В любом государстве распределение и перераспределение национального дохода происходит в денежной форме. Понятие «финансы» происходит от французского finance — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.
По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме. Для выполнения своих разнообразных и многосложных задач государство нуждается в массе материальных средств, и ему приходится вести весьма сложное хозяйство. Для успешного ведения последнего государству необходима обширная и хорошая организация финансового управления.
Являясь субъектом финансового верховенства, государство имеет известную власть, состоящую вправе издавать финансовые законы, устанавливать налоги, заключать государственные займы, принимать принудительные меры в отношении к нарушителям или не исполнителям финансовых норм.
Для проявления своей деятельности по части финансового управления государство нуждается в целом ряде центральных и местных финансовых органов. Систему финансовых органов Республики Беларусь возглавляет Министерство финансов Республики Беларусь. Все национально — территориальные образования и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов, или другие органы финансового управления.
Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим далее его компетенцию более подробно.
Цель данной курсовой работы всесторонне ознакомиться с полномочиями Министерства финансов Республики Беларусь.
Цель работы предопределяет следующие задачи:
1. Рассмотреть задачи и функции Министерства финансов Республики Беларусь;
2. Изучить руководящий состав и структуру Министерства финансов Республики Беларусь;
Управление финансами в Республике Беларусь. Органы управления ...
... на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат [4, с. 30]. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную ...
3. Изучить полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля;
4. Изучить организацию деятельности Министерства финансов Республики Беларусь;
- Объектом курсовой работы является Министерство финансов Республики Беларусь.
Предметом соответственно организация работы Министерства финансов Республики Беларусь.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время бюджетная политика правительства строится для скорейшего достижения таких целей, как создание условий более быстрого роста экономики, завершение ее структурных преобразований, повышение эффективности государственных расходов, обеспечение социальной стабильности в обществе и продолжение роста реальных доходов населения.
1. Финансовый контроль и органы его осуществляющие
1.1 Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
министерство финансы контроль
Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:
1. Регламентированная законодательством деятельность специальных контрольных органов за соблюдением финансового законодательства.
2. Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.
Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.
Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. Для достижения данной цели финансовый контроль призван решать следующие задачи:
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;
- содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
- обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
- выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий;
- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.
Реализация названных задач является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, собственных и заемных средств, укрепления финансовой дисциплины. Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.
Правовое регулирование деятельности профсоюзов в органах Федеральной ...
... отношения, возникающие в связи с исполнением профсоюзами своих обязанностей по защите прав и законных интересов работников. Объектом дипломной работы является законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность профессиональных союзов. Целью своей дипломной работы ставлю ...
Объектом финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов).
К ним относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер: результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенных в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых; согласованность действий различных контролирующих органов и др.
1.2 Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь образован в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства но налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета. В состав Совета могут быть включены представители и других государственных органов.
Для координации деятельности контролирующих органов, созданных на территории соответствующих административно-территориальных единиц, Совет по координации контрольной деятельности Республики Беларусь создает советы по координации контрольной деятельности в областях.
Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:
- обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
- планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
- организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
- обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
- анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
- организация обмена опытом контрольной работы;
- обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.
Совет в соответствии с направлениями своей деятельности вправе в пределах своей компетенции:
Область деятельности менеджера по антикризисному управлению
... Цель работы – определить область деятельности менеджера по антикризисному управлению. Задачами данной работы являются: 1. Изучение особенностей деятельности менеджера в антикризисном управлении. 2. Определение роли функционального ... деятельности менеджера в условиях антикризисного управления. Наиболее яркие примеры выхода организации из кризиса приведены в данной работе. В конце 1998 года ...
1) давать поручения контролирующим органам;
2) рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности на необоснованное назначение проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб выносить решения о приостановлении или отмене проведения контролирующими органами проверок (ревизий);
3) запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов предпринимательской деятельности необходимую информацию;
4) заслушивать сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, субъектов предпринимательской деятельности, советов по координации контрольной деятельности в областях;
5) вносить в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности.
2. Министерство финансов как орган государственного финансового контроля
2.1 История образования и развития Министерства финансов Республики Беларусь
Постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии от 7 января 1919 года учрежден Комиссариат финансов республики, реорганизованный по решению 1 съезда Советов в феврале 1919 года в Народный комиссариат финансов БССР.
С образованием Литовско-Белорусской ССР Наркомфин БССР в марте 1919 года ликвидируется, его функции передаются Народному комиссариату финансов Литовско-Белорусской ССР. В 1920 году создается отдел финансов Мингубревкома, который с 1 августа 1920 года переименовывается в Отдел финансов Военревкома БССР, а с 26 августа в Комиссариат финансов Военревкома БССР.
В соответствии с принятыми II съездом Советов БССР дополнениями к Конституции Белорусской ССР Комиссариат финансов Военревкома БССР стал называться Народным комиссариатом финансов Белорусской ССР. Наркомфин БССР в этот период деятельности руководил организацией финансовых учреждений на местах, рассматривал представленные наркоматами сметы расходов, выявлял бескредитные расходы, разассигнование и перевод кредитов, контролировал деятельность сметно-расчетных и кассовых учреждений, проводил налоговую политику в республике.
Для осуществления указанных функций в наркомате были созданы: налоговое управление, бюджетно-расчетное управление, страховое управление, информационно-инструкторский отдел, сметная комиссия и управление делами. Кроме этого, непосредственно наркому подчинялся Комитет цен.
3 ноября 1924 года III сессия ЦИК БССР 6-го созыва на основании ст. 67 Конституции СССР и согласно Конституции БССР утвердила Положение о Народном комиссариате финансов БССР. В соответствии с этим Положением Наркомфин БССР являлся органом Народного комиссариата финансов СССР и подчинялся непосредственно ЦИК БССР, его президиуму, СНК и Экономическому совещанию БССР. Во главе наркомата стоял нарком, избираемый ЦИК БССР. Местными органами Наркомфина БССР были окружные финансовые отделы, финансово-налоговые части райисполкомов и приписные приходно-расходные кассы.
Уоррен Баффет: « об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями»
... тема в этой фундаментальной научной монографии Уоррена Баффета «Эссе об инвестициях». Скачать бесплатно этот солидный материал можно ... основной корпорацией. В своей практической деятельности Баффетт далеко не всегда выпускает ... перед иерархической забюрократизированной организацией. Вопросы управления занимают всю первую часть книги. ... книга доступна в fb2, pdf, Epub и djvu форматах, а также ...
В связи с утверждением положения о Наркомфине БССР и в соответствии со статьями 50—55, 67 и 68 Конституции Союза ССР Президиум ЦИК БССР постановил 30 ноября 1924 года ликвидировать Управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР. Положение ввело новую структуру наркомата в составе управлений: общего, бюджетного, налогового, государственных доходов, местных финансов и финансово-контрольного, валютного отдела и финансово-экономического бюро. При Наркомфине БССР действовали Управление государственного страхования и Главная сберегательная трудовая касса.
В течение 1925—1927 гг., функции, компетенции и структура Наркомата не претерпели существенных изменений. 27 декабря 1927 года ЦИК и СНК БССР приняли постановление “О реорганизации и упрощении советского аппарата и расширении прав местной власти”. Постановление предусматривало упростить и удешевить советский государственный аппарат, усилить борьбу с бюрократизмом, расширить права местных органов, а высвободившиеся средства использовать на индустриализацию страны.
В соответствии с этим постановлением Наркомфин БССР часть своих функций передал финансовым отделам окружных исполкомов, Белорусской конторе Госбанка и т.д. В их ведение перешли функции по надзору и контролю за низовым звеном финансовых учреждений, по составлению окружных бюджетов, ревизионной работе в области налогов и т.д.
Постановлением СНК БССР от 22 августа 1928 года при Наркомфине создается плановая комиссия. В связи с ликвидацией в 1930 году окружного деления местными органами наркомата стали районные финансовые отделы.
В 1930—1931 гг. проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение структуры наркомата. В основу ее построения был положен производственно-отраслевой принцип.
Вместо ранее существующих управлений и отделов созданы секторы: контроля, сводно-плановый, научно-экономический, промышленности и товарооборота, сельского хозяйства, куль туры, массовых платежей, массовой работы и мобилизации средств, кадров, спецсектор и секретариат.
В 1935 году секторы были переименованы в отделы и создана штатная комиссия для контроля за соблюдением установленных штатов. В 1937 году вводится должность главного контролера-ревизора ревизионного управления Наркомфина СССР по БССР, отделы реорганизуются в управления, а в 1939 году организована Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местного бюджетов. В 1938 году система местных финансовых органов изменяется соответственно новому административно-территориальному делению. Создаются финансовые отделы областных, районных и городских исполнительных комитетов.
В июне 1941 года в связи с немецко-фашистской оккупацией Белоруссии Наркомфин БССР прекратил свою деятельность. В начале 1942 года в Москве была создана оперативная группа Наркомфина БССР в составе 5, а затем 8 человек, которая осуществляла розыск и учет работников финансовых органов, эвакуировавшихся из БССР. 11 ноября 1943 года Совнарком БССР утвердил структуру наркомата в составе: бюджетного управления, управления финансирования народного хозяйства, управления налогов и сборов, управления государственных доходов, управления по штатам, 1-го управления, управления кадров и учебных заведений, бухгалтерии по бюджету, секретариата и административно-хозяйственного управления.
Скачать « об инвестициях» Уоррена Баффетта. Книга Уоррена Баффетта ...
... сборника — помочь в поисках». Скачать книгу «Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями» Купить и скачать книгу «Эссе об инвестициях» в форматах fb2, epub, txt, rtf, pdf, ... «запас прочности», «скрытая прибыль» и многие другие финансовые термины. В работе «Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями» собрана не только теоретическая информация, ...
С освобождением территории Белоруссии в декабре 1943 года Наркомат финансов перемещается в г. Гомель, а в июле 1944 года в г. Минск. В Минске Наркомфин БССР развернул свою деятельность в составе: бюджетного управления, отдела центральной бухгалтерии, управления налогов и сборов; управления госдоходов, штатного управления; отдела финансирования промышленности, торговли и кооперации; отдела финансирования сельского, лесного и водного хозяйства; отдела финансирования коммунально-жилищного, дорожного хозяйства, автотранспорта и связи; отдела финансирования культуры и здравоохранения; отдела кадров и подготовки кадров; отдела спецработ; административно-хозяйственного отдела.
В соответствии с законом “О преобразовании Совета народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов народных комиссаров союзных республик и автономных республик в Советы Министров” Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 года Народный комиссариат финансов БССР был преобразован в Министерство финансов БССР.
В течение 1952—1965 гг. структура Министерства финансов БССР претерпела ряд изменений. Так, в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Советом Министров БССР, постановлением № 1021 от 25 августа 1953 года был создан отдел финансирования сельского хозяйства, ликвидировано управление по госпособиям многодетным и одиноким матерям, функции которого перешли к управлению финансирования культуры, здравоохранения и социального обеспечения. В 1956 году управление налогов и сборов переименовано в управление налогов и заготовок, а в 1959 году оно было объединено с управлением госдоходов.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3.05.1956 г. № 583 “О передаче местных органов контрольно-ревизионного управления Министерства финансов СССР в ведение министерств финансов союзных республик” Совет Министров БССР постановлением №340 от 21.06.1956 г. образовал в составе Министерства финансов БССР контрольно-ревизионное управление с возложением на него функций по контролю за исполнением государственного бюджета, а также проведения ревизий и проверок финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Постановлением Совета Министров БССР от 9 июня 1958 года № 402 на базе имеющихся в республике органов государственного страхования СССР было создано Главное управление государственного страхования БССР. В декабре 1968 года согласно распоряжению Совета Министров БССР № 1317р в структуре министерства образована Центральная бухгалтерия по госбюджету, а в июне 1969 года бюро государственной бухгалтерской экспертизы передано в ведение Юридической комиссии при Совете Министров БССР.
Постановлением Совета Министров БССР от 7 августа 1972 года № 243 и приказом министра финансов БССР от 11 апреля 1974 года № 190 утверждено новое Положение о Министерстве финансов. Согласно Положению Министерству финансов предписывалось осуществлять руководство организацией государственных финансов в республике. С выходом указанного постановления Министерство финансов БССР, подчиненные ему органы государственного страхования и другие учреждения и организации, а также финансовые отделы исполкомов Советов народных депутатов завершили формирование системы финансовых органов республики.
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг
... на источники поступления, направление и расходование средств. Если расходы превышают доходы – то существует дефицит бюджета. Существуют различные подходы к проблеме регулирования государственного бюджета. Одни экономисты и политики считают, что бюджет должен ежегодно быть ...
В мае 1990 года в целях совершенствования системы контролях соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной инспекции Минфина БССР, государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.
Главная государственная налоговая инспекция создана как структурное подразделение Министерства БССР. Затем в 1994 году она была выделена из состава министерства и преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь.
В условиях независимости и суверенитета Республики Беларусь, перехода к рыночной экономике, предоставления предприятиям свободы выбора форм хозяйствования, расширения прав местных Советов депутатов в решении экономических и социальных задач стали предъявляться новые требования к финансовой системе республики. Возросли объемы экономической и контрольной работы, значительно расширились контакты с государствами ближнего и дальнего зарубежья, международными финансовыми организациями.
2.2 Задачи Министерства финансов Республики Беларусь
Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».
В соответствии с данным Положением (п. 3) основными задачами Министерства финансов являются:
1) проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация финансовой деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
2) обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
3) разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
4) эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
5) участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
6) контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
7) государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
9) проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
10) осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
Бюджет движения денежных средств
... бюджета движения денежных средств для эффективной деятельности организации. В качестве объекта исследования выступает управленческая и финансовая деятельность российских предприятий. Предметом работы является понятие бюджета движения денежных средств. ... В процессе написания работы использовались следующие ...
11) государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
12) государственное регулирование аудиторской деятельности.
Для реализации основных задач Министерство финансов наделено определенными функциями и правами. Министерство финансов в сфере финансового контроля обладает, в частности, следующими правами:
- а) требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
- б) ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;
- в) взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из местных бюджетов областей и г. Минска в соответствии с законодательными актами;
- г) взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам, проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь;
- д) давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
- е) проводить в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства финансов;
- ж) вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами предложения об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Министерства финансов;
- з) применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.
В структуре Министерства финансов созданы департаменты без прав юридического лица, которые осуществляют государственное регулирование в отдельных сферах экономической жизни:
- департамент государственных знаков;
- департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;
- департамент страхового надзора;
- департамент бюджетной политики;
- департамент налоговой политики и доходов бюджетов;
- департамент финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты;
- департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики;
- департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.
Структурным подразделением Министерства финансов является Главное контрольно-ревизионное управление, основными задачами которого в соответствии являются:
Транспорт и связь республики Беларусь
... республике грузовых и пассажирских перевозок. В системе обеспечения перевозок грузов по сухопутным путям сообщения между Европой и Азией магистраль географически расположена на основном направлении. Согласно утвержденной Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на ...
1) осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;
2) проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета, проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности, исполнения смет на содержание финансовых органов, учреждений и организаций системы Министерства финансов республики;
3) разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах государственного управления;
4) проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по постановлениям органов предварительного следствия, определениям (постановлениям) судов (судей) субъектов хозяйствования;
5) анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов и подготовка предложений по ее совершенствованию.
В целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов в Республике Беларусь создана система органов государственного казначейства, включающая Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и его представительства в областных центрах и г. Минске, городах областного подчинения, районных центрах (территориальные органы казначейства).
На счетах Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь и его территориальных органов аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств (включая внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений.
Основными задачами Главного государственного казначейства являются организация исполнения республиканского бюджета и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства; осуществление учета и проведение бюджетно-финансовых операций по счетам казначейства, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков.
Для решения возложенных на него задач Главное государственное казначейство наделено широкими правами:
- истребовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных средств, от банков и других финансово-кредитных учреждений — сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, использующих средства республиканского бюджета, целевых бюджетных фондов, движении средств по этим счетам;
- выдавать банковским учреждениям обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета и использованных не по целевому назначению, а также задолженности по ссудам при несоблюдении условий их погашения;
- ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств, в случае несоблюдения их получателями законодательных норм и нормативных актов, нецелевого и неэффективного их использования;
— давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и целевым фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов.
2.3 Функции Министерства финансов Республики Беларусь
Министерство финансов Республики Беларусь:
- осуществляет разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики государства;
- осуществляет методическое руководство, разработку проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь;
- организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г.
Минска, а при необходимости — для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
- участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
- разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с консолидированными бюджетами областей и бюджетом г. Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
- в соответствии с законодательством разрабатывает и определяет порядок, сроки, перечень показателей и формы представления материалов, необходимых для составления проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь, определения объемов межбюджетных трансфертов и нормативов отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г.
Минска;
- определяет порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов бюджетов, их особенности в текущем финансовом году, порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г. Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета;
- устанавливает порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, порядок финансирования расходов, предусмотренных в бюджетах государственных внебюджетных фондов, порядок оплаты обязательств, принятых получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, порядок передачи средств бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме межбюджетных трансфертов другим бюджетам, порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацию и осуществление единой методологии учета исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также осуществляет контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов, целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов;
- на основе расчетных показателей консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска, экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц разрабатывает нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска, которые определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
- устанавливает формы и порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств и отчетности бюджетных организаций;
- на основе анализа экономического положения республики, отраслей экономики и административно-территориальных единиц осуществляет краткосрочное и среднесрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
- проводит работу по совершенствованию бюджетного законодательства, в том числе в области методологии организации и осуществления бюджетного процесса;
- проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
- определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
- осуществляет исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов, источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
- осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
- осуществляет проведение взаимозачета задолженности юридического лица (иного обязанного лица) по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов гарантий Правительства Республики Беларусь, и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов;
- устанавливает по согласованию с Государственным таможенным комитетом и Министерством по налогам и сборам порядок проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов;
- регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
- анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
- анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
- осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
- управляет средствами, находящимися на счетах по учету средств республиканского бюджета, открытых Министерству финансов и его территориальным органам;
- формирует перечень республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства;
- устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска и об исполнении бюджетных смет бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета;
- составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь;
- осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением доходов, соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов, государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями и индивидуальными предпринимателями, в пределах компетенции устанавливает порядок применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства;
- разрабатывает и утверждает состав и порядок представления бухгалтерской отчетности об исполнении бюджетов и иных сведений об использовании бюджетных средств;
- участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с разгосударствлением, приватизацией, использованием государственной собственности в Республике Беларусь;
- участвует в работе по составлению проекта бюджета Союзного государства и обеспечивает его исполнение;
- осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций;
- осуществляет финансовое обеспечение подчиненных организаций;
- устанавливает порядок проведения пробирных работ и услуг;
- осуществляет государственный пробирный надзор;
- анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы, вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной системы;
В сфере лотерейной деятельности:
- координирует деятельность по учреждению и проведению лотерей;
- вносит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лотерейную деятельность;
- устанавливает обязательные для субъектов лотерейной деятельности требования по проведению лотерей (для электронных лотерей — по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь);
- согласовывает условия проведения республиканских лотерей;
- осуществляет регистрацию лотереи и выдает организатору лотереи свидетельство о ее регистрации;
- ведет государственный реестр лотерей;
- определяет особенности ведения бухгалтерского учета при осуществлении лотерейной деятельности;
- контролирует соблюдение законодательства, регулирующего лотерейную деятельность, и условий проведения лотерей (для электронных лотерей — совместно с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь);
- устанавливает порядок поступления в республиканский бюджет денежных средств, полученных от проведения республиканских лотерей;
В сфере деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр:
- совместно с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь координирует деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, вносит предложения о совершенствовании законодательства, регулирующего данный вид деятельности;
- согласовывает условия проведения электронных интерактивных игр, устанавливает требования к содержанию этих условий и порядок их согласования;
- осуществляет регистрацию электронных интерактивных игр, выдает организатору электронной интерактивной игры свидетельство о ее регистрации, ведет государственный реестр электронных интерактивных игр;
- совместно с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля, Министерством внутренних дел, Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом по стандартизации контролирует соблюдение законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий их проведения;
- осуществляет в установленном законодательными актами порядке лицензирование отдельных видов деятельности;
- реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;
- осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов);
- утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов);
- утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера;
- проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера;
- представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности;
- осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности;
- разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает другие нормативные правовые акты Республики Беларусь и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах);
- проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами;
- ведет учет аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторов;
- контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах);
- обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
- выполняет иные функции в соответствии с законодательством.
2.4 Задачи и функции территориальных органов
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1585, к территориальным органам Министерства финансов относятся главные управления Министерства финансов Республики Беларусь по Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской, Минской, Могилевской областям и г. Минску.
Положения о территориальных органах Министерства финансов Республики Беларусь утверждены приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2012 г. №54 (с изменениями и дополнениями).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ территориальных органов Министерства финансов:
- обеспечение эффективного использования финансов в целях увеличения национального дохода;
- эффективное проведение бюджетно-финансовой политики на территории областей (г. Минска),
* контроль за соблюдением финансовых интересов государства;
- государственный надзор и контроль за страховой деятельностью на территории областей и г. Минска;
- контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ Главных управлений по областям:
- осуществляют контроль за своевременным поступлением и полным поступлением доходов, соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов по всем направлениям и видам расходов, государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями и индивидуальными предпринимателями, применяют меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства;
- осуществляют совместно с главными финансовыми управлениями облисполкомов контроль за работой финансовых отделов рай(гор)исполкомов областей, по составлению и исполнению местных бюджетов;
- осуществляет кассовые операции со средствами, аккумулированными на счетах главных управлений;
* обеспечивают систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств, аккумулированных на счетах главных управлений, составляют соответствующую отчетность и представляют ее в части средств:
* республиканского бюджета, бюджета Союзного государства и иных государственных средств
* Главному государственному казначейству Министерства финансов Республики Беларусь;
- местных бюджетов — главным финансовым управлениям облисполкомов, финансовым отделам соответствующих районных (городских) исполнительных комитетов на территории областей;
- анализируют и обобщают информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- обеспечивают ведение реестра распорядителей (получателей) средств республиканского, местных бюджетов, бюджета Союзного государства и иных государственных средств, лицевых счетов органов взыскания по доходам республиканского бюджета;
- обеспечивают исполнение договоров об условиях выдачи и возврата бюджетных ссуд, займов, кредитов за счет средств республиканского бюджета, а также по платежам, произведенным в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь, в разрезе получателей, и осуществляют учетные операции, связанные с их выдачей и возвратом;
- взаимодействуют с банками, налоговыми, таможенными, местными финансовыми и другими заинтересованными органами;
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства по исполнению республиканского и местных бюджетов, при использовании иных государственных средств, оказывают методическую помощь распорядителям и получателям средств бюджета по исполнению республиканских и местных бюджетов;
- в случае и порядке, предусмотренных актами законодательства, предъявляют к ознакомлению контролирующим (надзорным) органам подлинные документы и счета, в том числе валютные, представляют сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, а также по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;