Экономика транспорта

Транспортная отрасль является важной составляющей в экономике любого государства, она относится к инфраструктурным отраслям. Производственные связи предприятий отраслей инфраструктуры, в отличие от предприятий базисных отраслей, которые поставляют свою продукцию ограниченному числу потребителей, гораздо шире.

Таким образом, массовым потребителем транспортных услуг является население страны.

Социально-экономическое развитие предприятий транспорта имеет расширительное значение как для удовлетворения потребностей предприятий базисных отраслей, так и непосредственно для повышения качества жизни населения в определенном регионе и в стране в целом.

Без надежной работы транспорта невозможно обеспечить развитие межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение природных богатств, и социально-экономическое благополучие общества.

Процесс производства транспортных услуг предполагает наличие и взаимодействие определенных факторов производства, к которым, прежде всего, можно отнести капитал АТП в его материально-вещественной форме (имущество предприятия) и труд, представляющий деятельность, связанную с затратами человеческого капитал, носителями которого являются трудовые ресурсы предприятия. Об этом подробнее я остановлюсь в своей курсовой работе.

Цель моей курсовой работы – рассмотреть малое предприятие, имеющее узкий профиль работы и обслуживающее определенное количество потребителей.

осуществляет специализированные промышленные перевозки. Используемая марка автомобиля для грузоперевозок – Белаз-540 (самосвал).

Вид транспортируемого груза – уголь. Способ вывозки груза – механизированный. Клиентура – доставка с карьера на ТЭЦ. В связи с этим перевозки будут осуществляться по дорогам третьей категории, в северных природно-климатических условиях.

1.1. ТЭП подвижного состава за год

Таблица 1

ТЭП подвижного состава

Наименование показателя Значения
Списочное количество автомобилей (Ас), шт. 20
Грузоподъёмность (q), т. 27,0
Коэффициент использования пробега (?) 0,5
Класс груза (у) 2
Коэффициент использования грузоподъёмности (?) 1
Коэффициент выпуска (??) 0,7
Техническая скорость (VТ), км/ч 28
Время в наряде (Тн), Ч 8
Среднее расстояние перевозки (ln), км 20
Время простоя под погрузкой и разгрузкой (tn-p), ч 0,18

1.2. Расчет производственной программы АТП за год

Таблица 2

Наименование показателя Значения
Автомобиле-дни в хозяйстве (АДх) 7.300,0
Автомобиле-дни в работе (АДр) 5.110,0
Автомобиле-часы работы (АЧр) 40.880,0
Среднесуточный пробег (lcc), км 199,0
Общий пробег (Lобщ), км 1.016.554,1
Пробег грузовой (Lгр), км 508.277,0
Количество ездок в сутки (Zсут), км 5,0
Количество ездок за год (Zобщ), км 25.550,0
Суточный объём перевозок (Qсут), т 134,0
Годовой объём перевозок (Qгод), т 684.740,0
Грузооборот суточный (Рсут), т*км 2.686,0
Грузооборот годовой (Ргод), т*км 1.372.546,0

Зная среднесписочное количество автомобилей, можно рассчитать следующие технико-эксплуатационные показатели:

  • автомобиле- дни в хозяйстве:
  • автомобиле- дни в работе:
  • автомобиле-часы работы:
  • среднесуточный пробег:
  • общий пробег:
  • грузовой пробег:
  • суточный объём перевозок:
  • годовой объём перевозок:
  • грузооборот суточный:
  • грузооборот годовой:

2. Расчет производственно- технологической базы (ПТБ) и оценка эффективности использования основных фондов (ОФ)

Основные производственные фонды – та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по мере износа, по частям.

Основные фонды производственного назначения включают в себя:

По своему назначению основные фонды подразделяют на производственные, т.е. предназначенные для использования в производственном процессе, и непроизводственные, используемые для удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд работников (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе предприятия, медицинские пункты).

По степени участия в производственном процессе основные фонды делятся на активные и пассивные. Активные часть (машины, оборудование) непосредственно влияет на производство, количество и качество продукции (услуг).

Пассивные элементы (здания, сооружения) создают необходимые условия для производственного процесса.

Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующих стадий: износ основных фондов, амортизация, накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путем осуществления капитальных вложений.

Любые объекты основных фондов подвержены физических и моральному износу, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ частично восстанавливается путем ремонта, рекомендации и модернизации основных фондов. Моральный износ проявляется в том, что устаревшие фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимости замены, является моральный износ.

Физический износ – это постепенная утрата стоимости вследствие старения, сопряжен с изменением механических, физических или химических свойств данного элемента.

Уровень физического износа зависит от:

  • первоначального качества;
  • степени эксплуатации;
  • уровня квалификации обслуживающего персонала.

Моральный износ (обесценивание) состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость их физического износа до окончания срока своей физической службы:

Различают два вида морального износа:

  • происходит обесценивание машин такой же конструкции, что и выпускались раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях;
  • обесценивание старых машин еще годных, вследствие появления новых технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.

Моральный износ определяется при переоценке основных фондов путем сопоставления их полной первоначальной и восстановительной стоимости, а моральный износ второго вида – сопоставлением производительности новых и старых, устаревших основных фондов.

Важный аспект в части реализации требований, предъявляемых к основным фондам, — создание оптового рынка оборудования, а также сети магазинов и бирж комиссионной торговли новой, списанной и подержанной техники. Как показывает опыт работы зарубежных компаний, осуществление лизинговой формы торговли оборудованием позволяет значительно снизить единовременные капиталовложения, а, следовательно, создать благоприятные условия для быстрого становления и развития бизнеса. И вместе с тем, высокая стоимость оборудования, инструментов и длительность отвлечения денежных средств в больших размерах вынуждают предприятия уделять больше внимания лучшему использованию основных фондов в процессе их эксплуатации. Но это также требует выполнения ряда условий, прежде всего необходимости ведения четкого учета наличия и движения основных фондов на предприятии. Этот учет должен обеспечить знание общей величины основных фондов, их динамики, степени их влияния на уровень издержек производства.

2.1. Расчет стоимости подвижного состава и ПТБ

Производственно-техническая база (ПТБ) – совокупность зданий, сооружений, оборудования и диагностики, предназначенных для технического обслуживания, хранения ПС и его ремонта, а также создания условий для выполнения производственно- технологического процесса.

2.2. Расчет амортизационных отчислений

Амортизация основных фондов (ОФ) – это возмещение стоимости износа ОФ путем включения их в затраты на производство в течение всего срока функционирования ОФ.

Амортизационные отчисления (в рублях) производятся по нормам амортизации.

Норма амортизации – это годовой процент погашения стоимости ОФ, определяющий сумму ежегодных амортизационных отчислений.

Таблица 3

фондов АТП, амортизационные отчисления по основным фондам АТП

Подвижной состав 70 28.000 12 8,3 2.300
ПТБ 30 12.000
В том числе:
Здания 23 9.200 20 5 460
Сооружения 1 400 15 6,6 26
Передаточные устройства 0,5 200 15 6,6 13,2
Рабочие машины 5 2.000 10 10 200
Прочее 0,5 200 2 50 100
Итого 100 40.000 3.099,2

Невысоким уровнем механизации ремонтно-обслуживающих работ в автотранспортных предприятиях определяется относительно небольшой удельный вес стоимости машин и оборудования, используемых при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в общей стоимости основных производственных фондов. Удельный вес этой составляющей существенно снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуются услугами других предприятий.

Среднегодовая стоимость основных фондов:

14 апреля основных фондов поступило на сумму 5.600 тыс. руб.

16 августа основных фондов выбыло на сумму 2.800 тыс. руб.

Стоимость ОФ на начало года составила 40.000 тыс. руб.

2.3. Оценка эффективности использования основных фондов

Оценка основных фондов осуществляется в натуральных и стоимостных показателях. Что касается стоимостных показателей, здесь можно выделить следующие:

  • полная первоначальная стоимость – отражает затраты предприятия на приобретение ОФ и включает цену данного элемента ОФ и затраты предприя тия на транспортировку к месту эксплуатации, затраты на сооружение фундамента, затраты на пуско-наладочные работы;
  • полная восстановительная стоимость – отражает стоимость воспроизводства ОФ в современных условиях;
  • балансовая стоимость – стоимость, по которой средства труда числятся на балансе предприятия (до переоценки).

    До переоценки они числятся по полной первоначальной стоимости, после – по восстановленной стоимости;

  • остаточная стоимость – реальная стоимость в конкретный момент времени за вычетом той стоимости, которая уже перенесена на стоимость готовой продукции в течение периода эксплуатации;
  • ликвидационная стоимость – сумма средств, которую может получить предприятие при реализации ОФ, после срока службы.

Для детального анализа воспроизводства ОФ используются показатели использования ОФ:

  • коэффициент обновления:
  • коэффициент выбытия:
  • коэффициент износа:
  • коэффициент годности:

— коэффициент общего оборота ОФ:

В имущественный комплекс АТП, кроме основных фондов, входят ещё оборотные средства. Экономическая состоятельность АТП значительно зависит от соответствия состава этих средств производственной программе по перевозкам грузов, а также по другим видам деятельности, если они осуществляются предприятием.

Оборотные средства являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия, т.е. в производстве и реализации. В процессе производственно – хозяйственной деятельности предприятие нуждается в денежных средствах, необходимых для предоставления услуг, закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы и т.д., а затем в средствах, которые требуются на ее реализацию. Таким образом, оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды обеспечивают непрерывность производственного процесса, а фонды обращения – реализацию производственной продукции на рынке и получение денежных средств, гарантирующих благополучие предприятия. Эта экономическая роль оборотных средств определяет их сущность, которая заключается в необходимости обеспечения бесперебойного функционирования процесса производства и процесса обращения. Функционируя, оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, который условно можно разделить на три фазы.

В первой фазе оборотные средства превращаются в услугу. Во второй фазе оборотные средства, участвуют в процессе производства, принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий. И уже в третьей фазе оборотные средства в форме готовой продукции в процессе ее реализации снова превращаются в деньги.

Оборотные средства, затрачиваемые в ходе изготовления продукции (услуги) и ее реализации, полностью потребляются и переносят свою стоимость на продукцию в течение одного операционного цикла. Под операционным циклом понимается время от момента приобретения сырья и материалов до момента поступления денег от предоставленной услуги.

Оборотные средства в хозяйственной практике включают в себя стоимость материально-производственных запасов, дебиторскую задолженность, расходы будущих периодов, денежные средства.

Необходимость создания материально-производственных запасов обусловливается сущностью производственного процесса. Она заключается в том, что производство продукции осуществляется ежечасно, ежедневно, т.е. непрерывно во времени за исключением выходных дней или постановки оборудования на ремонт. Это означает, что сырье и материалы, топливо, необходимые для изготовления продукции, должны поступать непрерывно, бесперебойно. А этого можно достичь только при условии создания запасов сырья и материалов, топлива соответствующей величины.

На производственном предприятии существуют три вида запасов товарно-материальных ценностей, определяющих его функционирование: производственные запасы, незавершенное производства, запасы готовой продукции. Все они по своему содержанию имеют натуральную и стоимостную оценку.

К незавершенному производству относят ту продукцию, которая на момент расчета находится на какой – либо стадии изготовления. Из этого следует, что в этот запас включается в том или ином объеме стоимость товарно-материальных ценностей, а также количество труда, затраченное на их изготовление, потребленная электроэнергия, вода и т.д.

В запасы готовой продукции включается стоимость товаров, законченных в производстве и готовых к реализации, а также стоимость остатков готовой продукции, находящейся на складе. В данном случае издержки на ее изготовление включены полностью. Как правило, готовая продукция определенное время находится на складе, где комплектуется и упаковывается, а затем отгружается потребителю. Эти затраты тоже добавляются в издержки, идущие на производство продукции.

Если оборотные производственные фонды непосредственно связаны с хозяйственно-производственной деятельностью по выпуску продукции, то фонды обращения – с реализацией готовой продукции и получением на этой основе денежных средств в форме доходов предприятия, состоящих из возмещенных затрат, сделанных при изготовлении продукции и ее реализации, и прибыли. Получение денег – конечный этап и главная цель всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Из этих средств оплачиваются счета за купленное сырье и материалы, выплачивается заработная плата. Вычитая сумму наличности из оборотных средств, мы получаем оборотные средства, находящиеся в товарно-материальных запасах, неоплаченных счетах. Возрастание этой части означает отток наличности, что приводит к финансовым затруднениям в деятельности предприятия. Уменьшение же сумм товарно-материальных ценностей способствует притоку денежных средств. Из этого следует, что эффективное решение выше указанной задачи предполагает соответствующую организацию хозяйствования с оборотными средствами.

3.1. Расчет потребности в оборотных фондах

Оборотные средства – предметы труда, которые участвуют в одном производственном процессе и переносят свою стоимость на вновь созданные продукты.

В соответствии с общепринятой классификацией оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов. Рассмотрим каждый элемент подробнее.

3.1.1 Производственные запасы

Производственные запасы включают следующие показатели:

  • топливо для автомобилей:

=

=

=

=.

  • планируемый расход смазочных и обтирочных материалов:

N 100 л. мот. масло =4,5

N 100 л. транс. масло =0,5

N 100 л. консис. =0,3

  • планируемый расход на запасные части и ремонтные материалы:

N 1000 км Зап.части =29

N 1000 км Матер. =

  • планируемый расход на автомобильные шины:

Таблица 4

Расчет производственных запасов

Наименование показателя Значения
Расход топлива, л. 1.510.329,1
Затраты на топливо, тыс. руб. 37.758,227
Затраты на моторное масло, тыс. руб. 2038,944
Затраты на трансмиссионное масло, тыс. руб. 188,8
Затраты на консистентную смазку, тыс. руб. 90,619
Затраты на керосин, тыс. руб. 151,033
Затраты на обтирочные материалы, тыс. руб. 2
Затраты на запасные части, тыс. руб. 589,6
Затраты на ремонтные материалы, тыс. руб. 294,8
Затраты на шины в запас, тыс. руб. 135

3.1.2 Оборотные фонды в процессе незавершенного производства

Структура производственного процесса на АТП – причина того, что удельный вес оборотных фондов в незавершенном производстве незначителен. Оборотные средства могут быть задействованы в незавершенном производстве в небольшом объёме только при выполнении долговременных технических воздействий на подвижной состав. Что касается перевозок грузов, то здесь оборотные фонды в процессе незавершенного производства отсутствуют. Соответственно объём оборотных фондов, находящихся в процессе незавершенного производства, на АТП весьма невелик.

3.1.3 Расходы будущих периодов

Расходы будущих периодов – это расходы, которые произведены в данном периоде, но будут погашены за счет себестоимости в последующие периоды.

Для расчета норматива отдельных статей сумма накладных расходов определяется в размере 10 тыс. руб. на один среднесписочный автомобиль в год.

3.2. Расчет норматива собственных оборотных средств

Таблица 5

Норматив собственных оборотных средств

Наименование статьи
Производственные запасы, в том числе:
Топливо для автомобилей 37.758,227 6 629,3
Смазочные и обтирочные материалы 4.469,396 30 372,5
Запасные части 589,6 90 147,4
Ремонтные материалы 294,8 45 36,85
Автомобильные шины 135 90 33,75
Электроэнергия 8 30 0,66
Ремонтно-строительные материалы 2 80 0,44
Производственные бланки и канцелярские принадлежности 2 60 0,33
Малоценный и быстроизнашивающи йся инвентарь 4 280 3,11
Спецодежда 2 180 1
Расходы будущих периодов 4 305 3,39
Итого: 43.268,996 1.228,73

3.3. Расчет показателей использования оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости:

Продолжительность одного оборота:

дней

Степень загрузки оборотных средств:

4.Расчет фонда рабочего времени (ФРВ) и численности работников

Фонд рабочего времени – количество часов, которое может отработать один работник в панируемом периоде.

4.1. Расчет численности ремонтных рабочих и водителей на АТП

ФРВ год план =[Дкал.-(В+П+О+Б+Г)]tдня – (В2+П* 1-До2)=

=[365-(52+12+35+9+2)] 7 – (522+81-32)=1745 часов

Дк — календарные дни

В – выходные дни

П – праздничные дни

П? — предпраздничные дни

О – дни отпусков

Б – больничные

Г – государственные обязанности

t – время работы, то есть продолжительность рабочего дня

ПЗ

Число водителей:

N вод.

N ТО-2 =

N ТО-1

N ЕО

t ЕО =1,8 ЕО – ежедневное обслуживание

t ТО-1 =12 ТО – техническое обслуживание

t ТО-2 =55

t ТР =33 Т.р. — текущий ремонт

Трудоёмкость:

Т ЕО = N ЕО t ЕО =4.7691,8=8.585

Т ТО-1 = N ТО-1 t ТО-1 =25412=3.049

Т ТО-2 = N ТО-2 t ТО-2 =8555=4.658

Т Т.Р.

Число ремонтных рабочих:

N то-1 р.р. =

N то-2 р.р. =

N ЕО р.р. =

N Т.Р. р.р. =

Таблица 6

Показатели Значения
Количество воздействий:
ТО-1 254
ТО-2 85
ЕО 4.769
Общая трудоёмкость:
ТО-1 3.049
ТО-2 4.658
ТР 33.546
ЕО 8.585
Количество ремонтных рабочих:
ТО-1 2
ТО-2 3
ЕО 5
ТР 19
Всего: 29

4.1. Расчет численности всех работающих на АТП

Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще всего используются термины «кадры» и «персонал».

Под кадрами предприятия принято понимать основной состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные, руководители, специалисты и служащие. Перечисленные работники образуют промышленно-производственный персонал.

Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами специальностей. Внутри специальности работников можно разделить по уровню квалификации.

Профессия – это совокупность знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой – либо отрасли производства.

Специальность – это вид деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников специальных навыков и знаний.

Квалификация – это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.

По уровню квалификации рабочих можно разделить на квалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных. Квалификация рабочих определяется разрядами.

Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории.

Руководители распределяются по структурам управления и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления – на высшего, среднего и низового звена.

Специалисты – это работники, занятые инженерно-техническими, экономическими работами: инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрисконсультанты и т.д.

Служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики и т.д.

Соотношение перечисленных категорий работников в общей их численности, выраженное в процентах, называется структурой кадров. Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам.

В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

Явочный состав – это минимально необходимое число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения задания в установленные сроки.

Списочный состав – все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким – либо другим причинам. Списочная численность работников может быть установлена на определенную дату.

Среднесписочный состав определяется путем суммирования списочного состава работников за все календарные дни, включая выходные и праздничные дни, деления суммы на полное календарное число дней периода.

Таблица 7

Штатное расписание

Должность, профессия

и т.д……………..

мес , р.
директор 1 Р 18 10,07 43.603 43.603
заместитель директора 1 Р 17 9,07 39.273 39.273
главный бухгалтер 1 Р 16 8,17 35.376 35.376
бухгалтер расчетной группы 1 СП 12 5,1 22.083 22.083
бухгалтер материальной группы 1 СП 12 5,1 22.083 22.083
кассир 0 Тех. 9 3,53 15.285 4.585,5
старший экономист 1 СП 13 5,76 24.940 24.940
экономист 1 СП 12 5,1 22.083 22.083
табельщик 0 Тех. 9 3,53 15.285 4.585,5
старший диспетчер 1 СП 11 4,51 19.528 19.528
диспетчер 2 Тех. 10 3,99 17.276 34.552
старший инспектор отдела кадров 1 СП 13 5,76 24.940 24.940
старший мастер ремонтного участка 1 СП 13 5,76 24.940 24.940
инженер по технике безопасности 0 СП 12 5,1 22.083 6.624,9
инженер по безопасности движения 0 СП 12 5,1 22.083 6.624,9
врач 0,5 СП 12 5,1 22.083 11.041,5
секретарь 1 Тех. 9 3,53 15.285 15.285
заведующий складом

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.