Информационные потоки в логистике

  • обобщение изученной информации.

Данная работа направлена на исследование перспектив развития информационной логистики.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Информационное обеспечение логистической системы

В логистической системе весь ход подготовки и принятия решений в значительной мере является процессом переработки информационного потока.

Различают три варианта взаимодействия материальных и информационных потоков:

  • информация опережает материальный поток;
  • информация сопровождает материальный поток;
  • информация отстает от материального потока.

Опережающий информационный поток имеет своей целью устранение узких мест в производственном процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Сопровождение, когда одновременно с материальным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах материального потока, позволяет быстро и правильно идентифицировать товарно – материальные ценности и направить их по назначению. Прохождение материального потока с отставанием от материального обычно допускается только для оценки последнего. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения, информация о взаимных расчетах и т.п.

Цель информационного обеспечения в логистике – получение возможности управления, контроля и комплексного планирования движения материалов и изделий.

Информационный процесс определяет информационную технологию со следующими основными типовыми функциями:

  • транспортировка потоков информации внутри информационной системы;
  • накопление информации и хранение данных в информационном массиве;
  • накопление информации и хранение данных в информационном массиве;
  • фильтрация потока, то есть избирательная переработка одних и отторжение других информационных данных и документов;
  • объединение и разделение информационных потоков в структуре информационной системы;
  • копирование, тиражирование, обработка и систематизация данных, поиск и выдача информации, создание информационных моделей;
  • преобразование информации, связанное с осуществлением логистических операций.

В центре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Именно информация держит систему материального потока «открытой» для приспособления к новым условиям. Чтобы логистическая система была гибкой и ориентированной на потребителя, необходимо параллельное функционирование материальной и информационной системы.

52 стр., 25603 слов

Оптимизация материальных потоков

... законодательные и нормативные акты. 1. Оптимизация материальных потоков Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая, в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) ...

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

  • направление движения потока;
  • скорость передачи и приема;
  • интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

  • изменяя направления потока;
  • ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
  • ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком – либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная система – бит.

При использовании электронно – вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт – это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Применяются также производные единицы количества информации: килобайт и мегабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

  • количеством обрабатываемых и передаваемых документов;
  • суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, а также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

1.2 Цель и роли информационных потоков в логистической системе

Важность информационной логистической системы, прежде всего, заключается в том, что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом.

Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня «лестницы целей» организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация).

Соответственно информационную пирамиду организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды.

Рисунок 1 – Информационная пирамида организации

Самый низкий уровень пирамиды относится к отдельным сделкам и запросам. Примеры этих действий: запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта. Скорость информационного потока очень важна. Действующий персонал – непосредственные исполнители (клерки).

Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления всей фирмой, основную часть менеджеров.

Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой для тактического управления.

Стратегическое управление это высший уровень управления, и осуществляется оно высшим руководством организации, а тактические планы и решения по ним принимают руководители среднего звена. Так как тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя и развивая их основные направления на более короткий период времени, естественно, и информация, необходимая для принятия решения по их выполнению, отличается от информации первого и второго уровней пирамиды.

1.3 Управление информационной системой с обратной связью

Понятие информационных систем с обратной связью является основой создания базовой структуры, интегрирующей различные стороны процесса управления логистической системы.

Информационная система с обратной связью существует там, где окружающая среда способствует принятию решения, которое оказывает влияние на эту среду, а значит и на дальнейшие решения.

Приведем несколько примеров:

  • датчики получают информацию об обрыве нити на ткацком станке и станок останавливается;
  • принятие решений относительно числа обслуживаемых потребителей зависит от числа заказов и объема складских запасов;
  • стремление конкурирующих фирм выпускать новые товары увеличивает затраты на исследования и технические усовершенствования, что приводит к соответствующим изменениям в технологии производства.

Все эти примеры относятся к управлению системами с обратной информационной связью.

Информационные системы с обратной связью имеют три характеристики: структуру, запаздывание и усиление системы.

Структура системы характеризует взаимосвязь отдельных частей. Запаздывание всегда существует при получении информации, при принятии решений, основанных на этой информации и в процессе выполнения этих решений. Усиление обычно происходят во всей информационной системе, особенно при действующем порядке принятия решений в логистической системе.

Они проявляются в тех случаях, когда действие оказывается более сильным, чем это можно предполагать, исходя из ввода информации, определяющей регулирующие решения. В информационной системе с обратно связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых хозяйственными руководителями.