, какова величина лагов и как они распределены во времени, зависит, когда и какие изменения денежной массы следует осуществлять, чтобы достичь нужного изменения макроэкономических характеристик. Было установлено, что изменение темпов роста денежной массы опережает изменение экономической конъюнктуры в верхних поворотных точках цикла в среднем на 16, а в нижних — на 12 месяцев. Но при этом отклонения от этих средних значений были значительными.
Эти и некоторые другие исследования позволили сделать несколько выводов. Во-первых, количество денег является фактором, значительно влияющим на конъюнктуру. Во-вторых, устойчивые характеристики этого воздействия можно получить лишь применительно к продолжительным периодам. В-третьих, именно потому, что деньги важны, а лаги непостоянны, наилучшей стратегией денежной политики является поддержание стабильного умеренного темпа роста денежной массы, соответствующего долгосрочному росту экономики. М. Фридмен оценивал этот целевой параметр роста денежной массы в 3—4% в год. В этом состоит так называемое «денежное правило» М. Фридмена.
Таким образом, основными положениями теории монетаризма являются:
1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
2. Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;
3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;
4. Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;
5. При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
6. Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.
7. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.
Денежная масса и ее агрегаты
... - денежная масса и ее агрегаты. Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования денежной массы и её агрегатов. 1. Теоретические основы денежной массы 1.1 Основные понятия денежной массы и её характеристика Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это ...
8. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.
9. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.
Положения экономической теории монетаризма, а тем более её практическое применение привлекли внимание исследователей и практиков на фоне драматических событий в экономике и экономической политике: усиление инфляции при одновременном росте безработицы, неудачные попытки справиться с ситуацией методами фискальной политики в духе кейнсианских рецептов, усиление нестабильности валютной системы в результате отказа от конвертации доллара и краха системы фиксированных валютных курсов.
Под воздействием указанных факторов изменения произошли и в самом монетаризме.
1. Сформировалось новое направление — так называемый глобальный монетаризм.
2. Эмпирические исследования вышли на новый рубеж — были созданы большие эконометрические модели, позволяющие установить статистические характеристики важнейших макроэкономических зависимостей, прежде всего тех, которые в той или иной форме отражали влияние денег на экономику. Наиболее известной моделью такого рода, построенной в соответствии с монетаристскими представлениями о характере взаимосвязей между денежной массой, объемом производства, ценами, процентными ставками и т.д., была так называемая сент-луисская модель.
3. Фридмен предложил модель номинального дохода, которая стала теоретической основой монетаризма.
4. Американские экономисты К. Брунер и А. Мелцер отказались от использования моделей в приведенной форме и обратились к структурным моделям с целью более детального изучения механизма трансмиссии — последовательности воздействия изменения денежной массы на экономику. При этом они особое внимание уделили процессу замещения активов различных типов в портфеле экономических субъектов в ответ на изменение процентных ставок.
5. Были предприняты попытки, используя гипотезу об адаптивных ожиданиях, соединить фридменовскую гипотезу о естественной норме безработицы с кривой Филлипса.
6. Был поставлен вопрос о факторах, определяющих естественную норму безработицы, и о способах воздействия на нее, а также о наилучшей стратегии борьбы с инфляцией. В ходе обсуждения этих вопросов выявилась специфическая позиция ряда экономистов, которые представляют особое крыло монетаризма, так называемый неортодоксальный, или английский, монетаризм.
Модель предложения денег. Денежный мультипликатор и его динамика ...
... денежного рынка. Предмет исследования - Модель предложения денег. Денежный мультипликатор и его динамика в России в 2004-2014г Цель работы состоит в изучении предложения денег и теории денежного мультипликатора, ... международных финансовых институтов. Обобщен мировой опыт, теоретические и практические аспекты международных валютно-кредитных и финансовых отношений в условиях глобализации экономики и ...
Выводы:
1. Изучение денежного обращения и создание количественной теории денег (Д. Юм, Дж. Милль), разработка формализованных математических моделей (И. Фишер, А. Маршалл, А. Пигу), дискредитация теории кейнсианства явились основой экономической теории монетаризма.
2. Монетаризм в обобщенном виде — это теории, в экономическом анализе которых особое внимание отводится роли денег. Деньги рассматриваются как основной элемент анализа, фундамент экономического прогнозирования и главный инструмент экономической политики государства. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
3. Монетаристский подход основан на том, что рынки — конкуренты и система рыночной конкуренции является устойчивой, саморегулируемой системой, стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Ей присуще состояние динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов.
4. Экономическая теория монетаризма постоянно развивается и совершенствуется. Положения теории исследуются и используются учёными и политиками разных стран при разработке экономической политики государства.
2. Современный монетаризм
2.1 Характеристика современного монетаризма
За период существования экономической теории монетаризма сложилось несколько современных разновидностей этой теории, разрабатывающие отдельные положения теории, среди которых: классический (фридменовский) монетаризм (середина 50 — 60-х годов); «глобальный монетаризм» (конец 60 — первая половина 70 годов), который занимается проблемой инфляции; концепция «номинального дохода» (70 годы), которая исследует вопрос о взаимодействии процессов, происходящих в кредитно-денежной сфере и «реальном» секторе; модель «Бруннера-Мельцера», в которой объединен эффект богатства и эффект замещения и создан более общий вариант модели денежной экономики; модель «стабилизации экономики» (сентлуисская модель) и модель FRS-MIT-PENN, в которых осуществлены экономические исследования.
Глобальный монетаризм.
В основе глобального монетаризма лежит следующее положение. Инфляция — чисто денежный феномен, но денежная система понимается более широко, в глобальном смысле — как мировая валютно-финансовая система. Это было естественной реакцией на интернационализацию процесса инфляции.
Усиление инфляции монетаристы объясняли ростом неустойчивости финансовой системы после отказа от конвертируемости доллара в 1971 г. и краха системы фиксированных валютных курсов. Последовавшее за этим резкое увеличение стоимости золотых резервов центральных банков привело к усилению нестабильности внутреннего денежного обращения и валютных курсов.
В соответствии с представлениями «глобальных монетаристов» динамика и структура денежной массы отдельной страны связана с аналогичными показателями других стран через систему международных расчетов. В открытой экономике с плавающими курсами и свободным рынком капитала процент по внутренним обязательствам зависит от ставок на мировом рынке ссудного капитала. В этой ситуации изменения в предложении денег, осуществляемые через операции открытого рынка или изменения учетного процента центрального банка, влияют на движение капиталов, а, следовательно, и на курс валюты.
Теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов
... выплат. Одна часть финансовых активов, входящих в состав данного портфеля, приносит владельцу рост капитальной стоимости, а ... бумагами консервативного роста, а доходность - ценными бумагами агрессивного роста. Портфель среднего роста является наиболее распространенной моделью портфеля и ... означает возможность быстрого превращения портфеля в денежную наличность без потери его стоимости. Лучше ...
Центральный банк может воздействовать на экономическую активность в краткосрочном периоде, увеличивая предложение денег и снижая процентные ставки. Однако эффективность этой меры падает в условиях мобильности краткосрочных ссудных капиталов, которые в этой ситуации устремятся за границу. Тем самым возможности кредитно-денежной политики воздействовать на производство в краткосрочном периоде уменьшаются. Что касается долгосрочного периода, то отток капиталов из страны вызовет изменение курса, которое может стимулировать экспорт, с одной стороны, и рост цен на импортируемые товары — с другой. В итоге инфляция, скорее всего, усилится, а преимущества, созданные увеличением массы денег, окажутся временными. Иными словами, применительно к мировой экономике в целом выводы количественной теории остаются в силе. Однако в условиях растущей интернационализации хозяйства и мобильности капиталов все труднее отстаивать старый тезис о стабильности скорости обращения денег внутри страны и независимости массы денег внутри отдельной страны от международного движения капитала. Отсюда вытекает предложение включить в монетаристские схемы блок, описывающий связь внутреннего денежного обращения с международной валютно-финансовой системой, а также признать взаимосвязанность кредитно-денежной и валютной политики.
Концепция номинального дохода.
Проведенные экономистами эмпирические исследования выявили еще одну зависимость, ставшую ключевой для теории монетаристов. Было доказано, что динамика объема денежной массы через определенный период времени повторяется в динамике экономической конъюнктуры — если объем денег в экономике повышается, то спустя некоторое время (примерно 12—18 месяцев) повышается и деловая активность, и наоборот. Эта закономерность была описана М.Фридменом в двух работах: «Деньги и деловые циклы» (1958) и «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960» (1963).
На основе полученных данных он формирует свою теории номинального дохода, теорию цикла и антициклического регулирования.
Эмпирическим путем М. Фридмен выводит формулу зависимости уровня номинального дохода от объема денежных средств: Y=V*M где Y- уровень номинального дохода; V- скорость обращения денег; М-количество денег.
Формула повторяет положения количественной теории денег. М. Фридмен обращается к варианту этой теории, предложенному И. Фишером, но рассматривает деньги не просто как средство обращения и платежа, а вслед за Дж.М. Кейнсом и как капитал, т.е. средства, необходимые, например, для вложения в ценные бумаги. Каждый потребитель, получающий определенное количество денег, формирует так называемый портфель активов. М. Фридмен выделяет несколько видов активов — наличные деньги, облигации, акции, инвестиции в человеческий капитал. Соответственно, спрос на деньги будет зависеть от уровня доходности этих активов (с учетом инфляции), а также от индивидуальных предпочтений каждого потребителя.
С учетом того что скорость обращения денег в длительном периоде является относительно неизменной, формула, предложенная М. Фридменом, предполагает, что изменения в объеме денежной массы приводят к соответствующим изменениям в номинальном доходе. Сам механизм изменений М. Фридмен не описывает, представляя его в виде черного ящика.
Состав и структура государственных расходов и доходов
... Цель курсовой работы – исследовать состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи курсовой работы: исследовать сущность государственных доходов и расходов; проанализировать доходную и расходную части государственного бюджета Республики Казахстан за ряд ...
Также была установлена связь между реальным процентом и темпом инфляции:
(1)
при следующих условиях: r = r*, q — g = k, k = const.
Где r — номинальный процент;
- q — реальный процент, т.е. процент при отсутствии инфляции;
- g — темп роста реального дохода (производства);
- Р — индекс цен.
Причем последнее условие означает неизменность распределения доходов, а также содержит предположение о полном использовании ресурсов, в том числе и рабочей силы.
М. Фридмен ввел функции, описывающие изменения цен и реального дохода. Переменными этих функций являлись: изменения номинального дохода, ожидаемых цен и ожидаемого реального дохода, а также реального дохода и его ожидаемого значения. Эти функции могут быть представлены следующим образом:
- Где — Р — индекс цен;
- Y — номинальный доход;
- y- реальный доход.
В результате решения М. Фридмен получил, которая описывает реакцию системы на возмущения, вызванные дополнительной эмиссией денег.
Если темп роста денежной массы увеличивается, возрастает расхождение между действительным и ожидаемым темпом роста номинального дохода.
При некоторых упрощающих предположениях ожидается, что данная система будет описывать затухающий колебательный процесс, т.е. когда воздействие одноразового увеличения денежной массы прекращается, через некоторое время экономика возвращается на траекторию устойчивого роста. Колебания возобновляются, когда системе сообщается новый импульс в виде ускоренного роста денежной массы.
Иными словами, для того чтобы денежная политика влияла на реальное производство, необходимо увеличивать массу денег возрастающим темпом. В этом и состоит теорема об ускорении.
Модель Бруннера — Мелцера.
Ограниченность модели номинального дохода, по мнению некоторых монетаристов, связана, прежде всего, с тем, что эта модель не учитывает структурные сдвиги на рынке ссудного капитала, которые неизбежны при проведении кредитно-денежных мероприятий. Речь идет, прежде всего, о влиянии этих мероприятий на структуру процентных ставок, а через них — на совокупные расходы и их структуру.
Особое внимание этой проблеме уделено в модели Бруннера-Мелцера. В этой модели авторы исследовали эффект роста правительственных расходов в зависимости от того, как он финансируется: через увеличение предложения денег или выпуск облигаций.
Согласно этой модели рост правительственных расходов, осуществляемый через банковскую систему, т.е. посредством эмиссии, вызывает увеличение реальных кассовых остатков, что ведет к росту расходов и номинальных доходов. В коротком периоде рост номинальных доходов приводит к увеличению реальных доходов, а впоследствии — к росту цен и процентных ставок.
Если расходы финансируются за счет выпуска облигаций, рыночная стоимость ценных бумаг понижается, процентные ставки растут и изменяется их структура, происходит изменение стоимости активов, находящихся у экономических субъектов, а следовательно, изменяется их спрос, однако уже через эффект богатства, а не реальных кассовых остатков, как в первом случае. Теоретически оба способа финансирования правительственных расходов одинаково действенны. Однако проведенные Мелцером и Брукнером расчеты показали, что в первом случае эффект значительнее.
Модель стабилизации экономики и FRS-MIT.
В 1970г. в журнале, издающемся Федеральным банком г. Сент-Луиса, была опубликована статья, в которой излагалась эконометрическая модель, описывающая воздействие кредитно-денежной политики на экономику в духе монетаризма. Эта модель противостояла построенной примерно в то же время совместными усилиями экономистов из Совета управляющих Федеральной резервной системы и Массачусетсского технологического института эконометрической модели FRS-MIT, которая отражала кейнсианское видение механизма воздействия денег на экономику.
Сент-луисская модель представляла систему из восьми приведенных уравнений. Экзогенные переменные модели: масса денег в обращении, правительственные расходы на поддержание занятости, потенциальный уровень производства, прошлые темпы инфляции; эндогенные — изменение совокупных расходов, избыточный спрос, изменения уровня производства, текущий темп инфляции (зависит от величины избыточного спроса), ожидаемые изменения уровня цен (задаются как адаптивные ожидания), расхождения между достигнутым и потенциальным обменом производства, уровень безработицы, процентные ставки (зависят от изменений массы денег, цен и их ожиданий).
Расчеты проводились в основном на квартальных данных за 1953-1968 гг. Эта модель показала, что изменения массы денег главным образом влияют на уровень цен, но в краткосрочном периоде также воздействуют на уровень производства. Причем предполагалась следующая последовательность воздействия: изменение массы денег ведет к изменению совокупных расходов, что воздействует на объем производства и через избыточный спрос — на общий уровень цен. В полной мере воздействие массы денег на цены и объем производства проявляется примерно через год после первоначального изменения массы денег.
На основании модели были сделаны следующие выводы: переменная, отражающая изменение государственных расходов на поддержание занятости, не существенна, а, следовательно, фискальная политика сама по себе оказывает лишь временное и незначительное воздействие на уровень экономической активности; модель устойчива: после изменения одной переменной система достаточно быстро возвращалась к траектории устойчивого роста. Но, несмотря на эти результаты, модель не разрешила споры между противниками и сторонниками монетаризма и даже не стала убедительным подтверждением монетаристских положений. Дело в том, что, хотя структура лагов в уравнении совокупных расходов оказалась достаточно устойчивой, годовой лаг воздействия кредитно-денежной политики на экономику слишком велик, с точки зрения монетаристов, чтобы можно было игнорировать возможность «развертывания» процесса по кейнсианскому сценарию.
Не очень надежными оказались и прогнозы, полученные на базе этой модели. Если при использовании уравнений, построенных на основе данных за 1953-1968 гг., были получены удовлетворительные прогнозы на 1953-1970 гг., то прогнозы на 1973-1975 гг. содержали большие погрешности. Монетаристы попытались объяснить подобную неудачу аномальными изменениями цен, вызванными нефтяным шоком, агрессивной политикой профсоюзов, наконец, ошибками администрации. Но, несмотря на эти объяснения, неудовлетворенность моделью оставалась.
2.2 Примеры использования монетаризма в зарубежных странах
В 1950-60-е годы действия правительств и центральных банков были направлены в соответствии с кейнсианскими рекомендациями на чрезмерное предложение денег. Инфляция искусственно подогревала конъюнктуру, вызвала гипертрофию потребления,подорвала склонность населения к сбережениям, ослабила конкуренцию и эффективность хозяйства. В результате в 1970-е годы наступила стагфляция.
На подобной вполне подготовленной почве бурно взошли семена, которые небольшая, но активная группа теоретиков монетаризма поначалу безуспешно засевала ещё со второй половины 40-х годов. Их рецептура дерегулирования с конца 70-80-х годов была использована в программах неоконсервативных течений по всему миру, прежде всего «тэтчеризма» в Англии и «рейганомики» в США.
На рубеже 70—80-х годов инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к монетаристам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель.
США.
Перед вступлением в должность президента США Р. Рейгана (англ. Ronald Wilson Reagan; 6 февраля 1911(19110206), деревня Тампико, Иллинойс, США — 5 июня 2004, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — 40-й президент США (1981—1985 и 1985—1989 годы), от Республиканской партии. 33-й губернатор штата Калифорния (1967—1975) экономику США сильно «лихорадило». В 1973—1974 гг. нефтяной картель ОПЕК, на долю которого тогда приходилось 90% мирового экспорта нефти, ограничил производство и увеличил цены на нефть почти на 8 долл. за баррель. В относительном выражении цена барреля нефти за несколько месяцев возросла в 4 раза. Затем в 1979—1980 гг. ОПЕК сумел навязать еще более значительное увеличение цен — почти 21 долл. за баррель. Таким образом, баррель нефти, который продавался в 1972 г. за 2,5 долл., оценивался в 1980 г. в 34 долл.
Воздействие более высоких цен на нефть было настолько всеохватывающим, что стало важным фактором стагфляции 70-х годов. Как отмечалось, высокие цены на энергию поставили американских производителей перед лицом более высоких издержек производства на единицу продукции.
Более высокие цены на нефть оказали так же драматическое воздействие на международные валютные рынки. Международная стоимость доллара в течение 8 лет (с 1972—1979 гг.) понизилась более чем на 40% относительно других свободно конвертируемых валют. Данное обесценение доллара усилило происходившую инфляцию, обусловленную ростом издержек. В результате всех неблагоприятных экономических факторов экономика США попала в тяжелый спад 1980—1982 гг. Все эти проблемы Р. Рейган получил «в подарок» от правления демократов.
Основные постулаты теории сформировали концептуальную платформу консервативного поворота в экономической политике, осуществленного администрацией Р. Рейгана.
Теоретической основой этого курса являлась концепция предложения. Концепция предложения ставит во главу угла не расходы (частные и государственные), как это делало кейнсианство, а сбережения, и поэтому декларирует необходимость увеличения сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.
Важнейшая черта теории предложения — выдвижение налогов на роль главного инструмента фискальной политики. Сторонники теории предложения, пересмотрев взгляды кейнсианцев на экономический механизм бюджетного регулирования, пришли к выводу, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов, в особенности сокращения предельных ставок на прибыль корпораций и личные доходы.
Следующий важный элемент фискальной политики монетаристов — снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором «трудовых усилий» и сбережений (наверное, среди республиканцев очень мало бедных людей).
Мероприятия фискальной политики, являясь центральным элементом «рейганомики», отражали эти приоритеты. Главным и наиболее широко рекламируемым элементом «рейганомики» стало принятие в 1981 г. закона о налогообложении. Этот закон предусматривал поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога в общей сложности на 23%, сокращение с 70% до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала; значительное сокращение сроков амортизационных списаний; увеличение инвестиционной налоговой скидки.
За пять лет налоговые сокращения в совокупности должны были уменьшить поступления федерального бюджета почти на 750 млрд. долл. Предполагалось, что в соответствии с теорией предложения эти меры усилят стимулы к работе, сбережению и инвестированию. Отсюда импульск экономическому росту, уменьшение безработицы, увеличение производительности труда и конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках.
В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитно-денежной политикой. Однако экономическое развитие США и в этой ситуации происходило по сценарию, существенно отличавшемуся от того, который был разработан теоретиками предложения. Так, средние темпы роста реального ВВП в 1981—1985 гг. составили 2,4% — значительно меньше, чем обещала администрация (3,8%).
Не было отмечено существенных приростов занятости и предложения трудовых ресурсов. Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9%), хотя и были несколько выше, чем в 1973—1981 гг. (0,6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9%).
Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи. В частности, результаты, полученные на основе экономико-математического моделирования сотрудниками Бостонского колледжа Б. Блюстоном и Д. Хейвисом, позволили им заключить, что, несмотря на стимулирующий эффект фискальной политики, выгоды от экономического эффекта были распределены столь неравномерно, что богатые стали богаче, а бедные беднее.
Провозгласив изменение налоговой системы главной задачей второго президентского срока Р. Рейгана, республиканцы не могли не учитывать приближения очередных выборов. Поэтому принятый сенатом в 1986 г. «Закон о налоговой реформе» имел целью учесть некоторые критические замечания в адрес закона 1981 г. и компенсировать некоторые его негативные последствия. В этой связи действие налоговых стимулов предполагалось распространить не только на привилегированные классы, но и на всех граждан, сделать ставку на пробуждение предпринимательства и частной инициативы в более широких слоях населения.
Прежде всего, основным мероприятием последней реформы, как и предыдущей, являлось снижение предельных ставок как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпораций. Учитывая тот факт, что налоги на заработанные доходы увеличились, а на доходы от капитала постепенно снижались, администрация сочла экономически и политически возможным провести широко рекламируемый сдвиг налоговых тягот в сторону бизнеса. Кроме того, была сделана попытка отменить большую часть налоговых льгот и закрыть различные «лазейки», с помощью которых многие компании и состоятельные лица в значительной степени уменьшали свои налоговые обязательства.
Однако вряд ли можно рассматривать данную налоговую реформу как победу общих интересов над интересами отдельных групп. Гораздо ближе к истине точка зрения, высказанная бывшим сотрудником казначейства Л. Дилдайном. Он утверждает, что налоговая реформа не способствует росту справедливости и равенства, но представляет собой победу интересов одних групп над другими. Это победа тех богатых, которые платили много налогов, над теми богатыми, которые широко использовали различные налоговые льготы. В процессе борьбы между ними крошки достались и бедным.
Значение приватизации государственного управления и сферы социальных услуг выходит далеко за рамки экономии средств, расходуемых на содержание персонала, и государственных расходов в целом. Оно состоит, прежде всего, в том, что в деятельность государства вносится рыночный элемент. Размывается некогда четкая граница государственного и частного. Сфера приложения частного капитала и частной инициативы распространяется на некогда недоступные им секторы. По традиционной бюрократии и ее монопольному управлению наносится серьезный удар.
Однако критики неоконсервативного курса в США не без основания указывают на серьезные издержки чрезмерного, с их точки зрения, ослабления регулирующей роли государства, оборачивающегося невниманием к развитию науки и наукоемких отраслей, внедрению достижений научно-технического прогресса в экономику в целом и особенно в «старые» традиционные отрасли, к порождающей острые социальные и экономические проблемы реиндустриализации.
Вера в целительные свойства «свободного частного предпринимательства» пронизывает всю экономическую стратегию «рейганомики», в том числе и внешнеэкономическую.
Курс на ослабление торгово-политических барьеров позволил американскому капиталу извлечь максимум из того технологического и финансового преимущества перед конкурентами, которым он обладает в послевоенные годы. В условиях растущей зависимости экономики США от внешних рынков и повышения роли наукоемких производств этот курс не только помогает проникновению американских компаний на рынки других стран, но и способствует интенсификации технического прогресса в самих США, структурной перестройке их экономики и решению ряда важнейших проблем, таких как проблема инфляции.
Самым интересным моментом является то, что администрация Рейгана добилась позитивных результатов. И связывали они это в первую очередь с выполнением своей программы, которая включала в себя четыре основных направления:
1. Снижение государственного вмешательства в экономику за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону были значительно увеличены.
2. Значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.
3. Поощрение Федеральной резервной системой удерживания темпа роста денежной массы на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономического роста.
4. Начиная с 1981 г. сокращение ставки личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций.
В годы президентства Рейгана существенного замедления инфляции (с 13,5% в 1980 г. до 3,2% в 1983 г.) и снижения ставок процента, рекордного для того времени экономического подъема и достижения полной занятости.
С 1981 г. по 1985 г. благодаря политике «дорогих» денег (высокие процентные ставки) и снижению инфляции интернациональная стоимость доллара вновь возросла в среднем на 50%.
Использование рецептов монетаризма, послуживших основой «рейганомики», указали на реально существующие «болевые точки» американской экономики: снижение темпов роста производительности труда, сокращение инвестиций, замедление процесса нововведений, потерю конкурентоспособности на мировом рынке. Оказалось, что структурные дефекты нельзя исправить общими мерами, влияющими на поведение хозяйствующих субъектов. Сокращение налогов само по себе не способно ни разрешить проблемы слабых отраслей экономики, ни укрепить конкурентоспособность американских товаров. Для этого необходима целая серия экономических реформ, так как динамика экономического развития и темп капиталистического накопления зависят от множества факторов, среди которых уровень налогов является важным, но не решающим.
Великобритания.
Последователным приверженцем применения монетаризма теории стала М. Тэтчер (англ. Margaret Hilda Thatcher; 13 октября 1925, Грэнтем, Линкольншир, Англия) премьер-министр Великобритании (Консервативная партия Великобритании) в 1979—1990, Баронесса (1992).
Известна как «железная леди») намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики «монетаризма», сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и «приватизации» принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г. В 1979 г. на долю национализированных отраслей промышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом лености и неэффективности.
Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффективности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию — продажу акций нефтяной компании «Бритиш петролеум». Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. — 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место после США. Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов.
Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать «здоровую конкуренцию» универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.
Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.
Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень «интернационализации» в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же большей частью были связаны с международными корпорациями. Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.
Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала — капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.
Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге — на плечи государства. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев — с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.
Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, экономики Англии, явились принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач.
Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %. Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие признаки перехода к новой стадии подъема — расширились объемы предоставленных кредитов, достигли «пика» курсы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.