Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности во благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой экономической деятельности.
Развитие хозяйственных систем постоянно сопровождается обновлением экономических благ (продукции, услуг, технологий и т.п.).
При переходе от одной системы к другой усиливаются предпосылки появления и дальнейшего распространения новых орудий труда и предметов потребления. Они же, в свою очередь, воздействуют на появление новых технологических способов производства и трансформацию экономических систем. По существу одним из главных элементов изменения производственных, экономических и социальных отношений в обществе является появление новых продуктов труда (прежде всего средств производства).
Это важнейший фактор, обуславливающий экономическое развитие и трансформацию.
Актуальность темы курсовой работы очевидна, так как на сегодня изучение тенденций и закономерностей процесса обновления экономических благ, которые проявляются в ходе развития хозяйства, приобретает актуальное научно-теоретическое и практическое значение, потому что дает ключ к правильному пониманию механизма становления, развития и смены экономических систем, позволяет выяснить важнейшие взаимосвязи и взаимное влияние этих процессов.
Цель данной работы — проанализировать закономерности экономических благ в условиях перехода от плановой хозяйственной системы к рыночной.
Для достижения цели работы необходимо сформулировать
изучить сущность экономических благ и рассмотреть их классификацию;
- дать определение взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров;
- рассмотреть одну из форм экономического блага — высшее образование.
Объект исследования — процесс обновления экономических благ, их взаимодополняемость и взаимозаменяемость.
Предмет исследования — экономическое благо.
1. Сущность понятия «экономические блага» и их классификация
Благом это то, что человек использует для удовлетворения своих потребностей и получения удовольствия.
Например, благом может являться предмет, который человек съедает (торт, апельсин, конфета), или носит (шапка, очки, галстук), или использует для каких-либо целей (стол, стул, телевизор).
Благом может быть состояние окружающей среды, доставляющее человеку удовольствие (например, красивый закат, чистое небо).
Производство экономических благ
... «ресурсы производства» экономическая теория оперирует также понятием «факторы производства». В чем же их отличие? «факторы производства» — производство всегда ... технического снабжения: 1) Централизованная форма. 2) Система "снабсклад". 3) Система цехового снабжения. Т.к. машиностроительные заводы ... 2) материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый ...
Благом может быть информация (новости, смешная история).
потреблением
блага первой необходимости
В принципе, человек может обойтись без потребления многих других благ. Такие блага человек станет потреблять лишь потому, что они приносят ему удовольствие. Например, человеку нравится сидеть на удобном диване, читать интересную газету.
Граница между «просто приятными» благами и благами первой необходимости достаточно условна. Например, потребность в пище можно удовлетворить как булочкой, так и тортом. Но значит ли это, что торт — благо первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для здоровья продукты питания. Выделение необходимых благ нам еще пригодится в дальнейшем в ходе изучения экономической теории.
Рис. 1. Виды благ
антиблага
Более того, некоторые антиблага для человека являются смертельными — человек может упасть в пропасть, съесть что-нибудь ядовитое, стать жертвой хищных зверей. При потреблении таких «благ» жизнь может стать невозможной, и поэтому можно сказать, что отсутствие подобных антиблаг является благом первой необходимости.
полезностью
Следовательно, неприятные ощущения, вызывающие потребление антиблаг, называются антиполезностью (или отрицательной полезностью).
Полезность (или антиполезность), которую получает человек от потребления блага (или антиблага), играет огромную роль в выборе человека своего поведения. Подобно тому, как сила гравитации приводит в движение тела в физическом мире, стремление получать удовольствие от потребления благ является силой, которая приводит в движение все хозяйство.
Человек получил способность получать удовольствие в наследство от животного мира, к которому когда-то принадлежал. Именно эта способность играет ключевую роль в выборе человеком своего потребления.
При изучении механизма ощущений можно задать следующий вопрос: почему же животные стремятся к потреблению необходимых для жизни благ и избегают потребления смертельных? Ведь животные не могут знать о последствиях потребления или непотребления этих благ потому, что не могут ничего знать вообще.
Природой придуман простой и гениальный механизм, заставляющий своих питомцев избегать вредных для них воздействий и обеспечивать себя в определенном объеме необходимыми.
Безусловно, все живые существа умеют ощущать. Они обладают способностью воспринимать воздействия окружающей среды с помощью рецепторного механизма. Любое такое воздействие вызывает приятное или неприятное ощущение. Природой же устроено так, что обычно необходимые воздействия вызывают приятные ощущения, а вредные — наоборот. Таким образом, ощущения животного говорят ему, что потреблять.
Рис. 2. Механизм ощущений. Приятное-неприятное
Более того, этот механизм контролирует объем потребления. Потребление необходимых благ вызывает приятные ощущения только до определенного времени. То есть до тех пор, животное не потребит нужное количество блага. По мере приближения к этому объему приятные ощущения начинают ослабевать, а после его достижения могут смениться и вовсе на неприятные. Таким образом, ощущения животного «говорят» ему, сколько нужно потреблять.
Что такое человек
... потреблению. Это есть состояние дистопии, т.е. невозможности всерьез обсуждать проекты будущего, которые снимают противоречия настоящего. Каждый, кто посмеет предположить, что возможно что-то кроме капитализма - человек ... определенное представление о том, что есть человек, что есть благо для человека, - и так далее. Под историческими парадигмами мы здесь понимаем широко известные Премодерн (включая ...
Рис. 3. Механизм ощущения. Количество потребления
Конечно, природа не могла предусмотреть всех возможных взаимодействий и оградить своих питомцев от ошибок в выборе «ЧТО и СКОЛЬКО».
Если обратить внимание на то, что каждому человеку потребление одного и того же блага может принести совершенно разную полезность (один человек очень любит помидоры, а другой — ненавидит).
Следовательно, что между благами и антиблагами также не существует четкой границы — один и тот же предмет может быть благом для одних людей и антиблагом для других. Некоторые люди, к примеру, не любят цветную капусту, и поэтому, если их заставить съесть этот овощ, они получат отрицательную полезность. Некоторые люди могут получать удовольствие и от прогулок под дождем. И поэтому дождь для них является благом, а не злом.
Все блага, которые может потреблять население Земли делятся на две группы — на свободные и экономические.
Свободные блага -, Экономические блага
Во-первых, это просто редкие блага, которые могут использоваться различными способами. Например, добытый алмаз может быть использован как украшение и как подарок. Если вы его подарите, вы уже не сможете носить его сами.
Во-вторых, это блага, для производства которых требуются ограниченные ресурсы. Например, чтобы произвести конфеты, нужно затратить природные ресурсы и труд, которые могли бы быть израсходованы на производство апельсина. Следовательно, вам приходится жертвовать апельсином для приобретения конфет.
Блага могут быть свободными или экономическими — в зависимости от различных условий: местности и времени, в которых находится человек. Например, вода будет являться свободным благом на берегу реки и экономическим благом в пустыне. Благо «пение птиц» является свободным в весеннем лесу и экономическим в центре большого города. Свет будет свободным благом днем, но экономическим благом ночью.
Большинство известных нам благ являются экономическими по одной простой причине — эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя. Эти блага требуют производства, для которого и существует хозяйство.
Причем развитие хозяйства самым прямым образом зависит от величины желаний населения потреблять различные блага. Если желания населения будут ограничены, то хозяйство будет развиваться только до того момента, пока все эти желания не будут удовлетворены, а после достижения этого момента развитие хозяйства остановится.
Но если желания людей будут неограниченны, все будет иначе. Когда окажется, что люди могут обеспечить себя всем, к чему стремились, им сразу или через некоторое время захочется чего-то большего. Людям захочется увеличить объем потребляемых благ, или же они просто будут придумывать новые блага. Из этого следует, что хозяйство будет постоянно развиваться в сторону все большего увеличения производства благ.
В любом случае, какими бы ни были вкусы населения, стремилось бы оно к большему приобретению о различных благ или ограничивало себя только благами первой необходимости, существует некоторая общая структура потребностей человека.
Рис. 4. Группы потребности благ
Все блага можно разделить на несколько групп — в зависимости от потребности, которую они удовлетворяют.
- Пища объединяет все продукты от самых необходимых (вода и хлеб) до приятных (торт и сок).
- Одежда объединяет все вещи (от сапог до шапки), которые человек носит, для того чтобы «приспособить» себя к погодным условиям, или просто для красоты (платья, костюмы).
- Жилище предназначено для создания микроклимата в небольшом пространстве (как и одежда, жилище поддерживает необходимую температуру и защищает от осадков).
- Мебель включает в себя различные приспособления, которые обеспечивают удобное положение тела (стулья, кровати и т.д.) или удобное размещение вещей (шкафы, тумбочки и т.д.).
- Транспорт включает в себя овсе приспособления, которые помогают человеку перемещаться в пространстве — велосипеды, автомашины, поезда, самолеты и т.д.
- Духовные блага включают все блага, которые используются человеком для приятного или интересного времяпровождения — книги, журналы, кинофильмы, музыка, туристические поездки и т.д.
— «Орудия потребления» объединяют множество мелких, средних и крупных благ, предназначенных для выполнения тех или иных операций (расческа, столовые приборы, пылесос и т.д.).
Во многих случаях «орудия потребления» помогают потреблять другие блага (например, с помощью ножа мы можем нарезать хлеб).
Все вышеперечисленные блага могут быть предметом желаний нашего воображаемого населения. Далее рассмотрим, какими ресурсами может обладать население для обеспечения производства всех этих благ.
Сейчас мы приступаем к более подробному рассмотрению фундаментальных представлений для экономического знания о взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Для этого необходимо изучить ряд новых понятий.
Взаимосвязь между спросом на товар и его ценой определяется полезностью товара с позиции потребителя. В jнашей действительности спрос потребителя на некоторый товар зависит от намерений по закупке других товаров не только с точки зрения ограниченного бюджета (чем больше средств тратится на апельсины, тем меньше остается на книги), но и с точки зрения полезности (чем больше покупается апельсин, тем меньше нужно бананов).
Другими словами, потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора или комбинации нескольких (а в более широком смысле — всех) приобретаемых им товаров, причем сокращение потребления одного товара может быть заменено (компенсировано) увеличением потребления другого товара без снижения общей полезности данного товарного набора.
Проблема выбора оптимального набора товаров привела в экономической науке к возникновению техники, кривых безразличия, которая и будет проиллюстрирована в данной главе курсовой работы на примере двух товаров.
Представим, что потребителю нужно выбрать некоторую комбинацию двух товаров. Очевидно, любой акт выбора имеет две стороны: желания (которые определяются вкусами и предпочтениями) и возможности (доступность товаров для потребителя).
Для анализа потребительских предпочтений как раз и служат кривые безразличия.
Например. Пусть некто решает приобрести 10 яблоки и 20 конфеты. Определим, какие другие наборы о(комбинации) яблок и конфет имеют, с точки зрения потребителя, общую hполезность, равную полезности этого первоначального набора. Иначе говоря, потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (причем безразлично с точки зрения вкуса, а не цен).
Занесем полученные данные в табл. 1.
Таблица 1. Наборы яблок и конфет, имеющие для потребителя равную суммарную полезность
Яблоки |
Конфеты |
|
А |
30 |
5 |
В |
18 |
10 |
С |
13 |
15 |
D |
10 |
20 |
Е |
8 |
25 |
F |
7 |
30 |
Представим теперь информацию из таблицы 1 графически. Будем откладывать по вертикальной оси количество яблок, а по горизонтальной — количество конфет с тем, чтобы каждому набору этих двух товаров соответствовала бы точка в графическом «пространстве товаров».
Отметим теперь на графике точки, соответствующие наборам А-F из табл. 1.
Рис. 5. Кривая безразличия
На рис. 5 эти точки соединены плавной линией ii. Разумно предположить, что все точки, лежащие на этой линии, характеризуют комбинации товаров, имеющие для потребителя равную общую полезность (т.е. потребителю безразлично, какую из этих комбинаций выбрать).
Поэтому линия ii называется кривой безразличия.
Рассмотрим любую комбинацию товаров, лежащую выше кривой ii (например, комбинацию К — 20 яблок и 20 конфет).
Доставит ли эта комбинация потребителю большее удовлетворение, чем комбинации, лежащие на кривой безразличия (например, комбинация А)? Рассмотрим количество яблок и конфет в обоих наборах:
Комбинация А Комбинация К
яблок 20 яблок
конфет 20 конфет
Вопрос остался открытым, так как неизвестно, что в этом случае предпочтительнее для потребителя: 10 лишних яблок или 15 лишних конфет. Однако мы знаем другое: общая полезность набора А равняется общей полезности набора С (13 яблок и 15 конфет).
Сравним тогда комбинацию К с комбинацией С:
Комбинация С Комбинация К
яблок 20 яблок
конфет 20 конфет
Очевидно, что комбинация К будет иметь для потребителя полезность большую, чем полезность комбинации С, а следовательно, и комбинации А и всех других комбинаций, лежащих на кривой безразличия ii.
Из приведенных выше рассуждений можно с уверенностью заключить, что любая точка, лежащая выше кривой безразличия ii, будет более предпочтительной для потребителя, чем точки кривой безразличия. С другой стороны, любая точка, лежащая ниже кривой безразличия ii (например, точка Н на рис. 5), дает потребителю меньшее удовлетворение, чем точки кривой безразличия.
Сформулируем теперь некоторые общие свойства кривых безразличия:
— Через любую точку в графическом пространстве товаров (рис. 5) может быть проведена соответствующая кривая безразличия, т.е. для любой комбинации товаров (яблок, конфет) могут быть найдены другие комбинации, имеющие для потребителя такую же общую полезность. Причина в том, что люди охотнее идут на замену тех товаров, которые они имеют в изобилии, чем тех, которых количество ограниченно.
- Две кривые безразличия не могут пересекаться: т.к. точка их пересечения представляла бы комбинацию двух благ, имеющую для потребителя в данный момент различную полезность, что противоречит определению кривой безразличия.
— На основании свойств 1 и 2 может быть построена карта безразличия потребителя (рис. 6).
Комбинации товаров, лежащие выше и правее предыдущей кривой безразличия, имеют для потребителя большую полезность (по правилу о точках, лежащих выше кривой безразличия).
Рис. 6. Карта безразличия
— Кривые безразличия имеют отрицательный наклон: чтобы общая полезность набора не изменилась, при сокращении потребления одного блага, количество другого блага должно возрасти. Эти свойства наглядны и не вызовут возражений читателя. Однако они не объясняют в полной мере используемой нами формы кривых безразличия.
Кривые безразличия (рис. 5, 6) имеют вполне определенную форму — все они я выпуклы по отношению к началу координат (наклон кривых безразличия уменьшается при движении вправо вдоль горизонтальной оси).
Попробуем объяснить, с чем связано такое предположение. Рассмотрим еще раз пример с конфетами и яблоками (табл. 1).
Легко заметить, что при переходе от набора А к набору В, от набора В к набору С и т.д. потребитель всякий раз получает пять дополнительных конфет, но количество яблок, которое он при этом теряет, все время уменьшается от 12 (при переходе от А к В) до одного о (при переходе от Е к F).
В этом случае говорят об уменьшающейся предельной норме замены. Предельной нормой замены одного товара другим (яблок конфетами) называется количество яблок, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную конфету (при одинаковой общей полезности комбинаций товаров).
Предельная норма замены равна .
Таблица 2. Уменьшение предельной нормы замены
Переход |
Изменение количества яблок (ΔY) |
Изменение количества конфет (ΔX) |
Предельная норма замены |
От набора А к набору В |
-12 |
+5 |
12 / 5 = 2.4 |
От набора В к набору С |
-5 |
+5 |
5 / 5 = 1 |
От набора С к набору D |
-3 |
+5 |
3 / 5 = 0.6 |
От набора Л к набору Е |
-1 |
+5 |
2 / 5 = 0.4 |
От набора Е к набору F |
-1 |
+5 |
1 / 5 =0.2 Как видно из табл. 2, предельная норма замены на кривой безразличия ii уменьшается от 2.4 до 0.2. Это уменьшение легко объяснить логически. В точке А потребитель имеет относительно много яблок и относительно мало конфет. При движении от точки А вправо по кривой безразличия количество яблок уменьшается, а количество конфет увеличивается. Очевидно, чем больше конфет уже имеется у потребителя, тем меньшим количеством все более дефицитных яблок он готов пожертвовать, чтобы получить дополнительную конфету. Пятое свойство кривых безразличия: наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат.
Рис. 7. Совершенная взаимозаменяемость Рассмотрим теперь два особых случая конфигурации кривых безразличия. Многие товары взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Взаимозаменяемыми называют товары, которые служат для удовлетворения одинаковых или сходных потребностей, так что потребитель может выбрать какой-то один из этих товаров о (сигареты различных марок). С другой стороны, товары, которые потребляются совместно (спички и сигареты), называются взаимодополняемыми. Представим кривые безразличия для двух крайних случаев: совершенной взаимозаменяемости (если потребителю все равно, какие сигареты купить) и жесткой взаимодополняемости (если спички используются только при курении).
В случае совершенной взаимозаменяемости два товара рассматриваются как один товар, и кривая безразличия вырождается в прямую линию (рис. 7), т.е. предельная норма замены становится постоянной величиной. При жесткой взаимодополняемости каждому уровню удовлетворения потребителя соответствуетjодна комбинация товаров. Увеличение количества одного товара без увеличения количества другого не изменяет полезности этой комбинации для потребителя (предельная норма замены = 0).
Такие ситуации редки на практике. Большинство реальных кривых безразличия находятся между двумя крайними положениями, а многие товары являются субститутами (взаимозаменяемые) и комплементами (взаимодополняемые) в той или иной мере. Так, все продукты питания в какой-то степени взаимозаменяемы, в то же время они могут быть взаимодополняемыми при приготовлении салатов, пирогов, подготовке праздничного ужина т.д. (и все это зависит от вкусов).
Высшее образование экономической теории можно рассматривать какuэкономическое благо, которое обладает полезностью с точки зрения его потребителей и требует затрат на свое производство. Как и любое другое благо, высшее образование предлагается в экономической системе и в отношении его имеется о определенный спрос. Его особенностью является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо. С одной стороны, lувеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование как экономическое благо обладает свойством относительной неконкурентностью в потреблении. С другой же, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования. С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ. В целом, мы можем говорить о высшем образовании как о смешанном общественном благе. Еще одна важная особенность высшего образования как экономического блага состоит в том, что оно имеет высокие положительные внешние эффекты с точки зрения развития экономической системы. Высокий уровень человеческого капитала в экономике, связанный с хорошо развитой системой высшего образования в стране положительно коррелирует с высокими темпами экономического роста, общим уровнем экономического и социального развития общества. Две названные особенности высшего образования позволяют рассматривать два альтернативных источника финансирования высшего образования — общественное финансирование и финансирование из бюджетов домашних хозяйств — как неравноправные. Общественное финансирование, должно иметь приоритет в системе финансирования высшей школы, что никоим образом не умаляет значимости частного финансирования. Здесь уместно сказать, что не следует понимать общественное финансирование лишь как государственное финансирование из централизованного бюджета о федерации. Так как положительные внешние эффекты от высшего образования распределяются неравномерно и в большей степени представлены либо на территориальном, либо на профессиональном (отраслевом) уровне, общественное финансирование подразумевает участие бюджетов территорий (муниципалитетов), а также финансирование со стороны предпринимательских союзов, фондов, крупных компаний. Последнее обстоятельство имеет два важных следствия для системы финансирования высшего образования в России. — В российской системе высшего образования должен появиться механизм финансовой поддержки со стороны фондов и компаний. Это в равной степени относится как к государственным, так и к негосударственным вузамiРоссии. Сложившаяся практика исключительного финансирования деятельности негосударственных вузов за счет оплаты со стороны домашних хозяйств существенно сдерживает перспективы развития конкурентоспособной системы высшего образования, ограничивая капитальные вложения в отрасли. Университеты и институты должны активнее искать новые формы финансирования своей деятельности со стороны заинтересованных субъектов из сферы бизнеса. — Создание новой системы финансирования высшего образования включает создание механизма кредитования частных лиц для получения этой ступени образования. Другие формы такого механизма включают системы грантов и займов. Опираясь на вышесказанные соображения относительно приоритетности общественного финансирования, мы полагаем более оправданной систему грантов, в которой основная тяжесть финансового бремени ложится на общественное о финансирование. И в этом случае общественное финансирование следует понимать широко, включая грантовое финансирование со стороны фондов и отдельных компаний. Под общественным благом понимается благо, которое люди могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления. Основная особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потребителем или группой потребителей (как в случае с личными благами) — оно должно быть доступно всем. Потребление же личных благ, напротив, носит сопернический характер, поскольку отдельные потребители должны так или иначе оплатить или заслужить доступ к ним. В этой ситуации в роли эффективного провайдера личных благ выступает рынок, который определяет спрос и уровень цен. К примеру, в Российской Федерации студентами высших учебных заведений по данным Федеральной службы статистики на начало 2009 года, являются 7 млн. 513 тыс. человек. С каждым годом численность студентов увеличивается, что можно заметить на рисунке 3.1 [1]. Также отметим и рост числа студентов государственных и муниципальных учреждениях. Таким образом, высшее образование становится более востребованным экономическим благом.
Рис. 3.1. Динамика изменения численности студентов [1] Заключение Подводя итоги, могу сказать, что вывод о характере высшего образования как экономического блага прямо соотносится с положением о том, что с точки зрения интереса образование выступает одновременно в виде публичного и частного интереса. В связи с этим высшее образование, являющееся смешанным общественным благом, представляющее собой публичный и частный интерес, которое должно поддерживаться, в первую очередь, государством. Следует заметить, что с момента прочного занятия частного сектора на рынке высшего образования само высшее образование начинает рассматриваться не как общественное благо, а как частный интерес. Также я поняла, что экономическая теория определяет рынок высшего образования как интеллектуально сконструированное пространство, где спрос студентов и их родителей («покупателей») на высшее образование удовлетворяется вузами («продавцами»), предлагающими им учебные места. Рынок высшего образования учрежден в надежде на то, что конкуренция между значительным числом «покупателей» и «продавцов» в данной области будет способствовать более эффективному распределению ресурсов. Вузы также связаны с другим рынком — рынком труда, на котором они предлагают высококвалифицированный труд, удовлетворяя потребности частных предприятий и государства. На этом этапе можно извлечь три вывода. Понятия спроса и предложения взаимозаменяемы в зависимости от того, с какой точки зрения проводится анализ. Т.е если анализировать оба рынка с точки зрения вузов, можно сказать, что на рынке высшего образования им «требуются» студенты для того, чтобы заполнить учебные места, а на рынке труда им «требуются» рабочие места для выпускников. Рынки высшего образования и труда носят целостный характер, и не всегда удается учесть различные нюансы: так, к примеру, рынок высшего образования подразделяется на много (под) рынков, соответствующих различным специальностям и различным уровням образования (получение диплома, аспирантура и докторантура).
Модель полной или идеальной конкуренции, в которой задействовано много действующих лиц как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов, предполагает три основных допущения, конкретнее — аксиомы экономической рациональности, мгновенной реакции и полной прозрачности — такая модель в реальности существовать не может. Также мне кажется, что высшее образование с точки зрения экономической теории можно рассматривать как экономическое благо, которое обладает полезностью с точки зрения его потребителей и требует затрат на свое производство. Как и любое другое благо, высшее образование предлагается в экономической системе и в отношении его имеется определенный спрос. Особенностью этого блага является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование, основывающееся на фундаментальных знаниях, приобщает людей к ценностям, накопленным мировой наукой и культурой. Оно призвано обеспечить преемственность поколений в обществе. Более того, оно способствует экономическому развитию страны. Список литературы 1. Хюфнер К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его предоставления / Хюфнер К. // Высшее образование в Европе. — 2009. — №4. 2. Тамбовцев В. Реформа российского образования и экономическая теория / Тамбовцев В. // Вопросы экономики. — 2008. — №7. — Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.:Инфра-М., 2006.-С. 127. 4. Курс экономической теории / Под общ. Ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой — Киров, 1995. — 47-48, 79 с. 5. Экономика: учебник для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2002. — 52-53 с. — Курс экономической теории. / Под ред. Сидоровича А.В. — М.: Дело и Сервис, 2001. — 21-22 с. — Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 141-144 с. — Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2002. — 45 с. — Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009. — 80-82 с. — Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Учебник по микроэкономике (2 том). — СПб.: Экономическая школа, 1999. — 424 с. — Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. — М.: Дашков и К, 2003. 12. Макконелл Д., Брю С. Экономикс. — М., 1996. 13. Ребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика: Курс основ. — М., 2000. — Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям \\вопр. Экономики. 1997. №10. с. 142-150. — Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. — Словарь современных экономических и правовых терминов / Авт.-сост. В.Н. Шимов и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. — Мн.: Амалфея, 2002. — Симкина Л.Г. Общая Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2002. — (Серия «Учебные пособия»).
— Березин И.С. Краткая история экономического развития. — М., 2001 19. Экономика. Краткий словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 336 с. — (Словари XXI века).
20. Экономика и человечность./ П. Игнатовский // Экономист. — 2009. — №2.-С. 3-14. |