Курсовая — Кредитная система и её структура, на примере Японии

Содержание скрыть

Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения — банки, и небанковские учреждения. Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время роль кредитных отношений имеет огромное значение для экономики каждой страны. Непосредственно сам кредит выполняет такие важные функции как:

  • перераспределительную;
  • экономии издержек обращения;
  • кредитного регулирования экономики;

В то же время, изучая кредитную систему, мы сможем понять ее сильные и слабые стороны, чтобы перенять какие-либо способы и методы ее успешного развития, а так же избежать ошибки которые были совершенны.

Цель работы – показать на примере Японии, одной из самых развитых стран мира, развитие кредитной и банковской систем, объяснить динамику развития кредитной системы.

Задачи работы: выявить пути и способы развития кредитной системы и роль кредитных отношений в экономике страны, выявить отрицательные и положительные стороны этапов развития кредитной системы.

В первой главе рассматривается теоретическая база работы, где указана структура а так же типы кредитных систем, банковская сфера и парабанковская система.

Во второй главе подробно описывается кредитная система Японии,

схема банковской системы, включающая в себя Центральный Банк Японии и сеть коммерческих банков, а так же небанковский сектор.

В третий главе выявляются перспективы развития кредитной системы в целом.

При подготовке данной курсовой работы широко использовался Интернет, в частности экономические новостные сайты и журналы. Также имело место использование учебной литературы о кредитных и банковских системах мира и самой Японии.

Над подобными проблемами непосредственно работают лучшие учёные страны, создан специальный институт, собравший как и уже заслуженных лауреатов различных международных наград, так и молодыx учёныx, недавно вышедшиx из университетов Токио и Хокайдо, так же привлечены иностранные умы, что приносит свои плоды. Даже в России финансовую систему Японии изучают, так на пример Байков А.И из Российского университета дружбы народов описывал систему страны в журнале, выпускаемом университетом .

4 стр., 1747 слов

Денежная система Японии

... доминирование безналичного денежного оборота, эмиссия банкнот Банком Японии позволяет в определенной мере воздействовать на динамику денежного обращения в стране. Для этого используются меры кредитного регулирования. ... в управлении банком не участвуют. Особенностью денежной системы Японии является доминирование безналичных денег в общей структуре денежной массы. Если в период Второй мировой ...

Глава I. Теоретические основы функционирования кредитной системы страны

1.1. Теоретические основы по вопросам функционирования кредитной системы государства

Различают два понятия кредитной системы

1. В широком смысле — совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, форм кредита и кредитных учреждений.

2. В узком смысле — совокупность или система специализированных финансово-кредитных институтов. Первое понятие, как правило, связано с движением ссудного капитала и включает разные формы кредита. Второе означает, что кредитная система как совокупность кредитно-финансовых учреждений аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения и предоставляет их в ссуду предприятиям, правительству и населению. 1

Кредитная система регулирует денежное обращение в стране, предоставляет различные услуги юридическим и физическим лицам, при которых возникают экономические отношения, которые можно отнести также к кредитным.

Кредитные отношения носят двусторонний характер и в одинаковой степени необходимы как для хозяйствующего субъекта, так и учреждений кредитной системы.2 Хранение денег в кредитных учреждениях означает создание кредитных ресурсов, а их размещение для нужд экономики и населения – предоставление кредита. Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:

I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

II. Банковский сектор:

¦ коммерческие банки, .

¦ сберегательные банки,

¦ инвестиционные банки,

¦ ипотечные банки,

¦ специализированные торговые банки, банкирские дома.

III. Страховой сектор;

¦ страховые компании,

¦ пенсионные фонды.

IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

¦ инвестиционные компании,

¦ финансовые компании,

¦ благотворительные фонды,

¦ трастовые отделы коммерческих банков,

¦ ссудо-сберегательные ассоциации,

¦ кредитные союзы.

Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран — в основном для США, государств Западной Европы, Японии. Ее обычно называют четырехъярусной или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом, который идет под общим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).

3

Кредитные системы делятся на 2 типа:

  • сегментированные или кредитные системы англосаксонского типа (США, Великобритания) (существуют в случае установления государством законодательных ограничений на проведение отдельными институтами кредитной системы определенного круга операций);

— универсальные или кредитные системы континентального типа (Франция, Германия, другие страны Европы, характеризуются отсутствием законодательных ограничений на проведение кредитными учреждениями каких-либо операций и наличием развитой системы государственного контроля за деятельностью кредитных институтов).4

12 стр., 5781 слов

Операции банков с драгоценными металлами

... в нынешний момент исследования данной работы. Целью курсовой работы является изучение операций банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: Изучить теоретические основы банковских операций на рынке драгметаллов и ...

Основным признаком отнесения кредитной системы к тому или иному типу является запрет или наоборот разрешение коммерческим банкам проводить операции с корпоративными акциями за свой счет, так эти операции обладают повышенным риском по сравнению со ссудными операциями. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций. В странах с англосаксонской моделью коммерческие банки направляют на финансирование промышленных корпораций только около 40% кредитных ресурсов (в Японии 80-90%)5 и удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредитовании. Впервые сегментированная кредитная система была создана в США в 1933 г. в целях укрепления и возврата доверия к банковской системе.

В континентальной модели кредитной системы банки владеют существенной частью капиталов промышленных корпораций, для предприятий банковские ресурсы являются основным источником внешнего финансирования. На фондовом рынке господствуют банки и, почти, отсутствует независимый от них инвестиционный бизнес. Так в Германии и Японии на операции по привлечению внешнего финансирования посредством ценных бумаг приходится около 20%, тогда как в США около 40%.6

Следствием этого является разница в институциональном построении кредитной системы.

В США коммерческие банки существуют в условиях жесткой конкуренции со стороны инвестиционных и пенсионных фондов, инвестиционных банков и т. д., т.е. значительное развитие получил сектор специализированных кредитных учреждений.

В кредитной системе стран Западной Европы наоборот получили развитие банковский меньшей степени — специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов.

В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих и сберегательных банках.

Во Франции характерно разделение банковского звена на депозитные (коммерческие) банки, деловые банки, выполняющие функции инвестиционных, и сберегательные банки.

В современной кредитной системе Японии наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе СКФИ широкое распространение получили лишь страховые и инвестиционные компании.

В современных условиях следует отметить, что сегментированная кредитная система является менее предпочтительной, чем универсальная. В условиях ограничений банки теряют свою конкурентоспособность как по сравнению с другими финансовыми институтами, так и по отношению к зарубежным банкам. В условиях ограничений банковский бизнес не становиться более устойчивым, но при этом банки оттесняются с позиций главных финансовых институтов.

Кредитные системы развивающихся стран , как правило, развиты слабо и ориентированы на кредитные системы бывших стран метрополий (Англия, Франция, Португалия).

В большинстве стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы ряда стран Азии (Южная Корея, Индонезия, Индия, Пакистан, Сингапур, Таиланд) и стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу), где существуют трехъярусные кредитные системы.7

13 стр., 6297 слов

Кассовое обслуживание коммерческих банков Банком России

... кассового обслуживания кредитных организаций расчетно-кассовыми центрами устанавливается Положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» №56 и инструкцией «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» № 31. Кассовое ...

1.2. Предназначение, функции и операции центральных банков.

Центральные банки

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.9

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания).

Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.10

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в развитых странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

  • ЦБ выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

— ЦБ независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран — США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии — предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.11

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

23 стр., 11413 слов

Деятельность центральных банков развитых стран

... Объект работы - денежно-кредитная сфера экономики. Предмет - деятельность центральных банков, их воздействие на финансовые рынки. Целью данной работы было исследование особенностей функционирования центральных банков развитых стран, а также Банка России, изучение способов и ...

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

Независимость центральных банков от исполнительной власти.

Политическая независимость — это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы; экономическая независимость — самостоятельность центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента.12 Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятии решений банком, ущемляет автономию последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как наличие формальных организационных связей между центральным банком и правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из проведенных исследований степени независимости центральных банков с использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким уровнем инфляции.

Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

— независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;

— личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;

— юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.

12 стр., 5989 слов

Роль Центрального банка в банковской системе

... центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов. II. Задачи и функции центральных банков Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. ... и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения. Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и ...

Важным фактором, определяющим возможности центробанка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти которые повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им главной цели — обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в различных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в законе о Бундесбанке (1957 г.)13 . При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний. Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка — его коллективного руководящего органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики правительства.

1.3 Функции, операции и специфика деятельности небанковских кредитно-финансовых институтов (парабанковская система).

Парабанковская система, Инвестиционные компании, Глава II. Кредитная система страны

2.1. Этапы становления кредитной системы

Возникновение первых банков в Японии относится к XVII в., что было обусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 году в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров, гарантировавшая обеспеченность банкнот.

К середине XIX в. возросшая открытость Японии и иностранному влиянию и структурная перестройка экономики страны в эпоху Мэйдзи (1868-1912) подготовили бурное развитие банковской системы, которое шло при активном воздействии государства. В этот период были организованы крупнейшие банковские институты, специализирующиеся на определенных видах займов. В 1880 году был создан Иокогамский банк золота и серебра. В 1882 году начал функционировать Банк Японии. Для финансирования строительства новых промышленных предприятий в 1990 г. был организован Промышленный банк, а для финансирования сельского хозяйства — Банк долгосрочного кредита и Сельскохозяйственный кооперативный банк. Одновременно шло формирование сети коммерческих банков. Был принят закон о банках. 16

6 стр., 2877 слов

Финансовая система Великобритании

... ценных бумаг на рынке; 3)заграничные банки: британские банки за границей; заграничные банки в Великобритании: банки Японии, США, Швейцарии и других стран. В финансовой системе Великобритании действует также специфическая группа финансовых институтов - учетные дома. Они ...

Особенность развития банковской системы Японии в XIX в. состояла в том, что оно шло не как основа для развития индустриализации страны (как было, например, в Великобритании), а как дополнение к ней.

После окончания Второй мировой войны в стране был взят курс на создание немногочисленных банков, действующих по всей стране, а также на образование местных банков по принципу: «одна префектура — один банк». Эти два вида банков должны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов. Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности средних и мелких предприятий были созданы кредитная кооперация и доверительные фонды. По мере оживления национальной экономики, а также для стимулирования экспорта стали создаваться частные финансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированные кредитные банки. В отличие от некоторых развитых стран, например Франции, в Японии в послевоенный период основные финансовые рычаги остались в руках частных банков. Однако степень государственного контроля за их деятельностью оставалась очень высокой.

Параллельно с частными банками была воссоздана разветвленная сеть правительственных институтов. Для кредитования внешней торговли в 1950 году был основан Экспортный банк, главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспорта продукции японского судостроения и машиностроения. Капитал банка принадлежит государству, а контроль за его деятельностью осуществляет министерство финансов.

В 1951 году был учрежден Японский банк развития с передачей ему средств и функций Банка финансирования восстановления и Эквивалентного фонда, действовавшего с 1949 года для зачисления выручки от реализации товаров, поступивших в порядке помощи от США.17 Деятельность банка сосредоточена на льготном (на сроки менее 1 года) кредитовании отраслей экономики, в выдаче кредитов которого не заинтересованы частные банки.

Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период — образование промышленно-финансовых групп. Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров.

В настоящее время в Японии крупнейшими промышленно-финансовыми группами, ядром которых выступают крупнейшие городские банки, являются «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Дайити», «Ниппон-стил» (Таблица 2.1)

Таблица 2.1, Промышленно-финансовые группы Японии

Банковская система Японии включает общенациональные частные банки, кредитные ассоциации, правительственные финансовые институты, а также филиалы иностранных банков.18

2.2. Центральный банк Японии

Во главе банковской системы Японии стоит Центральный банк — Банк Японии, 55% акций которого принадлежит государству. Частные акционеры в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка Япония, помимо денежной эмиссии (это его монопольное право), относится денежно-кредитное регулирование экономики, в том числе осуществление международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, кассовое обслуживание казначейства, а так же установление процентной ставки. 19

7 стр., 3259 слов

Инвестиционная политика Японии

... капитальных вложений японских предпринимателей. Целью инвестиционной политики Японии является не расширение производства, а модернизация оборудования на основе научных исследований. В основной капитал направляется примерно 19% ВВП. Промышленность. ...

Основной процентной ставкой в Японии является целевая процентная ставка по займам овернайт (Overnight call rate target) — это тот уровень процента, который хочет видеть Банк Японии в качестве среднего на рынке краткосрочных депозитов. Банк Японии влияет на уровень данной ставки с помощью операций с государственными ценными бумагами. В настоящее время уровень этой ставки довольно низкий (Рис 2.1).

Целевая процентная ставка овернайт Банка Японии (%)

Банк действует на базе закона 1942 года, который поставил его под жесткий правительственный контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 году был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики).

Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года).

Два члена, не имеющие права голоса, — представители министерства финансов и Управления экономического планирования.

Вопросы, находящиеся в ведении Политического комитета, определяются законом о Банке. Комитет вырабатывает принципиальный курс банковской деятельности и управления Банком Японии. Его прерогативой являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей, учитываемых Банком Японии, а также видов, условий и оценочной стоимости залогов кредитования. Он определяет и изменяет виды, условия и стоимость объектов при операциях на открытом рынке и время начала и окончания операций.

Политический комитет по согласованию с министерством финансов решает вопрос об изменении максимального процента на рынке на основании Временного закона о регулировании процентов, с разрешения министерства Финансов устанавливает коэффициенты резерва на основании Закона о системе резервных вкладов. Комитет принимает решения по бюджету Банка Японии, однако при этом необходимо разрешение министра финансов. По согласованию с ним же Банк Японии отчитывается перед парламентом.

Банк Японии возглавляется президентом банка и директоратом, в который входят вице-президенты банка, советники президента, инспектор по надзору за ведением дел и директор.

Банк Японии лицензирует банковскую деятельность, устанавливает минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение фирменного наименования банка, слияние банков, создание и ликвидацию филиалов. Для обеспечения банком устойчивой ликвидности важное значение имеет установление уровня коэффициентов, свидетельствующих о риске ликвидности. Такими коэффициентами являются норма собственного капитала, в соответствии с которой определяются доля собственности капитала банка во всем совокупном капитале; норма ликвидных активов, показывающая соотношение капитала и долговых обязательств на определенное время; норма недвижимости, используемая в коммерческих целях; ограничения на предоставление крупных кредитов. Банк Японии устанавливает для банков обязательства по предоставлению отчетных документов об их деятельности.

Инструменты денежно-кредитной политики Банка Японии претерпели значительную эволюцию. В течение нескольких послевоенных десятилетий такие классические инструменты, как установление учетной ставки процента, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, не играли ведущей роли, уступая прямому количественному лимитированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В середине 1970-х гг. положение в экономике Японии коренным образом изменилось, вслед за высокими темпами экономического роста пришел глубокий и продолжительный кризис. Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение кредитно-денежного регулирования экономики, что обусловлено, в частности, усилением позиций государства в кредитной системе.

4 стр., 1597 слов

Государственный долг в Японии

... облигаций с 0.805% поднимется на 2.2%. Напомним, что госдолг Японии начал увеличиваться в 90-х из-за нестабильной ... больше. Номинальный ВВП преимущественно стагнирует или сокращается. Активы системы за 20 лет не изменились, а соответственно при ... внезапно – иностранцы (+20.3 трлн), а остальные – население, корпорации, банки и фин.компании, гос.фонды в совокупности сократили вложения на 17.9 трлн. ...

Денежно-кредитное регулирование в стране осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кейданрэн»).20 Основные методы регулирования: установление нормы ссудного процента, административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему, система обязательных резервов, операции на открытом рынке и с иностранной валютой. Если до 1970-х гг. преобладали административные формы регулирования, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла. В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 года) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен. Тем не менее, в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.

Ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному классическому инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями государственных займов, перейдя к системе открытой подписки на них. Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.

Банк Японии называют «банком банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых учреждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 года).21 Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сдавать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности) они обращаются в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.

2.3. Особенности деятельности банков

В международной экспансии японских банков отмечаются несколько основных этапов. До начала 1980-х гг. их международная активность была крайне ограниченной, сосредоточивалась в основном на финансировании японского экспорта и валютных операциях, связанных с внешнеэкономическими связями страны. Международную деятельность в широких масштабах осуществлял только «Банк оф Токио». В 1970-1972 гг. произошел скачкообразный рост иностранных активов многих японских банков. Используя политику «кредитного демпинга», японские банки стремились оттеснить иностранных конкурентов и завоевать свое место на международном кредитном рынке.

К созданию разветвленной сети банковских учреждений за рубежом Япония приступила лишь в начале 1970-х гг. За относительно короткий период японские банки создали мощную базу для операций за рубежом и по размеру своей заграничной сети вышли на третье место в мире (после американских и английских).

Подавляющая часть японских банковских институтов в США находится в двух центрах: Нью-Йорке и Калифорнии. Их концентрация в Нью-Йорке отражает значение последнего как международного валютно-финансового центра.

Крупнейшим европейским плацдармом японских банков служат Великобритания и Германия. Японская банковская группировка в Лондоне — самая многочисленная после американской. Проникновение японского банковского капитала на австралийский континент, начавшееся в конце 1960-х гг., было столь динамичным, что за короткий срок японским банкам удалось занять не только равные, но и в ряде случаев предпочтительные позиции в борьбе с опытными конкурентами из Великобритании, Франции, США. В Юго-Восточной Азии японскими банками в наибольшей степени освоены Сингапур и Гонконг.

Одним из методов проникновения японских банков на иностранные денежные рынки стало создание многонациональных финансовых институтов. Характерная черта в организации многонациональных банковских группировок с участием японского капитала — сотрудничество, как правило, лишь с крупными банками, обладающими значительным опытом в международных банковских делах. Среди крупнейших японских и иностранных банков выделяются группировки «Мицубиси-Чейз Манхэттан банк», «Фудзи — Ситибанк», «Сумитово-Банк Америка».

Стабильность японских банков обеспечивается развитой системой надзора за их созданием и деятельностью. Надзор осуществляется Банком Японии и министерством финансов. Важное значение при осуществлении надзора за банковской деятельностью придается системе регулярных контрольных проверок банков. В целях зашиты интересов вкладчиков, поддержания стабильности кредитной системы и устойчивого состояния финансовых институтов министерство финансов и Банк Японии поочередно, раз в два года, проводят проверку банков.

Основные способы проверки — анализ состояния активов, осмотр филиалов банков и собеседование с управленческими кадрами. Все большее внимание обращается на контроль банка за рисками, на меры, принятые по увеличению собственного капитала, рентабельность, программу менеджмента, осуществление структурной перестройки и другие фактические параметры. Анализ банковских активов проводится для определения состояния, связанного с кредитованием и иными видами активов, что позволяет выяснить степень кредитного риска. Анализ осуществляется по направлениям кредитования, обязательствам клиентов по акцепту, выданным банком гарантиям, ценным бумагам, движимости и недвижимости.

Для поддержания стабильности банковской системы и предотвращения возможных банковских банкротств в 1971 году в Японии была создана Корпорация по гарантии банковских вкладов. Практически каждый японский банк ежемесячно платит в фонд Корпорации взносы в размере 1,012% от суммы его депозитов.22

С 1 апреля 1998 года в Японии проведена реформа банковской системы. Реформа отменила большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Фиксированный процент брокерских комиссионных оставлен теперь только в отношении сделок, не превышающих 50 млн. иен.

Власти действовали решительно (отсюда и название «большой взрыв»).

В первую очередь была ликвидирована система жесткого сегментирования и регулирования деятельности финансовых институтов. По сути дела, «астрофизики» позволили «всем делать все». Далее подверглась реформированию система страхования вкладов. Государство взвалило на плечи банков большую часть связанных с этим финансовых хлопот. Затем отладило схему плавной ликвидации неплатежеспособных банков: работающие активы таких учреждений были переведены под временное управление государства.

Правительство также пошло на пополнение собственного капитала ослабевших кредитных институтов. Для этого оно на возвратной основе привлекает бюджетные средства. Их обеспечением служат акции санируемых банков. Наконец, властями были организованы мероприятия по скупке неработающих кредитов, причем как у кредитных учреждений, так и у предприятий, имеющих перед ними задолженность. Безнадежную задолженность компаний предполагалось списать.

Комплекс этих «астрофизических» мероприятии дополнили институциональные реформы. Большую независимость от правительства и самостоятельность получил Банк Японии, ответственный за состояние денежной системы страны. Для общего руководства реформой была создана комиссия по реструктуризации финансовой системы. Органы банковского надзора выделились из министерства финансов в самостоятельное агентство финансового надзора. Правительство организовало две новых корпорации, занимающихся выкупом неработающих кредитов. Кроме того, в результате слияний и объединений целого ряда крупных банков были сформированы мощные финансовые холдинговые компании.

В последние годы в финансах Страны восходящего солнца следует отметить несколько тенденций. Прежде всего, идет устойчивое снижение всех видов процентных ставок. Очевидно, это связано с проводимой властями страны политикой нулевой ставки, которая имеет своей целью оживление экономики через вливание «дешевых» денег. Низкие ставки настолько зажимают банковскую маржу, что удельные доходы становятся минимальными. Это вынуждает кредитные учреждения искать замену традиционным источникам получения доходов.

Несмотря на низкие ставки, обязательства японских финансовых институтов в виде действующих депозитов несколько увеличились. Это демонстрирует наличие у клиентов свободных средств, которые в условиях депрессивной экономики не находят иного применения. Да и сами банки в последнее время активно работают с населением, справедливо рассматривая его как важное дополнение к такой традиционной для себя клиентуре, как промышленные предприятия.

Однако совокупные объемы средств, привлеченных кредитными институтами, несколько уменьшились. Прежде всего по причине сокращения объемов эмиссии банковских бумаг. «Сжимавшиеся» в объемах средства банки направляли на покупку ценных бумаг, одновременно сокращая объем выдаваемых кредитов.

Интерес банков к бумагам был продиктован не только расширением возможностей игры на финансовых рынках. Расширились объемы выпуска государственных облигаций (с 96 трлн. до 147 трлн. иен)23 , которые во всем мире признаются самым надежным вложением средств. По мере роста прибылей крупные промышленные корпорации теряли интерес к новым кредитам. А банки, не находя перспективных клиентов и перенацелившись на рынок государственных обязательств, стали с меньшим вниманием относиться к заемщикам.

Вплоть до лета 2004 года пессимистические нотки устойчиво преобладали в оценках рынка потребительского кредитования. Простые японцы, номинальные доходы которых в условиях хронической дефляции практически не увеличивались, тогда еще не были готовы покупать японские или европейские дорогие товары, отдавая предпочтение китайскому ширпотребу.

Наконец, по мере роста курса иена/доллар и при практически неизменном дневном обороте торгов происходило сжатие расчетов через систему валютного клиринга. При этом в структуре сделок заметно выросла доля соглашений своп (примерно с половины до двух третей общего объема дневного рынка).

Ход «экономико-физического» эксперимента можно замерить по нескольким показателям. Они свидетельствуют, что все эти годы после «Большого взрыва» состояние банковской системы Японии было заметно хуже, чем финансовых институтов США. Но по отдельным параметрам оно вполне сопоставимо с положением дел в развитых европейских странах.

Так, прибыльность японских банков в пореформенные годы (здесь и далее — 1998-2002 гг.) находилась на низком уровне. Отношение прибыли к активам было отрицательным. Прибыль кредитные учреждения продемонстрировали лишь в 2000 году. Но уже год спустя этот показатель стал нулевым, и затем банки снова «вышли в минус». Показатель прибыли к собственному (акционерному) капиталу тоже выглядел удручающим. И только в 2000 году он имел положительное значение.

Справедливости ради нужно заметить, что прибыльность, особенно в краткосрочном аспекте, для японцев не всегда была самоцелью. Задача традиционно ставилась так, чтобы обеспечить капиталами стабильный рост экономической системы в целом. Прибыль банков при этом возникала как бы сама собой. Ее надежно гарантировали расширение объемов продаж и, соответственно, доходов промышленных корпораций. Таким образом, проблема эффективности японских банков связана не столько с их неумением работать, сколько со структурой общественного капитала и механизмом функционирования экономики, а также со спекулятивной земельно-фондовой эйфорией, охватившей страну в 1980-е годы.

По качеству активов банковской системы Япония тоже уступала большинству развитых стран. Объем неработающих кредитов к общей сумме выданных кредитов в пореформенный период находился на уровне заметно более высоком, чем, например, в США. Более того, в Японии это отношение не демонстрировало тенденции к снижению.

Еще хуже дело обстояло с резервами на покрытие неработающих кредитов. В Японии они постоянно сжимались, а в США, наоборот, увеличивались и даже превышали 100%.24 Доля неработающих займов в Японии даже при самой грубой прикидке все же была в целом несколько лучше, чем худшие показатели для Европы, но размер резервов под неработающие японские кредиты заметно уступал европейскому уровню.

Отсутствие ясной тенденции к снижению доли неработающих кредитов в активах говорит о том, что они в текущей деятельности банков по-прежнему воспроизводятся. Отчасти это связано с тем, что при существующей в стране сложной перекрестной системе акционерного капитала при выдаче кредитов понятие «плохонький, но свой» не является пустым звуком. При оценке качества капитала необходимо также принять во внимание действия японского правительства, которое неоднократно производило вливание свежих средств в капитал банков.

Все это привело к тому, что показатели качества капитала оказались завышенными, по некоторым оценкам, примерно вдвое. И при тщательном изучении состояния капиталов, предпринятом надзорными структурами, некоторые банки были прямо уличены в искажении бухгалтерской отчетности.

В 2003 году наметились тенденции к сокращению объема неработающих кредитов, что позволило МВФ выразить надежду, что худшие для японских финансовых институтов годы остались позади. Тем не менее, среди российских исследователей данной проблемы преобладают весьма осторожные или пессимистические оценки. Эксперты из институтов Российской академии наук отмечают низкую эффективность «Большого взрыва» и полагают, что списание неработающих кредитов и решение прочих проблем может растянуться в Японии на десятилетия.

2.4. Либерализация банковской системы Японии

Нынешней банковской реформой в Японии предусмотрена определенная либерализация банковской деятельности.

Согласно ей

  • городские банки смогут открывать специальные трастовые и инвестиционные филиалы;
  • банки долгосрочного кредита смогут превращаться в коммерческие банки или сливаться с ними;

— фирмы, осуществляющие операции с ценными бумагами, смогут создавать (как филиалы) коммерческие банки.

Японские банки облагаются налогами по общим принципам налогообложения корпораций. Банки уплачивают корпоративный налог на прибыль по ставке 37,5%25 (по состоянию на 1998 p.), местный налог на прибыль — 12,6%, местный подоходный налог — 7,76%. После всех отчислений ставка налога составляет от 44 до 56%.26

Программа страхования депозитов в Японии введена в 1971 г. и контролируется правительством. В случае банкротства кредитно-финансовой организации сумма страховки должна покрывать до 10 млн. иен на одного вкладчика. Такой порядок начал действовать с 2001 г. В настоящее время взносы банков в страховой фонд довольно низкие: по общей программе – 0,048% от суммы вкладов за предыдущий период; по специальной программе – 0,036% от суммы вкладов.

Банк Японии 2-3 раза в год осуществляет мониторинг тенденций финансового рынка и системы расчетов, установку риска неликвидности, обеспечение сбалансированного руководства банковской системой.27

Также необходимо отметить то, что в мире сейчас происходит активное развитие электронных денег. В Японии же развитие электронных денег началось на пару десятков лет раньше, чем во всём мире. Сейчас Япония обладает одной из самых развитых в мире систем «электронных банков» — в стране их насчитывается более 100 тыс. электронных банковских аппаратов.

Система кредитных карточек, которая родилась здесь в 1960 г., получила широкое развитие. В стране в обороте находится более 110 млн. электронных банковских карточек.

Сегодня почти каждый Японец имеет электронные карточки нескольких банков, которые позволяют практически в любое время и в любом городе снять со своего счета нужную сумму наличных средств. Для этого используются электронные банкоматы.

С помощью банкомата владелец специальной карточки может получить и кредит. Правда, сумма «электронного кредита» весьма ограниченна и если человек желает получить в кредит достаточно большую сумму, то ему придется обратиться в офис банковской компании.

2.5 Характеристика небанковского сектора кредитной системы, Инвестиционные компании

человек и объемом основного капитала, не превышающим 100 млн.иен. Большая часть иностранного капитала инвестируется в машиностроение, химическую промышленность и производство лекарственных препаратов. В последние годы наблюдается тенденция к расширению деятельности иностранных инвесторов в отраслях, связанных с высокими технологиями, — производством компьютерных программ и компьютерных систем, телекоммуникационного оборудования и других современных средств связи. Более 40%29 всего аккумулированного капитала приходится на США, свыше 30% — на страны Западной Европы. В последние годы приток иностранного капитала в Японию приобрел особенно широкие масштабы.

Согласно данным министерства финансов, прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 10 лет в среднем на 200 млн. долл. В год, в 2007 г. составили 930 млн. долл.30

Кредитные союзы

В настоящее время члены этих самостоятельных небольших Рабобанков решили общими усилиями создать дочернюю компанию “Рабобанк Джапэн”, которая будет разрабатывать общие продукты и услуги, привлекать капитал с финансовых рынков, и выполнять некоторые юридические и нормативные функции для всей группы банков.

Сейчас в Японии действует почти 400 независимых Рабобанков, которые обслуживают, главным образом, местность, в которой находятся. Консолидированный баланс Рабобанка составляет 363 млрд. евро в 370 самостоятельных местных банках на территории Японии и в 150 отделениях в 40 странах мира.

Эти 370 банков используют услуги и методы, разработанные их дочерней компанией “Рабобанк Джапэн”, которая стала современным провайдером финансовых услуг. “Рабобанк Джапэн ” контролирует также ликвидность и платежеспособность отдельных Рабобанков. Более того, она координирует международную деятельность группы, и держит доли всех Рабобанков в других дочерних компаниях, таких как страховая компания, лизинговая и факторинговая компания, частный банк, компания венчурного капитала и компания по управлению финансовыми активами.

В течение последних 15 лет группа Рабобанков приобретала эти дочерние компании через свою “дочку” “Рабобанк Джапэн ”, что позволяет отдельным банкам предлагать своим клиентам полный пакет финансовых услуг. Группа сама финансировала все поглощения, так как кооператив не может платить в форме акций.

Страховые компании :

Nippon Life Insurance Company

Крупнейшая страховая компания Японии. Лидирует по размеру страховых премий, количеству реализуемых страховых полисов и совокупным активам. По итогам 2007 г. занимает 2-е место в списке крупнейших страховых компаний мира. Основана в 1889 г. как общество с ограниченной деятельностью. «Nippon Life» осуществляет все виды индивидуального страхования жизни (включая смешанное, на срок и пожизненное, в т. ч. от несчастных случаев, ранений и болезней), а также группового, управляет пенсионными фондами корпораций, страхует лиц, выезжающих за границу. Имеет отделения в Токио и Осаке, большое количество агентств на всей территории страны, а также ряд дочерних компаний, чья деятельность не связана со страховым делом. К ним относятся компании потребительского кредита «Kobe commercial credit association» и «Osako commercial credit association», компании, специализирующиеся на ремонте жилых зданий и помещений, общества по операциям с недвижимостью и ряд специализированных компаний. «Nippon Life» тесно связана с крупнейшими промышленными, торговыми компаниями и банками, участвуя в капитале многих из них, управляя пенсионными фондами, предоставляя кредиты, вкладывая средства в покупку акций и облигаций.

Как и другие японские страховые компании, «Nippon Life» развернула международную деятельность. Ее международная сеть включает отделения в США, Канаде, ряде стран Западной Европы. Заключила соглашения о распределении рисков или обмене ими с ведущими страховыми компаниями мира, что позволило распространить ее деятельность на многие регионы. Компания активно выступает в качестве ведущего управляющего и управляющего синдикатов по предоставлению кредитов и размещению облигационных займов иностранными частными и государственными заемщиками; участвует также в операциях «своп» с облигациями в иенах, самостоятельно организует такие сделки для крупных иностранных заемщиков, приглашая участвовать в них крупнейшие японские банки.31

Dai-Ichi Mutual Life Insurance

Вторая по величине страховая компания Японии и 6-я—в мире. Основана в 1902 г. Занимается всеми видами страхования жизни, как личным, так и групповым. Тесно связана с рядом крупнейших промышленно-торговых компаний, прежде всего входящих в группу «Дайити Кангё». Участвует в капитале многих компаний и банков, управляет пенсионными фондами корпораций, кредитует промышленно-торговые компании. Имеет представительства и отделения в ряде стран, в том числе в Великобритании, США, Бразилии. Активно сотрудничает со многими зарубежными страховыми компаниями, осуществляет перестрахование контрактов в странах ЮВА; выступает в качестве ведущего управляющего и 32 управляющего синдикатов по предоставлению кредитов в иенах и размещению облигационных займов иностранных заемщиков.33

Sumitomo Life Insurance Company

Третья по величине страховая компания Японии и 8-я—в мире. Основана в 1907 г. под названием «Sumitomo Life Insurance Limited», входила в состав дзайбацу «Sumitomo». В 1947 г. получила статус взаимной компании страхования жизни. Поддерживает тесные связи с промышленно-торговыми компаниями, входящими в группу «Sumitomo». Занимается всеми видами индивидуального и группового страхования жизни. Активна на международной арене, участвуя в международных кредитных операциях.

Meiji Life Insurance Company

Четвертая по величине страхования компания в Японии и 15-я—в мире. Основана в 1881 г. как часть дзайбацу «Mitsubishi». Реорганизована в 1947 г. Занимается всеми видами страхования жизни, как индивидуальным, так и групповым. Поддерживает тесные связи с «Mitsubishi bank», промышленными, торговыми и финансовыми компаниями, входящими в группу «Mitsubishi». Эти связи проявляются во владении акциями, в групповом страховании рабочих и служащих, управлении пенсионными фондами, кредитовании и владении облигациями. К числу компаний, особенно тесно связанных с «Meiji Life», относятся «Chibu Electric Power», «Nipon Style Hitachi». Тесные связи компания поддерживает с Промышленным банком Японии и «Sanva Bank». Активна в международных финансовых операциях. Располагает рядом дочерних компаний, как связанных, так и не связанных со страховым делом. Имеет около 1500 агентств на территории Японии, отделения в каждом крупном городе страны. Пользуется услугами свыше 130 тыс. агентов. Участвует в капитале ряда компаний за границей, в т. ч. «Pacific Guardian Life Insurance» в Гонолулу (Гавайские о-ва).

В 1995 году совокупные чистые убытки 20 крупнейших японских банков составили порядка 3,3 трлн иен. Было списано безнадёжных ссуд на 10,8 трлн иен. Между тем именно крупные японские банки, в отличие от, мелких, проводят серьёзную работу по улучшению качества своих активов. Мелкие же кредитные ассоциации, небанковские учреждения и кооперативы относятся к наиболее уязвимым группам: кредитных учреждений. Немного в лучшем положении находятся и региональные банки, которым, видимо, не стоит сильно надеяться на помощь крупных банков, обременённых собственными безнадёжными ссудами. Помощь правительства, также имеет свои пределы, так как сталкивается с протестами общественности.

Сведения о проблемах банков, ставшие состоянием вкладчиков, подхлестнули массовое изъятие вкладов из них.

В конце 1997 года правительство конкретизировало свою концепцию стабилизации банковской системы с использованием государственных средств. Эта концепция, вопреки мнению МВФ, предусматривает приобретение у кредитных институтов привилегированных акций на сумму до 20 трлн иен и предоставление им льготных кредитов. Таким образом, во-первых, должен быть укреплён собственный капитал банков, которые возьмут на себя продолжение операций ликвидированных институтов, и, во-вторых, предотвращён крах банков, банкротство которых может представлять опасность как для всей финансовой системы, так и отдельных отраслей и регионов. Отбор банков — получателей государственной помощи возложен на экспортную комиссию, в состав которой входят, в частности, министр финансов, управляющий ЦБ и глава Ведомства по надзору за финансовой системой.

Глава III. Направления улучшения кредитной системы Японии

3.1. Характеристика современной кредитной системы Японии

Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать го-дарственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

Позже ситуация несколько меняется — происходит ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня34 . С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики в послевоенный период, Инфляция в Японии (%)

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала «уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

3.2. Перспективы развития современной кредитной политики Японии

Как известно, Банк Японии с марта 2001 года придерживается денежно-кредитной политики количественного смягчения, то есть сверхмягкой политики. В рамках этого процентная ставка установлена практически на нулевой отметке, а рынку предоставляется избыточный объем ликвидности (Рис 2.1).

Целевой уровень ликвидности, который измеряется остатками на счетах коммерческих банков в Центробанке Японии, в настоящее время составляет от 30 до 35 трлн. иен. Тем временем, в центре внимания участников рынка остается вопрос о том, как долго Банк Японии будет сохранять краткосрочные процентные ставки на нулевом уровне. В последние месяцы руководство банка не раз давало понять, что в скором времени оно может отойти от своей сверхмягкой денежно-кредитной политики, которой следовало пять лет, так как экономика страны демонстрирует хорошие показатели.

На фоне общего экономического роста представители Банка Японии в своих выступлениях уже неоднократно давали понять, что они все сильнее склоняются к отказу от политики количественного смягчения. Для отхода от текущей политики, центральному банку необходимо выполнение трех критериев: во-первых, индекс потребительских цен должен стабилизироваться выше нулевого уровня; во-вторых, банк должен быть уверен в том, что индекс не будет снова падать; в-третьих, у правления банка не должно быть других причин для сохранения сверхмягкой политики. Глава Банка Японии Тосихико Фукуи заявил, что вероятность отхода от сверхмягкой политики возрастет с началом нового финансового года в апреле. В то же время Фукуи заявил: «Я не могу точно сказать, когда мы откажемся от политики количественного смягчения. Наши действия будут зависеть от ситуации в экономике и ценовой ситуации». Также Фукуи не может ничего сказать о том, насколько Банку Японии следует повысить процентные ставки после отхода от текущей политики. Бывший член правления Банка Японии Тейдзо Тая высказал мнение, что «Банк Японии вряд ли откажется от сохранения ставки на нулевом уровне в течение нескольких месяцев после отхода от политики количественного смягчения». Он также сказал, что Банк Японии может повысить свою краткосрочную процентную ставку до 0.25% примерно осенью этого же года.

Бывший заместитель министра финансов Японии Сакакибара считает, что Банк Японии должен отказаться от сверхмягкой денежно-кредитной политики, как только появится такая возможность. Он отмечает, что в настоящее время японская экономика достаточно сильна, чтобы выдержать такие перемены, и если процентные ставки будут оставаться низкими слишком долго, это может привести к образованию избыточной ликвидности и возникновению «мыльных пузырей». «Ожидается, что Банк Японии откажется от проводимой политики в марте или апреле. В дальнейшем, если цены будут стабильными, а экономический рост – устойчивым, центральный банк должен повысить процентные ставки с нулевого уровня», – сказал Сакакибара. 36

В то же время, представители правительства считают, что центральному банку необходимо проявить терпение в этом вопросе, поскольку поспешное изменение курса политики может усилить дефляцию или вызвать рост долгосрочных процентных ставок. Это, в свою очередь, приведет к увеличению и без того значительных расходов государства на обслуживание долговых обязательств. Члены правления Банка Японии, вероятно, продолжат спорить о том, каким образом следует отойти от текущей политики количественного смягчения в течении 2006-2007 годов.

Эти споры продолжаются, несмотря на то, что правительство Японии попыталось повлиять на мнение Банка Японии, введя новую методику расчета индекса потребительских цен (CPI).

Индекс, рассчитываемый по новой методике, скорее всего, будет свидетельствовать о сохранении дефляции. В настоящее время базовый CPI в Японии рассчитывается без учета цен на свежие продукты питания. Новый индекс, рассчитываемый по методике, используемой в США, может указывать на то, что, за вычетом высоких расходов на энергоносители, потребительские цены в Японии продолжают падать. Некоторые участники рынка считают, что правительство решило изменить методику расчета индекса для того, чтобы поставить под сомнение точку зрения Банка Японии. Его руководство, в свою очередь, считает, что базовый CPI начнет расти, и это станет основанием для отхода от текущей сверхмягкой политики банка. На заседаниях 2006 года в ходе голосования, голоса членов правления Банка Японии разделились в соотношении 7 против 2 в пользу сохранения прежней денежно-кредитной политики.

Между тем, член правящей Либерально-демократической партии Кодзо Ямамото посчитал, что вряд ли будет осмотрительным отход от существующей монетарной политики до выхода пересмотренных данных по CPI летом 2006 года. Он указал, что потенциал к росту CPI на уровне 0.3% обнаружился при изменении базы сравнения с 1995 года на 2000 год.37 «Даже если рост индекса CPI и составит 0.3%, реальный рост показателя может оказаться нулевым», – сказал Ямамото, который работает над согласованием целей правительства страны и руководства Банка Японии (Рис 3.2).

Несомненно, смена курса монетарной политики является очень важным вопросом в жизни страны.

Рис 3.2. Индекс потребительских цен в Японии (%)

Как видно из высказываний ключевых финансовых деятелей Японии данная проблема привлекает к себе всеобщее внимание и в силу своей серьезности создает большое количество трений и дебатов. В связи с существующими разногласиями членов Центробанка и правительства страны важно отметить высказывание министра финансов Танигаки: «В чем мы абсолютно согласны, так это в том, что у финансовых рынков не должно создаваться впечатления, будто мы проводим разную экономическую политику».38 Танигаки продолжил обмен мнениями с главой центрального банка, чтобы их взгляды на экономическую политику не расходились. Участники финансовых рынков также внимательно следят за всеми отчетами Банка Японии и высказываниями официальных лиц страны, так как любые грядущие изменения в монетарной политике, несомненно, отразятся и на фондовом рынке Японии, и на ситуации по курсу доллар/иена на мировом валютном рынке.

Уже возрастают опасения участников фондового рынка по поводу увеличения ставок, что приводит к снижению спроса на кредиты и падению акций. Серьезным фактором не в пользу японских бумаг стал обзор, выпущенный инвестиционной компанией Merrill Lynch & Co, согласно которому Япония уступила место Европе в списке регионов наиболее предпочтительных для инвестиций. Количество инвесторов, намеревающихся увеличить свои вложения в европейские компании в 2007 году, превысило количество инвесторов, в чьи планы входит снижение инвестиций, приходящихся на долю этих компаний, на 15%. Для Японии этот показатель составил 14%.39 До тех пор пока Япония не включится в мировой процесс ужесточения денежно-кредитной политики, который активно поддерживают многие центральные банки во главе с ФРС США, японская иена будет сохранять статус низкодоходной валюты. Сейчас дифференциал официальных процентных ставок играет далеко не в пользу иены, и участники рынка, играющие на разнице между процентными ставками, продолжат заключать сделки на продажу низкодоходных валют (например, иены) для покупки более доходных (например, доллара).

В 2005 году по мере увеличения уровня процентных ставок в США курс доллара уверенно рос относительно японской валюты с отметки Y101.60 за доллар до Y121.40 за доллар. Таким образом, в декабре 2005 года доллар достиг максимальных отметок с марта 2003 года, подорожав почти на 20% с начала года. С середины декабря участники рынка начали фиксировать прибыль на длинных позициях по доллару, что вернуло курс доллар/иена к 115 фигуре (Рис 3.3).

Курс йены к доллару (йен за доллар).

Однако, несмотря на возможное завершение цикла повышения ставок ФРС США и обсуждения представителей Банка Японии по поводу вероятности отхода от сверхмягкой денежно-кредитной политики в этом году, пока рано говорить о развороте восходящей тенденции по курсу доллар/иена.

На протяжении нескольких лет, после спорных вопросов 2006 года, процентная ставка поднялась с почти нулевого уровня до 0,5% в 2007 году.40 В конце 2008 года она снова была опущена до 0,1%, и в 2009 Центральный банк Японии оставил ключевую процентную ставку без изменений на уровне 0,1%. Данное решение полностью совпало с ожиданиями рынка и стало следствием новой денежно-кредитной политики финансовых властей страны.

По мнению ведущих специалистов, банк Японии на двухдневном заседании, скорее всего, оставит без изменений свою мягкую денежно-кредитную политику и не станет повышать ставку в 0,1%, которая сохраняется с декабря 2008 года. Также председатель Центрального банка Японии Масааки Сиракава (Masaaki Shirakawa) заявил, что регулятор будет сохранять свою мягкую денежно-кредитную политику, чтобы помочь вывести страну из дефляции и поддержать экономическое восстановление (Таблица 3.1).

Таблица 3.1, Процентные ставки ЦБ ведущих стран на 2010 год

Член правления Банка Японии Хидетоси Камедзаки на днях заявил, что позиция банка, предполагающая очень мягкую денежно-кредитную политику, не изменится.

«Снижение процентных ставок может стимулировать рост экономики. В то же время Банк Японии демонстрирует сильную решимость побороть дефляцию. Важно сохранять доверие рынка в плане налогово-бюджетной политики», — сказал он. По его словам, базовая инфляция вряд ли в скором времени станет позитивной. «Мы будем внимательно следить за дальнейшим развитием ситуации в экономике», — уточнил Камедзаки. Как отметил член правления Банка, необходимо применять политику упреждающе в случае необходимости. «Темпы восстановления японской экономики умеренные, но внутренний спрос в стране остается слабым», — добавил он. 41

Таким образом, основной целью денежно-кредитной политики Японии является борьба с дефляцией в стране, путем проведения мягкой денежно-кредитной политики, на что выделяются огромные средства и силы.

Заключение

Итак, как было сказано, Япония претерпевала огромные трудности как в развитии кредитной системы, так и в экономике в. Но, не смотря на все факторы, мешающие развитию экономики, Японии удалось уже к концу XX века добиться лидерства среди других стран мира в экономическом развитии.

Современная кредитная система Японии сформировалась в послевоенный период и имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы.

Важнейшей частью кредитной системы Японии является банковская система. Особую роль в банковской системе страны играет Банк Японии. Банк Японии управляет всеми банками страны, включая и государственные банки. В Японии их насчитывается 11. В его подчинении — и частные банковские компании. Наряду с Министерством финансов центральный банк страны имеет право в любое время проводить ревизию фондов любых частных банков.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Но позже происходит уменьшение напряженности на рынке ссудного капитала, и Банк Японии меняет свою политику – она становится более гибкой. В настоящее же время Банк Японии придерживается сверхмягкой политики.

Таким образом, в написании данной работы особое внимание уделялось тому, как Япония развивала свою кредитную и банковскую систему в частности. На примере Японии, и ее деятельности в области денежно-кредитных отношений многие страны могли бы принимать во внимание денежно-кредитную политику, управление банковскими структурами и использовать подобные структуры или осуществлять подобную деятельность уже у себя, то есть перенимать опыт восстановления и развития практически не из чего.

Список используемой литературы:

1. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 263 с.

2. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003. – 624 с.

3. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 263 с.

4. Финансовые, Денежные и Кредитные системы зарубежных стран: учебник [Текст] / Под редакцией К.В. Рудного, – М.: Новое Знание, 2004. – 487 с.

5. Финансовая компания UMIS-Форекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.umis.ru. Дата обращения: 7.05.2010.

6. Финансовая консультация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://confinex.ru. Дата обращения: 16.05.2010.

7. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии [Текст] / В. Хлынов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. — №8. – С.18-25.

8. Черник Д.Г. Кредитно-Банковская система Японии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Д.Г.Черник. – М.,2000. – 304 с.

9. Экономика зарубежных стран: учебник [Текст] / под ред. А.И. Погорлецкий, — СПб., 2000. – 492 с.

10. Япония сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

11. Байков А.И. Кредитно-финансовая система Японии после азиатского кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2007. 1. С. 99-107.

12. Баландин А.В. Финансовые группы Японии // Банковское дело. 2007. 11. С. 94-99

13. Баландин А. Банковская система Японии: история и современность // Банковское дело. 2007. 7. С. 79-83.

14. Белов А.В. Заметки экономиста об отношениях Японии и России // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2009. 4. С. 57-69.

15. Маркарьян С. Россия-Япония. Лучше знать друг друга // Азия и Африка сегодня. 2009. 9. С. 79.

16. Сенаторов А. Россия и Япония: соседи в новом тысячелетии. // Проблемы Дальнего Востока. 2006. 2. С. 181-183.

17. Зотов В.П., Хамская С.Г. Основы банковского дела : курс лекций. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999. 114с.