История развития российского рынка ценных бумаг

Введение

Рынок ценных бумаг является составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной спецификой. Такая система начала формироваться в России только в конце 80-х годов, когда была признана необходимость восстановления рыночного хозяйства.

Экономическая практика 90-х гг. подтвердила, что одним из главных средств восстановления и развития рыночных методов хозяйствования являются ценные бумаги, фиксирующие право собственности на капитал.

Значимость банков на рынке ценных бумаг не подвергается сомнению. В большинстве стран на рынке ценных бумаг банки играют важнейшую роль.

В настоящее время продолжаются процессы создания новых акционерных банков, расширение капитала функционирующих и преобразование паевых банков в акционерные, сопровождающиеся эмиссией акций банков.

Банковские облигации в России не пользуются большой популярностью, хотя в мировой практике они занимают значительное место на финансовом рынке.

Отсюда возникает вопрос: «почему банковские облигации на Российском рынке ценных бумаг не имеют масштабного значения, в отличие от других стран с рыночной экономикой?», «В каком направлении должен развиваться российский рынок ценных бумаг?» Задавшись этими вопросами, я поставил цель: выделить этапы развития, понять сущность, выявить проблемы и обозначить перспективы развития российского рынка ценных бумаг в моей курсовой работе.

Предметом исследования курсовой работы являются: История и перспективы развития российского рынка ценных бумаг. Объект исследования — российский банк ценных бумаг.

Для достижения цели я выделил следующие задачи:

  • указать проблемы российского рынка ценных бумаг
  • выделить этапы развития российского рынка ценных бумаг,
  • рассмотреть перспективы развития российского рынка ценных бумаг.

В соответствии с этими задачами построены главы моей работы.

Современный рынок ценных бумаг в России сталкивается с целым рядом проблем на пути своего развития. Таковыми являются: краткосрочный характер ГЦБ (сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране), неликвидность ценных бумаг на мировой арене, «неоформленность» рынка в макроэкономическом смысле, неразвитость его материальной базы, высокая степень всех рисков, связанных с ценными бумагами, инвестиционный кризис, высокая доля спекулятивного оборота.

3 стр., 1383 слов

Уличный рынок ценных бумаг Предмет: Рынок ценных бумаг

... на рынке ценных бумаг Рынок ценных бумаг Реферат 18 стр. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Рынок ценных бумаг Диплом 93 стр. Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг Курсовая работа 29 стр. Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг Курсовая работа 38 стр. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Рынок ценных бумаг Реферат 18 стр. Рынок ценных бумаг – сущность и структура Рынок ценных бумаг ...

Эти проблемы имеют существенный характер. Чтобы выяснить их происхождение, сделаем экскурс в историю. А в качестве решения — сформулируем перспективы развития российского рынка ценных бумаг.

1. Этапы развития российского рынка ценных бумаг

облигация денежный капиталистический казённый

Для Российской Федерации, выполняющей рыночные преобразования, актуальны вопросы формирования рынка ценных бумаг с использованием отечественного и мирового опыта, структур и методов, применявшихся в разное время. Рынок ценных бумаг имеют длительную историю. Первая в мире фондовая биржа, созданная для организованной торговли ценными бумагами, появилась в Лондоне в 1773 г. (Стародубцева, 2006).

Она стала одним из проявлений промышленной революции и зарождающихся новых производственных отношений в экономической сфере. По мере того, как капиталистические отношения становились господствующей формой организации экономического механизма, фондовые биржи получали все большее развитие, и вслед за появлением в Англии они возникли в США, Германии, Франции и позже в России.

1.1 От истоков формирования до середины XIX века

Среди инструментов рынка капиталов первыми появились государственные облигации. Из-за дефицита капитала царское правительство было вынуждено прибегать в основном к денежной эмиссии, и отчасти обращаться к иностранным банкирам, сложность получения средств от которых в то время была обусловлена неустойчивым международным политическим положением в XVIII в. вследствие постоянно происходивших в Европе военных действий.

Развитие рынка ценных бумаг имеет интересную историю, которая уходит вглубь XVIII века. Появление облигаций в Российской Империи явилось определённым этапом в развитии финансовой, денежной и кредитной системе страны и всей её экономической жизни. В отличие от многих других стран, в нашем отечестве долговые обязательства проделали путь от государственных денежных знаков до процентных ценных бумаг.

До отмены крепостного права в 1861 году в Российской Империи были слабо развиты рыночные отношения. В сельском хозяйстве преобладали натуральные отношения. Продукты, производимые крепостными крестьянами, предназначались в основном для потребления в рамках данного помещичьего хозяйства. Лишь оставшаяся их часть поступала в продажу, формируя предложение на российском товарном рынке. Промышленность в виде казённых и малочисленных частных мануфактур и появившихся в XVIII веке ремесленных производств играла ещё меньшую роль в экономике страны и формировании всероссийского рынка товаров. Кроме того, на них использовался не наёмный труд вольных работников, а труд людей, находящихся в крепостной зависимости от помещика. Низкая производительность такого труда тормозила быстрое развитие мануфактур. Медленное развитие рынков товаров и труда сдерживало становление рынка капиталов.

Государство было заинтересовано в сохранении крепостничества. Поэтому, оно сознательно ограничивало частную капиталистическую предпринимательскую деятельность и переход к многоукладной экономике, основанной на разнообразных формах собственности. В XVIII веке и первой половине XIX века медленное развитие сельского хозяйства и промышленности, всероссийского рынка товаров, кредитной системы являлось главной причиной дефицита капиталов у купечества и большинства городских ремесленников.

18 стр., 8706 слов

Контрольная работа: Рынок производных ценных бумаг

... основным проблемам применения производных финансовых инструментов в России относят: правовые и налоговые проблемы, проблемы бухгалтерского учета: проблемы регулирования профессиональной деятельности на рынке: несовершенство инфраструктуры рынка: состояние рынка и спектр торгуемых инструментов. На уровне конкретных ...

Таким образом, процесс первоначального накопления капитала развивался в крепостной России очень медленно. Поэтому, экономика не могла обеспечить доходами бюджет государства. А так как Россия в то время участвовала в многочисленных войнах, то ей требовались колоссальные затраты на содержание и вооружение армии. В итоге, всё это привело к хроническому дефициту бюджета государства.

До второй половины XVIII столетия финансовыми ресурсами для Российского правительства служили в основном реквизиции или принудительные займы (так как не было свободных капиталов) у монастырей и частных лиц. Российское правительство Петра I, затем Елизаветы Петровны и отчасти Екатерины II предпринимало попытки получить внешние займы. Но они были безуспешны из-за неустойчивости международной политической жизни XVIII века. Кроме того, в правящих кругах и разных сословиях росло понимание недостатков денежной системы, основанной исключительно на монетном обращении. Вследствие этого, одной из форм покрытия дефицита государственного бюджета стала необходимость выпуска бумажных денег, переход к которым стал возможным благодаря постепенному развитию товарно-денежных отношений, кредитных учреждений и созданию соответствующей технической базы для их изготовления.

В соответствии с манифестом от 29 декабря 1768 года были выпущены первые в Росси бумажные денежные знаки — ассигнации. Их выпуску способствовала нехватка средств обращения, обусловленная оживившимся торговым оборотом. По этим причинам ассигнации пользовались сначала крупным успехом. Правительство Екатерины II стало использовать эмиссию ассигнаций в фискальных целях — для покрытия экстренных расходов, связанных с войнами, и вскоре это привело к развитию инфляционных процессов.

В 1769 году благодаря успешным внешнеполитическим шагам Екатерине II удалось получить первый в истории России внешний заем. За ним последовали новые займы, в основном пятипроцентные. По ряду причин правительство Екатерины II не имело возможности самостоятельно выпустить облигации и успешно их разместить среди иностранных покупателей ценных бумаг. Поэтому все соглашения о займах заключались через посредников — главным образом через голландских банкиров, прежде всего благодаря помощи голландской банкирской фирмы Гопе и Ко. К концу правления Екатерины II общий государственный долг составил около 215 млн.руб.` Государственный кредит был организован в трёх формах: в виде выпуска бумажных денег (более 166 млн.руб.); получения внешних долгосрочных займов (62 млн. голландских гульденов, или 41,5 млн.руб.)`; заимствования казначейством кредитных ресурсов у казённых банков (более 7 млн.руб.)`. Появление и развитие каждой из этих форм стало возможным благодаря совершенствованию финансовой, кредитной и денежной систем страны. Однако из-за хронического дефицита капиталов правительство не могло использовать размещение облигаций внутренних займов.

Правительство Павла I вместо возвращения старых долгов занялось поиском путей получения новых кредитов, опять прибегая к услугам печатного станка. В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно, а с ней усилился и инфляционный процесс, который обесценивал денежные накопления имущих слоёв. Это делало невыгодным предоставление кредитов, что вызвало свёртывание кредитных отношений.

16 стр., 7867 слов

Политическое и социально-экономическое развитие России в 1991-2000-е ...

... экономики. Главными пунктами плана экономических реформ были: введение свободных цен; либерализация торговли, ее постепенный переход в частные руки; жесткая бюджетная и финансово-кредитная политика; приватизация государственной собственности. Краеугольным камнем заявленных ...

Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли и кредита.

В этих условиях правительство решило принять определённые шаги с целью стабилизации денежного обращения. Поэтому, в 1809 году известным государственным деятелем М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова был подготовлен специальный «План финансов». По этому плану предполагалось целесообразным выпустить долговые процентные обязательства — облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Манифестом от 2 февраля 1810 года все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. Манифестом от 27 мая 1810 года было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям. Облигации выпускались достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет. Номинальный доход по займу был определён в размере 6% годовых.

Однако этот первый в истории внутреннего государственного кредита Российского государства облигационный займ был реализован всего лишь на 3,2 млн.рублей. Причиной этому опять же был дефицит свободных денежных капиталов долгосрочного характера и недоверие имущих слоёв населения к облигациям. Поэтому, в это время получил развитие особый вид государственного кредита, который заключался в постоянных заимствованиях правительством из казённых банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений. Попытка российского государства осуществить в 1810 г. первый шестипроцентный облигационный заём на внутреннем рынке провалилась. Всего было размещено немногим более 3% от объема выпуска внутреннего облигационного займа, что было связано с отсутствием в стране должного объема свободных денежных средств, а также предпочтениями имущей части населения хранить деньги во вкладах в казенных банках под 5% годовых.

Война 1812 г., повлекшая значительные денежные расходы, потребовала от правительства Российской империи произвести крупные эмиссии ассигнаций для финансирования военных расходов. В этот период предпринимаются усилия по размещению выпуска краткосрочных облигаций Государственного казначейства сроком на один год под 6% годовых на сумму 10 млн руб. В 1815 году правительство приступило к упорядочению внешнего (голландского) долга. Весь этот долг был отсрочен. Затем в 1818 г. Российским Императорским правительством реализуется новый «План финансов» по изъятию ранее выпущенных ассигнаций, цель которого — добиться консолидации текущего долга Государственного казначейства по выпущенным ассигнациям. Владельцам свободных капиталов, начиная с 1818 года, было предоставлено право отдать в долг государству ассигнации, из расчета 6% годовых (позднее 5%).

В этих условиях правительство вынуждено было продолжать покрывать дефицит бюджета выпуском ассигнаций, средствами казенных банков, а также обращаться к внешним займам.

Тем не менее, общей тенденцией, начиная с первой половины XIX в., стало постепенное увеличение доли государственного долга в форме процентных ценных бумаг облигаций (Таранков, 1992).

В 1820-1822 г.г. Россия получила два внешних кредита. В конце 20-ых годов XIX века Министерство финансов приложило максимум энергии для усиления сбора налогов с целью увеличения доходов бюджета государства. В 1831 году был выпущен манифест о выпуске билетов Государственного казначейства. Их номинал составлял 250 ассигнационных рублей. В обращение они поступали крупными партиями (сериями), поэтому стали полуофициально называться «сериями». Билеты давали право на получение дохода из расчёта 4,32% годовых. Срок погашения наступал через 4 года.

12 стр., 5949 слов

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа

... Фондовая биржа – это торговля акциями и ценными бумагами. Актуальность темы курсового исследования заключается в том, что понятия рынок ценных бумаг, фондовая биржа и производные от них понятия являются весьма важными и ... информации: эмитенты будут раскрывать всю важную информацию о себе и своих предприятиях, включая предоставление необходимой финансовой отчетности; инвесторы будут предоставлять ...

Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов будет являться временным (среднесрочным) ресурсом для покрытия дефицита бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим. Новые билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они превратились в государственный кредит долгосрочного характера.

В 1839 году Российское Правительство приняло решение о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года «Об устройстве денежной системы». Цель этой реформы была — введение новых принципов организации денежной системы и устранения из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован указ 1 июля 1839 года «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и пользовались популярностью среди населения. Но так как они выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота, то это не увеличивало доходов Государственного казначейства. В связи с этим, манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов был прекращён. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3руб.50коп. ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге, в обращении остался только один вид бумажных денежных знаков — государственные кредитные билеты.

Денежная реформа явилась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране. Казённая банковская система получила возможность увеличивать свои ресурсы с помощью эмиссии кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом. Она была обязана предоставлять этими денежными знаками долгосрочные ссуды правительству и помещикам под залог недвижимости.

Если до 40-ых годов XIX века займы использовались в основном для финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года, началось их применение и в производительных целях. В этот год Российское правительство приступило к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Ресурсами для финансирования этого строительства стали средства казначейства и пять внешних кредитов. Эти расходы усилили дефицит бюджета государства. За 1844-1851г.г. он превысил 360 млн.рублей.` Продолжавшаяся огромная эмиссия кредитных билетов вызвала падение их курса. В России начался длительный период инфляционного бумажно-денежного обращения.

К концу царствования Николая I (к 01.01.1855г.) государственный долг Российской Империи складывался из внешних и внутренних облигационных займов в сумме 330 млн.рублей (Таранков, 1992) и заимствований кредитных ресурсов из казённых банков в объёме 437 млн.рублей, выпущенных билетов Государственного казначейства на сумму 75 млн. рублей. Величина процентного долга достигла 842 млн.рублей. Это в 4 раза превышало его величину к концу царствования Александра I. Беспроцентный государственный долг по выпущенным кредитным билетам составил 356 млн.рублей. Весь итог долга к 1 января 1855 года составил 1198 млн. рублей серебром.

9 стр., 4322 слов

Финансовые рынки: ценные бумаги и фондовые биржи

... ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной оборотный капитал, определяет предложение ценных бумаг на фондовом рынке. ... ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок ...

Таким образом, в результате глубоких институциональных реформ, Россия встала на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа.

На данном историческом этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Развивающийся рынок ценных бумаг стал импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране.

1.2 От отмены крепостного права (1861г.) до Октябрьской революции (1917г.)

Развитие капитализма в России в конце XIX в. было ускорено отменой крепостного права в 1861 г., которая подтолкнула к созданию качественно новых товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений. При этом был широко заимствован зарубежный опыт, так как в экономике дореволюционной России иностранный капитал занимал довольно заметное место.

Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялись в основном через фондовые биржи и Центральный (государственный) Банк России. Оборот акций в основном происходил через три фондовые биржи — Санкт-Петербурга, Москвы и Гельсингфорса. Продажа и реализация государственных облигаций производились, главным образом, через Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих банков и других кредитных институтов.

Покупателями акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках государственных облигаций. До конца XIX в. в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. В России существовала 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской.

Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие. На некоторых биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагами: подписка на новые выпуски этих бумаг; покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих банков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально — вне официальной биржи либо на ней, но, в замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг.

В марте 1883 г. были утверждены первые «Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как противозаконные. Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки определялись исключительно правилами каждой биржи.

14 стр., 6950 слов

Эмиссия ценных бумаг как способ финансирования предприятия

... фондового рынка тема эмиссии ценных бумаг является наиболее актуальной, так как именно с эмиссии ценных бумаг, как с метода привлечения финансовых ресурсов и начинается зарождение цивилизованного фондового рынка. В курсовой работе внимание уделено анализу способов размещения ценных бумаг, направленных ...

На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и отчет за последний год.

Однако в 1890-х гг. допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых был менее 500 тыс. руб. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что капитал в 250-300 тыс. руб. легко может попасть в одни руки. Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Поэтому назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операциями.

Члены Фондового отдела делились на членов-посетителей и действительных членов. И те, и другие должны были иметь промысловые свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания. Но участвовать в биржевой торговле и заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между действительными членами (или через их посредство), притом заключенные в самом биржевом собрании, признавались «биржевыми сделками» с рядом вытекающих отсюда важных последствий» в том числе фиксированием их в котировочном бюллетене. При этом упрочивалось и положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских домов, а также улучшался состав маклеров. Теперь они являлись действительными членами Фондового отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами.

Сохранялось введенное в 1893 г. подчинение маклеров административной власти министра финансов. Сделки за собственный счет им запрещались. Но они получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг, исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901 г. были утверждены подробные «Правила для фондового отдела Петербургской биржи», а также «Инструкция котировальной комиссии» и «Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи». Правилами был установлен порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров. В ноябре 1907 г. биржевое законодательство было дополнено новыми «Правилами для сделок по покупке и продаже иностранной валюты; фондов и акций на Петербургской бирже», касающимися только техники операций с акциями.

В начале XX в. Петербургская биржа ограничивала котировку многих российских компаний. К котировке, например, на Петербургской бирже не были допущены бумаги сахарных предприятий, химических акционерных предприятий.

43 стр., 21223 слов

Ценные бумаги и эмиссионная деятельность банка

... классификация ценных бумаг, показано состояние российского рынка ценных бумаг и его особенности, а также роль банков на рынке ценных бумаг. Второй раздел подробно раскрывает процесс выпуска эмиссионных ценных бумаг банками ... одной из основных проблем банков. Целями настоящей дипломной работы является: анализ деятельности банка, связанной с эмиссией ценных бумаг; рассмотрение и анализ правил ...

Из 73 каменноугольных и горных предприятий с капиталом около 200 млн. руб. в бюллетене Петербургской биржи значились лишь 13 с основным капиталом в 45,6 млн. руб.; из них реально котировались лишь 3-4. Зато бюллетени Брюссельской и Парижской бирж пестрели акциями этих предприятий. В бюллетене Петербургской биржи были отмечены лишь 15 мануфактурных предприятий с основным капиталом в 82,9 млн. руб., между тем как в России, в то время насчитывалось 280 акционерных мануфактурных предприятий, с основным капиталом в 620 млн. руб. В действительности на бирже совершались сделки лишь с акциями 7-8 мануфактурных предприятий. Петербургский биржевой оборот не принимал также ценностей писчебумажных и разных других предприятий.

Таким образом, в 1912 г. в биржевой оборот входили лишь акции 173 предприятий, между тем как в официальном бюллетене насчитывалось 295 предприятий. Определить действительную сумму биржевых оборотов представлялось невозможным, так как на Санкт-Петербургской бирже не регистрировались количество и сумма сделок.

На Московской фондовой бирже происходили обороты с большинством бумаг, находящихся на Петербургской бирже. Но число допущенных к котировке акций промышленных предприятий было также весьма ограничено, что объяснялось большой разборчивостью Московского биржевого комитета при допущении к котировке на бирже новых промышленных ценностей. Особенно большое значение имела Московская биржа для акций железных дорог и земельных банков, для государственных ценных бумаг с определенной доходностью. При реализации государственных займов большая часть приходилась на Московскую биржу.

В июле 1914 г. крупные российские биржи (Петербургская и ряд других) прекратили операции, что сделало невозможным в капиталистических условиях нормальное образование цен на процентные и дивидендные бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными.

Фондовый отдел Петроградской биржи был официально открыт 24 января 1917 г. Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. Первые дни февральской революции были последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно.

Уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг к 1914 г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

Октябрьская революция 1917 года ознаменовала завершение первого исторического этапа становления рынка ценных бумаг и начало второго этапа, характеризующегося отказом рабоче-крестьянского государства от обязательств по займам царской России и ликвидацией бирж. (декрет СНК от 03.02.1918).

Однако, до сентября 1922 года ценные бумаги аннулированных государственных займов выступали в качестве общегосударственных денежных знаков правительства РСФСР.

1.3 Советский период

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер и начинает функционировать относительно разветвленная частная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

13 стр., 6375 слов

Операции с ценными бумагами коммерческого банка

... операции с ценными бумагами на собственную позицию и операции на денежном рынке) Поддержание мгновенной и текущей ликвидности банка, управление рублевой и валютной позициями банка, оптимизация маршрутов платежей, минимизация стоимости привлеченных ресурсов, работа на рынке ...

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектом ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом, произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств.

Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков, и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом, они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов.

Однако в конце 50-х стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период. Единственным видом ценных бумаг остался так называемый Государственный 3%-ный выигрышный займ, который продавался и покупался населением через систему сберегательных касс. Таким образом, произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течение 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства. Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и в настоящее время.

Таким образом, ликвидация подлинного рынка ценных бумаг в советский период была обусловлена в основном развитием командно-административной системы управления, заменившей рыночные отношения. Это нанесло определенный ущерб экономике, лишив ее дополнительного канала денежных ресурсов путем выпуска различных видов ценных бумаг. Другой причиной отсутствия такого рынка было полное огосударствление средств производства, что объективно лишало существование альтернативных видов собственности, и, прежде всего, акционерной, которая служит реальной основой формирования рынка ценных бумаг (за счет акций).

Перевод мобилизации денежных ресурсов только на госзаймы был довольно ограниченным инструментом и реализовался исключительно под воздействием командно-административной системы без должной эффективности и гибкости. Это обусловило объективное отставание нашей экономики во многих областях и прежде всего в научно-технической области по сравнению со странами Запада.

2. Формирование рыночных отношений в России, как предпосылка создания рынка ценных бумаг

Процесс перехода от командно-административной системы к так называемой рыночной экономике представляет собой этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Сама рыночная экономика может и должна базироваться на пяти рынках, составляющих основные звенья рыночной экономики. Она должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капитала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти рыночные элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит создать общенациональный рынок. Однако создание подлинного рынка возможно при одном главном условии — существовании альтернативных видов собственности, которая включала бы в себя государственную собственность, коллективную акционерную, коллективную кооперативную и частную. В свою очередь для формирования рынка капитала и его элемента — рынка ценных бумаг необходимы также соответствующие условия.

Поэтому понятия «рынок капиталов» и «рынок ценных бумаг», принятые в капиталистических странах, больше соответствуют формированию аналогичных понятий для России, чем понятия «денежный», «кредитный» и «финансовый» рынок, получившие широкое распространение в наших средствах массовой информацией и в ряде официальных документов.

Свободные денежные средства предприятий и населения, базирующиеся на альтернативной собственности (акционерной, кооперативной, индивидуальной), действующие в рамках рыночного механизма, конечно, представляют капиталы.

Их основным критерием должна стать выгодность приложения и конкурентоспособность. Поэтому понятие «ссудный фонд страны» по существу должно быть заменено; понятием «рынок капитала». И если еще боятся назвать вещи своими именами, а «рынок капиталов» пытаются заменить в литературе понятием «денежного» или «кредитного рынка», то, очевидно, еще действует консервативное командно-административное мышление или ряд авторов не знакомы с мировым опытом.

Рынок капиталов представляет собой важный канал финансирования экономики, дополняющий собственные денежные средства предприятия и бюджетные ассигнования. Рынок капиталов и его часть — рынок ценных бумаг — важнейшие элементы формирования регулируемой рыночной экономики, которая должна получить развитие в ближайшие годы в нашей стране. В настоящее, время такой рынок капиталов пока не сложился, он находится в стадии формирования и уже существующего отдельные разрозненные элементы. Так, в предшествующие годы предприятия начали выпуск акций, выпускаются государственные ценные бумаги, действуют новая банковская система, а также некоторые другие кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды.

Однако полнокровное подлинное функционирование рынка капиталов зависит от других более важных факторов. В настоящее время на пути создания такого рынка пока существует, пожалуй, больше препятствий, чем благоприятных условий и обстоятельств. В последние годы создается прогрессивная воспроизводственная структура, базирующаяся на подлинной самостоятельности предприятий и самофинансировании.

Формирование или движение рынка капиталов будет определяться кардинальными изменениями в сфере производства и реорганизации экономического механизма на базе рынка. Основными условиями такой реорганизации стала ликвидация отраслевых министерств и ведомств, создание рынка средств производства, сырья и материалов, пересмотр цен, формирование альтернативных видов собственности. В этих условиях сами предприятия, промышленность, транспорт, сельское хозяйство и прочие сферы экономики должны определять дополнительные потребности в денежных средствах как через рынок капиталов, так и рынок ценных бумаг. Эта сфера обращения должна развиваться в зависимости от объективных потребностей воспроизводства.

До 1992 г. картина формирования рынка капиталов искажалась отсутствием должной мобильности предприятий из-за сохраняющихся командно-административных методов, жесткими бюджетно-налоговыми рычагами, неэффективностью банковских кредитов, государственным распределением и перераспределением материальных ресурсов. Без устранения этих негативных факторов все мероприятия по созданию рынка носили формальный, неэффективный и декларативный характер. При создании рынка возникает вопрос, какой должна быть его оптимальная структура. Известно, что в практике капиталистических стран рынок капиталов определяется двумя основными признаками — временным и институциональным.

Первый признак означает, что рынок делится на два основных элемента: денежный рынок (рынок краткосрочных капиталов или денежных средств, выступающих в платежных средствах) и рынок среднесрочных и долгосрочных капиталов (или денежных средств), представляющих инвестиционный фактор в развитии экономики. Что касается второго признака, то здесь необходимо использование мирового опыта, прежде всего США, где сложилась, наиболее гибкая, разветвленная и многоступенчатая структура рынка капиталов.

Структура рынка капиталистических стран в институциональном понимании складывается, прежде всего, из кредитно-финансовых институтов (банков и других учреждений) и рынка ценных бумаг, который в свою очередь разделяется на внебиржевой оборот (новые эмиссии ценных бумаг) и фондовую биржу. При этом в капиталистических странах существуют некоторые различия. Так, в США преобладают частные кредитно-финансовые институты (акционерные), а в странах Западной Европы и в Японии наравне с частными большое место занимают полугосударственные, государственные и кооперативные кредитно-финансовые учреждения.

В институциональной структуре рынка в бывшем СССР был лишь один элемент — банковская система, весьма ограниченная и неэффективная. Для полноценного функционирования рынка нужна была не только сама банковская система, а ее дальнейшая реорганизация и принятие новых законов о Центральном банке и создании новой банковской системы. Первой попыткой создания рыночных отношений в банковской сфере была реорганизация банковской системы страны в 1987 г. Создание новых специализированных банков по существу не добавило эффективности в функционировании банковской системы, так как оно проводилось при отсутствии закона о собственности.

Новые банки оказались в орбите абстрактной государственной собственности, т.е. в руках той же административной системы. Реорганизация банковской системы 1987 г. носила скорее негативный, чем позитивный характер, так как проводилась она весьма торопливо и при отсутствии самой концепции перестройки новых рыночных механизмов.

Негативная сторона выразилась прежде всего в том, что по существу было создано несколько банков, а монополия трех банков заменена монополией шести, в результате чего возникла отраслевая концентрация банковских ресурсов по ведомственному признаку. Опять, как прежде, предприятия стали закрепляться за банками, не имея альтернативы при выборе кредитного учреждения. Специализированные банки вновь олицетворяли всего лишь государственную абстрактную собственность и представляли тех, кто проводил эту реорганизацию, т.е. сложившийся банковский аппарат.

По существу реорганизация носила административный характер ради реорганизации, а не ради достижения эффективного использования денежных ресурсов. Спецбанки продолжали осуществлять распределение ресурсов по вертикали между своими клиентами. В результате этого не было альтернативы выгодному помещению кредитных ресурсов. Банки, как и раньше, проводили финансовое обслуживание и субсидирование предприятий и отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности и платежеспособности. Спецбанки не создали условий для развертывания денежного рынка и торговли кредитными ресурсами, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий и населения.

В результате реформы 1987 г. банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Головной банк страны — Госбанк — продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает, что он должен быть независимым органом и строго следить за ограничением правительственных амбиций, ведомств и госпредприятий в области расходов и излишней денежной массы в стране. Более того, Госбанк должен регулировать кредитные ресурсы других банков путем ужесточения процентных ставок и ограничения кредитных резервов. В этом смысле создание в 1988-1989 гг. отраслевых коммерческих банков без такого регулирования мало что дало с точки зрения рационального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Кроме того, банк может быть действительно коммерческим, если он прежде всего будет базироваться на вексельном обращении. Вексельный оборот — это картина финансового состояния предприятия путем движения векселя от него самого к коммерческому банку, а затем к учету его в Центральном Банке.

Созданные коммерческие банки должны в определенном объеме хранить резервы в Госбанке (как это принято в западных странах), тогда возможно подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определенная связь между предприятием и банком по линии взаимного владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность и ответственность кредита.

Поэтому до конца 1990 г. отношения банков с предприятиями носили не столько объективный экономический характер, сколько административный.

До конца 1990 г. в целом наша кредитная система, подогнанная под административную систему, продолжала оставаться примитивной, если учесть, что страховые учреждения СССР, располагающие долгосрочными резервами, продолжали находиться вне сферы кредитной системы и действовали обособленно. Другим доказательством этого может служить тот факт, что Государственный (или Центральный) банк до проекта закона 1990 г. не осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам.

Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками. Высокий уровень и тех и других может поставить предприятия в довольно тяжелое финансовое положение. Поэтому необходим гибкий механизм реагирования между финансовой и кредитной системами, позволяющий иметь объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками. Кроме того, банки, должны в ряде случаев сами заниматься реорганизацией промышленности и других отраслей, если какая-то часть предприятий оказывается нерентабельной. Такая практика широко используется в западных странах. Использование опыта западных стран, бесспорно, может повысить эффективность целей кредитной системы. Однако это зависит также от применения прогрессивных, новых форм хозяйствования в стране. Поэтому финансовое оздоровление экономики в определенной степени зависело также и от кардинальной реорганизации кредитной системы страны.

До 1990 г. были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами и титулами собственности. Первые попытки создания такого рынка 1988-1989 гг. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось только в пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий. Это, ограничивало свободу передвижения ценных бумаг.

Кроме того, банки в основном должны сами базироваться на акционерной или кооперативной собственности или на партнерском участии. Поэтому ссудный фонд страны должен быть заменен рынком капитала, основу которого составляет, согласно мировой практике, рынок краткосрочных и долгосрочных денежных ресурсов и рынок ценных бумаг. Все мероприятия и реорганизации, проводимые с 1987 по 1990 гг. оказались не эффективными, т.к. рыночные отношения не могли развиваться в рамках существующей командно-административной системы. Поэтому банковская реформа 1987 г. и выпуск первых ценных бумаг в условиях отсутствия приватизации (акционирования предприятий) не способствовали формированию в тот период ни рынка капиталов, ни рынка ценных бумаг. Возникла объективная необходимость в дальнейшей реорганизации банковской системы и создании условий для формирования рынка ценных бумаг.

В июне 1990 г. был разработан новый проект банковской реформы. Однако этот проект, представленный правлением госбанка и Правительством до принятия Закона о Госбанке и банковской деятельности имел существенные изъяны. Он стал Законом в декабре 1990 г. с определенными модификациями, которые выразились в создании Совета Управляющих на базе Госбанка и Центральных банков республик, выходе банков из подчинения Правительству и создании новых методов, регулирующих деятельность коммерческих банков. В этой связи целесообразно проанализировать данный проект, который вводил двухъярусную систему. На первой ступени стоит Госбанк, который призван регулировать резервы других банков, на второй — коммерческие и кооперативные банки, предоставляющие кредиты.

Далее в проекте были особо рассмотрены специализированные банки, которые должны были вести деятельность на коммерческой основе. Однако они продолжали осуществлять львиную долю краткосрочного и долгосрочного кредитования, сохраняя, таким образом, монополию. Недостаток июньского проекта 1990 г. заключался прежде всего в том, что происходила перетасовка сложившейся банковской системы, но не ставилась задача создания подлинной эффективной и гибкой кредитной системы, способной аккумулировать и мобилизовать свободные денежные средства.

Согласно мировой практике, банковская система включает Центральный банк и другие организационные формы банков: большую группу коммерческих банков, сберегательных, инвестиционных, а в ряде стран — ипотечных банков. Каждое из этих учреждений выполняет свои четкие функции. Центральный банк занимается эмиссией денег, покупкой и продажей государственных ценных бумаг, регулированием кредитных резервов коммерческих и сберегательных банков. Коммерческие банки занимаются аккумуляцией денежных средств компаний и предприятий, части населения, осуществляют коммерческие и краткосрочные кредиты. Сберегательные банки, занимаясь аккумуляцией денежных сбережений населения, вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Инвестиционные банки осуществляют в основном посреднические операции по размещению ценных бумаг и консультативные функции для промышленности.

Наша банковская система как элемент кредитной системы должна состоять из Центрального (Государственного) банка, группы коммерческих и сберегательных банков, а в дальнейшем, с началом выпуска предприятиями акций и облигаций, — инвестиционных банков, которые занимались бы размещением иных бумаг. При этом должна быть четко определена линия собственности в отношении каждого действующего банка (государственная, кооперативная, акционерная).

Особо следует остановиться на деятельности Центрального банка. Его функции должны были быть расширены за счет учета вексельного ращения, изменения норм обязательных резервов коммерческих банков, продажи и покупки государственных ценных бумаг. С помощью регулирования кредитных резервов должна была определяться кредитная рестрикция или экспансия в зависимости от состояния экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий. Таким путем банковская система должна была осуществлять контроль за кредитными ресурсами не командно-административными, а экономическими методами. Таким образом, вся банковская система, как принято в мировой практике, должна находиться под денежно-кредитным контролем Центрального банка, базирующимся на экономических методах. Сам Центральный банк должен находиться под контролем либо законодательной власти, либо Правительства, как это принято в большинстве западных стран. Эта сторона как раз была учтена в новом Законе о Госбанке.

Особо следует остановиться на развитии коммерческих банков, которые представляют становой хребет, как всей кредитной системы, так и рынка капиталов. Реально они начали функционировать в 1989 г., их оборот и их количество были значительны. Оборот коммерческих банков составлял всего 3,2 млрд.руб.; а количество их достигло 200 в 1989 г. (Жуков — Рынок ценных бумаг, 2009).

Они базировались преимущественно на капитале, образованном из источников накопления предприятий и министерств, и осуществляли, в основном, прямое банковское кредитование. В то же время классическое функционирование коммерческих банков базируется исключительно на вексельном обращении, которое было необоснованно ликвидировано в СССР в 30-е гг. Хотя вексельное обращение в западных коммерческих банках, отражающее коммерческий кредит, занимает сравнительно небольшой удельный вес, оно, однако, обеспечивает контроль за деятельностью предприятий через товарный оборот. Кроме того, необходимо было также создать независимые друг от друга сберегательные банки вместо единого централизованного банка, представляющего собой по существу монополию в сберегательном деле страны. Тем более, что его придание государственному банку по существу усиливало эту монополизацию.

Другим важным элементом кредитной системы и будущего рынка капиталов в бывшем СССР должна была стать система специализированных кредитно-финансовых учреждений, которая включала бы в себя страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, предоставляющие потребительский кредит, общества или компании по кредитованию жилищного строительства. Конечно, такие учреждения могут быть созданы постепенно с развитием рыночных отношений и самого рынка капитала.

До недавнего времени у нас существовали монопольные страховые учреждения (Госстрах — внутреннее страхование и Ингосстрах — внешнее страхование).

В начале 90-х гг. были созданы независимые страховые общества. Предполагается в перспективе создание и других, т.к. Госстрах официально отказался от монополии на страховом рынке. В этой связи особо следует сказать об отечественных страховых учреждениях. Дело в том, что до начала 90-х гг. они не были интегрированы в кредитную систему и стояли особняком, находясь в сфере контроля Минфина, и продолжали служить для пополнения ссудного фонда страны.

На Западе страховые компании представляют собой наиболее важный инструмент мобилизации денежных средств для предоставления долгосрочных кредитов. В результате этого образуются долгосрочные денежные средства. В США свыше 80% активов компаний страхования жизни представляют долгосрочные вложения в промышленность и другие отрасли. Они дают в этой стране 30% частных долгосрочных займов в экономику. Они же являются основными покупателями облигаций частных торгово-промышленных корпораций, тогда как банкам запрещено вложение в частные ценные бумаги.

Если исходить из мировой практики, то и наши страховые учреждения должны были стать в дальнейшем важным элементом кредитной системы и в последующем взять на себя основную долю долгосрочного кредитования всех сфер хозяйства — увеличение за счет страхования накопления денежных средств для инвестирования в экономику.

Важным условием развития страхового рынка является правильное определение его цели. Если его задача заключается в перекачке излишних денежных средств предприятий и населения для покрытия нарастающего бюджетного дефицита через ссудный фонд, тогда эффективность страхового рынка будет низкой. Цель страхового рынка должна определяться инвестиционным аспектом, т.е. рынок должен стать средством мобилизации денежных накоплении для вложения в экономику при решении актуальных социально-экономических задач.

Подводя итог главе, отметим, что финансовый кризис 1998 г. стал водоразделом в короткой истории развития фондового рынка постсоциалистической России. Это потрясение наряду с неадекватной государственной политикой оказало существенное влияние на основные характеристики рынка ценных бумаг. В результате кризиса резко снизилась роль рынка государственных бумаг, было ограничено присутствие нерезидентов, ослабло влияние банков, начали приниматься меры по усилению регулирующего воздействия государства.

3. Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.