Домашние хозяйства являются одним из главных субъектов экономики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельного хозяйства, но и всего населения страны в целом. Так как домохозяйство представляет важный субъект экономики, так же как и коммерческие предприятия и государство, то они задействованы во всех макрорегулирующих процессах. К активной экономической деятельности домашнего хозяйства приводят тяжёлое материальное положение и экономический кризис.
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Уровень жизни населения напрямую зависит от размера и состава доходов. Доходы населения так же отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в целом.
Доходы характеризуются составом и структурой, уровнем, динамикой, а так же дифференциацией по разным группам и слоям населения. На уровне состояния домашнего хозяйства, относящегося к определённому социально-демографическому типу, можно судить об уровне жизни населения.
Вот почему так важно понятие дохода домашних хозяйств, способы его определения, а так же регулирование доходов домашних хозяйств государством. Целью данной работы является подробное рассмотрение сущности доходов домашних хозяйств.
Объектом исследования будет выступать вся деятельность домашних хозяйств. А предметом является сама структура особенностей формирования доходов домашних хозяйств.
Задачи данной работы заключаются в следующем: подробное рассмотрение сущности доходов домашних хозяйств, дифференциации доходов населения, сравнение и анализ уровня жизни населения по территориям России, а также сущности социальной государственной политики, и экономических проблем, с которыми столкнулось общество и конечно же пути их решения.
В первой главе будут показаны состав и структура доходов домашних хозяйств, сущность образования доходов домашних хозяйств и функции, которые они выполняют, а также их дифференциация. Во второй главе будет рассмотрен уровень качества жизни населения. А в третьей главе обозначены основные проблемы справедливого распределения доходов домашних хозяйств и пути их решения.
Статистика социально-экономических доходов и расходов населения
... ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики. Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних ...
1. Состав и структура доходов домашних хозяйств
1 Классификация доходов домашних хозяйств
Доходы домашнего хозяйства представляют собой основной источник удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей. С 1993 года в качестве теоретического основания для расчёта данного показателя принято определять доход, предложенной теории английским экономистом Дж. Хиксом: доход — это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится.
В соответствии с теорией факторов, основными производственными факторами являются:
- земля, включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т. п.);
- капитал, или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);
- труд, т. е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;
- предпринимательская способность;
- социальные трансферты.
Доход на каждый из перечисленных факторов в соответствии с теорией
равен предельному вкладу этого фактом в полученный предприятием (фирмой) доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов (земли, капитала и др.).
Если судить о распределении доходов только по теории предельной производительности, то это может привести к значительному неравенству, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Исходя из этого, следует, что населению нужна государственная политика доходов.
Доходы домашних хозяйств не отражают вклады факторов производства в выпускаемую продукцию.
Ниже будут рассмотрены основные факторы доходов.
Номинальные доходы указывают уровень денежных доходов, который не зависит от налогов и изменения цен.
Реальные доходы представляют собой доходы, зависящие от изменения розничных цен и тарифов, расходы на налоги и прочих обязательных платежей. Для вычисления реальных доходов населения из совокупного дохода вычитают налоги и прочие платежи в бюджет. Сумма, которая остаётся равна стоимости потреблённых и накопленных населением товаров. Эта сумма как раз и образует фонд конечных доходов населения, которые реально были использованы в данном периоде. Для определения динамики реальных доходов сравниваются конечные доходы за различные периоды, выраженные в сопоставимых ценах.
Заработная плата — это доходы, которые выплачиваются за труд, предоставляемый работниками. Следует различать между собой термины «заработная плата» и «общий заработок». Общий заработок зависит от отработанного времени и самой заработной платы. А заработная плата обозначает ставку оплаты труда за единицу времени.
Существуют определённые различия между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, которая была получена за определённый промежуток времени (неделю, месяц и так далее).
Доходов населения. В данной работе использовались: «Политика ...
... заработной плате в России по регионам, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, среднедушевые денежные доходы населения по Челябинской области, а так же реально располагаемые денежные доходы населения. Дипломная работа ... ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 Формирование и использование денежных доходов населения Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, ...
А вот реальная заработная плата — содержит в себе номинальную зарплату, за вычетом инфляции. Она также характеризуется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату.
Если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата, то в этой ситуации номинальная заработная плата может повыситься, а реальная наоборот понизится.
Рента — является доходом от использования земли, то есть представляет собой цену, уплачиваемую за природные ресурсы, количество которых ограниченно. Фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос является одним единственным действующим фактором, который определяет ренту.
В целом для общества природные ресурсы в большинстве случаев являются даром природы, но для отдельных её пользователей платежи за ренту представляются как издержки. Для определённых фирм и предприятий земля выступает как альтернативные варианты использования её ресурсов. Землю можно использовать как для возделывания сельского хозяйства, или для жилищного строительства. Такая альтернатива как раз и определяет хозяйственное поведение фирмы.
Ещё одним фактором производства доходов является доход от капитала.
Процент представляется в нескольких видах. Доход в виде ссудного процента образуется в том случае, если капитал имеет денежную форму. Доход на собственность. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации — в виде прибылей корпораций.
Так же существует реальная и номинальная ставки процента.
Реальная процентная ставка образуется, когда из номинальной вычитают уровень инфляции. Именно реальная ставка процента занимает главное место в принятии решений по инвестициям. Процентная ставка перераспределяет имеющиеся в наличии деньги между наиболее производительными и прибыльными отраслями.
Доход от предпринимательской деятельности полностью зависит от предприимчивости и способностей самого предпринимателя. Вследствие этого данный доход является вознаграждением за выполнение им следующих функций, а именно:
- соединение труда и капитала в один процесс производства товаров и услуг;
- принятие решений по управлению фирмой;
- риск, который связан с вложениями средств — своих, компаньонов или акционерных обществ;
- введение новых продуктов, научно технологического прогресса;
— Доход от предпринимательской деятельности составляет прибыль, которая остаётся после уплаты процента на кредит, который взял сам предприниматель. Нормальная прибыль представляет собой минимальный доход, необходимый для функционирования самого предприятия. Минимальная заработная плата предпринимателя является издержками производства. Если общий доход фирмы превышает её общие издержки, то эта разница между доходами и издержками и является предпринимательскими доходами.
Доходы населения в большой части определяют и социальные трансферты. Социальные трансферты — это денежные или натуральные выплаты населению государством, не зависящие от деятельности хозяйства. С помощью бюджета государство перераспределяет доходы, тем самым уменьшает разницу в доходах между бедным и богатым слоями населения, ослабляет ситуацию социальной напряжённости в стране.
Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
... политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения ... тем больше стоимость его рабочей силы. Нельзя не учитывать и объективный рост потребностей трудящихся и ...
2 Роль социальных трансфертов в формировании доходов
Основную часть, составляющую доходы домашних хозяйств является заработная плата. В соответствии с системой национальных счётов к ней относят:
- начисленную заработную плату по должностям;
доплаты за сверхурочную работу
премии
выплаты за работу в особых условиях
плата за выслугу лет
доходы от участия в прибылях
оплата ежегодных дополнительных отпусков
командировочные расходы
Часть доходов, которые получает работник, требуется непосредственно для выполнения служебных обязанностей, а другая, которая является основной, направляется на содержание домашнего хозяйства, семьи.
Государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в целях социальной защиты. Фактический размер заработной платы, учитываемый все виды выплат, таких как: оклады, тарифные планы, надбавки, не должен быть установлен ниже установочного законодательно минимального размера оплаты труда, независимо от того, в какой организации человек работает. Минимальный размер заработной платы обеспечивается либо за счёт средств бюджетов — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств — для других организаций.
Пенсии, пособия, социальные и страховые выплаты являются социальными трансфертами, которые выплачивает государство. Они составляют большую группу доходов населения. Их количественное значение и выплата напрямую зависят от законодательных норм. Социальные выплаты по своему составу неоднородны, из них можно выделить те поступления, которые зависят от трудового вклада самих работников. В большей степени это относится к трудовым пенсиям. Основная составная часть этих доходов выплачивается государством для поддержания минимального уровня жизни населения, в связи с этим они являются социальными. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.
Следует заметить, что происходит развитие также негосударственных форм помощи населению, например такие как негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Негосударственные пенсионные фонды дают возможность населению получать более высокие доходы в пенсионном возрасте, которое гарантирует государство. С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций.
Основную часть страховых и социальных выплат составляют пенсии. В неё входят четыре вида трудовых пенсий, основанные по действующему пенсионному законодательству, а именно: пенсия по старости, за выслугу лет, по инвалидности, а также при потере кормильца. Если же человек имеет право одновременно на несколько пенсий, то по выбору назначается одна из них, исключение составляют граждане, ставшие инвалидами, вследствие войны, по инвалидности, или за выслугу лет.
Следует отметить, что существуют пенсии и для граждан, которые не были взаимосвязаны с трудовой или полезной общественной деятельностью. Самыми распространёнными из пенсий остаются пенсии по старости или по возрасту. Минимальный и максимальный размер пенсии определяется законодательством.
К социальным выплатам относятся и пособия по безработице, они представляют выплаты гражданам, признанными безработными в установленном надлежащем порядке.
Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страховых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т. п.).
Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности. Общим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов в данном случае предшествует понесение расходов домашними хозяйствами. Более того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последствия этих событий.
1.3 Дифференциация доходов населения
Дифференциация доходов (заработной платы) указывает на социально- экономическую разницу в сфере производства, распределения и потребления населения. Государство заботится о том, чтобы не допускалась большая разница в равенстве граждан.
Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счёт многочисленного среднего класса, имеет социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту.
Общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием стимулов к профессиональному росту, значительной криминальностью социальных отношений. Состав доходов населения по своему составу очень разнообразен, имеет сложную структуру.
Предприятия, которые производят потребительские товары, нередко сталкивается не только с конкуренцией товаров импортных производителей, но и с отсутствием платежеспособности большой части населения. Та часть населения, которая располагает наибольшим количеством доходов, стремится направить их в сбережения, приобретение недвижимости или иностранной валюты.
Переход к рынку приносит свои изменения в экономику населения: усиливается, межгрупповая, межфирменная, отраслевая, районная и региональная дифференциация доходов.
Существует два фактора, которые влияют на дифференциацию денежных доходов населения: дифференциации различий в семейном положении работников и дифференциации заработной платы. Дифференциацию доходов и заработной платы нельзя рассматривать с одной позиции. При дифференциации заработной платы может существовать экономическое неравенство, которое отвечает социальной справедливости. А при дифференциации в семейном положении работников имеет место неравенство, складывающееся при распределении доходов в семьях.
Разница в измерении доходов измеряется методами абсолютной и относительной численности работников или населения, которые получают минимальную, среднюю и максимальную заработную плату (доходы), — по размерам зарплаты или совокупного дохода. Измерения проводятся на основе статистической информации, которая используется для построения ранжированного ряда, сгруппированного по уровню дохода в отраслях, регионах, а так же различных группах населения.
Дифференциация заработной платы включает в себя
Показатель центральной тенденции — основной показатель среднеарифметического показателя роста заработной платы (доходов).
Может найти отражение в средней арифметической величине. И наоборот, увеличение средней зарплаты может произойти, когда у основной массы работников зарплата остается неизменной и даже уменьшается, а рост средней произойдет за счет сдвигов в верхних группах.
Структурные показатели — подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные структурные показатели (квартили, квантили и децили) распределяют население на 4, 5 и 10 равных частей. Сопоставление этих показателей указывает на разницу группами работников, высоко- и низко оплачиваемых
В практике анализа степени расслоения населения по уровню доходов чаще используются относительные отклонения квартилей (квантилей и децилей), называемые коэффициентами дифференциации доходов. Они показывают, во сколько раз минимальные доходы 25% (20 или 10%) самого богатого населения превышают максимальные доходы 25%и (20 или 10%) наименее обеспеченного населения. При этом различают:
- коэффициент фондов как соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов;
- квартильный коэффициент дифференциации, показывающий различия в доходах 25% наиболее и 25% наименее обеспеченных групп населения;
- он свидетельствует о степени расслоения населения по уровню доходов;
- квантильный коэффициент дифференциации показывает различия в доходах 20% наиболее и 20% наименее обеспеченных групп населения;
- гдецильный коэффициент дифференциации показывает различия в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения; он позволяет провести более глубокий анализ изменений в распределении работников (или населения в целом) по уровню заработной платы (или доходов).
В разных странах дифференциация оплаты труда характеризуется действием прямо противоположных тенденций:
- в странах со сложившейся рыночной экономикой дифференциация заработной платы сокращается;
- в постсоциалистических странах — углубляется, особенно на межотраслевом уровне.
Дифференциация доходов изображается графически в виде кривой («лука») Лоренца.
2 Уровень качества жизни населения
1 Формирование доходов населения
Реальные располагаемые денежные доходы — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) располагаемых денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий период.
Как видно на (таблице 1) в июне 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 1,0%, в I полугодии 2009г. — остались на том же уровне.
Таблица 1
Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в июне 2009г., по предварительным данным, составила 18907 рублей и по сравнению с июнем 2008г. выросла на 6,1%.
Основные средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства составляет заработная плата. Она включает в себя доходы заработной платы на предприятиях, в кооперативах, доходы от собственного хозяйства и прочее. Как показывает анализ перспективного развития домашних хозяйств, этот вид дохода сохранит своё главенствующее место в формировании общего объёма денежных доходов населения.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
- выплат по государственному страхованию;
- банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
- процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
- доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
- выигрышей по лотереям;
- временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
2 Доходы домашних хозяйств в современной России
Состав и структура денежных доходов домохозяйств в России претерпели существенные изменения (таблица 2), в силу развития трансформационных процессов в экономической и социальной системе
Таблица 2 Состав и структура денежных доходов населения в 2004-2008 гг. (%)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
денежные доходы — всего в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
оплата труда |
65,0 |
63,6 |
65,0 |
67,5 |
68,9 |
социальные выплаты |
12,8 |
12,7 |
12,0 |
11,6 |
11,1 |
доходы от собственности |
8,3 |
10,3 |
10,0 |
8,9 |
8,9 |
доходы от предпринимательской деятельности |
11,7 |
11,4 |
11,1 |
10,0 |
9,1 |
другие доходы |
2,2 |
2,0 |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
По данной таблице можно провести анализ формирования и использования денежных доходов домохозяйств в России. Он свидетельствует о наличии проблем в их регулировании. За реформируемый период произошла деформация основного источника денежных доходов домохозяйства — заработной платы, рост теневых доходов достиг не менее 25%, резко снизился уровень реальной оплаты труда. Ее доля в ВВП в 2007 г. составила около 42%, тогда как в развитых странах этот показатель варьируется в пределах 55-70 %. (таблица 3).
Таблица 3 Распределение общей суммы начисленной заработной платы по 20-процентным группам работников
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Общая сумма начисленной заработной платы, % |
||||
Всего в том числе по 20-процентным группам работников |
100 |
100 |
100 |
100 |
первая (наименее оплачиваемые работники) |
3,9 |
4,1 |
4,1 |
4,5 |
вторая |
8,6 |
8,9 |
8,8 |
9,2 |
третья |
13,9 |
14,1 |
14,1 |
14,3 |
четвертая |
21,6 |
21,8 |
21,7 |
21,6 |
пятая (наиболее оплачиваемые работники) |
52,0 |
51,1 |
51,3 |
50,4 |
Коэффициент фондов, в разах |
26,4 |
24,9 |
25,3 |
22,1 |
Коэффициент Джини |
0,467 |
0,456 |
0,459 |
0,447 |
Как видно из графика, в России фиксируется глубокая межотраслевая и межрегиональная дифференциация заработной платы
Низкая заработная плата отрицательно влияет на экономику: это не способствует стимулированию работников к эффективному труду; порождает тенденцию технического застоя, поскольку инвестиционные проекты модернизации обеспечивают лишь несущественную экономию на заработной плате и, следовательно, оказываются в своем большинстве малорентабельными. Кроме того, низкий уровень заработной платы ограничивает столь необходимое для экономического роста расширение внутреннего рынка и не способствует увеличению конечного спроса как импульсу развития и расширения производства. А в условиях проблемы невыплаты зарплаты (суммарная задолженность по зарплате в России на 1 января 2009 г. составила 4 674 млн. рублей), предельно низкой становится мотивация труда.
С другой стороны, в современных условиях России, высока значимость социальных трансфертов: в структуре денежных доходов домохозяйств они занимают второе место. Одновременно нами отмечено, что по результатам анализа пенсионных расходов в тринадцати основных европейских странах и расходов Пенсионного фонда России в ВВП Россия заняла последнее место по доле пенсионных расходов в ВВП, уступая большинству стран в 1,5-3 раза, и показатель продолжает снижаться. В России соотношение среднего размера назначенных пенсий находится на уровне прожиточного минимума, и только сейчас ставится задача доведения минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума.
Появление предпринимательских доходов сблизило систему распределения доходов в России с системой распределения доходов в странах с развитой рыночной экономикой. Однако есть существенные различия, основным является неустойчивость процесса их формирования.
Рост денежных доходов населения в России в последние семь-восемь лет привел к появлению возможностей вложения свободных средств в разные финансовые инструменты. Однако адекватного роста организованных денежных накоплений не произошло. Это характеризует наличие, прежде всего, низкого уровня доверия к финансовым институтам и нестабильность ожиданий населения относительно инфляции. Кроме того, увеличение доходов происходит за счет преимущественного роста доходов высоко обеспеченных групп домохозяйств. В 2008 году вследствие финансово-экономического кризиса рост доходов домохозяйств существенно замедлился. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за 2008 г. составило 2,7%, в то время, как в 2007 г. — 12, 1%. Это также не способствует росту финансовой активности домашних хозяйств.
С 2000 года в России наблюдается устойчивый рост различных показателей, указывающих на степень дифференциации доходов (фондовый коэффициент, коэффициент Джини).
В 2007 г. фондовый коэффициент составил 16,8, а в 2006 г. он фиксировался на уровне 16,0 (в 2003 г. 14,5 раза).
Коэффициент Джини, характеризующий концентрацию доходов, повысился в 2007 г. до 0,422 против 0,416 в 2006 г. и 0,403 в 2003 г. Серьезную проблему составляет и крайне высокая дифференциация регионов по уровню душевого дохода. Это свидетельствует об отсутствии эффективных инструментов воздействия на формирование доходов населения и домохозяйств, и необходимости разработки комплексной системы мер регулирования доходов домохозяйств, сочетающей инструментарий политики устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, направленного развития человеческого капитала и повышения благосостояния населения.
2.3 Понятие и показатели уровня жизни населения
Так как макроэкономика развивается, последовательно возрастает материальный уровень качества жизни населения.
Определить уровень жизни населения можно как степенью развития самих потребностей людей, а также количеством и качеством жизненных благ и услуг, которые как раз и используются для их удовлетворения. Уровень жизни населения напрямую связан с доходами населения, они явно отражает социальные различия отдельных регионов населения.
При количественном определении доходов обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Проанализируя социальные индикаторы уровня и качества жизни населения федеральных округов России такие как: покупательскую способность денежных доходов населения (ПС), уровень экономического неравенства (коэффициент Джини) и душевой валовой региональный продукт по паритету покупательной способности (ВРП по ППС) можно выяснить следующие особенности.
Социальные индикаторы качества и уровня жизни населения российских регионов в 2007 г. в целом характеризовались «средними» и «ниже среднего» значениями. По сравнению с 2006 г. их размеры выросли.
Преобладающие размеры покупательной способности денежных доходов населения зафиксированы отмечены на уровне от 2 до 4 БПМ (наибольший в Москве — 6,01 БПМ, наименьший — в Республике Ингушетия (ЮФО) — 1,35).
Доля населения с доходами ниже БПМ в большинстве субъектов Федерации превысила общероссийский уровень (13,4%).
Только в 23 субъектах данный показатель был ниже. В их числе Республика Татарстан (ПФО) — 9,4%; Санкт-Петербург (СЗФО) — 9; Ненецкий автономный округ (СЗФО) — 8,1; Ханты-Мансийский автономный округ (УФО) — 7,2; Ямало-Ненецкий автономный округ (УФО) — 6,4%. Наибольшие масштабы бедности по доходам были отмечены в Ингушетии — 51,2; Калмыкии (ЮФО) — 41,8; Республике Алтай (СФО) -34,7%.
Индекс экономического неравенства (коэффициент Джини) в большинстве субъектов не превысил 0,422 (размер индикатора по России) с максимальным значением в Москве — 0,556 и минимальным — 0,310 в Республике Алтай.
В большинстве субъектов уровень душевого ВРП (по ППС) не превысил 10 тыс. долл. (граница высокого значения данного показателя) при общероссийском значении 13 173 долл. Региональные значения данного индикатора находились на «среднем» уровне в интервале от 1535 до 10 тыс. долл. Максимальный его размер составил 127 885 долл. (Ненецкий автономный округ), минимальный — 1535 долл. (Ингушетия).
По данным индикаторам можно провести ранжирование некоторых федеральных округов России по мере снижения в них качества и уровня жизни населения по доходам, а именно: Уральский, Северо-Западный и Центральный.
В следующих таблицах рассматриваются основные социальные индикаторы уровня жизни населения, рассчитанные для федеральных округов РФ.
Характеристика Уральского ФО по качеству и уровню жизни населения представлена в (таблице 4).
Таблица 4 Показатели уровня и качества жизни населения Уральского ФО.
Субъект |
ПС доходов (количество наборов ПМ) |
Уровень бедности по доходам, % |
Коэффицент Ждини, доли от единицы |
Душевой ВРП по ППС, долл |
Тюменская область с округами |
5,86 |
10,4 |
0,453 |
67840 |
Ямало-Ненецкий |
4,98 |
6,4 |
0,437 |
90955 |
Ханты-Мансийский |
4,57 |
7,2 |
0,425 |
104259 |
Свердловская область |
3,78 |
10,9 |
0,420 |
11867 |
Челябинская область |
3,12 |
11,2 |
0,395 |
10450 |
Курганская область |
2,46 |
21,7 |
0,396 |
5531 |
Россия |
3,26 |
13,4 |
0,422 |
13173 |
Как видно из таблицы в большинстве субъектов Уральского округа покупательная способность денежных доходов населения превысила значение показателя в целом по России (3,26 бюджет прожиточного минимума), но всё же находилась на уровне «ниже среднего» (2 — 4 бюджет прожиточного минимума).
В Тюменской области и её округах процентная ставка (ПС) вышла на средние значения (4 — 11 бюджета прожиточного минимума БПМ) и составила в целом 5,86 бюджета прожиточного минимума)
Масштабы бедности по доходам тоже не превысили общероссийский уровень (13,4%).
Исключением является Курганская область, её значение индикатора составило 21,7%. По уровню душевого валового регионального продукта (ВРП) по паритету покупательной способности (ППС) все субъекты, кроме Курганской области, имели высокие значения (более 10000 долл. по паритету покупательной способности.).
Такие субъекты как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Тюменская область входили в число регионов-лидеров в масштабах всей страны.
Ниже рассмотрена характеристика Северо-Западного ФО по качеству и уровню жизни населения в (таблице 5).
Таблица 5 Показатели качества и уровня жизни населения Северо-Западного ФО.
Субъект |
ПС доходов (количество наборов ПМ) |
Уровень бедности по доходам % |
Коэффицент Ждини, доли от единицы |
Душевой ВРП по ППС, долл |
Санкт-Петербург |
4,29 |
9,0 |
0,429 |
15055 |
Волгородская обл |
2,61 |
15,7 |
0,367 |
15241 |
Коми |
3,20 |
14,0 |
0,423 |
18143 |
Ненецкий |
5,31 |
8,1 |
0,461 |
127885 |
Архангельская обл |
2,44 |
16,2 |
0,363 |
13675 |
Мурмансткая обла |
2,66 |
16,7 |
0,378 |
15631 |
Карелия |
2,28 |
14,2 |
0,362 |
10975 |
Новогородская обл |
2,25 |
15,0 |
0,402 |
9637 |
Ленинградская обл |
2,91 |
12,4 |
0,366 |
13779 |
Калининградская обл |
2,88 |
12,3 |
0,369 |
8670 |
Псковская обл |
2,32 |
16,6 |
0,354 |
5796 |
Россия |
3,26 |
13,4 |
0,422 |
13173 |
По данной таблице видно, что в большинстве субъектов округа уровень покупательной способности доходов можно охарактеризовать как «ниже среднего» (2-4 бюджет прожиточного минимума).
Субъектами, вышедшими по размерам данного индикатора на средний уровень (4-11 бюджета прожиточного минимума), были как мы видим Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ (4,29 бюджета прожиточного минимума).
А в основном уровень бедности по доходам превысил значение показателя по стране (13,4%).
При этом максимальное значение показателя — 16,7% (Мурманская область).
В других субъектах Северо-Западного округа, за исключением Новгородской, псковской и Калининградской областей был отмечен высокий уровень душевого валового регионального продукта (ВРП) по паритету покупательной способности (ППС) — более 10000 долл.
Характеристика Центрального ФО по качеству и уровню жизни населения представлена в (таблице 7).
Таблица 7 Показатели качества и уровня жизни населения Центрального ФО
Субъект |
ПС доходов (количество наборов ПМ) |
Уровень бедности по доходам % |
Коэффициент Джини, доли от единицы |
Душевой ВРП по ППС, долл. |
Москва |
6,01 |
12,3 |
41514 |
|
Белгородская обл. |
2,95 |
14,1 |
0,371 |
10052 |
Липецкая обл. |
3,04 |
10,1 |
0,376 |
13112 |
Ярославская обл. |
2,59 |
12,5 |
0,382 |
10120 |
Московская обл. |
3,37 |
11,2 |
0,374 |
11622 |
Курская обл. |
2,75 |
13,4 |
0,360 |
7390 |
Орловская обл. |
2,43 |
19,1 |
0,384 |
6482 |
Рязанская обл. |
2,31 |
17,1 |
0,362 |
7401 |
Воронежская обл. |
2,63 |
17,2 |
0,408 |
5987 |
Тамбовская обл. |
2,91 |
13,5 |
0,381 |
5863 |
Калужская обл. |
2,67 |
15,1 |
0,360 |
7171 |
Тульская обл. |
2,41 |
13,7 |
0,343 |
7565 |
Костромская обл. |
2,13 |
17,4 |
0,364 |
6438 |
Владимирская обл. |
1,92 |
27,3 |
0,317 |
6282 |
Смоленская обл. |
2,30 |
18,4 |
0,342 |
6719 |
Тверская обл. |
2,31 |
12,8 |
0,353 |
7354 |
Брянская обл. |
2,31 |
17,5 |
0,364 |
5209 |
Ивановская обл. |
1,56 |
30,6 |
0,335 |
4114 |
Россия |
3,26 |
13,4 |
0,422 |
13173 |
Как видно из таблицы в целом в субъектах Центрального округа социальные индикаторы качества и уровня жизни населения сложились на «среднем» и «ниже среднего» уровнях. В Москве, Белогородской и Липецкой областях уровень душевого валового регионального продукта по паритету покупательной способности характеризовался как «высокий», а во Владимирской и Ивановской областях сложились низкая покупательная способность денежных доходов менее 2 бюджета прожиточного минимума и высокий уровень бедности населения по доходам (более чем в 2 раза превышали общероссийский уровень).
В Москве покупательная способность денежных доходов составляла шесть наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум, находилась на среднем уровне и была самой высокой в стране.
В целом можно говорить о неравномерности социально-экономического развития отдельных территорий в нашей стране, о сложившихся высоких межрегиональных различиях в качестве и уровне жизни населения.
3. Государственная политика доходов населения
.1 Регулирование доходов населения
Главной задачей государства по распределению доходов является уменьшение различия в доходах и обеспечение более благоприятными условиями материальной жизни населения. Но так же чрезмерно активное вмешательство государства в распределительный механизм по выравниванию доходов может снизить деловую активность общества, и привести к падению эффективной хозяйственной деятельности.
Неравенство в доходах в большей мере связанно с объективным действием рыночного механизма и природным фактором, и об этом не стоит забывать. Стремление полностью уничтожить дифференциацию доходов означало бы то же самое, что и полностью разрушить сам рыночный механизм экономики. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Главная деятельность государства направлена на разрешение проблемы бедности населения и связанно с поддержанием прожиточного минимума ту часть населения, которая не в силах обеспечить себя сами. Так же государство сокращает (экономическими средствами) ту часть населения, которая является бедной. Иначе увеличение численности необеспеченного населения может привести к социальным взрывам и нестабильностью в жизни общества. Одной из основных целей социальной политики государства является сокращение бедной части населения.
Следует учесть, что разница в уровне потребления может не зависеть от факторов, которые относятся к внутренним свойствам труда работника и его качеств. К таким факторам в первую очередь можно отнести: соотношение количества работающих в семье и иждивенцев, размер семьи, состояние здоровья, а так же географические и климатические условия.
Основной функцией государства в распределении доходов является уменьшение этих различий и обеспечение более благоприятными условиями материальной жизни населения. Формой реализации такой цели становится распределение трансфертных выплат, услуг и продуктов и конечно же государственные программы по стабилизации доходов. В различных странах имеют место государственные программы по стабилизации доходов и порядок их формирования различен.
Одна часть средств оговоренных выше программ образуется за счёт государственного бюджета и используется централизованно. Остальные средства составляют прибыль от предприятий и фондов.
Через государственный бюджет и каналы государственных программ оказывается помощь в удовлетворении потребностей и воспитании юных членов общества, обеспечение нетрудоспособных, содержание престарелых и (отчасти) получения образования. Показатель удовлетворения данных потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем развитием экономики и ценностными установками, которые сложились в обществе.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
В первом направлении часть поступлений, которые получают население, зависит от труда, так же в их состав входят и размеры удовлетворённых потребностей.
Во втором направлении выплаты, проводимые государством, не имеют никакой связи с трудом этого работника, в счёт данных выплат входит размер потребностей, на которые направляются выплаты на удовлетворение этих потребностей. Данные выплаты включают в себя: выплаты на специализированное лечение, пособия на детей многодетным семьям, матерям-одиночкам, на специализированное лечение и дотации государства на содержание детей в детских учреждениях. Размер такой дотации в первую очередь зависит от уровня доходов родителей и количества детей.
Третье направление характеризуется тем, что основная часть выплат, выступающих в форме льгот и услуг, направляется населению только в натуральной форме и поступают населению через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Часть этих распределяемых средств образует так называемые дополнительные доходы. Данные доходы не проходят через бюджет семьи и соответственно нельзя ими распоряжаться по своему усмотрению. Эти доходы полностью определяются возможностями, а так же интересами общества на конкретный момент, а распределяются они без учёта индивидуального труда. Но не все трудящиеся становятся потребителями части государственной помощи, ими становятся только те, кто имеет в этом потребность. Так, например, больше всего обращаются к бесплатной медицине, та часть населения, которая имеет серьёзные заболевания и не в силах самостоятельно оплатить услуги, предоставляемые медициной. А услуги школьных учреждений не могут оплачивать те семьи, которые являются многодетными.
Государственные выплаты всех выше рассмотренных программ помощи сформированы так, чтобы как можно больше уравновесить уровни доходов, которые вызваны не различиями в труде, а как раз причинами, вызванными вне самого процесса труда. Эти выплаты также способствуют удовлетворению целого ряда потребностей, которые наиболее важны для формирования способностей населения к труду, доступного здравоохранения и достойного пенсионного обеспечения. Государственная политика в этом отношении должна быть особенно активной, поскольку эта форма распределения доходов целиком затрагивает интересы каждого его члена и общества в целом.
Полное выравнивание доходов населения с помощью слишком активного вмешательства государства может привести к снижению деловой активности общества, и как следствие понижению эффективности производства. Но с обратной стороны, если государство будет сокращать свою роль в регулировании доходов, то это может привести к чрезмерной дифференциации доходов населения, снижению эффективности производства, социальной напряжённости и соответственно к обострению социальных конфликтов. Регулирование государства социальных отношений в обществе связанно с уменьшением противоречий между справедливостью и социальной эффективностью. В сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам, но, тем не менее, тесно взаимосвязанных лежит конфликт между эффективностью и социальной справедливостью.
.2 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России
Основную часть доходов домохозяйств формируют перспективное развитие финансовых мер.
Во-первых, предлагается отказаться от установления минимальной заработной платы как единой для всей России абсолютной величины, выраженной в рублях, и перейти к установлению минимальной заработной платы в процентах к региональному минимальному потребительскому бюджету (РМПБ) работника в трудоспособном возрасте, который будет компенсировать не только минимальные физиологические потребности, но и более высокий уровень материального, этического и другие потребления. Этот региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ) должен исчисляться как по всем субъектам Российской Федерации, так и по определенным природноклиматическим зонам страны, что, должно стать средством в преодолении резкой территориальной дифференциации доходов населения. В ряде депрессивных регионах, основой расчетов регионального МРОТ могут стать региональные оптимальные потребительские бюджеты, составленный с учетом требований более высокого уровня жизни.
Во-вторых, значительное увеличение заработной платы в бюджетной сфере явилось бы мощным толчком к старту процесса повышения оплаты по труду, который бы неизбежно привел к поднятию заработной платы на предприятиях и организациях всех форм собственности. Основные идеи, позволяющие повысить доходы занятых в отраслях социально-культурной сферы, заключается, наряду с переходом к отраслевым системам оплаты труда работников всей бюджетной сферы, в отражении в системе оплаты труда территориальных различий в уровне жизни регионов, проведении систематизации и унификации стимулирующих выплат к основной тарифной сетке в рамках отрасли социальной сферы, то есть достижение единого подхода к применению выплаты надтарифной части оплаты труда в рамках одной отрасли, в стремление к дифференциации источников финансирования. Принцип применения отраслевых систем оплаты труда, прежде всего, связан с дифференциацией заработной платы в зависимости от отрасли социальной сферы, сложности выполняемой работы, уровня образования, квалификации и специального стажа работников. Перечисленные рекомендации следует дополнить предложением о дополнительной оплате труда руководителей предприятий бюджетной сферы, на основе перевода работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров для повышения качества управления.
В-третьих, в исследовании рассматривается переход на прогрессивную форму оплаты наемного персонала, как система минимальной заработной платы за один час времени для любых категорий наемных работников. С одной стороны, она обеспечит возможность установить почасовую ставку оплаты труда в размере не ниже соответствующего прожиточного минимума, с другой — позволит предпринимателям более рационально использовать рабочую силу, что создало бы стимулы к повышению производительности труда.
В-четвертых, необходимо обеспечить жесткую взаимосвязь уровня оплаты труда работников, государственных служащих, руководителей всех уровней от производственных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий. Для работников бюджетной сферы предлагается реализовать введение «рамочных» должностных окладов, то есть определенный диапазон в виде процентного отклонения от оклада. Целесообразно также принятие ряда нормативных документов с рекомендациями об организации системы заработной платы на предприятиях и организациях, для более эффективного использования надбавок и доплат, а также и «рамочного» подхода. В качестве критерия можно использовать такие показатели как квалификация работника, выполнение сложных ответственных работ, совмещение профессий, сверхнормативные нагрузки, конечные итоги деятельности предприятия. Здесь необходимо отметить о низкой доли оплаты труда в себестоимости производимой продукции. В России этот показатель составляет лишь 20-25%. Если осуществить меры по регламентированию увеличению этой величины, возможно в два раза, то это не только повысит материальное положение работника, но и реально заинтересует работающего в результате своей деятельности.
Домашнее хозяйство обладает и предпринимательским потенциалом, реализация которого формирует определенные виды первичных доходов домохозяйств. В системе государственной поддержки малого предпринимательства, в диссертационном исследовании предлагается:
особое внимание уделить задаче улучшения начальных, стартовых условий создания семейных предприятий, стержнем которой является становление института собственности, который является источником формирования мотивов экономической активности;
разработать упрощенные процедуры ликвидации неудачно начатого или несостоявшегося бизнеса;
обеспечить поддержку наиболее важных сфер предпринимательской активности по принципу приоритетности определенных секторов экономики, в том числе созданием благоприятных условий предоставления кредитов; налоговые льготы, особенно мелкому рисковому капиталу; другие формы поддержки вплоть до предоставления малому бизнесу весомого места в государственных контрактах;
развитие финансовой инфраструктуры, внедрение финансовых технологий, направленных на стимулирование частного предпринимательства.
В курсовой работе аргументировано, что наиболее эффективные инструменты регулирования доходов домохозяйств связаны с реализацией налоговой политики. На данном основании обоснованы направления совершенствования налоговых методов воздействия на процесс формирования и использования доходов домохозяйств.
В частности, предлагается не облагать домашние хозяйства с уровнем дохода, размер которых меньше прожиточного минимума. Основным направлением такой ориентации следует считать повышение стандартного вычета из дохода работника до размера прожиточного минимума, рассчитанного как региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ), а также увеличение вычета на детей. Это может стать эффективным инструментом защиты реальных доходов малообеспеченных слоев населения и домохозяйств с низким уровнем дохода.
Необходимо возродить стимулирующую функцию налогов. Это достижимо путем использования специальных целевых налоговых льгот, предоставляемых малым предпринимателям со строго обозначенными условиями использования. Система льгот может включать:
отсрочку платежа налога с требованием обязательного использования всей или части высвобождаемой суммы на определенные цели;
льготы, предоставляемые в индивидуальном порядке, по налогообложению средств, направленных на выполнение важных целевых социальных программ, определенных государственных заказов и услуг населению.
В России фискальные действия государства в отношении пенсионных ресурсов НПФ осуществляются и «на входе» в систему, и «выходе» из нее. Это означает, что пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями (вкладчиками) в НПФ в пользу наемных работников (участников), облагаются некоторыми налогами. В последующем, выплаты также являются объектом налогообложения. Здесь целесообразно перенести налоговую нагрузку с пенсионных взносов, уплачиваемых работодателями в НПФ, на пенсионные выплаты (только с инвестиционной части), которые негосударственные пенсионные фонды впоследствии выплачивают участникам.
Предлагаемые изменения, безусловно, сократят поступления в бюджет, но одновременно это увеличит приток ресурсов в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Потенциально это позволит решить задачу повышения уровня жизни пенсионеров за счет роста доходов.
Внедрение перечисленных мероприятий в систему финансов домохозяйства целесообразно объединить в единую программу. Целостный механизм косвенной поддержки и прямого поощрения будет служить источником стимулирования труда, повышения уровня предпринимательской активности, социальной защиты и сформирует систему, в которой создаются устойчивые условия для экономического роста.
Заключение
В данной работе была рассмотрена следующая тема — «Особенности формирования доходов домашних хозяйств». Была поставлена конкретная цель — раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В данной работе подробно описано формирование доходов домашних хозяйств.
В первой главе были перечислены все виды доходов домашних хозяйств, рассмотрены факторы, влияющие на из формирование. Была выявлена роль социальных трансфертов, выплачиваемых государством. И было доказано, что трансферты являются основной частью, составляющей доходы населения. Была разобрана такая тема, как дифференциация доходов, рассмотрены её показатели, изучен такой метод её измерения, как «кривая Лоренца и коэффициент Джинни».
Вторая глава раскрывает, каким образом доходы влияют на уровень жизни населения. Показано количество реальных располагаемых доходов населения в России за 2007-2009гг. Было выявлено, что в силу развития трансформационных процессов в экономической системе страны структура денежных доходов за 2004-2008гг.потерпела существенные изменения. Затем были показаны абсолютные и относительные показатели уровня жизни, которые характеризуют обеспеченность населения, проанализированы такие индикаторы уровня жизни как: покупательская способность, уровень экономического неравенства, и душевой валовый региональный продукт. По данным индикаторам было проведено ранжирование некоторых федеральных округов России.
В третьей главе рассмотрена тема государственной политики доходов. Было изучено, что неравенство в доходах в большей мере связанно с действием рыночного механизма. А главная деятельность государства направлена на разрешение проблемы бедности, и поддержания прожиточного минимума. Были также рассмотрены основные направления распределения средств государством, финансовые меры в политике регулирования доходов. В настоящее время в России наблюдается такая ситуация, что доходы населения колеблются от величины заработной платы до очень высоких значений, несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут.
домашнее хозяйство доход
Список использованной литературы
Госкомстат, интернет www.gks.ru <#»511341.files/image002.gif»>
Рис. 1 Кривые концентрации дохода (Лоренца)
Таб.1
% семей |
% дохода |
|
Абсолютное равенство |
Абсолютное неравенство |
|
0 |
0 |
0 |
20 |
20 |
0 |
40 |
40 |
0 |
60 |
60 |
0 |
80 |
80 |
0 |
100 |
100 |
100 |
Фактически распределение доходов отражается кривыми вида I, II, III. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе ОА. тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности. Различие видов кривых фактического распределения связано с тем, что в них учитываются доходы I — до вычета налогов. II — после вычета налогов. III — с учетом трансфертных платежей. Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца. Степень неравенства (или степень концентрации) математически выражается площадью фигуры над кривой фактического распределения, соотнесенной с площадью треугольника ОАВ — индекс Джини. Обобщение фактических данных на базе описанной методологии используется для оценки степени неравенства распределения доходов в различные периоды времени, между различными странами или группами населения.
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения.