Сущность денег раскрывается в их функции. Деньги как средство обращения рождены торговлей; они возникли как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товарами, Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире с его необозримым множеством товаров и услуг.
Цель данной работы — исследование проблем реализации функции денег в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических функций денег
2. Практический анализ статистических показателей денежной массы.
Глава 1. Теоретические основы изучения функций денег
1.1 Реализация функции денег как меры стоимости
Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.
Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости. При этом измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги.
Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения — закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании действительных денег цена на товары прямо пропорциональна стоимости этих товаров и обратно пропорциональна стоимости денег. В связи с несоответствием спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно отклоняется от, его стоимости. По таким отклонениям цен (вверх и вниз) товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких — в избытке.
При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку стоимость денег-золота была относительно постоянной. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не обладающих собственной стоимостью, поэтому они не могут точно отражать ценность товаров. Отсюда вытекают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений о производстве товаров.
Временная стоимость денег
... стоимостная оценка любых активов и пассивов предприятия, деньги имеют и собственную стоимость. Развивая основные положения, можно прийти к выводу, что стоимость денег, которыми обладает экономический субъект, определяется для ... банковского или ссудного процента, чем ожидание отдачи от реальных инвестиций. Деньги становятся более дорогим товаром и в обмен на них владелец желает получить больше, чем ...
Количественная оценка стоимости товара в деньгах, т.е. цена товара, обеспечивает возможность соизмерения не только продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара — серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.
Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются существенные различия. Деньги как мера стоимости относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от количества общественного труда, затраченного на производство денежного товара. Деньги как масштаб цен устанавливаются государством и выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого металла. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц. Так, английский фунт стерлингов в прошлом действительно весил фунт серебра. В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания денежной единицы.
При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота. В XX в. наблюдается снижение покупательной способности денег, что выразилось в уменьшении количества золота в денежной единице. Так, в 1900 г. доллар США приравнивался к 1,50463 г, в 1934 г. — 0,888671 г, в 1973 г (февраль) — 0,736 г золота. деньги цена стоимость
В России по реформе министра финансов С.Ю. Витте (1895 — 1897 гг.) золотое содержание рубля установлено в 0,774234 г. В 1950 г. (март) он содержал 0,222169 г, а в 1961 г. (с изменением масштаба цен) — 0,98741 г золота.
Ямайская валютная система, введенная в 1976 — 1978 гг., отменила официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц стран — участниц Международного валютного фонда (МВФ).} Ныне официальный масштаб цен этих стран складывается стихийно в процессе рыночного обмена путем соизмерения стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г. официальное соотношение рубля и золота не предусмотрено. В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т.е. утрата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными кредитными деньгами.
С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:
- а) название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюрность;
- б) порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;
- в) правила обращения наличных и безналичных денег;
- г) валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.
Господство знаков стоимости кредитных денег модифицирует функцию денег как меры стоимости.
Теории денег и принципы организации денежного обращения
... явилось изучение теории денег и принципы организации денежного обращения, объектом - деньги, их эволюция, функции, а также их роль в системе общественно-экономических отношений, принципы денежного обращения в России. ... «справедливой цены», которая устанавливалась в процессе обмена товарами. В его трактатах деньги в форме монеты представлялись как вернейшее средство, мера для материальной жизни в ...
В условиях капиталистических отношений деньги обслуживают не просто обмен товаров, а обмен производительного, товарного, финансового капитала, выступая как денежный капитал. Современные деньги становятся денежным капиталом в результате участия их в кругообороте промышленного капитала, в процессе функционирования которого создается добавочная стоимость (прирост капитала).
Денежный капитал, с одной стороны, обеспечивает производство товаров, а с другой, — создает условия для реализации товарного капитала, включающего прирост.
Товарный капитал, созданный на предприятии, получил общественное признание не в сфере обмена на рынке путем приравнивания товара к деньгам, а непосредственно в самом производстве. Заключенный в товаре общественно необходимый труд определяется в производстве через соизмерение товаров друг с другом до момента их реализации. Отсюда следует, что функция меры стоимости кредитных денег находит выражение прежде всего непосредственно в производстве до рынка.
Цена товара, определяемая общественно необходимыми затратами труда на его производство и обращение, устанавливалась при золотом обращении на рынке в соответствии с требованиями закона стоимости. При капитализме она формируется в процессе производства с помощью приравнивания товаров друг к другу. На рынке цена товара подвергается некоторой модификации в результате сохранения действия закона стоимости.
Таким образом, при современных кредитных деньгах, не разменных на золото, цена товара находит свое выражение не в одном специфическом денежном товаре, а во всех других товарах, напоминая развернутую форму стоимости.
1.2 Реализация функции денег как средства обращения и как средства накопления и сбережения
В отличие от первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает: продажу товара, т.е. превращение его в деньги, и куплю товара, т.е. превращение денег в товары (Т — Д — Т).
В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена.
Возникновение денег как средства обращения усиливает противоречия процесса обмена. При прямом товарообмене (товар на товар) купля и продажа совпадали и разрыва между ними не было. Товарное же обращение предполагает два самостоятельных акта: куплю товара и его продажу, разделенных во времени и пространстве. Это создает объективную возможность нарушения обмена и в конечном счете кризисную ситуацию.
К особенностям денег как средства обращения следует отнести, прежде всего, реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги — бумажные и кредитные. В настоящее время господствующее положение заняли кредитные деньги, выступающие как покупательное и платежное средство. Деньги как покупательное средство были характерны для простого товарного производства: Т — Д — Т. При капитализме деньги обслуживают промышленный, торговый, денежный капитал, формула обращения денег приобретает такой вид: Д — Т — Д.
Происхождение и природа денег: финансовый аспект
... деньги (банковый флорин, переводный рубль, евро и т. п.). Методы регулирования денежного обращения традиционно включают два комплекса мероприятий: политику «доро-гих денег» и политику «дешевых денег». ... взаимосвязи и свойства денег. Так, например, социологами уточнена сущность денег в контексте проблемы доверия, показана информационная природа денег, указаны тенденции взаимодействия денег с социально ...
Несмотря на то, что кредитные деньги возникли из функции денег как средства платежа, ныне они обслуживают обращение преимущественно капитала. Кредитные деньги, таким образом, выступают и как средство обращения, и как средство платежа, и поэтому в зарубежной экономической науке функции денег как средства обращения и как средства платежа объединяются в одну. деньги сбережение стоимость обращение
Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу, получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, т.е. акт продажа-купля прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят.
В отличие от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.
При металлическом обращении эта функция выполняла экономическую роль стихийного регулятора денежного оборота: лишние деньги уходили в сокровище, недостаток денег пополнялся за счет сокровища.
По мере развития товарного производства значение функции как средства накопления и сбережения возрастало. Без накопления и сбережений становилось невозможным осуществлять воспроизводство. В отличие от простого товарного производства, когда деньги накапливались в виде «мертвого сокровища», при капитализме предпринимателю невыгодно хранить деньги, их пускают в оборот для получения прибыли. Кроме того, аккумуляция временно свободных средств — необходимое условие кругооборота капитала. Именно создание денежных резервов на предприятии обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хозяйствующего субъекта, а резервы в масштабе страны — диспропорций в народном хозяйстве.
Золотое обращение требовало накопления центральными (эмиссионными) банками золотого запаса, который использовался для пополнения внутреннего обращения, размена знаков стоимости на золото, международных платежей. Это назначение золотого запаса в настоящее время отпало в связи с изъятием золота из обращения. Однако золото продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах центральных банков, казне государства, правительственных валютных органах. Величина золотого резерва свидетельствует о богатстве страны и обеспечивает доверие резидентов и иностранцев к национальной денежной единице. Золотой запас России составил на 1 января 1994 г. 317,1 т., на 1 января 1995 г. — 261,8 т. и 1 мая 1995 г. — 240,3 т. золота.
Отдельные лица также накапливают золото в форме слитков, монет, украшений (тезаврация золота), покупая его на рынке в обмен на свою национальную денежную единицу. Цель такого накопления в условиях господства знаков стоимости — обезопасить себя от обесценения. Основная масса членов общества при отсутствии золотого обращения накапливает и сберегает кредитные деньги, которые являются бумажными символами и не создают реального богатства для владельцев. Хозяйствующие субъекты сосредотачивают краткосрочный капитал в кредитных учреждениях, а долгосрочный капитал — с помощью ценных бумаг, получая при этом доход.
Деньги как средство обращения
... денег (средство отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности. Как «средство отсроченного платежа» деньги ... В своей работе я рассмотрю процесс выполнения деньгами функции средства обращения, остановившись ... товаров стали регулярными, в каждой стране и в крупных экономических ...
Важное значение этой функции — стихийно регулировать денежное обращение при господстве знаков стоимости— утрачено: теперь кредитные деньги не могут эластично расширять или уменьшать количество необходимых для обращения денег, как это было при золотых деньгах.
1.3 Реализация функции денег как средства платежа и функция мировых денег
В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. Причины: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т — О, а через заранее установленный срок: О — Д (где О — долговое обязательство).
При таком об- мене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Разрыв между товаром и деньгами во времени создает опасность неплатежа должника кредитору.
В условиях развитого товарного хозяйства деньги в функции средства платежа связывают между собой множество товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. В результате разрыв в одном из звеньев платежной цепи неизбежно приводит к разрушению всей цепи долговых обязательств и возникновению массовых банкротств товаровладельцев. Проблема неплатежей по своим долгам стоит перед предпринимателями во всех странах. Особенно острой она стала в России. Общая сумма неплатежей по состоянию на начало 1995 г. приближается к 100 трлн. руб.; в промышленности они составили 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП).
Решению ускорения платежей между предприятиями может способствовать расширение использования таких видов кредитных денег, как банковские векселя, электронные деньги и возникшие на их основе кредитные карточки.
Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировые деньги в качестве международного средства выступают при расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.
Международным покупательным средством мировые деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, тогда их оплата производится наличными деньгами. Как всеобщее воплощение общественного богатства мировые деньги используются при предоставлении займа или субсидий одной страной другой либо при выплате репараций победившей стране с побежденной. В этом случае происходит перемещение части богатства одного государства в другое посредством денег.
При золотом стандарте мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платежного баланса и кредитные деньги (банкноты) отдельных государств, разменные на золото (в основном доллар США и английский фунт стерлингов).
Для упрочения национальных денег таких государств, как США и Великобритания, в качестве мировых денег и по их инициативе использовались международные валютные соглашения и валютные клиринги.
Впервые международное валютное соглашение было заключено на Генуэзской конференции в 1922 г. В соответствии с ним доллар США и английский фунт стерлингов были объявлены эквивалентами золота и введены в международный оборот как мировые деньги. Следующее международное соглашение было оформлено на Бреттонвудской конференции в 1944 г., которое установило, что функция мировых денег сохраняется за золотом как средством окончательных расчетов между странами, хотя масштабы его использования сокращались. Наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных валют в международном обороте признан доллар США, который приравнивался к золоту по официальному соотношению 35 долл. за тройскую унцию (31.1 г), и в меньшей мере — фунт стерлингов Великобритании.
Кроме международных валютных соглашений подписывались региональные валютные соглашения (валютные блоки, валютные зоны), которые обеспечивали господствующее положение одной денежной единицы наиболее развитого государства во внешнеэкономических отношениях стран их подписавших. Так были созданы Стерлинговый блок (1931 г.), Долларовый блок (1933 г.), Золотой блок (во главе с Францией, 1933 г.).
Во время Второй мировой войны и после ее окончания на базе валютных блоков сформировались зоны — стерлинговая, долларовая, французского франка, а также появились зоны голландского гульдена, итальянской лиры, испанской песеты, южноафриканского рында.
Валютные клиринги — система расчетов между странами на основе зачета взаимных требований в соответствии с международными платежными соглашениями, которые предусматривали клиринговые счета, валюту, порядок выравнивания платежей. После Второй мировой войны валютные клиринги действовали в условиях валютных ограничений, отмена последних привела к ликвидации таких соглашений между развитыми странами.
Для создания международной счетной денежной единицы с целью ослабления проблемы международной ликвидности Международный валютный фонд ввел новые резервные и платежные средства — специальные права заимствования (СДР).
СДР предназначены для регулирования сальдо платежного баланса стран — членов МВФ, пополнения официальных резервов и расчетов, а также соизмерения национальных валют. В 1971 г. устанавливалось золотое содержание СДР, равное, как и у доллара США, 0,888671 г, но с 1 июля 1974 г. (после девальвации доллара) стоимость единицы СДР определялась на основе средневзвешенного курса сначала 16, а затем пяти ведущих валют развитых стран.
Для стран — участниц Европейской валютной системы (ЕВС) с марта 1979 г. введена региональная международная счетная единица — ЭКЮ. В отличие от СДР новая единица обеспечена наполовину золотом и долларами США (за счет объединения 20 % официальных резервов стран — участниц ЕВС), а наполовину — их национальными валютами. ЭКЮ — безбумажные денежные единицы и выступают в виде записей на счетах в центральных банках стран-членов. Стоимость ЭКЮ определяется так же, как и СДР, средневзвешенным курсом валют стран-членов. Ее используют в расчетах двенадцать стран ЕВС.
Глава 2. Практический анализ статистических показателей
Первый реформаторский шаг к рыночной конкуренции был ресурсосбережением и призывом к снижению себестоимости продукции. Это создало конкуренцию между предприятиями, но по указанным выше причинам не способствовало созданию новой продукции, особенно требовавшей планирования капиталовложений. Закономерно предположить, что отнюдь не типичное для Российских предприятий халатное отношение к работе не позволяет создавать эффективное качественное производство. Причины в другом, прежде всего в общественном сознании.
Популярное истолкование теории Адама Смита противоречит первому фактору: успех бизнеса в рыночной экономике обеспечивается стремлением бизнесмена к личной выгоде (борьба с конкурентами, защита коммерческой информации).
Очевидно, что такой бизнес должен проводиться без вмешательства государства, но если он приводит к оттоку капиталов из страны, то личная выгода бизнесмена идёт не на пользу, а во вред обществу. Так происходит при склонности людей создавать «блуждающие» капиталы и использовать их для беспошлинного ввоза в страну товаров (челночный бизнес) и некоторых бартерных сделках с зарубежными предприятиями. Таким образом, научные достижения и литература в области коммерции (типа «как быстро сделать деньги») на самом деле способствует разорению государства, а в общественном сознании закрепляется мысль о том, что неблагополучно само государство (а не его население).
Другим противоречием, вытекающим из чисто рыночных принципов организации экономики (экономика спроса), является снижение общего уровня жизни. Хорошо изученный рынок, несмотря на его насыщенность товарами необходимости появления новых «ниш» для вложения капиталов, является консервативным и не допускающим никаких рисков (точнее, консервативными являются доступные для понимания большей части населения экономические законы).
В таком рынке увеличение объёма продаж любых известных товаров не приводит к увеличению ёмкости рынка, а следовательно происходит снижение общего уровня жизни за счёт увеличения количества занятых. Конкуренция происходит в горизонтальной плоскости, т.е. всеми рыночными агентами делаются попытки перераспределить имеющиеся в обращении деньги в свою пользу, не предлагая рынку ничего принципиально нового. Для горизонтальной конкуренции типично шаблонное управление фирмой и излишний прагматизм, в котором творчество заменяется экономическими законами, имеющими вес и справедливость в чисто товарно-денежных отношениях.
При горизонтальной конкуренции создаётся ситуация, в которой предлагаемые товары не находят спроса не только по причине отсутствия платёжеспособных покупателей, но и из-за низкого уровня занятости последних. В Российской ситуации горизонтальная конкуренция снижает ликвидность рынка и, как уже было отмечено, не может повысить уровень жизни. Большинство людей ориентировано на покупку товаров первой необходимости лишь потому, что не работают на ответственной работе, требующей высокого уровня образования, напряженного графика и т.д. Думаю, что это одна из особенностей менталитета, выражающаяся в привычной зависимости людей от государства и стремлении не работать. Вероятно, влияние на систему образования не решит этой проблемы. В России необходимо искать новые формы оценки личностей, главным образом по творческому потенциалу и использовать привычное стремление людей к помощи друг другу (принципы христианства).
В качестве критериев можно использовать финансовую идеологию, не противоречащую человеческим ценностям. Человеческой природе свойственен коллективизм (это просматривается во всех современных религиях как необходимость объединения вокруг «светлых» идеалов).
Есть два весьма актуальных для российской экономики фактора, отрицательно влияющих на развитие производства. В России и в странах ближнего востока (Китай, Вьетнам) наблюдается тенденция к развитию отраслей с быстрой оборачиваемостью капитала (торговля).
Если на востоке, как и в Голландии, имеется общественная традиция к ведению частного хозяйства, то для России торговля не типична. Бум торговли с 1989 объясняется только государственной политикой по типу Кейнсианской, что в сущности не оздоровляет экономику, а создаёт ситуацию, когда лечить пытаются то, чего ещё нет — нет традиции малого предпринимательства. Конечно, в тот период были созданы малые предприятия, выпускающие принципиально новую для мирового рынка продукцию, но по организационным причинам большинство предприятий не смогло обеспечить ни качества, ни вывода продукции на мировой рынок. Есть и позитивные примеры: совместные производственные предприятия с количеством сотрудников более 100.
Второй важной причиной является затруднение в создании проектов инвестиций, задействующих целиком ресурсы предприятия без финансирования заказа конкретной партии продукции или инвестирования покупки иностранной технологии. Объяснение такого положения не только в отсутствии профессиональных управляющих кадров. Дело в том, что в России достаточно специалистов, которые могут создать весьма сложные вещи, но проблема заключается в том, что работу таких специалистов невозможно оценить в денежном выражении. Для русских людей типично ожидание востребованности.
Решение проблемы следует искать в объединении инвестиций и изобретательского потенциала, а также разрабатывать методы прогнозирования конечного результата. Потребуется создавать новые институциональные структуры, предлагать новые организационно-правовые формы предприятий, инвестировать проекты развития, создавать творческие коллективы.
Деньги и собственность являются основой предпринимательства. Деньги — рабочий инструмент предпринимательства, а собственность (т.е. накопление материальных и нематериальных благ) является необходимым условием целесообразности.
В России пока нет приемлемой законодательной базы для защиты собственности и прав предпринимателей. Предприниматели зачастую рискуют потерять часть своей собственности, поэтому сами же вынуждены её охранять, развивая преступные структуры (если они связаны с государственными органами, то последние автоматически коррумпируются).
Кроме того, предприниматели находятся в зависимости от государственных чиновников, особенно в условиях дефицита информации, что приводит к установлению неформальных отношений между предпринимателями и чиновниками. Сами предприниматели ищут различные пути избежать внезапного изъятия у них собственности.
Такая политика государства удобна для эффективного сбора налогов, однако, при этом первостепенно важными становятся наличные деньги, драгоценности и оборот в теневой, а не открытой экономике.
Весь денежный оборот в современном государстве обеспечивается и контролируется банковской системой. Её главной функцией является обеспечение денежных потоков предприятий и частных лиц и реализация государственных программ (стабилизация экономической ситуации внутренними государственными займами, эмиссия, внешние займы для регулирования курса валюты, различные инструментальные средства и др.).
2.2 Общий анализ денежной массы РФ
Для анализа денежного обращения и кредита были использованы данные из Российского статистического ежегодника, а также данные сайта www.cbr.ru .
В таблице представлена исходная информация для анализа объема денежной массы за период 2011-2017 гг.
Таблица 2.1
Исходные данные о динамике объема денежной массы за 2011-2017 гг.
Период, годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Денежная масса М 2 |
1612,6 |
2134,5 |
3212,6 |
4363,3 |
6044,7 |
8995,8 |
13272,1 |
|
В том числе: Наличные деньги М 0 |
583,8 |
763,2 |
1147,0 |
1534,8 |
2019,2 |
2785,2 |
3702,2 |
|
Безналичные средства |
1028,8 |
1371,2 |
2065,6 |
2828,5 |
4035,4 |
6210,6 |
9569,9 |
|
Рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста объема денежной массы за указанный период по следующим формулам (1.22 — 1.26):
xi = xi — xi-1, Tрц = , Tпрц = Трц — 1, Tрб = , Тпрб = Трб — 1
Таблица 2.2
Абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста денежной массы за период 2011-2017 гг.
xi |
xi |
Tрц |
Tпрц |
Tрб |
Тпрб |
||
2011 |
1612,6 |
? |
? |
? |
? |
? |
|
2012 |
2134,5 |
521,9 |
1,32 |
0,32 |
1,32 |
0,32 |
|
2013 |
3212,6 |
1078,1 |
1,51 |
0,51 |
1,99 |
0,99 |
|
2014 |
4363,3 |
1150,7 |
1,36 |
0,36 |
2,71 |
1,71 |
|
2015 |
6044,7 |
1681,4 |
1,39 |
0,39 |
3,75 |
2,75 |
|
2016 |
8995,8 |
2951,1 |
1,49 |
0,49 |
5,58 |
4,58 |
|
2017 |
13272,1 |
4276,3 |
1,48 |
0,48 |
8,23 |
7,23 |
|
Анализируя табл. 2.2 можно сделать обобщающие выводы. Начиная 2011 года объем денежной массы неуклонно растет, о чем показывает темп прироста денежной массы 32% (или 521,9 млрд.руб.) в 2012 году и далее — по таблице. Также с того года наблюдается тенденция по увеличению объема денежной массы, что можно связывать с оздоровлением экономики РФ в целом. Относительно базисного темпа прироста можно отметить, что по сравнению с 2011 годом общий объем денежной массы возрастает с каждым годом в несколько раз.
Исследуя денежное обращение нельзя не сказать о деятельности кредитных организаций, которая является одним из важнейших факторов формирования агрегата М 2. Кроме того, операции по выдаче кредитов в немалой степени определяют структуру денежной массы, которая будет более подробно исследована ниже (пункт 2.1 данной курсовой).
Проверим статистическую совокупность, состоящую из отдельных показателей по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам по Приволжскому Федеральному округу РФ за январь 2017г. на однородность. Исходные данные для расчётов представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Исходные данные по кредитам физ. лицам в 2017 году по Приволжскому Федеральному округу
Регион |
Объем выданных кредитов физическим лицам, млн. руб xi |
2 |
||
Республика Башкортостан |
39650,0 |
16367,6 |
267898329,8 |
|
Республика Марий-Эл |
3891,7 |
-19390,7 |
375999246,5 |
|
Республика Мордовия |
5821,2 |
-17461,2 |
304893505,4 |
|
Республика Татарстан |
43214,3 |
19931,9 |
397280637,6 |
|
Удмуртская Республика |
16350,8 |
-6931,6 |
4804708,6 |
|
Чувашская республика |
11235,1 |
-12047,3 |
145137437,3 |
|
Пермский край |
37352,2 |
14069,8 |
197959272 |
|
Кировская область |
10460,4 |
-12822,4 |
164413941,8 |
|
Нижегородская область |
40691,4 |
17409,0 |
303073281 |
|
Оренбургская область |
24995,7 |
1712,6 |
2932998,8 |
|
Пензенская область |
9090,4 |
-14192 |
201612864 |
|
Самарская область |
49021,6 |
25739,2 |
662506416,6 |
|
Саратовская область |
23321,4 |
39,0 |
1521 |
|
Ульяновская область |
10856,8 |
-12425,6 |
154395535,4 |
|
Итого |
325953 |
-1,7 |
3182709696 |
|
Средняя арифметическая:
Дисперсияпредставляет собой средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины. Вычисляется по формуле:
Среднеквадратическое отклонение — это обобщенная характеристика размеров вариации признака в совокупности. Выражается в тех же единицах, что и признак:
Коэффициент вариации — относительный показатель вариации. Дает характеристику однородности совокупности. Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%.
Однородность единиц статистической совокупности формируется под воздействием определенных причин и условий. Социально-экономическое положение регионов в России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономического развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого региона складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень предоставления кредита. Таким образом, можно утверждать, что изучаемая совокупность уровня предоставления кредита в январе 2017г. является неоднородной, так как коэффициент вариации Vу=64,8% > 33%. Связана такая однородность с неравномерностью экономического развития Приволжского Федерального округа и с психологическими факторами 9склонность людей в некоторых областях к сбережениям из-за менталитета и т.п.)
Весьма важным вопросом в рамках изучения денежной массы является исследование её структуры, т.е. соотношения наличных и безналичных средств.
Данные для исследования взяты из Российского статистического ежегодника 2017.
Структурный анализ денежных масс проводится с помощью относительного показателя структуры по годам.
Рассчитанные показатели структуры представлены в таблице 2.3
Таблица 2.4
Структура денежной массы РФ за период 2011-2017гг.
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Наличные деньги,% |
36,2 |
35,8 |
35,7 |
35,2 |
33,2 |
31,0 |
27,9 |
|
Безналичные средства,% |
63,7 |
64,2 |
64,3 |
64,8 |
66,8 |
69,0 |
72,1 |
|
В ситуации экономической нестабильности наличные деньги практически исключаются из сбережений, а следовательно, уменьшаются потенциальные ресурсы банковской системы, общий инвестиционный потенциал. При условиях, определяющих завышенную ценность наличных денег по сравнению с безналичными (возможность ухода от налогообложения, высокая ликвидность и скорость оборота относительно других форм активов, защита от непредсказуемых мер воздействия со стороны государства, банков и др.), снизилась привлекательность безналичных расчетов, что также вело к сокращению ресурсов банковской системы. К отрицательным последствиям можно отнести и уменьшение регулирующих возможностей ЦБ РФ, его способности осуществлять контроль за межрегиональной миграцией денежных средств, состоянием платежно-расчетной системы.
Ухудшение функциональной структуры денежной массы заключалось в сокращении объемов сбережений в национальной валюте, сдвиге в сторону краткосрочных средств.
Анализируя таблицу 2.4 можно сделать вывод, что в РФ ситуация обратная и негативных последствий засилия наличных денег российской экономике избежать удаётся.
2.3 Прогноз денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу
В первую очередь Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год должны содержать концептуальные принципы, лежащие в ее основе. Помимо краткой характеристики состояния экономики Российской Федерации и прогноза ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году законом вменяется проведение количественного анализа причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на этот год, оценка перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки. Фактически Банк России подробно излагал в Основных направлениях все эти вопросы и в предыдущие годы, поэтому закон только закрепил существующую практику.
Среди новаций, введенных законом, следует отметить требование сценарного (состоящего не менее чем из двух вариантов) прогноза развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием, а также публикации прогноза основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год.
Закон предусматривает также включение в Основные направления более широкого, чем прежде, комплекса количественных характеристик денежно-кредитной политики на следующий год, в том числе интервальных показателей инфляции, денежной базы и денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов, а также денежной программы на предстоящий год. Безусловно, одновременно все эти показатели целевыми являться не могут, поэтому необходимо подчеркнуть, что Банк России устанавливает количественные ориентиры, которые должны быть в максимальной степени соблюдены, лишь по показателям, выбираемым в качестве целей денежно-кредитной политики. По другим параметрам делаются вероятные прогнозные оценки.
В Основных направлениях должны содержаться также варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры, а также план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
При выработке целей денежно-кредитной политики на 2019 г. Банк России исходил, прежде всего, из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Основной целью денежно-кредитной политики Банк России считает дальнейшее снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Банк России предусматривает выполнение денежной программы, устанавливающей контрольные ориентиры по увеличению денежной базы и возможным источникам денежного предложения. Соблюдение Банком России ограничений, определенных денежной программой, а также ежедневные действия по управлению ликвидностью банковской системы позволят сгладить разброс в уровнях процентных ставок на денежном рынке как во временном разрезе, так и по секторам денежного рынка.
Банк России располагает достаточно гибкой системой рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. Использование конкретных инструментов будет зависеть от сценария социально-экономического развития и конкретной ситуации, складывающейся на финансовом рынке. Для управления ликвидностью Банк России намерен в предстоящем году развивать все типы инструментов денежно-кредитного регулирования в целях как стерилизации, так и предоставления ликвидности, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях, операции на открытом рынке. При этом акцент будет сделан на сочетание использования средне- и долгосрочных инструментов стерилизации преимущественно на условиях аукциона с краткосрочными инструментами предоставления ликвидности банкам на фиксированных условиях.
Вместе с тем остаются нерешенными проблемы, связанные с достаточно слабым развитием финансового посредничества, отсутствием действенного механизма трансформации сбережений в инвестиции, низкой инвестиционной активностью, невысокой конкурентоспособностью отечественной продукции, сохранением структурных диспропорций. Однако, несмотря на это, в целом можно сказать, что экономика развивается поступательно и следует принципам совершенствования рыночных механизмов хозяйствования.
Проводимая Банком России политика последовательного снижения инфляции позволяет хозяйствующим субъектам постепенно адаптироваться к новым условиям деятельности.
Опыт функционирования центральных банков показывает, что основной задачей большинства из них является проведение денежно-кредитной политики, обеспечивающей стабильность цен, что оказывает благоприятное воздействие на состояние реального сектора экономики. Банк России считает ценовую стабильность первоочередной целью денежно-кредитной политики. Данное положение закреплено действующим законодательством. Последовательное снижение инфляции рассматривается в качестве главной цели денежно-кредитной политики не только в текущем году, но и в среднесрочной перспективе. Это является важнейшим внутренним условием, обеспечивающим положительную динамику экономических процессов, социальную стабильность, проведение структурных реформ, создание благоприятной инвестиционной среды и снижение экономических рисков.
Банк России не устанавливает дифференцированных нормативов обязательных резервов для различных кредитных организаций — малых банков, банков, осуществляющих кредитование определенных секторов экономики или приоритетных государственных программ, и т.д. Нормативы должны быть едиными для всех кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку обратное, то есть установление дифференцированных нормативов для различных категорий кредитных организаций, означало бы создание определенных искусственных льгот таким кредитным организациям и ставило бы под сомнение их финансовую стабильность и способность работать в рыночных условиях.
Важным принципом денежной политики является то, что денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги. При соответствующем оправданном росте спроса на деньги (например, увеличении спроса на трансакционные деньги со стороны реального сектора под воздействием расширения объемов производства товаров и услуг) его превышение со стороны денежного предложения может быть компенсировано при минимальном использовании инструментов денежно-кредитного регулирования. Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса, на них требуются значительные усилия.
Банк России при проведении своей политики постоянно учитывает появление признаков экономического роста и стремится поддержать эту тенденцию методами денежной политики в той мере, в какой это не создает угрозы роста инфляции. Для определения контрольных рамок денежного предложения Банк России оценивает экономически оправданный потенциальный и текущий спрос на деньги с использованием современных методов и международной практики.
Однако происходящее в течение ряда лет размывание тесной связи между ростом денежного предложения и инфляцией существенно затрудняет проводимые расчеты спроса на деньги на основе эконометрических моделей. Ограничения связаны, в частности, с различной величиной и с неустойчивым характером временных лагов между динамикой отдельных компонентов денежной массы и ростом цен, а также сохранением привлекательности вложений в иностранную валюту, что влияет на формирование текущего спроса на национальную валюту.
Существенное влияние на предложение денег оказывает состояние торгового баланса России. Сильный платежный баланс сам по себе объективно означает рост притока иностранной валюты на внутренний рынок. Вследствие влияния внешних факторов, определяющих конъюнктурные условия для российского экспорта, осуществления заимствований на внешних финансовых рынках и привлечения производительного иностранного капитала в страну Банк России, стремясь к обеспечению стабильности валютного курса рубля в долгосрочном аспекте, вынужден предъявлять дополнительный спрос на иностранную валюту. В этих условиях, с одной стороны, покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке является существенным (а в настоящее время и основным) источником роста резервных денег, а с другой стороны, осуществляются действия по стерилизации излишка эмитированной за счет этого источника рублевой денежной ликвидности.
Учитывая ограниченность методов нейтрализации избыточной ликвидности, Банк России будет акцентировать внимание на развитии методов денежно-кредитного регулирования, включая практику ежедневного управления ликвидностью банковской системы с учетом спросообразующих факторов.
Важнейшими элементами денежно-кредитной политики, предлагаемой Банком России на 2019 г., являются следующие:
Первое. Предполагается сохранение политики управляемого плавающего валютного курса рубля. Необходимость проведения такой политики обусловлена высокой зависимостью отечественной экономики от нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, что не позволяет пока перейти к свободно плавающему обменному курсу.
Второе. Управление процентными ставками в 2019 г. будет направлено на решение двух задач: а) регулирование трансграничных потоков капитала с целью обеспечения сбалансированности валютного рынка; б) регулирование предложения денег и кредита в экономике.
В рамках сценария существенного снижения мировых цен на нефть и другие сырьевые товары (первый сценарий) предусматривается повышение процентных ставок — с целью предотвращения оттока средств по капитальным операциям. При этом отмечается, что такое повышение ставок должно осуществляться в пределах, сохраняющих доступность кредитных ресурсов для конечных заемщиков.
В рамках сценария сохранения относительно высоких цен на нефть и другие сырьевые товары в целях предотвращения избыточного притока краткосрочного спекулятивного капитала процентные ставки будут поддерживаться на низком уровне. Однако, в этом случае снижение ставок будет осуществляться таким образом, чтобы оставить Банку России достаточные возможности для стерилизации избыточной денежной ликвидности.
Третье. Формирование денежного предложения в 2019 г. будет основываться на увеличении официальных валютных резервов. При несоответствии эмиссии, связанной с ростом резервов, спросу экономики на деньги, разрыв между ними будет покрываться преимущественно за счет изменения остатков на счетах расширенного правительства в Банке России.
При реализации первого сценария (низкие мировые цены на нефть и другие сырьевые товары) объем эмиссии, связанный с ростом валютных резервов, будет недостаточен для удовлетворения потребности экономики в деньгах. В этом случае нехватка денежного предложения будет покрываться за счет снижения остатков средств в финансовом резерве правительства. Банк России предусматривает также проведение операций по рефинансированию банков.
При реализации второго, базового сценария (относительно высокие мировые цены на нефть и другие сырьевые товары) предполагается избыточный рост денежной ликвидности, обусловленный расширением валютных резервов. Этот избыток будет абсорбирован за счет накопления бюджетных средств в стабилизационном фонде.
В качестве крайней меры регулирования денежного предложения предусмотрена возможность изменения норм обязательного резервирования. При избыточной денежной эмиссии они могут быть увеличены, а при дефиците ликвидности — снижены.
Четвертое. Предполагается совершенствование инструментов рефинансирования экономики и стерилизации избыточной денежной ликвидности. Банк России планирует возобновить выпуск собственных облигаций (ОБР), перейти к операциям обратного валютного свопа, а также расширить спектр инструментов, принимаемых в залог при ломбардном кредитовании, за счет включения долговых облигаций Правительства РФ в иностранной валюте.
Проект «Основных направлений…» в целом адекватно отражает вероятные условия и сценарии развития экономики в следующем году. Это позволяет сформулировать верную тактику обеспечения сбалансированности денежно-кредитной сферы (принципы курсовой, процентной политики и др.).
В то же время ряд ключевых ориентиров и индикаторов денежно-кредитной политики представляется недостаточно обоснованным (уровень инфляции, динамика спроса экономики на деньги).
Это, соответственно, ведет к недоучету потребности в изменении инструментов денежной политики (нормы обязательного регулирования, изменение условий рефинансирования и др.)
Как следствие, представленная концепция денежно-кредитной политики требует внесения ряда корректив.
Первое. Предусмотреть удлинение сроков операций по рефинансированию коммерческих банков: по операциям прямого «репо» до трех месяцев, по ломбардному кредитованию под залог государственных ценных бумаг — до полугода, по кредитованию под залог долговых обязательств нефинансовых предприятий — на срок свыше года.
Второе. Смягчить условия кредитования Банком России под залог долговых обязательств нефинансовых предприятий:
- снижение коэффициента обеспеченности кредита залогом;
- отмена требования участия банка-поручителя, гарантирующего погашение предприятием своих обязательств.
Третье. Исключить предусмотренную проектом «Основных направлений…» возможность повышения нормативов обязательного резервирования, в условиях более сильного, чем предполагается во втором сценарии, платежного баланса. В случае слабого платежного баланса (первый сценарий) провести снижение нормативов обязательного резервирования. В случае умеренно-сильного платежного баланса (второй сценарий) рассмотреть возможность такого снижения.
Четвертое. Определить ориентир (предельные значения) средних процентных ставок по краткосрочным государственным ценным бумагам и кредитам конечным заемщикам. Регулирование уровня ставок по этим инструментам осуществлять посредством операций Банка России на открытом рынке государственных ценных бумаг и кредитования под залог долговых обязательств предприятий.
Пятое. Предусмотреть возможность существенного повышения ставок по краткосрочным денежным и финансовым инструментам (государственные облигации, межбанковские кредиты) в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В то же время за счет активизации кредитования под залог долговых обязательств предприятий и изменения нормативов обязательного резервирования монетарные власти должны стремиться обеспечить сохранение стабильного уровня ставок по кредитам реальному сектору.