Развитие системы образования в новых условиях становится определяющим фак-тором социально-экономического развития государства и важнейшим условием его экономического роста.
Создание научно обоснованной системы управления современной школой, разра-ботка и внедрение новых форм и методов управления в связи с социально-эконо-мическими преобразованиями общества и модернизацией системы образования являются перспективными направлениями ее совершенствования.
Управление может быть рассмотрено, как целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воз-действий. Внедрение инноваций в сферу управления не означает введение ради-кальных изменений, а предполагает обновление и совершенствование некоторых форм и методов.
Поскольку цели, задачи и содержание управления школой определяются объектив-ными потребностями общества, необходимо их исследовать с учетом современных тенденций развития образовательного учреждения. Это становится особенно актуаль-ным в свете постоянно усложняющихся задач, стоящих перед школой, и, соответст-венно, управления организуемого в ней учебно-воспитательного процесса. В настоя-щее время управление образовательным учреждением характеризуется изменением целевых установок, отходом от традиционных форм его организации, сменой субъект-объектных отношений на субъект-субъектные, перестройкой структуры.
Появление новых типов образовательных учреждений, работающих в режиме раз-вития, и проведение таких специальных процедур, как лицензирование, государст-венная аттестация и аккредитация образовательных учреждений, аттестация педаго-гических кадров, требуют привнесения существенных изменений в практическую деятельность администрации школ. В специальной литературе уделяется значитель-ное внимание раскрытию различных аспектов управленческой деятельности, но проб-лема внедрения инноваций в управленческую практику требует своего исследования. Практически отсутствуют фундаментальные работы по проблеме инноваций в управ-лении современной школой.
Направления совершенствования организации и управления системой ...
... Спортмастер". Центральный склад (ЦС) - это основное линейное подразделение управления логистики, в состав которого входят еще транспортный отдел и сервис-центр. Центральный склад (ЦС) компании относится к категории складов распределительной логистики ... работы является изучение направлений совершенствования организации и управления системы складирования на предприятии ООО "Спортмастер". ... (изменение ...
В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования. В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов.
Назначение инноваций в управлении современной школой заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педаго-гической системы. В силу этого принципиально важным становится создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения. Реализация инноваций в управлении, безусловно, должна осуществляться в соответ-ствии с концептуальной моделью его целостного развития и с учетом педагогических условий, обеспечивающих эффективность его функционирования и развития.
Если инновации в управлении педагогически целесообразны и оптимальны, то они станут важнейшим условием для придания инновационного характера деятельности педагогического коллектива и повышения качества образования учащихся и наобо-рот: повышение качества образования учащихся может являться одним из объектив-ных критериев эффективности реализации инноваций в управлении.
Внедрение в процесс управления современной школой инноваций будет эффек-тивным, если:
— определены сущность и содержание инноваций в управлении современной школой;
— выявлены и теоретически обоснованы инновации в управлении;
— специфика и содержание инноваций в управленческой деятельности обеспечивают
позитивные изменения в учебно-воспитательном процессе: работу учебного заведе-
ния в режиме развития и повышение качества образования школьников;
— определены критерии эффективности инноваций в управлении.
Задачи работы:
1. Обоснование сущности и содержания инноваций в управлении современной школой.
2. Раскрытие особенностей инноваций в управлении школой, функционирующей в режиме развития.
Развитие и современное состояние экономического образования в России
... задач школьного экономического образования. На наш взгляд, основной целью изучения экономики в общеобразовательной школе является формирование и развитие экономической культуры современного школьника, которое ... деятельности. Один из аспектов постановки проблемы образования в глобальной экономике — это связь знания и ценностей, образования и воспитания. Образование никогда не было односторонне ...
3. Определение критериев эффективности внедрения инноваций в управлении.
Задача в послекурсовой период:
1. Осуществление экспериментальной проверки эффективности инноваций в управ-лении: выявление зависимости между внедрением инноваций в практику управления современной школой и повышением качества образования и воспитания.
РАЗДЕЛ І. Научное обоснование инноваций.
Принципиальное различие необходимо провести между понятиями новация и ин- новация. Основанием такого различения должны служить конкретные формы, соде- ржание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность крат- ковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей об- новление лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преоб-разование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.
Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реа-лизации любой инновации в той или иной общественной практике:
— источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
— инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
— деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансля-ция);
— инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
— новый тип или новая форма общественной практики.
Пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований — из ис-тории отечественного образования:
— источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;
— инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказы-вает возможность формирования основ теоретического мышления у младших шко-льников;
— технология осуществления-разрабатываются принципиально новые учебные про-граммы по основным предметам в начальной школе;
— инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем шко-
льном возрасте;
— новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип обра-зовательной практики.
Оценка доступности и качества обучения в вузах
... форм международного обучения студентов, Список литературы 1. Багров Н.М., Трофимов Г.А. Тенденции развития высшего образования в России // Экономика и управление. 2006. № ... оценке качества обучения, - это широта распространения (массовость) среди населения той или иной страны, а также доступность получения высшего образования. Первоначально университетское образование считалось элитарным. Но в ...
У образования перспективы перехода в режим инновационного развития и само-развития возможны только при осмысленнии методологии проектирования и иссле-дования инновационного образования; при функционировании общей теории разви-тия индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технологии реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.
К числу противоречий, возникших между сформировавшимися у большинства ру-ководителей формами и методами работы и потребностью внедрения инноваций в управление школой, функционирующей в режиме развития следует отнести:
— развивающуюся систему научных знаний об инновационных процессах и несоответ-ствие им традиционных форм и методов управления;
— необходимость осуществления инноваций в управлении образовательным учреж-дением и традиционным содержанием управленческой информации;
— потребность внедрения инноваций в управление и отсутствие необходимого для это-го научно-методического обеспечения.
Существующие противоречия обусловили проблему научного обоснования инно-ваций в управлении современной школой.
Инновации в управлении, Инновационная деятельность
— научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изоб-ретение»);
— проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инно-вационный проект»);
— образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъек-тов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Инновационное образование, Инновационная образовательная технология
— Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не сто-лько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных сов-ременной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурирован-ным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые пере-даются с помощью современных средств коммуникации.
— Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Организация процесса принятия управленческих решений на предприятии
... исследования. Первая глава дипломной работы посвящена изучению содержания и стадий процесса принятия управленческих решений на предприятии, рассматривается содержание процесса принятия управленческого решения, требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений, производится анализ процедуры принятия решений. Во второй ...
— Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, тех-нологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяю-щие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
РАЗДЕЛ ІІ. Инновационные технологии в управлении общеобразовательным учреждением.
В настоящее время в школьном образовании применяют самые различные управ- ленческие инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовате-льного учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характер-ные инновационные технологии.
2.1. Технология проблемно-ориентированного анализа.
Перевод школы как педагогической системы в новое качественное состояние предполагает владение руководителями и педагогами технологией проблемно-ори-ентированного анализа. Как известно, проблема “сидит” в результате. Видишь проб-лему – ищешь пути ее устранения. Анализ образовательной ситуации, выявление проблем и противоречий образовательного процесса позволяет выявить в системе школы компоненты, подлежащие инновационным изменениям, а именно измене-ниям подлежат:
— содержание образования;
— технологии обучения;
— организация образовательного процесса;
— подготовка учителя к внедрению современных технологий обучения;
— система воспитательной работы;
— система дополнительного образования;
— управление программным развитием школы.
Для эффективного осуществления процесса управления необходимо иметь сис-тему информационно-аналитического обеспечения, благодаря которой руководитель школы мог бы получать информацию о состоянии и развитии процессов, на которые он призван оказывать управленческое воздействие. Изменение цели функциони-рования образовательного учреждения влечет за собой и изменения, касающиеся содержания, сбора и обработки управленческой информации. Проблемный анализ полученной управленческой информации содействует выявлению положительных тенденций в деятельности образовательного учреждения и установлению причин, содействующих положительным изменениям или препятствующих им.
Управленческая информация-совокупность сведений о конкретных фактах, отра-жающих состояние управляемой системы в целом и ее отдельных компонентов. Уме-ние аккумулировать информацию, систематизировать ее, выявлять основные пробле-
Мы на основе ее анализа, искать пути решения один из важнейших аспектов управ-
ленческой деятельности.
Информация о результативности учебно-воспитательного процесса: результаты
успеваемости школьников по параллелям и годам обучения, итоги независимой экс-пертизы качества знаний обучающихся, результаты личностного роста обучающихся, включающие информацию о развитии его творческих способностей, диапазоне инте-ресов, развитии мотивационных, духовно-нравственных, интеллектуальных, дело-вых, организационно-ролевых, социальных и общекультурных качеств личности, проведение мониторинга профессиональных достижений педагогов и личностного роста учащихся в комплексе позволяет проследить существующие зависимости меж-ду качеством процесса обучения и качеством результатов обучения. Использование результатов анализа этой информации позволяет управлять качеством обучения и разрабатывать пути повышения этого качества.
Организация рекламной деятельности и оценка ее эффективности
... Целью данной дипломной работы является анализ организация рекламной деятельности на предприятиях ИГиТ и оценка ее эффективности на примере ресторана «Звенигород». Задачи работы: рассмотреть понятие и виды рекламы; охарактеризовать влияние рекламы на ...
Определенную значимость в современных условиях приобретает информация о степени удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса всех его участников: обучающихся, педагогов, родителей, как социальных заказчиков.
Таким образом, сбор управленческой информации-это получение информации: а) об отношениях учителей к изменению целевых установок в образовательном про-цессе; б)об изменениях уровней методического мастерства учителей; в) о связях уров-ней методического мастерства учителей и степени обученности обучающихся; г) о мнении родителей, учащихся и специалистов управления образования об учебном заведении; д) о личностном росте учащихся; е) о результатах независимой экспертизы качества знаний обучающихся.
Учет разносторонней информации, ее анализ предполагает в свою очередь совер-шенствование модели управленческой деятельности и особенно такого ее компонен-та, как внутришкольный контроль. Нововведения в содержании управленческой ин-формации и методах внутришкольного контроля содействуют: а) мобилизации внут-ренних ресурсов, связанных с раскрытием творческого потенциала педагогов и у ча щ ихся; б) установлению связей с социальными заказчиками; в) внедрению инно-вационных форм организации учебной деятельности учащихся.
Внедрение инноваций в систему внутришкольного контроля влечет за собой прив-несение изменений в содержание управленческой информации и, наоборот, разнопла-новая информация инновационного характера требует принятия новых управлен-ческих решений и, прежде всего, совершенствования внутришкольного контроля. теми задачами, которые стоят сегодня перед современной школой.
К одному из эффективных инновационных методов получения достоверной инфо-рмации о качестве урока с полным основанием можно отнести контент-анализ – ме-тод функциональной диагностики, позволяющий измерять отдельные признаки и ха-рактеристики изучаемого процесса, получивший распространение для характерис-тик внеурочной деятельности. Сущность контент-анализа заключается в выделении смысловых единиц в определенном документе с последующей статистической обработкой. Таким документом, достаточно полно представляющим показатели изучаемого явления или процесса, который может быть подвергнут статистической обработке, является поурочный план . . Использование данного метода может быть целесообразным и для управления учебным процессом при условии точности подбора смысловых единиц и их индикаторов.
Разработка программы развития деятельности предприятия розничной ...
... Целью дипломного проекта является разработка программы развития деятельности предприятия розничной торговли на примере ИП Колпакова ... деятельности. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс ... розничную торговую сеть в течение всего месяца. Планирование и организация предприятия. Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу ...
Применение проблемно-ориентированного анализа позволяет объективно прос-ледить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, шко-лы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания лю-бого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
2.2 . Технология м ониторинга интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тести-рования и построения графиков динамики успеваемости. При этом мониторинговые исследования проводятся параллельно заместителем директора по УВР и учителями-предметниками. Заместитель директора анализирует динамику изменения качества обучения по параллелям и предметам, учителя-предметники – динамику изменения качества обучения каждого учащегося по предметам.
2.3. Портфолио —
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятель-
ности –оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической па-радигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для об-щества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных дос-тижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации са-моразвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, раз-витие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопительная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, резу-льтатов учащегося, свидетельствующих об его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «пе-дагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предпо-лагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и не-прерывность пополнения оценки.
Этапы становления и развития экономических школ
... основные этапы развития экономической теории до рыночной экономики. Для изучения экономической теории важно знать ее генезис, т.е происхождение , возникновение, процесс образования и становления экономической теории как науки. По словам ...
Технология
— диагностическую (фиксируются изменения и рост –динамика- показателей за опре-деленный период времени);
— целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандар-том);
— мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
— содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
— развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспи-тания от класса к классу);
— рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
— обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компе-тентности);
— корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и об-ществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учи-теля – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководи-теля процесса обучения.
Типы портфолио:
— портфолио достижений;
— портфолио – отчет;
— портфолио – самооценка;
— портфолио – планирование собственной работы.
Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется вы-бирать одну, ведущую. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительная особенность
— ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
— ученик собирает материал;
— в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важная характеристика
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структури-ровать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Ученик
— отбирать и оценивать информацию;
— точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
— планировать свою деятельность;
— давать оценки и самооценки;
Российская банковская система этапы развития функции и основные ...
... историю развития банковской системы; изучить сущность и структуру банковской системы; изучить историю становления банковской системы России; рассмотреть современную банковскую систему РФ; - В первой главе данной работы рассмотрены основные теоретические аспекты возникновения банковской системы. Во второй становления и формирования банковской системы в Российской ...
— отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
В данном контексте рассматривается портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мы- шления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сфор-мированность основных целей – способности к самообразованию.
лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.
Классификация инновационной технологии Портфолио
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем
— в контроле, в оценке результатов.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования
— в области развития определенных способностей учеников и педагогов;
— в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.
3.По области педагогического применения
— в учебном процессе.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса
— в коллективном обучении (личностно-ориентированно);
— в индивидуальной, фронтальной, групповой форме;
— в семейном обучении.
5. По функциональным возможностям
— нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.).
6. По способам осуществления
— систематические.
7. По масштабности распространения
— на международном уровне;
— в школе.
8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения
— системные, охватывающие всю школу как образовательную систему.
9. По социально-педагогической значимости
— в образовательных учреждениях любого типа.
10. По признаку инновационного потенциала
— комбинаторные
— нововведения.
11. По отношению к своему предшественнику
— замещающим;
— открывающим.
2.4. Инновации в планировании работы.
В области планирования необходимо упорядочение управляющей системы, обес-печение ее определенности и четкой направленности. Важна разработка целостной программы развития образовательного учреждения. Разработке программы должен предшествовать анализ состояния и прогноз развития с учетом социального заказа. Разработка программы стимулирует самоанализ и самооценку достижений как от-дельных членов, так и всего коллектива. Планирование — это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формирования целей и задач деятельности, это динамический процесс, нуждающийся в постоянном развитии и поправках. Ис-пользование инновационных технологий в планировании обеспечивает программно-целевой подход в развитии воспитательно-образовательного процесса.
2.5. Технология диагностирования.
Использование педагогической диагностики позволяет распознать профессиональ-но-личностные качества педагога, уровня его творческого потенциала, от которого зависит совершенствование развития педагога и педагогического коллектива обра-зовательного учреждения. Другими словами, в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения.
Оценка эффективности деятельности педагога достигается через диагностику це-левого, содержательно-организационного и результативного компонентов образова-тельного процесса как деятельностной системы. Основное условие функционирова-ния и развития-совместная деятельность управлений образования, руководителя, за-вуча, педагога и детей.
Технология диагностирования включает ряд этапов:
— подготовительно-организационный — подготовка анкет, вопросников, схем, опи-сания тех или иных параметров, таблиц показателей; определение и обсуждение ме-ханизма проведения диагностики;
— самооценка педагога — каждый педагог определяет свой уровень в соответствии с подобранными критериями;
— оценка со стороны администрации, коллег, родителей и детей;
— обработка данных и их анализ; подготовка рекомендаций;
— выстраивание диаграммы по результатам диагностики для определения вопросов в образовательном учреждении, над которыми необходимо работать углубленно и ко-торые должны быть учтены при определении целей и задач;
— обсуждение на педагогическом консилиуме полученных данных.
2.6. Технология диалогических форм взаимодействия.
К диалогическим формам взаимодействия
-
ориентироваться на принятие альтернативных решений;
-
расширять горизонты видения и понимания за счет включения дополнитель-ных ресурсов, не принимаемых во внимание раннее.
В результате формируется коллектив единомышленников, который желает рабо-тать по-новому.
В условиях полилога, диалога, разноплановых уровней сознания рождается новая стратегия развития школы, выраженная в программе развития.
Цель — новое качество образования, достижение уровня, обеспечивающего удов-летворение запросов личности, общества и государства. принцип уважения и дове-рия к человеку.
принципами управления
— принцип новых задач;
— принцип программно-организованного образования;
— принцип уважения и доверия к человеку;
— принцип непрерывного развития (постоянного обновления);
— принцип горизонтальных связей: участие в управлении учителей и делегирова-ние полномочий;
— принцип первого руководителя;
— принцип постоянного повышения квалификации;
— принцип ключевых дел и событий;
— принцип поддержки инициатив;
— принцип содержательного партнерства;
— принцип содержательных коалиций;
— принцип наращивания инновационного опыта.
Внедрение принципов в управление школой позволяет создать новую развиваю-щую среду.
Повышение квалификации педагогического коллектива пропорционально успе-шному достижению целевой линии развития школы, в основе которой лежит стра-тегия успеха.
Стратегия успеха
2.7. Т ехнология проектных команд.
Технология проектных команд
2.8. Информатизация школы предполагает:
— компьютеризацию школы;
— выход в Интернет;
— подключение к информационным сетям, внутренняя локальная сеть;
— использование мультимедиа по предметам школьного учебного плана;
— повышение квалификации кадров;
-расширение использования компьютерных технологий в образовательном про-цессе;
— расширение использования компъютерных технологий в получении и обработке управленческой информации.
2.9. Т ехнология творческих коалиций
Технология
2.10. Технология исследовательской деятельности
2.11. Технология высокого уровня делового общения.
Особое внимание на современном этапе инновационной деятельности школы не-обходимо уделять диагностике конфликтов, возникающих в процессе инновацион-ной деятельности, выделение противоборств, вызванных объективными причинами и тех, в основе которых лежат субъективные факторы. Наиболее эффективным сред-ством профилактики деловых конструктивных конфликтов может стать использова-
ние эффективных средств и технологий управления инновационной деятельностью в школе.
Формирование норм, регулирующих поведение сотрудников, осуществляется в процессе их взаимодействия друг с другом и с руководителями. Целенаправленное изменение норм поведения сотрудников легче осуществляется посредством воздей-ствия на их формальные основы. Например, путем внедрения нового стиля общения, изменения критериев оценки поведения педагогов и т.п. Успех в этом процессе бу-дет зависеть от степени последовательности, с которой руководитель будет придер-живаться новых норм.
Высокий уровень делового общения положительно влияет нa совместимость чле-нов педагогического коллектива, обеспечивая хорошее понимание друг друга, созда-вая благоприятный морально-психологический климат.
Кроме того, развитию сплоченности педагогического коллектива будет способс-твовать использование руководителем средств профилактики и разрешения возни-кающих в инновационной деятельности конфликтов. Управление конфликтами пре-дполагает деятельность руководителя, направленную на их предотвращение, разре-шение или ослабление. Она включает в себя анализ симптоматики, диагностику, прогнозирование и контроль за развитием ситуации.
Так, для предупреждения конфликтов, вызванных сопротивлением инновациям, рекомендуется создавать систему информирования сотрудников обо всех намечаю-щихся изменениях, использовать систему повышения квалификации педагогов и администрации школы, проводить методические совещания по изучению опыта пе-дагогов-новаторов и достижений педагогики, привлекать всех подчиненных к обсу-ждению и планированию работы школы, внедрению новшеств, формировать поло-жительную мотивацию к внедрению нововведений у членов школьного коллектива.
Кроме того, положительную роль в деле профилактики конфликтов сопротивления инновациям играет формирование в образовательном учреждении особой организа-ционной культуры, направленной на стимулирование инновационной деятельности.
Определяющее влияние на организационную культуру оказывают действия руково-дителей.
2.12 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования совре-менного ученика.
Являются неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализу-ются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: уча-стие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, цен-трах детского творчества и др.
2.13. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса обще-образовательного учреждения.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя прие-мы, так и новые. Это — самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обуче-ния — система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные ком-бинации этих приемов.
2.14. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущи-ми специалистами в этой области.
РАЗДЕЛ ІІІ. Акмеология в управлении общеобразовательным учреждением.
Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания обучающихся, управлению школой позволяет перевести школу из режи-ма функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество об-разования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творчес-кое переосмысление действительности становится ведущей.
Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управлен-ческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожи-дает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, само-стоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самосто-ятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профес-сионального успеха.
Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества обра-зовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. Ключевая идея развития современной общеобразовательной школы – качество образования. “Качество школьного образования можно определить как совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.”
Концептуальные основы акмеологической школы: научно-методический аспект
Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологи-ческой школы. Акмеологическая школа – это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов об-разования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для разви-тия личности и социума.
В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитыва-ются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные це-нности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.
Концептуальные основы акмеологической школы могут быть реализованы, преж-де всего, в Программе развития образовательного учреждения, в годовом плане на-учно-методической работы школы.
Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они вклю-чают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеоло-гическую основу.
Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся лич-ностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профес-сионального становления.
Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:
— цель и задачи технологии;
— методологическая основа;
— принципы разработки;
— условия технологического процесса;
— анализ конкретной ситуации;
— характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
— этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
— способы прогнозирования результатов;
— внедрение.
Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в са-мосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуа-лизирвать личностное и профессиональное Я .
К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:
— игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования);
— технологии психоконсультирования;
— тренинговые технологии;
— технологии развивающего обучения;
— технология личностно-ориентированного обучения;
— метод проектов.
Педагогическое проектирование в контексте акмеологического подхода и проблема повышения качества образования. Управление проектировочными умениями учителей.
Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформиро-
ванных проектировочных умений. “В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями”.
Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять це-ли и задачи своей деятельности, планировать методическую работу (с учетом харак-тера научно-методической деятельности школы, потребностей субъектов образова-ния и реальных возможностей образовательного учреждения), умение формулиро-вать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе да-нных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы учите-лю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.
Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя является целеполагание. Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реали-зовать этот потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их можно в определенной мере условно разделить на три категории. Первые – это те, кто скло-нен пассивно ждать, что значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность данной группе составляют те, кто предпочитает личнос-тно значимые цели самостоятельно находить и свободно выбирать. Между этими группами существует большая промежуточная группа, обладающая качествами и первой, и второй, но преимущественно выбирающая цели из заданного извне стан-дартного перечня.
Способность к творчеству – вторая одна составляющая профессиональной куль-туры учителя акмеологической школы.
Аналитические и рефлексивные умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и личнос-тно значимые для методического самосовершенствования темы-третья составляю-щая. От эффективности методической работы (включая психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) непосредственно зависит резуль-тативность педагогического труда, то есть качество образования.
Важный фактор-система работы школьного методического объединения и его ру-ководителя по созданию условий для повышения качества образования. Сформиро-
ванные у учителя проектировочные умения являются необходимыми условиями для эффективного развития их и у учащихся, причем не только на старшей ступени, но и у учащихся основной и частично начальной школы.
Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте
Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формиру-ются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рас-смотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образова-ния. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зави-сит успешность в профессиональной и личной сферах жизни. “Физическое и психи-ческое развитие ребенка должны быть признаны приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от приро-ды задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает пол-ноценное развитие в благоприятных условиях”.
Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в шко-ле к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здо-ровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7 – 9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни.
В настоящее время в понятие “здоровье” включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:
— здоровье физическое;
— здоровье психическое;
— здоровье социальное;
— здоровье нравственное.
Достигнутым человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоя-нии здоровья считается в том случае, когда его поведение как личности оказывается отмечено наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общест-венное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в мак-симально возможном для него и получающем материальное или духовное воплоще-ние в конкретном результате его творчества.
Качественное школьное образование предполагает совокупность таких свойств объекта, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитан-ности, выраженности социальных, психических и физических свойств. Качествен-
ное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы. Особого внимания заслуживает деятельность учителя как одного из непосредственных участ-ников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал обра-зовательного учреждения.
У учителя есть возможность организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне при условии постоянного самоанализа, повышение квалифика-ции (через самообразование, курсы повышения квалификации, Интернет, посещение уроков, дистанционные формы обучения и т.д.), а также при условии психологи-ческого благополучия.
При акмеологически подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка.
Управленческая деятельность по своему содержанию является одной из самых сложных из множества видов профессиональной деятельности. От субъекта управ-ленческой деятельности она требует наличия разнообразных сложных способностей, высокого уровня специальных качеств и умений, интегрированных в сложные сис-темные структуры. Управленческие кадры, нацеленные на личностно-профессио-нальное развитие, достижение высокого уровня профессионализма, обычно осущес-твляют свои планы в процессе профессиональной карьеры. Она же имеет различные траектории, в том числе и те, которые могут негативно сказаться на выбранных про-фессиональных стандартах и нормативно-нравственной системе регуляции поведе-ния и отношений.
В управленческой акмеологии профессионализм субъектов управленческого тру-да раскрывается с различных позиций:
1) формирования продуктивной Я-концепции управленца-профессионала;
2) реализации его творческого потенциала, особенно при принятии управленческих решений;
3) формирования психологической готовности к высокоэффективной управленчес-кой деятельности, в том числе и при экстремальных кризисных ситуациях;
4) развития акмеологической компетентности при формировании управленческой команды и ведения кадровой работы;
5) мотивации профессиональных достижений в управленческой деятельности;
6) формирования системы стилеобразующих характеристик управления, резервов функциональных возможностей при управлении в экстремальных ситуациях.
Особое внимание должно уделяться развитию личностно-деловых и профессио-нально важных качеств управленца, прежде всего силы личности, самоэффектив-ности и ответственности. В то же время развитие управленческой акмеологии соп-ряжено с немалыми сложностями. Одной из самых значимых из них является отсут-ствие единства мнений у акмеологов относительно персонифицированных эталонов профессионализма в сфере управленческой деятельности. Действительно, кто из известных управленцев, добившихся выдающихся результатов в этой сфере деятель-ности, мог бы стать образцом, ориентиром для профессиональных достижений? Можно привести немало масштабных свершений, осуществленных благодаря искус-ству управленца. Однако нередко за ними стоят множество негативных моментов, особенно касающихся морально-психологической цены управленческих решений.
РАЗДЕЛ ІV. Определение инновационного потенциала общеобразовательного учреждения
Инновационный потенциал образовательного учреждения – это ресурсы, необхо-димые и достаточные для внедрения в педагогическую систему нововведений, обеспечивающих повышение качества образования.
Качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива.
Именно инновационная деятельность образовательных учреждений рассматривается обществом и государством в качестве основы для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательного учреждения.
Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.
Сюда также включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способ-ности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагоги-ческие коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности.
Основной целью методической работы должно быть развитие творческого потен-циала педагога, совершенствование его профессионально-педагогической культуры.
Педагог должен быть в постоянном развитии: пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность. Педагогическая деятельность определяется не только наличием профессиональных знаний, развитых способностей к общению, эмпатии и рефлексии. Для педагога очень важно обладать потребностью и способнос-тями к саморазвитию, самовоспитанию. Верно гласит древняя мудрость: «Кто не движется вперед, тот отстаёт».
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной и научно-практической деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном образовательном уровне, а это в свою очередь влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Инновационный потенциал образовательного учреждения
1. Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресу-емых образовательному учреждению, социального заказа:
— направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся;
— интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
— решение важных педагогических задач:
создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовы-вать собственную учебную деятельность;
развивать коммуникативные умения и навыки;
информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута.
2.Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения:
— изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования;
— форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования;
— портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
— активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адек-ватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное со-трудничество со школой).
3.Ресурсные возможности образовательного учреждения:
— систематическая работа по повышению квалификации учителей;
— опыт создания электронного портфолио;
— сетевое компьютерное оснащение кабинетов (компьютерные классы, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть);
— методическое обеспечение курса:
рабочая папка;
официальные бланки портфолио (приложение к свидетельству 9 класса);
рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио));
диагностические материалы;
таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»;
памятки и инструкции для учащихся;
методические рекомендации по ведению портфолио;
примерные варианты занятий с учащимися.
4.Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами обра-зовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационно-му циклу развития:
— перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных до-стижений конкретного ученика;
— построение образовательного рейтинга выпускников 9-ых классов;
— оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов.
5. Оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновацион-ного потенциала коллектива, потенциальных точек роста:
— поиск способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентиро-ванного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание (применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформиро-ванности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, макси-мально приближенную к реальной жизни);
— накопление методических находок, разработка педагогических технологий.
6.Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образователь-ного учреждения, возможного сопротивления изменениям:
— внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познава-тельных умений;
— проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем тради-ционная система оценки;
— реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогрес-са:
перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;
в учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопро-сах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной уче-бной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собра-нный материал и опыт;
неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего направления обучения.
Пакет диагностических материалов
1. Информационная готовность педагогического коллектива
Инструкция: Из каких источников вы получаете информацию об инновациях:
-
на совещаниях и семинарах;
-
из средств массовой информации;
-
из книг по вопросам инноватики;
-
на совещаниях в учреждении;
-
из общения с коллегами в учреждении;
-
из общения с коллегами других учреждений дополнительного образования.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт :Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество педа-гогов, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – коли-чество членов педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели:
-
критический уровень – К < 0,45;
-
низкий уровень – 0,45< К< 0,65;
-
допустимый уровень – 0,65< К< 0,85;
-
оптимальный уровень – К > 0,85.
2. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств
Инструкция: Что вас побуждает в педагогической деятельности использовать инно-вации?
-
Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
-
Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
-
Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
-
Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
-
Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
-
Потребность в лидерстве.
-
Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
-
Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
-
Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
-
Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
-
Потребность в риске, преодолении рутины.
-
Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и тд.
-
Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Примечание. Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возмож-ностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
3. Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инно-ваций
Инструкция: Уточните причину, препятствующую освоению инноваций в своей пе-дагогической деятельности:
-
Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
-
Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
-
Большая учебная нагрузка.
-
Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
-
Отсутствие материальных стимулов.
-
Чувство страха перед отрицательными результатами.
-
Отсутствие помощи.
-
Разногласия, конфликты в коллективе.
4. Самооценка уровня компьютерной грамотности педагогов
Оцените, пожалуйста, свой уровень мастерства в указанной области:
Не владею / Средний / Хороший
Периферийное оборудование: Сканер, принтер, проектор, web-камера, Internet, электронная почта, поиск информации
Программное обеспечение: MSWord(текст), MSExcel (таблицы), MSPowerPoint, MSPictureManager
РАЗДЕЛ V. Анализ полученных результатов
Администрация Горловской общеобразовательной школы
Для правильной организации работы школы большую роль играют процессы диагностики, различные виды мониторинга, целеполагания, анализа и самоанализа, структура управления, выработка локальных управленческих решений.
В соединении с личностно-ориентированной парадигмой в педагогическом менед-жменте усиливается личностная составляющая, повышается роль таких активных форм целеполагания и планирования деятельности, как мозговые штурмы, дискуссии, дебаты, круглые столы. Обеспечивается участие каждого педагога в управлении школой, поэтому в Годовом плане школы есть раздел « Организация непрерывного образования педагогических кадров. Методическая и инновационная работа», который включает такие главы, как
1. Обеспечение управления научно-методической работой школы.
2. Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений образовательной, воспитатель-ной и инновационной работы школы.
3. Информационное обеспечение образовательного процесса
4. Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам
5. Обеспечение условий для изучения, обобщения и расширения передового педаго-гического опыта.
6. Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы через в
Сентябрь
— Об организации методической и инновационной работы в 20.. -20.. учебном году.
— Об организации непрерывного образования педагогических кадров в межкурсовой период.
— Об организации работы молодых специалистов и малоопытных учителей.
— О проведении предметных недель кафедр школы.
В настоящее время управление инновационной деятельностью осуществляется методическим советом школы, который работает над темой «Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения»
Намечены основные цели методической работы на 2017/2018 учебный год:
— оказание помощи учителям в освоении и реализации инновационных обра-зовательных технологий в рамках требований ФГОС.
— повышение профессиональной компетенции и уровня квалификации педагогов.
— обеспечение единства и преемственности между ступенями при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения новых стандартов.
— организация научно-исследовательской работы учителей и обучающихся, подготовка обучающихся к предметным олимпиадам и конкурсам.
Для продуктивной инновационной деятельности необходима продуманная работа с педагогическими кадрами. В школе организованы Разноуровневые группы педагогов:
-
Школа становления профессиональной компетентности учителя Цель: оказать помощь учителю в успешном решении профессиональных проблем
-
Школа развитие профессиональной компетентности учителя Цель: вооружить учителя знанием современной теории обучения, практическими приёмами инновационной деятельности, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков.
-
Школа развития исследовательской компетентности учителя . Цель : формировать, развивать и воспитывать культуру интеллектуального труда, способствуя внедрению исследовательских методов обучения.
ПДС: «Педагогическое мастерство как фактор повышения профессиональной компетентности учителя»,
Важным является и и
Основные инновации в системе методической подготовки
В организации методического процесса:
-
свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов;
-
интерактивные формы методического обучения;
-
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятель-ности;
-
управленческое консультирование.
В содержании методического образования педагогов:
-
научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь пе-дагогам;
Во взаимодействии педагога и администрации школы:
-
совместные тренинги;
-
делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам;
-
гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.
Инновационные формы методического обеспечения УВП:
-
Калейдоскоп урока
-
Мастер-класс
-
Научно-практическая конференция
-
Педагогические чтения
-
Творческие лаборатории
-
Методические декады
-
Педагогические дебаты
инновационный банк идей
Уровень
организационной
структуры
Тема инновационной
деятельности
Инновационный
продукт
Руководитель
Уровень
администрации
Уровень
предметных кафедр
Уровень учителей и классных руководителей
«Информационную карту о внедрении педагогической инновации».
Название инновации ________________
Цель ____________________________
Ожидаемые результаты _____________
Текущий этап развития _____________
Руководитель _____________________
Этапы инновационной деятельности
Конспекты уроков
Результаты деятельности учащихся
2.5.
Мониторинг промежуточных результатов удовлетворенности участников образовательного процесса
Корректировка планов, анкеты для учителей и учащихся
3.Рефлексивно-аналитический этап:
3.1.
Выработка критериев
Критерии результативности нововведения
3.2.
Подготовка методических рекомендации по использованию и распространению опыта работы
Сборник методических рекомендаций учителям предметникам
3.3.
Публичное представление результатов деятельности на заседании кафедры.
Сборник тезисов выступлений учителей
3.4.
Отслеживания результатов работы
Аналитический отчет
3.5.
Подготовка материалов по итогам работы к публикации в научно-методических изданиях
Публикации собственного опыта
Отслеживание результативности.
Рефлексия является необходимым компонентом в структуре инновационной деяте-льности как познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятель-ности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны).
Итоги своей работы подводятся в виде
-
Пресс-конференции по итогам экспериментальной деятельности
-
Защиты проекта «Моя педагогическая философия»
-
Презентации индивидуальных и групповых программ обучения и воспитания
-
Фестиваль педагогических идей
-
Научно-практическая конференция
-
«Портфель достижений учителя»
-
«Дневник классного руководителя»
Совершенствуется управляющая структура. Активно внедряются и реализуются эффективные образовательные технологии. Осуществляется помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории. Школа продуктивно взаимо- действует с сообществом микрорайона и города, востребована педагогическим сообществом республики.
ВЫВОД
Таким образом, в условиях развития национальной системы общего среднего образования важное значение приобретает инновационная деятельность, которая характеризуется системным экспериментированием, апробацией и применением инноваций в образовательном пространстве. К перспективным инновационным технологиям в управлении учебными заведениями отнесены такие, которые качес-твенно меняют систему отношений между участниками учебно-воспитательного и управленческого процессов, систему информирования между ними, систему формирования в них глобального способа мышления. В связи с этим в современной системе образования актуальной проблемой остается качественная подготовка управленческих кадров и преподавательского состава к внедрению инновационных технологий.
Реформирование системы общего образования в направлении достижения новой цели, внедрения инноваций в управление современным образовательным учреждением позволит постепенно преодолеть пассивность современных общеобразовательных школ, активизировать инновационную, творческую деятельность педагогических коллективов, раскрепостить творческий потенциал учащихся, создать условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности, формирования у учащихся творческого, критического стиля мышления, ключевых гражданских компетенций.
РАЗДЕЛ VII. Библиография
1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектиро-вать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007
2. Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.: КАРО. 2006
3. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фак-тор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (23) – 2010. – с.148-150.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». – 2003.
5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагоги-ческая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
6. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008.
8.
9. Бабанский Ю.К . Проблемы повышения эффективности педагогических иссле-дований: Дидактический аспект. — М., 1982.
10. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Ша-мовой — М., 1991.
11. Карташов П. И . Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Ор-ганизационно-управленческий аспект. — М., 1984.
12. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992.
13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.
14. Инновационные процессы в образовании. Под ред. В.И.Загвязинского. -Тюмень, 1990,- 125 с.
15. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992.-64с.
16. Шамова Т.И. Планирование работы в школе: Методические рекомендации. Науч. Ред. С.И.Архангельский. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983. — 75 с.
17. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. -М.: 1993. С. 7-17.
18. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Шарай Н.А. Подготовка, принятие и исполнение комплексно-целевой программы работы школы на год. М.: Новая школа, 1993.-С. 11-12.
19. Шамова Т.Н., Чекмарева Т.К. Осуществление внутришкольного контроля в условиях реализации школьной реформы. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. — 75 с.