Совершенствование деятельности Министерства финансов в сфере управления финансами

  • руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия;
  • распределяет обязанности между заместителями Министра;
  • вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • руководит деятельностью Федерального казначейства;
  • утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
  • назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и т.д.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия (ст. 11 Положения) в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.

Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.

Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Акты Министерства финансов Российской Федерации:

Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

19 стр., 9375 слов

Управление финансами

... финансами. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики; и управление финансами ...

Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

Такими специальными органами являются:

Счетная палата — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.

Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.

Миссией Минфина России является обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Российской Федерации.

Стратегическими целями Минфина России и подведомственных ему федеральных служб являются:

1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации.

2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны.

3. Формирование и функционирование эффективной налоговой системы.

4. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами.

6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы.

Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы.

7 стр., 3476 слов

Место финансов домохозяйств в финансовой системе Российской Федерации

... отношений; раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций; выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств; обобщить полученный материал и выявить роль финансов домохозяйств в финансовой системе РФ Впервые ... хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйств, по мнению современных экономистов, занимают важное место и являются третьим звеном финансовой системы. В данной работе будет ...

Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых для эффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственной власти. При этом должны быть обеспечены макроэкономическая стабильность и эффективное функционирование налоговой системы, создающие условия для устойчивого экономического роста.

Минфин России продолжает реализацию программы антикризисных действий Правительства Российской Федерации в рамках Плана по реализации Основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год. В частности, в рамках данного плана Минфин России продолжает осуществлять меры, направленные на повышение эффективности управления общественными финансами.

В 2010 году Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовил Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и План мероприятий по ее реализации в 2010 году, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1101-р.

Вторая цель — поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны. Данная цель Минфина России соответствует одной из основных задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 года. Мероприятиям, направленным на достижение данной цели, посвящен раздел «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации» Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

Третья цель — формирование и функционирование эффективной налоговой системы — также соответствует основным направлениям налоговой политики, выделенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 – 2013 годах от 29 июня 2010 года. Реализация данной цели предполагает поиск возможностей для повышения доходов бюджетной системы, прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов, а также путем оптимизации налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь, инновационной направленности.

Четвертая и пятая цели предполагают выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом и исходя из максимально эффективного выполнения расходных обязательств, администрируемых Минфином России. Обеспечение прозрачности и надежности финансовой системы создает необходимые условия для достижения всех целей деятельности Минфина России.

Необходимо рассмотреть принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами, которые включают:

1.Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность, в том числе:

1.1. Общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов

1.2. Открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов

3 стр., 1431 слов

Расходы бюджетов субъектов российской федерации, их оптимизация

... роли расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения, представленная тема курсовой работы видится одной из наиболее актуальных. Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы. ...

1.3. Наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности

1.4. Рассмотрение и утверждение законодательными органами основных показателей бюджетной отчетности

1.5. Формирование и предоставление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межстрановых, межрегиональных и межведомственных сравнений

2.Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов, в том числе:

2.1. Прогнозирование основных бюджетных параметров (в том числе долговой нагрузки) на средне — и долгосрочную перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики

2.2. Реалистичность и надежность экономических прогнозов (в том числе уровня доходов и долговой нагрузки) и предпосылок, являющихся основой бюджетного планирования

2.3. Наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости (допустимости) налоговой и долговой нагрузки

2.4. Систематический анализ и оценка рисков в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов федерального бюджета (с выделением в случае необходимости доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры)

2.5.Создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных (резервных) фондов и фондов будущих поколений

3.Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений, в том числе:

3.1. Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные, прозрачные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между публично-правовыми образованиями

3.2. Сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично-правовых образований

3.3. Возможность и заинтересованность для региональных и местных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы, исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ

3.4. Объективная, формализованная и прозрачная система предоставления финансовой помощи публично-правовым образованиям

3.5. Наличие стимулов для повышения эффективности управления региональными и местными финансами и санкций, при необходимости обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований

4.Консолидация бюджета и бюджетного процесса, в том числе:

4.1.бюджетный процесс организован как форма (способ) исполнения расходных обязательств, в том числе с нормативно установленными особенностями в отношении расходных обязательств и (или) бюджетных ассигнований разных типов

4.2. Все доходы и расходы отражаются в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов, в бюджетной системе отсутствуют внебюджетные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов, а также стабилизационных/резервных фондов и фондов будущих поколений)

4.3. Планирование и исполнение текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур

12 стр., 5963 слов

Формирование территориальных бюджетных доходов

... бюджетов. 3. Провести анализ доходов бюджета Свердловской области на 2007год и исполнения их в течение года. 1. РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Сущность территориальных бюджетов Государственная бюджетная ... установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ. 6. ...

4.4. Функционирование эффективной системы проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств

4.5. Четкое и однозначное определение ответственности и полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих выработку и реализацию бюджетной политики, в том числе организацию составления и исполнения бюджета

5.Среднесрочное финансовое планирование, в том числе:

5.1. Составление и утверждение бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу

5.2. Наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок

5.3. Наличие и применение формализованных методов расчета (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой, в том числе социальных трансфертов населению и бюджетных программ (действующих расходных обязательств разных видов)

5.4. Наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках принятых бюджетных проектировок и ограничений

5.5. Установление для субъектов бюджетного планирования «потолков» (лимитов) бюджетных ассигнований на среднесрочный период.

6.Бюджетирование, ориентированное на результат, в том числе:

6.1. Наличие у каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики