Использование лизинга на примере ОАО «Орджоникидзевское АТП»

  • На современном этапе развития мирового сообщества, который характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному развитию, интеллектуальному капиталу отводится роль непосредственной производственной силы. Процесс глобализации в целом и непосредственно формирование единого информационного пространства способствуют тому, что современные достижения науки, техники и технологии достаточно быстро становятся достоянием всех, занятых в производстве данного товара или услуг, и в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто быстрее и эффективнее внедрит эти достижения в производство. В связи с этим основным направлением развития экономики России является повышения конкурентоспособности ее предприятий, а именно, последовательное претворение в жизнь стратегии инновационного развития.
  • Одним из путей формирования интеллектуального капитала предприятия является использование лизинга. Лизинг ? это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование (предмет лизинга) и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю с последующим переходом права собственности к лизингополучателю.

    Лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Лизинг — это крупный источник капитала, особенно для мелких и средних предприятий, для которых он является более дешевым способом формирования основных фондов по сравнению с покупкой оборудования, а при ускоренной амортизации компании имеют возможность возвратить большую часть капитальных вложений уже в первые годы его эксплуатации.

  • В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
  • Актуальность выбранной темы заключается в том, что для предприятий Российской Федерации целесообразность использования лизинга, включая формирование лизингового рынка, обусловлена неблагоприятным состоянием парка оборудования, поскольку значительный удельный вес имеет морально устаревшее оборудование, низкая эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Лизинг является прогрессивной финансовой технологией, которая обеспечивает высокую степень безопасности сделки, позволяя застраховать себя от непредвиденных потерь.
    9 стр., 4258 слов

    Лизинг на предприятии

    ... на сданном в лизинг оборудовании. Применяется также схема расчетов по лизинговому договору в натуральной форме, о которой говорилось ранее. Такая компенсационная форма может быть полезна для малых предприятий, ... за определенную плату. Использование термина «лизинг» связано с необходимостью выделения особого вида аренды — финансовой. Импульс к развитию лизинговых отношений в России дал Указ Президента ...

    Следует также отметить, что при заключении договора лизинга удовлетворяются интересы обеих сторон, лизинг сглаживает противоречия между субъектами контракта и позволяет арендатору получить возможность использовать дорогостоящую технику без больших начальных капитальных вложений, а также возможность оплатить аренду по мере получения прибыли от эксплуатации арендованного оборудования или машин, ну а арендодатель в свою очередь расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика.

  • Целью данной работы является рассмотрение структуры выплат по финансовому лизингу и экономических преимуществ лизинга на конкретном примере.
  • Достижению заданной цели будет служить выполнение следующих задач:
  • — дать понятие экономической сущности лизинга, субъектов и объектов лизинговых отношений;
  • — оценить преимущества лизинга перед другими формами финансирования;
  • — рассмотреть использование лизинга на примере ОАО «Орджоникидзевское АТП».
  • Объектом исследования данной работы является лизинг. Предметом исследования является сущность лизинга и его экономические преимущества.
  • Для написания работы были использованы научная, нормативно — правовая, учебно-методическая литература, журналы и публикации по лизингу, ресурсы Интернет.

  • лизинг экономический финансирование
  • Глава 1. Понятие и экономическая сущность лизинга
  • 1.1 Определение и сущность лизинга
  • Лизингу, как источнику финансирования приобретения имущества, посвящено большое количество материалов в печатных и электронных источниках.
  • Несмотря на то, что в законодательстве существует чёткое определение лизинга, зачастую при объяснении сути лизинга приходится прибегать к аналогиям и сравнениям с другими, более привычными видами деятельности и формами финансирования. Связано, это прежде всего с тем, что российский рынок лизинга весьма молод (он начал зарождаться в начале 90-х годов XX века) и лизинг, как форма финансирования, ещё не стал привычным инструментом инвестирования в основной капитал.
  • Лизинг является видом инвестиционной деятельности, объединяющей в себе элементы аренды и кредитования Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС,2013. — с. 47.
  • С арендой лизинг роднит факт передачи клиенту в пользование реального имущества, за использование которого лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи.

    Именно поэтому лизинг также называется финансовой арендой. С кредитованием у лизинга также есть много общего. И при кредитовании, и при заключении договора лизинга производится анализ финансового состояния клиента, при этом методы оценки заёмщика одинаковые. Это связано с тем, что лизинговая компания аналогично кредитующему банку инвестирует денежные средства в приобретение конкретного имущества по заявке лизингополучателя и вернуть вложенные в сделку средства — одна из основных задач лизингодателя. Лизинговые компании не заинтересованы в изъятии переданного в лизинг имущества, т.к. в этом случае возникает проблема его реализации в целях погашения средств, направленных на финансирование лизинговой сделки (доля заёмных средств в структуре источников финансирования лизинговых сделок составляет более 70%) Черняев К. Экономическая сущность лизинга и его роль в современных экономических условиях // Экономические науки. — 2009. — №4. -С. 185-187.. Самостоятельной эксплуатацией, сдачей в аренду или иным использованием оборудования, автотранспорта, спецтехники лизинговые компании не занимаются.

  • Принято выделять три основные формы лизинга: финансовый лизинг, оперативный лизинг (или операционный лизинг) и возвратный лизинг Ковалев В.В.
    6 стр., 2629 слов

    Курсовая — Международный лизинг, его характеристика

    ... международный лизинг – лизинг, при котором лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. В зарубежных странах при выделении видов лизинга используется более детальная классификация, представлена ниже. По отношению к арендуемому имуществу ... с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Закон также дает определение таким понятиям, как договор лизинга (в ...

    Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2010.- с. 168.

  • Финансовый лизинг — наиболее распространённая форма лизинга в России. При финансовом лизинге в сделке участвуют три основные стороны: лизинговая компания, лизингополучатель и поставщик лизингового имущества. Лизинговая компания покупает имущество у поставщика и передаёт это имущество в пользование лизингополучателю. По окончании договора лизинга имущество переходит в собственность клиента. Договоры финансового лизинга заключаются на срок, сопоставимый со сроком полной амортизации объекта лизинга.
  • Оперативный лизинг (иначе его называют операционный лизинг) отличается от финансового лизинга тем, что по окончании договора лизинга предполагается не переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя, а возврат лизинговой компании. На сегодня рынка оперативного лизинга в России, по сути, не существует. Программы операционного лизинга предлагает всего несколько лизинговых компаний, при этом данные программы предполагают лизинг легковых автомобилей. Такое плачевное состояние рынка оперативного лизинга связано прежде всего с тем наличием противоречий между действующим законодательством и природой оперативного лизинга.

    При повторной передачи в лизинг имущества, которое было возвращено лизинговой компании лизингополучателем в рамках договора операционного лизинга не выполняется одно из условий, предусмотренное законодательством о лизинге — приобретение лизингового имущества для передачи в лизинг конкретному лизингополучателю.

  • Возвратный лизинг — это форма лизинга, при которой лизингополучатель и поставщик являются одним и тем же лицом. При заключении договора возвратного лизинга организация — собственник имущества продаёт это имущество лизинговой компании и берёт это же имущество в лизинг. Возвратный лизинг позволяет использовать все преимущества и налоговые льготы финансовой аренды (лизинга), а также получить на длительный период (срок действия договора лизинга) оборотные средства для развития текущей деятельности.
  • Ещё одна из форм лизинга, которую следует упомянуть — это международный лизинг. При международном лизинге одна из сторон договора лизинга — лизингодатель или лизингополучатель — является нерезидентом Российской Федерации. В заключаемых в России сделках международного лизинга нерезидентом является лизингодатель. Это, как правило, лизинговые компании, аффилированные с поставщиками лизингового имущества.

  • 1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений
  • При совершении любых лизинговых сделок важно вначале определить непосредственно объект (предмет) лизинга, а также все субъекты лизинга. Как гласит законодательство нашей страны, объектом лизинга может выступать любое не потребляемое имущество, в частности это могут быть всевозможные предприятия, а также другие комплексы, дома, постройки, оборудование, автомобильный транспорт и прочее движимое или недвижимое имущество, которое можно использовать в сферах предпринимательской деятельности.
  • При всем этом участки земли и остальные объекты природы, в частности то имущество, которое воспрещено для свободного обращения федеральным законодательством (или для него установлен свой особенный порядок обращения), объектами лизинговых сделок быть не могут Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Д.В. Инвестиции. Учебник для ВУЗов по экон. специальностям. / Пер.с англ. — М.: Инфра -М, 2012. — с. 419. Если с объектами лизинга все предельно понятно, то стоит подробнее рассказать о субъектах лизинга. Субъекты лизинга представляют собой три основные стороны лизинговой сделки, это Кирилловых А.А. Лизинговые сделки: некоторые вопросы правового регулирования обязательств // Налоги.
    61 стр., 30202 слов

    Сравнительная оценка эффективности использования финансового ...

    ... сравнительная оценка эффективности использования финансового лизинга и банковского кредита на примере одной лизинговой сделки ООО «АФТ-Лизинг». Объектом исследования является лизинговая компания ООО «АФТ - Лизинг». Предметом исследования лизинга будут автотранспортные средства. При написании данной работы ...

    — 2010. — № 21. -Информ.- правов. система «КонсультантПлюс».:

  • — лизингодатель;
  • — лизингополучатель;
  • — производитель (продавец) объекта лизинга.
  • Лизингодателем может быть физическое и юридическое лицо, которое за собственные и/или привлеченные денежные средства приобретает по договору лизинга в собственность определенное имущество, предоставляя его в дальнейшем в качестве объекта лизинга во временное применение и обладание лизингополучателю на поставленный срок и на указанных в договоре условиях, получая за это определенную оплату. В договоре лизинга можно предусмотреть также то, что объект лизинговой сделки перейдет в собственность лизингополучателю по окончанию договора лизинга или до завершения срока при условиях, которые предусмотрены в соглашении сторон.
  • Вместе с тем, как требует российское законодательство, могут быть определены случаи, запрещающие переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю.
  • Лизингополучателем также может выступать физическое и юридическое лицо, принимающее согласно условиям в договоре лизинга объект лизинга за установленную оплату, на конкретный срок и на конкретных условиях во временное применение и обладание.

  • И, наконец, третий важный субъект лизинговой сделки — продавец. В качестве продавца могут выступать (также как и прочие субъекты лизинга) физические и юридические лица. Продавец на основании договора купли-продажи с лизингодателем продает в установленный срок определенное имущество, которое является объектом лизинговой сделки. При всем этом Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 667) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ.- Информ.- правов. система «КонсультантПлюс» говорит о том, что лизингодатель должен уведомить продавца о том, что данное имущество предназначается для передачи в аренду определенному субъекту лизинга. Продавец также берет обязательство по передаче лизингодателю или лизингополучателю объекта лизинга соответственно условиям купли-продажи.
  • Помимо всего выше перечисленного, продавец также имеет право одновременно выступать и в качестве лизингополучателя либо лизингополучателя, правда, стоит заметить, только в рамках одного лизингового соглашения. При подобных обстоятельствах в лизинговой сделке будут принимать участие только две стороны. Чаще всего лизинговые услуги представляют в специализированных лизинговых компаниях, которые обладают достаточным количеством финансовых средств, чтобы инвестировать их в объекты лизинга.
    12 стр., 5988 слов

    Курсовая работа лизинговый кредит особенности и тенденции развития

    ... историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка ... лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит. Актуальность развития лизинга ...

    В настоящее время как показывает российская практика, чаще всего лизинговые компании создают на базе крупных банковских организаций, по отраслевым особенностям или при участии государственных организаций.

  • 1.3 Преимущества лизинга перед другими формами финансирования
  • Для того, чтобы наглядно продемонстрировать достоинства лизинга, сравним его с другими способами приобретения имущества Твердохлеб А.Ю. Актуальность использования лизинга российскими предприятиями в условиях транзитивной экономики Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6. — 2013.
  • 1. Лизинг в сравнении с покупкой имущества
  • Одномоментная покупка отвлекает крупные суммы из оборотного капитала компании. Допустим юридическое лицо желает взять дорожную технику или спецтехнику в лизинг, плата в качестве первоначального взноса только часть общей стоимости (10-30%), а в отдельных случаях не требуется даже и этого. Оставшаяся сумма выплачивается в виде лизинговых платежей в течение длительного срока.
  • 2. Лизинг в сравнении с коммерческим кредитом
  • Преимущества лизинговых программ компании Никунарова Л.Ю. Экономическая сущность лизинга // Экономический анализ: теория и практика.

    — 2010. — № 2. — С. 60-68.:

  • Сегодня лизинг в России является самым востребованным инструментом долгосрочного финансирования при приобретении любой техники и оборудования и предоставляет предприятию-лизингополучателю существенные преимущества, которые заключаются в следующем:
  • Лизинговые платежи полностью относятся на затраты, снижая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и налогу на имущество.
  • Возможна ускоренная (с коэффициентом до 3-х) амортизация объекта лизинга, что позволяет по окончании срока договора передать его Лизингополучателю практически по нулевой стоимости.
  • При оформлении лизинговой сделки требования, предъявляемые к заемщику, не такие жесткие, как при обычном кредитовании. Кроме того, вероятность получения в лизинговой компании долгосрочного финансирования намного выше, чем при кредитовании, т.к. многие банки практически не предоставляют кредитов на срок более 1 года.
  • Лизинговая компания строит более гибкий график платежей в сравнении с требованиями банков по кредитным договорам.
  • Не требуется залог.
  • Страховку объекта лизинга может оплачивать Лизингодатель, что позволяет включить стоимость страховки в лизинговые платежи и таким образом отнести ее на расходы.

  • По окончании срока лизинга предприятие получает объект лизинга в собственность.
  • Предприятие получает определенные возможности для налогового планирования, платежей в бюджет.
  • Также существует два основных метода привлечения финансирования: получение кредита и покупка имущества в лизинг Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев В.В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — с 102. Для того, чтобы осознанно выбрать кредит или лизинг необходимо знать особенности, достоинства и недостатки этих методов финансирования.
  • Приобретение имущества в лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с получением кредита.
  • 1. Требование к лизингополучателю при лизинге менее жёсткие, чем требования к заёмщику при получении банковского кредита
  • Деятельность банков, в том числе в отношении кредитования, регулируется нормативными документами (инструкциями) Центробанка, а также внутренними нормативными документами кредитующих банков. Банки обязаны выполнять значения нормативов по ликвидности, кредитным рискам и т.п. Внутренние документы банков устанавливают методы оценки класса кредитоспособности заёмщиков, степени кредитного риска, возможности предоставления финансирования.

    При этом оцениваются показатели официальной отчётности и формальные подходы, основанные на расчёте различных финансовых коэффициентов.

  • Все эти требования в значительной степени ограничивают свободу банков при принятии решения относительно возможности выдачи кредита.
  • В отличии от банков лизинговые компании в своей деятельности руководствуются только внутренними методиками и подходами к оценке лизингополучателей. Лизинговая готовы анализировать реальное состояние бизнеса клиента, неофициальную «управленческую» отчётность, разбираться индивидуально с каждым клиентом и сделкой. Безусловно в случае выдачи кредита на финансирование лизинговой сделки банк проводит оценку конечного получателя средств — лизингополучателя, но при этом формальным заёмщиком является лизинговая компания, финансовое состояние которой не вызывает вопросов. Кроме того часто финансирующие банки предоставляют лизинговым компаниям кредитные линии в рамках которых возможно финансирование лизинговых сделок без предоставления в банк документов лизингополучателей.
  • 2. Меньший срок рассмотрения заявки на получение лизинга
  • Сроки принятия решения по некоторым лизинговым продуктам (например, автолизингу) могут составлять 15 минут с момента обращения в лизинговую компанию.

    Безусловно, это не означает, что через 15 минут после обращения клиента лизингодатель будет готов заключить договор лизинга. Клиенту будет сообщено предварительное решение о возможности получения лизингового финансирования. Для окончательного одобрения сделки необходимо будет предоставить установленный пакет документов, по результатам анализа которого лизинговой компанией и будет принято решение. При самом быстром рассмотрении заявки лизинговой компанией окончательное решение может быть принято в течение одного дня с момента предоставление полного пакета документов для заключения лизинговой сделки Лебедева И.Л. Математическое программирование в совершенствовании механизма лизинга. / И.Л. Лебедева, Г.А. Холодный. ? Вестник ХГПУ. ? 2010. ? в.122 ? С. 56-59..

  • В сегменте кредитования тоже есть предложения по ускоренному принятию решений (так называемые экспресс-кредиты).

    Ускоренное рассмотрение заявки возможно по потребительским кредитам, а также кредитам на покупку автомобиля. Эти виды кредитов предлагаются только для заёмщиков — физических лиц. В отношении юридических лиц программ экспресс-кредитования банки не предлагают.

  • 3. Более гибкие условия расчёта графика платежей за лизинг и возможность изменения графика в течение действия договора
  • При составлении графика платежей лизинговая компания может учесть сезонность бизнеса лизингополучателя, предусмотреть отсрочку в погашении стоимости лизингового имущества и предусмотреть в условиях лизинга прочие особенности деятельности клиента.
  • На протяжении действия договора лизинга клиент может обратиться в лизинговую компанию с просьбой о предоставлении отсрочки по платежам (при возникновении финансовых затруднений), продлении срока действия договора лизинга и очень вероятно, что лизингодатель пойдёт навстречу клиенту.
  • При получении кредита схемы платежей устанавливаются заранее и изменить их бывает непросто, а получение отсрочки, пролонгация кредитного договора требует вынесения сделки на кредитный комитет, т.е. по сути её повторного рассмотрения специалистами банка.
  • 4. Сроки финансирования по лизингу больше, чем сроки кредита
  • Средний срок кредита составляет 24-36 месяцев. При этом, чем дольше срок кредита, тем выше процентная ставка. При лизинге стандартный срок финансирования — 36 месяцев, при этом многие лизинговые компании предлагают финансирование на срок до 5 лет и даже до 10 лет.
  • 5. Требования по дополнительному обеспечению при лизинге отсутствуют либо существенно ниже, чем при кредите
  • При получении банковского кредита необходимо предоставить ликвидное обеспечение (залоги движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг и т.п.).

    В случае заключения лизинговой сделки предмет лизинга, являясь собственностью лизинговой компании до конца действия договора лизинга, обеспечивает риски лизингодателя. В большинстве случаев предоставления дополнительного обеспечения по лизингу не требуется.

  • 6. Лизинговое имущество свободно от претензий кредиторов лизингополучателя
  • Предмет лизинга в течение всего срока договора лизинга является собственностью лизинговой компании. Вследствие этого лизинговое имущество не может быть арестовано либо изъято кредиторами лизингополучателя при возникновении различных экономических споров. Можно продолжать эксплуатировать предмет лизинга и получать доходы, которые позволят клиенту улучшить своё финансовое положение.
  • 7. При лизинге возможно применение ускоренной амортизации
  • В отношении лизингового имущества можно применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3-х. Применение механизма ускоренной амортизации позволяет уменьшить налог на имущество по предмету лизинга. Кроме того, по окончании договора лизинга можно купить предмет лизинга по минимальной остаточной стоимости (например, приобрести на физическое лицо автомобиль, который к концу действия договора лизинга будет практически списан).

  • 8. Отнесение лизинговых платежей на затраты
  • Платежи по лизингу в полной сумме относятся на затраты, что позволяет уменьшить налог на прибыль. При получении банковского кредита источником погашения суммы кредита (стоимости имущества) частично является начисляемая амортизация, недостающие выплаты необходимо производить за счёт других источников.
  • Кроме того, существует ограничение по отнесению платежей по кредитам на затраты. Проценты по кредитам, превышающие установленный максимальный предел, относятся на прибыль.
  • 9. При лизинге возможно приобретение автотранспорта при отсутствии у лизингополучателя автохозяйства
  • По согласованию с лизинговой компанией при заключении договора транспортного лизинга приобретаемые транспортные средства могут быть зарегистрированы в ГИБДД на лизингодателя. В этом случае лизингополучатель, у которого нет собственного автохозяйства, может эксплуатировать в своих целях приобретённый по лизингу автотранспорт.
  • 10. В лизинговые платежи можно включить налог на имущество, транспортный налог, страхование и прочие расходы.
  • Предмет лизинга может учитываться на балансе лизинговой компании, в этом случае обязанность по исчислению и уплате налога на имущества лежит на лизингодателе.

    Если предмет лизинга зарегистрирован в ГИБДД на лизинговую компанию, она уплачивает транспортный налог. Также лизинговая компания может оплатить страховку предмета лизинга. Понесённые лизинговой компанией дополнительные расходы будут включены в расчет платежей за лизинг. Равномерное распределение расходов на срок лизинга позволит клиенту снизить нагрузку по осуществлению периодических платежей по налогам, страхованию и т.п.

  • Однако, необходимо учитывать, что при возмещении дополнительных расходов в лизинговых платежах необходимо будет уплатить НДС на указанные расходы. Если лизингополучатель является плательщиком НДС, дополнительный НДС в составе платежей не является проблемой, т.к. НДС будет предъявлен к зачёту. Но для клиентов — неплательщиков НДС данные суммы налога увеличат затраты по лизинговой сделке.
  • 11. В лизинг можно взять б/у имущество
  • Профинансировать приобретение бывшего в употреблении (БУ) имущества за счёт кредита крайне проблематично. Банки финансируют только покупку находившихся в эксплуатации автомобилей. Покупка по лизингу БУ имущества не представляет большой сложности. Безусловно, существуют ограничения по году выпуска предмета лизинга, ряд лизинговых компаний вообще не заключают сделки с б/у имуществом.

    Тем не менее, получение лизингового финансирования для подобной сделки вполне возможно.

  • 12. При лизинге возможно получение скидок у поставщика
  • Лизинговые компании являются корпоративными клиентами, которые закупают у поставщиков оборудование и технику на значительные суммы. Поставщики нередко предоставляют скидки лизинговым компаниям. Особенно распространено предоставление скидок при лизинге легковых автомобилей. В ряде случаев размер скидки может быть весьма существенным, что позволяет предлагать программы лизинга с нулевым удорожанием (сумма стоимости автомобиля со скидкой и лизинговых процентов равна цене автомобиля в салоне, что позволяет говорить о нулевом удорожании автомобиля для лизингополучателя).

  • Опыт сотрудников лизинговой компании помогает решить различные организационные вопросы по лизинговой сделке
  • Обладая большим опытом, знаниями и деловыми связями, сотрудники лизинговой компании контролируют и решают различные вопросы, связанные с приобретением предмета лизинга и реализацией лизинговой сделки. К таким вопросам могут относиться:
  • — проверка надёжности поставщика и юридической чистоты предмета лизинга;
  • — согласование с поставщиком условий поставки, монтажа, оплаты приобретаемого в лизинг оборудования;
  • — организация таможенной очистки приобретаемого имущества (в т.ч. с привлечением надёжных таможенных брокеров);
  • — получение выгодных тарифов по страхованию и содействие при наступлении страхового случая;
  • — прочие вопросы взаимодействия с контрагентами, налоговыми органами и т.п. по вопросам исполнения лизинговой сделки.
  • Недостатки лизинга
  • Помимо преимуществ у лизинга есть определённые недостатки, которые также необходимо учитывать при выборе метода финансирования.
  • 1. Лизингополучатель не является собственником предмета лизинга
  • В течение действия договора лизинга лизингополучатель, не являясь собственником лизингового имущества, может использовать его в строгом соответствии с условиями договора лизинга.

    Любые действия в отношении лизингового имущества (изменение места эксплуатации, сдача в субаренду и т.п.) должны быть согласованы с лизинговой компанией.

  • При нарушении условий эксплуатации имущества (а также иных условий договора лизинга) лизинговая компания имеет право изъять предмет лизинга.
  • Также лизингополучатель не может предоставить предмет лизинга в качестве залога при получении кредита.
  • 2. На предмет лизинга может быть обращено взыскание по обязательствам лизинговой компании
  • Лизингодатель, являясь собственником переданного в лизинг имущества, может предоставить его в залог по своим кредитным договорам. При этом кредиты могут быть получены как для финансирования сделки с данным лизингополучателем, так и для других целей (в т.ч. финансирования сделок с другими клиентами).

  • В случае возникновения у лизинговой компании финансовых проблем, кредиторы могут изъять обратиться в суд с заявлением об изъятии лизингового имущества. Несмотря на то, что имущество будет обременено лизинговым договором и у лизингополучателя будет формальное право использования предмета лизинга, подобные обстоятельства могут осложнить эксплуатацию лизингового имущества.
  • При заключении договора лизинга необходимо обращать внимание не только на условия лизинга, но и на стабильность и надёжность лизинговой компании.
  • 3. Лизинговые платежи облагаются НДС
  • Платежи по лизингу, в отличие от выплат по кредиту, в полной сумме облагаются НДС. Это обстоятельство не является проблемой в случае, когда лизингополучатель является плательщиком НДС и может предъявить уплаченный налог к зачёту. Однако, если клиент освобождён от уплаты НДС (например, использует упрощённую систему налогообложения (УСН), является физическим лицом и т.п.), уплаченный в составе лизинговых платежей НДС увеличивает затраты по договору лизинга.
  • Существуют лизинговые компании, которые являются неплательщиками НДС и специализируются на предоставлении лизинга предприятиям на УСН, лизинге медицинского оборудования и т.п. Но, к сожалению, количество таких компаний в общем числе лизингодателей крайне мало.
  • Как видно из сказанного выше, лизинг, как метод финансирования инвестиций, имеет свои достоинства и недостатки, важность и значимость которых может быть разной для каждой сделки и конкретного клиента.

2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия

Полное наименование: Открытое акционерное общество «Орджоникидзевское автотранспортное предприятие».

Сокращенное наименование: ОАО «Орджоникидзевское АТП». Юридический адрес: 654002, Кемеровская обл.

г. Новокузнецк, ул.Слесарная, 1-А.

Год начала деятельности: 2004 г.

Деятельность организации характеризуется следующими видами:

  • организация перевозок пассажиров и багажа на городских маршрутах;
  • предоставление транспортных услуг для юридических и физических лиц;
  • предоставление услуг юридическим и физическим лицам, ремонт и техническое обслуживание транспорта (ТО-1 и ТО-2);
  • реализация билетной продукции;
  • предоставление юридическим и физическим лицам услуг для предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
  • оказание платных услуг для предприятий, организаций и населения в соответствии с нормативными документами в организации транспорта;
  • приобретение, хранение и продажа запасных частей для автомобильного транспорта;
  • открытие и функционирование платных стоянок для автомобилей.

В ОАО работает на 32 автобусных маршрута, ежедневно линейный выход осуществляют 128 автобусов, которые перевозят 99000 пассажиров в день в среднем.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.

Рис. 1 — Структура организации ОАО «Орджоникидзевское АТП»

Организационная структура управления автотранспортным предприятием не может быть единой для всех предприятий. Она во многом зависит от характера и структуры автомобильных перевозок, количества подвижного состава и численности работающих, формы собственности организации и масштабов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, других факторов.

На данном предприятии создана линейная структура управления с функциональными службами.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на ее содержание.

Взаимоотношения работников и директора предприятия, возникающие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ОАО «Орджоникидзевское АТП» в таблице 1.

Таблица 1 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Орджоникидзевское АТП» за 2011-2013 гг. млн. руб.

Показатели

Год

Изменение (+;-)

Темп изменения, %

2011

2012

2013

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2011 г.

Выручка от продажи услуг

1690,2

1758,7

2160,3

68,5

401,6

104,1

122,8

Численность персонала, чел.

948

958

979

10

21

101,1

102,2

ФОТ

36593

38033

39650

1440

1617

103,9

104,3

Среднемесячная зарплата

38600

39700

40500

1100

800

102,8

102,0

Производительность труда

178,29

183,58

220,66

5,29

37,08

102,9

120,2

Производительность труда в 2011 году составила 178,29 млн. руб./чел., в 2012 году — 183,58 млн. руб./чел, в 2013 году — 220,66 млн. руб./чел. В 2012 году наблюдался рост показателя на 5,29 млн. руб./чел. или на 2,9%. В 2013 году значение составило 37,08 млн. руб./чел. или 20,2%.

Средняя заработная плата работника за месяц составила в 2011 году — 38600 руб., в 2012 году — 39700 руб., в 2013 году — 40500 руб. Среднемесячная заработная плата также сохраняет тенденцию к росту: в 2012 году наблюдается рост среднемесячной заработной платы на 2,8%, в 2013 году — на 2,0%. Темпы роста производительности труда в 2012-2013 гг. чуть выше темпов роста заработной платы, данные говорят о преобладании интенсивного типа развития и об эффективном использовании трудовых ресурсов предприятия.

Проведя анализ основных экономических показателей, можно сделать вывод, что позиция компании относительно стабильна. Но расчетных показателей недостаточно, чтобы говорить о детальном анализе хозяйственной деятельности компании. Далее будет проведен анализ финансово — хозяйственной деятельности компании.

На основе данных бухгалтерского баланса ОАО «Орджоникидзевское АТП» проведем горизонтальный и вертикальный анализ баланса компании.

Временной анализ — это сравнение каждой позиции в относительных и абсолютных формах предыдущего периода. Обычно рассматривается два года. Вертикальный (структурный) анализ позволяет проводить анализ текущего состояния и анализ динамики структуры. Показатели приведены в таблице 2. (приложение А)

Анализ проведем по данным баланса организации.

Данные также представим в виде сравнительной диаграммы.

Рис. 2 — Сравнительная диаграмма статей актива баланса

Внеоборотные активы выросли на предприятии на 35 тыс. руб., что в процентном отношении составило 102,9%. Факторами, влияющими на увеличение внеоборотных активов стали приобретение основных средств и увеличение доходных вложений в материальные ценности. Доля основных средств в имуществе составляет 1,5% имущества, что говорит о «легкой» структуре имущества и мобильности его активов. Запасы на ОАО «Орджоникидзевское АТП» имеют тенденцию к увеличению, что в абсолютном выражении составило 10265 тыс. руб., что составляет 162,3%. Статья «Запасов» увеличилась за счет сырья и материалов, готовой продукции товаров на складе. Положительным моментом является снижение дебиторской задолженности на 56 тыс. руб. Доля оборотных активов составляет более 70% от активов предприятия и на конец отчетного периода она возрастает.

Увеличение общей суммы пассивов произошло за счет резервного капитала и нераспределенной прибыли, то есть предприятие не эмитировало новые финансовые инструменты.

Сравнительная диаграмма статей пассива баланса

Рис. 3 — Сравнительная диаграмма статей актива баланса

Отрицательным моментом является резкое увеличение кредиторской задолженности почти в 2,5раза или на 7622 тыс. руб., что может повлечь за собой ухудшение платежеспособности предприятия.

Собственный капитал предприятия находится на уровне 33% от общей суммы его пассивов, что говорит о высоком уровне рискованности стать банкротом.

Анализ хозяйственной деятельности Общества позволяет седлать следующие выводы:

  • деятельность ОАО «Орджоникидзевское АТП» за период 2011 — 2013 гг. характеризуется ростом объема продаж, увеличения прибыли, роста активов.

2.2 Применение лизинга как формы финансирования на предприятии

Одним из путей обновления изношенных и морально устаревших транспортных средств здесь может стать внедрение в ОАО «Орджоникидзевское АТП» практики применения нового кредитного инструмента — финансового лизинга.

Финансовый лизинг (в международной практике — «капитальный лизинг» или «лизинг с полной окупаемостью лизингуемого актива») является одной из разновидностей товарного кредита, предоставляемого в форме отсрочки платежей за приобретаемые основные фонды. Механизм обновления автопарка ОАО «Орджоникидзевское АТП» предлагается свести к следующим вариантам:

1. Косвенный лизинг. Транспортная организация-лизингополучатель осуществляет отбор необходимого ему транспортного средства у конкретного производителя; лизингодатель оплачивает стоимость актива и передает его в пользование лизингополучателя на условиях договора лизинга. В этом случае субъектами сделки будут являться три стороны: лизингодатель (коммерческий банк), лизингополучатель (ОАО «Орджоникидзевское АТП») и продавец имущества (завод-изготовитель автобуса).

2. Прямой лизинг. Транспортная организация самостоятельно выходит на официального дилера производителя (или завод-изготовитель непосредственно) и заключает с ним договор лизинга. Проведем сравнительную оценку эффективности получения банковского кредита и косвенного финансового лизинга как возможных способов приобретения нового пассажирского городского автобуса (например, ЛиАЗ-5256) автотранспортным предприятием на условиях, предлагаемых одной из крупнейших кредитных банковских структур «Банк ВТБ24 ЗАО».

Предлагаемая модель косвенной лизинговой сделки на условиях, при которых коммерческий банк-лизингодатель является собственником, балансодержателем и страхователем имущества, представлена на рис. 2 и состоит из четырех взаимосвязанных блоков.

Таким образом, каждая из заинтересованных сторон-участников, косвенного финансового лизинга получает собственные экономические и социальные выгоды от реализации этого инвестиционного проекта. 1. Завод-изготовитель (продавец имущества): гарантированность сбыта и оплаты продукции.

2. Коммерческий банк-лизингодатель, на балансе которого учитывается предмет лизинга:

  • высокую прибыль от проведения лизинговых операций;
  • право начисления ускоренной амортизации (с коэффициентом ускорения не выше 3) по движимому имуществу, составляющему объект лизинга.

3. Пассажирское автотранспортное предприятие-лизингополучатель:

  • самостоятельный выбор и оперативное внедрение новой, современной техники;
  • возможность обойтись без значительных собственных единовременных капитальных вложений, вместе с тем способствующих улучшению финансового состояния, упрочению позиций на рынке транспортных услуг, повышению собственной конкурентоспособности;
  • Рис. 4 — Схема осуществления косвенной лизинговой сделки и распределения финансовых потоков

Условные обозначения:

1 — выбор транспортного средства (предмета лизинга);

2 — заключение договора финансового лизинга;

3 — заключение договора купли — продажи транспортного средства по заказу лизингополучателя;

4 — заключение договора страхования предмета лизинга;

5 — поставка транспортного средства;

6 — плата поставки транспортного средства;

7 — выплата страховых взносов.

  • гибкие условия лизинговых программ, учитывающие особенности производственного цикла и специфику деятельности клиента;
  • благоприятный налоговый режим в связи с имеющимся правом отнесения лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость оказываемых услуг, следовательно, — уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций;
  • освобождение от уплаты налога на имущество по транспортным средствам, приобретенным в лизинг.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения налога на имущество организаций признается только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;

— право предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость с сумм лизинговых платежей. В соответствии со ст. 249 НК РФ лизинговые платежи за вычетом суммы НДС, предъявленного к уплате лизингополучателю, признаются лизингодателем доходом от реализации услуг по предоставлению принадлежащего лизингодателю имущества в аренду.

Рассмотрим пример лизинга на примере покупки автобуса.

Первоначальную стоимость автобуса примем в размере 1200 тыс. руб., в т.ч. НДС — 183 тыс. руб., срок погашения кредита — 3 года, процентная ставка по кредиту — 15,5% годовых (при сумме кредита от 50000 до 3000000 руб. и периоде кредитования 36 месяцев), cрок финансового лизинга — 3 года, сумма внесенного аванса — 240 тыс. руб. (20% стоимости предмета лизинга), сумма лизинговых платежей за 3 года — 1347 тыс. руб. Общую сумму лизинговых платежей, как правило, составляют: сумма, возмещающая стоимость лизингового имущества за период действия договора лизинга, комиссионное вознаграждение лизингодателю, плата лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества, сумма, выплачиваемая за страхование предмета лизинга, если он был застрахован лизингодателем, иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.

Ставка налога на прибыль — 24%.

Расчет годовой нормы и суммы амортизационных отчислений линейным способом: срок полезного использования (СПИ) автобусов «среднего и большого класса длиной до 12 м включительно. Установим (в соответствии с учетной политикой предприятия) СПИ для нового автобуса — 5 лет.

1-й год: (1200 тыс. руб.-183руб.)/5 лет = 203,4 тыс. руб. — годовая сумма амортизационных отчислений.

203,4 тыс. руб./1017 тыс. руб.*100 = 20% — годовая норма амортизационных отчислений.

2-й год: 203,4 тыс. руб. 3-й год: 203,4 тыс. руб. 4-й год: 203,4 тыс. руб. 5-й год: 203,4 тыс. руб.

Для обоснования выбора наиболее эффективного способа среднесрочного финансирования (на срок до трех лет) пассажирского автотранспортного предприятия региона сформируем расчетную таблицу 3.

Чистая приведенная стоимость кредитного варианта: NPV = -1137,96 + (360,44+360,44+360,44) = -56,64 тыс. руб.

Таблица 3 Оценка целесообразности банковского кредита и финансового лизинга для пассажирского автотранспортного предприятия тыс. руб.

Показатель

0 -й год (2014)

1 — й год (2015)

2 — й год (2016)

3 — й год (2017)

Вариант 1: банковский кредит

Затраты на выплату процентов

186,00

186,00

186,00

Налоговая экономия на выплате процентов

44,64

44,64

44,64

Погашение кредита

-1200,00

Налоговая экономия на амортизации

203,40

203,40

203,40

Чистый денежный поток

62,04

62,04

-1137,96

Вариант 2: косвенный финансовый лизинг

Лизинговые платежи

449,00

449,00

449,00

Налоговая экономия на лизинговых платежах

88,56

88,56

88,56

Чистый денежный поток

360,44

360,44

360,44

Сравнение полученных величин чистого денежного потока по первому и второму вариантам свидетельствует о предпочтительности использования косвенного финансового лизинга перед банковским кредитом для обновления подвижного состава. В результате применения данного инструмента достигается экономия денежных средств в размере 56,64 тыс. руб. Не принимая в расчет влияние инфляционного фактора и существование риска не возврата денежных средств, можно утверждать о целесообразности второго варианта среднесрочного финансирования.

Заключение

В заключении подведем итоги и четко покажем перспективность дальнейшего развития лизинговых отношений.

Положительным моментом для юридических лиц является то, что уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль за счет затрат. То есть чем больше предприятие затратит, тем меньше налога на прибыль оно заплатит, так как лизинговые платежи отражаются в затратах предприятия.

Компания, имеющая в собственности имущество, взятое в лизинг, не платит налог на имущество и все проблемы, возникающие с объектом лизинга, берет на себя лизинговая компания.

На лизинговое оборудование компания вправе применять коэффициент ускоренной амортизации. Так, с применением коэффициента ускоренной амортизации имущество амортизируется за 12 месяцев, вместо 3-5 лет. Тем удобнее становится лизингополучателю, приобретая имущество на баланс с нулевой стоимостью.

Лизинговые операции не влияют на показатели финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, так как на балансе предприятия отражается только задолженность по текущим лизинговым платежам.

Менее жесткие требования лизинговой компании по обеспечению клиентом исполнения обязательств по лизинговому договору (оформлению залога) в отличие от требований по кредиту.

Процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем по привлечению кредита.

При всем этом необходимо добавить, что лизинг, по сравнению с кредитом, дороже и стоимость его зависит от суммы и сроков сделки и других условий.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты и нормативные документы

1. Российская Федерация. Законы. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс]: [федер.закон: принят 26 октября 1998 года] // Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

Монографии, сборники, учебники и учебные пособия

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2011

3. Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС,2012.

4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 768 с.

5. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 623c

6. Лебедева И. Л. Математическое программирование в совершенствовании механизма лизинга. / И.Л. Лебедева, Г.А. Холодный. ? Вестник ХГПУ. ? 2010. ? в.122 ? С. 56-59.

7. Твердохлеб А.Ю. Актуальность использования лизинга российскими предприятиями в условиях транзитивной экономики Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь — декабрь 2013

8. Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев В.В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 1024 с

9. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Д.В. Инвестиции. Учебник для ВУЗов по экон. специальностям. / Пер.с англ. — М.: Инфра -М, 2006. — 1027с

10. Экономика строительства. Под ред. Степанова И.С. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2007. — 620 с.

Статьи баланса

Величины

Горизонтальный анализ

Вертикальный анализ, в % к валюте баланса

Актив

2012

2013

Абсолютные отклонения (гр.1-гр.2)

Относительные отклонения (гр.2/гр1*100)

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Внеоборотные активы 1 раздел

Нематериальные активы

15

15

0

100,0

0,03

0,03

Основные средства

754

856

102

113,5

1,69

1,53

Доходные вложения в материальные ценности

11250

11500

250

102,2

25,3

20,5

Долгосрочные финансовые вложения

240

240

0

100,0

0,4

0,4

Итого по разделу 1

12259

12611

352

102,9

27,5

22,5

Оборотные активы 2 раздел

Запасы:

16485

26750

10265

162,3

37,0

47,8

сырье, материалы

20

25

5

125,0

0,04

0,04

готовая продукция и товары для перепродажи

8421

10500

2079

124,7

18,9

18,7

товары отгруженные

7688

15684

7996

104,0

17,3

28,0

расходы будущих периодов

356

541

185

151,9

0,79

0,96

НДС

7544

8155

611

108,1

16,9

14,6

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

1411

1355

-56

96,0

3,17

2,4

в т.ч. покупателей и заказчиков

1411

1355

-56

96,0

3,17

2,4

Краткосрочные финансовые вложения

350

255

-95

72,8

0,8

0,5

Денежные средства

6499

6850

351

105,4

14,6

12,2

Итого по разделу 2

32289

43365

11076

134,3

72,5

77,4

БАЛАНС

44548

55976

11428

125,6

100,0

100,0

Пассив

Капитал и резервы 3 раздел

Уставный капитал

15000

15000

0

100,0

33,7

26,8

Собственные акции выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

7

8

1

114,3

0,02

0,01

Резервный капитал

12000

14000

2000

116,7

26,9

25,0

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

12000

14000

2000

116,7

26,9

25,0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

2501

4306

1805

172,2

5,6

7,7

Итого по разделу 3

29508

33314

3806

112,8

66,2

59,5

Долгосрочные обязательства 4 раздел

Займы и кредиты

100

100

0

100,0

0,2

0,2

Итого по разделу 4

100

100

0

100,0

0,2

0,2

Краткосрочные обязательства 5 раздел

Займы и кредиты

4000

4000

0

100,0

8,9

7,1

Кредиторская задолженность

7440

15062

7622

102,4

16,7

26,9

в т.ч. поставщики, подрядчики

7440

15062

7622

102,4

16,7

26,9

Резервы предстоящих расходов

3500

3500

0

100,0

7,9

6,2

Прочие краткосрочные обязательства

Итого по разделу 5

14940

22562

7622

151,0

33,5

40,3

БАЛАНС

44548

55976

11428

125,6

100,0

100,0