Финансовая система государства

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система — это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы. Объектом исследования является бюджетная система РФ. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в РФ и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие основных звеньев финансовой системы;
  • рассмотрение сущности, структуры и функций финансовой системы;
  • рассмотрение главного звена финансовой системы — государственного бюджета на примере Российской Федерации;

При написании работы были использованы следующие источники информации:

12 стр., 5852 слов

Феодальная система хозяйства. Сущность феодальной экономики

... в других эпохах и в других частях мира. 2. Феодальная система хозяйства. Сущность феодальной экономики 2.1 Этапы развития феодализма 1) раннее средневековье - V - IX вв. В этот период ... ростом населения; 3) позднее средневековье - XIV - XV вв. Под влиянием товарно-денежных отношений сокращалось или полностью исчезало домениальное хозяйство, шел активный процесс личного освобождения крестьянства, ...

  • учебники и учебные пособия;
  • журналы периодической печати;
  • всемирная сеть Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие финансовой системы

1.1 Финансовая система, ее сущность. Финансовые потоки

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов, Финансовая система состоит из трех подсистем:

  • государственных и муниципальных финансов;
  • финансов хозяйствующих субъектов;
  • финансов граждан.

В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья.

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.

Экономический субъект — это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:

  • государство;
  • регион;
  • хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;
  • гражданин (физическое лицо) — производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровнен (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.

Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание бюджета характеризуется следующими основными взаимосвязями. финансовая система российская структура

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственному кредиту в финансовой системе присущи специфические формы финансово-кредитных отношении по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.

13 стр., 6079 слов

Денежный оборот и система расчётов на предприятии

... использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособности предприятия. Таким образом, целью курсовой работы является: анализ состава денежного оборота в РФ; анализ состава системы расчётов на предприятии. Объектом ... безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. 1.2 Принципы организации безналичного оборота Существовавшая до 1990-х гг. система безналичных ...

Вторая подсистема — финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

Финансы граждан тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов — через систему финансово-кредитных отношений.

1.2 Виды финансовых отношений

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Определим основные субъектно-объектные связи в рамках выполнения финансами своих основных функций и ролей:

1) отношения между государством, населением и предприятиями различной формы собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных «, фондов;

2) отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту;

3) отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств;

4) отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.

Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода; органами налоговой службы; органами муниципального управления; банковской системой; страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами; хозяйствующими субъектами; другими гражданами.

12 стр., 5784 слов

Финансы в системе экономических отношений

... финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных ... финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, ...

Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников:

  • доходы граждан;
  • использование чистых доходов;
  • налоги, сборы, пошлины;
  • финансовый портфель;
  • текущие расходы;
  • чистые доходы;
  • собственные;
  • заемные;
  • заработная плата;
  • личное потребление;
  • доход от предпринимательской деятельности;
  • образование сокровищ;
  • процентный доход;
  • инвестирование;
  • доходы по спекулятивным операциям;
  • выигрыши, призы;
  • дополнительные пенсии, стипендии, алименты, пособия, субсидии;
  • страховое возмещение;
  • полученное наследство и подарки.

1.3 Функции финансовой системы

Финансовая система выполняет ряд важных функций, жизненно необходимых для экономики страны.

Функция сбережения. Система финансовых институтов предлагает населению, предприятиям разнообразные способы денежных сбережений в форме беспроцентных и процентных вкладов, ценных бумаг — депозитных сертификатов, облигаций и акций. Финансовые институты берут на себя обязательства сохранить и приумножить покупательскую способность «временно бездействующих денег».

Функция кредитования. Это активная функция финансовой системы. Она тесно переплетается с первой, поскольку кредитный потенциал финансовых институтов, в частности банков, прямо зависит от объема сберегаемых в экономике страны финансовых средств.

Функция обслуживания платежей. В экономике любой страны постоянно и в громадных объемах происходят платежи, связанные с товарными, финансовыми операциями. Хозяйствующие субъекты расплачиваются со своими работниками, выдавая им заработную плату и премии, поставщиками сырья и товаров, платят налоги и другие обязательные платежи и т.д. Все эти расчеты осуществляются посредством разнообразных финансовых инструментов, таких, как платежные поручения, требования, аккредитивы, чеки, векселя, кредитные карточки и т.д.

Функция экономической политики. Центральный банк и правительство, воздействуя на денежно-кредитные и фискальные рычаги финансовой системы, проводит в нужном направлении государственную экономическую политику.

Человек нуждаясь в деньгах для каких-то своих целей, выходит на рынки с целью найти необходимые средства. Какие существуют пути решения его проблемы? Он может выйти на рынок труда и предложить работодателю свою рабочую силу на условиях определенного контракта. В этом случае работодатель может выплатить наемному работнику аванс и продолжать далее выплачивать зарплату в течение оговоренного в контракте срока. Другой путь: человек может пойти на рынок жилья и предложить свое жилье в качестве временного съемщиком или арендатором, получая средства в форме квартирной ренты.

Если человека не устраивают первые два пути получения необходимых денежных средств на рынках ресурсов, то он может продать какую-нибудь домашнюю вещь или изготовленное им самим изделие на рынке товаров.

Наконец, человек может взять у своих друзей, знакомых или в банке. Получение денег на условиях кредита, как правило, требует представление под обеспечение возврата ссуды каких-нибудь активов. Ими нередко служат гарантии, залог в виде недвижимости или ценных бумаг. Заимствование денег широко распространено в экономической деятельности, и в качестве заемщиков выступают разнообразные мелкие и крупные участники рынка — население, частные фирмы, корпорации и т.д. Кредиторами могут быть также хозяйственные институты.

Таким образом, на рынках спрос на денежные активы противостоит предложению денежных активов. Хотя способы получения хозяйствующими субъектами денежных средств для транзакционных или других целей бывают различными, однако основополагающий принцип остается одним и тем же для всех. Все участники рыночного хозяйства входят на рынки — рынки ресурсов, рынки товаров, рынки денег и капиталов, рынки валюты.

2. Структура финансовой системы России и перспективы ее развития

2.1 Состав и структура финансовой системы России

В среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А.Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией. Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Казака. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007. — С. 122.

Например, Г.Б. Поляк делит финансовую систему Российской Федерации на две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь централизованные финансы образуют три звена — федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды. Затем территориальные финансы подразделяются на региональные финансы (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и местные финансы (местный бюджет и местные внебюджетные фонды).

Децентрализованные финансы делятся на два звена финансы предприятий, организаций (финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций) и финансы домашнего хозяйства. Финансы: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-дана, 2008. — С. 487. Аналогичная трактовка у В.В. Ковалева. Финансы: учебник/ под ред. В.В. Ковалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — С. 285. Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но, по сути, трактовка одна и та же. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова — М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. — С. 222.

Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности).

В последние годы наблюдается тенденция выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей.

Характерно, что специалисты в области финансового права выделяют в составе финансовой системы кредит, как государственный, так и банковский. Тогда как экономистам свойственно включать только государственный кредит в состав централизованных финансов.

Несмотря на то, что все авторы, как правило, выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.

Одним из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая С. В., Вавилов Ю.Я., Родионова В.М. выделили три сферы финансовой системы: финансы экономических (хозяйствующих) субъектов, страхование, государственные и муниципальные финансы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

Автор Вавилов Ю.Я. в сфере страхования выделяет два звена (см. рис. 2.1):

1. Некоммерческое (государственное страхование);

2. Коммерческое страхование.

В сфере финансов экономических (хозяйствующих) субъектов четыре звена:

1. Финансы коммерческих организаций;

2. Финансы некоммерческих организаций;

3. Финансы индивидуальных предпринимателей;

4. Финансы домохозяйств.

В сфере государственных и муниципальных финансов три звена:

1. Федеральные финансы;

2. Финансы Субъектов Федерации;

3. Местные финансы.

Рисунок 2.1 — Состав финансовой системы РФ

Ковалёва А.М. выделяет две сферы с финансовой системе РФ: Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — С. 170.

* Общегосударственные финансы.

* Финансы хозяйствующих субъектов.

В сфере финансов экономических (хозяйствующих) субъектов автор Ковалева А.М. выделяет шесть звеньев:

1. Государственных;

2. Муниципальных;

3. Частных;

4. Акционерных;

5. Арендных;

6. Общественных;

  • В сфере общегосударственных финансов Ковалева А.М. выделяет четыре звена:

1. Государственный бюджет;

2. Внебюджетные фонды;

3. Государственный кредит;

4. Фонды страхования.

Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.

Следует подчеркнуть, что основу финансовой системы любого государства создают первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан. Вся совокупность этих доходов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов страны.

Как уже говорилось выше, вопрос о структуре финансовой системы России разными авторами видится по-разному. В данном исследовании наиболее актуальной представляется модель финансовой системы, предложенная авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской, которая представлена на рис. 2.2.

В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 2.2.

Государственные и муниципальные финансы включают в себя:

1. Бюджетную систему;

2. Внебюджетные фонды;

3. Государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

1. Коммерческих предприятий и организаций;

2. Финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

3. Некоммерческих организаций.

В то же время, финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Рисунок 2.2 — Подсистемы и звенья системы финансов РФ Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — С. 67.

Далее, в следующем подпункте курсовой работы рассмотрим перспективы развития финансовой системы Российской Федерации.

2.2 Перспективы развития финансовой системы России

В данном параграфе можно проследить динамику финансов подсистем и звеньев финансовой системы РФ.

На рис. 2.3 представлена динамика показателей консолидированного бюджета Российской Федерации за период 2010-2013 гг.

Рисунок 2.3 — Динамика показателей консолидированного бюджета Российской Федерации за период 2010-2013гг., млн. руб.

В таблице 2.1 представлены финансовые результаты деятельности кредитных организаций РФ (на начало года).

Таблица 2.1 — Финансовые результаты деятельности кредитных организаций (на начало года) Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат — М., 2010. — С. 368.

2010

2011

2012

2013

Объем прибыли (+) / убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн. руб.

371548

507975

409186

205110

Объем прибыли по прибыльным кредитным организациям, млн. руб.

372382

508882

446936

284939

Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов

98,5

99,0

94,9

88,7

Объем убытков (-) по убыточным кредитным организациям, млн. руб.

834

907

37750

79829

Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций, процентов

1,5

1,0

5,1

11,3

На рис. 2.4 отображена Динамика объема прибыли полученной действующими кредитными организациями, в период 2010-2013 гг.

Рисунок 2.4 — Динамика объема прибыли полученной действующими кредитными организациями, в период 2010-2013гг., на начало года, млн. руб.

Последствиями мирового финансового кризиса и нестабильностью финансовой системы России можно объяснить и рост удельного веса кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций — см. рис. 2.5.

Рис. 2.5 — Динамика удельного веса кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций, в период 2010-2013гг., на начало года, %

В период с 2010г. по 2013гг. удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций вырос в 7,5 раз.

Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними. Финансовый рынок России ведет себя как единый финансовый актив с другими рынками. В будущем можно прогнозировать сохранение зависимости динамики российского финансового рынка от движения цен на зарубежных рынках и поведения глобальных инвесторов.

Среди проблем финансовой системы РФ можно также отметить предкризисную формулу государственного регулирования финансового сектора, характеризующуюся отсутствием идеологии ребалансирования экономики; мягкой денежной политикой; суженной практикой рефинансирования банков через Банк России; приверженностью к закрепленному курсу рубля; отсутствием активного противодействия государства немонетарной инфляции; эксцессивному ссудному проценту; ростом фискальной нагрузки и др.

Финансовая система состоит из объективно обусловленных сфер — государственных финансов и финансов частных — финансов предприятий и организаций и финансов домашних хозяйств — поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Государственные финансы представляют собой ту часть финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют властные органы любого уровня (органы государственной власти и органы местного самоуправления) и которые формируют финансовые ресурсы для выполнения своих функций — экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др.

Другая сфера финансовой системы представлена финансами предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов. Система государственных (публичных) финансов представлена звеньями: бюджетная система и государственные финансовые резервы. Другой важной сферой финансовой системы выступают финансы предприятий и организаций.

Многие экономисты именно эту сферу называют исходной сферой финансовой системы, так как именно здесь происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Продолжавшийся предыдущие 150 лет процесс выделения финансовой сферы в самостоятельную и самодостаточную область экономической деятельности, все больше отрывающуюся от реальной экономики, действующий подчас независимо от нее и лишь косвенно воздействующий на реальные экономические процессы, подошел к наивысшей точке. Объективно неизбежен процесс нового сближения денежно-финансовой сферы и реальной сферы экономики, тесного взаимопроникновения этих сфер, при этом государство будет активным участником этого процесса. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2006. — С. 63.

Одной из самых «молодых» сфер финансовой системы выступают финансы домашних хозяйств, которые играют значительную роль как при формировании государственных (публичных) финансов, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Причем к данному звену финансовой системы относятся все денежные потоки населения, а не только финансы индивидуальных предпринимателей. Некоторые ученые-экономисты включают в финансовую систему исключительно индивидуальных предпринимателей. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. — Финансы. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2008. — С. 33-35. Более того, усиление роли и места финансов домашних хозяйств — это тенденция последнего десятилетия и стратегия развития стран в дальнейшем. Существенное повышение доли финансов домашних хозяйств в финансовом потенциале страны — важнейшая задача ближайших 20 лет. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2006. — С. 65.

В развитых государствах с рыночной экономикой именно финансы домашних хозяйств — главный, ключевой финансовый ресурс, определяющий характер экономического развития в целом. Величина финансов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и характер развития экономики любой страны с рыночной экономикой.

Все представленные сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы предприятий и финансы домашних хозяйств взаимодействуют с государственными (публичными) финансами при уплате налоговых и иных платежей в бюджетную систему, при получении бюджетных средств и т.д. Внутри сферы финансов предприятий существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций. Внутри сферы «государственные финансы» возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Государственные финансы выполняют не просто функцию государственного обеспечения, но и реально являются производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т.д.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.

Заключение

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряжённости усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса.

Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается всё более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинг, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надёжность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).

2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3. Бабич А.М. Финансы. Учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, — 2006. — 759 с.

4. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика).

Уч. пособие — 2007. — 272 с.

5. Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под ред. проф. Л.И. Сергеева. — Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 2003. — 368 с.

6. Государственные финансы в финансовой системе России / Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. — М.: Финансы и Кредит. — 2007. — №3. — с. 35-36.

7. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. — Финансы. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 504 с.

8. Давыдова Л.В. Финансы в схемах; учеб. Пособие / Л.В. Давыдова, О.А. Федорова, Г.В. Коршунова. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 80 с.

9. Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Казака. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007. — 630 с.

10. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 543 с.

11. Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

12. Павлов Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 438 с.

13. Финансовое право: Учеб/Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М.: Юрист. 2009. — 419 с.

14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.

15. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. -2-е изд., перераб. И доп./В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. -720 с.

16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2006. — 512 с.

17. Финансы России. 2010: Стат. сб./ Росстат — М., 2010. — 468 c.

18. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 384 с.

19. Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 400 с.

20. Финансы: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-дана, 2008. — 703 с.

21. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова — М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. — 763 с.

22. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 527 с.

23. Финансы: учебник/ под ред. В.В. Ковалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 636 с.

24. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. Сенчагова В.К. — М.: Дело, 2006. — 415 с.

25. http://www.premier.qov.ru/anticrisis/.