экспорт отраслевая структура инвестиции
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Мировой опыт доказывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами развития экономики: во-первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления; во-вторых, не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.
Прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в становлении и развитии интернационализированного сектора экономики азиатских стран. Восполняя дефицит капитала и технологии, ПИИ положительно влияли на рост занятости и заработной платы, мобилизацию местных источников накопления и увеличение экспортных доходов. Приток иностранных капиталовложений можно считать одним из показателей открытости экономики, а также индикатором ее высокой конкурентоспособности. распределение ПИИ по странам свидетельствует и о сравнительной рентабельности инвестиций.
В последние годы ПИИ в экономику развивающихся государств постоянно увеличивались. На конец 2005 года в странах Азии было сосредоточено 74% всех накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в развивающиеся государства [1] .
Тенденция роста ПИИ наблюдается и в Китае. ПИИ служат для Китая дополнительным источником средств, передовых технологий, современного менеджмента, способствуют рыночным преобразованиям, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В Китае считается, что инвестиции, потребление, экспорт — это «тройка», которая выводит китайскую экономику на новые рубежи. Активизация притока иностранного капитала в страну — одна из основных задач государственной политики Китая. Формирование предпосылок для привлечения иностранных инвестиций рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности китайского государства.
1.1 Инвестиционный потенциал страны
Экономика в целом является одним из четырех важнейших и значимых секторов общественной жизни, влияющих на образ жизни всего мира и всех людей. Однако сама экономика — это огромное разнообразие отраслей и отдельных областей анализа в рамках микроэкономики и макроэкономики или для анализа общей экономики или конкретных национальных экономик.
Виды инвестиций. Взаимосвязь финансовых и реальных инвестиций
... прямых и портфельных инвестиций хотя и является достаточно распространенной, но она не вполне корректна. Если не считать некоторых нюансов, то здесь прямые инвестиции по существу отождествляются с реальными инвестициями, а портфельные - с финансовыми. ...
Эта работа, в частности, посвящена исследованию инвестиционного потенциала Китайской Народной Республики.
Экономика Китайской Народной Республики выбрана, поскольку это быстро развивающаяся страна, производство и значительные результаты роста которой влияют даже на более крупные экономики мира, учитывая, что Китай является крупнейшей экономикой-экспортером мира из-за последних рейтингов. Инвестиционный потенциал в данном случае является основой экономического роста не только Китая, возможности которого по расширению собственного производства и капитала до более высоких уровней с помощью накопленных инвестиций постоянно растут. Это основа для роста и для других экономик, торгующих с Китаем и желающих диверсифицировать свое богатство, инвестируя в растущие рынки, чтобы получить прибыльность в будущем. Именно поэтому для достижения указанных целей необходимо представить полный анализ и полное описание текущих инвестиционных возможностей и условий китайской экономики на сегодняшний день.
Для того чтобы начать детальный анализ текущей статистики и экономических показателей, касающихся экономики выбранной страны, автор, прежде всего, хотел бы представить обзор нации и страны в целом, поскольку экономика любой страны мира зависит от ее территории, географического положения, предложения природных и людских ресурсов, политического режима, социального расслоения, существующего порядка норм, общей философии, законов и правил, обычаев и некоторых других важных для рассмотрения традиций.
Как уже было сказано в предыдущей главе, основные средства являются, пожалуй, наиболее значимым элементом инвестиционного потенциала страны, поскольку это единственная составляющая богатства страны, которая может быть полностью и достоверно оценена по сравнению с природными ресурсами (в то время как людские ресурсы будут объявлены для рассмотрения в следующем пункте).
Вот диаграмма последних изменений инвестиционного тренда по основным средствам для страны, построенная на основе данных официальной статистики правительства Китая. [8]
1.2 Нормативно-правовое регулирования иностранных инвестиций в стране
процедуру предварительного согласования
Если управление коммерции сочтет, что планируемый объем капиталовложений меньше необходимого, оно может предложить учредителям увеличить сумму инвестиций или скорректировать предмет деятельности предприятия. Это требует от учредителей показывать более-менее «реальный» размер уставного капитала несмотря на то, что по Закону КНР «О компаниях» минимальный размер уставного капитала для компаний отменен. Без предварительного согласования и получения положительного ответа учредители не могут зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями.
Процедура предварительного согласования проводится также при досрочной ликвидации и внесении существенных изменений, в том числе — изменении в составе участников предприятия, передаче долей в предприятии между участниками, изменении организационно-правовой формы, продлении срока ведения деятельности, реинвестировании прибыли, изменении размера уставного капитала. При каждом изменении предприятие обязано сначала получить разрешение от управления коммерции и только потом зарегистрировать изменение в регистрационном органе.
Управление инвестициями на предприятии
... и других факторов производства. Управление инвестициями представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с осуществлением различных аспектов инвестиционной деятельности предприятия. Оно органически входит в ...
Органы управления в предприятии со 100% иностранным капиталом создаются по стандартным правилам, установленным Законом КНР «О компаниях». Иначе обстоит дело в СП, для которых предусмотрены особые правила. В совместных паевых предприятиях и совместных кооперационных предприятиях высшим полномочным органом является совет директоров (а не собрание участников) или комитет по управлению СП, члены которого назначаются участниками по отдельности. Законным представителем (единственным лицом, представляющим компанию без доверенности) в СП может быть только председатель совета директоров или комитета по управлению СП (в остальных предприятиях есть выбор между председателем совета директоров и генеральным директором).
Кроме того, в КНР ограничивается срок деятельности предприятий с иностранными инвестициями, например, срок деятельности СП в поощряемых и ограничиваемых видах деятельности не может превышать 50 лет.
Особый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в КНР увеличивает срок создания предприятий (процедура предварительного согласования по закону может занимать до 90 дней) и сопутствующие расходы. Продажа доли в китайском предприятии за счет процедуры предварительного согласования увеличивается на 20-45 дней, что стало одно из причин широкого применения в КНР «косвенной передачи долей»: использования в качестве учредителя китайской компании SPV в Гонконге и продажи 100% в SPV при необходимости быстро оформить передачу доли. Реальная необходимость в сохранении особых правил регистрации для предприятий с иностранными инвестициями сомнительна. Тем не менее, первые существенные изменения в правилах начали происходить только в 2013 г.
Ограничения на иностранный капитал (в особенности — требование о ведении деятельности через СП в некоторых видах деятельности) и особый порядок создания предприятий с иностранными инвестициями вызывают недовольство основных экономических партнеров КНР и являются одним из ключевых вопросов на переговорах с США и ЕС по заключению соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Они снижают привлекательность КНР для инвесторов, которые опасаются кражи технологий при работе через СП и выбирают более открытые для инвестиций государства, что может привести к негативным результатам в будущем. Поэтому с 2013 г. КНР приступила к реформе системы регулирования иностранных инвестиций, направленную на уменьшение барьеров для инвестиций и упрощение регистрации предприятий с иностранными инвестициями.
Реформа пока ограничена так называемыми «зонами свободной торговли», созданными в Шанхае, Тяньцзине, провинции Фуцзянь (гг. Сямынь, Фучжоу, Пинтань), провинции Гуандун (гг. Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай).
В зонах свободной торговли апробируется несколько реформ, в том числе — упрощение правил регистрации предприятий с иностранными инвестициями и ограничения на иностранный капитал.
2.1 Масштабы иностранных инвестиций
В декабре 2018 г. прямые иностранные инвестиции в Китай увеличились на 24,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 92,34 млрд. юаней, свидетельствуют данные Министерства коммерции КНР. В долларовом выражении инвестиции выросли на 23,2% до $13,71 млрд.
В ноябре было зафиксировано снижение на 26,3% в юаневом и на 27,6% в долларовом выражениях.
В целом в 2018 г. инвестиции выросли на 0,9% до 885,61 млрд. юаней. В долларовом выражении они увеличились на 3% до $134,97 млрд.
Китайские инвестиции в прошлом году установили новый рекорд, отмечается в сообщении.
Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность выросли на 20,1%. Инвестиции в высокотехнологичное производство подскочили на 35,1%.
Инвестиции из Великобритании в прошлом году выросли на 150,1%, максимальными темпами среди основных источников инвестиций Китая.
В то же время инвестиции из стран, затронутых инициативой «Один пояс — один путь», показали рост на 13,2%.
Как сообщали «Вести. Экономика», в декабре Китай опубликовал так называемый «негативный список» отраслей, доступ к которым для местных и иностранных инвесторов ограничен или запрещен.
Согласно 83-страничному документу, обнародованному Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC), в перечень включен 151 сектор. Доступ в четыре сектора запрещен, для доступа в остальные 147 требуется одобрение правительства.
К запрещенным отраслям относятся «незаконное финансирование» и «незаконная деятельность в интернете». Отрасли, требующие одобрения, включают добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность.
Отрасли, не включенные в перечень, открыты для инвестиций, и условия доступа будут равными для местных и иностранных компаний.
Министр коммерции КНР Чжун Шань в недавнем интервью заявил, что в 2019 г. страна продолжит сокращать «негативные списки» для иностранных инвесторов и разрешит полностью иностранное владение в большем количестве секторов.
2.2Территориальная и отраслевая структура
Благодаря привлечению ПИИ китайскому руководству удалось ускорить структурную перестройку народного хозяйства, в первую очередь промышленного производства, привлечь передовые технологии, расширить экспортный потенциал, повысив, таким образом, роль КНР в мировом хозяйстве. Динамика объема входящих ПИИ в КНР в 2008-2018 гг. представлена в рис.1
Рисунок 1 — Объем входящих ПИИ КНР в 2008-2018 гг.
Наибольшие объемы прямых инвестиций в 2018 г. поступили из Гонконга (926,7 млрд. долл.), Республики Корея (40,4 млрд. долл.), Тайваня (44,1 млрд. долл.), Сингапура (69,7 млрд. долл.), Японии (32,1 млрд. долл.), США (25,9 млрд. долл.), Германии (15,6 млрд. долл.), Англии (10,8 млрд. долл.), Франции (12,2 млрд. долл.) и Макао (8,9 млрд. долл.).
На долю перечисленных государств и регионов пришлось 94,0% всех фактически привлеченных в КНР инвестиций.
Основные инвесторы Китая (первые 6 стран) приведены в таблице (величина накопленных прямых иностранных инвестиций на коней года).
Как видим, в Китай активно инвестируют офшоры (табл.1)
Таблица 1 — Основные инвесторы Китая в 2016-2018 гг., млрд. долл. США
Страна |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменения (+-) 2017 от 2016 гг |
Изменения (+-) 2018 от 2017, % |
|
Гонконг, Китай |
1112,2 |
1107,9 |
926,7 |
-0,4 |
-16,4 |
|
Британские Виргинские острова |
330,6 |
313,4 |
286 |
-5,2 |
-8,7 |
|
Япония |
147,6 |
134,4 |
32,1 |
-8,9 |
-76,1 |
|
Сингапур |
101,6 |
94,1 |
69,7 |
-7,4 |
-25,9 |
|
США |
76,5 |
70,3 |
25,9 |
-8,1 |
-63,2 |
|
Республика Корея |
61,3 |
55,9 |
40,4 |
-8,8 |
-27,7 |
|
С начала экономических реформ Китай осуществляет отбор инвестиций с целью привлечения передовых технологий, необходимых для развития национальной экономики. В связи, с чем в КНР иностранные инвестиции разделяют на поощряемые, разрешенные, ограниченные и запрещенные. Анализ «поощряемого» перечня свидетельствует, что китайское руководство стремится привлечь иностранный капитал в первую очередь в высокотехнологичные отрасли промышленного производства, рассчитывая на передовые зарубежные технологии. Поощряются иностранные инвестиции в сельское хозяйство, текстильную, химическую, нефтехимическую, аэрокосмическую, электронную отрасли промышленности, металлургию, энергетику и многие другие (всего около 260 направлений).
Ограничение на иностранные инвестиции установлено для отдельных секторов горнодобывающей, химической, пищевой, текстильной табачной промышленности, нефтепереработки, энергетики (например, в строительстве и эксплуатации ТЭС мощностью до 300 тыс. кВт) и др. Запрещены иностранные инвестиции в основном в отрасли, имеющие отношение к вопросам обеспечения безопасности страны (продовольственной, энергетической, информационной).
В частности, иностранный капитал не может участвовать в производстве ядерного топлива, в сфере обращения радиоактивных материалов, в контроле над авиасообщением. Под запретом также такие сферы деятельности, как почтовые услуги и экспресс-доставка, производство ГМО-продукции, социальные исследования, производство видеопродукции, издательская деятельность. Следует отметить, что в Китае учитываются объемы иностранных инвестиций в соответствии с заключенными контрактами, а также объемы освоенных (использованных) инвестиций по этим контрактам. Очевидно, объемы освоенных инвестиций меньше объемов по контрактам. Оценка структуры иностранных инвестиций в КНР по сферам деятельности в 2018 г. представлена на рис. 2.
Благодаря привлечению ПИИ китайскому руководству удалось ускорить структурную перестройку народного хозяйства, в первую очередь промышленного производства, привлечь передовые технологии, расширить экспортный потенциал, повысив, таким образом, роль КНР в мировом хозяйстве. В 2018 г. на территории Китая было создано 26 675 предприятий с участием иностранного капитала (+11,8%).
Рисунок 2 — Структура ПИИ в экономику Китая в 2018г.,%
Численность предприятий со 100% иностранным капиталом составила 20 398(+8,5%), сумма фактически привлеченных ими инвестиций оценивалась в размере 95,29 млрд. долл. (+0,6%).
Было создано 5 989 (+24,2%) совместных предприятий с суммой привлеченных инвестиций 25,89 млрд. долл. (+23,3%), иностранных акционерных компаний — 78(+90,2%) с суммой фактически привлеченных инвестиций 3,25 млрд. долл. (+48,5%).
В таблице 2. представлена структура использование ПИИ по отраслям экономики
Таблица 2 — Использование ПИИ по отраслям в 2016-2018 гг., млрд. долл. США
2016 |
2017 |
2018 |
Изменения (+-) 2017 от 2016 гг |
Изменения (+-) 2018 от 2017, % |
||
Всего |
117586 |
119862 |
126267 |
1,9 |
5,3 |
|
с/х, лесная, животноводство, рыбное хозяйство |
1800,03 |
1522,27 |
1533,86 |
-15,4 |
0,8 |
|
Добывающие отрасли |
364,45 |
562,22 |
242,92 |
54,3 |
-56,8 |
|
Обрабатывающие отрасли |
45555 |
39928,7 |
39542,9 |
-12,3 |
-1,0 |
|
Электро-, газо- и водоснабжение |
2426,1 |
2202,9 |
2250,2 |
-9,2 |
2,1 |
|
Строительство |
1219,83 |
1239,49 |
1558,76 |
1,6 |
25,8 |
|
Транспортные перевозки, складское хозяйство и почтовые услуги |
4217,38 |
4455,59 |
4186,07 |
5,6 |
-6,0 |
|
Передача информации, компьютерные услуги, программное обеспечение |
2880,56 |
2755,11 |
3835,56 |
-4,4 |
39,2 |
|
Оптовая и розничная торговля |
11511 |
9463,4 |
12023,1 |
-17,8 |
27,0 |
|
Финансы, денежное обращение |
2330,46 |
4182,16 |
14968,9 |
79,5 |
257,9 |
|
Недвижимость |
28798,1 |
34626,1 |
28994,8 |
20,2 |
-16,3 |
|
Лизинг и торговые услуги |
1036,16 |
1248,88 |
1049,73 |
20,5 |
-15,9 |
|
Научные исследования, технические услуги и геологоразведка |
2750,26 |
3254,66 |
4529,36 |
18,3 |
39,2 |
|
Прочие отрасли |
3367,96 |
2863,75 |
2550,36 |
-15,0 |
-10,9 |
|
Как свидетельствуют данные таблицы, основной объем инвестиций приходится на сферу услуг, где количество созданных предприятий составило 21 425 (80,6% от общего количества), а объем использованных инвестиций — 84, 95 млрд. долл. (или 67,27% общего объема инвестиций).
Набольший прирост иностранных инвестиций отмечен в сфере финансов и денежного обращения (+254,8%).
Доля этого сектора выросла с 3,5% до 11,9%.
Приоритетными секторами также стали недвижимость, лизинг и оптово-розничная торговля. Доля данных секторов в общем объеме ПИИ составила 23,0%, 8,0% и 9,5%соответственно.
2.3 Экспорт иностранных инвестиций из страны
В 2018 году товарооборот Китая, согласно предварительным оценкам, достиг рекордной величины в 4,60 трлн. долл. (против 4,10 трлн. долл. в 2017 году), при этом экспорт был равен 2,46 трлн. долл. (против 2,26 трлн. в 2017 г.), а импорт — 2,14 трлн. долл. (против 1,84 трлн. в 2017 г.).
Возможности дальнейшего расширения товарного экспорта Китаем близки к пределу. Особенно учитывая давление Вашингтона, добивающегося более сбалансированной двухсторонней торговли (сейчас у Америки громадный дефицит в этой торговле), а также принимая во внимание усиливающийся протекционизм во всём мире. Не исключаю, что рекорды в области внешней торговли для Китая закончились в прошлом году.
Пекин ещё задолго до начала торговой войны с Вашингтоном стал готовиться к возможной остановке своей торговой экспансии. Есть два подхода к решению этой проблемы. Один подход — замещение внешних рынков быстрым развитием внутреннего рынка. Второй подход — замещение (или дополнение) экспорта товаров экспортом капитала. Китайские власти используют оба подхода.
Экспорт товаров предполагает захват рынков, экспорт капитала — захват экономик других стран. Первые решения по стимулированию экспорта капитала были приняты в КНР в начале 2000-х годов. Динамика экспорта капитала из Китая в виде прямых инвестиций выглядела следующим образом (млрд. долл.): 2002 г. — 2,7; 2005 г. — 12,3; 2010 г. — 68,8; 2012 г. — 87,8; 2013 г. — 107,8; 2014 г. — 123,1; 2015 г. -145,7; 2016 г. — 196,2; 2017 г. — 124,6; 2018 г. — 129,.
А вот как выглядит картина накопленных прямых инвестиций Китая за рубежом (на конец года, млрд. долл.): 2000 г. — 27,8; 2002 г. — 29,9; 2005 г. — 57,2; 2010 г. — 317,2; 2017 г. — 1.482,0.
Как видим, в период 2002-2016 гг. наблюдался непрерывный и очень быстрый рост вывоза китайского капитала из Китая. За 14 лет он увеличился в 72,7 раза; за это же время товарный экспорт вырос с 325,6 млрд. до 2.097 млрд. долл., т. е. в 6,44 раза.
Одним из мощных средств стимулирования экспорта капитала из Китая стал запуск с конца 2013 года проекта «Один пояс — один путь» (ОПОП).
Проект предусматривает создание глобальной транспортно-логистической инфраструктуры в десятках стран мира. По мере реализации он будет способствовать продвижению по всему миру китайских товаров и китайских интересов, в том числе продвижению китайских капиталов, за счёт которых предполагается строительство объектов инфраструктуры и обслуживающих их предприятий.
Заметим, что в 2017 году наблюдалось падение абсолютных объёмов вывоза китайского капитала, а в 2018 году, согласно предварительным оценкам, прирост был очень скромным. Возник какой-то сбой. Отчасти его можно объяснить тем, что во всём мире произошло замедление, даже сокращение экспорта и импорта капитала в форме прямых инвестиций. В первой половине 2018 года ЮНКТАД зафиксировала сокращение объёмов прямых трансграничных инвестиций на 41% по сравнению с первой половиной 2017 года. А в целом по итогам 2018 года, согласно предварительным оценкам, падение инвестиций составило около 20%.
Более серьёзным фактором сдерживания китайской экспансии инвестиций стал инвестиционный протекционизм Запада. Особенно он проявляется со стороны США. Америка несколько десятилетий была недосягаемым лидером по экспорту и импорту капитала. На конец 2017 года объём накопленных прямых инвестиций Китая за рубежом оценивался (округлённо) в 1,5 трлн. долл. Примерно таким же был объём накопленных прямых инвестиций нерезидентов в китайской экономике. А вот данные по США на тот же момент времени: американские накопленные прямые инвестиции за рубежом — 7,8 трлн. долл.; накопленные прямые инвестиции иностранного происхождения в американской экономике — округлённо 7,8 трлн. долл. Примечательно, что активы от экспорта капитала за рубежом и активы от импорта капитала в собственной экономике у обеих стран примерно одинаковы, экспорт и импорт капитала сбалансированы. На конец 2017 года Китая отставал по обеим международным инвестиционным позициям от США примерно в пять раз. И тем не менее Вашингтон нервничает, ибо разрыв сокращается. Предпринимаются попытки сдержать приток китайских капиталов в экономику США. Власти США отклоняют заявки китайских инвесторов на покупку долей в американских компаниях или даже целых компаний, ссылаясь на соображения национальной безопасности. Или вспоминают об антимонопольном законодательстве, которое якобы может быть нарушено в случае сделок с участием китайских инвесторов.
Китайское законодательство в области иностранных инвестиций и ПИИ в целом приближается к международным стандартам. Три основных закона — по акционерным совместным предприятиям, контрактным совместным предприятиям и иностранным предприятиям — позволяют Китаю эффективно привлекать предпринимательский капитал многих ТНК и успешно развивать международное экономическое сотрудничество и обмен технологиями.
Развивая эффективную законодательную базу для деятельности ПИИ, одновременно Китай делает все для зашиты от проникновения иностранных инвестиций в ряд стратегических отраслей, имеющих особое значение для национальной безопасности.
Вступление Китая во Всемирную торговую организацию — фактор значительного повышения интереса транснациональных корпораций к долгосрочному инвестированию в Китае. Это обусловлено следующими причинами:
— во-первых, вступление в ВТО приводит к радикальному изменению инвестиционной среды в целом для зарубежных инвесторов. Китай, соблюдая принципы ВТО и выполняя соответствующие соглашения, перестраивает нормативно—законодательную базу, регулирующую вопросы международных отношений и обеспечивающую систему защиты собственности иностранных инвесторов в Китае.
— во-вторых, вступление Китая в ВТО расширяет сферу деятельности ТНК. Разрешение транснациональным корпорациям осуществлять капиталовложения в китайскую экономику в форме слияния и поглощения — одной из самых распространенных форм инвестирования в мире — позволяет им более широкомасштабно инвестировать капитал в китайскую экономику. Открытие для ПИИ таких сфер, как банковское дело, страхование, электронные коммуникации, фондовый рынок, туризм и др., создают более обширное пространство для инвестирования ТНК.
Инвестиции ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях — микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы и продукты составляют более половины от общей суммы инвестиций в Китае. Крупные международные компании не склонны вкладывать средства в производство тканей, одежды и в другие отрасли, требующие использования большего количества рабочей силы. Инвестиции ТНК в подобные отрасли составляют небольшой от общих вложений в Китай.