В настоящее время, когда идет развитие бизнеса и организации заинтересованы в получении наибольшей прибыли, большую роль играет грамотное формирование и управление налоговой политикой организации. И именно в этом процессе у руководителя организации возникает ряд проблем по урегулированию и уменьшению налоговых выплат. Значение данной выпускной квалификационной работы очень велико, ведь над разрешением этих проблем работают многие ученые-экономисты. Они пытаются предложить различные варианты по оптимизации и совершенствованию налоговой политики, находят всевозможные законные способы, для того чтобы снизить сумму уплачиваемых налогов.
Актуальность исследования темы настоящей работы обусловлена тем, что проблема снижения налогового бремени по-прежнему остается популярной для предприятий в сложившихся экономических условиях. Зачастую предприятия, стремясь уменьшить свои налоговые платежи, используют пробелы в законодательстве либо используют налоговые схемы, связанные с нарушением законов Российской Федерации. Однако существует способ, который позволяет снизить налоговые платежи, не нарушая при этом никаких нормативных документов, – это использование учетной политики. Тема налоговой политики стала очень актуальна, и в научных кругах идет глубокое изучение, анализ и наблюдение формирования налогового планирования, налогового менеджмента и в целом налоговой политики на примере конкретных организациях.
Налоговая политика организации определяется как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом РФ способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Цель работы заключается в углубленном экономическом анализе финансового и налогового состояния ООО «СтройТехника» и поиске наиболее действенных и рациональных путей совершенствования и оптимизации налоговой политики на этапе управления для минимизации налоговых выплат.
В соответствии с обозначенной целью в данной работе решается ряд задач:
- изучить теоретические основы управления налоговой политикой;
- проанализировать проблемы, возникающие на этапе формирования и управления налоговой политикой;
- проанализировать экономическое и налоговое состояние ООО «СтройТехника»;
- найти оптимальные пути совершенствования налоговой политики;
- рассмотреть возможные методы оптимизации налоговой политики на примере строительной организации ООО «СтройТехника».
При написании работы объектом исследования выступило общество с ограниченной ответственностью «СтройТехника» – строительная организация, которая выполняет подрядные строительные и монтажные работы, а также занимается оптовой торговлей прочих промежуточных продуктов.
Организация работы эксплуатации номерного фонда
... Служба эксплуатации номерного фонда обеспечивает обслуживание туристов в номерах, поддерживает необходимое санитарное состояние номеров и уровень комфорта, занимается указание бытовых услуг. Целью курсовой работы является изучение организации работы эксплуатации номерного фонда., Задачами курсовой работы является:, ГЛАВА 1. СЛУЖБА ...
Предметом данной работы является управление налоговой политикой организации.
Методологической базой исследования стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили нормативно правовые акты Российской Федерации, специальная литература, исследования ученых-экономистов, таких как Барулин С., Карасев М., годовой отчет ООО «СтройТехника» за 2013 год, статистическая информация, справочная литература, ресурсы Интернет.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе даны теоретическое обоснование налоговой политики организации и возможные методы по снижению налоговых выплат.
Вторая глава посвящена углубленному изучению финансового, экономического и налогового состояния организации.
В третьей главе предложены способы совершенствования налоговой политики, которые возможно применить в ООО «СтройТехника» для минимизации налоговых выплат.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и управление налоговой политикой организации
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство и организации, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система [13,с.99].
Характеристика налоговой политики состоит в том, что она всегда выступает частью общей социально-экономической политики. Как в любом управленческом процессе, в налоговой политике обязательно присутствует постоянное соотнесение целей и результатов с тем, чтобы своевременно выявить их нежелательное расхождение и вносить необходимые изменения в решения.
Налоговая политика организации формируется руководителем предприятия на основе положений ведения налогового учета, отраженных в главе 25 и других главах Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая политика организации – это выбранная совокупность способов ведения налогового учета путем первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственно-финансовой деятельности на основе применения принципов налогового учета, система мер, проводимых организацией в области налогообложения в целях своевременного и полного обеспечения выполнения обязательств по налогам и сборам [20, с.98].
Налоговая политика организации должна формироваться, как минимум, для обоснованного ведения:
- налогового учета (в полном объеме);
- бухгалтерского учета (в части порядка учета объектов налогообложения);
- управленческого учета (в части документирования и принятия управленческих решений по поводу формирования или изменения объектов налогообложения);
- производственного учета (в части объектов налогообложения).
14 стр., 6707 слов
Исследование налоговой политики на предприятии
... политику на всей территории страны. Доходы бюджетов Республики Казахстан, формируются в основном налогов в соответствии с её бюджетным и налоговым законодательством. Современная налоговая система РК базируется на требованиях рыночных отношений с учетом ...
Налоговый Кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность налогоплательщика вести налоговый учет. Под налоговым учетом понимается отражение в специальных документах – налоговых регистрах – подробной информации о состоянии и изменениях объекта налогообложения [1, с. 235]. Именно эти данные становятся впоследствии базой для исчисления налогов, что отражается в налоговых декларациях, представляемых в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика или его обособленных подразделений.
Практически во всех случаях у налогоплательщика возникает необходимость выбора того или иного варианта налогообложения. Как следствие, возникает необходимость обосновать решение в пользу сделанного выбора и оформить его документально. Такое документальное закрепление выбранного варианта налогообложения фактически определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.
Таким образом, под учетной политикой для целей налогообложения, как правило, понимается совокупность выбранных предприятием способов и методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов [12, с.24].
Налоговая политика является предметом налогового менеджмента (управления).
Налоговый менеджмент – относительно новая для России область теоретических знаний и практической деятельности. Сегодня представляется возможным констатировать вывод о том, что налоговый менеджмент – системное управление налогами и сборами, выступающее одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента и методом финансового механизма[29].
Налоговое управление можно и необходимо рассматривать в контексте общей системы управления финансами (финансового менеджмента) в качестве ее составного элемента, при этом их целевые функции совпадают – реализация целевых установок функционирования той или иной хозяйственной системы.
Целевые установки взаимосвязаны между собой и основными среди них являются:
- максимизация прибыли;
- обеспечение высокого уровня конкурентоспособности и достижение конкурентных преимуществ на рынке;
- максимизация рыночной стоимости капитала (предприятия);
- максимизация уровня рентабельности собственного капитала;
- минимизация уровня затрат и издержек;
- социальная ответственность перед обществом;
- выживание в конкурентной борьбе;
- и другие движущие мотивы.
Малое предпринимательство в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды и в первую очередь от характеристик налоговой системы и общей экономической ситуации в стране и регионе. В зависимости от уровня налоговой нагрузки, определяемой в виде относительной величины от дохода или от добавленной стоимости, представляется возможным идентифицировать четыре типа налоговой политики малого предприятия: идеальная, консервативная, компромиссная и агрессивная.
Процесс управления налоговой политикой малого предприятия – процесс, включающий стандартный набор последовательно выполняемых операций.
1.2 Задачи и цели налоговой политики организации
Одна из задач налоговой политики – формирование налоговой модели, или модели налоговой деятельности. При этом под налоговой деятельностью следует понимать:
Учетная и налоговая политика организации ее основные аспекты ...
... другой, предоставляет предприятиям большую свободу в вопросах налогового планирования [45]. Поэтому учетная политика предприятия позволяет оценить законность методов и принципов, применяемых для налогообложения предприятием [44]. Таким образом, тема дипломной работы «Учетная и налоговая политика организации, ее основные ...
- деятельность по стратегическому налоговому планированию;
- деятельность по текущему налоговому планированию;
- деятельность по оперативному налоговому планированию;
- деятельность по налоговому учету;
- деятельность по подготовке и сдаче налоговой отчетности;
- взаимоотношения со службой внутреннего контроля, функционирующей в организации.
Таким образом, задача организации при разработке налоговой политики состоит в том, чтобы, с одной стороны, остаться в рамках правового поля, а с другой – в максимальной степени учесть цели и задачи, стоящие перед ней как самостоятельным хозяйствующим субъектом [15, с.305].
Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью организации. Налоговую политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации.
Принципы налоговой политики:
- законность – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики;
- выгодность – снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налоговой политики;
- реальность и эффективность – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
- альтернативность – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
- оперативность – корректировка процедуры налоговой политики организации с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
- понятность и обоснованность – схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обоснование [8,с.392].
В процессе формирования налоговой политики организации имеет место определение стратегических целей деятельности организации в области налогового планирования.
Главной целью такой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников организации и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития организации.
Система налоговых стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.
Разработка эффективной налоговой политики организации требует высокой квалификации исполнителей и комплексного участия различных служб организации – плановой, финансовой, учетной, юридической и т.п.
Формирование налоговой политики, так же, как разработка любых управленческих решений, должно основываться на анализе факторов, влияющих на деятельность субъекта налоговой политики и вносящих тот или иной вклад в определение его приоритетов в процессе принятия этих решений. Во многих случаях характер такого влияния не может быть изменен с помощью целенаправленного воздействия предприятия и предполагает значительную степень гибкости налоговой политики, позволяющую адаптировать ее к складывающейся комбинации возможностей и ограничений[6,c.123].
Налогово-Бюджетная политика РФ
... регулирования, наряду с кредитно-денежной, является и налогово-бюджетная политика государства. Налогово-бюджетная политика Цель данной курсовой: выяснить суть Налогово-бюджетной политики. Для этого нужно рассмотреть следующие задачи: Что ... и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между ...
К числу внутренних факторов отнесены параметры функционирования предприятий, которые не связаны с государственным регулированием экономики в целом и являются отражением специфических характеристик процесса производства и реализации продукции.
Выделим наиболее важные внутренние факторы, влияющие на формирование налоговой политики предприятия.
Внутренние факторы:
- масштаб деятельности предприятия;
- форма собственности;
- общая стратегия развития;
- особенности рыночного сегмента, в котором работает предприятие;
- структура налоговых платежей;
- характер налогового контроля в отношении предприятия, который определяется его отраслевой принадлежностью, величиной и динамикой налоговых платежей.
Под внешними факторами формирования налоговой политики предприятия понимаются различные направления государственного регулирования, являющиеся «правилами игры» для всех хозяйствующих субъектов.
Классификация этих факторов в значительной степени условна, поскольку, строго говоря, все характеристики деятельности предприятия представляют собой результат его взаимодействия с внешней средой, в то время как влияние внешних факторов опосредовано спецификой самого предприятия[7,с.462].
Чем более масштабна и диверсифицирована деятельность предприятия, чем более интегрирована в экономику страны и мировое хозяйство та или иная фирма, тем больше факторов необходимо учитывать при формировании целевых установок в области налогообложения и тем больше возможностей представляется при разработке комплекса мер налоговой политики.
1.3 Виды налоговой оптимизации
Способы совершенствования налоговой политики организации разнообразны по своей природе.
Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют:
- метод замены отношений;
- метод разделения отношений;
- метод отсрочки налогового платежа;
- метод прямого сокращения объекта налогообложения;
- метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;
- метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;
- метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;
— – метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряда других.
Рассмотрим подробнее некоторые из названных методов.
Суть метода замены отношений заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм.
Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной [17,с 190].
Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга. При этом оно должно учитываться на балансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить повышающий коэффициент к норме амортизации; лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства можно включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.
Замена разовых стимулирующих выплат премиями по результатам работы, предусмотренными положением предприятия по системе оплаты труда. В этом случае выплачиваемые премии подлежат отнесению на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли.
Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.
Разделение договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг. Сумма, уплаченная по договору на оказание информационно-консультационных услуг, единовременно относится на себестоимость продукции. Выгоды: уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы списываются единовременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.
Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).
Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут использоваться: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ (до 20 % от уровня цен по идентичным или однородным товарам); сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль) [26, с.312].
Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.
Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря установлению особых режимов налогообложения для: отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, НИОКР и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны; отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продукции при разработке полезных ископаемых); отдельных территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т. п.), организаций, участвующих в решении социальных вопросов, предприятий, ориентируемых на экспорт и других субъектов.
Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных Налоговым кодексом РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу) и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ [18, с.260].
Перечисленные методы в своем большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективным является такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙТЕХНИКА»
2.1 Общая экономическая характеристика ООО «СтройТехника»
Общество с ограниченной ответственностью «СтройТехника» является одной из компаний строительной индустрии Ульяновской области, осуществляющая деятельность по подрядному строительству, выполняет монтажные работы на строительных площадках и оптовой торговле прочими промежуточными продуктами.
Целевым рынком ООО «СтройТехника» является город Ульяновск и близлежащие к нему населенные пункты. За время своей деятельности, Общество с ограниченной ответственностью «СтройТехника» осуществило подрядных строительных и монтажных работ общей площадью 64 837,90 кв. м. В 2013 году организация осуществила работ общей площадью 12 893,90 кв. м.
Общество с ограниченной ответственность “СтройТехника” (Ульяновская область; ИНН 7325039839) зарегистрировано 3 февраля 2003 года регистрирующим органом Инспекция МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска.
Уставный капитал компании по состоянию на 1 января 2013 года составляет 18 000 руб. Тип собственности ООО “СтройТехника” – Общества с ограниченной ответственностью. Форма собственности ООО “СтройТехника” – Частная собственность. Основные виды деятельности ООО “СтройТехника”: оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами, оптовая торговля прочими промежуточными продуктами, специализированная организация, осуществляющая монтажные работы.
В организации по состоянию на 1 января 2013 года состоит в штате 38 работников. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой руководителем учета и отчетности, который подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
На предприятии применяется журнально-ордерная форма учета. При использовании для ведения бухгалтерского учета вычислительной техники журналы-ордера формируются применяемым программным обеспечением.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Организация применяет упрощенную налоговую систему.
Итак, объектом финансово – экономического анализа служит сфера строительства, а т.к. строительство – процесс долгоиграющий и дорогостоящий, поэтому при ведении бухгалтерского учета в этой области нужно учитывать все нюансы и отраслевые особенности строительного производства: характер, длительность проектирования и строительства, все виды строительных и монтажных работ. Сюда могут входить различные операции: учет расходов на эксплуатацию техники и машин, учет материалов и оборудования, учет затрат на сами строительные работы и монтаж оборудования, учет брака и материалов (стальные трубы, монтажные блоки, кирпич, цемент) и многие другие операции. Очень важно в бухгалтерском учете строительной организации оптимизировать налоговую политику и снизить налоговые риски, связанные как с неверными формулировками в договорах, так и с порядком оформления первичных учетных документов и прочего [25, с. 650].
2.2 Оценка экономического и налогового состояния организации
Для общего ознакомления с финансовым состоянием ООО «СтройТехника» проведем сравнительный анализ актива и пассива баланса организации за 2013 отчетный год.
Имущественное положение предприятия характеризуется его активами.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Необходимо провести анализ баланса.
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статистику и динамику финансового состояния организации.
Проанализировав актив баланса ООО «СтройТехника» можно сказать, что в течение анализируемого периода стоимость имущества увеличилась на 9 454 тыс.руб., а именно: в 2012 году, в сравнении с 2011 годом, общая стоимость имущества предприятия увеличилась на 4 545 тыс.руб.., это произошло в основном за счет увеличения краткосрочных вложений на 66,1 %, что составило 12,7 %; а в 2013 году сравнивая его с прошлым годом, стоимость имущества увеличилась на 4 909 тыс.руб.. или на 12,2%, этот рост произошел за счет увеличения дебиторской задолженности на 42%, что свидетельствует о росте хозяйственной деятельности предприятия и увеличении объемов оказанных услуг в отчетном году.
За период с 2011 г. по 2013 г. оборотные активы значительно превышают внеоборотные, это говорит о том, что в собственности организации не достаточно собственных основных средств.
Увеличение стоимости имущества не сопровождалось внутренними изменениями в активе: в 2011 году структура актива характеризовалась значительным превышением текущих активов (99,75%) над имуществом длительного пользования (0,25%), в 2012 году удельный вес внеоборотных активов увеличился не значительно – на 0,02% и составил 99,77%; в 2013 году удельный вес иммобилизованных и мобильных средств не изменилась и составила 0,23% и 99,77% соответственно.
Особое внимание на себя обращает дебиторская задолженность, т.к. она имеет большой удельный вес в структуре актива. Рост дебиторской задолженности свидетельствует о том, что потребитель несвоевременно оплачивает продукцию из-за отсутствия средств. Но за период 2011-2013г.г. дебиторская задолженность снижается, а именно: сравнивая показатели 2013 года с показателями 2011года, удельный вес дебиторской задолженности в общем снизился на 3,52%, что свидетельствует об улучшении сбытовой политики.
К 2011 году значительно увеличились денежные средства предприятия на 16,72%, это говорит о том, что предприятие получает от заказчиков и покупателей оплату за оказанные услуги. Объем денежных средств, находящихся в организации на данный момент, – это, скорее всего страховой запас на случай несбалансированности денежных потоков в результате различий в объемах реализации и закупок, а также других непредвиденных расходов. Однако как их чрезмерное наличие, так и недостаток не являются положительными моментами в работе организации. Это объясняется тем, что денежные средства сами по себе, без использования их в хозяйственной деятельности, не приносят дохода, а их недостаток может привести к неплатежеспособности.
Анализ пассивной части баланса позволяет отметить, что дополнительный приток источников средств в 2012 году на сумму 4 545 тыс.руб. был связан с увеличением затрат на 634 тыс.руб.., поэтому потребовалось привлечь заемные средства, а именно краткосрочных пассивов на 4 427 тыс.руб., а долгосрочных пассивов на 3 тыс.руб. больше чем в 2011 году. В 2013 году, в сравнении с 2012 годом, увеличение источников средств на сумму 4 909 тыс.руб. произошло в основном за счет краткосрочных пассивов в сумме 4 823 тыс.руб., а за счет долгосрочных пассивов лишь на 87 тыс.руб.
Основным источником собственного капитала организации является нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль прошлых лет представляет собой ту сумму прибыли организации, которая осталась в ее распоряжении по результатам работы за прошлый отчетный год, с учетом отчислений в фонды – начисления, потребления. Нераспределенная прибыль отчетного года представляет собой разницу между финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и других обязательных платежей за счет прибыли. За анализируемый период в ООО «СтройТехника» наблюдается увеличение нераспределенной прибыли, если в 2011 году она составляла 20 тыс.руб., то в 2012 году прибыль увеличилась на 115 тыс. руб., это свидетельствует о росте хозяйственной деятельности организации.
За счет собственных средств, в 2012 году, имущество предприятия увеличилось лишь на 2,5%,а вот за счет заемных средств – на 4 430 тыс.руб. или на 97,5%; а в 2013 году имущество предприятия увеличивалось лишь за счет заемных средств.
Структура источников хозяйственных средств предприятия в 2011 году характеризовалась преобладающим удельным весом заемного капитала 99,89%, а вот собственный капитал только 0,11%; в 2012 году удельный вес собственного капитала увеличился на 0,26% и составил 0,37%, следовательно снизился процент заемных средств до 99,63%, но в 2013 году собственный капитал снова снизился на 1 тыс.руб., и составил 0,34%, а заемный капитал увеличился до 99,66%.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что при общем увеличении стоимости имущества предприятия основное финансирование было отвлечено на расчеты с дебиторами, а структура пассива отличается существенным превышением заемного капитала над собственным капиталом. Таким образом, общий прирост средств за каждый год связан с привлечением средств на заемной основе, в этом случае необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным возвратом заемных средств, чтобы в последствии не возникло проблем с поставщиками и подрядчиками.
Проанализируем финансовую устойчивость ООО «СтройТехника» в условиях рынка (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Анализ финансовой устойчивости
Показатели | На конец 2011 года руб. | На конец 2012 года руб. | На конец 2013 года руб. | Темп прироста, 2011-2012г.,% | Темп прироста, 2012-2013г.,% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
38 | 153 | 152 | 302,6 | -0,7 | |
2. Внеоборотные активы | 90 | 91 | 106 | 1,1 | 16,48 |
3. Собственные оборотные средства Ес п1-п2 | -52 | 62 | 46 | 119,2 | -25,8 |
4. Долгосрочные кредиты и заемные средства | 113 | 116 | 203 | 2,6 | 75 |
5. Наличие собственных и долгосрочных займов источников формирования запасов и затрат Ет п3+п4 | 61 | 178 | 249 | 191,80 | 39,9 |
6.Краткосрочные кредиты и заемные средства т | 336 | 268 | – | -20,2 | – |
7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат Ео п5+п6 | 397 | 446 | 249 | 12,34 | -44,2 |
8. Величина запасов и затрат | 353 | 987 | 37 | 179,6 | -96,3 |
9. Излишек (недостаток) собственных оборотных Ес* п3-п8 | -405 | -925 | 9 | -128 | 99,1 |
10. Излишек (недостаток) собственных оборотных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат Ет* п5-п8 | -292 | -809 | 212 | 177 | -126 |
11. Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат Ео* п7-п8 | 44 | -541 | 212 | -1329,5 | -139,2 |
12. Номер типа финансовой устойчивости | 3 | 4 | 1 | х | х |
Финансовая устойчивость отражает финансовое состояние организации, при котором оно способно за счет рационального управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами создать такое превышение доходов над расходами, при котором достигается стабильный приток денежных средств, позволяющий предприятию обеспечить его текущую и долгосрочную платежеспособность, а также удовлетворить инвестиционные ожидания собственников.
Финансовая устойчивость ООО «Строй-Техника» за анализируемый период сильно колебалась. В 2011 – 2012 г. наблюдается недостаток собственных оборотных средств и лишь в 2013 году положение организации улучшается и собственных оборотных средств в этот период излишек на 9 т. руб. Такое резкое изменение происходит за счет снижения запасов и затрат на 96%.
Недостаток собственных оборотных средств является, как правило, результатом недополучения запланированной прибыли или неправомерного, нерационального ее использования и других негативных факторов, возникших в процессе коммерческой деятельности организации.
Также в 2011-2012г.г. наблюдается недостаток собственных оборотных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, в 2012 году излишек произошел за счет увеличения долгосрочных займов на 75% и за счет снижения затрат на 96%.
сохраняется возможность восстановления равновесия
Но к концу 2012 года положение организации усугубляется главным образом за счет увеличения запасов и затрат на 634 тыс.руб. Недостаток собственных средств размере 925 тыс.руб., недостаток собственных оборотных и долгосрочных источников в сумме 809 тыс.руб., также общей величины основных источников тоже не хватает – 541 тыс.руб. – предприятие находится в кризисном состоянии, на гране банкротства- запасы не обеспечиваются источниками их формирования.
Но в 2013 году предприятие значительно сократили свои затраты до 37 тыс.руб., за счет этого предприятие вышло из кризиса и у него установилась абсолютная финансовая устойчивость, то такое резкое снижение затрат в дальнейшем повлечет за собой ряд других проблем.
Для того чтобы закрепить абсолютную финансовую устойчивость ООО «СтройТехника» необходимо рационально использовать запасы и стараться получать максимально-возможную прибыль.
Для того чтобы узнать на сколько прибыльно предприятие проанализируем отчет о прибылях и убытках (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Аналитический отчет о прибылях и убытках
Показатели | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Отклонение
2012-2013гг |
В % к выручке 2012г | В % к выручке 2013г | Отклонение,% |
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (В) | 86 531 | 187 394 | 47 745 | – 139 649 | 100 | 100 | 0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С) | 85 055 | 184 851 | 45 381 | -139 470 | 98 | 94 | -4 |
Коммерческие расходы (КР) | – | – | – | – | – | – | – |
Управленческие расходы (УР) | 1 231 | 1 596 | 1 615 | 19 | 0,8 | 2,77 | 1,97 |
Прибыль (убыток) от продаж (строка 010-020-030-040) (П п ) | 245 | 947 | 749 | -198 | 0,4 | 1,2 | 0,8 |
Процент к получению | 32 | 105 | 51 | -54 | 0,06 | 0,09 | 0,03 |
Процент к уплате | – | – | – | – | – | – | – |
Прочие доходы (П р Д) | 18 | 23 | 43 | 20 | 0,01 | 0,07 | 0,06 |
Прочие расходы (П р Р) | 266 | 879 | 620 | -259 | 0,5 | 1,2 | 0,7 |
Продолжение таблицы 2.3 | |||||||
Прибыль(убыток) до налогообложения (П Б ) | 29 | 196 | 223 | 27 | 0,13 | 0,3 | 0,17 |
Налог на прибыль (н/п) | 6 | 39 | 44 | 5 | 0,02 | 0,07 | 0,05 |
Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода) (П ч ) | 23 | 157 | 179 | 22 | 0,08 | 0,3 | 0,22 |
Анализируя и оценивая форму № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение Б,В) можно сделать вывод, что наиболее эффективно предприятие работало в 2013 году, так как удельный вес себестоимости реализованной продукции наименьший именно в этот год, составил 94% от выручки, в 2011-2013 годах удельный вес издержек находился на уровне 98%.
Увеличение прибыли в 2013 году произошло в основном за счет увеличения прочих доходов на 20 тыс. руб. и за счет значительного сокращения прочих расходов более чем на 250 тыс. руб.
Особое внимание обращают на себя управленческие расходы, которые с каждым годом растут, если в 2011 году их удельный вес составил 1,4%, то к концу 2013 года показатель вырос до 2,77%.
Также с каждым годом идет рост и прочих расходов, в 2011 году их удельный вес был равен 0,3%, а в 2013 году этот показатель увеличился на 0,9% и составил 1,2% или 620 тыс.руб.
Издержки предприятия сокращаются, следовательно, растет прибыль, в 2011 году чистая прибыль составляла 0,03% от выручки, а вот к 2013 году этот показатель увеличился до 0,3%, что говорит об улучшении эффективности деятельности предприятия.
Для анализа эффективности деятельности организации рассчитаем показатели рентабельности (таблица 2.3).
Таблица 2.3- Расчет показателей рентабельности
Показатель | Формула
расчета |
2011 г. | 2012 г. | 2013г. | Отклонение,
(±) |
Темп
прироста, % |
||
2011-2012гг. | 2012-2013гг. | 2011-2012гг. | 2012-2013гг. | |||||
Рентабельность продаж | Rп = (валовая прибыль : выручка от реализации)×100% | 1,7 | 1,4 | 5 | -0,3 | 3,6 | -17,6 | 257 |
Рентабельность основной деятельности | R од = (валовая прибыль : затраты на производство) ×100% | 1,7 | 1,4 | 5,2 | -0,3 | 3,8 | -17,6 | 271 |
Рентабельность всего капитала предприятия | R к = (чистая прибыль : стоимость имущества) ×100% | 0,06 | 0,4 | 0,5 | 0,34 | 0,1 | 566 | 25 |
Рентабельность собственного капитала | R ск =(чистая прибыль : собственный капитал) × 100% | 60,5 | 2,6 | 17,8 | -57,9 | 15,2 | -95,7 | 584,6 |
Рентабельность производственных фондов | R пф = чистая прибыль : стоимость ОПФ + материальные затраты) | 5 | 14,6 | 125 | 9,6 | 110,4 | 192 | 756 |
Рентабельность перманентного капитала | R пк =(чистая прибыль : собственный капитал + долгосрочные кредиты) | 15,2 | 58 | 50 | 42,8 | -8 | 281,6 | -13,8 |
Степень прибыльности деятельности предприятия характеризует рентабельность.
За анализируемый период рентабельность продаж возрастает с каждым годом, если в 2011 году, что бы получить 1 рубль прибыли нужно реализовать продукции на 1,7 рублей, то к 2013 году этот показатель увеличился и составил 5 рублей. Это изменение связано с уровнем цен и уровнем затрат на производство.
Увеличилась рентабельность и основной деятельности. За анализируемый период этот показатель увеличился на 3,5% , а к концу 2013 года составила 5,2%. Увеличение этого показателя свидетельствует о необходимости пересмотра цен и усиление контроля за себестоимостью продукции.
Эффективность использования всего имущества предприятия в 2011 году составила 0,06 %, этот показатель также с каждым годом растет, к 2013 году показатель достигает уровня 0,5%.
Анализируемое предприятие является быстро окупаемым, так как период окупаемости колеблется в пределах от 0,9 до 1,6. Это говорит о том, что для того чтобы возместить величину собственного капитала прибылью от обычных видов деятельности предприятию потребуется от 0,9 года до 1,6 года.
Степень использования производственных фондов и их эффективность определяет рентабельность производственных фондов, если в 2011 году этот показатель был равен 5%, то к 2013 году он вырос до 12,5%, тем самым отдача вложений в производство стала более рациональна.
Из расчетов видно, что рентабельность собственного капитала увеличивается с каждым годом, что говорит об эффективности использования средств, принадлежащих собственникам предприятия.
Эффективность деятельности организации напрямую связано с налоговыми обязательствами: чем выше прибыль, тем больше уплачивается налог.
Поскольку ООО «СтройТехника» находится на упрощенной системе налогообложения и объектом налогообложения определяют доходы, то налоговая ставка по единому налогу составляет 6%. ООО «СтройТехника» при определении объекта налогообложения учитывает следующие доходы:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового Кодекса РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются:
- доходы, указанные в статье 251 Налогового Кодекса РФ;
- доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 284 Налогового Кодекса РФ, в порядке, установленном главой 25 Налогового Кодекса РФ;
- доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 Налогового Кодекса РФ, в порядке, установленном главой 23 Налогового Кодекса РФ [1,гл.23-25].
К основным правилам ведения налогового учета ООО «Строй Техника», должным найти своё отражение в Учетной политике, можно отнести следующее:
- разработанные организацией самостоятельно с учетом требований Налогового Кодекса Российской Федерации регистры налогового учета.
- классификация отнесения расходов организации к прямым и косвенным в целях исчисления налога на прибыль.
– порядок оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии, а так же при реализации покупных товаров, для целей налогового учета (по стоимости единицы запасов, либо по средней стоимости, либо по стоимости первых по времени приобретения – ФИФО) [2, с. 22].
- порядок оценки амортизируемого имущества, порядок отнесения на затраты имущества стоимостью до 20000 рублей за единицу.
- способы начисления амортизации по объектам амортизационного имущества (линейный или нелинейный).
– использование (или не использование) права включать в состав расходов отчетного (налогового) периода для целей исчисления налога на прибыль расходы на капитальные вложения в размере 10 процентов (по отдельным объектам имущества – 30%) первоначальной стоимости основных средств [5, с. 24].
- порядок создания и использования различных резервов для целей исчисления налога на прибыль при принятии решения об их создании.
- порядок формирования себестоимости продукции (покупных товаров) для целей налогообложения руководствуясь положениями статей 319 и 320 Налогового Кодекса РФ [1, гл. 319-320].
– порядок признания в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль нормируемых расходов, таких как представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование и т.п. Утверждённые внутрикорпоративные нормы признания таких расходов должны находиться в пределах, определённых Налоговым Кодексом.
ООО «СтройТехника» имеет тридцать восемь наемных работников (генеральный директор, бухгалтер – кассир, мастер, кровельщики по мансардной кровле и т.д.) заработная плата которых облагается НДФЛ по ставке 13%.
Взносы во внебюджетные фонды:
- с фонда заработной платы наемных работников в Пенсионный Фонд ежемесячно отчисляется 22%[3, с.19].
- ставка страховых взносов составляет 30%: в ПФ РФ- 22%, в ФСС РФ – 2,9 %,в ФФОМС – 5,1% [4, с.15].
Налоговая декларация по УСН подается один раз по окончанию календарного года. ООО «СтройТехника» подает не позднее 31 марта. Уплата единого налога 6% происходит ежеквартально.
Отчетность по страховым взносам с фонда заработной платы предоставляется в соответствующий фонд ежеквартально. В ПФ РФ и ФФОМС – не позднее первого числа месяца, являющегося вторым месяцем по отношению к отчетному (за январь подается не позднее 1 марта).
В ФСС – до пятнадцатого числа месяца, который следует за отчетным (за январь – не позднее 15 февраля).
Проведя анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым ООО «СтройТехника» можно сделать вывод, что основным преимуществом УСН 6% является низкая налоговая ставка и отсутствие обременительного бухгалтерского учета, который осуществляется посредством заполнения Книги учета доходов и расходов. Возможность уменьшить налог (не более чем на 50%) на сумму перечисленных страховых взносов, ежегодная налоговая отчетность, отсутствие налога на имущество так же выгодно отличают УСН 6% от других систем налогообложения.
Недостатком УСН 6% является учет всего денежного оборота (без расходов) при определении суммы налога. Именно поэтому УСН 6% применяют в основном организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги и выполняющие работы. Нередко организации с УСН создаются с целью перевода на них дорогостоящего имущества[6, с. 7].
Итак, выбор налоговой политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На налоговую политику влияют налоговые условия, наличие льгот, характер ведения, долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.
Осуществлению налоговой политики должны предшествовать: согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных разниц в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определение порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики – необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации учета и отчетности. Налоговая политика организации как совокупность принципов и правил реализации метода налогового учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом под прямым эффектом здесь понимается своевременное формирование финансовой и налоговой информации, ее достоверность, объективность, доступность и реальность для управленческих решений и широкого круга пользователей [28].
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Пути совершенствования налоговой политики в ООО «СтройТехника»
Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком понимании включает и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования входят методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе [10,с.22].
При совершенствовании налоговой политики ООО «СтройТехника» опирается на принципы:
- строгое соблюдение действующего налогового законодательства;
- соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивостью предприятия;
- поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;
- оперативный учет изменений в действующей налоговой системе;
- плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей.
Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности — увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:
- Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.
- Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.
- Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия [22, с.160].
Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.
Налоговая политика в общем смысле как реализация налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения [19, с.24].
Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности.
Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.
Особенности российской политической и экономической системы — ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот[24, с. 36].
Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.
Сущность принципа оптимальности налоговой политики в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налоговой политики — поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости[29].
Основная цель налоговой политики организации – оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов, – как непосредственно сумм налогов, так и косвенных затрат (заполнение и подача деклараций и т.п.).
Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т. е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организациии ее налоговых расходов).
Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. их рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия [7,с. 17].
Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании включает в себя и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента [11,с.24]. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.
Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации и планирования должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако, эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т. е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса [23, с. 7]. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени может быть обеспечена путем эффективного вложения средств в производство, развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени. Оптимизация налогообложения и налоговое планирование должны строится также и на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности на рынке, имея в виду, что большая часть налогов включается в продажные цены товаров и оплачивается потребителями [21, с. 57].
В ООО «СтройТехника» активно проводятся мероприятия по совершенствованию налоговой политики, а именно снижение налогового бремени, использования налоговых льгот и другие.
3.2 Рекомендации по совершенствованию налоговой политики ООО «СтройТехника»
Действующая в настоящее время система законодательства, существующие отношения между различными его отраслями – гражданским, налоговым, бухгалтерским, таможенным и т.д. – позволяют оптимизировать налоговые платежи. Из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора, возникает большинство объектов налогообложения. Поэтому договорная политика организации является одним из действенных инструментов налогового планирования, и фактором, определяющим уровень налогового бремени.
Для минимизации налоговых платежей в ООО «СтройТехника» рекомендуется прибегать только к законным способам, а именно: на основе использования налоговых льгот, правильности выбора налоговых режимов и объектов налогообложения, грамотности формирования учетной политики, а также используя пробелы в законодательстве.
Формирование оптимальных элементов учетной политики для целей налогообложения организации является основным условием налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, обеспечивая рост собственного капитала, улучшение использование оборотных и внеоборотных активов.
Прежде чем прибегать к оптимизации налоговых выплат необходимо спланировать налоговую политику. Налоговое планирование состоит из трёх главных этапов:
- Определить, какую сумму налогов и в какие сроки необходимо уплатить.
- Проверить, есть ли возможность минимизировать налоговые платежи.
- Выявить и минимизировать налоговые риски.
Первый этап заключается в том, чтобы спрогнозировать будущие платежи на основании тех сроков уплаты, которые прописаны в Налоговом Кодексе РФ. Формируется график платежей, а суммы налогооблагаемой базы особенно легко просчитать, если ООО «СтройТехника» будет вести хотя бы элементарное бюджетное планирование своих доходов, движения имущества, расходов, в том числе фонда оплаты труда.
Второй этап представляет собой как раз процесс оптимизации налоговых платежей, путём использования всех возможных законных способов.
Третий этап очень важен на сегодняшний момент для налогового планировании ООО «СтройТехника». Необходимо помнить, что мнение налогоплательщика, пусть даже правильное, не всегда находит поддержку в налоговых органах, и ему, возможно, придётся отстаивать свою точку зрения в суде. Те виды оптимизации, которые наверняка вызовут споры с налоговыми органами, зачастую бывают неоправданными. Расходы на судебные разбирательства могут превысить экономию на налоге. Это и есть налоговый риск. И его надо оценивать, прежде чем приступать к налоговой оптимизации. Например, одно дело, когда в штате фирмы состоит грамотный юрист, способный отстаивать интересы своего работодателя в суде, а другое дело — если придётся нанимать специалиста со стороны, тратя на него большие деньги [27].
Проанализировав экономическое состояние и налоговую политику ООО «СтройТехника» можно применить общие способы оптимизации налоговых выплат, а именно использовать пробелы в законодательстве; принять учетную политику предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей (выбор метода определения выручки от реализации продукции, изменение сроков уплаты налогов, выбор формы деятельности и др.); оптимизировать через договор (правильная организация сделок, совершение льготированных сделок, применение оффшоров, и др.);использовать различные льготы и налоговые освобождения; минимизировать налоговые риски.
Учитывая объемность налоговых платежей можно так же оптимизировать налоги с помощью сроков уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на определенный период времени (без штрафных санкций).
При этом уменьшения размера налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента имеется положительный результат: средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.
С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения оптимизации налогообложения к вышеупомянутым штрафным санкциям надо относиться так же, как к любым другим платежам, то есть рассматривать их в разрезе выгоды.
Наиболее приемлемый метод оптимизации налоговых выплат для ООО «СтройТехника» будет применение договорной политики. Для этого необходимо проводить экономико-правовую экспертизу, которая включает:
- Правовую экспертизу, т.е. рассмотрение условий сделки с точки зрения гражданского законодательства (ГК РФ);
- Бухгалтерскую экспертизу, т.е. анализ возможных вариантов бухгалтерского оформления заключаемого договора;
- Налоговую экспертизу – рассмотрение того или иного договора с точки зрения возникновения объектов налогообложения в соответствии с действующим налоговым законодательством. При этом следует оценивать в комплексе все налоговые последствия заключаемого и (или) изменяемого хозяйственного договора, в том числе по налогу НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, другим налогам.Кроме того, при проведении экспертизы договоров, необходимо определить, производится ли начисления единого социального налога; возможно ли из сумм, выплаченных гражданину, рассчитать НДС и произвести налоговый вычет; удерживается ли налог на доходы физических лиц; возникает ли материальная выгода;
- Финансовую экспертизу, то есть расчет изменения показателей финансового состояния организации в результате заключения договора (в том числе изменение показателей финансовой независимости, платежеспособности, рентабельности).
Конечной целью проводимой экономико-правовой экспертизы договора является заключение договора, обеспечивающего эффективное использование ресурсов организации и оптимизацию налоговых обязательств.
К основным инструментам договорной политики организации относятся:
- Выбор контрагента, существенное значение будет иметь, является ли партнер по сделке:
- резидентом или нерезидентом;
- резидентом, пользующийся льготами по НДС, или резидентом, продукция, работы, услуги которого облагаются НДС;
- нерезидентом, со страной которого подписано соглашение об избежание двойного налогообложения;
- нерезидентом, не вставшим на учет в налоговую инспекцию в России в качестве налогоплательщика;
- юридическим или физическим лицом.
- Выбор вида договора.
- Определение отдельных условий договора.
Таким образом применим к строительной организации договор безвозмездного пользования, который предполагает передать вещь, в нашем случае строительные машины, в безвозмездное временное пользование ООО «СтройТехника», а строительная организация обязуется вернуть технику в том состоянии, в каком она её получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
Заключение
Состояние и результативность развития малого предпринимательства Российской Федерации за последние годы позволяют сделать заключение о том, что данная подсистема региональной и национальной экономики выполняет не только значимые социальные функции, но и несет экономические нагрузки по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости развития РФ. Малые предприятия используют широкий диапазон целевых установок своего функционирования и развития, для достижения которых требуются не только тактические, но и стратегические решения в области финансов, в том числе и по оптимизации налоговой политики.
В ходе работы был решен ряд задач. Рассмотрены формулировки понятия «налоговая политика» разных ученых и обобщены в одно полное определение, что дает более ясно и точно понять сущность налоговой политики и значимость ее для организации. Выделив основную цель налоговой политики – формирование модели налоговой деятельности, были определены и задачи, которые решаются при формировании и в процессе управления налоговой политики.
Показана трансформация категории «налоговая политика» и обосновано ее экономическое содержание. Учитывая, что в настоящее время налоговая составляющая занимает существенную долю в финансовых потоках организации, сфера налоговых платежей требует определенного управляющего воздействия, основанного на четкой политики организации в данном, направлении и подкрепленного соответствующими теоретическими изысканиями. На основе анализа существующих в современной экономической литературе подходов к пониманию содержания налоговой политики организации и через рассмотрение общих категорий «налог», «политика», «стратегия», показана трансформация, категории. Обосновано ее содержание на уровне хозяйствующего субъекта, а также определено ее место в системе категорий с финансового менеджмента. Сделано заключение, что, налоговая политика организации является составной частью ее финансовой политики и основой для осуществления налогового менеджмента. Налоговая политика организации определена как форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности организации.
В работе подробно рассмотрены основные проблемы, которые возникают при управлении налоговой политикой – выбор законных методов минимизации налоговых выплат. Но чтобы снизить объем налогов, уплачиваемых организацией в бюджет государства, предприятие должно выбрать метод оптимизации налогов. В работе представлены основные методы совершенствования налоговой политики, применяемые организациями России.
Рассмотрев теоретические основы управления налоговой политики организации, в работе была проанализирована налоговая политика конкретной организации, а именно ООО «СтройТехника», которая занимается подрядными строительными и монтажными работами и оптовой продажей промежуточных продуктов. В ходе экономического анализа было выявлено, что в течение анализируемого периода стоимость имущества увеличилась на 9 454 тыс.руб., это произошло в основном за счет увеличения краткосрочных вложений н 66,1%. Из-за увеличения затрат на 634 тыс.руб. потребовалось привлечь заемные средства, что составляет наибольший удельный вес в структуре источников. В связи с этим в организации установилась неустойчивое финансовое состояние, в следствие чего нарушена платежеспособность.
Анализ «Отчета о прибылях и убытках» показал, что предприятие работало наиболее эффективно в 2012 году, так как удельный вес себестоимости реализованной продукции и выполненных работ наименьший именно в этом году – 94% от выручки, но анализ деловой активности показал, что чистая прибыль растет очень медленно по сравнению с выручкой, это свидетельствует о снижении рентабельности деятельности предприятия.
В работе была проанализирована и налоговая политика организации. ООО «СтройТехника» находится на упрощенной системе налогообложения, что позволило более тщательно подойти к анализу принятой налоговой политики и предложить более действенные методы минимизации налоговых выплат, не нарушая законодательство Российской Федерации.
Проведя анализ экономического состояния организации была дана подробная экономическая и налоговая характеристика ООО «СтройТехника».
Изучив теоретическую основу налоговой политики и практические аспекты формирования и управления налоговой политикой на примере строительной организации ООО «СтройТехника» в работе даны рекомендации по совершенствованию и минимизации налоговых выплат, более рациональные методы ведении налогового учета, которые были бы выгодны в ООО «СтройТехника».
Было предложено ряд методов совершенствования налоговой политики, которые могли бы быть применены руководителями ООО «СтройТехника» для минимизации налоговых выплат. Наиболее подходящий метод – использование налоговых льгот, поиск изъянов в налоговом законодательстве и применение договорной политики.
Проделав комплексный анализ, был сделан вывод, что налоговая политика составляет предмет налогового менеджмента, определяет уровень налогообложения и механизм его практической реализации. Целевая установка налоговой политики – достижение заявленных целей развития хозяйствующего субъекта посредством оптимизации системы налогообложения.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – по состоянию на 1 марта 2014г.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996. № 129-ФЗ с последними изменениями.
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999. № 165-ФЗ.
5. Абрамов М.Д. Об основных направлениях налоговой политики // Налоговые споры: теория и практика. – 2010 – N 3 – с. 7-14
6. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие // ОСЬ-89. – 2010г – 17с.
7. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. -М.: Инфра-М, 2012.-392 с.
8. Горский И.В. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики. – 2011 – № 7 – С. 50-63
9. Горский И.В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. – 2010 – №1 – С. 22-26
10. Железникова Е.К. Организационно-экономический механизм формирования налоговой политики на предприятиях сферы материального производства. Авторефератдиссертации. – М.: ИздательствоРосЗИТЛП, 2013.– 24 с.
11. Замирович Е. Налоговая политика организации // Финансовая газета. Региональныйвыпуск. – 2012 – N 12 – С. 13-25
12. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России // Юрист – 2012г. – 99с.
13. Кушунакова Б.К. Учетная политика как инструмент оптимизации налоговых платежей предприятия // Налоговый вестник. – 2011 – № 10 – с. 21-27
14. Кваши Ю.Ф. Налоговый контроль // учебное пособие. – М.:Юрист, 2013г. – 305с.
15. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. – 2012 – N 5 – с. 29 – 31
16. Миронова А.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование // учебное пособие – М.: Омега – Л – 2011г. – 190с.
17. Ногина О.А. Налоговый контроль. – СПб: Питер – 2012г. – 260с.
18. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели // Аудиторские ведомости. – 2012 – № 9 – с. 24-32
19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов // Книжный мир. – 2013г – с. 98-105.
20. Пансков В.И. Налоги и налоговая политика // Российский экономический журнал.-2012-№1, 57с.
21. Феоктистова И.А. Опасные схемы минимизации налогов: необоснованная налоговая выгода. – М.: ГроссМедиаРОСБУХ – 2010г. -160с.
22. Щеглова Н.В. Формирование налоговой политики организации // Финансы. – 2011 – № 2 – с. 7-11
23. Юткина Т. Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением // Аудитор. -2012 – № 1 – с. 36-44
24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение – М: Инфра-М, 2013. – 650 с.
25. Юткина Т.Ф Налоги и налогообложение- М.: 2013, 312с.
26. http://www.nalog.ru
27. http://www.ifns.ru
28. www.safbd.ru, Д.А. Салахов – доцент кафедры экономики САФБД.
29. www.newsruss.ru,Проблемы становления налогового менеджмента в России
30. Годовой отчет ООО «СтройТехника» 2013г.