Международные экономические организации

ВВЕДЕНИЕ

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает в себя многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Актуальность работы выражена, несомненно, и в том, что Российская Федерация является членом крупных и влиятельных международных финансовых организаций развития, в том числе двух международных бан­ков развития – МБРР и ЕБРР, и в настоящее время активно сотрудничает с этими международными организациями.

Объектом исследования являются особенности функционирования международных финансовых организа­ций развития.

В качестве предмета исследования выбрана деятельность международных экономических организаций.

Цель работы — исследование особенностей функ­ционирования международных кредитно-финансовых институтов, а также обоснование сходства и различий, которые существуют в деятельности рассматриваемых структур.

Задачи работы:

1) выявление основных тенденций в деятельности международных экономических организаций;

2) исследование принципов деятельности этих организаций, видов и способов проведения операций.

Источниковую базу работы составляют труды А.Б. Альтшулера, К.А. Бекяшева, Г.М. Вельяминова, Т.М. Ковалевой, ЮМ. Колосова и других.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА

1.1. Международный банк реконструкции и развития

Данный финансовый орган был создан в 1945 году с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов правительствам или путем гарантий займов, полученных из других источников.

15 стр., 7117 слов

Международные финансово-кредитные организации

... задачи: 1. рассмотреть деятельность глобальных финансово-кредитных организаций; 2. выявить роль региональных финансовых институтов; 3. проанализировать проблемы развития международных кредитных организаций; 4. предложить пути реформирования международных кредитных организаций. Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных исследователей, статьи из ...

Этот Банк предоставляет займы на широкой коммерческой основе для специальных проектов или для более общих целей социального развития. Средства для займов мобилизуются на международных денежных рынках.

Руководящим органом МБРР является Совет управляющих, в состав которого входят по одному представителю от каждой страны. Совет управляющих, в свою очередь, делегирует наибольшую часть своих полномочий 22 исполнительным директорам, из которых 5 назначаются крупнейшими акционерами банка (США, Великобританией, Германией, Францией и Японией), а остальные избираются др. членами банка. При голосовании каждый член банка пользуется правами, приблизительно пропорциональными внесенному капиталу. Текущей деятельностью руководит Директора, состоящий из 22 директоров-исполнителей, из которых 7 назначаются (представляют США, Англию, Францию, ФРГ, Индию, КНР и Россию), а остальные избираются членами Банка. Директорат возглавляет Президент Банка, которым по традиции является американец.

Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Первоначально капитал составлял 10 млрд. долл. США, но в дальнейшем в связи с необходимостью расширения его кредитной деятельности по­требовалось неоднократно увеличивать подписной капитал, который в 2006 г. достиг почти 260 млрд. долл. США. Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на сумму более 10 млрд. долл. Поскольку МБРР имеет высокую репута­цию, а облигации приносят солидный доход (около 7% годовых), частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свобод­ные капиталы в облигации МБРР.

Размеры взносов определяются в зависимости от экономического и финансового веса каждой страны и пропорциональны ее участию в МВФ.

Банк вместе с его филиалами – Международной ассоциацией развития и Международной финансовой корпорацией – часто называется Всемирным банком (World Bank); им владеют правительства 151 страны. Эти страны должны также быть членами Международного валютного фонда.

Международный банк реконструкции и развития изначально был образован для оказания целевой финансовой, кредитной помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов и программ своего промышленного, аграрного, инфраструктурного развития.

После создания этого банка определился крен в сторону направления его деятельности на финансовую поддержку экономического благосостояния развивающихся стран. При этом требовалось не только предоставление кредитов развивающимся государствам как таковым (что входило в уставные функции МБРР), но и непосредственно их частному сектору.

В настоящее время МБРР концентрирует внимание, главным образом, на развивающихся странах, а также на государствах Центральной и Восточной Европы.

Основные направления его деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, включая их подготовку, техническое и финансово-экономическое обоснование.

Процентная ставка по займам МБРР развивающимся странам пересматривается каждые шесть месяцев. В настоящее время она составляет около 6% годовых. Займы предоставляются под гарантии правительства государства-члена. Выплаты по обслуживанию займов, как правило, начинаются через пять лет после их предоставления, а весь срок погашения не превышает 15-20 лет.

12 стр., 5978 слов

Международный банк реконструкции и развития основные функции ...

... МБРР. 2. Описать операции, проводимые МБРР. 3. Охарактеризовать отношения МБРР с развивающимися странами. Объектом работы является Международный Банк ... 2012. - С.467 Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая ... Всемирного банка и Международного валютного фонда по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в ...

Часть средств, которые МБРР дает взаймы развивающимся странам, Банк получает в качестве взносов от стран – членов, однако большую часть этих средств Банк получает за счет продажи своих облигаций на мировых финансовых рынках.

Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные. Стабилизационные займы предназначаются для покрытия временного дефицита платежного баланса и дефицита государственного бюджета, возникающих при проведении странами-заемщицами политики макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Инвестиционные – предоставляются на осуществление проектов рационального и эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов стран-заемщиц.

Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров для каждого из них страновой стратегии помощи, готовящейся на основе анализа экономического и социального положения страны, ее потребностей в заемных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством и согласуемых с Банком приоритетов развития.

Как и в рамках МВФ, в МБРР за время его существования были разработаны и приняты специальные кредитные схемы, в том числе:

  • реабилитационный кредит, обычно предоставляемый единовременно при вступлении новой страны в МБРР и при наличии определенных, кризисных и т.п. ситуаций в
  • целевые кредиты для финансирования конкретных народнохозяйственных проектов, на проведение земельных, налоговых, приватизационных и т.п.

реформ;

  • кредиты на программы по структурному преобразованию (PAS) в отдельных отраслях экономики, в инфраструктуре и т.п. Предоставляются с 1980 г. и аналогичны механизмам структурного урегулирования (FAS и FASR) в рамках МВФ;
  • так называемые займы «В» (с 1983 г.) представляют собой пилотные программы в рамках расширения совместного финансирования с частными коммерческими банками структурных преобразований в развивающихся странах.

В целом займы банка можно разделить на две категории:

  • займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком;

— займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

МБРР постепенно расширял практику от предоставления займов для финансирования отдельных производственных и инфраструктурных проектов в развивающихся странах до финансирования комплексных системообразующих программ.

В разные годы основными получателями кредитов МБРР были Бразилия, Израиль, Египет, Россия, другие, в том числе особенно развивающиеся страны.

В настоящий момент Банк осуществляет стратегическую реформу, основные цели которой: увеличение эффективности ссудных и других операций, повышение качества и расширение круга предоставляемых услуг, сокращение расходов, децентрализация деятельности и пр.

8 стр., 3588 слов

Роль доллара в развитии международных экономических отношений

... перспектив роли доллара в условиях посткризисного развития мировой валютной системы представляется актуальным и для российской экономики, стремящейся эффективно участвовать в процессах финансовой глобализации. Перспективы доллара на ... ниже, чем у стран еврозоны и Великобритании.6 В последние годы возросла роль Казначейских ценных бумаг в привлечении иностранного капитала, составивших в 2009 г. 21% ...

С начала своей деятельности до 2000 года МБРР выдал займов на сумму в 302,840 миллиардов долларов США 128 странам.

Всего МБРР участвовал в 131 проекте в 39 странах. Его чистая прибыль составила более 1,5 миллиардов долларов США. Наиболее крупными заемщиками МБРР являлись Аргентина (3,2 миллиардов долларов США), Индонезия (2,7 миллиардов долларов США), Китай (2,1 миллиардов долларов США), Южная Корея (2 миллиардов долларов США) и Россия (1,93 миллиардов долларов США – 3 займа).

В рамках инициативы МБРР/МВФ по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран с чрезмерным бременем внешнего долга изучаются возможности оказания экстренной помощи таким государствам, которая может включать поэтапное сокращение значительной части (от 67% до 90%) их задолженности. МБРР взял на себя твердые обязательства по финансированию своего участия в Инициативе.

Банк активно занимался проблемами охраны окружающей среды, участвовал в финансировании национальных планов природоохранных мероприятий.

Нельзя не отметить тесное сотрудничество между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития. Первый займ банк Россия получил в 1993 году (600 миллионов долларов).

Он был направлен на восстановление экономики и поддержку реформ. В 2003-2006 годах сотрудничество МБРР с Россией осуществлялось на основе программы «Стратегия помощи», утвержденной в 2002 году. Ее основные направления – улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В рамках этой стратегии МБРР предоставил России займы на сумму более 480 миллионов долларов в 2003 году и на 100 миллионов долларов в 2004 году. В марте 2005 года Совет директоров МБРР утвердил еще ряд проектов для России на общую сумму более 900 миллионов долларов и продлил действие программы на 2006 финансовый год. Следующая программа МБРР для России стала именоваться «Стратегией партнерства», ее подготовка завершилась в 2006 году.

1.2. Международная ассоциация развития

В 1960 году появилось дочернее предприятие МБРР – Международная ассоциация развития (МАР).

Задача МАР – оказание помощи наиболее бедным развивающимся государствам посредством предоставления как самим государствам, так и частному сектору беспроцентных кредитов для подъема их экономики и уровня жизни, со сроками погашения до 35-50 лет. Источники финансирования МАР – отчисления прибылей МБРР, взносы государств-членов, взносы наиболее богатых государств.

В сущности, международная ассоциация развития (МАР) – это одно из учреждений в составе Группы Всемирного банка, через которое Банк выдает кредиты на льготных условиях. МАР выдает долгосрочные кредиты по нулевой процентной ставке беднейшим странам мира. Она способствует приумножению человеческого капитала, разработке политики, становлению учреждений и развитию физической инфраструктуры, что чрезвычайно необходимо этим странам для обеспечения более быстрого экологически устойчивого экономического роста.

Целью МАР является устранение неравенства между странами и внутри стран, особенно в плане доступа к начальному образованию, элементарному медицинскому обслуживанию, водоснабжению и канализации, а также обеспечение доступа большего количества людей к общественным благам за счет повышения производительности труда.

20 стр., 9831 слов

Всемирный банк и его роль в развитии системы международных отношений

... -е гг. направлялись на развитие транспорта, сельского хозяйства, инфраструктуры именно в данном регионе. К 1965 году обязательства по заключенным контрактам Банка превысили сумму в 1 млрд. долларов. Период с 1968 по 1981 год охарактеризовался для Всемирного банка ...

МБРР и МАР управляются в соответствии с одними и теми же процедурами. У них общий персонал, общая штаб-квартира, они возглавляются одним и тем же президентом и используют одни и те же строгие стандарты, оценивая различные проекты. Разница лишь в том, что МАР берет свои деньги из другого «ящика». Для того, чтобы вступить в МАР, страна должна быть членом МБРР. Членами МАР являются 164

МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения в 2006 году составлял менее 870 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР. В настоящее время 81 страна имеет право занимать средства у МАР. Общая численность населения этих стран составляет 2,5 млрд. человек, т.е. половину населения развивающихся стран. Приблизительно 1,1 млрд. человек, проживающих в странах, получающих кредиты от МАР, живут менее чем на 1 долл. США в день. Некоторые страны, такие как Индия и Индонезия, имеют право на получение кредитных ресурсов МАР в силу своих низких доходов в расчете на душу населения, являясь, однако, достаточно кредитоспособными для того, чтобы получать определенные ресурсы от МБРР. Эти страны называют «смешанными заемщиками».

Предоставление права на получение кредитных ресурсов от МАР представляет собой временный механизм, открывающий бедным странам доступ к достаточному объему ресурсов, до тех пор, пока эти страны не смогут получить на рынках капитала средства, необходимые им для инвестиций. По мере того как экономика этих стран растет, они теряют право на получение ресурсов от МАР. После этого средства полученных ранее и погашаемых ими займов позволяют МАР выдавать новые займы другим бедным странам. За весь период существования МАР двадцать три страны, экономические системы которых развивались и росли, перешагнули порог, дающий право на получение кредитных ресурсов от МАР. К числу таких стран, которые к настоящему времени потеряли это право, относятся Китай, Коста-Рика, Чили, Египет, Марокко, Таиланд и Турция.

Сроки погашения кредитов МАР составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, однако взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процентов фактически выделенных средств. В 2006 финансовом году (который завершился 30 июня 2006 года) общая сумма кредитов, утвержденных МАР, составила 8,5 млрд. долл. США, из которых фактически было выделено 6,8 млрд. долл. США. Начиная с 1960 года МАР выделила кредитов на общую сумму 135 млрд. долл. США. МАР выделяет в среднем около 6-7 млрд. долл. США в год на проекты развития различных видов, особенно на те, которые имеют целью удовлетворение основных потребностей населения, таких как начальное образование, элементарное медицинское обслуживание, доступ к чистой воде и пользование канализацией. Кроме того, МАР финансирует проекты, целями которых являются охрана окружающей среды, создание более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, построение необходимой инфраструктуры и поддержка реформ, направленных на либерализацию экономических систем стран. Все эти проекты способствуют экономическому росту, созданию рабочих мест, повышению доходов и уровня жизни.

МАР выделяет средства каждой из стран-заемщиков в размере, пропорциональном уровню доходов в данной стране, и наблюдает за тем, насколько эффективно осуществляются управление экономикой и реализация проектов, финансируемых средствами МАР.

3 стр., 1407 слов

Функции корпоративных финансов. Их развитие в современных финансовых условиях

... целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости. Финансы корпораций (предприятий) служат важным звеном в рыночной экономической системе, поскольку именно на этом уровне создаются основные денежные ресурсы страны. Финансовые ... на предприятии целевых фондов денежных средств (уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и др.); возникающие между предприятиями (в ...

Учитывая изменения, произошедшие за последнее время в процессе международного развития, МАР укрепляет связи со странами-заемщиками и другими партнерами по развитию.

Документы по стратегии сокращения бедности (ПРСП), составляемые правительствами стран-членов МАР с участием гражданского общества, частного сектора и других заинтересованных сторон, дают возможность привести стратегии деятельности доноров в более полное соответствие со стратегиями, разработанными в странах.

1.3. Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) является юридически и финансово самостоятельным филиалом МБРР со статусом специализированного учреждения ООН. МФК работает на коммерческой основе и источниками ее финансирования являются взносы стран-членов в уставный капитал, кредиты, получаемые от Всемирного банка и на международных финансовых рынках, отчисления от прибылей и т.п. МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей. МФК – член группы организаций Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия).

Усилия МФК направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организаций Всемирного банка – повышение качества жизни населения в развивающихся странах-членах. Созданная в 1956 году, МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

В которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Корпоративные полномочия в МФК принадлежат Совет управляющих, в который страны-члены назначают своих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Разрешенный к выпуску объем уставного капитала МФК составляет 2,45 млрд. долл. США.

Совет управляющих многие из своих полномочий делегирует Совету директоров, который состоит из исполнительных директоров МБРР и в котором представлены страны-члены МФК. Все проекты подлежат рассмотрению Советом директоров.

Текущую деятельность осуществляет Директорат. Он состоит из 24 дирек­торов Всемирного банка, чьи страны одновременно являются членами МФК.

Президент МФК по должности является председателем директората МФК. За текущую деятель­ность отвечает исполнительный президент.

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в ус­тавной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвра­щенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

43 стр., 21194 слов

Активно обсуждается в публикациях ряда периодических изданий ...

... например, в журнале «Эксперт»), справедливо отмечается в средствах массовой информации и слабое использование в прогнозировании экономико-математических моделей. Исходя из анализа проблем прогнозирования развития экономики страны, к ... угрозы. В современной прогностике можно выделить четыре вида прогнозов: 1) Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее ...

МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и То­кио. Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Ев­ропе, а также консультативные бюро по разработке проектов (Project Develop­ment Facilities).

Координируя свою деятельность во многих областях с другими учреждениями, входящими в группу Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и финансовом отношениях, имеющей свои статьи соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.

1.4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям

Агентство было основано в 1988 году как филиал Всемирного банка, однако в финансовом отношении является независимым. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. Оно входит в систему ООН как специализированное учреждение. Членами МАИГ являются 134 государства (в том числе Россия).

Высший орган – Совет управляющих, который может делегировать свои полномочия директорату МАИГ за исключением некоторых особо важных функций. Директорат МАИГ состоит из 20 представителей стран-членов и координирует оперативную деятельность МАИГ. Председателем директората является президент МБРР.

Основной источник финансирования деятельности МАИГ – основной капитал. Согласно конвенции МАИГ, промышленно-развитые страны-члены должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал.

Подписной капитал МАИГ поступает от 167 государств-членов. Задачи МАИГ заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Основная цель учреждения – поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах. МАИГ также занимается страхованием инвестиций, а также предоставляет гарантии инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулировании претензий. Агентство содействует притоку иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя страхование (гарантии) иностранным частным инвесторам от некоммерческих (то есть политических) рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, военными действиями и гражданскими беспорядками. Оно также оказывает техническую помощь странам в распространении информации об инвестиционных возможностях. Так, в 2006 финансовом году Агентство предоставило гарантий на 1,5 млрд. долл. США, а за время своего существования с 1988 г. им было выдано гарантий на общую сумму 13,4 млрд. долл. США.

МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий – неконвертируемость валюты, экспроприация, война и гражданские волнения, нарушение контракта.

12 стр., 5585 слов

Кредитование банками внешнеэкономической деятельности предприятия

... внешнеэкономической деятельности, выявление проблем и перспектив развития на современном этапе. В курсовой работе представлены наиболее важные аспекты практической деятельности банков по кредитованию внешнеэкономических предприятий. Курсовая работа ... обязан использовать ссуду исключительно для закупок товаров в стране-кредиторе. Банковское кредитование наиболее разнообразно по своим формам ...

Поддерживаемые МАИГ проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, – новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Выводы по разделу

Международные экономические организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Их объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование международных экономических отношений, в том числе валютно-кредитных и финансовых. И к ним, прежде всего, относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации Европейского Союза.

Количество международных финансовых организаций развития постоянно растет, что говорит об эффективности деятельности данного да организаций. На их примере можно проследить, как изменяются функции международных финансовых организаций, расширяется их ком­петенция в области демографической политики, защиты окружающей сре­ды, развития образования и науки.

2. ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

2.1. Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году, когда в Центральной и Восточной Европе рушились коммунистические режимы, а бывшие страны советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии.

Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 27 странах – от Центральной Европы до Центральной Азии.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации.

Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства.

ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Членами ЕБРР являются более 30 государств, в том числе и Россия.

Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен: способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода; брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка; применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

24 стр., 11810 слов

Участие России в международных финансовых организациях

... как рядовые участники международных валютно-финансовых и кредитных отношений, действующих в обычном режиме финансового рынка. Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных финансовых организаций в экономики России. В соответствии с поставленной ...

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Основная цель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) состоит в том, чтобы содействовать переходу к отрытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, признающих принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и приводящие их в жизнь.

Наиболее важной задачей ЕБРР стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР в период изменения политической системы: при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Дру­гие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).

Функциями ЕБРР являются:

  • содействие через частных и иных заинтересованных инвесторов налаживанию, совершенствованию и расширению продуктивной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, в частности, малым и средним предприятиям;
  • привлечение внутреннего и иностранного капитала, а также управленческого опыта для достижения целей Банка;
  • содействие продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сфер услуг и финансов и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для поддержки частной и предпринимательской инициативы, способствуя тем самым созданию конкурентного климата и повышению производительности труда, уровня жизни, а также улучшению условий труда;
  • оказание технического содействия в подготовке, финансировании и осуществлении соответствующих проектов как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ;
  • стимулирование и поощрение рынков развития капитала;
  • поддержка обоснованных и экономически жизнеспособных проектов, в которых принимает участие более одного члена-получателя;
  • содействие в своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию.

При исполнении этих функций ЕБРР работает в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом, Международным Банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Организацией экономического сотрудничества и развития. По Уставу ЕБРР, кредиты для частного сектора должны составлять 60%, а для государственного сектора – 40% всех предоставляемых Банком займов.

Средства предоставляются преимущественно на совершенствование инфраструктуры стран-заемщиков, транспортных и коммуникационных сетей.

Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т.д. Банк стремится помогать выполнять структурную перестройку национальных экономик, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию, принимая во внимание специфические потребности стран на различных стадиях переходного периода. ЕБРР осуществляет поддержку частного сектора, содействует укреплению финансовых и правовых институтов, разработке инфраструктуры необходимой для развития частного сектора.

В Европейском союзе ЕБРР осуществляет ряд различных проектов: инвестиции на развитие конкретных предприятий, определенных отраслей производства (энергетики, продовольственного сектора и т.д.), а также проекты, направленные на изменение структуры хозяйства (банковский сектор, сектор малого бизнеса).

При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.

Характерными чертами ЕБРР, отличающими его от других международных финансовых институтов, являются следующие:

1. ЕБРР стал первым и пока единственным международным финансовым учреждением, чьи усилия целиком и полностью направлены на формирование и ускорение процессов политических и экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР связывает предоставление своего финансового содействия с результатами преобразований в процессе переходного периода, темпами и глубиной реформ, стараясь существенно влиять на эти процессы. При этом Банк берет на себя право оценивать степень демократизации страны-заемщика, а также обязанность вырабатывать критерии для оценки результатов демократизации. Однако при этом демократия и рыночная экономика не являются для Банка самоцелью. ЕБРР претендует на роль аналитического центра, вырабатывающего принципиально новый подход к предоставлению доступа к европейским финансовым ресурсам.

2. ЕБРР стал первым и в настоящее время единственным международным финансовым учреждением, которое взаимодействует и с частным, и с государственным сектором экономики, причем это взаимодействие четко регламентировано – 60 % и 40% соответственно.

3. ЕБРР обладает уникальной (за исключением Международной финансовой корпорации) возможностью проникать в национальную экономику в форме прямого участия в акционерном капитале компаний.

4. Всей своей деятельностью ЕБРР содействует экологически здоровому развитию национальной экономики и защите окружающей среды.

Другой характерной особенностью ЕБРР является сочетание в нем целого ряда самостоятельных функций:

  • банка развития, предоставляющего техническую помощь, льготные кредиты и другие виды финансового содействия, разрабатывающего концепцию структурной перестройки экономики, находящейся в переходном периоде;
  • политической структуры, выдвигающей политические условия при предоставлении финансового содействия, вырабатывающей критерии оценки демократизации тоталитарного общества в переходный период, контролирующей эти процессы и активно им содействующей;
  • коммерческого банка, который руководствуется здоровыми банковскими принципами и стремлением сделать свою работу прибыльной;
  • интеграционной структуры, объединяющей интересы стран Западной и Восточной Европы на взаимовыгодной основе.

стран бывшего Советского Союза стать полноправным членом ЕБРР было продиктовано, в первую очередь, необходимостью создать новый международный финансовый институт для того, чтобы получить поддержку экономическим и политическим преобразованиям в стране

После подписания в декабре 1991 года в Алма-Ате документа, означавшего прекращение Советского Союза и образование 11 независимых государств, возник вопрос о разделе квоты СССР (6% уставного капитала) между ними.

В результате Россия получила 4% уставного капитала ЕБРР, между остальными независимыми государствами будет распределено 2%, а Литва, Латвия и Эстония получат свою долю из нераспределенных акций. В 1991 году еще не был решен вопрос о вступлении СССР, а затем России в МВФ и МБРР, в то время как в ЕБРР Советский Союз, а впоследствии, Россия были представлены полноправным членом, и реальное содействие со стороны МФИ, так остро необходимое отечественной экономике, можно было получить лишь со стороны ЕБРР. [11]

В сентябре 1991 года был утвержден краткосрочный план действий ЕБРР в нашей стране. На основании этого плана были определены следующие приоритетные области содействия экономики: приватизация и становление мелкого и среднего предпринимательства, финансовый сектор, энергетика, телекоммуникации, распределение сельскохозяйственной продукции.

ЕЕБРР предлагает широкий перечень услуг по финансированию на рыночной основе, включая:

  • кредиты (обеспеченные или банковые, субсидированные, с правом конверсии в акции) с максимальным общим сроком 10 лет для коммерческих предприятий и 15 лет для проектов в области развития инфраструктуры;
  • инвестиции в уставной капитал;
  • гарантии и участие в подписке и покупке долговых обязательств.

ЕБРР не выставляет гарантий по экспортным кредитам и не выполняет страховых операций. Кредиты обычно предоставляются в свободно конвертируемой валюте или валютных единицах, и Банк обычно не принимает на себя валютный риск при их погашении.

Банк имеет более высокую процентную ставку по сравнению с другими международными финансовыми институтами. Процентные ставки ЕБРР устанавливает, исходя из маржи сверх базовой рыночной ставки (обычно ЛИБОР).

Кредиты могут предоставляться с плавающей процентной ставкой или используются операции своп, с фиксированной ставкой и обычными положениями о пересмотре условий. Размер маржи зависит от конкретных условий кредита. Банк взимает комиссию при заключении кредитного соглашения и комиссию за обязательство с неиспользованной части кредита.

В области инвестирования ставится задача получения высокой возвратности капиталов Банка и заемных средств при одновременном ограничении процента рисков, которые оговариваются в каждом конкретном случае.

Сумма инвестиций в акционерные капиталы не должна превышать оплаченного подписного капитала ЕБРР, общего резерва и излишков. Советом директоров приняты конкретные директивы по ограничению рисков путем установления предела финансового участия Банка: для конкретной страны – 10% ликвидных активов банка, для финансирования конкретного проекта – 35% его стоимости. При этом взимаемые процентные ставки несколько выше обычных рыночных ставок. Кредитные маржи диверсифицируются по стране-заемщику, по срочности предоставления средств, а также учитывая рыночные условия, предлагаемые другими кредиторами.

ЕБРР предпочитает вкладывать деньги в тщательно разработанные проекты стоимостью не менее 5 миллионов долларов под соответствующие гарантии. Решение о финансировании конкретных проектов Правление Банка принимает после их тщательной экспертизы, установления подлинного значения проекта для национальной экононимки, его экономической эффективности и лишь затем определяются условия предоставления кредитов (льготные или обычные).

В среднем, процедура оценки растягивается на 2 месяца. Но Банк не берет на себя ответственность за управление проектом, поэтому главное внимание уделяется способностям управленческой команды.

Кроме того, Банк предъявляет жесткие требования к степени проработки проекта финансирования, считая, что все предложенные проекты должны иметь обоснованные бизнес-планы, в которых отражены основные требования Банка: наличие у заемщика товаров или услуг с высокой конкурентоспособностью, финансовая жизнеспособность предприятия, наличие надежной технологии и обязательств иностранного партнера на значительные капиталовложения, учет охраны окружающей среды и некоторые другие.

В отличие от коммерческих кредитов, финансы развития предназначаются для государственных, общественных и прочих некоммерческих организаций. Финансы развития направляются на программы консультирования, развития общественной инфраструктуры, поддержку выполнения других социально значимых проектов. Доступ к финансам развития открыт на основе тендера, в ходе которого дается оценка предложения с финансовой, экономической, технической и экологической точек зрения. Выделение финансов предполагает наличие государственной гарантии.

Для финансирования малых проектов (до 5 миллионов долларов США) ЕБРР создал несколько региональных инвестиционных фондов. Из них первыми стали два: Смоленский и Уральский. Эти фонды переданы в управление иностранным компаниям, выигравшим международный тендер.

ЕБРР оказывает техническое содействие в проведении политических и экономических реформ. Банк принял решение мобилизовать безвозмездное финансирование из внешних источников, создав фонды сотрудничества для стран Европейского союза.

ЕБРР оказывал также поддержку России в разработке республиканских программ приватизации, действуя совместно с группой Комиссии европейского сообщества и Всемирного банка.

ЕБРР разработал программу кредитования малого бизнеса в России. К этой программе подключены «СБС-Агро», Сбербанк России, Инкомбанк, банк «Российский кредит», Пробизнесбанк, Мосбизнесбанк, «Золото-платина банк» (Екатеринбург), Уралпромстройбанк (Екатеринбург) и дургие кредитные учреждения.

Средства ЕБРР не могут идти на производство и оборот спиртных и табачных изделий, финансирование оборотного капитала торговых операций, спекулятивные операции с ценными бумагами, игорный бизнес, ломбардное кредитование, производство вооружений экологически вредное производство. Есть у ЕБРР и другие ограничения. Так, фирма считается малым предприятием, если в ней работает не более 50 человек. Кредит до 125 000 долларов может получить только компания, в которой работают 20-50 человек. При этом доля участия государства, общественных или иностранных организаций в капитале не должна превышать 49%. Так, по программе кредитования малого бизнеса в России по линии ЕБРР в 1997 году выдано 300 миллионов долларов. [12]

Основные сферы деятельности мелкого бизнеса, у которого больше шансов получить ссуду от российского банка: торговля, производство продуктов питания, строительство и производство стройматериалов и мебели, услуги закупка медикаментов и медицинского оборудования.

Предусмотренное программами ЕБРР содействие в реорганизации финансовой системы включает внедрение в практику российских финансовых организаций международно-признанных бухгалтерских и аудиторских правил и стандартов, разработку юридически обоснованных инструкций и предписаний, другой документации, методов управления банковской деятельностью, организацию систематического обучения специалистов по банковским операциям, биржевому делу, специалистов в области страхования. С этой целью при содействии ЕБРР в Москве создана Международная школа финансовых и банковских операций, периодически проводятся тематические семинары.

Руководство ЕБРР проявляет готовность оказывать помощь и в разработке законов, регулирующих хозяйственную деятельность страны, в том числе деятельность предпринимателей, фондовых бирж, инвестиционных фондов, законов, гарантирующих права собственности и предусматривающих упрощение процедур, необходимых для привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, ЕБРР способствует созданию и формированию частного сектора в Российской Федерации, переходящей от централизованной экономики к рыночной, от тоталитарного общества к демократическому, в отличие от других международных финансовых институтов, действующих в странах региона, как правило, традиционными методами, которые они используют в зрелой рыночной экономике.

2.2. Банк международных расчетов

Банк международных расчетов (БМР) занимает важное место в международной валютно-финансовой сфере. Он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. БМР объединяет центральные банки практически всех европейских государств, а также Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70 центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР.

Разработанные в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью стали с 1992 года обязательными для всех коммерческих банков-членов ОЭСР.

Банк был создан в 1930 в Базеле (Швейцария) центральными банками Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, тремя частными банками США во главе с банкирским домом Морганов и японскими частными банками.

Учреждение БМР было предусмотрено Гаагской конвенцией (планом Юнга, 1930).

Банку было поручено принимать и выплачивать германские репарационные платежи, включая расчеты за поставки натурой, и оплачивать межсоюзнические долги, осуществлять операции, связанные с займом Юнга, главным образом США, и обслуживать платежи по займам Дауэса и Юнга.

В связи с прекращением платежей по репарациям и военным долгам с 1931 характер деятельности банка меняется. БМР покупает и продает золото и иностранную валюту, принимает от центральных банков на хранение золото, предоставляет и получает от них ссуды под залог золота или легко реализуемых краткосрочных обязательств, включая казначейские векселя, покупает и продает котирующиеся на бирже облигации.

Банк не имеет права выпускать банкноты, оплачиваемые по предъявлению, акцептовать тратты (переводные векселя), предоставлять ссуды правительствам, приобретать контроль над предпринимательскими компаниями.

В годы Второй мировой войны 1939-45 в БМР хранилось золото, награбленное фашистами. В банке продолжалось сотрудничество между директорами стран антигитлеровской коалиции (Франции, Англии и США) и фашистских стран.

Валютно-финансовая конференция в Бреттон-Вудсе (1944) приняла решение о ликвидации БМР, но, пользуясь поддержкой реакционных элементов стран-членов банка, он уцелел и стал расширять свои операции.

Европейского платежного союза ,

Международного валютного фонда

Текущими делами банка руководит Совет директоров, в состав которого входят 8 управляющих центральными банками европейских стран: Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов и 5 представителей финансовых, промышленных и торговых кругов, назначаемых этой восьмеркой.

БМР имеет валютно-экономический отдел, осуществляющий исследования в области международных валютно-кредитных отношений. Он выпускает ежегодный обзор, в котором дает информацию и исследования международных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень.

Акционерный капитал в 1930 был установлен в 500 млн. золотых фр., в декабре 1969 увеличен до 1,5 млрд. фр. На 31 марта 1969 оплаченный капитал составлял 125 млн. золотых фр. (1 фр. = 0,29 г чистого золота); баланс составил 14,6 млрд. золотых фр., в том числе вклады центральных банков в золоте – 4,8 млрд. фр., в иностранной валюте – 6,6 млрд. фр., в активе – золото в слитках – 4,0 млрд. фр., ссуды (в большинстве краткосрочные) – 9,0 млрд. фр. [14]

В настоящее время акционерами БМР являются центральные банки и частные лица 30

С определенной степенью условности можно говорить об известной аналогии в профиле его деятельности с МВФ: каждый из двух этих органов был учрежден с целью содействия решению ключевых финансовых проблем, возникших в результате мировых войн (БМР – после первой, а МВФ – второй).

Выводы по разделу

Учрежденный в 1991 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в качестве цели своей деятельности называет не только экономические, но политические требования.

Одной из первых международной финансовой организацией разви­тия стал Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

В даль­нейшем стали создаваться региональные банки развития – Межамерикан­ский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк разви­тия, которые были созданы по образу и подобию МБРР.

В целом сегодня ЕБРР и Банк международных расчетов приобрели статус международного финансового института с высоким кредитным рейтингом. Такой статус открывает ему широкий доступ на международные рынки капиталов, большие возможности для заимствования там средств на льготных условиях.

В стратегии заимствования ЕБРР и БМР сделал акцент на достижение низкой общей стоимости привлеченных средств, одновременно диверсифицируя источники финансирования.

Финансовые средства, получаемые Банками из различных источников, выделялись на поддержку рыночных реформ в России, на содействие решению региональных экономических проблем, формирование, в конечном счете, единого экономического пространства в Европе.

Руководство и эксперты убеждены в том, что лишь европейская интеграция, создание общеконтинентального рынка помогут европейским странам успешно справиться с существующими финансовыми проблемами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует, прежде всего, отметить, что такие международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Банк международных расчетов играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов.

Международный валютный фонд – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в

МВФ устроен по принципу акционерного общества. Его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Возможность каждого участника оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется долей в капитале МВФ. Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда – квоту, выражаемую в международных счетных единицах.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами – казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономики стран-членов.

Россия присоединилась к МВФ в 1992 году. На том этапе развития новых экономических отношений в стране вступление в МВФ открыло более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, так как соглашения с МВФ явились положительным сигналом для других международных инвесторов. Достижение соглашений с МВФ позволило также прийти к договоренностям о переоформлении российской внешней задолженности с Парижским и Лондонским клубами.

Вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию определенные обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических и экономических решений.

Группа Всемирного банка включает следующие международные организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАИГ).

Центральным звеном группы Всемирного банка, безусловно является МБРР, в который входит наибольшее число государств и который имеет самый большой объем операций. Членами этой организации могут быть только страны, принятые в МВФ.

Акционерный капитал банка образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства, исходя из его экономического потенциала. МБРР предоставляет займы или гарантии только суверенным заемщикам, то есть правительствам стран – участниц. За счет займов и гарантий МБРР финансируются отдельные проекты, прошедшие тщательный отбор и проверку специалистами Банка. Эти проекты должны удовлетворять жестким критериям рентабельности и гарантировать существенную отдачу для заемщика.

В качестве наиболее крупной европейской кредитно-финансовой организации следует признать Европейский банк реконструкции и развития, созданный в 1990 году. ЕБРР был образован с целью содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также для поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

Основными целями использования ресурсов ЕБРР при сотрудничестве с Россией были: поддержка нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса; создание региональных венчурных фондов для направления средств в производство потребительских товаров; приобретение акций российских банков, открытие кредитных линий банкам; реализация проекта развития финансовых учреждений; кредитование отдельных рискованных проектов, от которых отказываются частные банки (судостроительство и пр.).

Деятельность кредитно-финансовых организаций позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Кроме того, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. Также возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Несомненно, роль международных кредитно-финансовых институтов огромна для Российской Федерации. Каждый из них имеет собственную специфику функционирования на территории нашего государства. Так, Европейский банк реконструкции и развития поддерживает в России чисто коммерческие проекты. Первое место занимают нефтяные проекты, за ними следуют банковский и финансовый сектор, дальше – транспорт и связь. Кредиты – частью связанные, частью прямо направленные совместным предприятиям, — стимулируют иностранные инвестиции.

Нельзя не отметить такую негативную тенденцию, как недостаточное использование возможностей получения международных кредитов в России.

Так, кредиты МБРР, открытее и распределенные между получателями, на 4/5 остались невостребованными. И Россия уже начала выплачивать штрафы за неиспользование предоставленных кредитов.

К сожалению, следует отметить, что ни один из аспектов сотрудничества России с Западом не подвергается такой критике в российском обществе, как взаимодействие с международными финансовыми институтами.

Нельзя отрицать тот для всех очевидный факт, что МВФ имеет сильные рычаги контроля за действиями российского правительства. Однако этот контроль подчинен только одной цели: вне зависимости от внутренней политической конъюнктуры обеспечить реализацию экономической реформы, направленной на достижение устойчивого роста на неинфляционной основе. Иными словами, сделать российскую экономику привлекательной для масштабного долгосрочного инвестирования.

Этого можно добиться, только следуя современным стандартам взаимоотношений государства, общества и бизнеса, которые приняты в экономически развитых странах, достигших высоких показателей эффективности своей экономики. Именно в этом смысле и следует понимать «зависимость» российского правительства: его вынуждают соблюдать правила поведения, принятые в наиболее преуспевающей части современного мира. Важнейшее из этих правил – наличие прогнозируемой, последовательной и логичной экономической политики. Начиная с 1992 года, российское правительство ежегодно представляет в МВФ меморандум о целях его экономической политики на текущий год и средствах достижения этих целей. Начиная с 1993 года, правительство и Центральный банк в соответствии с требованиями МВФ заключают ежегодные Соглашения об экономической политике. В частности, в последнем из этих соглашений (реализованном, кстати, далеко не полностью) предусматривается возможность приватизированным предприятиям свободно выкупать земельные участки, на которых они расположены, а также и прилегающие к ним участки в случае намерения расширить производство.

Несомненно, что выход России из экономического кризиса невозможен без расширения внешнеторговых связей. В этих целях необходимо создать реальные возможности для массового экспорта производимой на Востоке продукции на западные рынки, придав, таким образом, импульс развитию восточноевропейской экономики.

Предоставление благоприятных возможностей для экспорта топливно-сырьевых товаров, сельскохозяйственной продукции, готовых изделий, включая высокотехнологическую продукцию, в свою очередь, откроет рынки стран СНГ для производителей западных стран. А это возможно, если меры в области внешней торговли России помогут создать эффективную систему взаимных расчетов между торговыми партнерами, и прежде всего между странами Европейского региона и Восточной Европы.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 ноября 2004 года № 132-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве Международного валютного фонда в Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Бобин М.В. Правовые аспекты создания, и деятельности международных финан­сово-экономических организаций Европы. – М., 2001.

3. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

4. Лебедева О.K. Европейский банк реконструкции и развития: правовые вопросы деятельности. – СПб., 2003.

5. Макьюэн Д. Финансовая организация и деятельность МВФ. – Вашингтон, МВФ, 1996.

6. Международное право/Под ред. Ю.М.Колосова, Э.С. Кривчикова. — М., 2000.

7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Красавиной Л.Н.. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8. О совершенствовании сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2007. — № 2.

9. Современный финансово-кредитный словарь/Под ред. М.Г. Лапусты, П.С.Никольского. – М., 2002.

10. Стренина М.А. Международные финансовые институты и их взаимодействие с Россией. – М.: Издательство РУДН, 2006.

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит//Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации. — М., 2006.

13. Шреплер Х.А. Международные организации. – М.: Международные отношения, 2006.