Экономическое районирование

Невозможно понять специфику и проблемы каждой страны, если не оценишь ее внутреннее территориальное различие. Большая территория России еще в дореволюционное время требовала изучения ее территориальных особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и контроля всеми социально-экономическими процессами. Во время первых этапов становления Российского государства появилась необходимость деления страны на отдельные административные единицы.

На данный момент административное устройство российской Федерации состоит из 83 субъекта, из них 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения.

Современное административное деление соответствует и рассматривается при экономическом районировании.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем как страны в целом, так и самих районов.

Целью работы является исследование процессов размещения и развития производительных сил в России в прошлом и в современных условиях.

Задачей курсовой работы является проследить историю развития экономического районирования, изучить методы и виды районирования, опредилить направление развития системы районирования.

Объектом исследования являются экономические районы Российской Федерации, предметом — хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту.

У истоков экономического районирования в России стояли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и другие выдающиеся деятели. Ломоносову принадлежит фраза: «Богатство России прирастать Сибирью будет», которая относится к районированию территории страны. Значительный вклад в разработку теоретико-методологических основ экономического районирования России внесли П.И. Рычков, К.И. Арсеньев, А.Н. Радищев, декабристы П.Крюков, Н.П. Огарев, а также Менделеев, П.П. Тян-Шанский.

1. Основные этапы развития теории и практики районирования

1.1Ретроспектива экономического районирования в РФ

Экономическое районирование — метод территориальной организации регионов для модерзинирования управления народным хозяйством.

Экономическое районирование имеет свою историю. Первые упоминания экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальный ориентир в хозяйственных различиях особых частей страны. В 1840-1861 гг. начало происходить зарождение теории экономического районирования.

18 стр., 8782 слов

Организационно–экономическое обоснование развития отрасли скотоводства ...

... данного курсового проекта заключается в том, чтобы овладеть методикой экономического анализа, планирования отраслей животноводства, в частности скотоводства, экономического ... продукции создаёт неплохие предпосылки для развития хозяйства. Центральная усадьба находится в селе ... действия сельскохозяйственного предприятия, но и в работе уже функционирующего хозяйства. Организация производства молока, ...

Потому как хозяйственная жизнь России в годы до революции определялась в первую очередь сельским хозяйством. Фундаментом районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей перед сельским хозяйством и промышленностью начали возникать новые задачи. Все это начало требовать более детального изучения исследований на базе данных статистики населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. В первую очередь можно выделить работы по экономическому районированию России статистика и географа П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он провел в середине XIX в. районирование европейской части России и разделили их на 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.

Второе районирование было осуществлено им же в конце XIX в., в итоге которого были выделены 12 районов европейской части России.

Первый перспективный план — план ГОЭЛРО — появился и был утвержден в 1921г. по 8 крупным экономическим районам (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский).

Выделение экономических районов, как научное сочетание губерний, стало отправной точкой научному районированию и территориальному планированию. Главной чертой такого районирования было противоречие границ экономических районов и административных образований.

В первом пятилетнем плане (1928-1932) было выделено 24 района. Он предусматривал все большее продвижение специализации районов, рациональное географическое разделение труда между нами, а также комплексное развитие хозяйства районов.

В 1938-1940 гг. Госпланом СССР была составлена новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней были составлены и утверждены государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.

Во втором пятилетнем плане, (1933-1937) было предусмотрено дальнейшее продвижение в размещении производительных сил , главным образом на восток страны. Это стало важным условием более широкого использования всех природных богатств и хозяйственных ресурсов районов и осуществления более рациональных экономических связей между ними. Этот план был составлен по 32 районам и по зоне советской Арктики.

В третьем пятилетнем плане (1938-1942) было разработано на основе 9 крупных экономических районоы РСФСР и 10 союзным республикам. Впервые широко были поставлены задачи комплексного развития хозяйства экономических районов. Были установлены задачи организовать добычу топлива и производства цемента, стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой и пищевой промышленности во всех главных экономических районах в размерах, полностью удовлетворяющих их потребности.

10 стр., 4630 слов

Экономическое районирование России

... региональным развитием экономический районирование россия Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов. Под экономическими, районами следует понимать ...

В период войны (1941-1945) значение территориального планирования резко усилилось. Оно решало задачу: в самые короткие сроки пустить в производство в восточных районах страны перемещенные из западных районов Советского Союза предприятия. Большое значение для своевременного развертывания оборонной промышленности на востоке СССР имели военно-хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Следующие три пятилетки (1946-1950, 1951-1955, 1956-1960) были составлены по 13 основным экономическим районам и 15 союзным республикам. В первую очередь были подняты вопросы восстановления разрушенного фашистами хозяйства развития всех отраслей, особенно тяжелой промышленности. На втором месте стояли задачи обеспечения улучшения географического размещения нового строительства промышленных предприятий, приближение производства к источникам сырья, топлива, к районам потребления с целью ликвидации чрезмерно дальних перевозок. В шестой пятилетки впервые была поставлена задача ограничения в районах европейской части строительства электроемких и топливоемких предприятий и преимущественное размещение этих производств на востоке страны.

Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965), составленный по 13 крупным районам, 15 союзным республикам и по внутриреспубликанским экономическим (административным) районам, был новым этапом районирования СССР. Территория страны была поделена на 105 единиц. Они получили название «административный экономический район» (АЭР).

В каждом районе был создан специальный орган управления экономикой Совет народного хозяйства (СНХ).

1.2 Принципы и иерархия районирования

Основные принципа районирования следующие:

) экономический — анализирует регион как часть народно-хозяйственного комплекса, который специализируется на определенном виде деятельности со вспомогательными и обслуживающими производствами. При этом специализацию региона определенной отрасли, обеспечивающие минимальные затраты на производство продукции и доставку ее к местам потребления;

) национальный — учитывает национальный состав населения региона, его особенности труда, которые сложились в течении истории его существования;

) административный — определяет целостность экономического районирования и территориального, политико-административного устройства страны. Этот принцип позволяет улучшить условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их в территориальном разделении труда в России.

Основными фундаментальными положениями теории районирования являются:

признание независимого существования экономических районов и регионов;

26 стр., 12856 слов

Методы изучения экономических районов в курсе «География России»

... данной курсовой работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России». Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи: 1. Изучить подходы к экономическому районированию России. 2. Изучить общую структуру курса Экономическая география России ...

наличие экономической целостности, экономического единства территории как важного признака региона;

определение региона как системы низшего иерархического уровня экономического районирования.

Отдельные авторы на основании данных положений проводят иерархию районов, подразделяя на три уровня:

. «Верхний этаж» — макрорегион — крупное внутреннее территориальное образование. Его целостность определяется в основном культурно-исторической общностью проживающих здесь людей, сходством специфики местных общественных отношений. Хозяйственная жизнь макрорегинов обычно весьма разнообразнаа, поэтому выделяют следующий уровень.

. «Средний этаж» — макрорайоны — отражает разностороннсть хозяйственной жизни макрорегионов. Макрорайоны в наибольшей степени сходны с традиционными экономическими районами в советском страноведении. Главную роль здесь играют хозяйственные связи, особенности пространственной организации производительных сил, хотя этим, конечно, не исчерпывается содержание макрорайонов как элементов территориальной структуры общества. Они тоже могут оказаться насыщенными ярким культурным смыслом, отражать общность жителей и во внеэкономических сферах.

. «Нижний этаж» — микрорайоны — отражает систему расселения и те ее ячейки, которые образуются как зоны тяготения главных городских центров. Как правило, они носят яркий узловой характер и соединены, прежде всего, маятниковыми поездками населения — трудовыми, потребительскими, рекреационными и др.

Естественно, формы районообразования гораздо обширнее, чем предложенная трехэтажная сетка. Для придания ей большей гибкости следует ввести в нее промежуточные уровни. Так, иногда соседние макрорайоны обладают немалым сходством по некоторым существенным дополнительным признакам, и тогда их следует объединять в мезорегионы как составные части макрорегионов.

Часто мезообразования возникают и внутри макрорайонов. Главная арена, на которой появляется многообразие региональных форм организации общества, — это промежуток между иерархическими ступенями микрорайона и макрорайона. Все промежуточные формы между микрорайонами и макрорайонами можно назвать подрайонами, а малые микрорайоны — ареалами, если у них ослаблена сфокусированность связей и невелика людность.

1.3 Методы районирования

Метод энергопроизводственных циклов (ЭПЦ).

Н. Н. Колосовский дал следующее определение этому методу: «…под энергопроизводственным циклом понимается вся совокупность производственных процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе СССР на основе сочетания данного вида энергии и сырья, от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов… Цикл надо понимать как историческую категорию, развертывающуюся во времени».

Метод ЭПЦ учитывает только порядок производственных стадий, необходимых осуществить для производства продукта, и «строит» этот порядок «от добычи сырья».

34 стр., 16908 слов

Обеспечение экономической безопасности России, региона в условиях кризиса

... субъектов, ведущих свою деятельность на территории этих регионов. Исследование проблем защиты экономических интересов регионов обусловлено потребностью развития современного научного знания о механизме обеспечения экономической безопасности регионов России. Вышеизложенные обстоятельства определяют актуальность темы ...

Н.Н. Колосовский наметил 8 генерализованных объединений:

пирометаллургический цикл черных металлов;

нефтеэнергохимический;

совокупность гидроэнергопромышленных циклов;

совокупность циклов перерабатывающей индустрии;

лесоэнергетический цикл;

— совокупность индустриально-аграрных циклов;

— гидромелиоративный;

индустриально-аграрный цикл.

Помимо этого, он наметил девятый цикл — атомной энергии — как перспективный.

Метод межотраслевых комплексов. Межотраслевые комплексы (МОК) представляют собой оперативное с народнохозяйственной точки зрения комбинацию предприятий отраслей, участвующих в производстве какого то вида продукта или услуг.

Классификация межотраслевых комплексов выделяется в зависимости от деятельности классификации отраслей и, именно поэтому, детальности классификации производимой ими продукции. Имеется три группы отраслей, которые можно выделить в зависимости от детальности анализа продукта:

отрасли народного хозяйства (добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь и т.д.);

отрасли промышленности (топливная, машиностроение и т.д.), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство), транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной и т.д.) и др.;

отрасли промышленности подразделяются на суботрасли (например, текстильная промышленность подразделяется на хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, трикотажную).

2. ПРОБЛЕМЫ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ

2.1 Виды районирования

Деление территории страны на районы — районирование — нужно рассматривать как метод формирующихся на будущее на территории районов. В одних случаях такие районы являются объектами статистического наблюдения и анализа, который позволяет определить территориальное дифференцирование условий и результатов жизнедеятельности людей, гармонию (или дисгармонию) в модернизации общества и природы, тенденции и закономерности размещении производительных сил, дать оценку территориального разделения труда и др. В других случаях при определении перспектив развития на будущее и размещения производительных сил регионы могут использоваться как объекты программирования, в третьих — как объекты регулирования, государственной поддержки депрессивных и слаборазвитых территорий, свободных (особых) экономических зон, бюджетного выравнивания регионов, реализации целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, и т.д.

Административно-территориальное районирование. В настоящее время территория России разделена на 85 региона — субъекта Федерации. В это число вошли 22 республики, девять краев, 46 областей, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь являются городами федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга) в свою очередь делится на административные районы. Административно-территориальными единицами являются также города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.

7 стр., 3291 слов

Мониторинг социально экономического развития регионов

... региона; выявить основные направления мониторинга социально-экономического развития Ярославской области; исследовать пути улучшения экономического положения Ярославской области. Объектом исследования в курсовой работе является Ярославская область, предметом – особенности социально-экономического развития рассматриваемого региона. ... страны, территории. В перечне параметров выделен экономический ...

Районирование проводится в соответствии с поставленными целями т.е. всегда является целевым. Его условно можно разделить на административно-территориальное , общеэкономическое, транснациональное и отраслевое.

В 2000 г. на территории Российской Федерации было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В 2010 г. южный федеральный округ был поделен на два округа: Южный и Северо-Кавказский. Федеральных округов в России стало восемь. Федеральные округа — форма укрепления вертикали государственной власти. Во главе федерального округа стою полномочный представитель Президента Российской Федерации. Выделение федеральных округов — вынужденная мера, которая вызвана острой необходимостью наведения порядка во всех частях страны, т.е. их выделение в первую очередь определяется стремлением сделать более действенным и результативным выполнение административно-управленческих функций.

Общеэкономическое районирование дает характеристику объективно существующему территориальному разграничений разных по территории экономик страны (региона).

Вот почему именно актуальное экономическое районирование является необходимым условием оптимизации территориального управления России, совершенствования ее территориальной экономики.

Примерами общеэкономического районирования являются:

) экономическое районирование. В основе экономических районов лежат единые территориальные хозяйственные образования — территориальные хозяйственные системы являющиеся звеньями, своеобразными цехами народного хозяйства страны в целом. В наследство от Советского Союза России достались 11 таких экономических районов;

) проблемное районирование осуществляющиеся по основополагающим проблемам: выделяются слаборазвитые, депрессивные и приграничные регионы, а также особые (свободные) экономические зоны и зона Севера. Для этих территорий характерно то, что они в силу ряда причин не могут самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы и (или) исполнять свой потенциал и именно поэтому они нуждаются в государственной поддержке. К проблемным регионам могут относиться как субъекты Федерации в целом, так и отдельные их части, а также сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории нескольких субъектов Федерации (например, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; проблемный регион (зона), включающий сопредельные территории Чечни, Ингушетии, Дагестана и Калмыкии).

Проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.

Слаборазвитые районы — это районы, у которых основные социально-экономические показатели развития традиционно на протяжении длительного времени (свыше 20 лет) были значительно ниже (в несколько раз) средних по стране. Примерами таких регионов могут служить республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский АО. Для таких регионов характерны мало диверсифицированная экономика, низкая интенсивность хозяйственной деятельности и недостаточно развитая социальная сфера.

27 стр., 13264 слов

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, ...

... обозначить пути совершенствования методов конкуренции на предприятии. Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в результате проделанной работы рассмотрены вопросы касаемые конкуренции в экономическом развитии страны и региона, которые можно использовать для ...

Приграничные регионы — регионы, которые расположены на окраине страны и выполняют федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции. После распада СССР помнилось много новых приграничных регионов, в которых возникла потребность в изменении конфигураций транспортных и инженерных коммуникаций, переориентации производственных и социальных связей, изменении режима природопользования и т.д. Эти регионы стали принимать и обслуживать значительные потоки русскоязычных переселенцев из республик бывшего СССР, отечественных и зарубежных туристов, коммерсантов. Недостаточное число пограничных переходом, таможенных пунктов и других элементов соответствующей инфраструктуры в приграничных регионах не позволяет качественно выполнять пограничные функции. Граница не справляется с потоками контрабанды, страна несет значительные потери. В стратегии территориального развития России и ее вхождение в мировую экономику приграничным регионам отводится роль форпостов международного экономического сотрудничества. Реализация ими этой крайне важной для страны роли невозможна без федеральной поддержки.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) — регионы с льготными для предпринимательства условиями производства и реализации продукции (услуг).

Их характеризует наличие значительных экономических и (или) природных ресурсов, рациональное использование которых может вызвать ускоренное социально-экономическое развитие как этих территорий, так и страны в целом. Такие зоны хорошо зарекомендовали себя в Китае и ряде других стран. В России их создание только начинается. Из известных в России особых экономических зон наиболее развитыми (продвинутыми) являются ОЭЗ «Янтарь» (Калининградская область), Находка (Приморский край), технико-внедренческие ОЭЗ в Зеленограде и Дубне.

Транснациональное экономическое районирование выделение единого региона на приграничных территориях сопредельных государств. Примером такого районирования может служить трансграничный район «Сарлотлюкс», включающий территории трех стран Саарскую область (землю) Германии, французскую Лотарингию и Люксембург. На границе России с Украиной по типу еврорегионов создан межгосударственный регион на стыке Курской и Сумской областей. Он получил название «Ярославна».

Отраслевое районирование характеризует территориальное разделение условий воспроизводства, развития отраслей экономики, социальной сферы, использования природных ресурсов, взаимодействия природы и общества. Примерами такого районирования могут служить:

выделение лесов по категориям;

выделение земель по хозяйственному назначению — пашни, пастбища, городские территории и др.;

12 стр., 5610 слов

Экономика регионов России

... населения Север занимает последнее место среди районов России. Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала. Немаловажную роль в развитии хозяйства региона играет его выгодное экономико-географического ...

развитие в районном разрезе черной металлургии (машиностроения, легкой промышленности и других отраслей);

рекреационное районирование — выделение курортных и туристских зон;

территориальная дифференциация доходов населения;

загрязнение природной среды регионов.

2.2 Проблемы районирования

Методика районирования держится на принципах выделения районов по признакам (показателям), которые характеризуют их состояние. Например, выделение депрессивных регионов — по принятым показателям депрессивности развития их экономик (уровню падения индекса производства, показателям, характеризующим отсталость отраслевой структуры промышленности, уровню зарегистрированной безработицы); слаборазвитых регионов — по показателям низкого уровня модернизации экономики (уровню зарегистрированной безработицы, средне-комплексным денежным доходам с учетом покупательной способности рубля, производству валового регионального продукта на душу населения); районирование по степени освоенности территории — по показателям освоенности (плотности населения); выделение экономических районов — по показателям, которые характеризуют системность организации хозяйства на территории и участие района в территориальном разделении труда (показателям комплексности хозяйства, специализации района) и т.д. Важность признака при выделении районов определяется сравнением его расчетного значения с нормативным, характеризующим присущность района к тому или иному виду.

Для России, которая является самой большой по площади страны принципиально важным является выделение на ее территории более крупных административно-территориальных образований, чем губернии, республики, области и т.п.: разделение страны на крупные экономические районы (федеральные округа).

Хозяйственно-управленческая практика Российской Федерации (ранее Советского Союза, царской России) неоднократно ставила вопрос о важности такого районирования.

В этом направлении российским исследователями было предложено много предложений. Краткий исторический анализ территориальных хозяйственных (административно-территориальных) образований — объектов управления социально-экономическим развитием страны такого уровня — свидетельствует о практической значимости и актуальности деления Российской Федерации на эти регионы. В 1970-1980-х гг. схемы развития и размещения производительных сил в разрезе экономических районов были, наряду с народнохозяйственными планами, важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей в народном хозяйстве. Федеральные округа, учрежденные в 2000г., значительно укрепили вертикаль государственной власти в стране. В то же время некоторая неопределенность в численном составе крупных административно — территориальных образований, предлагавшихся разными организациями, неразработанность вопросов распределения центров управления их развитием и отсутствие корректных и ясных методов нахождения (вычленения) этих районов свидетельствуют о кризисе в теории экономического районирования.

10 стр., 4622 слов

Социально-экономическое развитие регионов России

... и развития потенциальных точек роста региона, что актуализирует выбор темы исследования. Цель данной курсовой работы состоит в исследовании проблем выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Задачи курсовой работы: исследовать предпосылки социально-экономического развития регионов России; рассмотреть причины дифференциации развития регионов России; провести ...

Исправление ситуации, которая сложилась в области экономического районирования будет возможна только в результате проведения дополнительных детальных научных исследований в этом направлении и строго научного доказательства (с расчетом экономического и социального эффектов) его практической ценности для увеличения экономической эффективности воспроизводства, оперативности руководства и повышения обслуживания населения. В теории экономического районирования важен значительный научный прорыв, усиление доказательной базы научных выводов. Крайне актуальна интеграция науки и практики. Учитывая, что границы экономических районов меняются в течении определенного периода, целесообразно иметь также научно-практический орган, который будет отслеживать и периодически вносить в сетку экономических районов изменения с позиций улучшения экономической эффективности общественного производства и повышения условий жизни населения. К тому же следует продумать вопрос выбора центра управление социально-экономическим развитием экономического района.

На основании второй главы можно сделать выводы, что проблема оптимизации регионального управления пока не разрешена до конца, что в дальнейшем приводит к очередным попыткам унификации политических субъектов федерации с общероссийской политической системой.

3. Современная система экономического районирования

.1 Перспективы развития системы районирования

экономический районирование межотраслевой комплекс

Действующую структуру регионализации считают пока еще несовершенной. Поэтому существует ряд проектов по совершенствованию регионального деления страны.

Есть предложения по совершенствованию регионализации на базе пролонгирования существующей сетки экономического районирования, которая представляла 12 регионов.

Положительным в этой сетке является накопленный опыт по статистическому обобщению характеристик крупных районов. Но реализация региональной политики не составляла целей администрации и не способствовала объективности и научности развития регионов.

Предполагают также разукрупнить регионы до 18 наименований или, наоборот, разделить территорию страны на 8 регионов и на 12 регионов -субъектов РФ с одним федеральным округом в г. Москве.

Однако все эти предложения, кроме последнего, не предполагают организации собственных органов территориального управления, в них сохраняются существенные различия по специализации, дифференциации разных отраслей хозяйствования, они неравномерны по численности населения, экономическому, научно-производственному и сырьевому потенциалу.

Тем не менее, учеными и практиками осуществляются классификации регионов по разным признакам и для разных целей и задач.

Например, центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ предложена группировка регионов по социально-экономическому признаку:

доноры (не получающие финансовой помощи федерального Правительства);

реципиенты (формирующие основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему страны);

производящие наибольший объем промышленной продукции в стране с максимальным объемом инвестиций;

крупнейшие территории (с максимальной численностью постоянного населения);

с высокой демографической нагрузкой (отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности трудоспособного населения);

с максимальным уровнем регистрируемой безработицы;

с низкой покупательной способностью зарплаты;

регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

основные угледобывающие регионы.

Эта группировка предусматривает рассмотрение регионов в основном с позиций действительности экономической конъюнктуры — куда выгодно (невыгодно) вкладывать инвестиции.

Применяются группировки регионов, например по географическим признакам региона:

экономико-географическое положение;

природные условия и природно-ресурсный потенциал;

демографический потенциал: половозрастная, социальная, этническая структура населения;

хозяйство и экономические ресурсы с дифференциацией по видам деятельности.

Следует отметить, что поиск общих подходов к классификациям регионов — это положительное явление. Это означает, что ведется активная работа по формированию территориально-производственных комплексов и созданию эффективной рыночной экономики.

Из всего разнообразия классификаций можно выделить 4 основных вида.

Первый вид классификаций — это выделение простых регионов по следующим единичным признакам:

объем валового внутреннего продукта;

темпы экономического роста;

тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

коэффициент плотности населения;

характер хозяйственной специализации региона и т.д.

Второй вид классификаций — это выделение сложных регионов на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом «Эксперт» на двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Третий вид классификации — на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, определяются такие типы регионов, как:

депрессивные регионы — демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

стагнируюрующие — отличающиеся крайне низким или нулевым темпами развития;

пионерные регионы — регионы нового освоения;

программные регионы — регионы, на которые распространяются целевые программы социально-экономического развития и конторы которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

Четвертый вид классификации проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Приволжский).

Известно, что на формирование экономических районов сильно влияют социально-экономические условия соответствующего исторического этапа развития страны, а также специализация овеществленного и неовеществленного человеческого труда, выражающаяся в степени развития производительных сил.

Поскольку и первое, и второе являются постоянно меняющимися, процесс районирования динамичен, хотя основные подходы к нему постоянны, вследствие постоянства принципов и факторов развития.

В настоящее время экономистами выделяются макрорегионы, как крупные экономические зоны на территории страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления, и традициями расселения населения (Западная и Восточная зоны страны).

В системе таксономии регионов это возможно и полезно.

Необходимо учитывать, что районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать совместимости хозяйственной деятельности человека с окружающей его средой. Оно должно способствовать также укреплению единства всех составных частей управление ими. Таким образом, обобщая вышеуказанное, систему территориального устройства государства (экономическое районирование) можно характеризовать как совокупность пространства власти, в каждом из которых одновременно осуществляются общегосударственная (федеральная), региональная (субъектов Федерации) и местная (муниципальная) власти, действия которых направлены на повышение эффективности хозяйствования и качества жизни населения.

3.2 Состав крупных экономических районов России

В настоящее время в составе России имеется 12 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградский. Статус самоуправления имеют Севастополь, Москва и Санкт-Петербург.

В настоящее время можно выделить три типа регионов России:

. оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

. трудоизбыточные — республики Северного Кавказа, Ставропольский, Северо-Кавказский федеральный округ.

. многоотраслевые и депрессивные — значительная часть Севера.

Для оборонно-промышленных регионов предполагается притягивание иностранного капитала. В многоотраслевых и депрессивных регионах предусматривается образование благоприятного режима, предпринимательской деятельности, который будет осуществляться за счет частичного освобождения налогов и других факторов. Трудоизбыточный регион характеризуется всемерным поощрением мелкотоварного уклада в городах и в селах.

Для повышения финансирования регионов появляются рыночные инфраструктуры — фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Предполагается ориентировать ассоциации на организованное решение главных задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, увеличение эффективности территориального разделения труда, модернизация производства с учетом приватизации, интеграция новых технологий, увеличение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

В настоящее время регионы, в которых развита тяжелая промышленность оказалась в наиболее сложном положении — особенно угольно-металлургическая, с большими предприятиями-монополистами — Ростов, Челябинск, Тула, Екатеринбург, Кемерово, крупные города Красноярского края, а также регионы, где собраны предприятия оборонного комплекса — Санкт-Петербург и Москва, Ленинградская, Челябинская, Московская, Тульская области, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой.

Структурная перестройка может привести к тому, что регионы понесут угрозу резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Для того, чтобы эти регионы продолжали свое существование им необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, увеличения прав местных органов и социальная защита населения. Для некоторых предприятий в этих регионах будут выдаваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Все вышесказанное относится к внутреннему экономическому районированию, помимо этого, имеется отраслевое районирование, например, районы в которых сосредоточена черная металлургия (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование.

Так, планируется, что в дальнейшем с улучшением рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

фермерские регионы с основной долей частной собственности — большая часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

регионы, где согласуются крупные коллективные хозяйства с фермерскими — Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

— горные регионы — республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

регионы отгонно-пастбищного животноводства — Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

слабо освоенные территории с крупноочаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования — это основная часть зоны Севера.

Особенно чувствительны регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями — зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой — Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Этим регионам будет оказана поддержка из республиканских федеральных фондов.

В настоящее время — это далеко не последняя проблема, остро стоит другая — спорные территории, на которые претендуют пограничные с РФ государства. К их числу относят: Курильские острова (Япония), районы Дальнего Востока (Китай), Калининградская область (Германия) и др. Исторически сложилось так, что на протяжении длительного периода времени эти территории принадлежали этим странам, но после ряда исторических процессов(1-ая, 2-ая Мировая война) стали частью РФ.

Заключение

В настоящее время экономическое районирование России состоит их трех таксономических единиц (основных звеньев): крупные экономические районы; районы среднего звена — края, области, республики; низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Крупные экономические районы — это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие большую роль в общероссийском разделении труда. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. Экономические районы могут быть объединены в макрорегионы, или экономические зоны, которые отличаются общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 — в Западном макрорегионе и 3 — в Восточном).

Однако, сетка районов не соответствует крупным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком — огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими. В этой связи, примечательно разделение территории России на федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим округам.

Кроме того, одной из главных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора: необходимо достигнуть и укрепить межнациональные согласия, доверия и партнерства народов, устранить причины противоречий и этнических конфликтов, соблюсти приоритеты и равенства условий для представителей различных национальностей, принять меры по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.

Для достижения этого России необходимо:

проведение нового совместного общественного районирования, который будет способствовать решению не только экономических задач;

новое административно-территориальное деление — создание однородных (единого ранга и уровня) субъектов Российской Федерации;

Но пока это не осуществлено, а области, края и в особенности республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для улучшения районирования.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, главным образом в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. Главная цель региональной политики в экономической сфере — это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России 20 в. М.: ЮНИТИ, 2011.

. Бурганов Р.А. Формирование конкурентной среды в регионах. М.: Экономист, 2008.

. Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление. М.: Юнита-Дана,

. Гасанов М. Региональные проблемы инфраструктуры экономики. М.: Экономист, 2006.

. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Региональная экономика. М.: ЮНИТА, 2009.

. Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. СПб.: Инфра, 2007.

7. Дронов В.П., Максаковский В.П. Экономическая и социальная география. М.: Просвещение, 2008.

. Замятин Д. Н. Историко-географические аспекты региональной политики и государственного управления. СПб.: Инфра, 2008.

9. Кистанов В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М.: Экономика, 2010.

. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 2009.

. Кузибожев Э.Н. Экономическая регионалистика. Курск: 2010.

Костенников В.М. Развитие экономических районов М.: Просвещение, 2008.

12. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2011.

13. Маркова Н. Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ. М.: Экономист, 2011.

. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. СПб.: Инфра, 2011.

. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

. Семенов С.П. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2010.