Конкуренция на российском рынке

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.

Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба — это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Обострение конкурентной борьбы между производителями, странами, группами стран ставит перед отечественной экономической наукой задачу исследования и разработки стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики, углубленного изучения качественного понятия конкурентоспособности, факторов, влияющих на резервы ее повышения.

Для России актуальна проблема эффективности производства, внешнеэкономической деятельности и, следовательно, конкурентоспособности в связи с наполнением внутреннего рынка импортными товарами, сокращением экспорта наукоемкой продукции. Исходя из необходимости обеспечения экономической независимости и безопасности России, необходимо обратиться к вопросам создания и сохранения конкурентных преимуществ.

Теоретические основы развития конкуренции были заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Дж. Робинсон, Э.Чемберлена, Й. Шумпетера и др.

Вместе с тем, многие аспекты государственного регулирования процесса формирования конкурентной среды в теоретическом и методическом плане исследованы недостаточно. Многообразие различных граней процесса развития конкурентной среды, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы повышения конкурентоспособности отечественных производителей и вопросам макрорегулирования конкурентной стратегии России в целом, как средства достижения национальной безопасности обуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этом направлении. Этим обуславливается выбор темы, целей, задач, объекта и субъекта диссертационного исследования.

3 стр., 1321 слов

Проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности России

... на ближайшие десятилетия. И в мировой экономической мысли проблема конкурентоспособности за последние 20 лет выдвинулась в число наиболее активно разрабатываемых и дискутируемых. Конкуренция - одна из самых ... товаров и услуг. Вопрос о конкурентоспособности российской экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны. Учёными были ...

Объект исследования: процесс становления и развития конкурентной среды в российской экономике.

Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе развития и функционирования конкурентной среды в современной российской экономике.

Основная цель курсовой работы состоит в теоретическом обосновании необходимости и направлений совершенствования государственного регулирования процесса формирования конкурентной среды в российской экономике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны».

Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:

1. сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;

2. сформулировал главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток — предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3. разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли;

4. определил основные условия создания эффективной конкуренции;

5. разработал модель усилия и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом.

Конкуренция может протекать в самых различных формах все зависит от ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.

В конце прошлого века по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке.

Одной из главных причин такого положения является то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никогда никто не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.

8 стр., 3842 слов

Анализ конкурентной среды предприятия на примере ф/х «Маслянка»

... конкурентоспособности можно утверждать, что пути повышения конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции. B конкурентной ... конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия организации и управлении направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, ... конкуренции, постоянный их поиск как внутри предприятия, ... его работы необходимы ...

Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества — США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.

Можно выделить следующие основные тенденции и особенности построения развитой конкурентной и удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах:

1. отлаженная правовая система демократического государства;

2. ограниченность природных ресурсов (исключение — США);

3. отлаженная система управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии;

4. значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно у США);

5. значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);

6. стремление к нахождению и удержанию сфокусированных конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики;

7. развитие международной стандартизации и интеграции;

8. высокая надежность техники (особенно немецкой и японской);

9. устойчивая финансовая система;

10. высокая эффективность использования ресурсов;

11. значительные затраты на рекламу при относительном равенстве качества конкурирующих товаров;

12. высокое качество товаров и услуг;

13. рост темпов расхода государства на науку, образование и развитие человека;

14. высокая продолжительность жизни населения;

15. высокие позиции в мировой иерархии по конкурентоспособности как результат рациональной экономической политики государства.

1.2 ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции:

  • совершенная конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • конкуренция в условиях олигополии;
  • чистая монополия.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды конкуренции.

Рынок чистой конкуренции состоит из достаточно большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.

Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене — это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все времена — чистая конкуренция — явление достаточно редкое.

Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг).

18 стр., 8563 слов

Конкурентный анализ рынка аудиторских услуг

... формированию конкурентных стратегий; проведение конкурентного анализа рынка аудиторских услуг; определение конкурентных преимуществ создаваемой фирмы (определение ее позиции на рынке). Глава 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентных преимуществ 1.1 Понятие «конкуренция» и ее виды Только выход на рынок с ...

Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

«В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки». Является ли чисто конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими издержками конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке 1., цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам.

В положении равновесия как видно из рисунка 1 все находится в равенстве MR

(P) = AC = MC.

Это равенство говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получать экономические прибыли и убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC в долговременном периоде.

Таким образом, в долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией.

Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

Рисунок 1. Положение равновесия конкурентной фирмы.

Тройное равенство MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые на практике имеют достаточно большое социальное значение.

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.

1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРЕНЦИИ

Цели:

Защита конкуренции как основного механизма рыночной экономики обеспечивает достижение всех социально-экономических целей общества, в том числе: реализация интересов потребителей, обеспечение снижения затрат, сбалансированное распределение ресурсов, закрепление успеха на внешних рынках, поддержание инновационного развития.

31 стр., 15014 слов

Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы. Максимизация ...

... дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли. 1.2. Совершенная конкуренция. Поскольку темой курсовой работы является максимизация прибыли конкурентной фирмой, остановимся на рассмотрении совершенной конкуренции. Определяющими характеристиками совершенной конкуренции являются следующие: на рынке присутствует ...

Вместе с тем стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были следующим образом сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 8.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»:

Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений:

  • развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях;
  • развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

В.В. Путин

Задачи конкурентной политики

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции является Федеральный закон от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон №135-ФЗ).

До принятия этого закона действовали различные версии Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, а с 1999 г — Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

В соответствии с антимонопольным (конкурентным) законодательством запрещается злоупотребление доминирующим положением (например, в виде установления монопольных цен, навязывания условий договора, ограничения доступа на рынок), в том числе субъектам естественной монополии; запрещается также заключение антиконкурентных соглашений (осуществление согласованных действий); органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок; запрещается недобросовестная конкуренция. В качестве превентивной меры ряд сделок по слияниям и поглощениям компаний может быть осуществлен после получения предварительного согласия антимонопольных органов. Важной особенностью нового «Закона о защите конкуренции» является учет при этом глобальной конкурентоспособности компаний. Российское законодательство также возлагает на антимонопольные органы обязанность подготовки заключений о влиянии на конкуренцию защитных мер во внешней торговле.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов при ее проведении.

Сильный антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции , особенно в том, что касается злоупотребления доминирующим положением и сговора между фирмами имеет исключительно важное значение для обеспечения темпов инновационного развития экономики.

Основное нарушение антимонопольного законодательства — это установление доминирующей компанией монопольно высоких цен, обеспечивающих ее сверхприбыль и разоряющих общество. Аналогичных результатов также может достигнуть и группа олигополистических компаний при помощи как формального соглашения (картеля), так и «тайного сговора» в ситуации коллективного доминирования. В этой ситуации даже при отсутствии контакта между фирмами им будет выгоден «сознательный параллелизм», ведущий к завышению цен или другим злоупотреблениям.

16 стр., 7639 слов

Анализ перестраховочной деятельности в России и перспективы ее развития

... текущего состояния рынка перестрахования в России и перспективы его развития. 1.1 Понятие перестрахования Перестрахование является системой экономических ... Это указывает на то, что заключение договора перестрахования не устанавливает никаких юридических прав между ... надежную защиту, как система перестрахования, страховые компании вступают в жесткую конкурентную борьбу за приобретение страхований. ...

Такие соглашения прекращают конкуренцию, останавливают инновационный процесс, приводят к началу неудач компаний на международных рынках.

Снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний является важной задачей конкурентной политики. Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

На практике, всегда существуют определенные рыночные барьеры: «безвозвратные издержки» (расходы на специализированные факторы производства длительного пользования, которые не могут быть использованы на другие цели или не являются ликвидными); обычная хозяйственная практика действующих участников рынка: реклама, сохранение избыточных мощностей и т.д. Однако, очень часто барьеры входа связаны с административным регулированием или нарушениями конкурентного законодательства со стороны фирм, контролирующих «уникальный ресурс, и могут быть устранены антимонопольным регулированием.

Отдельное направление составляет антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта масштаба в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п. Однако даже для таких отраслей существуют механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов: 1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом; 2) проведение проверок ex post с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат; 3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм; 4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Выделение конкурентных секторов и приватизация соответствующих государственных компаний обычно стимулируют конкуренцию. Однако для достижения желаемого эффекта от дерегулирования в отраслях естественной монополии, нужна сильная антимонопольная политика, поскольку велики риски нарушений со стороны компаний, остающихся де-факто монополиями и стремящимися сохранить это положение и получение монопольной ренты.

Контроль в сфере размещения государственных заказов является важным элементом развития конкуренции. Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы это не происходило разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур — сфера конкурентной политики.

Государственные закупки могут позитивно влиять на развитие конкурентоспособности, если они устанавливают жесткие стандарты на товары (детальные спецификации), отдают предпочтение инновационным товарам, усложняют задания по сравнению с наиболее распространенными на рынке решениями; учитывают потребности, которые будут пользоваться спросом за рубежом. Это важно не только для государственных учреждений но и для государственных предприятий, которые формируют значительный спрос в экономике.

18 стр., 8782 слов

Организационно–экономическое обоснование развития отрасли скотоводства ...

... курсового проекта заключается в том, чтобы овладеть методикой экономического анализа, планирования отраслей животноводства, в частности скотоводства, ... сбыта продукции создаёт неплохие предпосылки для развития хозяйства. Центральная усадьба находится в селе Григорьевское. ... этапе действия сельскохозяйственного предприятия, но и в работе уже функционирующего хозяйства. Организация производства молока, ...

Обеспечение конкуренции на глобальном уровне. При проведении промышленной политики часто оказывается отечественным крупным фирмам предоставляются льготные условия, временно вводятся протекционистские меры. Примеры успешной консолидации отрасли и создания глобальных конкурентов существуют, тем более в современных условиях глобальных рынков для этого открываются новые возможности. В тоже время — существует опасность фаворитизма, установления заниженных стандартов для таких фирм, замедления инноваций. Без конкуренции такая отрасль никогда не будет иметь успех на международном рынке.

Не случайно призывы о создании государственных корпораций в тех или иных проблемных отраслях, даже тех в которых глобальные рынки отсутствуют, звучат в последнее время всё чаще.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНКУРЕНЦИЯ

2.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

конкуренция экономика рынок

Конкуренция — это соревнование между участниками рыночного хозяйства за рынок с целью получения большей выгоды. Такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники, является самым важным элементом рынка. Именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества, что подтверждено хозяйственной практикой. При наличии конкуренции ресурсы общества используются наиболее эффективно, поскольку неэффективные производители вытесняются с рынка.

Выигрыш общества обеспечивают следующие условия, соответствующие эффективной конкуренции: 1) минимальные производственные затраты; 2) равенство цены предельным затратам; 3) нулевая сверхприбыль; 4) отсутствие неудовлетворенного спроса. Преимущества конкуренции также заключаются в наличии у предпринимателей сильных стимулов к разработке и внедрению инноваций, технологических нововведений, оперативному реагированию на требования потребителей, чтобы противостоять ценовому давлению. При конкурентной рыночной структуре ни один отдельный хозяйствующий субъект не может оказать решающего влияния на рынок.

Если же на рынке возникает монополия или ситуация доминирования, когда один или несколько хозяйствующих субъектов контролируют основную часть рынка и могут оказать на него воздействие, то это приводит не только к значительному превышению ценами затрат и снижению вследствие этого благосостояния населения. В условиях монополии (доминирования) фирмы необоснованно увеличивают свои издержки, что приводит к падению производительности. По мнению многих исследователей, потери общества от таких действий даже превышают потери от завышенных цен. Кроме того, фирмы, обладающие монопольной властью или желающие получить ее, как правило, направляют свободные ресурсы на рекламу, лоббирование, попытки получить монополию в «регулируемой» или «поддерживаемой» отрасли. Это может создавать олигархическую угрозу попыток «захвата государства». Необходимо отметить и то, что с точки зрения общества, монополистическая прибыль является незаработанной и поэтому (в случае возникновения) подлежит перераспределению.

17 стр., 8118 слов

Отраслевая структура экономики России: современные тенденции развития

... и динамика развития отдельных секторов российской экономики; Прогноз развития российской экономики и ее дальнейшей интеграции в мировую экономику. РОССИЯ КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ВВП и национальное богатство России В мировой экономике под национальным ...

Значимость благоприятной конкурентной среды как фактора развития российского предпринимательства чрезвычайно высоко оценивается самим предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

2.2 РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В интервью в газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики — одна из главных задач и целей России. Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Министерство образования России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры.

Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.

Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

В настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

17 стр., 8150 слов

Экономическая среда функционирования предприятия и ее элементы

... среда функционирования предприятия Кроме внешней среды характер протекания экономических процессов зависит от внутренней организации деятельности субъ­екта хозяйствования или его внутренней среды. Внутренняя среда ... дрение новой автоматизированной технологии может обеспечить предприятию ощутимое конкурентное преимущество. Однако, что­бы предприятие могло освоить новую технологию, требуется по ...

Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.

Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей).

Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития. Не может не являться проблемой в создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования. Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и так далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг. Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в экономике России создает топливно-энергетический комплекс страны. Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей ТЭК.

Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.

Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.

2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ

В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. К внедрению маркетинга предприятия приходили, и по сей день приходят только вследствие бедственного положения со сбытом собственной продукции. Это характерно для большинства отечественных предприятий. Причем зачастую, вновь созданный отдел маркетинга превращается во второй отдел сбыта. Также, часто руководство не до конца осознает сущность маркетинга и привязывает зарплату специалистов отдела маркетинга к объемам продаж. И вследствие этого у маркетологов не хватает ни времени, ни значительной мотивации для постоянного и всестороннего анализа рынка. Действия руководства понятны — необходимо сбыть продукцию и получить прибыль сейчас и по максимуму, а не затрачивать время, средства и усилия специалистов для того, чтобы те проводили исследования, зачастую не приносящие быстрой и стопроцентной отдачи. Таким образом, создавая отдел маркетинга, предприятие надеется получить дополнительных потребителей и обеспечить сбыт своей продукции.

Между тем, ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию. Оно «варится в собственном соку», не сознавая опасности стать аутсайдером отрасли.

Часто у руководства бытует заблуждение, что они знают своих конкурентов, им незачем постоянно отслеживать ситуацию в отрасли. Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации, как правило, предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса. Или, например, нахождение нового сырья позволило конкурентам значительно снизить цены на свою продукцию. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.

Информация, необходимая для анализа конкурентов:

Необходимо отметить, что классический маркетинг не настаивает на углубленном исследовании конкурентов, предлагается их простое ранжирование по широте ассортимента, внешним преимуществам, характеристикам качества, ценам и системам продвижения продукции. Также используются мнения потребителей относительно продукции конкурентов, что тоже влияет на ранг конкурента.

На мой взгляд, для российских предприятий подобное поверхностное исследование неприемлемо. Дело в том, что ситуация на большинстве отечественных рынках чрезвычайно нестабильна и тот, кто вчера не представлял опасности, завтра может выбиться в лидеры и наоборот. Это связано со множеством особенностей и макрофакторов. Эту ситуацию можно охарактеризовать как непредсказуемость собственного положения и положения соседей на рынке.

В связи с этим необходимо выделить проблему, которая стоит перед большинством российских маркетологов — как предугадать изменения ситуации в отрасли через год, через ряд лет. Для ответа на поставленный вопрос необходимо достаточно подробное изучение конкурентов.

Всю информацию о конкурентах можно классифицировать на две группы: первичную и вторичную.

Данные, специально полученные для анализа конкретных сторон деятельности конкурента, являются первичной информацией. Основными методами сбора первичной информации являются наблюдения, опросы и эксперименты. С их помощью устанавливаются интересующие факты, количественно и качественно описываются действия конкурента. Главными источниками первичной информации о конкурентах являются как правило: каналы распределения продукции, поставщики и потребители продукции; рекламные агентства, торговые агенты, маркетинговые фирмы, обслуживающие конкурента, инженерный, торговый и управленческий персонал предприятия конкурента, специальные аналитические службы.

Основное достоинство первичной информации: быстрота ответа на интересующие вопросы, простота последующего ее сведения в нужную форму, представление «живого» мнения о деятельности конкурента.

Недостатками первичной информации являются: субъективность, неполнота, высокая степень недостоверности, сложность доступа и дороговизна (в случае с персоналом предприятия и специальными аналитическими службами).

Вторичная информация о конкуренте включает данные, прошедшие предварительную аналитическую обработку, цели которой, как правило, не совпадают с целями анализа. В связи с этим данная информация требует проведения дополнительных процедур выбора, ранжирования и компиляции, приводящих ее в вид, необходимый для проведения анализа. К основным источникам вторичной информации относятся: отчеты о производственно-хозяйственной деятельности, статьи о деятельности конкурента в периодической печати, справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития, включающие данные о конкуренте, публикуемые интервью управленческого персонала и руководства компании, мнения потребителей о характеристиках продукции конкурента.

Методики анализа конкурентного положения предприятия в отрасли.

Все методики исследования конкурентного положения предприятия принято делить на две группы.

Первая группа — параметрические (в основном на основе первичной информации, когда выбираются параметры сравнения конкурентов и выясняются мнения потребителей, продавцов, поставщиков относительно этих параметров, затем информация сводится в удобную форму — матрицу или таблицу).

Преимуществом этих методик является быстрота и относительная дешевизна, но в то же время есть опасность субъективности и неточности мнений. Довольно сложно проследить силу или слабость конкурента, тем более, невозможно строить прогнозы его развития.

Вторая группа — рейтинговые оценки (здесь используются сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров и сводная финансовая отчетность конкурентов, затем строится четкая математическая модель, на основе которой все данные по конкурентам сводятся в коэффициентные показатели).

На основе показателей выстраивается рейтинг предприятий. Очевидным преимуществом этих методик является достаточная точность и возможность выявления точного положения собственного предприятия в отрасли.

Но, на мой взгляд, необходимо добавить еще одну группу методик, связанную с более детальным исследованием отрасли — углубленный анализ конкурентов и составление прогнозов развития отрасли. Здесь необходима информация, раскрывающая внутренние механизмы работы конкурента. К такой информации могут относиться данные об объемах производства продукции с разбивкой на отдельные номенклатурные позиции, детализированные данные по экспорту и отгрузке, планы производства и т.д. На основе этих данных возможно построить модель поведения конкурента, его будущее состояние. Эти методики позволят получить огромное преимущество перед конкурентами и, возможно, выиграть конкурентную борьбу, при грамотном их использовании.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

3.1 ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РФ

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частно-хозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений’ спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания собственной конкурентоспособности, такие как:

  • организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рола законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
  • участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
  • негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;
  • организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.

В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны, как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

3.2 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ

Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров

Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.

Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.

Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.

Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.

В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее апеллировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.

Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных предприятий и дополнительных обременений для бизнеса.

В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи, с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.

В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2010 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза с 142 до 80 дней . При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.

Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.

Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.

В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.

Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.

В-третьих, в целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах,

В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:

  • сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок до вступления в силу законодательства о снятии административных ограничений, а также моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года (налоговые органы используют показатели эффективности предпринимательской деятельности компании в качестве одного из важнейших критериев назначения налоговой проверки);

— обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

  • упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;
  • расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального лота).

В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.

В-шестых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.