Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике

Доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций составляет 21,6 %. Погашение данного вида обязательств в отчетном периоде составило 4 815 965,1 тыс. рублей, привлечение – 4 625 000,0 тыс. рублей.

Долговые обязательства Костромской области в виде обязательств по государственным гарантиям Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года отсутствуют[31].

Доля «рыночного долга», к которому относятся банковские кредиты и ценные бумаги, то есть без учета бюджетных кредитов по состоянию на 1 марта 2013 года составляет 69 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета и 72% в 2014г. Для сравнения, в 2010 году данный показатель составил 73 %.Важное влияние на улучшение качества управления долгом оказало сокращение в структуре государственного долга доли банковских кредитов, привлекаемых преимущественно на срок до одного года. Банковские заимствования сохраняют свою актуальность в части их использования для финансирования временных кассовых разрывов.

Определим отношение госдолга к собственным доходам в КО и других регионах ЦФО с помощью рис.2.5.

Рис. 2.5 –Отношение госдолга к собственным доходам (по данным на 01.01. 2014г)

Согласно данным рис.2.5 на 2014г. госдолг Костромской области практически равен доходам, что является наихудшим показателем в ЦФО на 2013г.

На данный момент Костромская область имеет подтвержденный в августе 2013 года долгосрочный рейтинг международного агентства Fitch Ratings на уровне «В+» с позитивным прогнозом развития (согласно данным таблицы 2.3).

Аналогичный рейтинг и прогноз развития получил в начале августа 2013 года г. Казань.

Таблица 2.3–Рейтинг финансовой надежности региона

Наименование рейтинга

Дата присвоения

Рейтинг

Прогноз

Долгосрочный рейтинг в иностранной валюте

09.08.2013

В+

Позитивный

Долгосрочный рейтинг в национальной валюте

09.08.2013

В+

Позитивный

Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте

09.08.2013

В

Стабильный

Национальный долгосрочный рейтинг

09.08.2013

А (rus)

Позитивный

Финансовая система нашего региона стабильна, рисков невозврата госдолга не существует, Костромская область не имеет просроченной задолженности по долгам, все обязательства выполняются в полном объеме и в установленный срок.

В качестве надежного инструмента погашения государственного долга Костромской области на период с 2011 до 2016 года выбраны биржевые облигации со сроком обращения до 5 лет. В 2013 году доля ценных бумаг в структуре долга увеличилась, что должно оказать положительное влияние на кредитные рейтинги Костромской области .

Рассмотрим структуру совокупного муниципального долга Костромской области с помощью рис.2.6.

Согласно данным рис. 2.6, основной объем долга Костромской области приходится на муниципальный долг г.Костромы -57% в совокупном объеме. Муниципальный долг муниципальных районов и городских округов в общей сложности не превышает 43%. и составляет 22% и 21% соответственно[31].

Рис.2.6 –Структура муниципального долга в Костромской области (по данным 2013г.)

Рассмотрим динамику консолидированного муниципального долга Костромской области за 2010-2013гг. с помощью таблицы 2.4. и рис.2.7.

Таблица 2.4 Динамика муниципального долга в Костромской области, млн.руб.

Распределение мун.долга

2010

% в стр-ре

2011

% в стр-ре

2012

% в стр-ре

2013

% в стр-ре

∆, в структуре

Абс.изм, млн.руб.

мун.районы

702,1

23%

684

22%

757,2

24%

703,9

22%

-1%

1,8

городские округа

654,2

22%

663,1

22%

674,1

21%

654,27

21%

-1%

0,07

г.Кострома

1654

55%

1702,2

56%

1733

55%

1778,97

57%

2%

124,97

Итого

3010,3

100%

3049,3

100%

3164,3

100%

3137,14

100%

0%

126,84

Согласно данным таблицы 2.4., структура муниципального долга за годы исследуемого периода изменилась незначительно. Так доля долга муниципальных районов и городских округов в совокупной структуре долга снизилась на 1% по каждой из категорий. Доля долга г.Костромы за 4 года увеличилась на 2%. Абсолютное изменение объема долга для г.Костромы составило 125 млн.руб. за годы исследуемого периода. Для мун.районов прирост составил 1,8 млн. руб. Для городских округов увеличение составило 0,07 млн.руб.Рассмотрим динамику с помощью рис.2.7.

Рис.2.7 –Динамика муниципального долга в КО за 2010-2013г.

Как свидетельствуют данные рис.2.7., объем муниципального долга в распределении по категориям на протяжении исследуемого периода изменялся незначительно.

Таким образом, бюджет Костромской области на протяжении длительного времени является дотационным и дефицитным. Это обусловливает потребность в грамотном управлении государственным долгом региона.

Одной из задач, стоящих перед регионом, является достижение равномерности погашения долга. Ежегодный долговой «навес», состоящий из краткосрочных банковских кредитов, несет в себе высокие риски рефинансирования. Одним из инструментов для решения данной задачи является выпуск государственных долговых ценных бумаг Костромской области, опыт работы которой на российских фондовых площадках имеет давнюю историю.

С 2002 года регион является постоянным участником рынка ценных бумаг, в обращение выпущены шесть облигационных займов.

Облигационный займ — займ, который осуществляется путем выпуска заемщиком облигаций.

Облигация – это эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от эмитента облигации в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права. Существуют различные виды облигаций. Классическая облигация представляет собой ценную бумагу, по которой выплачивается фиксированный доход.

Основными целями эмиссий остается финансирование инвестиционных проектов на территории области и других расходов капитального характера, а также снижение единовременной долговой нагрузки на бюджет путем диверсификации структуры долга в пользу ценных бумаг.

К основным факторам, позитивно влияющим на имидж региона на рынке облигаций, относится прежде всего статус субъекта РФ, долговые обязательства которого выполняются в полном объеме и в установленный срок. У Костромской области не существует очевидных рисков невозврата долга.

Облигации выпускаются в форме государственных документарных ценных бумаг Костромской области на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом) глобального сертификата с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга.

Шестой по счету выпуск облигаций Костромской области в 2011 году стал крупнейшим за время работы региона на фондовых площадках – объем эмиссии составил 4 млрд. рублей, срок обращения 5 лет, ставка купона 9,5 процентов годовых. 24 и 25 ноября 2011 года объем сделок на покупку облигаций региона составил 2,1 млрд. рублей. Этих средств было достаточно для погашения задолженности перед банками и для амортизации долга по предыдущему выпуску облигаций 2007 года в сумме 900 млн. рублей.

В декабре 2011 года выпуск включен в Ломбардный список Банка России, принимается в качестве обеспечения по сделкам РЕПО, что повысило привлекательность ценных бумаг[31].

Продолжение размещения займа в сумме 1,9 млрд. рублей прошло в 2 полугодии 2012 года уже после его включения в котировальный список ММВБ «А» первого уровня. Полученные средства были направлены на погашение краткосрочного долга перед банками.

Следующий выпуск облигаций пришелся на 2013г. Размещение 7-го выпуска облигаций 2013 г. призвано полностью заместить короткий банковский долг общим объемом 2,735 млрд. руб. с погашением в 2013-2014 годах более длинными обязательствами – это увеличит общую дюрацию долга области и снизит зависимость области от краткосрочного банковского кредитования, одновременно снижая риски рефинансирования.

Оставшиеся средства будут направлены на погашение части основного долга по выпуску облигаций серии 34006 и частичное погашение коротких бюджетных кредитов.

Рассмотрим сравнительную характеристику облигационных займов 2011 и 2013гг с помощью таблицы 2.5

Таблица 2.5 — Сравнительная характеристика облигационных займов 2011 и 2013гг.

Показатель

2011

2013

Эмитент

Департамент финансов Костромской области

Вид долговых обязательств

облигации

Вид облигаций

купонные

Вид купона

фиксированный

Форма выпуска

документарные на предъявителя

Погашение номинала

амортизационная

Формат размещения

по цене

Способ размещения

открытая подписка

Дата начала размещения Облигаций:

24 ноября 2011 г.

4 октября 2013г.

Датой окончания размещения Облигаций

дата продажи последней Облигации выпуска первым владельцам

Объем первоначального размещения ,руб

2 125 944 000

3000000

Срок обращения Облигаций

1820

1820

Общее количество Облигаций выпуска , штук

4000000

4000000

Номинальная стоимость

1000

1000

Количество купонных периодов

20

20

Длительность каждого из купонных периодов

91

1 период-168дн., 2-18 периода-91 день, 19-63 дня,20 периода-42 дня.

Амортизация долга

Дата погашения части номинальной стоимости Облигаций

Часть номинальной стоимости Облигаций, подлежащая погашению

Дата погашения части номинальной стоимости Облигаций

Часть номинальной стоимости Облигаций, подлежащая погашению

21.11.2013

27,50%

18.09.2015

20%

21.08.2014

37,50%

17.06.2016

25%

20.08.2015

27,50%

17.03.2017

20%

17.11.2016

7,50%

16.03.2018

20%

28.09.2018

15%

Купонный доход выплачивается в дату окончания купонного периода

Цена первичного размещения (% от номинальной стоимости облигации)

96,18%

100%

Ставка купона – 1-20 купоны

9,5 % годовых

1-2 купоны — 8.6% годовых, 3-5 купоны — 9.35% годовых, 6-9 купоны — 9.05% годовых, 10-12 купоны — 8.75% годовых, 13-15 купоны — 8.25% годовых, 16-20 купоны — 7.7% годовых.

Периодичность выплаты купона

4 раза в год

Дата погашения

17.11.2016

28.09.2018

Размер купона на 1 ценную бумагу, руб.

23,68

39,58

Согласно данным о выпусках облигаций КО в 2011 и 2013гг имеют сходства в условиях. Эмитентном обоих выпусков выступает Департамент финансов Костромской области. Вид выпускаемых в 2011, 2013гг. облигаций купонный, со способом размещения открытая подписка, купоны фиксированные, документарные на предъявителя, погашение номинала-амортизационное.

Общее количество облигаций и 6-го и 7-го выпуска 4000000 шт. Срок обращения -5 лет (1820 дней), номинальная стоимость-1000 руб. Количество купонных периодов-20, периодичность выплаты купона-4 раза в год.

Однако существуют некоторые различия. Так цена первичного размещения 7-ого выпуска облигаций в 2013г. составляет 100% от номинальной стоимости облигаций, кроме того средняя ставка купона в 2013 –ниже более, чем на 1% , кроме того длительность 1 купонного периода на 68 дней дольше, чем по условиям облигационного займа 2011г. Все это снижает привлекательность покупки облигаций для инвесторов, в сравнении с прошлым облигационным выпуском. Однако, размер купона на 1 ценную бумагу на 15,9 руб. выше, что повышает их привлекательность и нивелирует факторы, указанные выше[31].

Таким образом, успешная работа Костромской области на облигационном рынке во многом связана с детализацией долговой политики региона в части использования более широкого спектра возможностей рынка. В 2013 году был произведен последний выпуск нового облигационного займа. От размещения ценных бумаг предусмотрено поступление средств в областной бюджет в сумме 4 млрд руб.

2.2 Перспективы погашения государственного и муниципального долга в РФ

В настоящее время идет переход в развитии долговой сферы государства на научную основу. При реализации долговой деятельности органы власти исходят из необходимости:

  • создания условий для повышения значения заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного и муниципального долга;
  • ограничения объема государственных заимствований объемом погашения государственного долга;
  • увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;
  • завершения урегулирования долга ранних периодов;
  • снижения расходов на обслуживание государственного и муниципального долга;
  • ограничения привлечения средств международных финансовых организаций финансированием проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение.

В настоящее время основными целями долговой стратегии являются следующие: