Анализ функционирования и развития отрасли ЖКХ

До недавнего времени имело место негативное изменение условий экономического функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

  • недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
  • неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
  • высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
  • неэффективное использование природных ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
  • низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Износ основных производственных фондов в среднем по России составляет 60%.

В результате износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и до 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии — 15%, по телу до 40%.

Данные об отрасли далеко не радостные. Поэтому тема реформирования отрасли ЖКХ является весьма и весьма актуальной.

Объектом исследования работы является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, предметом — состояние и развитие отрасли ЖКХ в Росси и Красноярском крае.

Цель работы состоит в анализе современного состояния отрасли жилищно-коммунального хозяйства России и Красноярского края и разработке направлений совершенствования данной отрасли экономики России.

Цель работы конкретизируется в поставленных задачах:

1. исследовать теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства: осветить историческое развитие отрасли ЖКХ в России, рассмотреть состав отрасли ЖКХ, а также основные направления реформирования отрасли ЖКХ;

19 стр., 9477 слов

Особенности бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства

... кризиса отрасли жилищно-коммунального хозяйства понятны: низкие инвестиции в коммунальное хозяйство, устаревшие инженерные сети, энергосистемы, требующие капитального ремонта или даже полной замены, устаревший жилой фонд, недостаток государственного бюджетного финансирования, убыточность отрасли. Единственным способом ...

2. провести анализ функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в России и Красноярском крае;

3. рассмотреть основные направления реформирования отрасли ЖКХ, в частности предложения освещенные в Концепции развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства России на период до 2020 года.

Это и обусловило структуру курсовой работы, представленную тремя главами.

жилищное коммунальное хозяйство

1. Отрасль ЖКХ: понятие, сущность и содержание

1.1 История и специфика формирование отрасли ЖКХ

В апреле 1649 года Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было — иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния» (чинить благо обществу).

Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.

Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».

Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в середине XIX века была построена и первая канализация.

Александром II 1 января 1864 года были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и другие.

В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.

С 1918 г. новая власть начала конфискацию у домовладельцев доходного жилья, приносившего более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по «классовому признаку»: рабочие за квадратный аршин площади платили 10-40 коп., люди свободных профессий — 1-2 руб., нетрудовые элементы — 3-10 руб.

Нa VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами.

В январе 1920 г. по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.

32 стр., 15907 слов

Субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг

... оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами (ст. 15.2), финансовую помощь на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства (ст. 15.3), субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 15.4), ответственность граждан в данной сфере (ст. 15.5); меры социальной ...

Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР создано в 1921 году.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.

В 30-е годы создан и активно работал «Роскоммунбанк», являвшийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию России. Средний оборот банка составлял 160 млрд. руб. в год.

По состоянию на 1 января 1931 года на долю коммунального хозяйства приходилось 30% основных фондов страны, оценивавшихся в 78 млрд. руб.

В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР — Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.

За годы Великой Отечественной войны в СССР полностью или частично было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади, около 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных хозяйств, 362 коммунальные электростанции и большое число других предприятий и учреждений городского хозяйства.

В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства.

В 1954 г. в России начала осуществляться программка массового жилищного строительства. За два десятилетия «хрущовские» пятиэтажки покрыли всю страну. Тогда же была сооружена большая часть эксплуатируемых сейчас инженерных сетей. Система управления ЖКХ, сложившаяся в те годы, сохранялась до 1990-х гг. Единственным новшеством было движение жилкооперативов в 1970-х. В государственном секторе домохозяйства были не собственниками и не арендаторами, а, по сути, бессрочными пользователями. Изменения начались с Закона «О приватизации жилищного фонда РФ», принятого в 1991 г. Он определил право жильцов получить квартиры в частную собственность. При этом на них не возлагались обязательства, вытекающие из права собственности: полное возмещение издержек по поддержанию этой собственности и оплате коммунальных услуг.

В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года.

Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование».

К 2004 г., получая ЖКУ по субсидированным ценам, граждане тратили на них в среднем 10,8% своего бюджета. Однако, с учетом реальных расходов, отражающим различия в жилищной обеспеченности, качестве жилья, доля расходов на ЖКУ в семейном бюджете россиян пока заметно ниже, причем прежде всего для состоятельных людей. Т.е. на богатых приходится больше субсидий, заложенных в

Первой попыткой подключить владельцев квартир к покрытию расходов стали Указ «О временном положении о кондоминиумах » (1993 г.) и закон «О товариществах собственников жилья (ТСЖ) . (1996 г.).

Однако к 1993-1996 г. когда в России уже сложился рынок жилья, рынок ЖКУ был еще в зачаточном состоянии.

15 стр., 7433 слов

Тарифная политика в системе предоставления жилищно комунальных ...

... в жилищно-коммунальном хозяйстве началось с расширения самостоятельности предприятий, изменения форм их собственности, однако эти преобразования столкнулись с трудностями, связанными с искаженными в механизме оплаты выполняемых работ (услуг). В этих условиях реформа ценообразования, в ...

В 1997 г. Ельцин подписал указ «О реформе ЖКХ», согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г.

Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакция закона «Об основах федеральной жилищной политики» (2003 г.) вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением.

1.2 Состав отрасли ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

ЖКХ подразумевает выполнение следующих функций: [8, с. 183]

  • водопровод, куда входят прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в т.ч. для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение, т.е. обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;
  • канализация (отведение сточных вод);
  • капитальный ремонт зданий;
  • текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
  • сбор, вывоз и утилизация мусора;
  • уборка мест общего пользования;
  • содержание придомовых территорий (благоустройство, озеленение).

Для того чтобы повысить уровень жизни людей, улучшить их жилищные условия а также развивать культуру у населения необходимо повысить требования предъявляемые к ЖКХ.

Ниже приведена классификация отраслей жилищно-коммунального хозяйства:

  • санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
  • внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
  • коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
  • коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
  • внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
  • подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Особенности ЖКХ как отрасли народного хозяйства: [8, с. 184]

  • сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
  • особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
  • сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
  • сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
  • особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
  • необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения.

ЖКХ имеет многоотраслевую структуру, однако несмотря на это, жилищно-коммунальное хозяйство это целостная система, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность населения.

22 стр., 10676 слов

Роль и значение субсидии на оплату жилищно-коммунальных

... Аспект, касающийся роли и значения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в повышении доходов населения, в том числе низкодоходной его части, остается менее изученным. В связи с этим, целью курсовой работы является выявление роли и значения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг ...

Тарифы ЖКХ включают в себя категории:

квартплата ;

тарифы на коммунальные услуги .

Квартплата — это сумма, которую вносят граждане РФ предприятиям ЖКХ , которые обслуживают их дом, за наем, ремонт и содержание жилого помещения . Также под квартплатой подразумевают и плату за коммунальные услуги .

Тарифы на квартирные платежи вправе устанавливаться органами государственной или местной власти . В каждом отдельном регионе России существуют индивидуальные тарифы на квартплату.

Некоторые тарифы на квартирные платежи рассчитываются исходя из показателей счетчиков. Иные тарифы на квартирные платежи зависят от площади квартиры (в мІ), а также от того, какое количество человек проживает в данной квартире. К примеру, такая услуга, как вывоз мусора с придомовой территории, рассчитывается исходя из метража квартир

Понятие тарифы на коммунальные услуги включает в себя стоимость всех жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которые предоставляются гражданам РФ предприятиями ЖКХ .

Коммунальные услуги включают в себя:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • водоотвод;
  • отопление квартиры.

Жилищные услуги включают в себя:

  • оплата за наем жилой площади;
  • ремонт и содержание дома;
  • уборка и вывоз мусора с придомовой территории;
  • прочие услуги.

К прочим услугам, вкупе с основными коммунальными услугами, относятся:

  • домофоны, кодовые замки;
  • коллективная антенна;
  • радиоточка и др.

1.3 Реформирование отрасли ЖКХ

Основные направления развития отрасли связаны с проблемами, которые, в первую очередь, беспокоят граждан. Это повышение стоимости и низкое качество оказываемых услуг, плохая организация управления жилфондом. Большинство этих нареканий напрямую связано с состоянием отрасли, организацией ее управления.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации особо подчеркнул необходимость активно привлекать частный капитал, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства, и повысить эффективность использования энергии в жилищно — коммунальном секторе.

Этому поручению соответствует разработанная Минрегионом России «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020 годы», концепция которой утверждена Правительством Российской Федерации.

Главными элементами системы станут субсидирование ставок по кредитам на модернизацию и создание программ комплексного развития регионов.

Также разрабатывается законопроект «О водоснабжении и водоотведении», который создаст стимулы для модернизации водопроводно-канализационного хозяйства и обеспечит бесперебойное и качественное централизованное водоснабжение и водоотведение.

С 2013 г. по Программе «Чистая вода» предполагается выделение из федерального бюджета по 3 млрд руб. ежегодно до 2014 г.

Все это должно привести к значительной экономии ресурсов и стать развитием проводимой Минрегионом работы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности — еще одной задачи, на которую ориентировал в своем Послании Президент России.

9 стр., 4467 слов

Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг на территории ...

... на 9% меньше денежных средств по сравнению с государственными и частными организациями. Показатели по жилищному фонду Ставропольского края по формам собственности представлены в табл. 2. Таблица 2. Анализ жилищного фонда Ставропольского края ... смешанных. Они оказывают населению России 16 видов жилищных и 41 вид коммунальных услуг. Функционирование рынка жилищно-коммунальных услуг в сфере ...

Принятие этих актов обеспечит снижение энергопотребления во вновь строящихся, модернизируемых и капитально ремонтируемых домах с 2011 г. минимум на 15% к уровню 2010 г., а с 2013 г. — снижение расходов первичной энергии на отопление зданий как минимум на 10 %. [10, с. 25]

Сегодня государство ждет от регионов и организаций ЖКХ таких задач, как:

  • широкомасштабное внедрение института энергосервисных договоров;
  • разработка наиболее эффективных типовых решений по энергосбережению;
  • тарифное стимулирование населения к энергосбережению;
  • разработка региональных программ;
  • создание обучающих центров по энергосбережению.

Правительство готово рассмотреть возможность субсидирования этих мероприятий.

Важным вопросом является использование альтернативных источников энергии.

Пока есть только отдельные примеры:

  • строительство солнечной электростанции в Кисловодске;
  • производство с 2012 г. в Чувашии солнечных панелей с тонкопленочным покрытием;
  • сооружение в Калмыкии ветряных электростанций общей мощностью 150 МВт.

Требует дальнейшего повышения уровень внешнего благоустройства поселений. Большими потерями ресурсов, увеличением загрязнения окружающей среды сопровождается деятельность в области управления твердыми бытовыми отходами. В соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления Минрегион России готовит следующие документы:

  • проект свода правил по благоустройству территорий в рамках реформирования системы техрегулирования в строительной отрасли;
  • предложения о разработке Концепции обращения с твердыми отходами потребления и производства в субъектах Федерации в 2012-2020 гг.

В 2013 г. будут готовы изменения в законодательство в части определения понятий «благоустройство территорий», «виды работ по благоустройству территорий». Сейчас эти понятия не имеют четкого определения.

Основные направления реформирования отрасли ЖКХ будут рассмотрены в третьей части курсовой работы.

2. Анализ функционирования и развития отрасли ЖКХ

2.1 ЖКХ России: современное состояние

До недавнего времени имело место негативное изменение условий экономического функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются: [2]

  • недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
  • неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
  • высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
  • неэффективное использование природных ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
  • низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили еще на 1января 2009 года около 60% основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации в РФ по состоянию на 01.01.2013 года физический износ основных фондов котельных составляет 55%, тепловых сетей — 62,8%, тепловых насосных станций — 52,3%, (рисунок 2.1) требуют немедленной перекладки около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.

27 стр., 13431 слов

«Совершенствование жилищной политики

... Красноярского края. Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. В первом разделе рассмотрено изложение основных направлений государственной жилищной политики в России. Во втором разделе проведен анализ реализации жилищной политики ...

В результате износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и до 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии — 15%, по телу до 40%.

Рисунок 2.1 — Процент износа ОПФ

Средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

По статистике на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.

Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в неотложном капитальном ремонте, 170 млн. кв. м. — в переоборудовании коммунальных квартир и свыше 250 млн. кв. м. — в реконструкции. Подлежащий сносу аварийный жилой фонд, имеющий износ свыше 70%, составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда).

[9, с. 23]

В среднем за год в России выбывает не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в неотложном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда.

Основываясь на этих данных, можно сделать вывод: в России остается на низком уровне благоустройство жилищного фонда, по большинству своих качественных характеристиках, а так же по объему, он не соответствует существующим нормативам.

Статистика говорит о том, что большинство респондентов (три четверти) не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания. Вследствие этого возрастает социальную напряженность в обществе, ухудшается качество жизни населения.

Тревожное состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России. Рассмотрим подробнее некоторые подотрасли:

Водоснабжение. Главный источник питьевого водоснабжения в России — это поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, так как многие предприятия не заботятся об окружающей среде и сбрасывают свои промышленные отходы в сточные воды, так же в водоемы примыкают канализационные стоки — хозяйственно-бытовые и промышленные.

Степень очистки сточных вод постоянно снижается. За последние годы этот показатель сократился до 60 — 65%. В некоторых регионах России питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей, потому что существует дефицит химических реагентов и дезинфекторов, которые применяются для очистки питьевой воды. Примерно 24% сточных вод сбрасывается в водоемы неочищенными.

12 стр., 5676 слов

Жилищно-коммунальное хозяйство

... фонды ЖКХ – это почти четвертая часть экономического потенциала страны. Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном ... жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему остается одним из самых проблемных секторов экономики. Так считает Геннадий Лобок, председатель комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной ... области, Приморском крае. В середине осени ...

Электро-, теплоснабжение. Почти пятая часть всех энергоресурсов страны расходуется на отопление жилья. При этом больше всего среди отопительных котельных мелкие, малоэффективных котельных, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, а тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции таких котельных идет медленно.

Более 83% тепловой мощности котельных принадлежит различным ведомствам, предприятиям и их объединениям и только 17% находится в ведении муниципалитетов.

Благоустройство. Стоимость основных фондов внешнего благоустройства составляет 150 млрд. рублей, их износ превышает 42%. Но все так же самой большой проблемой в России остаются дороги. Из 195 тыс. км. улиц и проездов лишь 48% имеют усовершенствованные покрытия проезжей части, 80% не имеют подземных водостоков. Из эксплуатируемых 20 тыс. мостов и путепроводов более 35% требуют капитального ремонта и реконструкции. Однако сейчас государство, наконец — то обратило внимание на эту проблему, и каждый год выделят большие средства на реконструкцию или постройку новых дорог.

Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов. Многие жители домой сами на собственные средства облагораживают дворы своих домов.

Не менее важным, помимо своевременного и качественного получения услуг, является вопрос их стоимости.

С 2007 г. наблюдается заметный рост платежей за жилищно-коммунальные услуги. Доля затрат на их оплату в структуре потребительских расходов составила 8% в 2009 г., 10,4% — в 2010 г. и 10,8% — в 2011 г. Причем, разница в стоимости ЖКУ между отдельными субъектами Федерации может различаться сегодня до 12 раз. [9, с. 26]

Совместно с ФСТ, ФАС и Минэкономразвития Минрегион России провел анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения. В 2013 г. в среднем по стране предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составит 13-14%, ни в одном регионе платежи для граждан не должны увеличиться более чем на 15%.

В 2013 г. цены на теплоэнергию в среднем вырастут не более чем на 14%, на электроэнергию — на 10%, водоснабжение — на 18% (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 — Рост тарифов ЖКХ в 2013 году

Как видно из приведенных цифр, основной рост стоимости вновь наблюдается в секторах тепло- и водоснабжения.

Также отметим, что Правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ приняло решение об увеличении с 1 июля 2014 года тарифов на тепловую энергию, а также на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам на 4,2%, говорится в сообщении ФСТ. В первом полугодии 2014 года тарифы на данные услуги останутся без изменений по отношению ко второму полугодию 2013 года. Дифференциация предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, а также предельных индексов на товары и услуги в сфере водоснабжения и водоотведения обусловлена территориальными и климатическими особенностями регионов. Все расчеты на 2014 год произведены в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренного на заседании правительства в сентябре. Тарифы на тепловую энергию, а также на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2013 года были увеличены в среднем по РФ на 10%. В 2012 году тариф на тепловую энергию повышался дважды — 1 июля и 1 сентября. Июльское увеличение составило 6%, в сентябре размер повышения зависел от региона, максимальное увеличение составило 5,6%. Стоимость услуг водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2012 года была увеличена на 6%, а с 1 сентября возросла еще на 6,5-11,9% в зависимости от региона

27 стр., 13160 слов

Региональные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства ...

... проведенного анализа эффективности системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области. По результатам проведенного исследования разработан проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Калининградской области. Выпускная квалификационная работа на тему: «Региональные ...

2.2 Анализ современного состояния и развития отрасли ЖКХ Красноярского края

Развитие жилищно-коммунального комплекса находится в числе важнейших аспектов социально-экономической политики Красноярского края, поскольку состояние жилищного фонда и объектов коммунальной структуры является определяющим фактором жилищных условий населения.

Основной целью развития жилищно-коммунального хозяйства г. Красноярска является перевод ЖКХ в режим безубыточного функционирования при обеспечении стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и условий проживания граждан. Под качеством понимается как их бесперебойное предоставление, так и обеспечение необходимых параметров их предоставления в соответствии с потребностями жителей, а также своевременное реагирование на заявления потребителей.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет: [4]

  • нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях (сферах) электроэнергетики, энергосбережения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), водоснабжения и водоотведения, жилищных отношений (за исключением переселения и улучшения жилищных условий граждан, государственного регулирования цен (тарифов) на тепло- и электроэнергию, уголь и реализуемый населению сжиженный газ, а также государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, тарифов на водоснабжение и водоотведение), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности;
  • управление и распоряжение государственной собственностью в областях электроэнергетики, энергосбережения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, жилищных отношений (за исключением переселения и улучшения жилищных условий граждан), гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности;

3) координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении органов исполнительной власти края.

В ведении Министерства находятся Региональная энергетическая комиссия Красноярского края и служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (в части реализации полномочий в области жилищных отношений).

Задачи министерства сведены к следующим: [4]

1. Обеспечение создания условий развития в крае отрасли электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, развития жилищных отношений (за исключением переселения и улучшения жилищных условий граждан).

2. Обеспечение создания условий устойчивого функционирования систем коммунальной инфраструктуры, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, используемых в сфере жизнеобеспечения населения края.

3. Обеспечение реализации энергосберегающей государственной политики, проводимой на территории края.

4. Обеспечение предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), снижения ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и краевого характера, профилактики пожаров.

5. Обеспечение защиты населения края от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В своей деятельности Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Постановление Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 49-п « Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ».

2. Постановление Правительства Красноярского края от 09.12.2009 № 643-п « О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 21.08.2008 N 49-п « Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ».

3. Постановление Правительства Красноярского края от 22.06.2010 № 348-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 49-п « Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ».

Структура министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — Структура министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

Руководителей Министерства на сегодняшний день является Заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края Резников Андрей Владимирович , который с марта 2010 года является министром жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, а с декабря 2012 года — заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

В настоящее время в жилищно-коммунальный комплекс Красноярского края входит более 500 организаций, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, обеспечивающих благоустройство городов и сельских населенных пунктов, осуществляющих дорожно-мостовые работы, работы по озеленению и прочее.

В 2012 г. на долю организаций ЖКХ Красноярского края приходилось 3,2% оборота организаций, 4,8% — среднегодовой численности занятых в экономике, 3,7% -фонда заработной платы, 2,7% — основных фондов организаций края и 4,6% инвестиций в основной капитал от всех финансовых вложений.

В 2012 г. организациями жилищно-коммунального комплекса Красноярского края отпущено холодной воды своим потребителям (абонентам) 431,1 млн. куб. м., в том числе населению — 155,7 млн. куб. м.; отпущено 34,4 млн. Гкал. теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение, в том числе населению — 15,7 млн. Гкал. В последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов потребления организациями горячей и холодной воды, а населением — объемов потребления теплоэнергии, отпущенной на отопление.

Доходы организаций жилищно-коммунального комплекса от реализации услуг всем потребителям в 2012 г. составили 72509,3 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2011 г. на 10,6%; из них доходы от реализации услуг населению — 30294,0 млн. руб. (прирост 20,5%).

Расходы организаций, оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере Красноярского края составили 71752,7 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2008 г. на 12,7%; из них эксплуатационные расходы составили 61068,6 млн. руб. (прирост -5,8%), инвестиционные расходы — 10165,2 млн. руб. (выросли в 2 раза).

[12]

Рассмотрим тарифное регулирование услуг ЖКХ в Красноярском крае по направлениям деятельности.

1. Природный газ (кроме населения).

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям (кроме населения), Красноярский край, руб./м3

нет данных

2. Природный газ населению

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, для последующей реализации населению, Красноярский край, руб./м3

нет данных

3. Электрическая энергия

Средние уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению, Красноярский край, руб./кВтч

Рисунок 2.4 — Рост тарифов на электроэнергию

4. Холодная вода

Тарифы на холодную воду для населения, Красноярский край, руб./м3

Рисунок 2.5 — Рост тарифов на холодную воду

5. Горячая вода

Тарифы на горячую воду для населения, Красноярский край, руб./м3

Рисунок 2.6 — Рост тарифов на горячую воду

6. Тепловая энергия (отопление)

Тарифы на тепловую энергию (отопление) для населения, Красноярский край, руб./Гкал

Рисунок 2.7 — Рост тарифов на тепловую энергию

7. Водоотведение и очистка сточных вод (канализация)

Тарифы на водоотведение и очистку сточных вод (канализацию) для населения, Красноярский край, руб./м3

Рисунок 2.8 — Рост тарифов на водоотведение

Таким образом можно отметить стабильный рост тарифов по всем направлениям деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

С 1 июля 2012 года рост цен на все коммунальные услуги, включая электроэнергию, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и газоснабжение, в Красноярском крае составил 12%. С 1 июля 2012 г. произошло также повышение стоимости тепловой энергии на 6%, а через два месяца тариф подняли ещё на 4,6%. На фоне других субъектов Сибирского Федерального округа подорожание тепловой энергии в крае является весьма существенным. Например, в Новосибирской и Кемеровской областях цена на тепло увеличилась на 10% и 9,1% соответственно. Больше, чем в Красноярске, стоимость тепловой энергии выросла только на Алтае, а также в Забайкальском крае, Омской области и Хакасии.

Индексация цены на электроэнергию в Красноярске произошло также в середине 2013 года, и сразу на 5,9%.

Итак, тарифы неуклонно растут. Рассмотрим что предлагается населению за такие деньги.

Жилищный фонд Красноярского края составляет 62,7 млн. кв. м. общей площади жилищ, их них на долю городского фонда относится 76,4%, на долю сельского — 23,6%.

Среди регионов Сибирского федерального округа Красноярский край в по размеру жилищного фонда за период с 2005-2012 гг. занимал первое место, а среди субъектов РФ-13-е место. Доля Красноярского края в жилищном фонде РФ составляет 2%. [12]

В Красноярском крае 80,3% общей площади жилых помещений приходится на долю частного жилищного фонда; 16,2%- муниципального; 3,2% — государственного; 0,3% — на долю прочего жилищного фонда. Структура жилищного фонда Красноярского края представлена на рисунке 2.9.

Рисунок 2.9 — Структура жилищного фонда Красноярского края

Доля частного жилищного фонда выросла за последние 4 года на 8,3%, а муниципального — сократилась на 6,5%.Эти изменения обусловлены процессом приватизации жилья.

На сегодняшний день уровень благоустройства жилищного фонда в Красноярском крае недостаточно высок. 35% жилищного фонда не оборудовано ваннами, 34% — горячим водоснабжением, 31% — канализацией, 27% — водопроводом, 26% — центральным отоплением.

Общая площадь ветхого и аварийного жилья жилищного фонда составляет 3126,3 тыс. кв. м., в том числе ветхого фонда — 2647,9 тыс. кв. м, аварийного — 478,4 тыс. кв. м. Его доля в общем объеме жилищного фонда Красноярского края, начиная с 2007 г., остается неизменной и составляет 5%. [12]

Динамика роста ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае с 2005 по 2009 гг. представлена на рисунке 2.10.

Как показывает график, в 2011 г. произошло сокращение площади ветхого жилищного фонда. Данная ситуация характерна и для России в целом. Это обусловлено реализацией федеральных и краевых целевых программ, направленных на переселение граждан из ветхого жилья и его восстановление.

В Красноярском крае наибольший удельный вес (63,3%) в структуре жилищного фонда по степени изношенности приходится на жилые помещения с износом менее 30%, наименьший (0,8%) — на жилые помещения с износом более 70%; на долю жилищного фонда с износом 31-70% приходится более трети обшей площади жилых помещений Красноярского края.

Рисунок 2.10 — Динамика роста ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае

Состояние коммунальной инфраструктуры Красноярского края характеризуется высоким износом производственных фондов (до 60-70%); высокими потерями энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие до 50%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия; высокой себестоимостью производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов.

Жилищно-коммунальные услуги составили 36,8% от общего объема платных услуг, оказанных населению Красноярского края в 2009 г. А за период с 2007 по 2012 гг. удельный вес жилищно-коммунальных услуг в структуре платных увеличился на 7,3%.

В 2012 г. в Красноярском крае было оказано жилищно-коммунальных услуг на сумму 28,6 млрд. руб., что на 16,2% больше, чем в 2011 г.: в том числе жилищных услуг — на сумму 8,4 млрд. руб. и коммунальных — на сумму 20,2 млрд. руб.

Доля жилищных услуг в общей структуре жилищно-коммунальных услуг составляет 29,5%, доля коммунальных — 70,5%. На протяжении последних лет общая структура оставалась практически неизменной.

3. Разработка направлений реформирования отрасли ЖКХ

3.1 Общие направления реформирования отрасли ЖКХ России

Для реализации мероприятий по совершенствованию и реформированию отрасли ЖКХ в РФ принята Концепция федеральной целей программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение программы осуществляется в три этапа:

1. На первом этапе (2010-2011 гг.) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы и запуск нескольких пилотных проектов: [3]

  • по разработке программ комплексного развития;
  • по разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов;
  • по переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений;
  • по отработке механизма кредитования развития инфраструктуры муниципальных образований на базе системы банков государственно корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк).

На втором этапе (2012-2015 гг.) предусматривается широкомасштабное применение механизмов Программы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектов в средних городах, применение новых методов тарифного регулирования, анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости.

На третьем этапе (2016-2020 гг.) предусматривается переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции многоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.

Целями программы является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Программы к 2020 году предполагается решение следующих задач:

1. достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов;

2. обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственной программы «Чистая вода», предусмотренная Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р.;

3. обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации программы по годам ее реализации, представлены в Приложении 1.

Финансирование программы осуществляется с 2010 года за счет средств внебюджетных источников, которые будут направлены на реализацию пилотных проектов в рамках первого этапа программы и начиная с 2011 года за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, частных инвесторов и собственников многоквартирных домов.

Предельный объем финансирования Программы на 2010-2020 гг. составит 4098,75 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 422 млрд. руб. Начиная с 2013 года осуществляется предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд. руб. ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Финансовое обеспечение программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

3.2 Разработка направлений совершенствования отрасли ЖКХ Красноярского рая

Изношенность жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, высокая себестоимость производства, дотационность отрасли, длившаяся до 2010 г. обуславливают непривлекательность данной сферы для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны: на сегодняшний день в Красноярском крае действуют следующие программы реформирования:

  • федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг.; которая является продолжением программы «Жилище» на 2002-2010 гг.
  • приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009 -2013 гг.;
  • долгосрочная целевая программа «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной к инфраструктуры муниципальных образований красноярского края» на 2010 — 2015.

В рамках ФЦП «Жилище» принята подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», которая действует с 2006 года и продлена до 2015 г.

Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающим комфортные условия проживания.

Подпрограмма предусматривает завершение к концу 2015 г. строительства и ввод в эксплуатацию 19 объектов коммунальной инфраструктуры с достижением следующих показателей:

  • увеличение мощности объектов водоснабжения до 819,3 тыс. куб.м. в сутки;
  • увеличение мощности объектов водоотведения до 686,8 тыс.

куб.м. в сутки;

  • увеличение протяженности коммунальных сетей до 98,32 км.

Реализация подпрограммы с помощью использования программно-целевого метода позволит:

  • скоординировать привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

— стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Целями долгосрочной целевой программы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований красноярского края» на 2010 — 2015 гг. являются:

  • повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения;
  • предотвращение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения.

Благодаря постепенной реализации вышеуказанных программ на сегодняшний день удалось достичь определенных положительных результатов в развитии ЖКХ, но они пока еще незначительны, поскольку ЖКХ — это отрасль, требующая стратегического подхода в реализации целей и задач ее реформирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

До недавнего времени имело место негативное изменение условий экономического функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

  • недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
  • неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
  • высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;
  • неэффективное использование природных ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
  • низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Состояние коммунальной инфраструктуры Красноярского края также как в России в целом характеризуется высоким износом производственных фондов (до 60-70%); высокими потерями энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие до 50%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия; высокой себестоимостью производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов.

Для реализации мероприятий по совершенствованию и реформированию отрасли ЖКХ в РФ принята Концепция федеральной целей программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

Целями программы является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Программы к 2020 году предполагается решение следующих задач:

1. достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов;

2. обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственной программы «Чистая вода», предусмотренная Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 1235-р.;

3. обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В целом необходимо констатировать, что в ближайшей перспективе в этой сфере необходимо решить следующие наиболее важные задачи:

  • создать эффективную систему управления жилищным фондом;
  • завершить техническую инвентаризациюосновных фондов ЖКХ;
  • обеспечить ежегодную замену не менее 20% изношенных основных фондов и снижение потерь в тепловых, водопроводных и электросетях на 2% с последующим ростом этих показателей;
  • не допустить роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги выше 15% в 2013 г. и снизить темпы их роста до уровня инфляции в дальнейшем;
  • добиться, чтобы ни в одном населенном пункте не осталось генплана и генеральной схемы санитарной очистки, утвержденного (после разработки или корректировки) ранее 2005 г.;
  • разработать региональные программы по внедрению новых технологий в ЖКХ, а также программ использования биоресурсов для производства электроэнергии и тепла;
  • обеспечить безаварийное прохождение зимнего периода и периода паводковых вод.

Решение стоящих перед отраслью задач может быть эффективным только при участии в этом процессе и личном вкладе каждого работника сферы жилищно-коммунального хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жилищный кодекс Российской Федерации

2. Федеральный Закон РФ от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

3. Распоряжение правительства РФ №102-р от 02.02.2010 г. Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа Модернизации и Реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг»