В определенной степени это связано с тем, что роль фондового рынка, как и всего финансового рынка, в последние годы недооценивалась. Анализ программных документов последних лет заставляет сделать вывод о том, что возможности рынка ценных бумаг в финансировании реального сектора не использовались в полной мере. По сути, не ставилась задача развития фондового рынка в регионах[11, стр. 127].
В то же время рынок ценных бумаг России имеет большой потенциал развития.
С одной стороны, населением может быть инвестировано до 30-40 млрд. долл. из общего объема неучтенных сбережений, оцениваемых в 60-70 млрд. долл. Объем инвестиций, который может быть предложен российским эмитентам иностранными инвесторами, основываясь на экономическом опыте других стран, находящихся в состоянии модернизации, составляет, по некоторым оценкам, 10-15 млрд. долл. прямых и до 20 млрд. долл. портфельных инвестиций.
С другой стороны, в ближайшие десять лет на рынок ежегодно могут выходить десятки крупных эмитентов. В случае реализации мер по снижению риска и привлечению инвестиций на предприятия объем эмиссий их ценных бумаг за десять лет может составить до 200-250 млрд. долл..
Мировой опыт показывает, что в периоды кризисов, а также в условиях развивающихся и переходных экономик государство должно играть активную конструктивную роль в развитии финансовых рынков, и в особенности, рынка ценных бумаг. Здесь уместно вспомнить формулу президента Ф. Рузвельта, творца «нового экономического курса» в США, который говорил, что развитие экономики — дело частного бизнеса, однако время от времени возникают ситуации, когда помощь государства необходима.
Активная роль государства должна состоять в содействии формированию благоприятного инвестиционного климата, совершенствовании законодательства и либерализации регулирования на рынке ценных бумаг, развитии рынков государственных, муниципальных ценных бумаг, а также ценных бумаг предприятий, поддерживаемых государством. Содействие развитию рынка ценных бумаг может осуществляться государством через систему административной поддержки и экономического стимулирования.
Через рынок ценных бумаг государство может содействовать финансированию сфер высокой социальной значимости, таких как жилищное строительство, образование, здравоохранение.
Кроме этого, присутствие государства на рынке ценных бумаг будет содействовать финансированию тех отраслей промышленности, которые в силу ряда причин стали низкорентабельными и неинтересными для частного бизнеса, но остаются социально-значимыми.
Современное состояние рынка ценных бумаг России
... исследования современных проблем развития фондового рынка России. Этим определяется актуальность выбранной темы дипломной работы. Проблемы развития рынка ценных бумаг находятся в центре внимания большинства научных школ. Сторонники фундаментальной школы считают, что при изучении рынка ценных бумаг следует опираться на исследовании ...
Государственное стимулирование инвестиций важно в инфраструктурных проектах национального масштаба, единовременные затраты и сроки окупаемости которых слишком велики для бизнеса.
Достижение цели превращения фондового рынка в механизм инвестиционного обслуживания экономики возможно только при наличии ясной стратегии государства в части реформирования фондового рынка, что, на наш взгляд, должно быть сформулировано в виде Государственной Программы развития рынка ценных бумаг.
Эта программа может включать следующие позиции:
- рынок государственных ценных бумаг как инвестиционный ресурс;
- интеграция в мировой финансовый рынок и создание интегрированного пространства стран СНГ;
- развитие финансовых инструментов;
- привлечение инвестиций в регионы;
- привлечение в экономику «длинных» денег;
- фондовый рынок как механизм стабилизации курса рубля;
- фондовый рынок как механизм решения социальных проблем;
- количественные параметры развития рынка ценных бумаг;
- В Программе должны быть заложены основные количественные параметры, а также конкретные меры административной поддержки и экономического стимулирования развития фондового рынка России.
3.3 Зарубежный опыт участия инвесторов на рынке ценных бумаг и возможности его применения в российской практике
Инвестиционная сфера экономики Германии отличается высокой специфичностью, обусловленной особой ролью в ней банков.
Основой для функционирования инвестиционных фондов в Германии служит Закон об инвестиционных компаниях (KAGG).
В соответствии с ним инвестиционные компании являются кредитными учреждениями, следовательно на них распространяются нормы более строгого «Закона о кредитных учреждениях».
Таким образом, инвестиционные компании контролируются германским Федеральным ведомством по надзору за кредитными учреждениями. Еще одна отличительная черта — специфика немецких депозитариев (структур, занимающихся хранением ценных бумаг), которыми могут быть только банки.
Результатом вышеописанной специфичности является низкая доля капиталовложений. Удельный вес капитализации в ВВП составляет порядка 20-25%, что в 2 раза ниже, чем в США и в 5 раз ниже, чем в Великобритании.
Влияние банков и банковского законодательства стало причиной того, что регулирование немецких инвестиционных компаний является одним из наиболее жестких в части охраны интересов инвесторов.
Для того, чтобы проводить операции по инвестированию, компании необходимо получить разрешение, выдача которого сопровождается рядом требований:
- жесткие требования к размеру основного или учредительского капитала компании;
- жесткие требования к квалификации управляющих инвестиционной компанией;
- сфера деятельности компании, определенная учредительным договором, может касаться только операций инвестиционного фонда.
Существует также система раскрытия информации о ПИФах, которая призвана защитить пайщиков от работы с сомнительными компаниями. В рамках этой системы инвестиционная компания обязана предоставить потенциальному вкладчику полную информацию об условиях инвестирования, публиковать свои годовые и полугодовые отчеты, которые, в свою очередь, проверяются федеральными надзорными органами[8, стр.12].
Ценные бумаги на рынке недвижимости
... — именная ценная бумага, удостоверяющая право ее собственника на долю в имуществе паевого фонда. Инвестиционный пай дает право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного ... (акции). 8.По характеру обращаемости ценных бумаг различают: рыночные (свободно обращающиеся на вторичном рынке), нерыночные (имеющие только первичный рынок) и ценные бумаги с ограниченной возможностью обращения ...
Деятельность американских инвестиционных компаний регулируется Законом об инвестиционных компаниях 1940 г.
Среди инвестиционных компаний США наиболее популярны управленческие компании, подразделяющиеся на открытие и закрытые, представляющие собой акционерные общества, вложение денег в которые производится посредством покупки их акций. Доходом вкладчика в этом случае являются дивиденды и возможный рост стоимости акций.
Такие компании получили наиболее широкое распространение и популярность в США из-за открытости информации и возможности быстро продать акции, которые обязана выкупить сама компания.
Закрытые компании (трасты закрытого типа) отличаются тем, что не обязаны выкупать свои акции у акционеров, однако эти акции котируются на фондовом рынке, следовательно, их стоимость определяется балансом спроса и предложения на них.
Во времена «Великой депрессии» инвесторы закрытых компаний понесли огромные потери, в результате чего количество этих компаний резко сократилось и начало расти только в 80-е годы ХХ века, когда из-за роста рынка они начали приносить инвесторам высокие прибыли.
Существует причина, по которой закрытые компании не обязаны выкупать у инвесторов свои акции — это связано с вложением средств в ценные бумаги какой-либо страны. Поскольку уровень риска прямо пропорционален уровню доходности, наиболее привлекательны инвестиции в экономики развивающихся стран, однако в данной ситуации велик риск невозврата вложений.
Кроме того, в США существуют юниттрасты — фонды, при создании которых фиксируется структура их вложений.
Инвестирование таких фондов, как правило, осуществляется гражданами с небольшими объемами накоплений, которые, кооперируясь, приобретают пакеты ценных бумаг[17, стр. 69].
В Великобритании существует три типа инвестиционных компаний: юнит-трасты, инвестиционные трасты и открытые инвестиционные компании.
Особенность юнит-траста является приобретение инвестором пая, стоимость которого определяется стоимостью ценных бумаг, находящихся в портфеле фонда, разделенной на общее количество паев.
Подтверждением участия в юнит-трасте является свидетельство о внесении пая. Главной особенностью таких организаций является возможность передачи средств инвесторов в доверительное управление третьему лицу.
Данные компании освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Но обязаны, после выплаты вознаграждения управляющему, распределить всю прибыль между инвесторами.
Инвестиционный траст во многом схож с американскими инвестиционными компаниями закрытого типа, но инвесторы не являются его акционерами, а только держателями паев и, следовательно, не принимают участия в управлении компанией.
Существует также третий тип инвестиционных компаний Великобритании — открытые инвестиционные компании, которые, однако, имеют только одно отличие от традиционных для этой страны юнит-трастов они действуют в соответствии с Директивой Европейского Союза «О предприятиях коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги» от 1985 года и, соответственно, их ценные бумаги имеют хождение за пределами Соединенного Королевства[17, стр. 87].
Инвестиционные компании в России
... средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и размещающие их в ценные бумаги других эмитентов. Инвестиционные компании могут выпускать ценные бумаги, в том числе инвестиционные сертификаты, размещаемые на фондовом рынке. Пределы их выпуска ограничиваются размером. Инвестиционные компании это ...
В Великобритании также существует законодательно утвержденная схема компенсации инвесторам, участниками которой являются все лицензированные компании, которая работает для повышения доверия инвесторов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае наличия возможности инвестирования этих средств в РФ, с уровнем рентабельности, превышающим банковский процент по депозитам, а также при наличии уверенности в возвратности таких инвестиций, часть средств физических лиц вкладывалась бы в соответствующие этим требованиям компании. В этой ситуации наиболее актуален американский опыт создания юнит-трастов, при инвестировании которых граждане кооперируются в группы и осуществляют коллективные вложения, что позволяет им вкладывать небольшое количество средств, а также экономить на издержках, связанных с оформлением сделок с ценными бумагами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и увеличивать их сбережения. Сегодня фондовый рынок России еще только развивается. Несмотря на то, что в целом российское законодательство в сфере доверительного управления, особенно в части инвестиционных фондов, — одно из самых четко прописанных на финансовом рынке, однако идеальной законодательной базы, способной предусмотреть все нюансы, не существует.
Инвесторы — лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. В зависимости от выбранной стратегии, тактика действий инвесторов может быть различной — от консервативной до агрессивной.
До настоящего времени в законодательных документах баланс интересов был смещен в сторону инвестора и сильно ограничивал управляющего. «Разжевывая» постатейно права инвесторов, старый закон не учитывал того, что далеко не все инвесторы относятся к категории пожилых людей, которые ничего не понимают в рынке и требуют усиленной защиты. Большинство клиентов — люди с состоянием и опытом. Они хотят инвестировать в более рискованные стратегии, понимая, что такое фондовая игра. И им надо это позволять.
Потенциал развития закрытых фондов для квалифицированных инвесторов достаточно велик. Уже сейчас эти участники рынка занимают активную позицию в данном сегменте, а в ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться. Именно квалифицированного инвестора следует рассматривать, прежде всего, в качестве основного игрока в ЗПИФах. В такой ситуации управляющие смогут прогнозировать рост количества фондов, ориентированных не только на розничного клиента, а в первую очередь на квалифицированного инвестора. Это повысит качество сделок и, как следствие, приведет к увеличению объемов привлеченных средств.
Следует отметить, что градация инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных позволяет более гибко подходить к регулированию деятельности инвестиционных фондов. Для квалифицированных инвесторов создаются инвестиционные фонды с более мягкими требованиями по составу и структуре активов, условиями для пайщиков и требованиями к раскрытию информации. Управляющие компании получают возможность существенно расширить линейку инвестиционных продуктов, а у их клиентов появляется возможность получать более высокий доход за счет инвестирования в новые для российского рынка высокодоходные финансовые инструменты, например инвестирование в хедж-фонды, фонды товарного рынка, кредитные фонды. Инвестиционные фонды для квалифицированных инвесторов существенно увеличат объемы российского финансового рынка. Впрочем, получив дополнительные возможности заработать и осознанно взяв на себя риски, квалифицированные инвесторы «отключаются» от компенсационных механизмов, которые будут предусмотрены для неквалифицированных участников рынка.
Вполне очевидно, что в настоящее время не должна стоять задача именно выбора категории фондов для квалифицированных или неквалифицированных инвесторов. Изучив на данном этапе механизм работы с более рисковыми инвестиционными инструментами в фондах для квалифицированных инвесторов, вполне возможно оценить размер их риска, чтобы в дальнейшем предложить менее рисковые из них для использования в фондах для неквалифицированных инвесторов. Такие действия предоставят им более расширенные возможности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собр. законодательства РФ. 1996. №17. Ст. 1918.
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собр. законодательства РФ. 1999. №9. Ст. 1096.
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. — 2007. — №31. — Ст. 4006.
4. Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2007. — №278.
5. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. — 1996. — №28. — Ст. 3356.
6. Приказ ФСФР РФ от 18 марта 2008 г. №08-12/пз-н «Об утверждении Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами» // БНА. 2008. №19.
7. Абрамов А. Стратегия и вектор движения фондового рынка в России / А. Абрамов // РЦБ. — 2008. — №13. — С. 12-16.
8. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и Сервис, 2006г. — с. 386.
9. Андреев А. Инвестиционная деятельность в условиях рыночной экономики. М.,2000. — 407с.
10. Бочаров В.В. Инвестиции. Инвестиционный портфель / В.В. Бочаров. — СПб.: Питер, 2006. — 286 с.
11. Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений: (Вопросы теории).
Автореферат диссертации доктора юридических наук/Акад. Министерства внутренних дел РФ.- М., 2009.-128с.
12. Копейкин М. Российская государственная политика в области — инвестиций и инноваций // Маркетинг. — М., 2008.-№4.-с.24.
13. Коречков Ю.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / Ю. В. Коречков. Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. — 303 с.
14. Маковецкий М. Инвестиционный процесс и роль в нем рынка ценных бумаг / М. Маковецкий // Финансовый бизнес. — 2007. — Ж 3. — С. 27-33.
15. Михайлова В.Е., Рожков Ю.В. Роль финансово-кредитных отношений в регулировании инвестиционного процесса // Изв. С.-Петерб. Ун-та. — СПб., 2005.- №5.
16. Орлова Е.Р. Инвестиции: курс лекций / Е.Р. Орлова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Омега-Л, 2006. — 206 с.
17. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО, 2009.-№1.
18. Улыбышева В. ЕС и Россия: опыт стимулирования иностранных инвестиций. // Мировая экономика и международные отношения. — М., 2007.-№10.
19. Ческидов Б.М. Модели рынков ценных бумаг / Б.М. Ческидов. — СПб.: Питер, 2006. — 410 с.
20. Янукян М. Г. Практикум по рынку ценных бумаг: учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Янукян. СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Объемы торгов крупнейших инвестиционных компаний РФ в 2012 г.
Таблица А.1 — Крупнейшие инвестиционные компании на 1 полугодие 2012г.
№ |
Инвесткомпания |
Объем торгов в 1 полугодии 2012г. (млн. руб.) |
Объем торгов в 1 полугодии 2011г. (млн. руб.) |
Изменение (%) |
|
1 |
БКС |
13 921 686.70 |
12 299 037.01 |
13.19 |
|
2 |
РЕГИОН |
11 980 687.89 |
8 705 718.88 |
37.62 |
|
3 |
Урса Капитал |
7 766 463.25 |
3 343 645.45 |
132.28 |
|
4 |
ИК ВЕЛЕС Капитал |
6 612 691.42 |
5 505 530.77 |
20.11 |
|
5 |
АТОН |
6 111 570.84 |
5 361 879.74 |
13.98 |
|
6 |
РОНИН |
4 851 364.98 |
6 942 268.39 |
-30.12 |
|
7 |
ГК Алор |
3 888 452.17 |
5 275 982.03 |
-26.30 |
|
8 |
КИТ Финанс |
2 221 955.85 |
2 615 566.59 |
-15.05 |
|
9 |
ФИНАМ* |
2 052 835.99 |
7 933 948.01 |
-74.13 |
|
10 |
УНИВЕР Капитал |
1 718 639.21 |
1 116 134.61 |
53.98 |
|
Таблица А.2 — Крупнейшие инвестиционные компании на 1 полугодие 2012 г. по количеству клиентов
№ |
Инвесткомпания |
Количество клиентов на 31 декабря 2012 года |
Количество клиентов юридических лиц на 31 декабря 2012 года |
Количество клиентов физических лиц на 31 декабря 2012 года |
|
1 |
ФИНАМ |
134 560 |
1 206 |
133 354 |
|
2 |
БКС |
119 826 |
4 023 |
115 803 |
|
3 |
АТОН |
41 886 |
1 610 |
40 276 |
|
4 |
ГК Алор |
29 004 |
1 081 |
27 923 |
|
5 |
КИТ Финанс |
19 372 |
1 507 |
17 865 |
|
6 |
Инвестиционная пал |
19 317 |
40 |
19 277 |
|
7 |
ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент |
10 639 |
322 |
10 317 |
|
8 |
Ай Ти Инвест — проспект |
8 581 |
304 |
8 277 |
|
9 |
Солид |
7 467 |
525 |
6 942 |
|
10 |
РИКОМ-ТРАСТ |
5 439 |
157 |
5 282 |
|
Таблица А.3 — Крупнейшие инвестиционные компании на 1 полугодие 2012 г. по объему внебиржевого оборота
№ |
Инвесткомпания |
Внебиржевой оборот в 1 полугодии 2012г. (млн. руб.) |
Внебиржевой оборот в 1 полугодии 2011г. (млн. руб.) |
Изменение (%) |
|
1 |
БКС |
6 617 286.16 |
5 654 974.97 |
17.02 |
|
2 |
ИК ВЕЛЕС Капитал |
3 114 902.11 |
3 557 528.41 |
-12.44 |
|
3 |
РЕГИОН |
990 996.75 |
883 829.13 |
12.13 |
|
4 |
КИТ Финанс |
733 595.40 |
381 929.69 |
92.08 |
|
5 |
ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент |
515 024.95 |
631 484.84 |
-18.44 |
|
6 |
Урса Капитал |
332 272.36 |
303 305.51 |
9.55 |
|
7 |
УНИВЕР Капитал |
288 039.31 |
212 939.52 |
35.27 |
|
8 |
ГК Алор |
277 588.62 |
177 031.66 |
56.80 |
|
9 |
Газинвест |
155 544.45 |
125 930.04 |
23.52 |
|
10 |
АТОН |
136 255.50 |
66 358.75 |
105.33 |
|
Таблица А.4 — Крупнейшие инвестиционные компании на 1 полугодие 2012 г. по объему биржевого оборота
№ |
Инвесткомпания |
Биржевой оборот в 1 полугодии 2012г. (млн. руб.) |
Биржевой оборот в 1 полугодии 2011г. (млн. руб.) |
Изменение (%) |
|
1 |
РЕГИОН |
10 989 691.15 |
7 821 889.75 |
40.50 |
|
2 |
Урса Капитал |
7 434 190.90 |
3 040 339.93 |
144.52 |
|
3 |
БКС |
7 304 400.53 |
6 644 062.04 |
9.94 |
|
4 |
АТОН |
5 975 315.34 |
5 295 521.00 |
12.84 |
|
5 |
РОНИН |
4 765 263.99 |
6 914 714.09 |
-31.09 |
|
6 |
ГК Алор |
3 610 863.55 |
5 098 950.37 |
-29.18 |
|
7 |
ИК ВЕЛЕС Капитал |
3 497 789.31 |
3 287 191.18 |
6.41 |
|
8 |
ФИНАМ |
2 014 065.52 |
7 844 489.57 |
-74.33 |
|
9 |
КИТ Финанс |
1 488 360.45 |
2 230 695.57 |
-33.28 |
|
УНИВЕР Капитал |
1 430 599.90 |
903 195.09 |
58.39 |
||
Приложение Б
Объем иностранных инвестиций в РФ в 2012 г.
Таблица Б.1 — Иностранные инвестиции в РФ
I полугодие 2013г. |
I полугодие 2012г. в % к |
|||||
млн. долларов США |
В % к |
|||||
I полугодию 2012г. |
К итогу |
I полугодию 2011 г |
итогу |
|||
Инвестиции |
98795 |
132,1 |
100 |
85,3 |
100 |
|
прямые инвестиции |
12139 |
159,8 |
12,3 |
108,0 |
10,2 |
|
в том числе: |
||||||
взносы в капитал |
4503 |
115,6 |
4,6 |
128,9 |
5,2 |
|
из них |
||||||
реинвестирование |
396 |
99,7 |
0,4 |
27,3 |
0,5 |
|
лизинг |
1 |
36,8 |
0,0 |
5,6 |
0,0 |
|
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
6837 |
в 2,3р. |
6,9 |
91,5 |
4,0 |
|
прочие прямые инвестиции |
798 |
111,9 |
0,8 |
102,4 |
1,0 |
|
портфельные инвестиции |
326 |
27,3 |
0,3 |
в 4,9р. |
1,6 |
|
в том числе:акции и паи |
255 |
23,1 |
0,2 |
в 7,4р. |
1,5 |
|
долговые ценные бумаги |
71 |
79,3 |
0,1 |
96,1 |
0,1 |
|
прочие инвестиции |
86330 |
130,8 |
87,4 |
82,1 |
88,2 |
|
в том числе: |
||||||
торговые кредиты |
12869 |
98,3 |
13,0 |
109,1 |
17,5 |
|
прочие кредиты |
72999 |
152,9 |
73,9 |
71,8 |
63,8 |
|
из них: |
||||||
на срок до 180 дней |
10852 |
34,5 |
11,0 |
67,6 |
42,0 |
|
на срок свыше 180 дней |
62147 |
в 3,8р. |
62,9 |
81,5 |
21,8 |
|
прочее |
462 |
8,9 |
0,5 |
в 2,7р. |
6,9 |
|