Объект исследования:, Предмет исследования:, Актуальность
1)изучить различные подходы в понимании средней взрослости .
2)изучить и проанализировать психологические особенности средней взрослости .
3)описать особенности и динамику протекания кризиса средней взрослости .
4)проанализировать теоретические оценки и практические рекомендации возможного выхода из кризиса.
В данной главе
В своей курсовой работе мы рассматриваем конкретный этап периода взрослости — среднюю взрослость.
Поэтому сначала нужно выяснить, что это такое взрослость. Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека[1].
В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет[3].
Средняя зрелость — это «время расцвета», пика творческих и профессиональных достижений и в то же время у значительной части взрослых – «начало конца», снижения жизненной активности. Это период, который позволяет говорить о сорокалетних как о поколении руководителей. В средней зрелости у многих людей появляется потребность передать накопленные знания и умения следующему поколению, и в то же время их могут мучить мысли о нереализованных возможностях, о творческом застое, о том, что годы идут все быстрее и быстрее, а вместе с ними остается все меньше шансов осуществить задуманное. Таким образом, для многих средняя зрелость – это возраст крушения надежд. Это и время «алиментщиков», поскольку именно в этот период происходит всплеск разводов, распад семей.
О кризисах взрослости на различных этапах исследования, часто писали такие психологи как: Обухова Л.Ф., Эриксон Э., Абрамова Г.С., Мухина В.С., Холлис Д.
Альберт Палле считал, что зрелость это возраст, когда ты уже достаточно стар, чтобы знать, чего не следует делать, и достаточно молод, чтобы это сделать.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 31 стр.,24 источника.
Взрослость, кризис, средняя зрелость,
Кризисы зрелого возраста
... человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. кризис зрелость возраст Стадия непосредственно зрелого возраста, продолжающегося с 40 до 60 лет, и ... (Г. Шихи Возрастные кризисы.- Санкт-Петербург., 1999. - С.23). Объектом данного исследования послужит изучение самого периода взрослости в психологическом аспекте, а ... Так, например, средняя продолжительность жизни в средние века ...
Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель работы :, Методы исследования:
Структура курсовой работы отражает последовательность и состоит из введения; основной части ,которая содержит две главы ;заключения; списка используемой литературы.
Задачи:
1)изучить различные подходы в понимании средней взрослости .
2)изучить и проанализировать психологические особенности средней взрослости .
3)описать особенности и динамику протекания кризиса средней взрослости .
4)проанализировать теоретические оценки и практические рекомендации возможного выхода из кризиса.
Теоретическая и практическая значимость:
1Анализ теоретических положений и проблем
1.1 Различные подходы в понимании взрослости
Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.[1] В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего, это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологических, так и от многих социальных факторов .[3] Термин «зрелость» в данной главе используется как синоним термина «взрослость». С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни.
Пифагор сравнивал возрастные периоды с временами года, и соответственно зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).В мифе о древнегреческом царе Эдипе чудовище Сфинкс задавало всем проходящим мимо путешественникам один и тот же вопрос: «У кого утром четыре ноги, днем две, а вечером три?» Те, кто не мог ответить на этот вопрос, погибали. Эдип дал правильный ответ: человек, ползающий на четвереньках в детстве, ходящий на двух ногах в период расцвета и опирающийся на палочку в старости. Эти периоды жизни называли тремя возрастами человека. В наше время тоже существуют различные подходы к выделению периодов зрелости. Д. Б. Бромлей (1966) зрелый возраст делит на четыре стадии: раннюю взрослость (21–25 лет), среднюю взрослость (25–40 лет), позднюю взрослость (40–45 лет) и предпенсионный возраст (55–65 лет), являющийся переходным к старости. Б.Г.Ананьев раздвигает период взрослости. К нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет).
У Г. Крайг имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти).Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия. Все авторы сходятся в том, что зрелость расчленяется на раннюю и позднюю. Однако относительно возрастных границ периода взрослости среди психологов отсутствует единое мнение[8].
Определение факторов удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте
... удовлетворенности жизнью старшего поколения. Объектом исследования выступают пожилые люди в возрасте 60 лет и старше. Предмет исследования - факторы, влияющие на чувство удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Научная новизна данной работы ... лишь к 2050 году. Средний возраст россиян, согласно оценкам ООН, в 2015 году ... с 1981 годом их доля в общей численности населения почти удвоилось. В ...
В Толковом словаре В. И. Даля зрелость толкуется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый – как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый» [10].
В Словаре русского языка С. И. Ожегова приводятся следующие значения слова «зрелость»:
1) состояние организма достигшего полного развития; зрелый возраст;
2) высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли. Там же находим значения прилагательного «зрелый»: «созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об опытности, мастерстве.
Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность ) и порождение (продолжение рода), как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт – «остаться в памяти потомков», закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Взрослый возраст начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, который готов учиться на чужих ошибках. Думается, что пресловутый «конфликт отцов и детей» – это конфликт не только детей, желающих жить своим умом, но и отцов, навязывающих ностальгический опыт своего ума как достойный усвоения в новых, изменившихся со дней их молодости, условиях жизни. Стремление взрослых людей, уже вырастивших детей, после развода к рождению детей во втором браке может объясняться не только гендерным зовом, но и необходимостью в потомках, которые с сыновьей готовностью будут принимать и ассимилировать родительский личный опыт. В известном смысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого, ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками.
Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:
1) умение брать на себя ответственность, принимать решения;
Теория развития личности Э. Эриксона
... Стадии развития личности в теории Эриксона Описанные Эриксоном восемь возрастных периодов человека представляют его наиболее важный вклад в теорию личности. Центральным звеном этой теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит ...
2) стремление к власти и организаторские способности;
3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
7) формирование индивидуального жизненного стиля;
8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода – 40 годам – устойчивость в жизни и уверенность в себе[20].
Сухобская Г.С. пишет, что понятие «зрелость личности» в настоящее время широко используется в психологии и других науках, но определяется по-разному. Существует понятие «зрелость психического развития человека» (Б. Г. Ананьев).
В акмеологии зрелость понимается как такой этап развития человека, когда он достигает вершин своего творчества.
Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическую, личностную, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них – личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста.
Б. Г. Ананьев поставил вопрос о необходимости изучения изменчивости психических функций у взрослых людей. Однако выполненные под его руководством исследования не касались многих личностных и индивидных особенностей взрослых, не затрагивали изучения тех социальных ролей, которые исполняет человек в период взрослой жизни.
Благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека такое мнение было заменено иным, но во многом тоже крайним мнением, согласно которому личностное развитие человека безгранично и развитие является основным способом существования. Согласно этой точке зрения, становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности. Если с культурной, политической и другими сторонами социального развития людей, а также развитием у них компенсаторных механизмов вплоть до глубокой старости можно согласиться, то в отношении развития большинства физиологических, психофизиологических и многих психических функций существуют возрастные ограничения, связанные с периодами зрелости и особенно старения.[1] Поэтому в отношении пожилых людей корректнее было бы говорить не об их развитии, а о видоизменениях, происходящих в организме и личности. Такой подход соответствует описанию У. Шекспиром жизненного пути человека, играющего от рождения до смерти различные роли и выполняющего сопутствующие им функции:
Весь мир – театр.
«Важность законов в жизни человека»
... что важность законов в жизни человека и государства довольно трудно переоценить. ... казни волновал людей всегда. И сейчас продолжаются ... люди равны перед законом. Одна из главных обязанностей каждого человека и всего общества в целом - это соблюдение законов. Все законы ... законов был бы хаос.Представьте сами,человека,пытающегося ограбить магазин поймали и сказали,что он нарушает законы,а он в ответ «Я ...
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, —
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса – кошель,
В штанах, что с юности берег, широких,
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.[2]
1.2психологические особенности средней взрослости
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия[1].
Б. Ливехуд. Он предлагал условную диаграмму человеческой жизни, согласно которой примерно до 20 лет психическое и духовное развитие осуществляются прогрессивно вслед за физической эволюцией. От 20 до 40 лет психическое и духовное развитие также взаимосвязаны с физическим развитием. Однако после 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за эволюцией духовной. Получается, что к середине жизни должно быть накоплено столько духовных сил, чтобы они могли перевесить влияние инволюции сил физических и повести за собой общее психическое развитие человека. К сожалению, в нашей культуре, ориентированной прежде всего на освоение мира физического, мы слишком часто наблюдаем именно первый путь, который впоследствии приводит к тому, что поздние годы жизни человека — старость — становятся трагическими, наполненными разочарованиями и тоской по прошлому[5] Близкую позицию в отношении задач зрелости отстаивал К. Юнг. Он считал, что в этот период человек должен осуществить переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть мысль психолога о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется[6]
Роль философии в развитии и жизни человека и общества
... жизни. Особенно роль философии возрастала в кризисные периоды общественного развития, на переломных этапах, когда экономические, социально-политические и духовные потрясения каждый раз с новой остротой поднимали вопросы о сущности человека ... проходящей через всю историю философии, оказалась идея свободы, воодушевлявшая передовые умы даже в самые мрачные периоды развития общества. От Сократа и до ...
Но, к сожалению, большинство умных и образованных людей живут, не подозревая о возможности этих изменений, и вступают неподготовленными во вторую половину жизни[4] .В этом возрасте появляется устремленность в прошлое. Молодость кажется наполненной радостью и удовольствием в отличие от настоящего. Иногда наблюдается желание вернуться в молодость, прожить жизнь еще раз, не повторяя сделанных ошибок. Если, к примеру, вечер встречи старых друзей превращается лишь в вечер воспоминаний о том, как раньше было хорошо, можно вспомнить слова К. Юнга: «Только возвращаясь в прошлое, к своему героическому студенческому времени, они способны разжечь пламя жизни»[7].
Меняются взаимоотношения в семье. Повышаются раздражительность, конфликтность. Частыми становятся размышления о собственной востребованности, которые могут сопровождаться укорами в адрес близких и вызыванием у них чувства вины. Иногда возникает страх взросления собственных детей, поскольку в связи с этим теряется ощущение собственной нужности. Переживания по поводу своей нужности действительно очень значимы в этот период. Поэтому многие стремятся подтвердить свою нужность через профессиональную сферу[4].
Однако у некоторых переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного Я, смерть может показаться освобождением». И действительно, по его свидетельству, уровень самоубийств в 40—45 лет повышается[16].
Как отмечал С.Кратохвил, с возрастом происходят изменения в половой активности мужчин и женщин. Если же люди плохо информированы о возможных изменениях, у них могут возникнуть те или иные страхи, неправильная оценка действий партнера[21].
Так, Э. Гроллман говорит, что страх стать сексуально неполноценным обычен для мужчин после 40 лет. И во многом ответственны за этот страх как отсутствие знаний у самих мужчин, так и средства массовой информации, рекламирующие различные лекарственные препараты от импотенции[16].
Нужно иметь в виду, что в зрелом возрасте у мужчин могут снижаться интенсивность и настоятельность полового инстинкта, затрудняться эрекция, ослабевать уверенность в ее наступлении. У некоторых женщин с возрастом интерес к половой жизни может повышаться, в особенности у тех, для которых он компенсирует острое переживание снижения своей внешней привлекательности. Хотя стремление компенсировать через секс неудовлетворенные несексуальные потребности характерно и для мужчин. Так, нередко уходом от переживания экзистенциального кризиса середины жизни является у них поиск сексуальной близости с очень молодыми девушками. Интересно, что подобное явление характерно не только для современного общества, но и для более ранних культур. Анализировавший этот вопрос В.В. Бочаров писал, что в «традиционных обществах внутренние психологические социально-возрастные переживания мужчин часто связаны с возрастом женщин, являющихся их сексуальными партнерами. Именно поэтому в зрелом возрасте мужчины стремятся иметь в качестве таких партнеров молодых женщин. Мужчины же, обладающие высоким социально-политическим статусом, гораздо чаще, чем представители низших классов, вступают с такими женщинами в брак»[16].
Рецензия на книгу К.М Ушакова «Управление школой: кризис ...
... в предшествующий период и однозначно определяющих поведение ее членов». У каждой школы своя организационная культура, Чтобы её изменить потребуется много времени и усилий. Данная книга ... в управлении образованием, высоком темпе перемен; 3) о материальных и кадровых ресурсах в образовании. При этом автор делает акцент на ... в обществе будет способствовать преодолению кризиса в образовании. В главе ...
Для большинства людей в зрелости сохраняется значимость сексуальной привлекательности. У женщин она во многом основывается на привлекательности их внешности. С возрастом меняются зоны тела, влияющие на оценку женщиной ее внешности. Уменьшается значение фигуры как показателя внешности за счет повышения роли лица. Поэтому порой женщины перестают следить за фигурой, уделяя большое значение косметике, прическе и т. п. Наблюдается такой интересный эффект. При эмоционально-позитивной оценке своей внешности ширина тела субъективно недооценивается, при негативной — переоценивается. Кроме того, существует зависимость между успешностью самореализации и удовлетворенностью телом. Человек, достигший успешной самореализации, более высоко оценивает свое тело, чем человек, имеющий трудности в самореализации[14].
Обычно в зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития как для мужчин, так и для женщин. Можно выделить четыре основные функции дружеского общения. Первая — терапевтическая. В общении с друзьями во многом отреагируются негативные чувства, вызванные семейными или профессиональными конфликтами. Друзья здесь необходимы, чтобы выслушать и поддержать партнера. Поэтому хотя бы один из членов пары должен обладать способностью слушать другого. Вторая — компенсирующая. Мы полагаем, что эту функцию нужно развести с предыдущей, хотя во многом они похожи. Здесь в общении с партнером происходит компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных потребностей. Через общение с партнером осуществляется удовлетворение потребности в признании, симпатии, уважении, чего нет в браке. Третья — это возможность структурирования времени через дружеское общение. При этом оно принимает характер совместных развлечений, праздников. Четвертая — развивающая, когда через близкие отношения происходит взаимный обмен чувствами, опытом, информацией и т.п. Общение в этом случае — довольно существенный источник развития обоих членов пары[13].
Роль денег в современной жизни человека. «деньги и общество», ...
... в нашей жизни. Они определяют статус человека, его положение в обществе, успешность. Иногда кажется, что весь мир вращается вокруг денег. Они оказывают влияние на все сферы человеческой жизни. Мы постоянно ... где его никто не ждет. Где нет счастливого детского смеха и радости. Много богатых людей, которые глубоко несчастны в своем богатстве. Многим нужны их деньги, власть ...
В середине жизни многие люди проходят через период серьезной переоценки профессиональной карьеры. К этому может привести переживание несоответствия своих ожиданий от нее, желаемых темпов продвижения и реальной ситуации. Однако добровольная смена профессиональной деятельности происходит довольно редко, только в ситуации, когда произошло резкое изменение ценностных ориентации или возвращение стремлений, идеалов молодости. Смена работы возможна также,если результатом экзистенциального кризиса станет появление у человека стремления к самоактуализации. Понятно, здесь не рассматривается вынужденная смена работы, вызванная необходимостью улучшить условия труда или материальное положение.
Ситуацию вынужденной потери работы следует рассмотреть особо. Имеется в виду полная невозможность продолжения работы по имеющейся специальности, например, предприятие и такая специальность просто перестают существовать вследствие развития новых технологий. Если человек обладает не очень сильным личным Я, то его реакция на потерю работы может быть подобна реакции горя, вызываемой смертью любимого человека[12].
Горестные переживания могут начаться с потрясения и отказа верить в случившееся, смениться гневом, протестом. Затем следует депрессия и, что важно отметить, появляются те или иные психосоматические симптомы. Психосоматические заболевания, развившиеся в результате этой ситуации, могут быть очень серьезными и даже опасными для жизни, если у человека в этот период к разрушению профессионального добавляется угроза разрушению семейного Я. А это вполне возможно, потому что вследствие потери работы человек часто подвергается регрессии, становится конфликтным, раздражительным, требует от окружающих повышенной заботы. Семья же не всегда может понять и поддержать человека должным образом. Потеря работы особенно тяжело воспринимается людьми среднего возраста, долго проработавшими на одном месте и не имеющими поэтому опыта поиска работы. Следует отметить, что обычно труднее переносят потерю работы и проявляют меньшую активность по ее поиску мужчины .У них же долгая безработица может привести к нарушению социальной идентичности, создавать угрозу самооценке. Интересные данные приводил Р. Зидер, анализирующий последствия экономического кризиса в Европе первой половины XX в. Он писал, что в этот период жизнь семьи обеспечивалась работой женщин, которые выполняли неквалифицированную или малоквалифицированную работу. Они также искали способы уменьшения расходов: перелицовывали одежду, экономно расходовали топливо и т.п. О безработных мужчинах известно, что они «до обеда оставались в постели, чтобы сэкономить на отоплении и сберечь свою физическую энергию»[4].
Взрослый человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, то есть статичного, как бы неживого, тогда как он таковым не является. Создается противоречие самовосприятия (собственной изменчивости) и восприятия человека окружающими. Это противоречие разрешается продуктивно в тех случаях, если взрослый человек сумеет отнестись к дискретности, законченности,частностям своей жизни с точки зрения ее общих закономерностей, то есть будет осуществлять свою ежедневную активность в свете собственной миссии (индивидуальной реализации своей сущности).Если же этого не происходит в той или иной форме, то у взрослого человека наблюдается состояние, которое в свое время Гегель называл «ипохондрией». Он говорил, и очень справедливо, что жизнь взрослого человека есть по преимуществу практическая жизнь, которая неизбежно связана с разными житейскими мелочами и частностями. Занятие ими может восприниматься человеком достаточно болезненно, а невозможность осуществления идеалов способна вызвать уныние — ипохондрию. Современные психологи описывают эти переживания взрослого человека как кризис идентичности, проявляющийся в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни. Точную возрастную дату таких переживаний обозначить сложно, но она приходится на период зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное и профессиональное место, достиг профессиональной вершины мастерства, но тем не менее…Похоже, что начинают давать о себе знать несколько важных, на мой взгляд, групп и факторов, которые требуют к себе внимательного отношения с точки зрения концепции жизни. Это -изменения в физиологической активности организма, в его соматических свойствах (появление явных признаков старения) и резкое изменение социального и психологического пространства жизни человека, связанного с тем, что выросшие дети покидают дом, обзаводятся собственными семьями и вместе с их уходом из семьи одновременно в пространстве жизни появляется много чужих людей (новые родственники).Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще.В связи с этим вспоминается 43-летний дед, который с нескрываемым удивлением рассматривал своего первого внука, восклицая: «Откуда ты взялся? Я что, уже дед, я уже дед?!Какой я дед ?»Во весь рост встает проблема определения своего нового места в системе социальных отношений, в изменившемся психологическом пространстве своей семьи, для этого требуются силы — энергия. Что может быть источником энергии в зрелом возрасте? Ответом может стать — философия, осознанная концепция жизни, осознанная концепция Человека, осознанная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни, которые не могут (не должны) заслонить в ней главное — радость от самой жизни. В переживании этой радости и рождается энергия для осуществления жизни, в переживании этой радости появляются силы для принятия изменений, для восприятия нового, для реагирования на новое в жизни как на естественное ее проявление. Думаю, что именно осознанная философия жизни позволяет человеку отнестись к результатам своего труда, своих усилий как к преходящим — видеть в них не только абсолютную, но и относительную ценность в историческом времени[11].
Финансы в жизни человека . Финансы в нашей жизни. Роль финансовой ...
... ли роль денег в жизни человека чрезвычайно важна?» Я уверена, что теперь есть только один ответ на этот вопрос – ДА! Финансы укоренились уже давно в нашу жизнь. Многие даже не ... доход и радость своему владельцу. Легко потратить все до копейки или пустить под семейные нужды, но совсем другое дело — заставить финансы работать. Истинная сила в мире финансов — это ...
Вывод к первой главе.
Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека[1].
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия[1].
Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:
1) умение брать на себя ответственность, принимать решения;
2) стремление к власти и организаторские способности;
3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
7) формирование индивидуального жизненного стиля;
8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода – 40 годам – устойчивость в жизни и уверенность в себе[20].
Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.
Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения[23].
Взрослый человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, то есть статичного, как бы неживого, тогда как он таковым не является. Создается противоречие самовосприятия (собственной изменчивости) и восприятия человека окружающими. Это противоречие разрешается продуктивно в тех случаях, если взрослый человек сумеет отнестись к дискретности, законченности, частностям своей жизни с точки зрения ее общих закономерностей, то есть будет осуществлять свою ежедневную активность в свете собственной миссии (индивидуальной реализации своей сущности)[11].
2Психологические особенности кризиса среднего возраста
2.1 Особенности и динамика протекания кризиса средней взрослости, Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин., Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин.
2.2 Теоретические оценки выхода из кризиса
Начну, пожалуй, свое повествование со следующих слов: «Не прожив, да не узнаешь, не узнав — не проживешь».
Что это за кризис в сорок лет?
Это нечто большее, чем просто кризис производительности против застоя, даже больше, чем кризис ценностей, это — кризис смысла жизни! Это время, когда проверяется на прочность и универсальность смысл жизни, существовавший до этой поры. Как велик будет и как глубок, насколько болезненно будет пережит подобный кризис (как и любой другой кризис, в частности, основа которого — тема ценностей и смысла жизни), зависит от устойчивости и оправданности, практичности и универсальности смысла жизни на этот срок — сорок лет. Крепка ли жизненная позиция и непоколебимы ли принятые ранее ценности — вот что служит основой для крепкой позиции и относительной безболезненности прохождения кризиса сорока лет. Но если все-таки под влиянием каких-то обстоятельств, условий, явлений, факторов и т.п. кризис наступил и тяготит человека — как быть? Если все прошедшее кажется никому не нужным, а будущее тусклым — как быть? Если опускаются руки и нет желания продолжать бороться с трудностями и прокладывать дорогу вперед — как быть? Кто знает, сколько этих «если»…
Но независимо от множества и полисложности этих «если» и «как быть» ответ остается один, решающий эти «если»: найти себя во времени, т.е. себя-прошлого, себя-настоящего и себя-будущего; найти себя в пространстве, т.е. себя-здесь, себя-там, себя-везде; найти себя в себе, в друзьях, в родных, в окружающем пространстве, в мире, наконец. Необходимы осмысление своей жизни заново: прошлой, настоящей и будущей, выбор самого прочного и перспективного, личностно-значимого и ориентация на настоящую и будущую жизнь с этим багажом социального опыта. Соответственно чем больше багаж, тем легче путь разрешения кризиса, чем меньше багаж, тем больше требуется усилий для прохождения стадии кризиса сорока лет. Главное— не забывать слова бессмертного барона Мюнхгаузена: «Безвыходных положений не бывает» — и с этой мыслью, с багажом знаний под мышкой, с любовью в сердце, с силой в руках и с мудростью в голове смело идти вперед — к новым испытаниям, новым трудностям, горестям и новым радостям, слезам и смеху, усталости и могуществу.
Помогут ли эти слова человеку, переживающему кризис сорока лет? Ведь здесь нет никаких четких рекомендаций и алгоритма действий! В связи с этим вспоминается фраза: «Готовых решений не бывает», и это действительно так. Все, что написано в этой творческой работе, — лишь общие слова, но эти слова приносят реальный результат, позитивный результат. Стоит лишь задуматься, и горести кризиса отходят на второй план, а первое место занимает мысль о жизни, которая приносит пользу себе, окружающим, да и вообще всем. Фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса, — это умение быть счастливым, т. е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере. Важным фактором, способствующим успешному разрешению кризиса, является также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем, эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться. В позитивном варианте у человека формируется генеративность, в негативном — застой [4].
Следует особо отметить, что нередко неразрешенный кризис сопровождается появлением тех или иных психосоматических заболеваний, которые, с одной стороны, снимают с человека ответственность за не сложившуюся, по его мнению, жизнь, с другой — предоставляют ему желаемые внимание и поддержку окружения. Интересную мысль по этому поводу высказал А. Адлер: наша культура сродни детской комнате — она предоставляет слабому особые привилегии[19].
Для людей среднего возраста характерен еще один вариант ухода от разрешения кризиса — это обращение к религии. Многие люди обращаются к религии, реализуя отнюдь не религиозную потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы.
В заключение обсуждения проблемы кризиса нужно еще раз сказать, что его переживание обогащает человека, является необходимой ступенью развития в зрелости[4].
Однако, как нам кажется, время переживания кризиса не определяется календарным возрастом человека. Он наступает тогда, когда человек, с одной стороны, накапливает достаточно жизненного опыта, а с другой — достигает достаточно высокого уровня рефлексии, необходимого для осмысления этого опыта. Тогда у человека появляется возможность постижения смысла своего существования на земле. Таким образом, кризис — это не кара за сделанные ошибки, а возможность продолжения процесса развития. Поэтому, может быть, более точно называть его не кризисом середины жизни, а экзистенциальным кризисом — нормативным кризисом периода зрелости.
Рассмотрев особенности эмоциональных реакций в периоды возрастных кризисов, нужно отметить, что, безусловно, нельзя сводить все течение жизни в зрелости только к переживанию кризисов. Следует остановиться на такой важнейшей проблеме, как общий эмоциональный фон жизни человека и его возрастная динамика. Понятно, что удовлетворенность человека жизнью в целом, ощущение счастья коррелируют с достаточно частым переживанием радости. Кроме того, способность человека к частому переживанию радости повышает его стрессоустойчивость и способность к познанию, облегчает социальные взаимодействия, усиливает отзывчивость[18].
Радость выполняет и терапевтическую функцию: успокаивает человека, находившегося до этого в напряжении. Очень важно отметить, что частота переживания радости коррелирует с жизненной успешностью. Работа радующихся людей является более последовательной, целенаправленной и результативной. Они, как правило, обладают чувством собственной значимости, владеют навыками и умениями, необходимыми для достижения своих целей, и получают огромное удовлетворение от самого процесса этого достижения. Понятно, что способность к радости зависит от генетических факторов. Так, К. Е. Изард описывал исследования смеха у младенцев, которые показали, что уже они существенно отличаются по способности смеяться. Но переживание радости имеет также возрастные закономерности, т.е. во многом социально обусловлено. У многих людей после 30 лет наблюдается тенденция постепенного сокращения источников получения радости, переживание радости носит все более и более кратковременный характер. К пожилому возрасту некоторые совсем утрачивают эту способность. Отчего зависит частота переживания радости? Как писал К. Е. Изард, во многом не от актуальной ситуации, а от наличия у человека оптимистического взгляда на жизнь .Я. Мак-Дермотт и Дж. О’Коннор рассматривали оптимизм и противоположность ему — пессимизм как атрибутивные стили или способы мышления человека. Под оптимизмом понимается такой стиль мышления, когда события не обобщаются, люди избегают самообвинений. В стиле пессимиста ими выделяются три составляющие:
люди, использующие этот стиль, относятся к каждой неудаче как к собственной ошибке и обвиняют себя в этом; они склонны обобщать негативную ситуацию на всю оставшуюся жизнь, т.е. предполагают ее повторение; они переносят ситуацию на все сферы жизни, т.е. ожидают неудачи не только во времени, но и в пространстве[17].
Важно отметить, что следование атрибутивному стилю пессимиста мешает переживанию счастья со всеми вытекающими последствиями и является серьезным фактором риска заболеваний. Помимо атрибутивного стиля на способность человека к переживанию радости влияет степень контакта его со своим «внутренним ребенком». Под «внутренним ребенком» мы будем понимать качества и проявления, традиционно приписываемые детям: спонтанность, открытость, умение играть. Сегодня понятие «внутренний ребенок» довольно часто используется в психологии, хотя различные авторы по-разному интерпретируют его содержание. Так, К. Юнг придавал большое значение архетипу ребенка. По его мнению, он прокладывает путь будущему преображению личности, воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума, выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа — стремление к самореализации. Именно «ребенок» синтезирует противоположности (качества характера) и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет видеть сердцем, способствует активизации творчества и продуктивности. Э. Берн выделял «ребенка» как одно из состояний в структуре личности вместе с «родителем» и «взрослым». По Э. Берну, «ребенок» — это эмотивное состояние личности, которому соответствуют все импульсы, присущие ребенку (доброта, нежность, непосредственность), благодаря чему он приобретает большую ценность независимо от возраста человека, придавая ему обаяние и теплоту. Но есть и вторая часть «ребенка» (адаптивная), а именно состояние, которое, желая порадовать «родителя» и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям, что проявляется в повышенной конформности, неуверенности человека, лишении его возможности чувствовать радость жизни[4].
Таким образом, часть людей еще с детства содержат в себе в основном приспособившегося «ребенка», несущего запрет на открытость и спонтанность проявлений. А часть постепенно теряют контакт со своим «ребенком» в течение жизни. И это понятно, так как еще в процессе развития человека проявление детских качеств не поощряется значимыми людьми: родителями, педагогами. Кроме того, в нашей культуре существует мало возможностей для его проявления: праздников, карнавалов и т. п. Поэтому чаще всего взрослый человек считает открытые проявления «детских качеств» непозволительными для себя. Как следствие этого, перед многими людьми в зрелости встает задача восстановления контакта со своим «ребенком». Ярко описывал свою собственную встречу с ним К. Юнг. Находясь достаточно долго в депрессивном состоянии, он решил предоставить полную свободу своим бессознательным импульсам. А затем вспомнил свои детские ощущения от игры в кубики, построения замков и домиков из бутылок. И наконец, после длительного внутреннего сопротивления сам стал играть: выстроил из камней несколько домиков и замок — маленькую деревню. И так он начинал играть всякий раз, когда перед ним возникало жизненное затруднение. К. Юнг писал, что все ценное, что он сделал в тот период, было благодаря его работе с камнем. Однако в реальной жизни люди чаще всего не следуют своим импульсам, как это сделал К. Юнг, хотя у некоторых они и присутствуют. Американский психолог С.М. Кидд предлагала для восстановления контакта с «ребенком» учиться у детей, поскольку именно они могут показать взрослым нечто, что взрослые не видят из-за их серьезности. А их открытость жизни может напомнить взрослым, что особенно ценно в этом мире. Подводя итоги обсуждению вопроса об общем эмоциональном
фоне настроения в зрелости и переживании радости как необходимом компоненте
этого фона, нужно отметить, что невозможно достичь радости тем же путем, каким достигаются умения или успехи. Радость — побочный продукт усилий,
направленных на другие цели, служащие в основном достижению самореализации. Только тогда возможно переживание радости как «чувства тождества или сопричастности с объектами радости и с миром в целом» [9].
Вывод к второй главе.
Кризис середины жизни определяется как психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40–45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате доминирующими в общем фоне настроений становятся депрессивные состояния. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Чтобы кризис середины жизни прошел успешно, необходимы осмысление своей жизни заново: прошлой, настоящей и будущей, выбор самого прочного и перспективного, личностно-значимого и ориентация на настоящую и будущую жизнь с этим багажом социального опыта. Соответственно чем больше багаж, тем легче путь разрешения кризиса, чем меньше багаж, тем больше требуется усилий для прохождения стадии кризиса сорока лет.Главное— не забывать слова бессмертного барона Мюнхгаузена: «Безвыходных положений не бывает» — и с этой мыслью, с багажом знаний под мышкой, с любовью в сердце, с силой в руках и с мудростью в голове смело идти вперед — к новым испытаниям, новым трудностям, горестям и новым радостям, слезам и смеху, усталости и могуществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, следует еще раз отметит ,что взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.[1] В ходе работы реализовалась поставленная цель, т.е. были изучены психологические особенности средней взрослости. В первой главе был описан анализ теоретических положений и проблем. А именно : различные подходы в понимании средней взрослости и
психологические особенности средней взрослости
Во в тарой главе было описано психологические особенности кризиса среднего возраста .Было выяснено что убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости.
Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность ) и порождение (продолжение рода), как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт – «остаться в памяти потомков», закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:
1) умение брать на себя ответственность, принимать решения;
2) стремление к власти и организаторские способности;
3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4) уверенность в себе и целеустремленность;
5) склонность к философским обобщениям;
6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
7) формирование индивидуального жизненного стиля;
8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода – 40 годам – устойчивость в жизни и уверенность в себе[20].
]. Меняются взаимоотношения в семье. Повышаются раздражительность, конфликтность. Частыми становятся размышления о собственной востребованности, которые могут сопровождаться укорами в адрес близких и вызыванием у них чувства вины. Иногда возникает страх взросления собственных детей, поскольку в связи с этим теряется ощущение собственной нужности. Переживания по поводу своей нужности действительно очень значимы в этот период. Поэтому многие стремятся подтвердить свою нужность через профессиональную сферу[4].
Однако у некоторых переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного Я, смерть может показаться освобождением». И действительно, по его свидетельству, уровень самоубийств в 40—45 лет повышается[16].
Как отмечал С.Кратохвил, с возрастом происходят изменения в половой активности мужчин и женщин. Если же люди плохо информированы о возможных изменениях, у них могут возникнуть те или иные страхи, неправильная оценка действий партнера[21].
Так, Э. Гроллман говорит, что страх стать сексуально неполноценным обычен для мужчин после 40 лет. И во многом ответственны за этот страх как отсутствие знаний у самих мужчин, так и средства массовой информации, рекламирующие различные лекарственные препараты от импотенции[16].
Нужно иметь в виду, что в зрелом возрасте у мужчин могут снижаться интенсивность и настоятельность полового инстинкта, затрудняться эрекция, ослабевать уверенность в ее наступлении. У некоторых женщин с возрастом интерес к половой жизни может повышаться, в особенности у тех, для которых он компенсирует острое переживание снижения своей внешней привлекательности. Хотя стремление компенсировать через секс неудовлетворенные несексуальные потребности характерно и для мужчин. Так, нередко уходом от переживания экзистенциального кризиса середины жизни является у них поиск сексуальной близости с очень молодыми девушками. Интересно, что подобное явление характерно не только для современного общества, но и для более ранних культур. Анализировавший этот вопрос В.В. Бочаров писал, что в «традиционных обществах внутренние психологические социально-возрастные переживания мужчин часто связаны с возрастом женщин, являющихся их сексуальными партнерами. Именно поэтому в зрелом возрасте мужчины стремятся иметь в качестве таких партнеров молодых женщин. Мужчины же, обладающие высоким социально-политическим статусом, гораздо чаще, чем представители низших классов, вступают с такими женщинами в брак»[16].
Для большинства людей в зрелости сохраняется значимость сексуальной привлекательности. У женщин она во многом основывается на привлекательности их внешности. С возрастом меняются зоны тела, влияющие на оценку женщиной ее внешности. Уменьшается значение фигуры как показателя внешности за счет повышения роли лица. Поэтому порой женщины перестают следить за фигурой, уделяя большое значение косметике, прическе и т. п. Наблюдается такой интересный эффект. При эмоционально-позитивной оценке своей внешности ширина тела субъективно недооценивается, при негативной — переоценивается. Кроме того, существует зависимость между успешностью самореализации и удовлетворенностью телом. Человек, достигший успешной самореализации, более высоко оценивает свое тело, чем человек, имеющий трудности в самореализации[14].
Обычно в зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития как для мужчин, так и для женщин[13].
. Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни[11].
Самая главная жизненная задача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологического состояния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижение высокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретном проявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое, болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему. Дифференциация ролей для женщины связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становится качественно другой — взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы. К сожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки дома, — это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может (если умеет) сознательно осуществлять творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни. В роль хозяйки дома входит и забота о хозяине дома — своем мужчине. Период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, — «синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. [11].
Фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса, — это умение быть счастливым, т. е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере. Важным фактором, способствующим успешному разрешению кризиса, является также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем, эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться. В позитивном варианте у человека формируется генеративность, в негативном — застой [4].
Следует особо отметить, что нередко неразрешенный кризис сопровождается появлением тех или иных психосоматических заболеваний, которые, с одной стороны, снимают с человека ответственность за не сложившуюся, по его мнению, жизнь, с другой — предоставляют ему желаемые внимание и поддержку окружения. Интересную мысль по этому поводу высказал А. Адлер: наша культура сродни детской комнате — она предоставляет слабому особые привилегии[19].
Для людей среднего возраста характерен еще один вариант ухода от разрешения кризиса — это обращение к религии. Многие люди обращаются к религии, реализуя отнюдь не религиозную потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы.
В заключение обсуждения проблемы кризиса нужно еще раз сказать, что его переживание обогащает человека, является необходимой ступенью развития в зрелости[4].
Однако, как нам кажется, время переживания кризиса не определяется календарным возрастом человека. Он наступает тогда, когда человек, с одной стороны, накапливает достаточно жизненного опыта, а с другой — достигает достаточно высокого уровня рефлексии, необходимого для осмысления этого опыта. Тогда у человека появляется возможность постижения смысла своего существования на земле. Таким образом, кризис — это не кара за сделанные ошибки, а возможность продолжения процесса развития[18].
Список использованных источников
1. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с
2. Шекспир У. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1959. Т. 5. С. 47.
3. Реана, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
4. Хухлаева О. В.
Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ О.В. Хухлаева — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с
5. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Пер. с нем. Калуга. духовное познание. 1994г. 224 с.
6 . Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Москва Прогресс 1993г. 336с
7 . Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Классики зарубежной психологии М.-Львов. АСТ-Инициатива. 1998г. 480с.
8. Ильин.Е.П. Психология взрослости. СПб., Питер, 2012,
9. Изард, К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ./ К.Е.Изард.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – 440 с.
10 . Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: Том I. 877стр
11.
12 . Крайг, Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с
13.
Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
14. Тювина Н.А. Психические нарушения у женщин в период климактерия.
15.
16. Моховиков А.Н.Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М., 2001, Издательство: ООО «Когито–Центр»,569стр
17.
18. Изард К. Эмоции человека. Монография М. Издательство Московского университета 1980г. 440 с.
19 Сидоренко Е.В.Экспериментальная групповая психология
: Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера : Учеб. пособие / Санкт-Петербург. гос. ун-т
152 с.
СПб. СПбГУ 1993
20. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб: Фонд «Университетская книга», 1996.
21. Кратохвил С.
К78 Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер.
с чешек. — М.: Медицина, 1991, 336 с:
22. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005
23.
Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.